Обязанности классного руководителя кратко

  1. Классный руководитель, его функции и обязанности.

Классный
руководитель – педагог, призванный
координировать учебную и воспитательную
деятельность одного класса, формировать
ученический коллектив и организовывать
разного вида деятельность этого
коллектива. Классный руководитель
выбирается из числа школьных учителей,
причем, обычно, на эту должность
назначаются наиболее опытные педагоги.
Деятельность классного руководителя
определяется специальным положением,
в котором обозначены его основные
функции: когнитивно-диагностическая,
организаторско-стимулирующая,
объединительно-сплачивающая, координирующая
и личностно-развивающая. Рассмотрим
более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая
функция заключается в постоянном
наблюдении, анализе и учете морального
и физического состояния учеников класса.
Классный руководитель должен следить
за уровнем воспитанности учеников и
корректировать недостатки воспитания,
знать о состоянии здоровья детей в
данный период времени. В отличие от
учителей-предметников, у классного
руководителя есть возможность глубинно
разобраться в психологических особенностях
личности каждого ученика вверенного
ему класса. Анализируя и перерабатывая
эту информацию, классный руководитель
должен доводить ее до сведения других
учителей, работающих в классе, для
достижения наилучшего эффекта обучения
и возможности реализации индивидуального
подхода.

Организаторско-стимулирующая
функция заключается в том, чтобы привлечь
учеников к внеклассной деятельности.
Участие в таких видах деятельности не
является обязательным, однако оно играет
значительную роль в формировании
личности, расширяет кругозор, помогает
приобрести новые умения и навыки,
раскрыть в себе новые интересы и
способности и т. д. В связи с этим,
необходимо организовывать внеклассную
работу таким образом, чтобы ученики
стремились принять в ней участие,
проявили активность в ее организации
и подготовке. Для этого каждому нужно
отвести определенное место в осуществлении
такого вида деятельности, каждый ученик
должен чувствовать себя причастным к
общему деру, четко понимать свою роль
и обязанности, тогда у него возникнет
ощущение полезности и необходимости.
Важно подбирать обязанности таким
образом, чтобы они были посильны и
интересны ученику, совпадали с направлением
его склонностей и способностей. Кроме
того, нужно стремиться к эстетичному
оформлению различных праздников,
совместно с ребятами разрабатывать
интересные сценарии, учитывая потребности
и интересы учеников, соответствующие
их возрасту. Каждый раз нужно придумывать
что-то новое, развивая и сохраняя при
этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся
традиции класса.

Объединительно-сплачивающая
функция. Эта функция заключается в
формировании здорового, закономерно
функционирующего ученического коллектива.
Классный руководитель должен стремиться
развить между ребятами дружественные,
сотруднические отношения, побуждать
их к единству основных целей и стремлений,
заботиться друг о друге, принимать
ответственность за состояние коллектива
класса, реагировать на отдельные
проявления его членов. В то же время,
классный руководитель обязан следить
за всеми внутренними отношениями,
возникающими в коллективе с целью
предотвращения образования групп
негативной направленности, подавления
одними учениками других. Во избежание
отрицательных проявлений в коллективе
необходимо чаще проводить различные
совместные мероприятия, развивая тем
самым интересы учеников в положительном
направлении.

Координирующая
функция. Классный руководитель должен
координировать усилия педагогов и
родителей класса, для достижения единого
подхода к воспитанию и обучению учеников,
исключая возможные противоречия и
создавая как можно больше возможностей
для осуществления индивидуального
подхода. Для этого устраиваются
родительские собрания, педагогические
советы и проводятся индивидуальные
беседы с родителями и педагогами. По
возможности стоит привлекать родителей
к различным видам внеклассной деятельности.
Недочеты домашнего и самостоятельного
обучения компенсируются за счет
организации домашнего чтения, различных
заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая
функция. Педагогическое воздействие
на учеников должно способствовать
развитию их личностных качеств. Выполнение
этой задачи входит в функции классного
руководителя. Для этого необходимо
тщательное изучение личности каждого
ученика и создание условий для его
полноценного развития, оказание помощи
и поддержки со стороны педагогов,
родителей и ученического коллектива.
В обязанности классного руководителя
по этому вопросу входят следующие:

1)
изучение личностей учащихся;

2)
контроль успеваемости учащихся,
регулирование объемов домашних заданий;

3)
разъяснение и контроль соблюдения
правил поведения;

4)
проведение классных собраний;

5)
вовлечение учеников во все виды
внеклассной деятельности (кружки по
интересам, трудовая деятельность,
благотворительная помощь);

6)
активное участие в управлении
учебно-воспитательной деятельностью
в школе, внесение предложений о методиках
воспитания, принятых в школе;

7)
работа, направленная на установление
единого подхода к воспитанию и обучению
учащихся;

8)
налаживание и поддержание контактов с
родителями и семьями учеников;

9)
ведение личных дел учащихся.

Работа
классного руководителя сложна и
многообразна, поэтому требует высокой
квалификации педагога, творческого
подхода и личной заинтересованности в
успешном развитии каждого ученика
класса и ученического коллектива в
целом.

Функции
классного руководителя определяются
необходимостью создания условий
существования ребенка в общеобразовательном
учреждении для его успешной
жизнедеятельности, содействия
разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению,
постижению смысла жизни. Классный
руководитель, получая и обрабатывая
информацию о своих воспитанниках, их
психофизическом развитии, социальном
окружении, семейных обстоятельствах,
контролирует ход целостного воспитательного
процесса, процесс становления личности
каждого ребенка, его нравственных
качеств; анализирует характер оказываемых
на него воздействий; координирует
учебную деятельность каждого воспитанника
и всего классного коллектива,
самоопределение, самовоспитание и
саморазвитие обучающегося, формирование
классного коллектива, развитие творческих
способностей воспитанников, взаимоотношения
с другими участниками воспитательного
процесса. Классный руководитель выполняет
несколько функций. Рассмотрим наиболее
важные функции классного руководителя.

