Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Комплексная проверочная работа по русскому языку. 9 класс
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Цицерон Марк Туллий (106—43 до н.э.) происходил из аристократической семьи, в Риме получил прекрасное образование, которое завершил в Афинах.
Рано проявил себя как блестящий оратор и стал избираться на важные государственные посты.
В 63 году до н.э. на должности консула обвинил Катилину (неудачливого реформатора) в государственном заговоре, и часть заговорщиков была казнена.
Через пять лет Цицерона под предлогом того, что казнь была незаконной, изгнали из Рима.
Ссылка пошла впрок: он занялся философией.
Во время гражданской войны Цицерон остался сторонником республиканского правления.
Цезарь его простил, но Антоний осудил на смерть.
Литературное наследие Цицерона обширно и оказало большое воздействие на последующие поколения.
Помимо множества речей и писем им были написаны трактаты по риторике, политологии, философии.
До сих пор не утратили актуальности труды Цицерона «О государстве», «О законах», «О пределах Добра и Зла», «О природе богов», «Об обязанностях».
Цицерон был убежден, что «каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец».
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-7 выпишите страдательное причастие.
2. Из предложений 8-9 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЛУЧИЛ ОБРАЗОВАНИЕ в предложении 1?
4. Из предложений 4-8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Цицерон Марк Туллий происходил (предложение 1)
2) завершил (предложение 1)
3) проявил и стал избираться (предложение 2)
4) часть казнена (предложение 3)
6. Среди предложений текста найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное сложносочиненное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемым.
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения
10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Спиноза Бенедикт (1632—1677) родился в Амстердаме, в купеческой еврейской семье.
Окончил школу при синагоге, после смерти отца продолжил его дело.
Общаясь с различными людьми, размышляя о Боге, природе и человеке, он разуверился в догмах иудаизма.
В еврейской общине его подвергли отлучению, вынудили покинуть Амстердам.
Изгнанника приютили друзья.
В течение короткого времени он написал «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта» и фундаментальный «Богословско-политический трактат», который оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма.
Это произведение было запрещено.
Его «Этика, доказанная в геометрическом порядке», увидела свет уже после смерти автора.
Как последовательный пантеист Спиноза считал едиными и неотделимыми Бога и Природу, Материю и Дух.
Он верил в могущество человеческого разума и в то, что путем логических доказательств можно убедить людей жить достойно, честно, дружно.
Считал, что человеку следует учиться у природы и понимать свое незнание.
1. Из предложений 4-11 выпишите притяжательное местоимение.
2. Из предложений 6-8 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ в предложении 7?
4. Из предложений 5-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1) Спиноза родился (предложение 1)
2) окончил, продолжил (предложение 2)
3) человеку следует учиться и понимать (предложение 11)
4) это произведение было запрещено (предложение 7)
6. Среди предложений текста найдите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологизмом. Напишите номер этого предложения.
3) сложное бессоюзное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений/
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.
Вольтер Мари Франсуа (1694—1778) был яростным борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм; впоследствии подобных людей стали называть вольтерьянцами.
Родился в Париже в семье состоятельного нотариуса.
Учась в иезуитском коллеже, окончательно разуверился в церкви и стал презирать ее служителей.
За язвительные сатиры против абсолютизма и церкви дважды попадал в Бастилию.
Высланный из Франции, три года жил в Англии.
Он был приближен ко дворам Людовика XV и прусского короля Фридриха II, но не пожелал поступиться свободой мысли ради комфорта.
С ним переписывались многие монархи и революционеры, крупные мыслители и простые обыватели, которые занимались критикой феодально-абсолютистской системы.
Вольтер предпочитал писать философско-художественные сочинения, например, «Философские письма», «Кандид, или Оптимист», «Простодушный».
Принадлежат ему и серьезные трактаты: «Основы философии Ньютона», «Метафизический трактат», «Философский словарь», «Опыт о всеобщей истории – о нравах и духе народов».
Как философ-просветитель Вольтер высмеивал слепой оптимизм и веру в прогресс.
Обличая церковников, предупреждал, что «атеисты, обладая властью, были бы столь же опасны для человеческого рода, как и суеверные люди».
Трудно даже представить, каким было бы идейное содержание Великой французской революции, развитие мировой общественно-философской мысли без трудов великого Вольтера.
