Классный руководитель, его функции и обязанности.
Классный
руководитель – педагог, призванный
координировать учебную и воспитательную
деятельность одного класса, формировать
ученический коллектив и организовывать
разного вида деятельность этого
коллектива. Классный руководитель
выбирается из числа школьных учителей,
причем, обычно, на эту должность
назначаются наиболее опытные педагоги.
Деятельность классного руководителя
определяется специальным положением,
в котором обозначены его основные
функции: когнитивно-диагностическая,
организаторско-стимулирующая,
объединительно-сплачивающая, координирующая
и личностно-развивающая. Рассмотрим
более подробно каждую из них.
Когнитивно-диагностическая
функция заключается в постоянном
наблюдении, анализе и учете морального
и физического состояния учеников класса.
Классный руководитель должен следить
за уровнем воспитанности учеников и
корректировать недостатки воспитания,
знать о состоянии здоровья детей в
данный период времени. В отличие от
учителей-предметников, у классного
руководителя есть возможность глубинно
разобраться в психологических особенностях
личности каждого ученика вверенного
ему класса. Анализируя и перерабатывая
эту информацию, классный руководитель
должен доводить ее до сведения других
учителей, работающих в классе, для
достижения наилучшего эффекта обучения
и возможности реализации индивидуального
подхода.
Организаторско-стимулирующая
функция заключается в том, чтобы привлечь
учеников к внеклассной деятельности.
Участие в таких видах деятельности не
является обязательным, однако оно играет
значительную роль в формировании
личности, расширяет кругозор, помогает
приобрести новые умения и навыки,
раскрыть в себе новые интересы и
способности и т. д. В связи с этим,
необходимо организовывать внеклассную
работу таким образом, чтобы ученики
стремились принять в ней участие,
проявили активность в ее организации
и подготовке. Для этого каждому нужно
отвести определенное место в осуществлении
такого вида деятельности, каждый ученик
должен чувствовать себя причастным к
общему деру, четко понимать свою роль
и обязанности, тогда у него возникнет
ощущение полезности и необходимости.
Важно подбирать обязанности таким
образом, чтобы они были посильны и
интересны ученику, совпадали с направлением
его склонностей и способностей. Кроме
того, нужно стремиться к эстетичному
оформлению различных праздников,
совместно с ребятами разрабатывать
интересные сценарии, учитывая потребности
и интересы учеников, соответствующие
их возрасту. Каждый раз нужно придумывать
что-то новое, развивая и сохраняя при
этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся
традиции класса.
Объединительно-сплачивающая
функция. Эта функция заключается в
формировании здорового, закономерно
функционирующего ученического коллектива.
Классный руководитель должен стремиться
развить между ребятами дружественные,
сотруднические отношения, побуждать
их к единству основных целей и стремлений,
заботиться друг о друге, принимать
ответственность за состояние коллектива
класса, реагировать на отдельные
проявления его членов. В то же время,
классный руководитель обязан следить
за всеми внутренними отношениями,
возникающими в коллективе с целью
предотвращения образования групп
негативной направленности, подавления
одними учениками других. Во избежание
отрицательных проявлений в коллективе
необходимо чаще проводить различные
совместные мероприятия, развивая тем
самым интересы учеников в положительном
направлении.
Координирующая
функция. Классный руководитель должен
координировать усилия педагогов и
родителей класса, для достижения единого
подхода к воспитанию и обучению учеников,
исключая возможные противоречия и
создавая как можно больше возможностей
для осуществления индивидуального
подхода. Для этого устраиваются
родительские собрания, педагогические
советы и проводятся индивидуальные
беседы с родителями и педагогами. По
возможности стоит привлекать родителей
к различным видам внеклассной деятельности.
Недочеты домашнего и самостоятельного
обучения компенсируются за счет
организации домашнего чтения, различных
заданий и поручений ученикам.
Личностно-развивающая
функция. Педагогическое воздействие
на учеников должно способствовать
развитию их личностных качеств. Выполнение
этой задачи входит в функции классного
руководителя. Для этого необходимо
тщательное изучение личности каждого
ученика и создание условий для его
полноценного развития, оказание помощи
и поддержки со стороны педагогов,
родителей и ученического коллектива.
В обязанности классного руководителя
по этому вопросу входят следующие:
1)
изучение личностей учащихся;
2)
контроль успеваемости учащихся,
регулирование объемов домашних заданий;
3)
разъяснение и контроль соблюдения
правил поведения;
4)
проведение классных собраний;
5)
вовлечение учеников во все виды
внеклассной деятельности (кружки по
интересам, трудовая деятельность,
благотворительная помощь);
6)
активное участие в управлении
учебно-воспитательной деятельностью
в школе, внесение предложений о методиках
воспитания, принятых в школе;
7)
работа, направленная на установление
единого подхода к воспитанию и обучению
учащихся;
8)
налаживание и поддержание контактов с
родителями и семьями учеников;
9)
ведение личных дел учащихся.
Работа
классного руководителя сложна и
многообразна, поэтому требует высокой
квалификации педагога, творческого
подхода и личной заинтересованности в
успешном развитии каждого ученика
класса и ученического коллектива в
целом.