В
качестве важнейших функций ( от лат.functio
— исполнение, обязанность) классного
руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностическая, организаторско-
стимулирующая, объединительно-
сплачивающая, координирующая и
личностно-развивающая. Рассмотрим
кратко сущность каждой их них.

а)
Когнитивно-иагностическая
функция

(от лат.cognitio — знание, познание; diagnos —
определение). Она связана с необходимостью
всестороннего изучения особенностей
развития и поведения учащихся и
определения уровня их воспитанности в
целях учета этих особенностей в процессе
внеклассной работы и осуществления
индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю
необходимо знать состояние здоровья
учащихся и физического развития, условия
домашнего воспитания, характер их
обучаемости и воспитуемости, межличностные
контакты и участие в организуемой
деятельности, проявляемые склонности,
способности и интересы, отношение к
учебной работе и динамику успеваемости.
Указанные данные нужно доводить до
сведения работающих в классе учителей
с тем, чтобы они соответствующим образом
учитывали их в процесс учебно-воспитательной
деятельности.

б)
Организаторско-стимулирующая
функция
.
Она обусловливается тем, ч то участие
школьников во внеклассной работе в
известной мере является добровольным
делом. Оно несовместимо ни с понуждением,
ни с жестким регламентированием
деятельности учащихся. Главное здесь
— умение классного руководителя
организовать внеклассную работу таким
образом, чтобы она увлекала учащихся
высокой содержательностью, разнообразием
м свежестью форм, постоянным поиском
новых подходов к ее проведению. Даже
самые традиционные виды работы ( например,
встреча Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д.) каждый раз необходимо
проводить по-новому, придавать им яркие,
красочные формы.

в)
Объединительно-сплачивающая
функция
.
Эта функция вытекает из того, что
действенным фактором воспитания является
сплочение учащихся, здоровый психологических
микроклимат в классе, товарищеское
общение, забота друг о друге, влияние
ученического коллектива. В то время
необходимо предотвращать появление в
классе группировок с негативной
направленностью, создавая условия для
увлекательной совместной деятельности
учащихся

г)
Координирующая функция

классного руководителя. Обусловлена
она тем, что, поскольку, как уже отмечено
выше необходимость в согласовании их
педагогических усилий по обучению и
воспитанию учащихся, координация их
деятельности и осуществления единого
подхода к детям. Подобную работу
необходимо проводить также с родителями
учащихся и привлекать их к совместной
со школой воспитательной работе. В
качестве проблем для такой работы могут
выступать и недочеты в домашнем учении
учащихся, и различные отклонения в
поведении, и активизация внеклассного
чтения и т.д.

д)
Личностно-развивающая
функция
.
Ее осуществление требует придания
проводимой воспитательной работе
действенного педагогического влияния
на развитие личностных качеств учащихся:
стимулирование их потребностно-мотивационной
сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование,
развитие творческих способностей и
задатков, утверждение достоинства в
межличностной общении и т.д.

Осуществление
указанных функций связано с выполнением
классным руководителем целого ряда
возложенных на него обязанностей.

а)
всестороннее изучение учащихся;

б)
разъяснение и внедрение правил поведения
учащихся;

в)
повседневное наблюдение за успеваемостью
учащихся, контроль за их домашней
работой, а также регулирование объема
домашних заданий;

г)
периодическое проведение ученических
собраний в классе;

д)
вовлечение учащихся в кружковую работу;

е)
организация общественно полезного
труда;

ж)
оказание помощи в работе добровольных
детских и юношеских организаций и
объединений.

Основные
обязанности

классного руководителя определены
Уставом средней общеобразовательной
школы. В круг этих обязанностей входит
тесное сотрудничество с другими
учителями, ученическим комитетом,
пионерским отрядом и комсомольской
организацией, с воспитателями группы
продленного дня, а также советами
содействия семье и школе на предприятиях
и учреждениях; оказание своевременной
учебной помощи учащимся; проведение
мероприятий, содействующих укреплению
здоровья учащихся; организация общественно
полезного труда воспитанников; ведение
установленной документации (составление
плана работы на четверть, оформление
классного журнала, контроль за дневниками
учащихся класса); представление
руководству школы сведений об успеваемости;
посещаемости и поведении учащихся.

Классный
руководитель работает под непосредственным
руководством директора школы и его
заместителей. Они же оказывают ему
необходимую организационно-педагогическую
помощь.

  1. Классный
    руководитель в школе, специфика
    его
    работы,
    основные функции и обязанности.

  2. Работа
    классного руководителя по изучению
    уча­
    щихся.

  3. Работа
    классного руководителя по созданию
    и
    воспитанию
    ученического коллектива.

  4. Работа
    классного руководителя по
    повышению
    успеваемости,
    трудовому и нравственному воспита­
    нию
    учащихся.

  5. Работа классного
    руководителя с учителями.

  1. Работа
    классного руководителя с родителями
    учащихся.

  2. Планирование
    классным руководителем воспи­
    тательной
    работы. Ведение документации класса.

