Содержание работы классного руководителя входят следующие направления работы

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет


Задать вопрос автору статьи

Основные направления деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.

Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:

  • изучение учеников повышает качество их воспитания и обучения. На основании систематического изучения можно творчески подходить к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного влияния на первичный коллектив и на его отдельных членов. Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми, учитывая их особенности;
  • сочетание изучения учеников с воспитательным влиянием на них. Классным руководителем проектируется развитие положительных качеств, и преодолеваются отрицательные черты в характере и поведении учеников;
  • изучать необходимо планомерно и систематически;
  • изучать учеников необходимо в естественных условиях их жизнедеятельности;
  • в процессе изучения классный руководитель использует разнообразные методы и приемы. На основании изучения должны быть намечены пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в характере и поведении школьников;
  • изучение включает и ознакомление с условиями жизни и быта;
  • изучение требует рассматривать не отдельные черты, а целостную личность;
  • в процессе изучения внимание следует акцентировать на положительных чертах характера и поведения, а не на отрицательных.

Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Основная задача классного руководителя –
создать условия для свободного развития
физических и духовных сил учащихся,
руководствуясь интересами детей и их
возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы
физического и психологического здоровья своих
учеников и сделать все возможное, чтобы родители
и ученики без боязни могли рассказывать о своих
проблемах.

В своей деятельности, как классный
руководитель я использую четыре направления в
работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического
здоровья учащихся, так как именно от качества
здоровья зависят успехи в учебе и общего
развития.

Для обеспечения нормального физического
здоровья учащихся классный руководитель
работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей
физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных
на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к
просветительской работе с родителями учащихся и
самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее
самое максимальное развитие личности ребенка,
прежде всего этическое воспитание, направленное
на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к
пониманию общечеловеческих ценностей, они
должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к
    жизни – это непременное условие работы с детьми,
    условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности.
    Имеющей право на понимание, способной
    совершенствоваться, обладающей индивидуальными
    ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в
    развитии и становлении человека, формирование
    понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в
воспитательном процессе – во введении ребенка в
контекст современной культуры? Главная роль
учителя- стать регулятором норм общения между
людьми, оценки поступков человека. Культура, как
и вся жизнь находится в постоянном развитии и
изменяется. Задача учителя- помочь учащимся
понять, что без принятия культурных ценностей
мира, без их освоения они не смогут состояться во
взрослой жизни.

Про ГИС СОЛО:  С чего начинается работа классного руководителя в классе

Третье направление – это познавательная
сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой
области означает разъяснение всем
учителям-предметникам индивидуальных
особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить
внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики
    в развитии учебных умений ученика, его
    познавательной активности, его будущего и
    профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих
    кругозор и познавательные интересы ученика,
    Стимулирующих любознательность и развитие
    мышления;
  • на проведение психолого-педагогических
    консилиумов, разрабатывающих программы
    коррекции общеучебных умений отдельных
    учащихся;
  • на организацию классных часов по
    совершенствованию у учащихся учебных умений и
    возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой
растет, формируется, воспитывается ученик.
Классный руководитель должен помнить, что.
Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный
потенциал семьи. Объектом профессионального
внимания выступают не сама семья и не родители
ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих
рамках рассматривается его взаимодействие с
родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера
материального блага ребенка, его образ жизни,
традиции и обычаи его семьи. Необходимо
учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика,
    его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение
    родителей через систему родительских собраний,
    консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного
    времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных”
    семьях.

Следовательно классным руководителем
реализуется функция родительского просвещения
(сведения о воспитательной функции школы, о
методах воспитания, цели и задачи личностного
развития ученика на данный период, духовное
развитие ребенка, об особенностях школьной
деятельности ученика, о взаимоотношениях в
классе, о выявленных способностях).

Содержание работы классного руководителя входят следующие направления работы

Описание опыта работы учителя

Главное педагогическое условие правильного
воспитания – это благополучие воспитанника в
главном виде деятельности в период становления
личности. От успешности в ней зависит и авторитет
среди педагогов и сверстников, а стало быть,
отношение к себе и внутреннее самочувствие.
Поэтому важнейшим условием благополучия
внутреннего мира и становления психически
здоровой личности подростка является его
успешность в учебе.
Воспитательную работу
нельзя отрывать от учебной. Ребенок един,
целостно его становление. Традиционная
технология обучения в отечественной школе
делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она
не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Она
эксплуатирует память, которая не безгранична.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в
суждениях, раскованнее в общении, увереннее в
себе позволяет личностно- ориентированный
подход в обучении.
Все это
трудно переоценить. Такое обучение является
воспитывающим.