Функции
классного руководителя определяются
необходимостью создания условий
существования ребенка в общеобразовательном
учреждении для его успешной
жизнедеятельности, содействия
разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению,
постижению смысла жизни. Классный
руководитель, получая и обрабатывая
информацию о своих воспитанниках, их
психофизическом развитии, социальном
окружении, семейных обстоятельствах,
контролирует ход целостного воспитательного
процесса, процесс становления личности
каждого ребенка, его нравственных
качеств; анализирует характер оказываемых
на него воздействий; координирует
учебную деятельность каждого воспитанника
и всего классного коллектива,
самоопределение, самовоспитание и
саморазвитие обучающегося, формирование
классного коллектива, развитие творческих
способностей воспитанников, взаимоотношения
с другими участниками воспитательного
процесса. Классный руководитель выполняет
несколько функций. Рассмотрим наиболее
важные функции классного руководителя.
В
качестве важнейших функций ( от лат.functio
— исполнение, обязанность) классного
руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностическая, организаторско-
стимулирующая, объединительно-
сплачивающая, координирующая и
личностно-развивающая. Рассмотрим
кратко сущность каждой их них.
а)
Когнитивно-иагностическая
функция
(от лат.cognitio — знание, познание; diagnos —
определение). Она связана с необходимостью
всестороннего изучения особенностей
развития и поведения учащихся и
определения уровня их воспитанности в
целях учета этих особенностей в процессе
внеклассной работы и осуществления
индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю
необходимо знать состояние здоровья
учащихся и физического развития, условия
домашнего воспитания, характер их
обучаемости и воспитуемости, межличностные
контакты и участие в организуемой
деятельности, проявляемые склонности,
способности и интересы, отношение к
учебной работе и динамику успеваемости.
Указанные данные нужно доводить до
сведения работающих в классе учителей
с тем, чтобы они соответствующим образом
учитывали их в процесс учебно-воспитательной
деятельности.
б)
Организаторско-стимулирующая
функция.
Она обусловливается тем, ч то участие
школьников во внеклассной работе в
известной мере является добровольным
делом. Оно несовместимо ни с понуждением,
ни с жестким регламентированием
деятельности учащихся. Главное здесь
— умение классного руководителя
организовать внеклассную работу таким
образом, чтобы она увлекала учащихся
высокой содержательностью, разнообразием
м свежестью форм, постоянным поиском
новых подходов к ее проведению. Даже
самые традиционные виды работы ( например,
встреча Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д.) каждый раз необходимо
проводить по-новому, придавать им яркие,
красочные формы.
в)
Объединительно-сплачивающая
функция.
Эта функция вытекает из того, что
действенным фактором воспитания является
сплочение учащихся, здоровый психологических
микроклимат в классе, товарищеское
общение, забота друг о друге, влияние
ученического коллектива. В то время
необходимо предотвращать появление в
классе группировок с негативной
направленностью, создавая условия для
увлекательной совместной деятельности
учащихся
г)
Координирующая функция
классного руководителя. Обусловлена
она тем, что, поскольку, как уже отмечено
выше необходимость в согласовании их
педагогических усилий по обучению и
воспитанию учащихся, координация их
деятельности и осуществления единого
подхода к детям. Подобную работу
необходимо проводить также с родителями
учащихся и привлекать их к совместной
со школой воспитательной работе. В
качестве проблем для такой работы могут
выступать и недочеты в домашнем учении
учащихся, и различные отклонения в
поведении, и активизация внеклассного
чтения и т.д.
д)
Личностно-развивающая
функция.
Ее осуществление требует придания
проводимой воспитательной работе
действенного педагогического влияния
на развитие личностных качеств учащихся:
стимулирование их потребностно-мотивационной
сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование,
развитие творческих способностей и
задатков, утверждение достоинства в
межличностной общении и т.д.
Осуществление
указанных функций связано с выполнением
классным руководителем целого ряда
возложенных на него обязанностей.
а)
всестороннее изучение учащихся;
б)
разъяснение и внедрение правил поведения
учащихся;
в)
повседневное наблюдение за успеваемостью
учащихся, контроль за их домашней
работой, а также регулирование объема
домашних заданий;
г)
периодическое проведение ученических
собраний в классе;
д)
вовлечение учащихся в кружковую работу;
е)
организация общественно полезного
труда;
ж)
оказание помощи в работе добровольных
детских и юношеских организаций и
объединений.
Основные
обязанности
классного руководителя определены
Уставом средней общеобразовательной
школы. В круг этих обязанностей входит
тесное сотрудничество с другими
учителями, ученическим комитетом,
пионерским отрядом и комсомольской
организацией, с воспитателями группы
продленного дня, а также советами
содействия семье и школе на предприятиях
и учреждениях; оказание своевременной
учебной помощи учащимся; проведение
мероприятий, содействующих укреплению
здоровья учащихся; организация общественно
полезного труда воспитанников; ведение
установленной документации (составление
плана работы на четверть, оформление
классного журнала, контроль за дневниками
учащихся класса); представление
руководству школы сведений об успеваемости;
посещаемости и поведении учащихся.
Классный
руководитель работает под непосредственным
руководством директора школы и его
заместителей. Они же оказывают ему
необходимую организационно-педагогическую
помощь.