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник ленинградская область всеволожский район сертолово школа 2

1.
Классный руководитель в школе, специфика
его
работы,
основные функции и обязанности.
Для
организа­ции
внеклассной воспитательной работы в
средних и стар­ших классах из числа
наиболее опытных учителей назнача­ются
классные руководители. Их необходимость
обусловлена тем,
что в этих классах учебную и воспитательную
работу ведут несколько учителей,
деятельность которых нуждается в
определенной координации. Кроме того,
многие виды вне­классной
работы, такие, например, как создание и
воспита­ние ученического коллектива,
организация общественно по­лезного
труда, многочисленные формы нравственной
и худо­жественно-эстетической
деятельности учащихся непосред­ственно
не входят в обязанности учителей-предметников
и возлагаются
на классного руководителя.

Институт
классных руководителей в нашей школе
имеет
свою историю.

До
1917 года в гимназиях и других средних
учебных заведениях
Российской империи существовала
должность классного
наставника,
на
которую назначались штатные преподаватели,
отвечавшие за воспитание учащихся и
осуществлявшие
надзор за их поведением. Была учреж­дена
также должность помощника
классного наставника,
или
классного
надзирателя,
который
следил за поведе­нием
учащихся в классе и вне школы (на улицах,
в театрах, на
частных квартирах и т.д.).

В
своеобразной форме этот институт
существует так­же
и в современных школах некоторых
зарубежных стран.
В Бельгии, например, учителя не занимаются
вос­питанием
и дисциплиной учащихся. Их обязанность
— обеспечивать
полный объем знаний учащихся по тому
предмету,
который они преподают. Все остальное —
за­бота
воспитателей. Они смотрят за порядком
в классе и проводят
внеклассные мероприятия. На эту должность
чаще
всего берут молодых людей, так как в
бельгийских школах
большинство учителей — женщины.

Деятельность
классного руководителя регламентиру­ется
специальным положением. В нем определяются
его функции,
основные направления работы и обязанности.
В качестве важнейших функций (от лат.
functio
— ис­полнение,
обязанность) классного руководителя
высту­пают следующие:
когнитивно-диагностическая,
органи­
заторско-стимулирующая,
объединительно-спла­
чивающая,
координирующая
и
личностно-развивающая.
Рассмотрим
кратко сущность каждой из них.

  1. Когнитивно-диагностическая
    функция
    (от
    лат.
    cognitio
    — знание, познание; diagnos
    — определение). Она
    связана
    с необходимостью всестороннего изучения
    осо­
    бенностей
    развития и поведения учащихся и
    определе­
    ния
    уровня их воспитанности в целях учета
    этих особен­
    ностей в процессе
    внеклассной воспитательной работы
    и
    осуществления
    индивидуального подхода к их обучению
    и
    воспитанию. Классному руководителю
    необходимо знать
    состояние
    здоровья учащихся и их физического
    разви­
    тия,
    условия домашнего воспитания, характер
    их обуча­
    емости
    и воспитуемости, межличностные контакты
    и
    участие
    в организуемой деятельности,
    проявляемые
    склонности,
    способности и интересы, отношение к
    учеб­
    ной
    работе и динамику успеваемости. Указанные
    данные
    нужно доводить до сведения
    работающих в классе учите­
    лей с
    тем, чтобы они соответствующим образом
    учитыва­
    ли
    их в процессе учебно-воспитательной
    деятельности.

  2. Организаторско-стимулирующая
    функция.
    Она
    обусловливается
    тем, что участие школьников во
    вне­
    классной
    работе в известной мере является делом
    добро­
    вольным.
    Оно
    несовместимо ни с понуждением, ни с
    же­
    стким
    регламентированием деятельности
    учащихся. Глав­
    ным
    здесь является умение классного
    руководителя орга­
    низовать
    внеклассную работу таким образом, чтобы
    она
    увлекала учащихся высокой
    содержательностью, разно­
    образием
    и свежестью форм, новыми подходами к
    ее про­
    ведению.
    Даже самые традиционные виды работы,
    на­
    пример встречу Нового года,
    праздник именинников,
    классные
    часы и т.д., каждый раз необходимо
    проводить
    по-новому,
    придавать им яркие, красочные формы.

  3. Объединительно-сплачивающая
    функция.
    Эта
    фун­
    кция
    вытекает из того, что действенным
    фактором вос­
    питания
    являются сплочение учащихся, здоровый
    пси­
    хологический
    микроклимат в классе, товарищеское
    об­
    щение,
    забота друг о друге, влияние ученического
    кол­
    лектива.
    В то же время необходимо предотвращать
    появ­
    ление
    в классе группировок с негативной
    направлен­
    ностью,
    создавать условия для увлекательной
    совмест­
    ной деятельности учащихся.

4. Координирующая
функция.
Поскольку,
как уже
отмечалось,
в классе работают несколько
учителей-пред­
метников,
возникает необходимость в согласовании
их
педагогических
усилий по обучению и воспитанию
уча­
щихся,
координации их деятельности и
осуществлении
единого
подхода к детям. Эта работа возлагается
на

классного
руководителя, который также проводит
необ­ходимую
работу с родителями учащихся и привлекает
их
к совместной со школой воспитательной
деятельнос­ти.
В качестве проблем для такой работы
могут быть и недочеты
в домашнем учении учащихся, и различные
от­клонения
в поведении, и активизация внеклассного
чтения, и
т.д.

5.
Личностно-развивающая функция.
Сущность
ее заключается в придании проводимой
воспитательной работе
действенного педагогического влияния
на разви­тие
личностных качеств учащихся: стимулирование
их потребностно-мотивационной
сферы, учебно-познаватель­ной
активности, нравственное и эстетическое
формиро­вание, развитие творческих
способностей и задатков, ут­верждение
достоинства в межличностном общении и
т.д.

