Возрастные особенности подростка и учебная мотивацияРодительские собрания
•
презентация, сценарий
15.06.2020
Порядок вывода комментариев:
Татьяна Павловна, спасибо за выбранную тему и глубокое освещение вопроса. Информация полезна для всех классных руководителей!
Спасибо за высокую оценку моей работы!ТТатьяна Павловна, спасибо за интересную информацию к собранию. Вы мне очень помогли. Желаю Вам творческих успехов!
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не одной памятью».
Л. Толстой
В 7 классе провели родительское собрание «Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении семиклассников» в режиме онлайн.
Классный руководитель ознакомила родителей с успеваемостью в первой четверти, выявила причины снижения качества обучения, совместно с родителями разработали рекомендации, способствующие улучшению успеваемости класса.
«Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим» — считает учитель русского языка Афанасьева В.Н. В своем выступлении она выделила отсутствие мотивации у ряда учащихся, нежелание учиться. Остановилась также на учащихся с сильной мотивацией и рассказала родителям, как не потерять интерес у сильных учащихся. В школе формируются основные качества личности, и только в тандеме с родителями и учителями мы может добиться хороших результатов. Виталина Николаевна рекомендовала объединить желания видеть своих детей успешными, образованными, воспитанными людьми, объединив ум, опыт, выработать определённые правила дальнейших действий, чтобы процесс обучения был безболезненным, чтобы учащиеся и в дальнейшем могли хорошо учиться, не снижая качества обучения.
В выступлении Кузнецова А.Н. отметила, что если математика и русский язык – это одни из сложных предметов, то география посильна каждому из учащихся класса. Ознакомила с успеваемостью класса, подчеркнула тех, кто систематически выполняет все задания, требуемые по материалам предмета. Алина Николаевна считает, что учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности — вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении.
В новом учебном году учащиеся 7 класса познакомились с новым предметом и новым учителем физики Чапрасовым С.Г. На родительском собрании Сергей Геннадьевич поделился опытом и рассказал, что предмет физика очень серьезный. Многие учащиеся не разбираются в терминологии и причина не только в сложности предмета, а все причины плохой успеваемости сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания лишь с небольшой постоянной помощью.
Учитель биологии Краснова Е.П. считает, что овладеть знаниями невозможно без работы с учебниками, без изучения понятий, без выполнения других задач. Это им тем более трудно делать потому, что вокруг кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами – телевизор, компьютер с играми – «стратегиями» и т.п. Нередко школьники предпочитают совсем не школьные задания и наслаждаются захватывающими телепередачами или компьютерными играми. Есть еще много других факторов, влияющих на успеваемость наших детей. И не все из них можно устранить. Мы со своей стороны должны сделать все возможное, чтобы обучение наших детей не превращалось в каторгу. И, понятно, что без желания и адекватной мотивации к этому ребенка, практически невозможно что-либо предпринять.
Классный руководитель остановилась на организации питания в школьной столовой, правильном и рациональном питании подростков. Особо затронула выполнение учащимися требований Устава школы: поведение, внешний вид, пропуски, опоздания, снижение работоспособности (возрастная перестройка организма). Рассказала о профилактике и безопасности и провела инструктаж по профилактике терроризма.
После всего сказанного и услышанного сформулировали решение родительского собрания. Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Не забывать поощрять наших детей – подросток должен чувствовать, что родитель принимает его. Не допускать сарказма и издёвок. Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов. Пришли к мнению, что нужно постараться сосредоточить все совместные усилия на увеличение положительных моментов, а не на уменьшение отрицательных.
Родительское собрание: «Воспитание в труде»
Подготовка к собранию:
Проведение анкетирования учащихся класса.
Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?
Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?
Какие из домашних дел ты хотел бы считать своими обязанностями?
Что ты знаешь о работе своих родителей?
Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?
Подготовить аналогичные анкеты для родителей.
Классный руководитель (беседа). Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание не трудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания ее благополучия.
Первое, о чем в особенности должны помнить родители, — это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.
Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду – это особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью. Когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта. Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые бояться усилий, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы.
