Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2020
Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2022
Рассмотрим, чем новые рекомендации отличаются от ранее действовавших.
Разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11(далее – Рекомендации по оплате – 2023). Что изменилось по сравнению с Рекомендациями по оплате – 2022 (Единые рекомендации, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11)?
Рекомендации по оплате – 2023 учитываются Правительством РФ и органами власти при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений, а также трехсторонними комиссиями при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда.
В рекомендациях приведены, в частности, принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, перечень норм и условий оплаты труда, а также определены особенности, касающиеся систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников образовательных учреждений, учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, учреждений ветеринарии.
Также разъяснен порядок оплаты труда при переводе работников физкультуры и спорта на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель».
Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования.
Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда (письмо Минпросвещения России от 22.05.2020 №ВБ-1107/08)
1. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?
2012 — 2017
2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.
3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?
В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.
6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников
областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.
Аналогичные положения о системе оплаты труда работников образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:
— в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;
— в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.
Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.
При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.
7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 7 724 рубля.
Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:
— по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
— по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.
На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):
7 724*1,05*1,07*1,15 = 9 979,6 , где
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;
1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.
Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.
8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):
7 724*1,05*1,07*1,0*1,7 = 14 752,4 , где
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;
1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.
- Зарплата не меньше МРОТ.
- Системы оплаты труда работников учреждений
- Оплата труда работников сферы образования
- Формирование систем оплаты труда
- Оплата труда работников учреждений здравоохранения
- Оплата труда в учреждениях здравоохранения.
- Заработная плата руководителей.
- Перечень норм и условий оплаты труда
- Оплата труда в учреждениях культуры.
- Оплата труда в учреждениях спорта.
- Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта
- Оплата труда работников учреждений в сфере культуры
- Оплата труда в ветеринарных учреждениях.
- Что почти не изменилось?
- Оплата труда работников учреждений ветеринарии
- Оплата труда в учреждениях образования.
Зарплата не меньше МРОТ.
При установлении система оплата труда 2020 год АУ следует учитывать обязательные нормы в части регулирования трудовых отношений, касающиеся оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Единых рекомендаций).
В частности, в силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера заработной платы с 01.01.2020 должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.
С 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).
Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):
Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ согласно разъяснениям КС РФ.
Кроме того, следует обратить внимание на пп. «а» п. 7 Единых рекомендаций. В нем отмечается, что в 2020 году не должно быть допущено снижение установленных указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 показателей рекомендации по оплата труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204.
Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2020 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и ветеринарии.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Оплата труда работников сферы образования
Пункт 36 Рекомендаций по системам оплаты труда достаточно объемный. Следует обратить внимание на еще одно новшество.
Определение размеров стимулирующих выплат педагогам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также компенсационных выплат, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. Ранее определение размера стимулирующих и компенсационных выплат было более сложным.
В разделе появилось дополнение, согласно которому на 2021–2023 годы целесообразно устанавливать ЛНА организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора – не более 800 часов.
При расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.
Формирование систем оплаты труда
В разделе, посвященном принципам формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, сделаны дополнения, касающиеся конкретизации обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, – это один из принципов, по которым формируется система оплаты труда.
Итак, для обеспечения указанного уровня в том числе:
Правовые позиции КС РФ необходимо иметь в виду и при обеспечении права работника на своевременную и в полном размере выплату ему справедливой заработной платы не ниже МРОТ (пп. «з» п. 4).
Оплата труда работников учреждений здравоохранения
Раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» содержит ряд значимых нововведений.
Согласно новому пп. «б» п. 37 при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников следует предусматривать единые размеры окладов в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям).
В подпункте «в» п. 37 появилось важное дополнение: теперь доля выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55% будет исчисляться без учета компенсации за работу в особых климатических условиях.
Нововведением является и то, что порядок повышения уровня оплаты труда младшего и прочего персонала, не участвующего в реализации базовой программы ОМС, будут определять органы исполнительной власти субъекта РФ (пп. «м» п. 37).
Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта следует учесть нормы п. 37.1 Рекомендаций по системам оплаты труда. В целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников необходимо:
а) утвердить НПА субъектов РФ, ЛНА учреждений здравоохранения, направленных на формирование систем оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ об утверждении размера расчетной величины, групп должностей медработников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат, размеров и условий осуществления указанных выплат;
б) при введении новых систем оплаты труда медработников обеспечить гарантию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 847, в части неснижения уровня оплаты их труда.