Личностно-ориентированный подход в воспитании
представляет собой педагогическую систему,
включающую в себя индивидуальный,
разноуровневый, дифференцированный подходы.

Содержание работы классного руководителя входят следующие направления работы

Все эти составляющие настолько взаимосвязаны,
что искажение какой- либо части влечет к
изменению всего целого.

Личностно-ориентированный подход в воспитании
позволяет сформировать ценностные ориентиры
школьника. Ценность как общее понятие означает
актуальную значимость, конкретный ориентир,
представляющий в данный момент особую важность
для человека.

С точки зрения гуманистического подхода к
воспитанию, это мера человеческого в чем- то при
условии, что абсолютная ценность- это человек и
его жизнь. Когда мы говорим о ценностных
ориентациях школьника, то имеем в виду прежде
всего сущностные характеристики его сознания и
поведения, систему устремлений личности,
отражающую ее представления об идеалах, смысле
жизни и деятельности, направленных на
саморазвитие (развитие самоценности). В
современной педагогике существуют разные
взгляды на проблему ценностей, например,
приоритет в воспитании, с одной стороны,
общечеловеческих ценностей, с другой –
национально-региональных и, наконец, личностных.
На мой взгляд, нет необходимости выделять
приоритет той или иной группы ценностей,
наоборот, целесообразно интегрирование тех и
других.

Про ГИС СОЛО:  ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания
в этическом поучении, «когда воспитатель сам
является опорой и светочем для тех, кто не знает
веры в человека или теряет опору и путеводный
огонек”. Для этого воспитателю “надо самому
быть истинным Человеком – жить правильно, любить
людей, высоко хранить свое достоинство патриота,
гражданина, труженика, сына или дочери, матери
или отца”. Сухомлинский сформулировал четыре
правила, соблюдение которых делает человека
воспитуемым:

  • первое правило – радость, счастье,
    жизнерадостное мировосприятие;
  • второе правило – окружающая воспитывающая
    среда (природа, люди);
  • третье правило – глубокая вера в другого
    человека;
  • четвертое правило – красота, духовная жизнь
    в мире прекрасного, красота человеческого духа.

Этическое поучение основано на информировании
школьников о моральных ценностях и обсуждении с
ними нравственных проблем, поскольку
нравственная воспитанность включает знание
нравственных норм и правил, опыт нравственного
поведения, способность сочувствовать и
сопереживать. Ценность этического
информирования в современных условиях играют
особую роль, так как в нашей сложной жизни
меняются нравственные понятия и их ценность.
Индивидуализация человеческой жизни уже привела
к отказу от коллективистских законов, каждый
приспосабливается жить сам по себе и для себя,
хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить
в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и
другими людьми. Вместе с тем каждому ли
воспитателю суждено донести эти истины до
растущего человека? При каких условиях это
возможно? Существуют ли такие технологии и
алгоритмы действий? Поставив такие вопросы,
следует, учитывая все ценное, предложить
творческий поиск и сотрудничество как путь
воздействия на личность ребенка, взаимодействия
и взаимоучастия в коллективной деятельности,
отдавая предпочтение не только слову
(информированию) как важному источнику
воспитания, но и коллективной совместной
деятельности детей и взрослых.

Поэтому большое значение в воспитании личности
имеет воспитательная система.

С одной стороны, в процессе поставленных
педагогических целей она (воспитательная
система) создается и развивается, с другой – эта
система выступает в качестве главного фактора
успешного решения воспитательных задач.

Содержание работы классного руководителя входят следующие направления работы

Содержание работы классного руководителя входят следующие направления работы

Успешное решение воспитательных
задач

Воспитательную систему класса необходимо
строить с учетом целей и задач школы.

Цель школы: Формирование духовно богатой,
свободной, творчески мыслящей, здоровой
личности, обладающей прочными знаниями,
способной к саморазвитию, профессиональному
самоопределению, самореализации, умеющей
адаптироваться к изменяющимся
социально-экономическим условиям.

