МБОУ « Школа № 29» Дошкольное структурное подразделение
Доклад на педагогическом совете
Тема: «Совершенствование системы социализации детей с ОВЗ в детском саду»
«Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и данная система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:
-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей.
-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.
Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей.
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Социализированость ребенка возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.
В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.
Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.
Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и детей с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание.
Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми.
Функционально-ролевые отношения проявляются в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, продуктивной и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же самостоятельно в неформальных группах. Они позволяют ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности они возникают» и «что они отражают?».
Эмоционально-оценочные отношения дают возможность понять: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоционально- оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.
Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, значение — «для меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.
То есть, включаясь в различные виды деятельности и выполняя соответствующие роли, дети и подростки не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодействовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы человеческих отношений.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.
Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов.
— изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком.
— побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.
— сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем.
— активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу.
— при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.
— в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
— ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.
Ребёнка с ОВЗ обязательно должен сопровождать педагог-психолог. Специалист оказывает консультативную помощь родителям, педагогам, наблюдает за ребёнком, помогает ему адаптироваться в детском саду – наладить контакт с детьми, научиться обходиться без мамы и т. д.
Ваш ребёнок пошел в детский сад. Надеемся, что Вы готовились к этому событию – приучали малыша к новому режиму дня, учили общаться со сверстниками на игровых площадках, приучали самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур, отучили от соски, бутылочки, научили ребёнка играть.
Что же делать, если специальной подготовки к детскому саду не было? Постарайтесь облегчить своему малышу привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:
— побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
— старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома;
— формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном;
— чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе;
— чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками;
— в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;
— ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни;
— формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду – рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные посещения детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Для того чтобы дети не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обучености воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием , защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной , сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным Организация взаимодействия различных специалистов в дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.
Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных для обучения и воспитания.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
— Диагностический. Для успешности воспитания и обучения а также детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
— Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их , уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).
Важным принципом для определения и реализациииндивидуального маршрута является:
• принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
• соблюдение интересов воспитанника;
• принцип создание ситуации успеха;
• принцип гуманности и ;
• содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
— Деятельностный этап. В ходе этого этапа индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды,которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
— Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его . Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
В ДОУ воспитывается и обучается дети с ОВЗ. Для них характерны: моторная неловкость, двигательная расторможенность, низкая , повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, затруднено зрительное восприятие, боязнь незнакомого пространства, что требует гибкой реализации режима дня: увеличение времени, отводимое на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.
В п. 1.6. ФГОС ДО прописаны задачи,одна из которых звучит так: создание благоприятных развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными . В разделе Стандарта «Требования к условиям реализации ООПДО» говориться о том, что при создании для работы с детьми с ОВЗ, осваивающими программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ. По этой программе педагоги должны оказывать помощь в формировании у него – положительного опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности. Очень важно научить жить во взаимодействии в едином , в результате чего ребенок с ОВЗ может реализовать свой интеллектуальный и . От успешной зависит дальнейшее развитие , раскрытие его , становление личности.
педагогическая реабилитация проводимая в ДОУ, заключается в с ОВЗ к жизни в обществе, в развитии , компетентности и активности, в создании атмосферы эмоционального благополучия, уважительного отношения к детям, к их чувствам и потребностям.
Существует очень много игр и упражнений: позволяющих создать благоприятную атмосферу, для установления контакта как м/у педагогом и , так и м/у всеми детьми, наладить коммуникацию. (более 170 игр и упражнений на рабочем столе).
Очень важным аспектом в работе всех специалистов ДОУ является сопровождение семьи ребенка с ОВЗ.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
• разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
• проведение консультаций, тренингов, практикумов по коррекционно-развивающих задач;
• проведение открытых занятий;
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условияхдошкольного учреждения обеспечивает:
• индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
• единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
• успешную социализацию и адаптацию детей;
• возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка
Консультация для педагогов:
«Динамика развития детей с ОВЗ»
Главной задачей социализации с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в совместную деятельность. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории с ограниченными возможностями здоровья.
