МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА И МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Технология разноуровневого обучения – это способ организации педагогического процесса, основанный на построении индивидуального образовательного пространства для каждого учащегося, исходя из зоны его ближайшего развития и, позволяющий включить его в совместную коллективную образовательную деятельность.

Использование данной технологии исключает применение унифицированных образовательных программ и технологий обучения и воспитания. Это способствует реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения

это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе (см. » Схему образовательных траектори й в рамках разноуровневого обучения»).

Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едино для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Основа технологии разноуровневого обучения

В основу технологии разноуровневого обучения положены следующие компоненты:

На первом уровне происходит освоение учащимся умственных действий, которые необходимо совершать для познания учебной программы.

На втором уровне происходит закладка простейших знаний и навыков деятельности.

На третьем уровне осуществляется творческое развитие учащихся. Оно стимулирует творческую активность учащихся, активизирует их познание и ориентирует на исследование окружающей действительности.


МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА И МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рисунок 3. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;

2. последовательное освоение и сдача уровней;

3. за одно занятие можно сдать только одну тему;

4. для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %;

5. при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку;

6. основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал практически недостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний, умений.

Разноуровневым обучением занимаюсь второй год. За методологическую основу я взяла две модели: “Внутриклассная дифференциация” (Н. П. Гузик) и “Технология индивидуализации обучения (И. Э. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков).

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

Цель разделения по группам (А, В, С) состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

В общих чертах этапы работы при разноуровневом обучении выглядят так

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. Первую группу (группу «А») образовали ученики — “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим. Во вторую группу (группу «В») вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного. В третью (группу «С») вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Система учебных занятий.

Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).

Критерии, позволяющие анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник ленинградская область тосненский район г никольское школа 2

В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык. 7 класс”.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

— это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Цель технологии обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Основные принципы технологии разноуровнего обучения:

Причины, позволяющие считать разноуровневую технологию эффективной

Выделяют два типа дифференциации обучения: внешнюю и внутреннюю.

разделение учащихся по определенным признакам на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются. По общим способностям: общеобразовательные, гимназические. По интересам учащихся: классы с углубленным изучением отдельных предметов при обязательном наборе базовых.

) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным и неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.

Гузик Николай Петрович-автор системы «Внутренняя дифференциация»

В классе находятся ученики с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми мотивационными установками на урок. В связи с этим преподавание нужно строить так, чтобы сильные ученики не сдерживались в развитии, а слабые не торопились в ущерб усвоения основополагающего материала. Этого можно достичь, если соблюдать следующие условия:1. Обеспечить каждого ученика четкой программой действий на уроке, соответствующими инструкциями по данной работе. Тогда хорошо успевающие ученики смогут идти вперед самостоятельно.2. Все содержание материала, излагаемое учителем устно, должно быть продублировано письменно. Тот, кто потерял логическую нить устного изложения, может легко восстановить ее при чтении соответствующего текста.3. Новый материал учитель объясняет столько раз, сколько это необходимо, чтобы основное в нем усвоил и слабый ученик.

В основу технологии разноуровневого обучения легли технологии индивидуализации обучения

российской педагогической науке проблемами дифференциации заданий для школьников занимается доктор педагогических наук, профессор Гузеев Вячеслав Валерьянович

Он выделяет три уровня дифференциации заданий для учащихся:

Методика разноуровневого обучения может быть использована как при индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах. Группы могут быть одинаковыми и различными по составу обученности. Из состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь учителю в работе с членами группы. Учитель должен провести подготовительную работу с ними.

При этом нужно учитывать:

, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Обучение всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, так как в действительности часть детей, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного материала школьной программы.

заключается в том, что разноуровневый подход осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём материала, устанавливают различные требования к его усвоению

касается уровня преподавания. Он должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.

– успех в обучении зависит от познавательной активности учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности учащихся, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.