Осуществление
этих функций связано с выполнением
классным
руководителем целого ряда возложенных
на него
обязанностей.
К
ним относятся:

  • разъяснение
    и внедрение правил поведения уча­
    щихся;

  • повседневное
    наблюдение за успеваемостью уча­
    щихся,
    контроль за их домашней работой, а также
    регу­
    лирование объема домашних
    заданий;

  • периодическое
    проведение ученических собраний
    в
    классе;

  • вовлечение учащихся
    в кружковую работу;

  • организация
    общественно полезного труда;

  • оказание
    помощи в работе добровольных детских
    и
    юношеских
    организаций и объединений;


внесение предложений
руководству школы о поощ­рениях
и наказаниях учащихся;

  • объединение
    воспитательных усилий учителей,
    работа­
    ющих
    в классе, и установление единого подхода
    к учащимся;

  • поддержание связей
    с родителями и работа с семьей;

  • ведение личных
    дел учащихся.

Многообразие
и сложность обязанностей, выполняемых
классным
руководителем, требуют научной разработки
и глубокого
осмысления методики его работы. Обратимся
к
рассмотрению важнейших вопросов этой
методики.

2.
Работа классного руководителя по
изучению уча­щихся.
Как уже отмечалось, проведение
воспитательной работы
немыслимо без знания возрастных и
индивиду-

альных
особенностей учащихся. Незнание этих
особен­ностей
зачастую служит причиной серьезных
просчетов и
педагогических ошибок.

Есть
ученики, которые не проявляют должной
усид­чивости
в работе, не могут заставить себя
аккуратно выполнять
домашние задания. На учебной работе и
по­ведении
школьника сказываются условия семейного
вос­питания,
состояние здоровья, влияние тех контактных
групп,
с которыми он находится в постоянном
общении, и
т.д. Все это нужно внимательно изучать
и знать, чтобы успешно
осуществлять воспитательную работу.

Изучение
школьников классным руководителем
про­водится с помощью различных
методов. Важнейшими из них
являются: повседневное
наблюдение за деятель­
ностью
и поведением учащихся в процессе учебных
за­
нятий
и внеурочной работы, индивидуальные и
группо­
вые
диагностические беседы, изучение
результатов
деятельности
учащихся, посещение их на дому,
есте­
ственный
эксперимент, рейтинг и метод компе­
тентных
оценок.
Как
же использовать их в процессе воспитания
школьников?

Повседневное
наблюдение за поведением и деятель­
ностью
учащихся.
Сущность
этого метода заключается в том,
чтобы, наблюдая за учащимися в различных
усло­виях
учебной и внеклассной работы, выявлять
особенно­сти
их отношения к выполнению школьных
обязаннос­тей,
черты характера, культуру поведения и
т.д. Чтобы делать
по этим вопросам обобщающие выводы,
нужно

владеть
фактами и примерами, которые характеризуют
устойчивые,
а не случайные проявления. Например,
когда,
наблюдая за тем или иным из учащихся,
класс­ный
руководитель замечает, что он на уроках
не может сдерживать
себя и ведет неспокойно, на переменах
с кри­ком
бегает по коридору, толкает товарищей
и т.д., ло­гично
сделать вывод о недостаточной его
дисциплиниро­ванности.
Если на какого-нибудь ученика учителя
жалу­ются,
что он списывает домашние задания или
совсем не выполняет
их, можно предполагать, что он требует
по­стоянного внимания и помощи в
улучшении домашней учебной работы.

Индивидуальные
и групповые диагностические беседы
с
учащимися, учителями и родителями.
С
их помощью классный
руководитель имеет возможность узнать,
как относится
тот или иной школьник к учебным занятиям,
чем
интересуется и занят во внеурочное
время, какие трудности испытывает в
овладении знаниями. В заду­шевных
индивидуальных беседах учащиеся
рассказыва­ют
о своих успехах и неудачах в учебе,
характере отно­шений
с одноклассниками и т.д.

Изучение
результатов деятельности учащихся.
В
школе
проводятся различные конкурсы, выставки,
даются домашние
задания. Сами школьники проявляют
творчес­кие
способности и мастерят различные
поделки. Некото­рые
из них любят рисовать, другие занимаются
коллекцио­нированием,
посвящают свой досуг изготовлению
различных моделей и т.д. По результатам
этой разнообразной деятельно­сти
классный руководитель может судить не
только об увле­чениях,
но и о склонностях и способностях
учащихся, делать прогнозы
их развития.

Посещение
учащихся на дому.
Этот
метод позволя­ет
накапливать представления о том, как
живет и работает
тот или иной ученик в домашних условиях,
как
соблюдает режим, какая атмосфера в
семье, чем заполняет
он свое свободное время, с кем дружит и
т.д.
Очень важное значение имеют здесь
контакты с родителями,
их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это
дает материал для дальнейшего улучшения
вне­классной
работы.

Естественный
эксперимент.
Сущность
его состоит в том, что дети включаются
в какую-нибудь деятельность, и
педагог наблюдает за их поведением не
в искусственно созданных
ситуациях, а в процессе обычной работы
и таким образом изучает их особенности.

Примером
«естественной ситуации» при изучении
уча­щихся
может быть обсуждение на собрании
отрица­тельных
поступков отдельных учащихся, когда
нужно проявить
принципиальность и требовательность
к това­рищу. Вот здесь классный
руководитель и видит, у кого эти
качества есть, а у кого их нет. ,

Для
изучения школьников классные руководители
используют
также методы
рейтинга и компетентных
оценок.
О
сущности их шла речь в главе, в которой
раскры­вались
методы педагогического исследования.
Здесь же нужно
отметить, что они позволяют накапливать
матери­ал об особенностях поведения
учащихся, их характерах, интересах,
творческих способностях и склонностях.