с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация , ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями
одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и данная система работы по обеспечению социализации с ОВЗ может показать высокую эффективность при её
с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т.д.), проводимые в образовательном учреждении.
Воспитанники с ОВЗ участвуют в , в театрализованной , в проведении спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития
Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и детей с особыми потребностями подразумевает пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах Подобное образование называется инклюзивным или включенным.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для , имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех что обеспечивает доступ к образованию для с особыми потребностями.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых и коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание.
Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми.
Игротерапия — является одним из методов вовлечения детей с ОВЗ в совместную деятельность в группе и раскрывает познавательные возможности. В игре ребенок с ОВЗ развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Игра выступает как средство развития у детей с ОВЗ — мышленияречи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей дошкольного возраста, она как форма организации жизни и с ОВЗ должна иметь свое место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целомВ режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.
Процесс игротерапии проходит в музыкальном зале с музыкальным руководителем, либо в физкультурном зале с инструктором по ФИЗО. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие , и др., игры помогающие в коррекции «Обзывание овощами, фруктами, ягодами»«Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, «Насос и мяч»
, организуя жизнь и деятельность в форме игры последовательно развивает активность и инициативу с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.
Важным по значимости методом вовлечения детей с ОВЗ в совместную деятельность
Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка).
Психогимнастика примыкает к психолого – и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.
Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики , которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт –
и многие другие игры (дутье из соломинки, , эти упражнения помогают ослабить воображение с ОВЗ и развивают воображение.
— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.
Так же помогает вовлекать в совместную деятельность детей с ОВЗ в группе: сказкотерапия, куклотерапия. Это метод работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказками можно разнообразить дидактическими
— развитие внимания«Помоги герою сказки пройти через лабиринт»«Где спрятались герои сказки» и др. ,
— развитие памяти«Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, и др. ,
— развитие мышления«Собери башенку для Маши»«Разложи сказки по картинкам» и др. ,
-развитие мелкой моторики«Собери бусы для Аленушки» и др. ,
— развитие крупной моторики«Покажи движение каждого героя»«Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка»
Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это : работая всего лишь с одной из сказок, Дети с ОВЗ учатся очень многому – процессу социализации и индивидуальному росту.
Коррекционная работа в сенсорной комнате играет значительную роль в совместной деятельности с детьми с ОВЗ. Сенсорная стимуляция очень важна для детей с ОВЗ Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для так и для
Наблюдения показывают, что значительная часть с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.
Конечно же, успешная адаптация с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и
— побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.
— активно взаимодействуйте с , изучайте специальную методическую литературу.
— при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.
— в отношениях с ребенком придерживайтесь Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
— ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.
Дети с ОВЗ обязательно должны сопровождаться консультативную помощь родителям наблюдает за ними, помогает им адаптироваться в детском саду – наладить контакт с детьми, научиться обходиться без мамы.
– психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи при в группе с детьми с ОВЗ и их родителям и Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, проводимой коррекционной работы приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей с ОВЗ и успешной совместной деятельности их с другими детьми
Данное обстоятельство определило направление настоящего научного исследования. Его целью стало изучение наиболее значимых детерминант, характеризующих динамику психического развития и возможность социальной активности и трудовой занятости детей-инвалидов с умственной отсталостью во взрослом возрасте.
Материалы и методы
Объектом исследования явились медико-социальные данные 780 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста (в возрасте от 3 лет до 21 года, средний возраст 13,7±3,7 года), проживающих в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Дизайн исследования: одноцентровое, нерандомизированное, неконтролируемое исследование. Основными критериями включения стали статус ребенок-инвалид, возраст 3-17 лет, наличие умственной отсталости различной степени, согласно заключению детского врача-психиатра.