Классный
руководитель в школе, специфика
его
работы,
основные функции и обязанности.Работа
классного руководителя по изучению
уча
щихся.Работа
классного руководителя по созданию
и
воспитанию
ученического коллектива.Работа
классного руководителя по
повышению
успеваемости,
трудовому и нравственному воспита
нию
учащихся.Работа классного
руководителя с учителями.
Работа
классного руководителя с родителями
учащихся.Планирование
классным руководителем воспи
тательной
работы. Ведение документации класса.
1.
Классный руководитель в школе, специфика
его работы,
основные функции и обязанности. Для
организации
внеклассной воспитательной работы в
средних и старших классах из числа
наиболее опытных учителей назначаются
классные руководители. Их необходимость
обусловлена тем,
что в этих классах учебную и воспитательную
работу ведут несколько учителей,
деятельность которых нуждается в
определенной координации. Кроме того,
многие виды внеклассной
работы, такие, например, как создание и
воспитание ученического коллектива,
организация общественно полезного
труда, многочисленные формы нравственной
и художественно-эстетической
деятельности учащихся непосредственно
не входят в обязанности учителей-предметников
и возлагаются
на классного руководителя.
Институт
классных руководителей в нашей школе
имеет
свою историю.
До
1917 года в гимназиях и других средних
учебных заведениях
Российской империи существовала
должность классного
наставника, на
которую назначались штатные преподаватели,
отвечавшие за воспитание учащихся и
осуществлявшие
надзор за их поведением. Была учреждена
также должность помощника
классного наставника, или
классного
надзирателя, который
следил за поведением
учащихся в классе и вне школы (на улицах,
в театрах, на
частных квартирах и т.д.).
В
своеобразной форме этот институт
существует также
и в современных школах некоторых
зарубежных стран.
В Бельгии, например, учителя не занимаются
воспитанием
и дисциплиной учащихся. Их обязанность
— обеспечивать
полный объем знаний учащихся по тому
предмету,
который они преподают. Все остальное —
забота
воспитателей. Они смотрят за порядком
в классе и проводят
внеклассные мероприятия. На эту должность
чаще
всего берут молодых людей, так как в
бельгийских школах
большинство учителей — женщины.
Деятельность
классного руководителя регламентируется
специальным положением. В нем определяются
его функции,
основные направления работы и обязанности.
В качестве важнейших функций (от лат.
functio
— исполнение,
обязанность) классного руководителя
выступают следующие:
когнитивно-диагностическая,
организаторско-стимулирующая,
объединительно-сплачивающая,
координирующая и
личностно-развивающая.
Рассмотрим
кратко сущность каждой из них.
Когнитивно-диагностическая
функция (от
лат.
cognitio
— знание, познание; diagnos
— определение). Она
связана
с необходимостью всестороннего изучения
осо
бенностей
развития и поведения учащихся и
определе
ния
уровня их воспитанности в целях учета
этих особен
ностей в процессе
внеклассной воспитательной работы
и
осуществления
индивидуального подхода к их обучению
и
воспитанию. Классному руководителю
необходимо знать
состояние
здоровья учащихся и их физического
разви
тия,
условия домашнего воспитания, характер
их обуча
емости
и воспитуемости, межличностные контакты
и
участие
в организуемой деятельности,
проявляемые
склонности,
способности и интересы, отношение к
учеб
ной
работе и динамику успеваемости. Указанные
данные
нужно доводить до сведения
работающих в классе учите
лей с
тем, чтобы они соответствующим образом
учитыва
ли
их в процессе учебно-воспитательной
деятельности.Организаторско-стимулирующая
функция. Она
обусловливается
тем, что участие школьников во
вне
классной
работе в известной мере является делом
добро
вольным.
Оно
несовместимо ни с понуждением, ни с
же
стким
регламентированием деятельности
учащихся. Глав
ным
здесь является умение классного
руководителя орга
низовать
внеклассную работу таким образом, чтобы
она
увлекала учащихся высокой
содержательностью, разно
образием
и свежестью форм, новыми подходами к
ее про
ведению.
Даже самые традиционные виды работы,
на
пример встречу Нового года,
праздник именинников,
классные
часы и т.д., каждый раз необходимо
проводить
по-новому,
придавать им яркие, красочные формы.Объединительно-сплачивающая
функция. Эта
фун
кция
вытекает из того, что действенным
фактором вос
питания
являются сплочение учащихся, здоровый
пси
хологический
микроклимат в классе, товарищеское
об
щение,
забота друг о друге, влияние ученического
кол
лектива.
В то же время необходимо предотвращать
появ
ление
в классе группировок с негативной
направлен
ностью,
создавать условия для увлекательной
совмест
ной деятельности учащихся.
4. Координирующая
функция. Поскольку,
как уже
отмечалось,
в классе работают несколько
учителей-пред
метников,
возникает необходимость в согласовании
их
педагогических
усилий по обучению и воспитанию
уча
щихся,
координации их деятельности и
осуществлении
единого
подхода к детям. Эта работа возлагается
на
классного
руководителя, который также проводит
необходимую
работу с родителями учащихся и привлекает
их
к совместной со школой воспитательной
деятельности.
В качестве проблем для такой работы
могут быть и недочеты
в домашнем учении учащихся, и различные
отклонения
в поведении, и активизация внеклассного
чтения, и
т.д.
5.