1. Из предложений 1-5 выпишите предлог, омонимичный наречию.
2. Из предложений 7-12 выпишите все частицы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ТРИ ГОДА в предложении 5?
4. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1) Вольтер Мари Франсуа был борцом (предложение 1)
2) попадал (предложение 4)
3) он был приближен (предложение 6)
4) попадал в Бастилию (предложение 4)
6. Среди предложений 6-12 найдите предложение, в котором сказуемое составное именное. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 3:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено обособленным обстоятельством
3) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством
4) сложное сложносочиненное
8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения/
12. Среди предложений 6-12 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Энгельс Фридрих (1820-1895) родился в Рейнской провинции Пруссии в семье текстильного фабриканта, работал в его конторе, приобщался к коммерции.
Не переставал заниматься самообразованием и, отбывая воинскую повинность, посещал лекции в Берлинском университете, сотрудничал в «Рейнской газете».
Стал совладельцем фабрики в Манчестере (Великобритания), имея возможность безбедно существовать и материально поддерживать семью К. Маркса, с которым подружился в 1844 году.
Многие работы были написаны ими совместно («Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др.).
После участия в революционных выступлениях 1849 года в Германии Энгельса вынудили покинуть родину, он эмигрировал в Швейцарию, затем на Британские острова.
Как истинный революционер активно работал в I Интернационале.
Энгельс написал множество произведений, не утративших своей актуальности и сегодня: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии», «Диалектика природы».
В последней книге, оставшейся незаконченной, обобщил материалистические представления об окружающем мире.
Был убежден, что «совершенное общество, совершенное «государство», ради которого ломали копья философы всех времен и народов, – это вещи, существующие только в фантазии».
По трудам Энгельса можно изучать вопросы международной политики и военного дела Европы 19 века.
2. Из предложений текста выпишите все союзы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ в предложении 7?
4. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1) Энгельс Фридрих родился (предложение 1)
2) работы были написаны ими (предложение 4)
3) стал совладельцем (предложение 3)
4) Энгельсом освещались (предложение 10)
4) сложное сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным
12. Среди предложений 1-6 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
1. Васильевых И. П, Гостева Ю. Н. О ГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые текстовые задания.-М.: «Экзамен», 2017,- 96 с.
Густые облака дыма не крутились уже в воздухе. Как тяжкие свинцовые глыбы, они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, удушливый воздух захватывал дыхание; ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, и только в вышине, под самыми облаками, плавали стаи коршунов.
(М. Н. Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году)
О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?
Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.
Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении.
Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.
Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.
Укажите, какой частью речи является слово
Укажите тип связи слов в словосочетании
Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
Укажите тип сказуемого
Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот. Напишите его номер.
Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова. Напишите их номера.
. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.
. Укажите правильную характеристику предл. 6:
простое, осложненное обособленными определениями;
простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;
простое, осложненное обособленными обстоятельствами.
Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.
Укажите тип придаточной части в предложении
Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Укажите правильное объяснение слитного написания слова
в предложении имеется противопоставление;
–приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл.
Как тяжкие свинцовые глыбы, они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, удушливый воздух захватывал дыхание; ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, и только в вышине, под самыми облаками, плавали стаи коршунов.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Как называется троп, использованный автором в предл. 11?
Пламенный океан –
Из предл. 4 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову (предл. 7)? Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
Подберите синоним к слову
Укажите способ образования слова
Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.
Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие.
Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово (предл. 11, начальная форма – ). Подберите синоним к нему.
Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами. Напишите их номера.
Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер.
Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова. Напишите их номера.
Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание.
Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Из предл. 11 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «В прилагательном с суффиксом
Из предл. 7–11 выпишите все слова, в которых правописание приставок зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Из предл. 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Укажите средство связи между предл. 10 и 11:
Священная и древняя обитель царей русских –
17 августа батальон Дениса Давыдова, особенно отличившийся в делах под Катанью и Дорогобужем, стоял близ Царева Займища. Сюда на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, только что пожалованный титулом светлейшего князя.
Войско встречало его с неописуемым восторгом. И Денис, в тот день увидевший прославленного русского полководца, вполне разделял общие чувства. Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце. Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление. Главнокомандующего сопровождала большая свита. Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, и Ермолова, и Раевского, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других.
Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. Кутузов слегка поморщился, махнул рукой.