Проблема: Развитие творческого потенциала
личности через личностно-ориентированное
обучение и воспитание.

Пути решения проблемы

Проблема школы решается через:

  • формирование в процессе обучения и воспитания
    ключевых компетентностей, гармоничное развитие
    личности ребенка с учетом возраста, интеллекта и
    интересов;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс
    новых информационных и здоровьесберегающих
    технологий;

С учетом школьных целей и задач формируются

  1. Воспитание интеллектуальной, духовно богатой,
    свободной, здоровой, всесторонне-культурной
    личности, владеющей творческими умениями и
    навыками в усвоении общечеловеческих ценностей,
    склонной к овладению различными профессиями, с
    гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных
    жизненных проблем.
  2. Формирование и раскрытие творческой
    индивидуальности личности ребенка, умеющего
    дорожить ценностями и традициями классного
    коллектива, строить с одноклассниками отношения
    доверия.
  3. Сплочение классного коллектива.
Про ГИС СОЛО:  УКАЖИТЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В опыте воспитательной работы также наметились
разные подходы, реализуются различные методики
подготовки и проведения классных часов. В своей
работе использую разнообразные формы. Это и
традиционные мероприятия по тому или иному
предмету, экскурсии, праздники, устные
журналы
. С успехом проходят мероприятия,
ставшие в нашем классе традиционными: праздник
“Золотой осени”, новогодние утренники, турнир
рыцарей к 23 февраля, праздник “8 день марта” и
другие.

Воспитательная система класса

Цели воспитательной системы:

Формирование и раскрытие творческой
индивидуальности личности ребенка, умеющего
дорожить ценностями и традициями классного
коллектива, строить, с одноклассниками,
отношения доверия, уважения и взаимной помощи.

  • способствовать развитию познавательных
    процессов и интересов личности учащихся;
  • поддерживать творческие устремления детей,
    создавать условия для самовыражения и
    самореализации учащихся;
  • создавать нравственно и эмоционально
    благоприятную среду для формирования классного
    коллектива и. развития личности ребенка в нем.
  1. Воспитание гражданина-патриота:
  • воспитание гражданской ответственности;
  • уважение к истории, культуре своей страны,
    хранение традиций Кубани;
  1. Воспитание здорового образа жизни человека:
  • создание условий для физического развития
    ребенка, воспитание негативного отношения к
    вредным привычкам;
  1. Воспитание носителя культуры:
  • создание условий для раскрытия творческих
    способностей детей, приобщение к истинным
    культурным ценностям;
  1. Воспитание труженика:
  • воспитание ответственности за порученное дело,
    привитие стойких навыков самообслуживания,
    воспитание чувства хозяина своего дома, школы,
    села, района.

Деятельность классного руководителя

Классный руководитель – это школьный педагог, который реализует функции организатора жизни учащихся, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания между учениками, их родителями, учителями и другими участниками образовательной деятельности.

Направления работы классного руководителя представляют:

  • процесс воспитания в учебной деятельности;
  • внешкольную воспитательную деятельность посредством взаимодействия с семьей ученика, детскими и юношескими организациями и объединениями.

Содержание работы классного руководителя определяется основными типами деятельности: педагогическим мониторингом, проектированием, организацией и диагностикой.

Каждый тип деятельности предполагает акцентирование внимания на формировании, корректировке и развитии отношений, которые складываются между участниками целостной педагогической деятельности. Именно отношения и представляют содержание воспитание, представляя центр внимания педагогической деятельности учителя, степень сформированности отношений – ведущий показатель результативности и его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, которые реализутся определенным образом на протяжении учебного года, и адекватно поставленных целей.

К условиям успешности деятельности классного руководителя можно отнести:

  • новый, высокий уровень профессиональной подготовки, который предполагает наличие мастерства и исследовательской компетентности;
  • мотивация деятельности, с ориентированием на результат, а не на процесс;
  • возможность проявлять самостоятельность и творчество;
  • необходимость оценивать свою деятельность по результату.

«Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе» 👇

Функции классного руководителя

Педагог в качестве руководителя классного коллектива должен реализовывать свои функции по отношению ко всему классу в целом и каждому ученику отдельно.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе состоит из:

Воспитательные задачи формулируются классным руководителем на основании возраста детей и взаимоотношений внутри класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Оцените статью
ГИС Соло