Личностно-развивающая функция. Сущность
ее заключается в придании проводимой
воспитательной работе
действенного педагогического влияния
на развитие
личностных качеств учащихся: стимулирование
их потребностно-мотивационной
сферы, учебно-познавательной
активности, нравственное и эстетическое
формирование, развитие творческих
способностей и задатков, утверждение
достоинства в межличностном общении и
т.д.
Осуществление
этих функций связано с выполнением
классным
руководителем целого ряда возложенных
на него
обязанностей.
К
ним относятся:
разъяснение
и внедрение правил поведения уча
щихся;повседневное
наблюдение за успеваемостью уча
щихся,
контроль за их домашней работой, а также
регу
лирование объема домашних
заданий;периодическое
проведение ученических собраний
в
классе;вовлечение учащихся
в кружковую работу;организация
общественно полезного труда;оказание
помощи в работе добровольных детских
и
юношеских
организаций и объединений;
—
внесение предложений
руководству школы о поощрениях
и наказаниях учащихся;
объединение
воспитательных усилий учителей,
работа
ющих
в классе, и установление единого подхода
к учащимся;поддержание связей
с родителями и работа с семьей;ведение личных
дел учащихся.
Многообразие
и сложность обязанностей, выполняемых
классным
руководителем, требуют научной разработки
и глубокого
осмысления методики его работы. Обратимся
к
рассмотрению важнейших вопросов этой
методики.
2.
Работа классного руководителя по
изучению учащихся.
Как уже отмечалось, проведение
воспитательной работы
немыслимо без знания возрастных и
индивиду-
альных
особенностей учащихся. Незнание этих
особенностей
зачастую служит причиной серьезных
просчетов и
педагогических ошибок.
Есть
ученики, которые не проявляют должной
усидчивости
в работе, не могут заставить себя
аккуратно выполнять
домашние задания. На учебной работе и
поведении
школьника сказываются условия семейного
воспитания,
состояние здоровья, влияние тех контактных
групп,
с которыми он находится в постоянном
общении, и
т.д. Все это нужно внимательно изучать
и знать, чтобы успешно
осуществлять воспитательную работу.
Изучение
школьников классным руководителем
проводится с помощью различных
методов. Важнейшими из них
являются: повседневное
наблюдение за деятельностью
и поведением учащихся в процессе учебных
занятий
и внеурочной работы, индивидуальные и
групповые
диагностические беседы, изучение
результатов деятельности
учащихся, посещение их на дому,
естественный
эксперимент, рейтинг и метод компетентных
оценок. Как
же использовать их в процессе воспитания
школьников?
Повседневное
наблюдение за поведением и деятельностью
учащихся. Сущность
этого метода заключается в том,
чтобы, наблюдая за учащимися в различных
условиях
учебной и внеклассной работы, выявлять
особенности
их отношения к выполнению школьных
обязанностей,
черты характера, культуру поведения и
т.д. Чтобы делать
по этим вопросам обобщающие выводы,
нужно
владеть
фактами и примерами, которые характеризуют
устойчивые,
а не случайные проявления. Например,
когда,
наблюдая за тем или иным из учащихся,
классный
руководитель замечает, что он на уроках
не может сдерживать
себя и ведет неспокойно, на переменах
с криком
бегает по коридору, толкает товарищей
и т.д., логично
сделать вывод о недостаточной его
дисциплинированности.
Если на какого-нибудь ученика учителя
жалуются,
что он списывает домашние задания или
совсем не выполняет
их, можно предполагать, что он требует
постоянного внимания и помощи в
улучшении домашней учебной работы.
Индивидуальные
и групповые диагностические беседы с
учащимися, учителями и родителями. С
их помощью классный
руководитель имеет возможность узнать,
как относится
тот или иной школьник к учебным занятиям,
чем
интересуется и занят во внеурочное
время, какие трудности испытывает в
овладении знаниями. В задушевных
индивидуальных беседах учащиеся
рассказывают
о своих успехах и неудачах в учебе,
характере отношений
с одноклассниками и т.д.
Изучение
результатов деятельности учащихся. В
школе
проводятся различные конкурсы, выставки,
даются домашние
задания. Сами школьники проявляют
творческие
способности и мастерят различные
поделки. Некоторые
из них любят рисовать, другие занимаются
коллекционированием,
посвящают свой досуг изготовлению
различных моделей и т.д. По результатам
этой разнообразной деятельности
классный руководитель может судить не
только об увлечениях,
но и о склонностях и способностях
учащихся, делать прогнозы
их развития.
Посещение
учащихся на дому. Этот
метод позволяет
накапливать представления о том, как
живет и работает
тот или иной ученик в домашних условиях,
как
соблюдает режим, какая атмосфера в
семье, чем заполняет
он свое свободное время, с кем дружит и
т.д.
Очень важное значение имеют здесь
контакты с родителями,
их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это
дает материал для дальнейшего улучшения
внеклассной
работы.
Естественный
эксперимент. Сущность
его состоит в том, что дети включаются
в какую-нибудь деятельность, и
педагог наблюдает за их поведением не
в искусственно созданных
ситуациях, а в процессе обычной работы
и таким образом изучает их особенности.