Третье: в труде воспитываются нравственные качества – ответственность, взаимопомощь. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы. Который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами чужого труда – безнравственный человек. И наоборот, совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том. Что человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.
Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.
Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение в личной жизни.
В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период. Они могут носить длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть представлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или этак». Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать – предоставьте решать и отвечать ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только физическую задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную: последняя гораздо выше и полезнее.
Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем эффективнее она будут в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства и поручают детям выполнение того или иного задания, размножив его на много мелких трудовых задач. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры.
Примерный перечень домашних обязанностей.
(Каждая семья может скорректировать этот список в зависимости от условий и в соответствии с возрастом детей)
Поливать цветы в комнате или во всей квартире.
Накрывать на стол перед обедом.
Следить за письменным столом.
Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и содержать книги в порядке.
Складывать газеты и журналы в определенном месте.
Кормить и ухаживать за домашними животными.
Производить полную уборку в своей комнате или уголке.
Следить за своей одеждой, пришивать пуговицы, вешалки.
Отвечать за порядок в шкафах на кухне.
Помогать матери или отцу по хозяйству.
Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную долю их свободного времени занимает выполнение школьных домашних заданий. Родители должны осторожно подсказывать, как лучше выполнить ту или иную работу. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент ненужными и скучными. Вообще он должен осознать, что решающим моментом в трудовом усилии не заинтересованность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.
Просьба самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять им не следует. Форму просьбы лучше выбирать в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием ее выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, используйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если и в этом случае не будет результата, тогда следует прибегать к принуждению. Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторного резкого и требовательного. Но в любом случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользу и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Немаловажная проблема для родителей – это так называемые ленивые дети. Здесь следует отметить, что лень. То есть неприятие трудовых усилий, только очень в редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, физической слабостью, вялостью духа. Большей частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого раннего возраста родители не воспитывают у ребенка силу воли, не приучают его преодолевать препятствия, не формируют у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычку трудиться.
Способ борьбы с ленью единственный – постепенное втягивание ребенка в область труда. Но лень, как часто это бывает, не единственный недостаток. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, не задумываясь о конечном результате. Они работают только потому. Что хотят избежать неприятностей, упреков и т. д. Такая работа очень частот напоминает усилия «рабочей лошади», когда не надо задумываться, для чего эта работа, как она выполнена и, в итоге, дети привыкают относиться к труду некритически, не заботясь о качестве выполненной работы. А высокое качество нужно требовать всегда. Если оно для ребенка посильно и доступно его пониманию. Не нужно при этом ругать ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать, нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново.
При этом никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания ему явно не по силам. Не рекомендуется применять в решении поставленных трудовых задач какие-либо поощрения и наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Не следует хвалить ребенка в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за невыполненную работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена. Домашнее хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина.
Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Зачастую родители заботятся только о том, чтобы у ребенка все было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжен игрушками и удовольствиями. Все это они делают по своей доброте и любви, отказывая себе во многом, даже в самом необходимом, а ребенок даже не знает об этом, то постепенно начинает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей – закон.
В такой семье дети часто ничего не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна. Тем более они ничего не знают о работе других людей. Они помнят только о своих желаниях и их удовлетворении. Это очень неправильный и вредный путь воспитания, от которого, прежде всего, страдают близкие. Здесь можно воспользоваться следующими советами:
Как можно раньше ребенок должен узнать, где работают отец и мать, в чем состоит их работа, насколько она трудна, что производят они на работе. Вообще, как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, заработаны трудом, усилием и напряжением.
Ребенок должен знать семейный бюджет. Сколько зарабатывают родители, участвовать при распределении этих денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь, кому из членов семьи, что более необходимо.
Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими. Но если семья, по разным причинам, с трудом удовлетворяет свои потребности, нужно добиваться, чтобы ребенок не завидовал другим детям. Именно в такой семье нужно воспитывать терпение, стремление изменить обстоятельства.