Про ГИС СОЛО:  КАК ДОБАВИТЬ КТП В ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Изучение
школьников — процесс непрерывный.
Класс­ный
руководитель обращает внимание не
только на осо­бенности
поведения, характера и разнообразной
деятель­ности
своих воспитанников, но и на те изменения,
кото­рые
происходят в их развитии. Все это требует,
чтобы он постоянно
фиксировал и накапливал данные о
резуль­татах изучения учащихся и
глубоко анализировал их. А.С.Макаренко
считал необходимым, чтобы педагог вел
дневник
изучения учащихся, регулярно записывал
важнейшие
факты их поведения, видел тенденции их
развития и на этой основе прогнозировал
и проектиро­вал
воспитательную работу.

3.
Работа классного руководителя по
созданию и
воспитанию
ученического коллектива.
Только
сплотив учащихся
в дружный и работоспособный коллектив,
мож­но
успешно осуществлять их обучение и
воспитание.

Создание
ученического коллектива, как и воспитание
вообще,
нужно начинать с ознакомления с учащимися.

Приступая
к работе с классом, классному руководи­телю
нужно просмотреть личные дела учащихся,
побесе-

довать
с учителями, проанализировать классный
жур­нал
за предыдущий учебный год и составить
общее пред­ставление
об успеваемости, положительных сторонах
и недостатках
класса с тем, чтобы определить более
вер­ный
подход к организации воспитательной
работы.

Большое
значение в создании коллектива имеет
умелое предъявление
с первых же дней занятий педагогических
тре­бований
к учащимся.

Обычно
в начале учебного года классный
руководи­тель
проводит специальное собрание. Он
обстоятельно зна­комит
учащихся с важнейшими школьными правилами
и
разъясняет, как они должны вести себя
на уроках и переменах,
выполнять домашние задания и участвовать
в
совместной работе класса. Предъявление
требований побуждает учащихся к анализу
своего поведения и пере­живанию
внутренних противоречий между имеющимся
и
необходимым уровнем поведения, что в
конечном ито­ге
стимулирует их работу над собой.

Необходимой
предпосылкой формирования ученичес­кого
коллектива является организация
самоуправления в классе
и воспитание актива.

В
состав актива обычно входят лучшие
учащиеся, кото­рые
хорошо учатся и пользуются уважением
среди своих товарищей. Чтобы активисты
хорошо работали, их надо регулярно
инструктировать, детально разъяснять,
какие обязанности
возлагаются на старосту класса,
руководите­лей
различных комиссий. Но этого мало. Важное
значе­ние имеет практическая помощь
классного руководителя в
работе актива. Поэтому необходимо учить
активистов разрабатывать
намеченные мероприятия, помогать им в
распределении
общественных поручений и давать советы
при
возникновении тех или иных трудностей.
Немалую роль
играют и задушевные индивидуальные
беседы классно­го
руководителя с активистами. В процессе
таких бесед класс­ный
руководитель много узнает о классе, о
взаимоотноше­ниях
учащихся, о трудностях, с которыми
сталкиваются акти­висты,
и имеет возможность своевременно
поддерживать их настроение, ободрить
хорошим советом, чуткостью.

В
работе с активистами нужно осуществлять
тактич­ный
контроль за выполнением ими своих
обязанностей. Налаженность
работы самоуправления является
действен­ной
поддержкой усилий классного руководителя
по улуч­шению
учебно-воспитательного процесса в
классе.

Однако
едва ли не самым важным в воспитании
учени­ческого
коллектива является умение классного
руководи­теля организовать содержательную
внеклассную работу с тем,
чтобы учащиеся были увлечены практическими
дела­ми,
чтобы перед ними всегда стояли
воодушевляющие задачи-перспективы.
Вот почему опытные классные руко­водители
много думают над тем, чтобы с первых
дней работы
с классом вовлечь учащихся в практическую
вне­классную
деятельность.

Вот
как начал свою работу с пятиклассниками
один из классных
руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.

В
первый же выходной день после начала
учебного года он
организовал коллективный поход-прогулку
в лес с по­сещением места бывшей
партизанской стоянки. Ребята любовались
позолотой осени, собирали грибы, слушали
содержательный
рассказ классного руководителя о боевых
подвигах
людей в годы Великой Отечественной
войны. Прогулка заинтересовала всех, и
пятиклассники возвра­тились
домой бодрые, радостные, полные волнующих
впе­чатлений.
Потом ребята по предложению классного
руко­водителя
решили установить шефство над соседним
дет­ским
садом и стали готовить игрушки и сувениры
для ма­лышей. Эта работа потребовала
распределения обязан­ностей, поиска
необходимых материалов, подготовки
не­большого
концерта художественной самодеятельности.
Следующее мероприятие — подготовка
вечера сказок и т.д. В
процессе совместной практической
деятельности между учащимися
установились деловые отношения,
формирова­лась
ответственность за порученное дело,
раскрывались способности
каждого пятиклассника, а главное —
крепло товарищеское
сплочение, рождался дух коллективизма.

Организация
интересных практических дел учащихся
создает
основу для накопления положительных
тради­
ций
в классе, что в свою очередь способствует
обогаще­
нию
жизни коллектива и его развитию.
В
качестве таких традиций выступают обмен
памятными сувенирами со своими преемниками
перед окончанием учебного года, праздники
труда, повторяющиеся из года в год
спортив­ные
мероприятия, выставки поделок и т.д.