Примером
«естественной ситуации» при изучении
учащихся
может быть обсуждение на собрании
отрицательных
поступков отдельных учащихся, когда
нужно проявить
принципиальность и требовательность
к товарищу. Вот здесь классный
руководитель и видит, у кого эти
качества есть, а у кого их нет. ,
Для
изучения школьников классные руководители
используют
также методы
рейтинга и компетентных оценок.
О
сущности их шла речь в главе, в которой
раскрывались
методы педагогического исследования.
Здесь же нужно
отметить, что они позволяют накапливать
материал об особенностях поведения
учащихся, их характерах, интересах,
творческих способностях и склонностях.
Изучение
школьников — процесс непрерывный.
Классный
руководитель обращает внимание не
только на особенности
поведения, характера и разнообразной
деятельности
своих воспитанников, но и на те изменения,
которые
происходят в их развитии. Все это требует,
чтобы он постоянно
фиксировал и накапливал данные о
результатах изучения учащихся и
глубоко анализировал их. А.С.Макаренко
считал необходимым, чтобы педагог вел
дневник
изучения учащихся, регулярно записывал
важнейшие
факты их поведения, видел тенденции их
развития и на этой основе прогнозировал
и проектировал
воспитательную работу.
3.
Работа классного руководителя по
созданию и воспитанию
ученического коллектива. Только
сплотив учащихся
в дружный и работоспособный коллектив,
можно
успешно осуществлять их обучение и
воспитание.
Создание
ученического коллектива, как и воспитание
вообще,
нужно начинать с ознакомления с учащимися.
Приступая
к работе с классом, классному руководителю
нужно просмотреть личные дела учащихся,
побесе-
довать
с учителями, проанализировать классный
журнал
за предыдущий учебный год и составить
общее представление
об успеваемости, положительных сторонах
и недостатках
класса с тем, чтобы определить более
верный
подход к организации воспитательной
работы.
Большое
значение в создании коллектива имеет
умелое предъявление
с первых же дней занятий педагогических
требований
к учащимся.
Обычно
в начале учебного года классный
руководитель
проводит специальное собрание. Он
обстоятельно знакомит
учащихся с важнейшими школьными правилами
и
разъясняет, как они должны вести себя
на уроках и переменах,
выполнять домашние задания и участвовать
в
совместной работе класса. Предъявление
требований побуждает учащихся к анализу
своего поведения и переживанию
внутренних противоречий между имеющимся
и
необходимым уровнем поведения, что в
конечном итоге
стимулирует их работу над собой.
Необходимой
предпосылкой формирования ученического
коллектива является организация
самоуправления в классе
и воспитание актива.
В
состав актива обычно входят лучшие
учащиеся, которые
хорошо учатся и пользуются уважением
среди своих товарищей. Чтобы активисты
хорошо работали, их надо регулярно
инструктировать, детально разъяснять,
какие обязанности
возлагаются на старосту класса,
руководителей
различных комиссий. Но этого мало. Важное
значение имеет практическая помощь
классного руководителя в
работе актива. Поэтому необходимо учить
активистов разрабатывать
намеченные мероприятия, помогать им в
распределении
общественных поручений и давать советы
при
возникновении тех или иных трудностей.
Немалую роль
играют и задушевные индивидуальные
беседы классного
руководителя с активистами. В процессе
таких бесед классный
руководитель много узнает о классе, о
взаимоотношениях
учащихся, о трудностях, с которыми
сталкиваются активисты,
и имеет возможность своевременно
поддерживать их настроение, ободрить
хорошим советом, чуткостью.
В
работе с активистами нужно осуществлять
тактичный
контроль за выполнением ими своих
обязанностей. Налаженность
работы самоуправления является
действенной
поддержкой усилий классного руководителя
по улучшению
учебно-воспитательного процесса в
классе.
Однако
едва ли не самым важным в воспитании
ученического
коллектива является умение классного
руководителя организовать содержательную
внеклассную работу с тем,
чтобы учащиеся были увлечены практическими
делами,
чтобы перед ними всегда стояли
воодушевляющие задачи-перспективы.
Вот почему опытные классные руководители
много думают над тем, чтобы с первых
дней работы
с классом вовлечь учащихся в практическую
внеклассную
деятельность.
Вот
как начал свою работу с пятиклассниками
один из классных
руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.
В
первый же выходной день после начала
учебного года он
организовал коллективный поход-прогулку
в лес с посещением места бывшей
партизанской стоянки. Ребята любовались
позолотой осени, собирали грибы, слушали
содержательный
рассказ классного руководителя о боевых
подвигах
людей в годы Великой Отечественной
войны. Прогулка заинтересовала всех, и
пятиклассники возвратились
домой бодрые, радостные, полные волнующих
впечатлений.
Потом ребята по предложению классного
руководителя
решили установить шефство над соседним
детским
садом и стали готовить игрушки и сувениры
для малышей. Эта работа потребовала
распределения обязанностей, поиска
необходимых материалов, подготовки
небольшого
концерта художественной самодеятельности.
Следующее мероприятие — подготовка
вечера сказок и т.д. В
процессе совместной практической
деятельности между учащимися
установились деловые отношения,
формировалась
ответственность за порученное дело,
раскрывались способности
каждого пятиклассника, а главное —
крепло товарищеское
сплочение, рождался дух коллективизма.
