Шмелева Гелена Техническое творчество в ДОУ от игры до обучения
- Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых
- Что такое детское техническое творчество
- Аннотация к книге «Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых»
- Выбор методов обучения
- Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста
- Классификация
- Возникающие проблемы
- Техническое творчество в ДОУ от игры до обучения
- Определение
- Дидактические требования к кружкам и секциям
- Публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие технического мышления
- Организация детского технического творчества для школьников
- Публикация «Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- С какого возраста ребёнок может заниматься техническим творчеством
- Этапы технического творчества
- Значение детского технического творчества
- Формы организации
- Как выбрать технический кружок для ребёнка
- Публикация «Техническое творчество в ДОУ от игры до обучения» размещена в разделах
Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых
ID товара: 854260
Страниц: 136 (Офсет) — прочитаете за
Масса: 918 г
Размеры: 306x217x19 мм
Лариса Зеленова Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста
Здесь будут храниться ваши отложенные товары.
Вы сможете собирать коллекции книг,
а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!
Ваша корзина невероятно пуста.
Не знаете, что почитать?
Здесь наша редакция собирает для вас
лучшие книги и важные события.
А тут читатели выбирают все самое любимое.
Сумма без скидки
Каждый ребенок — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.
Л. Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество». Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.
Что такое детское техническое творчество
Разработку любых оригинальных идей и проектов называют творческой деятельностью. В области техники она направлена на изобретение и конструирование новых видов машин, механизмов, создание уникальных компьютерных программ.
Но дети ещё не располагают научными знаниями, необходимыми для создания оригинальных объектов. Поэтому сам процесс освоения ребёнком неизвестной ему техники считается техническим творчеством.
Его основные виды:
Работая с техникой, дети осваивают азы точных наук, учится применять полученные знания на практике. Одновременно характер ребёнка приобретает полезные качества — усидчивость, трудолюбие, умение работать в команде.
Аннотация к книге «Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых»
1 акция по этому товару сегодня
Осталось:
дня
часов
Иллюстрации к книге Татьяна Галатонова — Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых
Рецензии на книгу «Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых»
Вы можете стать одним из первых, кто напишет
рецензию на эту книгу,
и получить бонус
— до 15 рублей на баланс в Лабиринте!
Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.
(рецензий / оценок )
Добротная книга, плотные старницы.
К каждой поделке идет qr-код с ссылкой на видео, где показана поделка в движении.
Выбирала между 2 изданиями, было не понятно что ожидать от этой книги. Очень жаль, что не было дополнительных фотографий, обзора.
Это продолжение 1 книги, пересечений в поделках нет.
Уважаемый, Лабиринт, при загрузке фото переворачиваются, и нет возможности развернуть для удобства просмотра, пофиксите это
Хорошо изданная книга. Огромная! Качественная цветная полиграфия. Небольшой запах краски присутствует.
Внимание!
Если вы обнаружили ошибку в описании
книги «Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых» (автор Галатонова Татьяна Евгеньевна)
, пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта.
Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия пользовательского соглашения и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных и получение E-mail / SMS и Viber рассылок с информацией об акциях и новых поступлениях Интернет-магазина. См. основные правила.
Примем заказ, ответим на все вопросы
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Например:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
Выбор методов обучения
Техническое творчество — это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится задача, алгоритм решения которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.
Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.
Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.
Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста
Услышишь — забудешь,
Увидишь — запомнишь,
Построишь — поймешь!
Техническое творчество детей – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, социологические проблемы.
Классификация
Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:
Особое место при этом отводится конструктивно-технической деятельности, под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.
Возникающие проблемы
Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.
Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.
Техническое творчество в ДОУ от игры до обучения
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Техническое творчество — это моделирование и создание объектов при помощи технических устройств.
Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Незаметно ребенок осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище — не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Определение
Творчество — особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.
Техническое творчество — это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.
Дидактические требования к кружкам и секциям
Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:
Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.
Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.
Публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.
Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.
Конструирование означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т. д. К художественному типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.