В соответствии с задачами исследования дети были распределены на группы:
1 группа – 105 (13,4%) детей дошкольного возраста от 2,5 до 7 лет (средний возраст 6,47±1,28 лет);
2 группа – 675 (86,5%) детей школьного возраста от 8 до 21 года (средний возраст 14,3±3,08 лет), в том числе 126 (16,1%) лица юношеского возраста.
Для достижения цели исследования нами были использованы следующие источники информации:
Было проведено распределение детей по степени нарушения интеллекта; характеру и тяжести сочетанной патологии; варианту обучения по адаптированной основной образовательной программы; актуальным психологическим достижениям возраста в основных психологических сферах; степени отставания актуального психологического возраста от возрастного норматива; динамике психического развития.
Распределение детей по причинам заболеваемости и инвалидности проводили в соответствии с «Международной классификацией болезней десятого пересмотра» (МКБ-10, 1998).
Использовались методы: клинический, аналитический, медико-статистический, экспертных оценок, математико-статистический.
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов вариационной статистики. Для оценки достоверности различий применялся параметрический критерий Стьюдента.
Отсутствие знаемых различий по степени снижений интеллекта у детей различных возрастных групп стало основанием для представления клинических сведений в обобщенном виде. Так, согласно заключению детского врача-психиатра 5,5% детей имели легкую умственную отсталость и другие нарушения здоровья (детский тип шизофрении, врожденные пороки развития костно-мышечной системы, тяжелые формы хронической соматической патологии); у 42,6% детей установлена умеренная умственная отсталость; тяжелая умственная отсталость зарегистрирована у 31,3% детей; состояние интеллекта у 20,6% детей расценено как глубокая умственная отсталость (рис.).
Рисунок – Распределение детей-инвалидов в ДДИ системы социальной защиты по степени умственной отсталости (%)
Анализ актуальных психологических достижений детей-инвалидов с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями развития, отраженных в психолого-педагогических характеристиках за текущий год обучения, динамики психического развития, полученной за счет сопоставления данных ежегодных поперечных срезов показал, что они могут быть обобщены в пять вариантов социальной активности и участия в общественной жизни во взрослом возрасте (табл.1).
Сопоставление динамики психического развития детей каждой группы с клиническими данными установило значимую корреляционную связь между этими параметрами (коэффициент сопряженности Пирсона р=0,75). Статистически подтверждена связь тяжести неврологической и соматической патологии с перспективами социальной активности и участия в общественной жизни детей с ментальной инвалидностью в жизни при постоянной доступности специального образования с раннего возраста (коэффициент сопряженности Пирсона р=0,75). Так, умеренная социальная активность и участие характерно для лиц юношеского возраста с умеренной умственной отсталостью без сочетания с другими тяжелыми нарушениями развития и людей с легкой умственной отсталостью в сочетании с другими тяжелыми нарушениями развития. Относительная социальная активность и участие наблюдается у большинства взрослых с умеренной умственной отсталостью без сочетания с другими тяжелыми нарушениями развития. Частичная социальная активность и участие во взрослом возрасте могут быть сформированы у детей с умеренной умственной отсталостью в сочетании с другими тяжелыми нарушениями развития и у небольшого числа детей с тяжелой умственной отсталостью без сочетания с другими тяжелыми нарушениями развития. В основном дети с тяжелой умственной отсталостью имеют минимальную социальную активность и участие во взрослом возрасте. При планировании образовательного процесса, ближайших и глобальных педагогических целей необходимо понимать, что дети с тяжелой умственной отсталостью в сочетании с другими нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью отличаются абсолютной невозможностью социальной активности и участия, но могут овладеть элементарными социальными формами поведения и коммуникации с людьми, способны непродолжительное время осуществлять целенаправленную практическую деятельность под контролем и внешней помощи ухаживающего взрослого.
Варианты социальной активности и участия в общественной жизни детей-инвалидов с умственной отсталостью и другими нарушениями развития во взрослом возрасте