Организация
интересных практических дел учащихся
создает
основу для накопления положительных
традиций
в классе, что в свою очередь способствует
обогащению
жизни коллектива и его развитию. В
качестве таких традиций выступают обмен
памятными сувенирами со своими преемниками
перед окончанием учебного года, праздники
труда, повторяющиеся из года в год
спортивные
мероприятия, выставки поделок и т.д.
Таковы
некоторые особенности работы классного
руководителя
по созданию ученического коллектива.
4.
Работа классного руководителя по
повышению успеваемости,
трудовому и нравственному воспитанию
учащихся.
Специфический
характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости
учащихся.
Она включает в себя следующие направления.
Прежде
всего классный руководитель использует
коллектив
для повышения требований к учащимся по
вопросам
учебы и дисциплины. С
этой целью проводятся специальные
собрания, на которых анализируется
состояние
учебной работы в классе, заслушиваются
отчеты отдельных
учащихся о выполнении ими правил
поведения.
Значительное
место в работе по улучшению успеваемости
занимают разъяснительные беседы об
обязанностях
школьников, о культуре умственного
труда, а также
контроль за их домашней работой. Вместе
с тем классный
руководитель обязан развивать
любознательность
учащихся. Он знакомит их с достижениями
науки и
техники, проводит экскурсии в научные
лаборатории и на
производство, пропагандирует
научно-техническую литературу,
вовлекает учащихся в кружковые занятия.
Задача
классного руководителя — вовремя
заметить отставание
школьника в учении, выяснить причины и
оказать ему действенную помощь.
Ответственный
участок деятельности классного
руководителя
— нравственное и трудовое воспитание.
С
помощью
различных внеклассных мероприятий
(бесед, лекций, докладов, ученических
вечеров и т.д.) он знакомит
учащихся с современной жизнью страны,
с различными
общественными событиями в стране и за
рубежом, проводит
диспуты на моральные темы,
литературно-художественные
вечера и т.д. Однако моральное воспитание
нельзя сводить
только к словесным формам работы. Большое
значение
имеют общественная работа и трудовая
деятельность. С
этой целью организуются различные виды
общественно полезного
и производительного труда учащихся:
работа по самообслуживанию, сбор
лекарственных растений, посильное
участие в благоустройстве и ремонте
школы, а также труд
на промышленных предприятиях и т.д.
В
функции классного руководителя входит
организация культурно-массовой
работы и досуга учащихся, вовлечение
их в оздоровительно-спортивную
деятельность. Классный
руководитель вместе со школьным врачом
осуществляет
санитарно-гигиеническое просвещение
школьников,
заботится о проведении профилактических
прививок
и медицинских осмотров, участвует в
организации физкультурно-спортивных
соревнований и праздников.
Свою
многообразную воспитательную работу
классный
руководитель проводит совместно с
детскими и юношескими организациями —
спортклубами, товариществами
и т.д.
Таково
содержание и формы воспитательной
работы классного
руководителя с коллективом учащихся.
5. Работа
классного руководителя с учителями.
Про
водя
воспитательную работу с учащимися,
классному руко
водителю
следует поддерживать тесные контакты
с учите
лями
с целью установления единых требований
к учащимся
и
повышения качества учебно-воспитательного
процесса.
В
каких же формах осуществляется эта
работа?
Одной
из таких форм является посещение классным
руководителем
уроков, проводимых учителями в его
классе.
В
процессе посещения занятий он наблюдает
за работой учащихся,
их дисциплиной, анализирует качество
их знаний
и познавательную активность. Одновременно
с этим классный руководитель изучает
вопрос о накоплении оценок и
использовании их стимулирующей роли в
учении,
о дозировке объема домашних заданий и
т.д.
Важной
проблемой в работе классного руководителя
с
учителями является организация помощи
слабоуспевающим
школьникам. Конечно,
эту работу должен вести каждый
учитель. Но классный руководитель,
находясь в постоянных
контактах с учащимися, иногда может
подсказать причины снижения качества
знаний того или иного
школьника и попросить учителя учесть
их в своей работе. Не
менее существенной стороной работы
классного руководителя
с учителями является активизация
внеклассной учебной
работы и, в частности, кружковых занятий,
предметных олимпиад, выставок
ученического творчества.
Наконец,
сам классный руководитель нуждается в
помощи учителей в организации внеурочной
воспитательной
работы. По
его просьбе учителя проводят с учащимися
беседы на научные, нравственные и
эстетические темы, участвуют в
классных собраниях, в налаживании
общественно полезной работы и т.д. Таким
образом, тесное
взаимодействие классного руководителя
с учителями
помогает ему повышать содержательность
и действенность внеклассной
воспитательной работы.
6. Работа
классного руководителя с родителями
уча
щихся.
Главное в работе классного руководителя
с роди
телями состоит в том, чтобы
обеспечить единство требо
ваний
к воспитанию учащихся со стороны семьи
и школы,
создать
нормальные условия для их домашнего
учения и
направлять воспитательную
деятельность семьи. Содер-
жание
и основные формы работы школы с семьей
раскрыты
в специальной главе. Поэтому здесь мы
ограничимся освещением лишь некоторых
вопросов деятельности
классных руководителей по поддержанию
связей с родителями
учащихся.
