Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах
ребенок чувствует себя взрослым. С его точки
зрения он умеет все: и правильно учить и
интересно рассказывать, помочь кому – то в
трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за
плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто
воспроизводит события, связанные с жизнью в
школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы.
Воспитание – это не набор неких действий и
операций, которым педагога можно обучить и
совершая которые он гарантированно достигает
успеха, а деятельность, которую педагог должен
выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её
ценностями, подбирая методы и средства,
сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя
процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения,
основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства.
Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, а
так же в свою практику включает и новые формы
работы с ученическим коллективом. Формы работы
определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили
широкое распространение следующие формы
воспитательной работы:
Публичная лекция – лекция, насыщенная
яркой информацией с необычными примерами,
фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваему явлению или событию.
Открытий микрофон – ученикам предлагается
обсудить события общественной жизни.
«Сократовская беседа» – поиск истины,
обсуждение поставленной проблемы с разных
сторон с поочередным решением дополнительных
вопросов.
Философский стол – обсуждение жизненных
ситуаций воспитанниками философской позиции.
Дискуссионные качели по предложенной теме
– беседы с чередованием суждений ведут две
группы учеников.
Разговор при свечах – беседа на темы
интимно-личностного общения или этического
содержания жизненных ценностей.
Каким должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?
Занимаясь поиском ответов, мною осознана
необходимость оценить данную проблему с двух
позиций: глазами классного руководителя и
глазами ребенка.
Настоящий классный руководитель, владеющий
технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную;
который глубоко изучает каждого учащегося на
основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на
личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует
воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в
ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по
теории и методике воспитательной работы,
хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а так же умеет ориентироваться
в основных нормативных документах. Классный
руководитель интересуется вопросами волнующими
современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий. Кроме того,
классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он живет и
работает, это помогает организовывать
внеклассную работу. Регулярно повышает свою
квалификацию, посещая и участвуя в тематических
секциях, семинарах и конференциях.
Сколько бы мы не читали, не учились, главное не
забывать о мнении детей.
Дети являются главным звеном воспитательного
процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё
мастерство, показать навыки работы, поделиться
опытом. Как роль классного руководителя
оценивают сами дети?
Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6,
9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью
определения мнения о роли классного
руководителя.
Учащимся были предложены три вопроса.
- Нужен ли вам классный руководитель?
- Зачем?
- Каким на ваш взгляд должен быть классный
руководитель?
В результате анкетирования были получены
следующие результаты.
На первый вопрос положительно ответило 100%
учащихся.
Из высказываний учащихся полученных на третий
вопрос видно, что они придают большое значение
личностным качествам классного руководителя. У
каждого ребенка есть свое мнение на этот счет.
Одни считают, что это надежный, искренний,
честный, порядочный. Другие – модный,
аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком
молодой и не слишком старый.
Но вместе с тем важны и профессиональные
качества: образованность, общий кругозор,
эрудиция.
Классный руководитель должен создавать
условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые
есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы
ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел,
стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть
хорошим!
Воспитывать может любая деятельность:
умственная, физическая, организаторская.
Необходимо только, чтобы она была педагогически
инструментирована, а именно развивала ребенка,
его дарования и вместе с тем помогала ребенку
чувствовать удовольствие, наслаждение, радость
от того, что он делает и благодарности
окружающих.
Словом, главная задача воспитания и
воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и
физические умения, не чувства, не волю, не
коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания,
стремления, потребность быть социальным,
человечным, нравственным, которые подкреплены
умом и чувством, волей и привычкой.
Что же такое современное воспитание?
Это деятельность классного руководителя,
направленная на создание
психолого-педагогических условий для
удовлетворения базовых, психосоциальных
потребностей школьника.
Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно-ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность современного классного
руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития и стимулирования
познавательных интересов. Через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры,
навыков созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач современного
классного руководителя является системная
работа с коллективом класса. Педагог
гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления.
Классный руководитель создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия
для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания
обучающихся.