В нашей группе мы используем различные конструкторы:
— LEGO конструирование;
— Электронный конструктор «Знаток»;
— Магнитные конструкторы;
— строительный набор;
— болтовые конструкторы;
— контурные конструкторы;
— суставные конструкторы;
Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.
Основные направления деятельности
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Организация предметно – развивающей среды
Архитектура – искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности. В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города. В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах. Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.
Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки. Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.
Узнали о великом математике А. Ф. Мёбиусе и его изобретении «Лента Мебиуса».
Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство.
Познакомились с одной из областей математики – топологией.
Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях.
Рассмотрели применение листа Мёбиуса и смогли применить его на практике создавая архитектурный проект города в котором включены развязки автомагистралей.
Если вам с университетских времен знаком термин «сопромат», то наверняка вспомните, что этот предмет возглавляет топ самых сложных вузовских экзаменов.
Сопромат – это часть механики деформируемого твердого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности.
При реализации проекта «Мой дом» мы познакомились с одним из разделов высоких технологий «Бумажный сопромат». Знания о сопротивлении материалов обязательно используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Попробовать себя в роли строителя, проектировщика, инженера может каждый: и ребенок, и взрослый. Основной задачей было построить конструкцию и проверить ее на прочность. Знания по сопротивлению материалов помогают лучше понять, как устроен окружающий нас мир.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
— Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
— Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
— Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления : благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Велико значение того, как родители воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.
Развитие технического мышления
Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:
Техническое творчество — это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.
Современные дети приобщаются к технике уже в возрасте 2-3 лет. Природная любознательность побуждает малышей разбирать на части электронные игрушки, менять настройки телефонов, заглядывать в «нутро» телевизионного пульта. Родителям и педагогам важно поощрять детское техническое творчество. Этот вид деятельности развивает интеллект, помогает познавать мир, обеспечивает полезную занятость детей.
Организация детского технического творчества для школьников
В возрасте 7-12 лет дети обладают хорошо развитой мелкой моторикой и богатой фантазией. Эти качества помогают формировать техническое мышление, необходимое для моделирования и изобретательства. Важно учитывать психологические особенности учеников 1-6 классов — импульсивность, неустойчивое внимание, стремление к быстрому результату. Ребята хотят выполнять практические задания, избегая сложной теории.
Но детское инженерное творчество — это деятельность, основанная на алгоритмическом мышлении. В процессе работы приходится составлять планы, пользоваться чертежами и научной литературой, понимать значения специальных терминов. Научиться этому можно на занятиях в объединениях дополнительного образования.
В их числе:
Основы работы с техникой даются также в средних школах, на уроках технологии.
Публикация «Техническое детское творчество — один из важных способов формирования профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Значение технического творчества для всестороннего развития детей очень велико.
Моделирование и конструирование позволяют лучше познать разнообразный и великий мир техники.
Развитие конструкторских способностей, технического мышления.
познание окружающей действительности.
применение и использование полученных знаний в различных областях техники на практике.
формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.
Детское техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
1. Познакомить детей с побудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, профессиям с техническим образованиям.
2. Способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе технического творчества детей.
3. Учить дошкольников работать с чертежами, составляя простые схемы.
4. Учить моделировать конструкции домов, зданий и макетов из различного материала;
5. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации;
Сегодня невозможно себе представить город, посёлок, которые бы не развивались, не строились, не ремонтировались. Ни один город не появляется ниоткуда. Поэтому профессии архитектора и строителя всегда вызывают у нас уважение и почёт. Это люди самой мирной и созидательной профессии. Знакомство детей дошкольного возраста с данными профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует развитию ранней профориентации дошкольников. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
При знакомстве со строительными профессиями на первом этапе, необходим дидактический материал, картинки и иллюстрации с изображением строительных профессий (каменщик, бетонщик, кровельщик, монтажник, архитектор. Ребенок при помощи иллюстраций знакомиться не только со строительными профессиями, но также с этапами строительства различных построек. Для реализации полученных знаний на практике, для решения задач технического творчества детей необходим конструктивный материал, это могут быть различные виды конструкторов:
• деревянный и пластмассовый конструкторы,
• металлический конструктор,
• магнитный кострутор
• конструктор лего, и многие другие.
