Первоначальный этап работы классного руководителя (15–20 дней) всегда чрезвычайно труден и напряжен. На этом этапе классный руководитель должен:
1. Определить и предъявить классу минимум обязательных педагогических требований, добиваясь их неукоснительного исполнения.
2. Ввести элементы самоуправления, ставящие учеников в отношения взаимной ответственности.
3. Выдвинуть перспективу «завтрашней радости» (А.С. Макаренко), т. е. начать подготовку интересного творческого дела, которое потребует коллективной деятельности, участия каждого в общем мероприятии.
4. Начать знакомство с учащимися, их семейными обстоятельствами, индивидуальными особенностями, увлечениями, интересами. Уже в течение первой недели классный руководитель должен запомнить всех учащихся класса по имени и фамилии.
Эта чисто организационная работа ― необходимое условие последующей содержательной деятельности класса. Покажем на примере, как осуществляется этот замысел в течение первой учебной недели (V класс):
a) ежедневное утреннее приветствие и контроль за своевременностью прихода учащихся на занятия (за минуту до звонка прийти в кабинет, где находятся ученики, улыбнуться им, сказать «Доброе утро!», выяснить, все ли здоровы и все ли готовы к уроку);
б) проверка правильности размещения учеников на рабочих местах с учетом их психофизических особенностей, симпатий и антипатий;
в) составление графика дежурств и контроль над его исполнением (в конце учебного дня дежурные зовут классного руководителя в закрепленный за классом учебный кабинет, где он оценивает результаты их дежурства);
г) организация коллективного смотра готовности к учебному году (класс разбивается на группы, в каждой назначается ответственный, он проверяет наличие и порядок хранения учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей у каждого ученика);
д) подготовка и проведение первого классного часа (тема его должна быть интересной, пробуждать общественную инициативу, стремление строить жизнь по законам дружбы, справедливости и ответственности);
е) выбор и подготовка первого коллективного творческого дела (например, однодневного туристического похода, принять участие в котором приглашаются и родители);
ж) проведение в конце недели анкеты «Мои впечатления от первых дней в V классе» и выпуск классного листка, отражающего содержание этих анкет (для его оформления создается первая редакционная группа);
з) получение анкетных сведений об учащихся и их семьях, первые записи в классный журнал, составление социального паспорта класса.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, детских и молодежных организаций, общественности, несет персональную ответственность за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя сочетаются воспитательные, организаторские и административные функции.
Деятельность классного руководителя основывается на комплексном подходе к воспитанию.Это значит, что в своей работе он должен обеспечить взаимосвязь умственного, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического воспитания, охватить всех без исключения учащихся различными формами деятельности, сочетать различные методы и средства воспитания с учетом возрастных особенностей и уровня воспитанности учащихся.
Основные направления работы классного руководителя:
1. Изучение учащихся и классного коллектива (педагогическая диагностика). Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Далее изучение школьников ведется непрерывно в течение всего срока их обучения.
2. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. В одиночку решить все проблемы воспитательной работы классному руководителю невозможно. Классный руководитель изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, о методах воздействия на них. Классный руководитель должен установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся, привлекать их к проведению отдельных мероприятий – трудовых дел, туристических походов, читательских конференций, диспутов, вечеров. Важно, чтобы ученики больше общались со своими учителями во внеурочное время. Во многих школах применяется ценная форма работы – «малый педсовет», или педагогический консилиум, т.е. совещание учителей, работающих в одном классе или ряде параллельных классов.
3. Организация и воспитание классного коллектива. Это основное направление работы классного руководителя. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий. Это, прежде всего, информационные часы, классные часы, этические беседы, диспуты, читательские и зрительские конференции, лекции специалистов (медиков, юристов и т. д.), встречи с интересными людьми, трудовые дела, экскурсии и туристические походы, участие в праздновании государственных, городских (сельских) и школьных праздников.
Многочисленные сценарии воспитательных мероприятий публикуются в научно-методических журналах «Праблемы выхавання», «Сацыяльна-педагагічная работа», «Народная асвета», а также в российском журнале «Классный руководитель», газетах «Последний звонок», «Педсовет», «Педагогическое творчество».
5. Сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями. Не вмешиваясь напрямую в работу самодеятельных детских и юношеских организаций, не подавляя их инициативы, педагог может помочь обогащению их деятельности.
Во-первых, на учащихся – членов БРСМ и БРПО, других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив. Классный руководитель привлекает этих учащихся к организации идейно-воспитательной работы (политинформации, беседы, доклады и лекции, диспуты, тематические вечера на общественно-политические темы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы у карты мира). В борьбе за глубокие и прочные знания школьников активисты-пионеры и члены БРСМ выступают ассистентами учителей, добровольными лаборантами, консультантами, помогают преодолеть пробелы в знаниях у отстающих учеников, организуют взаимопомощь в учении, вечера по разным предметам, общественные смотры знаний.
Во-вторых, классный руководитель должен оказывать помощь ячейкам пионеров и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности, в выборе и организации посильных и нужных видов труда. Это может быть оборудование спортплощадки, учебного кабинета, комнат для кружковых занятий, школьных мастерских, сбор книг для пополнения библиотек сельских школ, уборка школьного двора и другая работа по самообслуживанию, текущий ремонт школьного имущества, участие в трудовых объединениях.
В-третьих, помощь в подготовке и проведении собраний. В классе не реже одного раза в месяц проводятся собрания пионеров и БРСМ. На них обсуждаются вопросы идейной и трудовой закалки членов этих организаций, повышения качества знаний, профессиональной ориентации, работы с младшеклассниками, организации досуга. Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения (при активном участии учащихся). Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.
В-четвертых, сотрудничество классного руководителя и педагога-организатора (раньше эта должность называлась «старший вожатый»).
Подготовка к разработке плана. План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда — целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.
Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.
1 См.: Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.
В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценност-но-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.
Технология составления плана. Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.
Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. А начинающим классным руководителям целесообразно предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.
1 См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986. — С. 95-97.
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Когда план в целом сформирован, наступает период его «доводки». Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.
Структура плана. В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов.
Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид.
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.
Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.
Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.
Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не «по частям», что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает следующий вид.
В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.
Заключительный раздел «Работа с родителями» содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.
Два вспомогательных раздела, которые располагаются на оборотной стороне листа, должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются и условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности, и в связи с этим — какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посещают, то почему; состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.
В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, и, учитывая специфические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нужды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руководитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую Я-концепцию.
Планирование и подготовка воспитательного мероприятия. На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя. Приведем различные варианты недельных планов классного руководителя.
Объект особого внимания — подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Л. Ю. Гордин отмечает, что общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины, подготовлены и качественно проведены, которые будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.
Каждое планируемое дело необходимо реально спроектировать во времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И. П. Иванова.
Предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены воспитанникам как возможные; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом этапе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу; если на втором — то в поиске участвует актив; если на третьем — все члены коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например, «класс», «микрорайон», «природа», «пресса», «малыши» и др.).
Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.
Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть проведены встречи с людьми, способными оказать помощь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, создается пресс-центр и т.д. Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел не стоит злоупотреблять. Нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения, время проведения (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия — необходимое условие его качественного проведения, условие достижения и предметного и воспитательного результатов.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.