Классный руководитель призван быть связующим
звеном между учеником, педагогами и родителями,
социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный
классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями – предметниками,
привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделям,
тематических вечерах и других мероприятиях.
Совместно с педагогом – психологом
классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога – психолога с
родителями. При поддержке психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие
способности и возможности воспитанников,
помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии.
Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования.
В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом – организатором.
При поддержке педагога – организатора классный
руководитель привлекает к работе с классом
представителей культуры, спорта, общественность.
Классный руководитель так же должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно
заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка.
Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и дома. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта.
Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.
Одним из самых сложных компонентов
деятельности классного руководителя является
обеспечение обратной связи. Это и в методическом
и психологическом смысле довольно сложная
процедура.
Таким образом, для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя,
горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный
руководитель. От него зависит потухнет факел или
будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя – поддерживать «огонь» в
каждом ребенке.
Воспитание всегда на Руси было первично. Оно
являло собой суть образования личности, а душа
была признана объектом педагогического влияния.
Хотя по мысли Макария Великого, «ни мудрые своей
мудростью, ни разумные своим разумом не могли
постигнуть душевной тонкости или сказать о душе,,
что она такое». Конечной целью воспитания он
считал спасение души, ибо гуманизм на генном ,
уровне заложен в русском народе.
Красота души учителя России – уникальное
национальное достояние нашей страны. От
гуманности его мышления, уровня сознания,
интеллекта и глубины культуры зависит умение в
столь сложное время происходящих в стране
глобальных перемен не только передать детям всё
богатство мировой и отечественной культуры, но и
научить их беречь его, развивать духовные
традиции многонациональной России.
Педагогика обретает великий дар – дар
воспитывать души человеческие. Она ищет свои
особые пути к воспитанию добротой и
справедливостью, ответственностью и доверием,
творчеством и красотой, искренней созидающей
любовью. Вера учителя в своего ученика,
помноженная на волю и интеллект, творческое
терпение и любовь, является педагогической верой
– основой педагогической мудрости.
Воспитание – целенаправленная деятельность,
призванная формировать у детей систему качеств
личности, взглядов и убеждений. (А.В.Мудрик)
Цель воспитания – наиболее полное развитие
человека, способного к духовному и физическому
саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации.
В истории развития российской школы институту
классного руководства всегда отводилось
важнейшее место, т.к. именно классному
руководителю принадлежит ведущая роль в
формировании и становлении личности ребёнка,
раскрытии его самобытности, способностей и
потенциальных возможностей, в защите его
интересов.
На сегодняшний момент – школа остаётся
важнейшим звеном в системе воспитания. Классное
руководства, как традиционное школьное явление
постоянно требует своего переосмысления и
совершенствования.
Классный руководитель – самая массовая
категория организаторов воспитательного
процесса в образовательных учреждениях. Заметно
меняется в настоящее время содержание, формы и
методы их работы.
Главное направление деятельности классного
руководителя в воспитательном процессе – забота
об индивидуальном развитии ребёнка, проследить
формирование личности, посодействовать
максимальному проявлению личностных
особенностей и выявить индивидуальные
способности.
Классный руководитель курирует индивидуальное
личностное становление школьника, прослеживает
становление, корректирует обстоятельства и
активность ребёнка, осуществляет помощь и
индивидуальную поддержку ребёнку в его
взаимодействии с миром. Классный руководитель –
центральное лицо воспитательного процесса.
Родители судят о школе по мастерству классного
руководителя, выражая удовлетворение либо
неудовлетворение в первую очередь его
профессионализмом. Родители чувствуют самое
главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Классный руководитель ставит те же
воспитательные цели, что и все педагоги –
формирование личности способной строить свою
жизнь.
Социальная и культурологическая значимость
фигуры классного руководителя возрастает, т.к.
всё выше поднимается ценность индивидуальности
и современной культуры.
Ориентированный на конечную воспитательную
цель, К.Р. озабочен и настоящим моментом жизни
ребёнка. (Щуркова Н.Е.. Классное руководство:
теория, методика, технология)
Классный руководитель в отличии от всех
педагогов в школе, озабочен духовным обогащением
и взращиванием личности, другие педагоги имеют
цели частные и второстепенные, тактические, т.к.