– Не надо, ничего этого не надо, – сказал он. – Я приехал только посмотреть, здоровы ли мои дети? Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.
Заметив, что растянувшийся на дороге обоз какого-то генерала мешает проходить пехоте, Кутузов подозвал одного из своих адъютантов и приказал:
– Отведи, голубчик, эти экипажи в сторонку. Солдату каждый шаг дорог, скорей до места дойдет – больше отдохнет. О солдате более всего попечение иметь надлежит! Когда же обоз освободил дорогу, а следовавший за ним полк егерей в стройных рядах и боевом порядке приблизился к главнокомандующему, он, сняв фуражку и приветливо помахав войскам, воскликнул:
– Как с такими молодцами отступать да отступать!
– Приехал Кутузов бить французов! – эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало.
(Н. Задонский. Денис Давыдов)
Чем прославился герой Отечественной войны Денис Давыдов?
Какое слово является синонимом к слову
(предл. 6) образовано от существительного со значением «способ бега лошади, при котором одновременно выносится вперед или обе правые ноги, или обе левые ». Используя данное значение, дайте толкование слову
Укажите, от какого слова и каким способом образовано существительное
Из предл. 9 выпишите страдательное причастие.
Среди предл. 21–25 найдите такое, в котором есть вводная конструкция. Напишите его номер.
Среди предл. 14–20 найдите такое, в котором есть обращение. Напишите его номер.
Из предл. 18–20 выпишите словосочетания с типом связи согласование.
Из предл. 3 выпишите приложение.
Из предл. 10 выпишите грамматическую основу. Укажите тип сказуемого.
Сколько грамматических основ в предл. 15?
Среди предл. 5–9 найдите такое, в котором есть однородные подлежащие. Напишите его номер.
простое, осложненное обособл. дополнениями;
простое, осложненное обособл. определениями;
простое, осложненное однородными определениями;
простое, осложненное однородными дополнениями.
Замените в предл. 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
Из предл. 4–6 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.
Из предл. 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В приведенных ниже предл. из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других. Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился.
Укажите средство связи между предл. 4 и 5:
слова одной тематической группы.
Из предл. 9 выпишите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных.
Из предл. 6 выпишите устаревшие слова. Каким термином называют такие слова?
Определите лексическое значение слова
красновато-рыжий с черным хвостом и гривой;
красновато-рыжий с белым хвостом и гривой;
белый с черным хвостом и гривой;
черный с белым хвостом и гривой.
Из предл. 17 выпишите слова, образованные приставочным способом.
Укажите, от какого слова и каким способом образовано слово
Из предл. 14–16 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.
Укажите, какой частью речи и каким членом предл. является слово
Укажите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предл. 24.
Среди предл. 7–9 найдите такие, в которых есть несогласованные определения. Напишите их номера.
Выпишите из предл. 3 словосочетание с типом связи примыкание.
Выпишите грамматическую основу из предл. 23. Укажите тип сказуемого.
Определите тип сказуемого в придаточной части предл. 17.
Укажите правильную характеристику предл. 15:
СПП с придаточным изъяснительным;
СПП с придаточным определительным;
СПП с придаточным цели.
Укажите правильную характеристику предл. 21:
СПП с однородными придаточными времени;
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью;
сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью;
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
Замените в предложении 5 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
Из предл. 3–5 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости/глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Укажите правильное объяснение постановки тире в предл. 19:
тире между частями бессоюзного сложного предложения;
тире между подлежащим и сказуемым;
тире в неполном предложении;
тире при прямой речи.
Укажите средство связи между предл. 24 и 25:
Наполеон отступал от Вязьмы к Дорогобужу, от Дорогобужа к Смоленску, от Смоленска к Красному.
Кутузов шел от Медыни к Быкову, от Быкова к Ельне, от Ельни к Красному. Прибывая в каждый новый пункт, Наполеон узнавал, что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. Это заставляло его двигаться еще быстрее. Французская армия катилась, как мячик, пущенный по склону горы. Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям.
Платов и Милорадович брали столько пленных, что их приходилось сдавать крестьянам для доставки в тыл.
На пути от Москвы до Смоленска была разгромлена почти половина оставшейся у Наполеона армии. Если бы не непрерывные удары, которые наносились Кутузовым не только по флангам, но и по головным частям французских колонн, десятки тысяч солдат и офицеров Наполеона успели бы дойти до границы в относительном порядке и, может быть, оказали сопротивление в Польше и Германии.