• конструктивные детали, сделанные своими руками (различные блоки домов и зданий, объекты инфраструктуры).
• А также подсобный материал (Коробки,доски, ящики).
• Природный (песок, глина, камни)
Создание и обыгрывание изготовленных построек, позволяет детям самим побыть в роли строителей, глубже понять значимость строительных профессий (каменщик, проектировщик, сварщик, монтажник, их важность в жизни человека.
При знакомстве с профессией архитектора дети уже не смогут обойтись без создания конструкторского бюро, где они учатся свою постройку проектировать в виде схемы, плана, чертежа и уже по ним воспроизводить задуманное. Дети пробуют создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним на практике, создавая архитектурный проект города в котором включены развязки автомагистралей, места отдыха людей, жилые кварталы и т. д. Для реализации своих проектов будущие конструкторы могут использовать не только конструкторы, но и подручные материалы (коробки, части шлангов, ветки, небольшие камни и т. д.). На основе этого дети учатся сами фантазировать, придумывать необычные архитектурные постройки «Сказочный домик», «Дом в котором я живу», «Город будущего, или город моей мечты» и. т. д. А также использование информационно коммуникационных технологий : видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов, использование ноутбука для просмотра фото и видео материала по данной тематике.
Занимаясь техническим творчеством дети должны сами исследовать, проводить опыты, поэтому группе должен быть организован центр экспериментирования «Юные ученые», подобран материал для исследовательской деятельности. В этом центре дети знакомятся с профессиями людей, которые изобретают что- то новое для развития технического прогресса. Дети знакомятся со строительными материалами (щебень, песок, цемент, вода, что позволяет проводить опыты по изготовлению бетонных плит и бетона. Знания о сопротивлении материалов используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Задача детей- исследователей построить нужную конструкцию и проверить ее на прочность.
В процессе технических игр с конструкторами закрепляем у детей знания о разных профессиях инженера, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж. Инженер — конструктор может Дом надёжный возвести.
Инженер — сантехник может Воду к дому подвести.
Инженеры могут строить Самолёты, корабли.
И железные дороги инженеры провели. Могут строить телебашни И красивые мосты.
Предложить детям побыть в роли инженера — машиностроителя, который строит различные машины. Учить детей индивидуальному и совместному конструированию из лего – конструктора, собирать из деталей конструктора «Пожарную машину», Скорую помощь», «Легковой автомобиль», «Снегоуборочную технику», «Военную технику». А затем и побыть в роли инженера-испытателя, чтобы испытать эти машины.
Все активнее и активнее входит в нашу жизнь робототехника Робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие технические способности и познакомиться с профессиями людей в сфере робототехники, которых довольно много. Это почти все направления нашей жизни, где могут использоваться роботы: промышленность; строительство; авиация; космические разработки; подводные изыскания; военные технологии; сервис и услуги; развлечения.
Освоение робототехники дошкольниками —это организация взаимодействия, где дети собирают конструкции, создают простейшие программы на ПК и знакомятся с профессией программиста, приводят созданные модели и управляют ими в действии, узнают о профессии «инженер-робототехник», которая является самой перспективной из направленией инженерии — создание и обслуживание роботов.
Занимаясь техническим конструированием у ребенка складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Происходит непосредственное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.
Одна из задач педагога–раскрыть склонность ребенка к конкретной профессии технического направления, а также формировать нравственную сторону труда, стимулировать ребенка к поиску ответа на такие вопросы: «Для чего все люди работают?», «Какую пользу приносят твои родители своим трудом?», «Почему ты хочешь работать?».