все, что они делают как профессионалы, касается
оснащения ребёнка средствами жизни – умениями,
навыками, привычками, предметными способностями.
Классный руководитель курирует стратегическую
задачу развития личности. Область его
профессиональных усилий – духовный мир
школьника.
Классный руководитель обеспечивает
благоприятное преломление влияний общешкольной
воспитательной системы на индивидуальность
каждого школьника.
Индивидуализировать деятельность личности
удаётся педагогу в рамках групповой
деятельности и в процессе организации
персональной деятельности школьника,
соответствующей его интересам,
желаниям,способностям.
Система классного руководства не имеет
предметного внешнего оформления, она есть
системное мышление педагога, который во всех
видах и формах работы с детьми реализует своё
назначение через реализацию обозначенных
элементов, каждый раз совершая индивидуальное
усилие в его определённом системном содержании.
Школьный учитель вводит детей в науку, КР
вводит детей в жизнь, содействует восхождению
детей на высокую ступень культурной жизни,
помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние
и будущие, ожидающие их в период взросления.
Бессодержательное классное руководство
сводится к администрированию, контролированию,
фиксированию невоспитанности детей. Содержательное
классное руководство слагается из работы по
организации жизнедеятельности детей,
наполненной постоянным решением проблем жизни
человека и личных проблем воспитанников.
Работа КР тогда обретает содержание, когда
предъявляются детям ценности общечеловеческой
жизни и дети проживают отношение к ним, духовно
обогащаясь.
Наивысшие ценности современного мира: ЖИЗНЬ,
ПРИРОДА, ОБЖЕСТВО, ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА,
СВОБОДА, СОВЕСТЬ, СЧАСТЬЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
РАВЕНСТВО, ТРУД, ПОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ИГРА.
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек».
Таким образом:
- содержанием профессиональной работы КР
являются ценности жизни и ценности отношения,
отражающие наивысшие достижения культуры; - «присвоенные» детям ценностные отношения не
освобождают педагога от необходимости помочь
ребёнку в самостоятельном разрешении своих
проблем на уровне достойной жизни, в содержание
работы КР входит выявление, постановка и решение
вечных проблем жизни «Здесь и сейчас» в
действительной жизни воспитанника и в мысленном
будущем; - ключевой вопрос в ряду вечных проблем жизни –
поиск смысла жизни, поэтому перед КР стоит задача
приобщать детей к поиску смысла жизни,
формировать привычку размышлять о жизни,
анализировать свою жизнь, заново и заново
отыскивая для себя смысл жизни на данный период,
формировать привычку к духовному осмыслению
происходящего в жизни; - содержание работы КР – это совместное
проживание вместе с детьми ценностных отношений
в процессе познания, игры, общения, труда,
спортивных занятий, развлечений. Наполнить
работу с детьми богатым духовным содержанием.
Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они
подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам
строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в
виду родители, произнося: «Детям повезло – у них
хороший классный руководитель».
Одним из путей переосмысления и
совершенствования классного руководства
является разработка должностных обязанностей
классного руководителя, с ясным представлением
об уровне требований к результатам труда, это
руководство к деятельности имеющее
педагогическую и методическую ценность.
Должностные обязанности КР – это документ, в
котором отражаются цели, задачи, приоритеты и
ценности, позиции в отношении педагогов и
учащихся, критерии оценки результатов труда,
стимулы и мотивы.
В основу должностных обязанностей, положены
следующие идеи:
- Ребёнок есть субъект своего развития. Он
воспитывает, строит себя сам. - Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть
хорошим, только он нуждается в помощи: признании,
уважении, любви окружающих. - Воспитывают не классные часы, морализирование,
указание ребёнку на его промахи и ошибки,
воспитывает совместная и индивидуальная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и
индивидуальных переживаний, отношений, чувств. - «Педагог есть организатор детской жизни»
(Л.Выготский). Это помощник, защитник своих
воспитанников в коллизиях школьной жизни. - Воспитывает только тот педагог, которого дети
уважают, любят, образу жизни которого тайно или
явно подражают.
