Нина Петровна Добренко
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Основные направления деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.
Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:
- изучение учеников повышает качество их воспитания и обучения. На основании систематического изучения можно творчески подходить к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного влияния на первичный коллектив и на его отдельных членов. Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми, учитывая их особенности;
- сочетание изучения учеников с воспитательным влиянием на них. Классным руководителем проектируется развитие положительных качеств, и преодолеваются отрицательные черты в характере и поведении учеников;
- изучать необходимо планомерно и систематически;
- изучать учеников необходимо в естественных условиях их жизнедеятельности;
- в процессе изучения классный руководитель использует разнообразные методы и приемы. На основании изучения должны быть намечены пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в характере и поведении школьников;
- изучение включает и ознакомление с условиями жизни и быта;
- изучение требует рассматривать не отдельные черты, а целостную личность;
- в процессе изучения внимание следует акцентировать на положительных чертах характера и поведения, а не на отрицательных.
Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Основная задача классного руководителя –
создать условия для свободного развития
физических и духовных сил учащихся,
руководствуясь интересами детей и их
возрастными потребностями.
Классный руководитель должен знать проблемы
физического и психологического здоровья своих
учеников и сделать все возможное, чтобы родители
и ученики без боязни могли рассказывать о своих
проблемах.
В своей деятельности, как классный
руководитель я использую четыре направления в
работе с учащимися и их родителями.
Первое направление – проблема физического
здоровья учащихся, так как именно от качества
здоровья зависят успехи в учебе и общего
развития.
Для обеспечения нормального физического
здоровья учащихся классный руководитель
работает по следующим пунктам:
Просвещение детей по программе “Здоровье”.
Привлечение к этому виду деятельности учителей
физической культуры, родителей.
Проведение классных мероприятий, направленных
на осознание учениками самооценки здоровья.
Привлечение специалистов-медиков к
просветительской работе с родителями учащихся и
самими учениками.
Второе направление – общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее
самое максимальное развитие личности ребенка,
прежде всего этическое воспитание, направленное
на формирование общепризнанных ценностей.
Решение проблемы общения приводит учащихся к
пониманию общечеловеческих ценностей, они
должны стать нормой для учащихся.
- Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к
жизни – это непременное условие работы с детьми,
условие эффективности воспитания. - Понимание и восприятие человека как личности.
Имеющей право на понимание, способной
совершенствоваться, обладающей индивидуальными
ценностями (семья, родственники, увлечения). - Культурные ценности мира, их значение в
развитии и становлении человека, формирование
понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в
воспитательном процессе – во введении ребенка в
контекст современной культуры? Главная роль
учителя- стать регулятором норм общения между
людьми, оценки поступков человека. Культура, как
и вся жизнь находится в постоянном развитии и
изменяется. Задача учителя- помочь учащимся
понять, что без принятия культурных ценностей
мира, без их освоения они не смогут состояться во
взрослой жизни.
Третье направление – это познавательная
сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой
области означает разъяснение всем
учителям-предметникам индивидуальных
особенностей школьника.
Для решения этой проблемы нужно обратить
внимание:
- на выработку совместно с семьей единой тактики
в развитии учебных умений ученика, его
познавательной активности, его будущего и
профессионального определения; - на осуществление мероприятий, расширяющих
кругозор и познавательные интересы ученика,
Стимулирующих любознательность и развитие
мышления; - на проведение психолого-педагогических
консилиумов, разрабатывающих программы
коррекции общеучебных умений отдельных
учащихся; - на организацию классных часов по
совершенствованию у учащихся учебных умений и
возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой
растет, формируется, воспитывается ученик.
Классный руководитель должен помнить, что.
Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный
потенциал семьи. Объектом профессионального
внимания выступают не сама семья и не родители
ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих
рамках рассматривается его взаимодействие с
родителями.
Учителю необходимо знать, какова сфера
материального блага ребенка, его образ жизни,
традиции и обычаи его семьи. Необходимо
учитывать следующие пункты:
- изучение атмосферы в семье, окружающей ученика,
его взаимоотношения с членами семьи; - психолого-педагогическое просвещение
родителей через систему родительских собраний,
консультаций, бесед; - организация и совместное проведение свободного
времени детей и родителей; - защита интересов и прав ребенка в “трудных”
семьях.