Таковы
некоторые особенности работы классного
руко­водителя
по созданию ученического коллектива.

4.
Работа классного руководителя по
повышению
успеваемости,
трудовому и нравственному воспитанию
учащихся.
Специфический
характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости
уча­щихся.
Она включает в себя следующие направления.

Прежде
всего классный руководитель использует
кол­
лектив
для повышения требований к учащимся по
воп­
росам
учебы и дисциплины.
С
этой целью проводятся специальные
собрания, на которых анализируется
состоя­ние
учебной работы в классе, заслушиваются
отчеты от­дельных
учащихся о выполнении ими правил
поведения.

Значительное
место в работе по улучшению успева­емости
занимают разъяснительные беседы об
обязан­
ностях
школьников, о культуре умственного
труда, а
также
контроль за их домашней работой.
Вместе
с тем классный
руководитель обязан развивать
любознатель­ность
учащихся. Он знакомит их с достижениями
науки и
техники, проводит экскурсии в научные
лаборатории и на
производство, пропагандирует
научно-техническую ли­тературу,
вовлекает учащихся в кружковые занятия.
Задача
классного руководителя — вовремя
заметить от­ставание
школьника в учении, выяснить причины и
ока­зать ему действенную помощь.

Ответственный
участок деятельности классного
руководителя
— нравственное и трудовое воспитание.
С
помощью
различных внеклассных мероприятий
(бесед, лекций, докладов, ученических
вечеров и т.д.) он знако­мит
учащихся с современной жизнью страны,
с различны­ми
общественными событиями в стране и за
рубежом, про­водит
диспуты на моральные темы,
литературно-художе­ственные
вечера и т.д. Однако моральное воспитание
нельзя сводить
только к словесным формам работы. Большое
зна­чение
имеют общественная работа и трудовая
деятельность. С
этой целью организуются различные виды
общественно полезного
и производительного труда учащихся:
работа по самообслуживанию, сбор
лекарственных растений, посиль­ное
участие в благоустройстве и ремонте
школы, а также труд
на промышленных предприятиях и т.д.

В
функции классного руководителя входит
организа­ция культурно-массовой
работы и досуга учащихся, вов­лечение
их в оздоровительно-спортивную
деятельность.
Классный
руководитель вместе со школьным врачом
осу­ществляет
санитарно-гигиеническое просвещение
школь­ников,
заботится о проведении профилактических
при­вивок
и медицинских осмотров, участвует в
организации физкультурно-спортивных
соревнований и праздников.

Свою
многообразную воспитательную работу
класс­ный
руководитель проводит совместно с
детскими и юношескими организациями —
спортклубами, товари­ществами
и т.д.

Таково
содержание и формы воспитательной
работы классного
руководителя с коллективом учащихся.

5. Работа
классного руководителя с учителями.
Про­
водя
воспитательную работу с учащимися,
классному руко­
водителю
следует поддерживать тесные контакты
с учите­
лями
с целью установления единых требований
к учащимся
и
повышения качества учебно-воспитательного
процесса.
В
каких же формах осуществляется эта
работа?

Одной
из таких форм является посещение классным
руководителем
уроков, проводимых учителями в его
клас­
се.
В
процессе посещения занятий он наблюдает
за работой учащихся,
их дисциплиной, анализирует качество
их знаний
и познавательную активность. Одновременно
с этим классный руководитель изучает
вопрос о накопле­нии оценок и
использовании их стимулирующей роли в
учении,
о дозировке объема домашних заданий и
т.д.

Важной
проблемой в работе классного руководителя
с
учителями является организация помощи
слабоуспе­
вающим
школьникам.
Конечно,
эту работу должен вести каждый
учитель. Но классный руководитель,
находясь в постоянных
контактах с учащимися, иногда может
под­сказать причины снижения качества
знаний того или ино­го
школьника и попросить учителя учесть
их в своей работе. Не
менее существенной стороной работы
классного руко­водителя
с учителями является активизация
внеклассной учебной
работы и, в частности, кружковых занятий,
пред­метных олимпиад, выставок
ученического творчества.

Наконец,
сам классный руководитель нуждается в
помощи учителей в организации внеурочной
воспита­
тельной
работы.
По
его просьбе учителя проводят с уча­щимися
беседы на научные, нравственные и
эстетичес­кие темы, участвуют в
классных собраниях, в налажива­нии
общественно полезной работы и т.д. Таким
образом, тесное
взаимодействие классного руководителя
с учите­лями
помогает ему повышать содержательность
и дей­ственность внеклассной
воспитательной работы.

6. Работа
классного руководителя с родителями
уча­
щихся.
Главное в работе классного руководителя
с роди­
телями состоит в том, чтобы
обеспечить единство требо­
ваний
к воспитанию учащихся со стороны семьи
и школы,
создать
нормальные условия для их домашнего
учения и
направлять воспитательную
деятельность семьи. Содер-

жание
и основные формы работы школы с семьей
раскрыты
в специальной главе. Поэтому здесь мы
огра­ничимся освещением лишь некоторых
вопросов деятель­ности
классных руководителей по поддержанию
связей с родителями
учащихся.

Большое
место в работе классного руководителя
с
семьей
занимает систематическое информирование
родителей
об успеваемости, поведении и общественно
полезном
труде учащихся.
С
этой целью один раз в учеб­ную
четверть проводятся родительские
собрания, на которых
детально анализируется состояние
успеваемос­ти
и дисциплины школьников и намечаются
мероприя­тия
по улучшению работы семьи в этом
направлении. В необходимых случаях,
когда требуется срочное вмеша­тельство
семьи в решение той или иной воспитательной
задачи,
классный руководитель посещает родителей
на дому
или приглашает их в школу, и они совместно
дого­вариваются о том, какие меры
нужно предпринимать для улучшения
учебы или поведения учащихся.