Согласно Закону «Об образовании»,
образовательное учреждения получили право на
свой устав и локальные акты. Поэтому школы могут
разрабатывать и утверждать свои положения о КР
опираясь на основные требования гос.
документации.
За основу можно взять тарифно-квалификационную
характеристику КР.
Должностные обязанности КР – куда входят
следующие разделы:
- Назначение и задачи классного руководителя
- Функции и содержание работы классного
руководителя - Формы коллективной деятельности
- Полномочия классного руководителя
- Обязанности классного руководителя
- Профессиональная подготовка и условия работы
- Режим работы классного руководителя
- Критерии оценки работы классного руководителя
Назначения и задачи классного
руководителя
Классный руководитель сегодня – это
педагог-профессионал, являющийся для растущего
человека:
- духовным посредником между обществом и
ребёнком в усвоении основ человеческой культуры; - заинтересованным организатором отношений
сотрудничества в разнообразных видах совместной
деятельности классного коллектива; - неравнодушным наблюдателем за индивидуальным
развитием школьника с целью создания
благоприятных условий для формирования его
личности, внесения необходимых педагогических
корректив в систему его воспитания
осуществления (совместно с психологом) коррекции
процесса его социализации; - помощником консультантом в организации
повседневной жизни и деятельности, в осмыслении
социально-экономической, политической жизни
общества, в профессиональной ориентации; - создателем благоприятной развивающей
микросреды и благоприятного
морально-психологического климата в классе,
организующим для этого необходимые
воспитательные воздействия с учётом
индивидуальности своего класса; - координатором усилий педагогов, семьи, социума
– словом всех воспитывающих сил общества,
влияющих на становление и развитие личности
воспитанников.
Деятельность классного руководителя является
важнейшим звеном в воспитательной системе
гимназии, основным механизмом организации
индивидуального подхода к воспитанникам, одним
из решающих элементов организуемого в гимназии
воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства
обусловлено современной задачей, которую ставит
перед собой общество, (слайд 7) –
максимальное развитие каждого ребёнка,
сохранение его неповторимости, раскрытие его
потенциальных талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного и
физического совершенствования.
Основные направления деятельности
классного руководителя: создание
условий для раскрытия потенциальных талантов
каждого ребёнка, для их максимального развития,
для сохранения неповторимости личности каждого
ребёнка, для нормального умственного, духовного
и физического совершенствования.
Основными задачами классного руководителя
являются:
- изучение личности воспитанника, его
склонностей, интересов, сфер дарований,
особенностей характера с целью оказания ему
помощи в саморазвитии и самореализации; - осуществление непосредственного наблюдения за
индивидуальным развитием каждого обучающегося и
необходимых педагогических корректив в системе
его воспитания; - создание оптимальных условий для формирования
каждой личности, способствующих свободному и
полному раскрытию всех её способностей; - создание классного коллектива как
воспитывающей среды, обеспечивающей
социализацию каждого ребёнка; - организация всех видов индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности,
вовлекающей учащихся в общественно-ценностные
отношения; - обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся,
охраны их жизни, здоровья и безопасности в период
образовательного процесса; - координация усилий всех взрослых и педагогов,
влияющих на становление личности воспитанников; - вовлечение учащихся в систему внеурочной и
внеклассной деятельности, в систему
дополнительного образования в школе и вне её.
Основные функции классного руководителя:
– изучение индивидуальных способностей
учащихся, сформировавшихся под влиянием (или без
влияния) семьи;
– выявление специфики и определение динамики
развития классного коллектива;
– изучение и анализ состояния и условий
семейного воспитания каждого ученика;
– изучение и анализ воспитательных возможностей
окружающей среды для учащихся класса,
воспитательных возможностей педагогического
коллектива.
– прогнозирование уровней индивидуального
развития учащихся и этапов формирования
классного коллектива;
– предвидение результатов намеченного дела;
– построение модели воспитательной педсистемы,
– соответствующей воспитательной системе
учреждения в целом;
– определение ближних и дальних перспектив
жизни-деятельности учащихся класса;
– предвидение последствий складывающихся в
коллективе отношений.
