Независимая оценка
качества образования – это оценочная
процедура, которая осуществляется в
отношении деятельности образовательных
организаций и реализуемых ими
образовательных программ в целях
определения соответствия предоставляемого
образования.
Качество образования –
это комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки
обучающегося, выражающая степень его
соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том
числе, степень достижения планируемых
результатов освоения основной
образовательной программы.
К осуществлению независимой
системы оценки качества работы
образовательных организаций привлекают:
— общественные и
общественно-профессиональных организации,
— негосударственные,
автономные некоммерческие организации,
— региональные центры
оценки качества образования;
-отдельные эксперты или
группы экспертов, имеющие соответствующий
опыт участия в экспертных оценках
качества образования.
Образовательная организация
вправе выбрать сама те организации,
которые будут содействовать получению
ею независимой оценки деятельности.
Объектами оценки со
стороны на федеральном уровне могут
выступать:
-образовательные достижения
учащихся, обучающихся в образовательных
учреждениях различных видов;
-образовательные программы
и учебные планы;
-условия обучения,
предоставляемыми образовательными
учреждениями различных типов;
-ресурсное обеспечение
образовательного учреждения;
-деятельность образовательного
учреждения по внедрению инноваций,
способствующих повышению качества
образования;
-воспитательные программы,
осуществляемые образовательными
учреждениями различных видов.
На уровне региона,
муниципального образования также может
быть востребована сравнительная оценка
(рейтингование) школ (например, в разрезе
отдельных категорий: гимназии, лицеи,
школы с углубленным изучением ряда
предметов).
Результаты оценки могут
оказаться значимыми для широкого круга
заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов
управления образованием муниципального,
регионального и федерального уровней.
В мировой практике
разработкой и реализацией процедур
независимой оценки качества образования,
как правило, независимые организации.
Например, формирование мировых рейтингов
университетов осуществляется
информационными холдингами US News
(выпускает рейтинг вузов US News and World
Report), News UK (холдинг, выпускающий известное
лондонское издание the Times).
В России также
существуют общественные структуры,
реализующие независимую оценку
образовательных программ и других
критериев качества образования на
федеральном уровне. К числу таких
структур можно отнести: Международную
академию наук, информации и информационных
процессов и технологий, региональную
общественную организацию «Общественный
совет содействия повышению качества
высшего образования»; независимые
аккредитационные агентства, объединенные
Координационным советом по независимой
общественно-профессиональной аккредитации;
профессиональные сообщества, представляющие
интересы работодателей.
В настоящее время
Министерство образования и науки
Российской Федерации и Федеральная
служба по надзору в сфере образования
и науки развивают проекты, ориентированные
на развитие общественной оценки качества
образования. Для координации процесса
оценки качества обучения в образовательных
учреждениях создается специальный
Общероссийский регистр организаций
(ОРРО), куда войдут организации по
независимой экспертизе качества.
Разрабатываются и региональные регистры.
Объединения юридических
лиц, работодателей и их объединений,
общественные объединения, осуществляющие
деятельность в сфере образования.
Юридическое лицо,
осуществляет на основании лицензии
наряду с основной деятельностью
образовательную деятельность в качестве
дополнительного вида деятельности.
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности, иные организации,
действующие в системе образования,
вправе создавать и вступать в объединения
юридических лиц (ассоциации, союзы).
Объединения юридических
лиц (ассоциации, союзы) в образовании
являются некоммерческими организациями,
создаются и действуют в соответствии
с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Данные объединения в
системе образования создаются федеральными
органами исполнительной власти и
осуществляют свою деятельность в
соответствии с положениями, утверждаемыми
этими органами власти. В состав
государственно-общественных объединений
на добровольных началах входят
научно-педагогические и другие работники
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и иных организаций,
действующих в системе образования.
Могут привлекаться иностранные граждане.