Немаловажное значение имеет воспитание честности. Честность – не врожденное, а приобретенное качество личности, прежде всего, в семье. Честность – это открытое, искренне отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное. Если ребенок хочет яблоко и открыто об этом заявляет, это будут честно. Родители должны внимательно следить за воспитанием честности у ребенка. Если вы дали какое-либо поручение, то обязательно проверьте деликатно, чтобы не обидеть ребенка.
Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что, воспитывая хорошего и честного хозяина, они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, ВТО же время, дисциплинированном порядке, чтобы не было излишней нервозности, а больше было бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.
Педагогический практикум для родителей
Предложить родителям ответить на вопросы анкеты. Вопросы аналогичны тем, на которые отвечали ученики.
Предоставить возможность родителям сравнить свои ответы с ответами их детей. Сделать выводы.
Предложить родителям сформировать свои выводы по поставленной проблеме трудового воспитания.
Примерные выводы: (возможно дополнение).
Определить детям постоянные обязанности, которые им будут по силам.
Не платить деньги за выполненную работу.
Не забывать хвалить или благодарить детей, если поручение выполнено хорошо.
Не наказывать детей за невыполненные задания.
Итоги собрания. Для выяснения эффективности проведенного собрания предлагаю на последующих встречах обсудить возникающие проблемы, чтобы совместно находить оптимальный выход.
Разработка родительского собрания для 7 класса «Как развивать чувство ответственности в детях»
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
Задачи: актуализировать значение своевременного развития чувства ответственности в детях; обозначить возможные пути развития ответственного поведения.
Форма проведения: традиционное собрание.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы — в установлении постоянных обязанностей для Детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов, ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
II. Педагогическое просвещение по теме «Возможные пути развития ответственного поведения»
Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями — любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности, вернее, отсутствие его в более конкретных случаях: когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.
С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» что-то сделать. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.
Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все. От нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать «в лоб». Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.
Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности?
Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.
Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.
Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!
Подавление. Скажешь еще хоть раз: «Ненавижу!» — не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.
Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.
Остается вопрос, какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?
Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных заданий. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.
Первый шаг в выполнении долгосрочной программы — заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях — подчинении нам или сопротивлении.
Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача — прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.
Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».
Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы — ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:
• Что это ты такой кислый?
• Что это за унылая гримаса?
• Что ты еще там натворил?
• Что у тебя опять стряслось?
Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.
Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:
• Наверное, у тебя какие-то неприятности.
• У тебя был трудный день.
• Тебе нелегко пришлось сегодня.
• Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.
Такие вопросы — признак любопытства, утверждения — признак сочувствия.
Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, — это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.
Если у родителей с детьми война из-за домашних дел (обязанностей по дому), а по сути — война за воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих приказаний, ребенок в итоге может отбиться от рук. Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Эта задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребенком.
Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.
1. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
2. Не дать созреть гроздьям гнева. Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти.
Оскорбления. Ты — позор для своей школы и семьи.
Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.
Пророчества. Кончишь ты тюрьмой, это точно.
Угрозы. Пока не будешь хорошо себя вести, советую тебе вообще забыть про карманные деньги!
Обвинения. Все ссоры ты всегда начинаешь первый.
Демонстрация власти. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут.
3. Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.
Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и в свою очередь подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.
Используя эти новые принципы и приемы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их зрелости.
Ответственность: право голоса и право выбора
Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки рождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.
Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Нужно провести четкую границу между правом голоса и правом выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам: тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время помогая ему принять эту неизбежность.
Рассмотрим теперь, по каким конкретным вопросам возникают разногласия между родителями и детьми из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.
Даже у двухгодовалого малыша можно спросить, стакан молока или полстакана он выпьет на полдник. А шестилетний вполне в состоянии решить, как сварить для него яйца на завтрак — всмятку или вкрутую.
Детям необходимо намеренно «преподносить» ситуации, в которых им приходится делать выбор. Родители определяют ситуации. Исходя из них, дети делают свой выбор.
У ребенка не спрашивают: «Что тебе приготовить на завтрак?» Зато его спрашивают: «Тебе сделать омлет или глазунью? Хлеб поджарить или не надо? Кашу будешь холодную или подогреть? Тебе что дать — молоко или апельсиновый сок?»