– организация и стимулирование разнообразной
деятельности детей;
– помощь и сотрудничество в планировании
общественно значимой деятельности детей в
организации деятельности органов
самоуправления;
– установление связей семьи и школы. Школы и
социума;
– содействие воспитанникам в получении
дополнительного образования в школе и вне её;
– защита прав и свобод учащихся
– индивидуальная работа с воспитанниками;
– участие в работе педсоветов, административных
и методических совещаниях;
– ведение документации;
– участие в создании оптимальных
материально-бытовых условий для внеурочной
деятельности;
– ответственность за жизнь и здоровье учащихся
во время внеурочных мероприятий;
– формирование классного коллектива
– развитие и регулирование межличностных
отношений между детьми, детьми и взрослыми;
– помощь в адаптации каждого ученика в
коллективе;
– содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе в целом и
для каждого отдельного воспитанника;
– помощь учащимся в установлении отношений с
окружающими детьми, социумом.
Самая простая функция КР – обустройство жизни
ребёнка в школе, организация той стороны
пребывания ребёнка в школе, которая касается его
жизнеобеспечения: дыхания, движения, питания,
тепла, удобства – то есть условием для работы
психофизического аппарата ребёнка. Поэтому КР
заботится о возможно лучших условиях пребывания
ребёнка в школьном доме. Эта забота выражается в
следующем:
- наличием у каждого школьника необходимых
пособий, принадлежностей и методических средств; - хорошо продуманном расположении детей в
учебном классе, с учётом зрения, слуха, роста, а
так же самооценки каждого, меры его активности,
степени коммуникативности; - наличии места для хранения верхней одежды и
обуви, обеспеченного гарантией сохранности и
неприкосновенности; - продуманном и известном всей группе порядке и
процедуре школьного питания и правилах
пользования школьным буфетом; расположении
туалетных комнат и культуре пользования
туалетными комнатами; - внутреннем интерьере классной комнаты,
продуманной всей группой методе ухода за,
комнатой; - введение дежурных, поддерживающих чистоту и
красоту помещения; - высоких требованиях к гигиене, эстетике и
экономике костюма и обуви каждого ребёнка; - осведомлённости каждого члена группы о
расписании занятий и местонахождении учебных
кабинетов; - осведомлённости каждого члена группы о
назначении всех комнат в школьном здании; - умение всех членов группы обращаться с
предметным окружением на уровне высокой
культуры, сохраняя чистоту, красоту, порядок.
Классный руководитель взаимодействует со
всеми специалистами в школе: с
педагогами-предметниками, службой психологов, с
социальным педагогом, валеологом, медицинской
службой и др.
Основные принципы деятельности классного
руководителя
1. Гуманистическая направленность: в центре
внимания КР – личность каждого воспитанника,
принимаемая за наивысшую ценность
(личностно-ориентированный подход к воспитанию).
2. Принцип коллегиальности: участие в организации
воспитательного процесса самих воспитанников,
их родителей, педагогов работающих в классе.
3. Принцип системности: взаимодействие всех
участников воспитательного процесса в системе
(исходя из предполагаемых конечных результатов
(целей) воспитания).
4. Принцип целесообразности и
природосообразности. Выбор конкретных форм
деятельности с учётом возрастных и
индивидуальных способностей воспитанников,
ценностных и целевых ориентации, уровня развития
коллектива.
Формы работы классного руководителя с
детьми
Классный руководитель любого учебного
заведения прогнозирует, анализирует, организует
повседневную жизнь и деятельность учащихся
своего класса. При этом важно учесть, что:
- ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня
живут реальной жизнью, а не просо готовятся к
будущей взрослой жизни; - в жизнедеятельности любого коллектива должны
учитываться социальная обстановка в стране и
республике, конкретные условия и события в
городе, округе, гимназии; - нужна интересная, отвечающая общечеловеческим
потребностям реальная жизнь с разнообразными
видами деятельности (не только учебными но и
трудовыми, благотворительными, общественно
значимыми, самодеятельно-творческими,
досуговыми и т.д.), имеющими познавательно-мировоззренческую,
эмоционально-волевую, действенно-практическую
направленность; - каждый воспитанник должен найти себе дело по
душе, ощутить чувство успеха. Уверенность в себе,
без чего не возможно сформировать достоинство и
нравственную устойчивость человека; - при отборе форм и методов следует непременно
учитывать специфические позиции детей и
взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в
воспитательном процессе.