(Л. Рубинштейн. Дорога победы)
О каком моменте Отечественной войны идет речь в отрывке?
Из предл. 4 выпишите слово, в котором количество звуков меньше количества букв.
Из предл. 13 выпишите слово, которое употреблено в переносном значении.
Из предл. 7–9 выпишите все предлоги. Повторяющиеся предлоги не указывайте.
Из предл. 3–6 выпишите страдательное причастие.
Укажите, сколько словосочетаний с типом связи согласование в предл. 3.
Сколько грамматических основ в предл. 6?
Выпишите из предл. 10 грамматическую основу.
Среди предл. 7–9 найдите такое, в котором есть вводная конструкция. Напишите его номер.
Укажите тип придаточной части в предл. 3.
Укажите верную характеристику предл. 7:
СПП с придаточным местоименно-определительным;
СПП с придаточным меры и степени;
СПП с придаточным присоединительным.
Укажите правильное объяснение слитного написания частицы
приобретает противоположное значение;
в предл. имеется противопоставление;
Прибывая в каждый новый пункт, что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. Это заставляло его двигаться еще быстрее. Французская армия катилась, пущенный по склону горы. Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям.
Замените в предл. 9 придаточную часть причастным оборотом. Напишите получившееся причастие, укажите его залог и время.
Укажите средство связи между предл. 3 и 4:
Как называется троп (армия катилась, как мячик), использованный автором в предл. 5:
О каком моменте Отечественной войны идетречь в отрывке?
Из предл. 7 выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого согласного звука.
Из предл. 3–5 выпишите глаголы с формообразующими суффиксами.
Из предл. 4–7 выпишите все местоимения. Повторяющиеся местоимения не указывайте.
Из предл. 3–5 выпишите наречие в сравнительной степени.
Из предл. 4 выпишите словосочетания с типом связи примыкание.
Из предл. 7–9 выпишите составное именное сказуемое.
Среди предл. 8–11 найдите предложение с однородными сказуемыми. Выпишите из него сказуемые и укажите их тип.
Укажите верную характеристику предл. 9:
СПП с придаточными определительным и следствия;
СПП с придаточным условия;
СПП с придаточными определительным и условия.
Среди предл. 3–6 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
Замените в предл. 3 деепричастный оборот придаточной частью. Укажите ее тип.
Укажите правильное объяснение слитного правописания
приобретает противоположное значение и его можно заменить синонимом без
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при придаточных частях сложноподчиненных предл.
Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся Кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальным тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям. Платов и Милорадович брали столько пленных, что их приходилось сдавать крестьянам для доставки в тыл. Если бы не непрерывные удары, которые наносились Кутузовым не только по флангам, но и по головным частям французских колонн, десятки тысяч солдат и офицеров Наполеона успели бы дойти до границы в относительном порядке и, оказали сопротивление в Польше и Германии.
Объясните, с какой целью автор выделил кавычками слова (предл. 6) и
Укажите средство связи между предл. 11 и 12:
Выпишите из предл. 10–13 пример перифразы. Какое слово заменено перифразой?
Как называется троп (били его Давыдов, Сеславин, Фигнер, Ожаровский), использованный автором в предл. 11:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Текст и спецификация итоговой комплексной работы 9 класс.
Целью разработки комплекта контрольно-измерительных материалов является определение уровня сформированности метапредметных УУД, необходимых для решения различных учебных задач у обучающихся 9 класса.
Под метапредметными результатами в соответствии с ФГОС понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Вариант данной комплексной работы включает информационные тексты, содержание которых базируются на материале учебного предмета «Физическая культура». Данный учебный предмет создает возможности формирования метапредметных результатов.
Комплексная работа позволит определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Работа включает в себя задания базового уровня сложности, которая позволит проверить освоение блока «Выпускник научится» и повышенного уровня сложности «Выпускник получит возможность научиться». Заданий базового уровня в комплексной работе — 67%. Количество заданий повышенного уровня сложности — 33%.
В работе 10 заданий базового уровня, максимальный балл — 17;
5 заданий повышенного уровня, максимальный балл — 15 .
Данная комплексная работа может быть применена как с целью текущего контроля, так и промежуточного контроля.
Спецификация комплексной работы.