Мы даем понять ребенку, что в делах, его касающихся, он сам имеет право выбора. Он принимает решения, которые определяют его повседневную жизнь. Из поведения родителей он должен сделать именно этот четкий вывод.
Покупая одежду для детей, мы сами выбираем, что им нужно и какую сумму денег можно на это потратить. В магазине мы выбираем несколько образцов, одинаково приемлемых по цене и по фасону, а ребенок выберет ту вещь, которая ему нравится. Таким образом, даже шестилетний малыш может сам выбрать себе по вкусу носки или рубашки (из тех, что мы отобрали предварительно). Правда, во многих семьях дети к этому не приучены. Есть и такие взрослые, что не могут купить себе костюм без помощи жены или матери.
Что же касается старших детей, то им особенно следует позволять покупать те вещи, которые наиболее близки по стилю к одежде, принятой среди их друзей и сверстников. Если мальчик носит коричневые кожаные ботинки, когда весь класс ходит в голубых замшевых, то он, естественно, подвергается многочисленным нападкам и насмешкам. Родители должны знать, что модно, а что нет. Границы ответственности в отношении одежды можно определить так: «Мы предлагаем детям образцы, они выбирают из них то, что им нравится».
С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки, и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас — наша работа». Не стоит переоценивать значение домашних заданий в первые годы учебы. Есть много хороших школ, в которых учащиеся младших классов вообще не получают домашних заданий. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги, удобный стол и правильно выбранное время для выполнения домашних заданий.
Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор.
Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Не следует делать замечаний, которые могут помешать работе: «Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!».
Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий — это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия продвигаются у них медленно.
Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны оказывать ему общую моральную поддержку, скорее чем поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:
• Если бы ты не отвлекался все время, то уже давно кончил бы делать уроки.
• Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.
Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребенка, но, прежде всего, уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.
Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы. Родители должны поддерживать учителя, особенно в отношении домашних заданий, домашних работ.
Угрозы и постоянные напоминания об уроках — обычное «оружие» родителей. Зато так им спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. В действительности такие методы приносят только вред.
Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие Родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивает ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.
Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым. Некоторым детям может понадобиться консультация психолога или человека, знакомого с практикой психологии. Недопустимо, чтобы этим занимались сами родители. Наша цель — дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
В современной семье деньги на мелкие расходы детям (так же, как еда и одежда) — вещь сама собой разумеющаяся: ведь дети — тоже члены семьи. Карманные деньги — не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания детей, который имеет весьма четкую цель — научить ребенка тратить деньги, выбирая вещи для приобретения и неся ответственность за свой выбор. Таким образом, слишком строгий контроль трат уничтожит смысл обладания карманными деньгами.
Вряд ли можно сразу ожидать от детей разумной траты карманных денег. Многие, не умея еще регулировать свой бюджет, истратят все сразу. Надо обсудить эту проблему с ребенком по-деловому, чтобы прийти к взаимному соглашению. Если случаи немедленной траты всех карманных денег сразу повторяются, вероятно, стоит разделить общую сумму на более мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать карманные деньги тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается, отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму карманных денег в период ссоры с детьми или увеличивать в период «мирных» отношений.
Сколько давать детям денег? Однозначного ответа тут дать невозможно. Сумма карманных денег должна соответствовать нашему бюджету. Независимо оттого, как это заведено у соседей, не следует давать ребенку больше денег, чем мы в состоянии себе позволить. Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: «Жаль, что мы не можем давать тебе больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах». Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему вполне хватает тех денег, которые мы обычно выделяем.
Друзья и приятели
Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.
С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?
Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, «маминому сыночку» — более независимые приятели, трусишке — кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача — ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.
Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает; он несет ответственность за свой выбор, а мы — ответственность за то, что поддерживаем его в этом.
Животные в доме
Если ребенок обещает заботиться о домашних животных, это лишь проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в самом деле на это способен. Ребенку и вправду нужна, скажем, собака, он ее полюбит, но только в очень редких случаях будет ухаживать за ней. Чтобы избежать ненужных упреков и разочарования, следует сразу признать, что уход за собакой ложится в основном на плечи родителей. Но ребенку общение с животным принесет огромную пользу — он научится нести свою долю забот о нем, поймет, что такое ответственность за жизнь другого.