Большое
место в работе классного руководителя
с семьей
занимает систематическое информирование
родителей
об успеваемости, поведении и общественно
полезном
труде учащихся. С
этой целью один раз в учебную
четверть проводятся родительские
собрания, на которых
детально анализируется состояние
успеваемости
и дисциплины школьников и намечаются
мероприятия
по улучшению работы семьи в этом
направлении. В необходимых случаях,
когда требуется срочное вмешательство
семьи в решение той или иной воспитательной
задачи,
классный руководитель посещает родителей
на дому
или приглашает их в школу, и они совместно
договариваются о том, какие меры
нужно предпринимать для улучшения
учебы или поведения учащихся.
Например,
ученик перестал дома готовить уроки,
вошел в
контакт с нездоровой компанией. В этом
случае классный
руководитель советует родителям усилить
контроль за
его домашней работой, а также за поведением
вне школы.
В иных случаях обнаруживается, что
школьник проявляет
повышенную нервозность и нередко
приходит в школу с
плохим настроением. Классному руководителю
нужно посетить
такого ученика дома, ознакомиться с
условиями его жизни
и работы в семье и договориться с
родителями о необходимости
создания для него более спокойной
обстановки,
а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность
классных руководителей — осуществлять
педагогическое
просвещение родителей, в особенности
с учетом
специфического подхода к учащимся
различных возрастных
групп. Так,
необходимо ознакомить родителей с
возрастными
особенностями воспитания и развития
тех учащихся,
с которыми работает классный руководитель,
и дать практические советы о том, какое
отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного
воспитания.
Беседы, лекции и доклады для родителей
обычно охватывают
такие вопросы: особенности семейного
воспитания
младших школьников (подростков или
старших школьников);
взаимоотношения родителей и детей и их
влияние на семейное воспитание; как
помогать детям учиться; санитарно-гигиенический
режим школьника в семье и др.
Оказывая
влияние на воспитательную деятельность
семьи,
классный руководитель в то же время
опирается на родителей
при проведении воспитательной работы
с учащимися.
По
его инициативе родители нередко берут
шефство над «трудными» школьниками,
на которых не оказывает
должного воздействия семья. Родители
— специалисты в
различных областях знаний и профессий
— проводят с учащимися
беседы на медицинские, патриотические
и производственные
темы, принимают участие в организации
экскурсий,
литературно-художественных вечеров и
т.д. Некоторые
родители ведут кружковые занятия по
ручному труду,
авиамоделированию, техническому
творчеству и т.д.
7.
Планирование классным руководителем
воспитательной
работы. Ведение документации класса.
Сложность
и многогранность воспитательной работы
классного руководителя
обусловливают необходимость ее глубокого
анализа
и продуманного планирования. Это, однако,
понимают
не все классные руководители. Как же
эта проблема ставится
в педагогической науке?
Л.Н.Толстой
писал, что люди отличаются один от
другого
тем, что одни из них сначала делают, а
потом думают,
другие же — сначала думают, а потом
делают. Деятельность
человека в отличие от поведения животного
характеризуется предварительной
обдуманностью, это значит,
она заранее прогнозируется в его
сознании.
Известный
физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось,
обосновал
идею об опережающем отражении человеком
тех действий и поступков, которые он
собирается совершить.
Иначе говоря, прежде чем осуществлять
ту или иную
работу или совершать то или иное действие,
человек заранее прогнозирует их в
своем сознании, проектирует их и
создает более или менее детальную
«программу»
поведения, которая позволяет контролировать
эту деятельность,
сравнивать ее с намеченной «программой»
и
вносить необходимые коррективы.
Чем
сложнее деятельность человека и чем
более значительный отрезок времени
она охватывает, тем более важное значение
приобретает ее предварительное
обдумывание,
программирование или, иначе говоря,
планирование.
Именно к таким видам деятельности
относится педагогическая,
и в частности воспитательная, работа
классного руководителя.
При
планировании воспитательной работы
классный руководитель
должен исходить из следующих положений:
нужно
предусмотреть разнообразные мероприятия
и
виды работы, которые способствовали
бы всесторонне
му
развитию учащихся;поскольку
воспитание осуществляется только
в
деятельности,
необходимо
включать школьников в по
знавательную,
патриотическую, трудовую,
художе
ственно-эстетическую
и спортивно-оздоровительную
деятельность;система
внеклассной воспитательной работы
должна
быть
подчинена организации, воспитанию и
развитию
ученического
коллектива;в
общей системе внеклассной работы по
всесторон
нему
развитию учащихся нужно обязательно
выделять
ту
или иную ведущую
для данного времени воспитатель
ную
задачу и
намечать меры по ее решению;нужно,
чтобы план содержал положения,
направ
ленные
на согласованность воспитательных
усилий клас
сного
руководителя, учителей, которые работают
в клас
се,
и родителей.
Каким
же должен быть порядок планирования
классным
руководителем воспитательной работы?
На
первом
этапе составления
плана необходимо определить
уровень воспитанности и развития класса,
изучить
его сдвиги в жизни и работе. Например,
если достигнуты результаты в сплочении
класса, в проведении увлекательных
внеклассных мероприятий, то, опираясь
на
эти положительные стороны, нужно
позаботиться об организации
более содержательной практической
деятельности
и о придании ей характера интересных
перспектив,
реализуя таким образом «закон движения»
коллектива.