Оплата труда в учреждениях здравоохранения.
Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:
Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.
Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.
Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.
Заработная плата руководителей.
Положения по установлению заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.
Следует обратить внимание, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):
Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.
В соответствии с п. 27 Единых рекомендаций информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.
Кратко сформулируем основные выводы:
Перечень норм и условий оплаты труда
В разделе «Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ» изменения не очень существенные. Обратим внимание на то, что при составлении трудового договора с работником (дополнительного соглашения к трудовому договору) следует учитывать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе применение коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (пп. «в» п. 5).
Оплата труда в учреждениях культуры.
При формировании оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры следует продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 % заработной платы.
Для повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений нужно устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей эффективности деятельности.
Руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).
С учетом фактического объема учебной нагрузки будет определяться размер стимулирующих выплат педагогическим работникам не только за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, но и за результаты работы (п. 36.5.3).
Если должности педагогических работников замещают лица, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории бывших республик СССР, то при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены (установлены), но не более чем на пять лет. По истечении этого срока указанные лица имеют право пройти аттестацию, в том числе на высшую квалификационную категорию. Данное правило установлено для организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования (п. 36.5.7).
Было установлено, что для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ. В новой редакции данное условие отсутствует. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени (п. 36.6.3).
При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется согласно п. 25–28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245. Ранее данный раздел содержал ссылки и на другие НПА. В Рекомендациях по оплате – 2023 эти ссылки отсутствуют.
Также убран абзац, указывающий, что нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяет организация и утверждает своим локальным нормативным актом (п. 36.6.4).
Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования пополнились новыми положениями.
Так, при переводе работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 36.9).
Чтобы при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, не допустить снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, рекомендовано использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разд. XII Рекомендаций по оплате – 2023. Данный раздел регулирует особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (п. 36.9.1). Кстати, этот раздел остался практически без изменений. Стоит отметить только одно дополнение: можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях. Очевидно, речь идет о том, что правом установления выплаты обладают органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта.
Если при переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей объем должностных обязанностей остается прежним и сохраняется квалификация выполнения работ, то рекомендовано не допускать снижения общего размера их заработной платы по сравнению с зарплатой по ранее занимаемой должности (п. 36.9.2).
В случае, когда работник замещает должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать ему оплату труда на уровне, предусмотренном НПА органов исполнительной власти субъектов РФ по должности «учитель» (п. 36.10).
Оплата труда в учреждениях спорта.
В пункте 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта.
Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.
Повышение оплаты труда производится за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли оплату труда рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для ее выплаты в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера.
Для обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах «эффективного контракта».
За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.
Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдолимпийских играх.
Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда учреждения средства на стимулирующие выплаты работникам в сфере физической культуры и спорта:
При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендуется осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.
Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта
В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» рассмотрим только одно существенное дополнение – стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано устанавливать не только в государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, имеющих право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», но и в имеющих право использовать слова «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания (п. 39).
Оплата труда работников учреждений в сфере культуры
Остановимся на наиболее существенных корректировках этого направления.
Вот новые рекомендации по установлению и изменению систем оплаты труда работников для органов – учредителей федеральных государственных учреждений культуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры.
Увеличение фондов оплаты труда работников (в том числе при проведении индексации зарплаты) преимущественно следует направлять на увеличение размеров окладов (пп. «в» п. 38).
Второе дополнение касается работников, которые считаются творческими в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей таких работников. Перечни утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В ТК РФ внесены изменения (Федеральный закон от 04.11.2022 № 434-ФЗ), согласно которым должно быть оплачено время, в течение которого эти работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Размер и порядок оплаты такого времени могут быть установлены коллективным договором, ЛНА, трудовым договором. Однако такая оплата должна быть не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с компенсационными и стимулирующими надбавками, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени. И еще такая оплата должна быть не ниже МРОТ, рассчитанного пропорционально указанному времени.
Если творческий работник не участвует в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступает по своей инициативе, то порядок оплаты такого времени устанавливается внутренними документами организации (пп. «д» п. 38).
Появилось условие об установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры. Учредителю следует обеспечить непревышение предельного уровня (предусмотрен ч. 2 ст. 145 ТК РФ) соотношения среднемесячной зарплаты(в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности учреждения культуры и работы его руководителя) и получения стимулирующих выплат в максимальном размере (пп. «е» п. 38). Условие введено в целях недопущения необоснованной дифференциации в зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников.