Как сказать «да»
Хорошие родители, как и хорошие учителя, всегда рядом со своими детьми (учениками). Такие родители рады, если научили детей самостоятельно делать выбор, рассчитывать на свои собственные силы. Разговаривая с детьми, мы можем сознательно использовать выражения, которые передают нашу веру в их способности. Если мы полностью согласны с какой-либо просьбой ребенка, можно выразить это словами, которые подчеркнут независимость его как личности. Например:
• Если хочешь.
• Если тебе так хочется.
• Это решаешь ты, а не я.
• Как захочешь, так и будет.
• Пусть будет по-твоему.
• Как бы ты ни решил это дело, я согласен.
Конечно, бывает достаточно и простого «да», но важно помнить, что развернутые выражения нашего согласия дают ребенку наиболее полное удовлетворение: мы верим в него как самостоятельного человека.
III. Подведение итогов
Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться», 8 класс
Родительское собрание совместно с детьми, 7 класс
Родительское собрание «Учимся строить отношения с подростками», 7 класс
Родительское собрание «Учение с увлечением», 7 класс
Родительское собрание «Роль отца в семейном воспитании», 7 класс
Цель: оценка успеваемости учащихся класса.
Задачи: проанализировать результаты успеваемости учащихся; актуализировать проблему снижения учебной мотивации в данный возрастной период; выработать способы реагирования на проблему и пути ее решения.
Форма проведения: консилиум.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог, учителя-предметники.
Анализ успеваемости учащихся класса. Подготовка диаграмм, таблиц.
Анкета самооценки уровня знаний
Инструкция: отметить рядом с названием предмета: В — высокий, С — средний, Н — низкий уровень интереса.
1. Назовите любимые учебные предметы в школе:
2. По какому предмету ты особенно нуждаешься в помощи преподавателей (назови)?
3. Назови предметы, к которым у тебя есть определенный интерес
4. Отметь любимое занятие (если другое — допиши):
игра на музыкальном инструменте;
кружки технического творчества (название кружка); спортивные секции (название секции);
занятие прикладным искусством (вышивание, вязание, макраме и др.);
пишу стихи, рассказы, басни;
5. Что помогает тебе преодолевать трудности, связанные с учебой?
6. Какие из нижеуказанных мотивов побуждают к учению; напиши сам, что влияет в первую очередь, во вторую, в третью, что совсем не играет роли.
а) интерес к процессу усвоения знаний;
б) практическая значимость усвояемых знаний;
в) ответственность перед родителями;
г) ответственность за учебный труд перед коллективом;
д) ответственность перед преподавателями;
е) ответственность перед другими;
ж) что-то еще, напишите сами.
7. Охотно ли ты учишься?
в) затрудняюсь ответить.
8. Чем вызвана неудовлетворенность?
а) неинтересны большинство занятий;
б) непонятно то, что говорят на многих занятиях, а задавать вопросы стесняюсь;
в) не успеваю подготовиться по многим предметам и из-за этого получаю плохие оценки;
г) какой-либо другой ответ (укажите именно какой);
д) затрудняюсь ответить.
9. Чем можно объяснить, что ты учишься ниже своих возможностей?
а) не удается себя пересилить и заставить регулярно заниматься;
б) слишком занят общественной работой, не остается времени на занятия;
в) серьезно занимаюсь спортом, это изматывает, поэтому не хватает сил взяться за книгу;
г) слишком много времени и сил уходит на самодеятельность и кружки;
д) слишком часто отвлекают друзья, и не хватает силы воли отказаться, если куда-нибудь приглашают;
е) какими-либо другими причинами (какими именно).
10. Влияет ли коллектив класса на твое отношение к учебе?
Во все времена были и есть дети, которые считают, что учиться в школе — скучнейшее занятие. Большинство учится из-под палки, и если бы школы вообще отменили, от радости прыгали бы до потолка. Наверное, виноваты мы, взрослые: сколько бы ни реформировали, ни обустраивали наши школы, что-то не выходит превратить учение наших детей в увлекательную часть их жизни.