Следовательно классным руководителем
реализуется функция родительского просвещения
(сведения о воспитательной функции школы, о
методах воспитания, цели и задачи личностного
развития ученика на данный период, духовное
развитие ребенка, об особенностях школьной
деятельности ученика, о взаимоотношениях в
классе, о выявленных способностях).
Описание опыта работы учителя
Главное педагогическое условие правильного
воспитания – это благополучие воспитанника в
главном виде деятельности в период становления
личности. От успешности в ней зависит и авторитет
среди педагогов и сверстников, а стало быть,
отношение к себе и внутреннее самочувствие.
Поэтому важнейшим условием благополучия
внутреннего мира и становления психически
здоровой личности подростка является его
успешность в учебе. Воспитательную работу
нельзя отрывать от учебной. Ребенок един,
целостно его становление. Традиционная
технология обучения в отечественной школе
делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она
не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Она
эксплуатирует память, которая не безгранична.
Сделать детей эрудированнее, свободнее в
суждениях, раскованнее в общении, увереннее в
себе позволяет личностно- ориентированный
подход в обучении. Все это
трудно переоценить. Такое обучение является
воспитывающим.
Личностно-ориентированный подход в воспитании
представляет собой педагогическую систему,
включающую в себя индивидуальный,
разноуровневый, дифференцированный подходы.
Все эти составляющие настолько взаимосвязаны,
что искажение какой- либо части влечет к
изменению всего целого.
Личностно-ориентированный подход в воспитании
позволяет сформировать ценностные ориентиры
школьника. Ценность как общее понятие означает
актуальную значимость, конкретный ориентир,
представляющий в данный момент особую важность
для человека.
С точки зрения гуманистического подхода к
воспитанию, это мера человеческого в чем- то при
условии, что абсолютная ценность- это человек и
его жизнь. Когда мы говорим о ценностных
ориентациях школьника, то имеем в виду прежде
всего сущностные характеристики его сознания и
поведения, систему устремлений личности,
отражающую ее представления об идеалах, смысле
жизни и деятельности, направленных на
саморазвитие (развитие самоценности). В
современной педагогике существуют разные
взгляды на проблему ценностей, например,
приоритет в воспитании, с одной стороны,
общечеловеческих ценностей, с другой –
национально-региональных и, наконец, личностных.
На мой взгляд, нет необходимости выделять
приоритет той или иной группы ценностей,
наоборот, целесообразно интегрирование тех и
других.
В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания
в этическом поучении, «когда воспитатель сам
является опорой и светочем для тех, кто не знает
веры в человека или теряет опору и путеводный
огонек”. Для этого воспитателю “надо самому
быть истинным Человеком – жить правильно, любить
людей, высоко хранить свое достоинство патриота,
гражданина, труженика, сына или дочери, матери
или отца”. Сухомлинский сформулировал четыре
правила, соблюдение которых делает человека
воспитуемым:
- первое правило – радость, счастье,
жизнерадостное мировосприятие; - второе правило – окружающая воспитывающая
среда (природа, люди); - третье правило – глубокая вера в другого
человека; - четвертое правило – красота, духовная жизнь
в мире прекрасного, красота человеческого духа.
Этическое поучение основано на информировании
школьников о моральных ценностях и обсуждении с
ними нравственных проблем, поскольку
нравственная воспитанность включает знание
нравственных норм и правил, опыт нравственного
поведения, способность сочувствовать и
сопереживать. Ценность этического
информирования в современных условиях играют
особую роль, так как в нашей сложной жизни
меняются нравственные понятия и их ценность.
Индивидуализация человеческой жизни уже привела
к отказу от коллективистских законов, каждый
приспосабливается жить сам по себе и для себя,
хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить
в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и
другими людьми. Вместе с тем каждому ли
воспитателю суждено донести эти истины до
растущего человека? При каких условиях это
возможно? Существуют ли такие технологии и
алгоритмы действий? Поставив такие вопросы,
следует, учитывая все ценное, предложить
творческий поиск и сотрудничество как путь
воздействия на личность ребенка, взаимодействия
и взаимоучастия в коллективной деятельности,
отдавая предпочтение не только слову
(информированию) как важному источнику
воспитания, но и коллективной совместной
деятельности детей и взрослых.
Поэтому большое значение в воспитании личности
имеет воспитательная система.
С одной стороны, в процессе поставленных
педагогических целей она (воспитательная
система) создается и развивается, с другой – эта
система выступает в качестве главного фактора
успешного решения воспитательных задач.