Классный руководитель является творцом
интересных для детей и разнообразных форм
работы, ориентируется на приоритет некоторых
форм работы с современным школьником:
– дискуссионных, игровых, состязательных;
– творческого труда, художественного
творчества, ролевого тренинга;
– психологических (позволяющих ребёнку осознать
самого себя).
Необходимо отметить, что количество форм
коллективной и групповой деятельности
бесконечно. Выбор и создание новых форм
определяются как целями воспитания отдельного
коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Классному руководителю в процессе работы
рекомендуется постоянно создавать специальную
картотеку воспитательных мероприятий. Её
наличие значительно облегчит работу классного
руководителя.
Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
- получать регулярную информацию о физическом и
психологическом здоровье детей; - контролировать посещаемость учебных занятий
учениками его класса; - контролировать учебные успехи каждого ученика,
отмечая успехи и неудачи с целью оказания
своевременной помощи; - координировать работу учителей-предметников,
оказывающих воспитательное влияние на его
учащихся, через проведение педагогических
консилиумов. «Малых» педсоветов и других форм
коррекции; - определять разрабатывать, создавать совместно
с психологом, социальными работниками, медиками
программы индивидуальной работы с детьми и
подростками, девушками, юношами, родителями
учащихся; - приглашать родителей (лиц их заменяющих) в
учебное заведение; - участвовать в работе школьных структур
самоуправления: педсовета, административного
совета, научно-методического совета и других
общественных органов гимназии; - выступать с инициативой, вносить предложения о
совершенствовании деятельности гимназии,
выступать с деловой, конструктивной критикой,
выносить на рассмотрение административного
совета, научно-методического совета
согласованные с классным коллективом мнения и
предложения; - отказываться от не свойственных ему, не
входящих в круг его поручений; - определять свободно индивидуальны режим работы
с детьми; - вести опытно-экспериментальную и методическую
работу по различным проблемам воспитательной
деятельности; - создавать собственные воспитательные системы и
программы, творчески применять новые методы,
формы и приёмы воспитания, руководствуясь
единственным принципом «не навреди»; - выбирать форму повышения педагогического
мастерства через систему переподготовки
педагогических кадров, участие в различных
групповых и коллективных формах методической
работы, через систему образования и выездную
стажировку; - защищать собственную честь и достоинство в
гимназических органах самоуправления и защиты, в
случае несогласия с оценкой состояния
воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
- унижать личное достоинство воспитанника,
оскорблять его действием или словом, придумывая
клички, навешивая ярлыки; - использовать оценку для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать
данное воспитаннику слово, сознательно вводить
его в заблуждение; - использовать семью (родственников) для
наказания ребёнка; - обсуждать за глаза своих коллег, представлять
их в невыгодном свете, подрывая авторитет
учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель обязан
Классный руководитель как административное
лицо обязан:
- организовать учебно-воспитательный процесс в
классе; - вовлекать учащихся класса в систематическую
деятельность классного и общешкольного
коллектива, а также устанавливать связи с
другими группами и коллективами; - изучать детей и подростков, условия их
жизнедеятельности; - фиксировать отклонения в развитии и поведении
воспитанников, осуществлять психологически и
педагогически обоснованную коррекцию, в сложных
ситуациях информировать об этом администрацию; - оказывать помощь воспитанникам в решении
острых жизненных проблем; - содействовать социальной и правовой защите их
прав; - вести документацию, отражающую ход и
результативность воспитательной работы (личные
дела учащихся, классный журнал, дневник
учащихся); - вовлекать в воспитательную деятельность
педагогов гимназии, родителей учащихся,
специалистов различных областей науки,
искусства; - постоянно повышать свой квалификационный
уровень по вопросам педагогики, психологии,
теории и практики воспитания.