Оплата труда в ветеринарных учреждениях.
В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.
При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.
В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест следует активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 %.
При установлении выплат стимулирующего характера нужно предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также обращено внимание на установление специальных стимулирующих выплат за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Такая выплата может быть установлена:
Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии рекомендовано за счет всех источников финансирования.
Формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии осуществляется с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.
Что почти не изменилось?
Общие положения практически остались прежними. Серьезных корректировок нет в следующих разделах:
Основная корректировка, общая для всех вышеуказанных разделов, состоит в измененной ссылке на НПА при формировании системы оплаты.
Также отметим, что принцип обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты, на основе которого формируется система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях, дополнен новым условием. Повышение уровня зарплаты может быть обеспечено в том числе посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также в связи с увеличением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пп. «е» п. 4) (здесь и далее в скобках ссылка на Рекомендации по оплате – 2023).
В установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений есть небольшие изменения, касающиеся рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Уточнен список методических рекомендаций, которые надо учитывать при разработке показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников. В том числе следует руководствоваться скорректированными приказами Минобрнауки России от 23.06.2021 № 525, Минпросвещения России от 29.09.2021 № 677 (с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 11.05.2022 № 323).
При установлении в пределах фонда оплаты труда стимулирующих выплат медработникам следует предусматривать выплаты за наставничество, а также за участие в практической подготовке обучающихся по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования. Причем наставничество оплачивается только в отношении специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Этот новый пп. ж п. 37Рекомендаций по оплате – 2023должны учитывать органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда.
Уточнено, что установление стимулирующих выплат работникам, оказывающим услуги беременным женщинам и их детям в возрасте до года (в том числе услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), должны быть предусмотрены положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения (обратите внимание!) за счет средств, направляемых на оплату указанных услуг, в соответствии с Приказом Минздрава России от 02.04.2020 № 266н (пп. «т» п. 37) Скорректируйте положения об оплате труда, если они составлялись до выхода данного приказа.
Оплата труда работников учреждений ветеринарии
Многочисленные изменения в рекомендациях по установлению доли выплат по окладам в структуре зарплаты, по стимулирующим выплатам, по сути, стилистические.
По-прежнему при принятии НПА, регулирующих условия оплаты труда работников госучреждений ветеринарии, органам-учредителям рекомендуется обеспечить долю выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы не ниже 60% (без учета выплат компенсационного характера) (пп. «б» п. 40).
Стимулирующие выплаты рекомендовано производить за достижение работниками конкретных результатов (по итогам календарного периода, а также за выполнение важных и особо важных заданий). Такие выплаты производятся на основе объективных критериев с учетом специфики и условий работы. Критерии отражаются в НПА субъектов РФ, локальных нормативных актах госучреждений, коллективных и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений (пп. «в» п. 40).
Прочие постоянные выплаты, не влияющие на качество и результат работ (кроме выплат компенсационного характера), рекомендуется включать в оклад (должностной оклад) (пп. «е» п. 40).
Также при формировании систем оплаты труда рекомендовано предусмотреть единовременную выплату выпускникам образовательных организаций, трудоустроившимся в государственные учреждения ветеринарии. Обратите внимание на то, что ранее такую выплату устанавливали только выпускникам, устроившимся в госучреждения Дальневосточного федерального округа (пп. «н» п. 40).
Оплата труда в учреждениях образования.
Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций. В нем обращено внимание, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии необходимо перераспределять средства, предназначенные для оплаты труда в организациях, таким образом, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников использовалось не менее 70 % фонда рекомендации по оплата труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям.
Необходимо определять предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 %. На оплату труда педагогических работников направлять 60 % от средств, идущих на заработную плату сотрудников организации.
Рекомендуется обеспечивать формирование систем оплата труда работников учреждения, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера, с учетом положений Письма Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 и Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2018 № 73н.
Именно в рамках реализации данного соглашения следует повышать оплату труда работников госучреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (пп. «е» п. 40), а также производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (ранее было – лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет (пп. «н» п. 40).
Отметим также, что, как следует из пп. «л» п. 40 Рекомендаций по системам оплаты труда, надо установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в госучреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% при выслуге от 1 до 3 лет. Ранее данного условия не было, проценты по выслуге начислялись от 3 лет (10%).
Мы рассмотрели наиболее существенные дополнения в Рекомендациях по системам оплаты труда. Разделы «Общие положения», «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», «Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях», «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» остались без существенных изменений.