Успешное решение воспитательных
задач
Воспитательную систему класса необходимо
строить с учетом целей и задач школы.
Цель школы: Формирование духовно богатой,
свободной, творчески мыслящей, здоровой
личности, обладающей прочными знаниями,
способной к саморазвитию, профессиональному
самоопределению, самореализации, умеющей
адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям.
Проблема: Развитие творческого потенциала
личности через личностно-ориентированное
обучение и воспитание.
Пути решения проблемы
Проблема школы решается через:
- формирование в процессе обучения и воспитания
ключевых компетентностей, гармоничное развитие
личности ребенка с учетом возраста, интеллекта и
интересов; - внедрение в учебно-воспитательный процесс
новых информационных и здоровьесберегающих
технологий;
С учетом школьных целей и задач формируются
- Воспитание интеллектуальной, духовно богатой,
свободной, здоровой, всесторонне-культурной
личности, владеющей творческими умениями и
навыками в усвоении общечеловеческих ценностей,
склонной к овладению различными профессиями, с
гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных
жизненных проблем. - Формирование и раскрытие творческой
индивидуальности личности ребенка, умеющего
дорожить ценностями и традициями классного
коллектива, строить с одноклассниками отношения
доверия. - Сплочение классного коллектива.
В опыте воспитательной работы также наметились
разные подходы, реализуются различные методики
подготовки и проведения классных часов. В своей
работе использую разнообразные формы. Это и
традиционные мероприятия по тому или иному
предмету, экскурсии, праздники, устные
журналы. С успехом проходят мероприятия,
ставшие в нашем классе традиционными: праздник
“Золотой осени”, новогодние утренники, турнир
рыцарей к 23 февраля, праздник “8 день марта” и
другие.
Воспитательная система класса
Цели воспитательной системы:
Формирование и раскрытие творческой
индивидуальности личности ребенка, умеющего
дорожить ценностями и традициями классного
коллектива, строить, с одноклассниками,
отношения доверия, уважения и взаимной помощи.
- способствовать развитию познавательных
процессов и интересов личности учащихся; - поддерживать творческие устремления детей,
создавать условия для самовыражения и
самореализации учащихся; - создавать нравственно и эмоционально
благоприятную среду для формирования классного
коллектива и. развития личности ребенка в нем.
- Воспитание гражданина-патриота:
- воспитание гражданской ответственности;
- уважение к истории, культуре своей страны,
хранение традиций Кубани;
- Воспитание здорового образа жизни человека:
- создание условий для физического развития
ребенка, воспитание негативного отношения к
вредным привычкам;
- Воспитание носителя культуры:
- создание условий для раскрытия творческих
способностей детей, приобщение к истинным
культурным ценностям;
- Воспитание труженика:
- воспитание ответственности за порученное дело,
привитие стойких навыков самообслуживания,
воспитание чувства хозяина своего дома, школы,
села, района.
Деятельность классного руководителя
Классный руководитель – это школьный педагог, который реализует функции организатора жизни учащихся, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания между учениками, их родителями, учителями и другими участниками образовательной деятельности.
Направления работы классного руководителя представляют:
- процесс воспитания в учебной деятельности;
- внешкольную воспитательную деятельность посредством взаимодействия с семьей ученика, детскими и юношескими организациями и объединениями.
Содержание работы классного руководителя определяется основными типами деятельности: педагогическим мониторингом, проектированием, организацией и диагностикой.
Каждый тип деятельности предполагает акцентирование внимания на формировании, корректировке и развитии отношений, которые складываются между участниками целостной педагогической деятельности. Именно отношения и представляют содержание воспитание, представляя центр внимания педагогической деятельности учителя, степень сформированности отношений – ведущий показатель результативности и его воспитательных усилий.
Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, которые реализутся определенным образом на протяжении учебного года, и адекватно поставленных целей.
К условиям успешности деятельности классного руководителя можно отнести:
- новый, высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает наличие мастерства и исследовательской компетентности;
- мотивация деятельности, с ориентированием на результат, а не на процесс;
- возможность проявлять самостоятельность и творчество;
- необходимость оценивать свою деятельность по результату.
«Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе» 👇
Функции классного руководителя
Педагог в качестве руководителя классного коллектива должен реализовывать свои функции по отношению ко всему классу в целом и каждому ученику отдельно.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе состоит из:
Воспитательные задачи формулируются классным руководителем на основании возраста детей и взаимоотношений внутри класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.