Структура работы и характеристика заданий
Итоговая комплексная работа состоит из 15 заданий. 10 заданий направлены на оценку сформированности метапредметных УУД базового уровня. Содержание и уровень сложности заданий базового уровня соотносятся с разделом «Выпускник научится» планируемых результатов. Выполнение этих заданий обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения обучающимися базового уровня требований. Выявление типичных затруднений в освоении программы обучающимися позволит педагогу своевременно организовать коррекционную работу.
5 заданий повышенного уровня соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. Задания повышенного уровня в работе обозначены звёздочкой.
Выполнение заданий повышенного уровня происходит только на добровольной основе.
Успешное выполнение данной группы заданий обучающимися позволит педагогу определить группу учащихся, имеющих более высокий уровень мотивации и способностей, и спланировать индивидуальную траекторию их развития и обучения.
Задания в комплексной работе содержат теоретический материал по физической культуре по следующим разделам: «История развития физической культуры и первых соревнований»; «Представление о физических качествах»; «Представление о физических упражнениях»; «Способы физкультурной деятельности».
Назначение комплексной работы
Комплексная работа проводится с целью определения уровня сформированности учащимися 9 класса метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут, инструктаж 5 минут.
Демонстрационный вариант комплексной работы. 9 класс.
Напишите свою фамилию, имя______________________________ класс_______
Гимнастика – один из древнейших видов спорта. Это слово образовано от греческого «тренирую, упражняю». Гимнастика делится на спортивную и оздоровительную. К спортивной гимнастике относится: снарядовая, художественная, акробатика. К оздоровительной гимнастике относится: фитнес, зарядка, йога, ритмическая, дыхательная, лечебная.
Снарядовая гимнастика – вид спорта, в котором участники соревнуются в выполнении упражнений на различных снарядах (конь, бревно, брусья, кольца, перекладина), а также в вольных упражнениях и в опорном прыжке.
При упражнениях на снарядах большее значение имеет сила и координация.
Для художественной гимнастики большее значение имеет гибкость, чем сила. Этот вид спорта требует тонкой координации движений, чувства ритма, артистичности. Гимнастки выступают с пятью видами предметов: скакалка, обруч, мяч, булава, лента.
Акробатика развивает силу, ловкость, гибкость и быстроту ориентировки. Выполнение акробатических упражнений улучшает работу органов дыхания и кровообращения. Упражнения с вращением тела повышают устойчивость к укачиванию. Акробатические упражнения – это акробатические прыжки (перекаты, кувырки, перевороты, сальто) и упражнения для сохранения равновесия.
Как называется гимнастика, для которой большее значение имеет сила? Подчеркните ответ.
Оздоровительная Снарядовая Художественная
О каком виде гимнастики идёт речь в таблице. Впишите в пустых строках название вида гимнастики.
Пользуясь текстом, заполните таблицу.
Какое из перечисленных упражнений нельзя отнести к акробатическим? Подчеркните.
Кувырки Перекаты Бег Перевороты
Пользуясь текстом, соотнесите написанное в первом и втором столбиках. Соедините линиями.
Определите с помощью, текста виды спортивной гимнастики, подпишите их.
Перечислите физические качества, которые развиваются при занятиях акробатикой. Запишите их.
. Согласны ли Вы с этими утверждениями. Ответе: да или нет. Объясните почему.
А) Гибкость, координация, устойчивость – физические качества, которые развиваются, когда занимаешься гимнастикой.___________
Б) Бревно, брусья, обруч – снаряды для занятий снарядовой гимнастики.________
В) Упражнения на бревне развивают равновесие. __________
Прочитай текст и с его помощью выполните задания №9, 10.
В Древней Греции зародились Олимпийские игры – состязания в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах. Игры проводились в древнегреческом городе Олимпия, поэтому назывались Олимпийскими.
На каждой олимпиаде используется специальная символика. К олимпийским символам относятся: флаг, гимн, клятва, медали, огонь, талисман, эмблема.
В каком древнегреческом городе проводились Олимпийские игры? Запишите.
Какие состязания, проводились на Олимпийских играх? Запишите.
. Найдите на рисунках олимпийскую эмблему, флаг, талисман. Подпишите.
Расставьте последовательность, выполнения упражнений, в комплексе утренней гимнастики. Пронумеруйте.
Продолжите высказывание, выражая своё мнение.