Режим работы классного руководителя
Общие правила организации работы
педагогического коллектива вытекают из Кодекса
законов о труде (КЗоТ) РФ (ст. 130) и устава гимназии.
Рабочее время классного руководителя
определяется ставкой классного руководителя. В
среднем это 7,5 учебных часов, которые классный
руководитель обязан посвятить детям в течение
недели. В каникулярное время классный
руководитель работает по специальному плану и
режиму, согласно его нагрузке.
- В дни дежурства класса по гимназии классный
руководитель дежурного класса находится в
гимназии с 8:00 – 14:30. - Час классного руководителя (классный час) –
один раз в неделю (формы проведения классного
часа могут быть самыми разнообразными:
тематический классный час, классное собрание,
подготовка к общественному или общеклассному
делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов
экскурсии и т.д.) - Количество воспитательных мероприятий – не
менее двух дел в месяц (из которых одно может быть
общешкольным). - Количество классных родительских собраний – не
менее одного собрания в четверть (два собрания в
год тематические). - Отчёты о проведённой работе представляются
администрации по окончании четверти в форме
плана и по окончании года сдать необходимую
документацию, и в виде собеседования, возможно
анкетирование учащихся. - С целью организации работы классных
руководителей и оказания им методической помощи
в работе создаётся методическое объединение. - Координацию деятельности классного
руководителя и контроль за его работой
осуществляет заместитель директора по
воспитательной работе.
VI. Документация и отчётность классного
руководителя
Классный руководитель ведёт следующую
документацию:
- Классный журнал
- План воспитательной работы с классным
коллективом - Тетрадь классного руководителя (портфолио)
- Дневники учащихся
- Личные дела учащихся
- Психолого-педагогические карты изучения
личности учащихся (по необходимости) - Папка с разработками воспитательных
мероприятий (накопительный банк идей)
Итоги деятельности классного руководителя
в течении года подводятся по результатам:
- Анализа воспитательного плана и записей в нём
- Анализа анкет, данных учащимся в конце года
- Анализ материалов собеседования с классным
руководителем по должностным обязанностям в
конце года - Анализа материалов посещения руководством
гимназии воспитательных мероприятий в течение
года - Анализ участия класса в общегимназических
делах
Результативность деятельности классного
руководителя
Результативность деятельности классного
руководителя оценивается с помощью следующих
критериев:
- Упорядоченность жизнедеятельности класса
- Наличие и уровень зрелости классного
коллектива - Общий психологический климат в классе
- Социальная защищённость каждого члена
коллектива и его комфортность - Реальный рост воспитанности и общей культуры
учащихся - Активная позиция классного руководителя
- Участие в опытно-экспериментальной или
исследовательской работе - Вовлечение родителей учащихся в дела классного
коллектива.
Основными критериями оценки работы классного
руководителя является степень повышения уровня
воспитанности учащихся, их интеллектуальное,
нравственное, эстетическое, правовое,
мировоззренческое развитие.
Критерием оценки служит и мера развития
классного коллектива, педагогическое мастерство
классного руководителя и его активная жизненная
позиция.
Исходя из всего вышесказанного сформировалось
следующий график работы К.Р.
Циклограмма для классного руководителя
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин
отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся
3. Организация дежурства в классном кабинете
4. Индивидуальная работа с учащимися.
1. Проверка дневников учащихся
2. Проведение мероприятий в классе по плану
3. Работа с родителями (по ситуации)
4. Работа с учителями предметниками (по ситуации)
5. Работа с медсестрой школы по справкам о болезни
учащихся.
1. Посещение уроков в своём классе
2. Консультации у школьного психолога
3. Сбор денег (питание, экскурсии и т.д.)
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику)
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам
четверти
2. Семинар классных руководителей
3. Анализ выполнения плана за четверть, коррекция
плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительских собраний
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия
2. Оформление личных дел учащихся
3. Анализ и составление плана работы класса
4. Статистические данные класса (1 сентября)