Большое значение имеет привлечение родителей к данной проблеме. Занимаясь дома с детьми техническим творчеством с различными видами конструктора, читая и обсуждая художественную, познавательную литературу про технический прогресс для детей, просматривая научно-познавательные передачи, экспериментируя с различными материалами в быту и природе- все это может оказать существенное влияние на определение дальнейшего выбора жизненного пути ребенка.
С какого возраста ребёнок может заниматься техническим творчеством
Желание конструировать проявляется уже в дошкольном возрасте. Малыши с удовольствием мастерят поделки, лепят, строят из кубиков. Детский разум ещё не способен изобрести что-то уникальное, но активно обрабатывает информацию, воспринимает значения новых слов.
Начиная с 4-5 лет, дошкольники вполне способны заниматься конструктивно-модельной деятельностью. Она предполагает создание моделей машин, зданий и сооружений по предварительному плану. Наиболее удобное средство для такой работы — конструктор с готовым набором деталей.
Детям дошкольного возраста подходят шесть видов конструкторов:
Сборка моделей из конструктора учит ребёнка планировать работу, исправлять ошибки, сравнивать и делать выводы.
Этапы технического творчества
В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:
Значение детского технического творчества
Техника — это объединённый результат многих наук. Занимаясь моделированием и конструированием, ребёнок незаметно для себя осваивает научные знания. Помимо этого, приобретаются практические навыки:
Занятия в техническом кружке стимулирует изобретательские и конструкторские способности. Нередко увлечение техникой становится первым шагом в выборе будущей профессии. Детское инженерное творчество формирует положительную мотивацию к учёбе, развивает любознательность и кругозор, воспитывает любовь к труду.
Формы организации
Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:
Как выбрать технический кружок для ребёнка
Детские учреждения предлагают множество направлений — от «игрушечной физики» до робототехники. Даже если ребёнок горит желанием записаться в кружок, нужно предварительно уточнить пять моментов:
Большое значение имеет результативность кружка. Работы воспитанников должны регулярно выставляться на конкурсах, показах. Не видя результатов своего труда, ребёнок быстро потеряет интерес к посещению кружка.
Методы развития детского технического творчества
Основу работы всех кружков по технике составляет моделирование. Ребята изготавливают модели машин, приборов, транспорта, воспроизводят процессы строительства, связи. Задача ребёнка — не просто скопировать реальный механизм по шаблону. Важно включить в работу методы инженерного исследования, эксперимента.
Чтобы стимулировать творческий потенциал детей, педагоги применяют разнообразные методы:
Особое значение в развитии инициативы имеют методы стимулирования — устное поощрение, создание ситуаций успеха, представление работ на выставки и конкурсы.
Публикация «Техническое творчество в ДОУ от игры до обучения» размещена в разделах
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Актуальность внедрения В ДОУ легоконструирования и робототехникисостоит в следующем :
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Основная идея внедрения легоконструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO DigitalDesigner. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO, ROBOLAB RCX.
В нашем учреждении новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе конструкторов LEGO EducationWeDo, которые базируются на новых информационных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.
Внедрение лего-технологии в ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие. Формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
2. Познавательное развитие. Развиваются математические способности, формируются сенсорные представления. Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление. Особенно хорошо это прослеживается в задании «Раскодируй картинку». Дети закрепляют цифры, фигуры и ориентировку в пространстве.
3. Речевое развитие. Дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас.
4. Художественно-эстетическое развитие. При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Ребята с удовольствием собирают из Лего элементы коми-пермяцкого орнамента (сорочью лапку, оладушку, цедилку, крестик и другие).
5. Физическое развитие. Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре. Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора.
Концептуальным подходом является деятельностный подход, в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности).
В своей работе применяю следующие методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический проблемный, программированный, репродуктивный, частично – поисковый, метод проектов.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
1 Вильямс Д. Программируемые роботы. — М. : NTPress, 2006.
2 Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. L EGO Group, перевод ИНТ, — 87 с., илл.
3. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
4. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием LegoMindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А. А.
5. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. : Наука, 2010.