Критерии отбора учащихся по уровням:

результаты тестирования на знание базового материала;

желание самих учащихся;

Применять разноуровневые задания можно на любом этапе урока(примеры в презентации):новая тема, закрепение, домашняя работа

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующим:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт, изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок в общеобразовательном учреждении. Произошли изменения требований к работе учителя: он уже не должен быть транслятором знаний, а должен научить умению работать, добывать знания, решать творческие задачи, должен подтолкнуть к формированию многомерного сознания.

Про ГИС СОЛО:  № 551 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методы и приемы дифференцированного обучения:

-Пошаговое предьявление материала

-Постоянное стимулирование познавательной активности

-Постоянное закрепление и совершенствование освоенных умений

-Создание ситуации успеха

-Метод учебно-речевых ситуаций

-Метод педагогического стимулирования

-Работа в парах

-Работа в группах

Индивидуальные маршрутные листы

Разноуровневый дидактический материал к уроку

Технология разноуровневого обучения — это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю. К. Бабанский, Б. П. Есипов, Л. В. Занков и др.

Анализ их работ позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей

— учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

— особенности восприятия познавательного материала;

— знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

— умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

— составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;

— осуществление оперативной обратной связи;

— соблюдение педагогического такта.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования, и тем самым  обеспечить усвоение учебного материала, находящегося в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала воспитателем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно, что в свою очередь приводит к неравномерному усвоению программы между детьми одной группы.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Реализация разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

3. Повышается мотивация к изучению;

4. Улучшается качество знаний.

Введение такой организации образовательного процесса приводит к необходимости:

а) разработки четких требований к каждому уровню , исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

• психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

• сетевое планирование(Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.)

• разноуровневый дидактический материал.

Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять

входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.

Воспитатели для таких детей:

усложняют программные задачи;

создают проблемные ситуации;

обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;

стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;

дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.

Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:

дают образцы правильного выполненного задания;

задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;

закрепляют материал через дидактические задания и игры;

воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

– отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

Про ГИС СОЛО:  КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ И КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Для них воспитатели:

создают условия для овладения ребёнком способами действий;

готовят облегчённые варианты заданий;

дают больше наглядного материала, схем – подсказок;

обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;

уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;

готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;

используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;

избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

При реализации разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставятся  конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.

Примеры реализации разноуровневого обучения:

Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.

Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек.

При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.

Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

Детям первой группы – продолжить ряд;

Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.

Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры  — в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы.  Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.

«Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.

Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.

При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.

Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.

При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.

Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.

Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить — это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия  еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии.

Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.

Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.

Для закрепления знаний о числе соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.

Сущность и целевое назначение технологии разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы каждый учащийся освоил учебную программу на разном уровне, отвечающем уровню его интеллектуального развития и его особенностям. При этом, не допускается овладение учебной программой на уровне, ниже базового т.е. каждый учащийся должен овладеть базовой системой знаний на каждом уровне и этапе обучения. Различия в освоении учебного материала отражают глубину и сложность его содержания, которые освоены каждым учащимся, т.е. один ребенок может освоить программу на самом высоком уровне сложности, другой на низком и т.д.

Использование данной технологии в образовательном процессе имеет иные критерии оценивания знаний учащихся: оцениваются не итоги обучения, а его ход. Происходит оценивание усилий учащегося, его кропотливой работы, ориентации на творческий подход при реализации конкретной образовательной задачи, освоения темы или курса обучения. При этом, на каждом уровне обучения осваиваются единые темы, утвержденные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Чтобы реализовать данный подход, учащиеся разделяются на группы по уровню их развития. Важно, достичь однородности состава учащихся каждой группы, иначе возникнут сложности с достижением должного уровня освоения учебной программы каждым учащимся.


МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА И МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рисунок 1. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Технология разноуровневого обучения» 👇

Целевым назначением технологии разноуровневого обучения является освоение образовательной программы каждым учащимся на том уровне, который отвечает зоне его ближайшего развития и специфическим признакам развития.

Данная цель предполагает наличие ряда подцелей:

Данное обучение позволяет каждому учащемуся полноценно использовать свои способности и возможности в образовательном пространстве. Это позволяет создать условия для продвинутого обучения одаренных детей, расширив их горизонты познания и помочь отстающим в усвоении базовой системы знаний.

Оцените статью
ГИС Соло