Может быть, о том же думал Симон Львович Соловейчик, когда писал книгу «Учение с увлечением». Эта книга — для всех, потому что в ней говорится о вещах, значимых для каждого человека. Ведь увлекаться учением — значит знать толк в жизни, любить ее и ценить. Рекомендую перечитать эту книгу и примерить прочитанное к себе, Попробуем!
II. Педагогическое просвещение по теме «Учебная мотивация»
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл! Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем и родителем мер педагогического воздействия.
К семикласснику школа предъявляет больше требований, чем к младшим школьникам. Значительно увеличивается число учебных предметов; занятия ведутся несколькими учителями, предъявляющий ми порой разные требования к учебе; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.
Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
• потребность во «взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;
• особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека;
• общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;
• стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя сточки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
• стремление подростка к самостоятельности;
• увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с проявлением большей избирательности, дифференцированности;
• определенность и устойчивость интересов.
Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающий среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно- воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
Большинство подростков считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать зачет, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.
III. Анализ результатов успеваемости учащихся класса
Классный руководитель представляет сравнительный анализ успеваемости учащихся за последние учебные четверти с прошлым учебным годом в виде диаграмм.
IV. Выступление учителей-предметников
Учителя-предметники представляют анализ учебной активности Учащихся на уроке, выполнение домашних заданий, наличие учебной мотивации, предъявляют требования кучащимся.
V. Подведение итогов
Дополнительный материал
Правила самоорганизации внимания
1 Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, звонки по телефону).
2. Приступая к работе, предварительно организуйте рабочее место (оно должно быть надлежащим образом оборудовано).
3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ — предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.
4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, пролистайте конспект. Если же этот материал по какой-либо причине вами совсем не изучался, начинайте с ликвидации пробелов.
5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога, связанные с предстоящей ситуацией проверки знаний, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные колебания внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удалось сосредоточить внимание, можно читать про себя.
6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.
7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием решением задач, так как это предупреждает возникновение монотонности, при которой устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностном: восприятию материала.
8. Контролируйте, подавляйте непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, автомобильная сигнализация, чьи-то голоса), так и внутренних стимулов (мысли).
9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратит» время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре в помещении.
Правила обращения с памятью
1. Заучивай с желанием знать и помнить.
2. Ставь цель — запомнить надолго.
3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один День.
7. После математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие.
8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики. Изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше — действуй.
9. Не учи стихи по столбикам, короткие — заучивай целиком, длинные — разбивай на части.
10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
Отрывок из книги С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением»
Учителя представляют, как учить детей. Но никто не пишет, что делать человеку, если он попал в заколдованный круг скуки и неумения работать. Некоторые сердились: «Да что тут такого? Какие еще хитрости нужны? Позаниматься как следует, вот и вся хитрость! Безнадежно отстал? А кто виноват?»
Я засел за книги, месяцами ходил в Ленинскую библиотеку, самую богатую библиотеку в нашей стране. Там тысячи книг об учении в школе. Но все они о том же — как учить ребят или как лучше учиться тому, кто хочет учиться лучше. Но что делать человеку, если он не в состоянии сесть за книгу и подумывает о том, чтобы бросить школу, об этом в книгах не написано!
Тогда я стал расспрашивать ученых: нет ли общего правила, по которому можно было бы преодолеть инерцию заколдованного круга?
Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.
Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?
Работать на уроке с увлечением — это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни.
Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Вот в чем разница!
Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: «Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник», тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя.
У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью — и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его — надо помочь ему создать лучшее представление о себе, «исправить» ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными.
Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние — это один из основных законов человеческой психики.
Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами мы принимаем критику, но только доброжелательную и только оттого чело века, который — мы чувствуем это — верит в нас и любит нас.
Но когда нас хотят унизить, то есть понизить нас в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке — представление о самом себе, образ самого себя.
Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.
Родительское собрание «Воспитание ответственности у подростков», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!