Утренняя гимнастика полезна, потому что _________________________
Какими способностями должен обладать гимнаст? Запишите.
На какие виды делится гимнастика? Запишите.
Описание способа определения итоговой оценки.
Максимальный балл за все задания — 32.
Уровень достижений обучающимися планируемых познавательных метапредметных умений освоения основной образовательной программы основного общего образования устанавливается по количеству набранных баллов:
26– 32 баллов – повышенный уровень
16 – 25 баллов – базовый уровень
1 –15 баллов — низкий уровень
Урок в 9 классе «Комплексная работа с текстом: подготовка к написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ». ( По произведению Антуана де Сент-Экзюпери)
(задания 2 — 14).
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис просит, чтобы Маленький принц приручил его?»
1) Лис хочет узнать у Маленького принца, как живут на другой планете.
2) Лис не хочет, чтобы Маленький принц, как и другие люди, охотился на него с целью убить.
3) Лис хочет, чтобы у него появился настоящий друг.
4) Лис говорит это, чтобы отвлечь Маленького принца от грустных мыслей.
Укажите предложение, в котором отсутствует такое средство выразительности, как фразеологизм.
1) Я во что бы то ни стало хочу найти людей, — сказал Маленький принц.
2) Вот тут-то и бесшумно, откуда ни возьмись, появился Лис.
3) Оно означает: создать узы.
4) Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу: ты будешь для меня единственный на всём белом свете.
Из предложений 74-81 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближения».
Из предложений 3-14 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
Замените книжное слово «ибо» (предложение 61) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «сказал с удивлением» (предложение 38), построенного на основе управления, синонимичным ему словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
. Выпишите грамматическую основу предложения 57.
Среди предложений 49-57 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Укажите количество грамматических основ в предложении 80. Ответ запишите цифрами.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Вот,
например,
если ты будешь приходить в четыре часа,
я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу,
тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! Если ты приходишь всякий раз в другое время,
я не знаю,
к какому часу готовить свое сердце.
Среди предложений 56-62 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 49-55 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста.
Объясните свое понимание смысла предложения: «Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова.
Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих рассуждения (один из текста, второй из жизненного опыта).
Текст для написания сочинения в задании № 15 ОГЭ
Вот тут-то и бесшумно, откуда ни возьмись появился Лис.
—
3дравствуй, — сказал он.
—
Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
—
Кто ты? — спросил Маленький принц. —
Какой ты красивый!
—
Я — Лис, — сказал Лис.
—
Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. —
Я и мои сородичи не приручены.
—
Ах, извини, — сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
—
А как это — приручить?
—
Ты не здешний, — заметил Лис. —
Что ты здесь ищешь?
—
Я во что бы то ни стало хочу найти людей, — сказал Маленький принц. —
А как это — приручить?
—
У людей есть ружья, и они ходят на охоту.
Это очень неудобно!
И ещё они разводят кур.
Только этим они и хороши.
Ты ищешь кур?
—
Нет, — сказал Маленький принц. —
Я ищу друзей.
А как это — приручить?
—
Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. —
Оно означает: создать узы.
—
Узы?
—
Очень возможно, — согласился Лис. —
На Земле чего только не бывает.
—
Это было не на Земле, — сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
—
На другой планете?
—
А куры там есть?
—
Нет.
—
Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.
Но потом он вновь заговорил о том же:
Лис замолчал, пристально разглядывая Маленького принца, и потом сказал:
—
Принц, пожалуйста, попробуй меня приручить!
—
Я бы рад, но у меня так мало времени: мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
—
Узнать можно только те вещи, которые приручишь и которые тебе по душе.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать, так что они покупают вещи готовыми в магазинах.
Люди больше не имеют друзей, ибо нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. (62) Если хочешь, приручи меня, чтобы у тебя появился настоящий друг.
— (63) А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
(68) Назавтра Маленький принц вновь пришёл на то же место.
— (69) Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — (70) Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. (71) И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. (72) В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. (73) Я узнаю цену счастью! (74) Если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце
(75) Маленький принц приручил Лиса, и вот настал час прощанья.
— (76) Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— (79) Прощай, — сказал Лис. — (80) Вот мой секрет, который очень прост: зорко одно лишь сердце. (81) Самого главного глазами не увидишь.
— (82) Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить услышанное.
— (83) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
— (85) Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (86) Ты в ответе за твою розу.