Повысилась общественная активность
учащихся — необходимо
расширять общественные мероприятия,
углублять
их содержательность. Класс проявляет
заинтересованность
в спортивной работе — нужно сделать
так, чтобы
он выступал инициатором проведения
спортивно-массовых соревнований,
физкультурных вечеров, праздников
и т.д. Короче говоря, все, что есть в
классе положительного
и интересного, нужно расширять, укреплять
и развивать. Воспитание на положительном
всегда приносит
плодотворные результаты.
Одновременно
с этим нужно обращать внимание и на
недочеты,
которые имеют место в классе: снижение
дисциплины,
ослабление интереса к чтению художественной
литературы,
ухудшение межличностных отношений,
разобщенность
коллектива на отдельные группировки и
т.д.
Каждый
из этих недочетов может стать предметом
воспитательной
задачи, решение которой также необходимо
спланировать.
Определив
особенности класса, его положительные
стороны и недостатки, нужно
написать вступительную часть
плана.
Второй
этап — разработка
внеклассных видов работы по
всестороннему развитию и воспитанию
учащихся. Попробуем
определить их, например, в отношении к
6-му классу:
беседа
«Соблюдение режима дня — черта
культурно
го
человека»;беседа
«Приемы активного воспроизведения
изучае
мого
материала при подготовке домашних
заданий»;классное
собрание «Об участии школьников в
работе
предметных
кружков»;экскурсия на
завод. Встреча с молодыми рациона
лизаторами
и изобретателями;участие в
благоустройстве территории школы,
по
садка декоративных кустов;совместное
собрание учащихся и родителей по
воп
росу
«Об участии школьников в домашнем
труде»;задание
учащимся: собрать на протяжении
четвер
ти
по 10 кг бумажной макулатуры;совещание
с активом по вопросу «О повышении
роли
активистов
в общественно полезном труде»;шефы
завода в гостях у класса: «Почему
говорят,
что
труд украшает человека?»;подготовка
литературного вечера «Родина — в
по
эзии»;участие в спартакиаде
школы под девизом «Олим
пийский
резерв»;диспут «Какого
человека можно считать нравствен
ным?»;
— еженедельный
обзор газет на тему «Чем живет
мир?».
Третий
этап — разработка
предложений по решению
ведущей
воспитательной задачи «Повышение
ответственности
учащихся за выполнение домашних заданий»:
встреча
с учителями, работающими в классе, и
роди
телями
учащихся по вопросу «Как повысить
качество
домашнего
учения?»;беседа
с учащимися «Основные правила
выполне
ния
домашних заданий»;посещение
учащихся на дому с целью контроля за
их
домашним учением;
встреча
учащихся с директором школы по
вопросу
«Что
делается в классе по улучшению домашней
работы?»;проведение
двух практических занятий по выполне
нию
домашних заданий по математике и
русскому языку;
—
классное собрание
совместно с учителями и родителями
на тему «Что улучшилось в нашей учебной
работе?».
Четвертый
этап —
оформление плана воспитательной
работы. Если основные виды внеклассной
работы на учебную
четверть или полугодие разработаны,
нужно расставить
их в той хронологической последовательности,
в которой они будут проводиться.
Всю
эту работу классный руководитель
предварительно осуществляет сам. Но
составленный план необходимо обсудить
с учащимися, познакомить их с
ведущей задачей,
на
которую они должны обратить особое
внимание. Естественно,
необходимо учитывать все предложения
учащихся.
План
— важнейший документ классного
руководителя. Но
кроме того учитель несет ответственность
за ведение классного
журнала, личных дел учащихся, в необходимых
случаях
пишет на них характеристики. Некоторые
классные
руководители ведут дневники проводимой
работы, а также
специальные журналы, в которых на каждого
ученика
отводится 2-3 страницы. В них фиксируются
положительные
поступки учащихся, а также те или иные
отрицательные
явления. Если записи делаются регулярно,
классный руководитель имеет возможность
наблюдать
за тенденциями развития своих
воспитанников, принимать своевременные
меры к улучшению воспитательной
работы как с классом, так и с каждым
учащимся в отдельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Составьте устно
план темы.
В
чем заключается специфика воспитательной
деятельности клас-
сного
руководителя в отличие от обязанностей
учителя?Раскройте содержание
и методику работы классного руководи-теля по изучению учащихся, формированию
ученического коллектива,
повышению
успеваемости и нравственному воспитанию
учащихся.Обоснуйте
значение плана воспитательной работы
в деятельнос-
ти
классного руководителя, раскройте его
содержание и порядок co-
ставления.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Болдырев
Н.И. Методика
работы классного руководителя. М., 1984.
Горленка
В.П. Класны
гараушк: асновы выхаваучага умельства.
Мн., 1995.
Демакова
И.Д. С верою
в ученика: Особенности воспитательной
работы
классного руководителя. М., 1989.
Кутьев
В.О. Внеурочная
деятельность школьников. М., 1983.
Педагогическая
диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова.
Мн., 1987.
Степаненков
Н.К. Плакирование
работы классного руководителя. Мн.,
1996.
Щуркова
Н.Е. Вы
стали классным руководителем. М., 1986.