Про ГИС СОЛО:  Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

Например,
ученик перестал дома готовить уроки,
вошел в
контакт с нездоровой компанией. В этом
случае класс­ный
руководитель советует родителям усилить
контроль за
его домашней работой, а также за поведением
вне школы.
В иных случаях обнаруживается, что
школьник про­являет
повышенную нервозность и нередко
приходит в школу с
плохим настроением. Классному руководителю
нужно по­сетить
такого ученика дома, ознакомиться с
условиями его жизни
и работы в семье и договориться с
родителями о необходимости
создания для него более спокойной
обста­новки,
а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность
классных руководителей — осуществлять
педагогическое
просвещение родителей, в особенности
с уче­
том
специфического подхода к учащимся
различных воз­
растных
групп.
Так,
необходимо ознакомить родителей с
возрастными
особенностями воспитания и развития
тех учащихся,
с которыми работает классный руководитель,
и дать практические советы о том, какое
отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного
воспита­ния.
Беседы, лекции и доклады для родителей
обычно ох­ватывают
такие вопросы: особенности семейного
воспита­ния
младших школьников (подростков или
старших школь­ников);
взаимоотношения родителей и детей и их
влияние на семейное воспитание; как
помогать детям учиться; са­нитарно-гигиенический
режим школьника в семье и др.

Оказывая
влияние на воспитательную деятельность
се­
мьи,
классный руководитель в то же время
опирается на
родителей
при проведении воспитательной работы
с уча­
щимися.
По
его инициативе родители нередко берут
шеф­ство над «трудными» школьниками,
на которых не оказы­вает
должного воздействия семья. Родители
— специалисты в
различных областях знаний и профессий
— проводят с учащимися
беседы на медицинские, патриотические
и про­изводственные
темы, принимают участие в организации
экскурсий,
литературно-художественных вечеров и
т.д. Не­которые
родители ведут кружковые занятия по
ручному тру­ду,
авиамоделированию, техническому
творчеству и т.д.

7.
Планирование классным руководителем
воспита­
тельной
работы. Ведение документации класса.
Слож­ность
и многогранность воспитательной работы
классного руководителя
обусловливают необходимость ее глубокого
анализа
и продуманного планирования. Это, однако,
пони­мают
не все классные руководители. Как же
эта проблема ставится
в педагогической науке?

Л.Н.Толстой
писал, что люди отличаются один от
другого
тем, что одни из них сначала делают, а
потом думают,
другие же — сначала думают, а потом
делают. Деятельность
человека в отличие от поведения животно­го
характеризуется предварительной
обдуманностью, это значит,
она заранее прогнозируется в его
сознании.

Известный
физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось,
обосновал
идею об опережающем отражении человеком
тех действий и поступков, которые он
собирается совер­шить.
Иначе говоря, прежде чем осуществлять
ту или иную
работу или совершать то или иное действие,
чело­век заранее прогнозирует их в
своем сознании, проекти­рует их и
создает более или менее детальную
«програм­му»
поведения, которая позволяет контролировать
эту деятельность,
сравнивать ее с намеченной «программой»
и
вносить необходимые коррективы.

Чем
сложнее деятельность человека и чем
более зна­чительный отрезок времени
она охватывает, тем более важное значение
приобретает ее предварительное
обду­мывание,
программирование или, иначе говоря,
плани­рование.
Именно к таким видам деятельности
относится педагогическая,
и в частности воспитательная, работа
классного руководителя.

При
планировании воспитательной работы
классный руководитель
должен исходить из следующих положений:

  • нужно
    предусмотреть разнообразные мероприятия
    и
    виды работы, которые способствовали
    бы всесторонне­
    му
    развитию учащихся;

  • поскольку
    воспитание осуществляется только
    в
    деятельности,
    необходимо
    включать школьников в по­
    знавательную,
    патриотическую, трудовую,
    художе­
    ственно-эстетическую
    и спортивно-оздоровительную
    деятельность;

  • система
    внеклассной воспитательной работы
    должна
    быть
    подчинена организации, воспитанию и
    развитию
    ученического
    коллектива;

  • в
    общей системе внеклассной работы по
    всесторон­
    нему
    развитию учащихся нужно обязательно
    выделять
    ту
    или иную ведущую
    для данного времени воспитатель­
    ную
    задачу
    и
    намечать меры по ее решению;

  • нужно,
    чтобы план содержал положения,
    направ­
    ленные
    на согласованность воспитательных
    усилий клас­
    сного
    руководителя, учителей, которые работают
    в клас­
    се,
    и родителей.

Каким
же должен быть порядок планирования
клас­сным
руководителем воспитательной работы?

На
первом
этапе
составления
плана необходимо опре­делить
уровень воспитанности и развития класса,
изу­чить
его сдвиги в жизни и работе. Например,
если дос­тигнуты результаты в сплочении
класса, в проведении увлекательных
внеклассных мероприятий, то, опираясь
на
эти положительные стороны, нужно
позаботиться об организации
более содержательной практической
деятель­ности
и о придании ей характера интересных
перспек­тив,
реализуя таким образом «закон движения»
коллек­тива.
Повысилась общественная активность
учащихся — необходимо
расширять общественные мероприятия,
уг­лублять
их содержательность. Класс проявляет
заинте­ресованность
в спортивной работе — нужно сделать
так, чтобы
он выступал инициатором проведения
спортивно-массовых соревнований,
физкультурных вечеров, празд­ников
и т.д. Короче говоря, все, что есть в
классе поло­жительного
и интересного, нужно расширять, укреплять
и развивать. Воспитание на положительном
всегда при­носит
плодотворные результаты.

Одновременно
с этим нужно обращать внимание и на
недочеты,
которые имеют место в классе: снижение
дис­циплины,
ослабление интереса к чтению художественной
литературы,
ухудшение межличностных отношений,
разоб­щенность
коллектива на отдельные группировки и
т.д.

Каждый
из этих недочетов может стать предметом
вос­питательной
задачи, решение которой также необхо­димо
спланировать.

Определив
особенности класса, его положительные
стороны и недостатки, нужно
написать вступительную
часть
плана.

Второй
этап —
разработка
внеклассных видов работы по
всестороннему развитию и воспитанию
учащихся. По­пробуем
определить их, например, в отношении к
6-му классу:

  • беседа
    «Соблюдение режима дня — черта
    культурно­
    го
    человека»;

  • беседа
    «Приемы активного воспроизведения
    изучае­
    мого
    материала при подготовке домашних
    заданий»;

  • классное
    собрание «Об участии школьников в
    работе
    предметных
    кружков»;

  • экскурсия на
    завод. Встреча с молодыми рациона­
    лизаторами
    и изобретателями;

  • участие в
    благоустройстве территории школы,
    по­
    садка декоративных кустов;

  • совместное
    собрание учащихся и родителей по
    воп­
    росу
    «Об участии школьников в домашнем
    труде»;

  • задание
    учащимся: собрать на протяжении
    четвер­
    ти
    по 10 кг бумажной макулатуры;

  • совещание
    с активом по вопросу «О повышении
    роли
    активистов
    в общественно полезном труде»;

  • шефы
    завода в гостях у класса: «Почему
    говорят,
    что
    труд украшает человека?»;

  • подготовка
    литературного вечера «Родина — в
    по­
    эзии»;

  • участие в спартакиаде
    школы под девизом «Олим­
    пийский
    резерв»;

  • диспут «Какого
    человека можно считать нравствен­
    ным?»;

— еженедельный
обзор газет на тему «Чем живет
мир?».
Третий
этап —
разработка
предложений по решению

ведущей
воспитательной задачи «Повышение
ответствен­ности
учащихся за выполнение домашних заданий»:

  • встреча
    с учителями, работающими в классе, и
    роди­
    телями
    учащихся по вопросу «Как повысить
    качество
    домашнего
    учения?»;

  • беседа
    с учащимися «Основные правила
    выполне­
    ния
    домашних заданий»;

  • посещение
    учащихся на дому с целью контроля за
    их
    домашним учением;

  • встреча
    учащихся с директором школы по
    вопросу
    «Что
    делается в классе по улучшению домашней
    работы?»;

  • проведение
    двух практических занятий по выполне­
    нию
    домашних заданий по математике и
    русскому языку;


классное собрание
совместно с учителями и родите­лями
на тему «Что улучшилось в нашей учебной
работе?».

Четвертый
этап

оформление плана воспитатель­ной
работы. Если основные виды внеклассной
работы на учебную
четверть или полугодие разработаны,
нужно расставить
их в той хронологической последовательнос­ти,
в которой они будут проводиться.

Всю
эту работу классный руководитель
предваритель­но осуществляет сам. Но
составленный план необходимо обсудить
с учащимися, познакомить их с
ведущей зада­
чей,
на
которую они должны обратить особое
внимание. Естественно,
необходимо учитывать все предложения
уча­щихся.

План
— важнейший документ классного
руководителя. Но
кроме того учитель несет ответственность
за ведение классного
журнала, личных дел учащихся, в необходимых
случаях
пишет на них характеристики. Некоторые
класс­ные
руководители ведут дневники проводимой
работы, а также
специальные журналы, в которых на каждого
уче­ника
отводится 2-3 страницы. В них фиксируются
поло­жительные
поступки учащихся, а также те или иные
отрицательные
явления. Если записи делаются регуляр­но,
классный руководитель имеет возможность
наблю­дать
за тенденциями развития своих
воспитанников, при­нимать своевременные
меры к улучшению воспитатель­ной
работы как с классом, так и с каждым
учащимся в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Составьте устно
    план темы.

  1. В
    чем заключается специфика воспитательной
    деятельности клас-
    сного
    руководителя в отличие от обязанностей
    учителя?

  2. Раскройте содержание
    и методику работы классного руководи-

    теля по изучению учащихся, формированию
    ученического коллектива,
    повышению
    успеваемости и нравственному воспитанию
    учащихся.

  3. Обоснуйте
    значение плана воспитательной работы
    в деятельнос-
    ти
    классного руководителя, раскройте его
    содержание и порядок co-
    ставления.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев
Н.И.
Методика
работы классного руководителя. М., 1984.

Горленка
В.П.
Класны
гараушк: асновы выхаваучага умельства.
Мн., 1995.

Демакова
И.Д. С
верою
в ученика: Особенности воспитательной
работы
классного руководителя. М., 1989.

Кутьев
В.О.
Внеурочная
деятельность школьников. М., 1983.

Педагогическая
диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова.
Мн., 1987.

Степаненков
Н.К.
Плакирование
работы классного руководителя. Мн.,
1996.

Щуркова
Н.Е.
Вы
стали классным руководителем. М., 1986.

Оцените статью
ГИС Соло