К данным объединениям
относятся
творческие союзы (Союз
композиторов Чувашской Республики,
Союз художников Чувашии»),
общественные организации
(Общественная организация «Новочебоксарская
молодежная экологическая дружина
«Муравейник», Всероссийской
общественной организации «Молодая
Гвардия Единой России», Мариинско-Посадская
районная общественная детская организация
«Сеспел» (Подснежник),
объединения граждан по
интересам (Общественная
организация «Федерация футбола
Чувашской Республики),
фонды (Благотворительный
фонд образования «ДАР»», Фонд
спортивный союз студентов»),
некоммерческие партнерства
(Некоммерческое
партнерство «Попечительский совет
лицея № 44», Некоммерческое партнерство
«Попечительский совет МДОУ «Детский
сад №126 «Радуга»),
религиозные объединения
( Козловский городской
общественный фонд развития МОУ «Козловская
средняя общеобразовательная школа №
1» и православия «ЕДИНЕНИЯ и
ВОЗРОЖДЕНИЯ»).
Данные объединения
представляют интересы детей и молодежи,
осуществляют образовательную деятельность;
выступают учредителями, входят в
попечительский совет образовательных
учреждений,
муниципального бюджета и предпринимательской деятельности
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
a. общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
b. информационные ресурсы
c. внутренняя нормативная база
e. научный потенциал
f. метод ценообразования
Вопрос 5
a. научный потенциал.
c. общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
d. внутренняя нормативная база
e. наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т.д.
f. международная политика
g. регион расположения
Вопрос 6
a. процесс замены материальных объектов на более современные
b. пополнение библиотечных фондов
c. оcуществление методических разработок
d. приобретение дополнительного оборудования
Вопрос 7
a. на строительство или реконструкцию объектов
b. на конкретную образовательную программу
c. на получение и расходование средств по нацпроекту «Образование»
d. содержание структурных подразделений учреждения, реализующих образовательные программы различных уровней
e. на премирование сотрудников
Вопрос 8
a. уплаты налогов
b. приобретения предметов длительного пользования
c. капитального ремонта
e. капитального строительства
f. транспортных расходов
g. заработной платы
Вопрос 9
a. бюджетное финансирование, основанное на дифференциальной грантовой поддержке
b. сметное финансирование
c. нормативное финансирование
d. специальное финансирование
Вопрос 10
b. доходы от внереализационных мероприятий
c. страховые взносы
d. доходы от реализации товаров, работ, услуг
Вопрос 11
b. за счет средств предприятий
c. частных инвесторов
d. внебюджетных фондов
e. бюджетов различных уровней
Вопрос 12
a. действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся (S)
b. уровень социального обеспечения
c. численности учащихся (N)
d. имеющейся материальной базе, на которой осуществляется образовательный процесс (P)
Вопрос 14
a. направленность инновации на изменение образовательных потребностей
b. ресурсные возможности образовательного учреждения
c. наличие инвестиций
d. ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения
Вопрос 15
a. образование педагогических работников
b. сроки и условия обучения и воспитания
c. план профессиональной программы
d. численность обучающихся
e. учебная и материальная база образовательной организации
Вопрос 16
a. безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней
c. соблюдения режима экономии
e. целевой направленности средств
f. расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций
Вопрос 17
a. методом статистического наблюдения
b. расчетом потребности в средствах, проводимым органом управления образованием соответствующего уровня с использованием усредненных показателей
c. методом бухгалтерскогоучета
d. сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательными учреждениями
Вопрос 18
a. опыт создания электронного портфолио
b. портфолио учителя
c. систематическая работа по повышению квалификации учителей
d. сетевое компьютерное оснащение кабинетов
Вопрос 20
a. применить установленные цены
b. выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе
c. провести расчет в соответствии с утвержденными документами
d. учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг
e. разработать и утвердить советом или ученым советом методики расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги
f. утвердить цены советом или ученым советом
Вопрос 21
a. диагностические материалы
b. рейтинг выпускника основной школы
c. рабочая папка
d. официальные бланки портфолио
e. сетевое компьютерное оснащение кабинетов
Вопрос 22
a. как источник финансирования
b. как совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой
c. как способ хозяйствования
d. как принцип финансирования
Вопрос 23
a. имиджа и сотрудничества с выпускниками учебного заведения
b. норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных заведений
c. размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты образовательных услуг
d. исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен
e. предельно допустимых цен с целью защиты потребителей
Вопрос 24
a. приобретение сырья
b. приобретение предметов снабжения и расходных материалов
c. оплата коммунальных услуг
d. заработная плата персонала
e. начисления на заработную плату
f. оплата транспортных услуг
Вопрос 25
a. от содержания профессиональных программ, учебных планов
b. от контингента обучающихся
c. от условий, необходимых для реализации образовательных программ по разным уровням образования
d. от возраста сотрудников
Вопрос 26
a. рыночный механизм управления экономикой
b. структуры управления
c. законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности
d. аппарат управления и контроля за хозяйственной деятельностью
Вопрос 27
a. заработная плата
Вопрос 28
a. оказание посреднических услуг
b. реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения
c. приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним
d. торговля покупными товарами, оборудованием
e. долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций
f. ведение приносящих доходы иных внереализационных операций
g. образовательные услуги
Вопрос 29
a. развитие у детей умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации
b. формирование личности ребёнка, настроенной на успех и самореализацию
c. формирование творческого нешаблонного мышления
d. формирование навыков чтения
Вопрос 30
b. плановые накопления (прибыль)
d. затраты по оказанию услуги
Основными
факторами, определяющими направления
и эффективность внебюджетной деятельности
образовательного учреждения, являются
характеристики его потенциальных
возможностей для осуществления различных
видов внебюджетной деятельности —
учебной, научной, обеспечивающей и иной.
Задумывая ту или иную деятельность,
следует по возможности оценить потенциал
учебного заведения для ее осуществления.
В качестве достаточно простого метода
оценки (самооценки) потенциала учебного
заведения для развития внебюджетной
деятельности можно предложить следующий.
На первом этапе составляется перечень
факторов, определяющих потенциал
учебного заведения, его возможности по
осуществлению приносящей доходы
деятельности. На втором этапе эти факторы
оцениваются для условий конкретного
образовательного учреждения. Важно,
чтобы перечень был достаточно, но не
чрезмерно большим, а оценку факторов
проводили люди, действительно глубоко
понимающие потенциальные возможности
конкретного учебного заведения.
К
таким факторам можно отнести следующие:
1.
Научный потенциал
влияет на привлечение договоров на
выполнение грантов, заказов на экспортные
поставки научной продукции, привлечение
аспирантов и докторантов на платной
основе, участие в программах развития
регионов.
2.
Внутренняя нормативная база. Наличие
полной и отработанной нормативной базы
обеспечивает стимулирование развития
разнообразных видов внебюджетной
деятельности, минимизацию финансовых
и материальных потерь, сокращение
организационного периода внебюджетной
деятельности в связи с ясным пониманием
последовательности и порядка действий,
«прозрачность» отношений по поводу
внебюджетной деятельности и места
каждого работника в ней.
3.
Общая
политика по отношению к внебюджетной
деятельности. Для
успешного осуществления внебюджетной
деятельности в учебном заведении должна
быть создана максимально благоприятная
обстановка.
4.
Наличие
лицензии и ее параметры, аккредитации,
сертификаты и т. д.является
необходимым условием для осуществения
большинства видов внебюджетной
деятельности.
5.
Регион
расположения
учебного заведения определяет внешние
условия его функционирования
–демографическую ситуацию, емкость
рынка труда для выпускников, уровень
благосостояния населения, состояние
экономики региона и ее специализацию
и т. д.
6.
Оборудование.
Наличие необходимого оборудования
определяет возможность подготовки
специалистов современного уровня,
привлечение заказов на исследования и
разработки, предостановления широкого
спектра различных услуг, товаров, работ
и пр., сдачи оборудования в аренду.
7.
Производственные мощности. Обладание
производственными мощностями обеспечивает
выполнение работ, связанных с производством
товаров, выполнением заказов, поддержкой
наукоемкого бизнеса, инноваций на
собственных мощностях, обеспечением
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
8.
Информационные ресурсысоздают
условия для поддержки современных
образовательных технологий, реализации
дополнительных образовательных услуг,
оказания услуг по использованию
Интернета.
9. Библиотечный
фонд.
Библиотеки оказывают библиографические
услуги, услуги по пользованию своими
фондами, ксерокопированию, поддержке
широкого спектра образовательных услуг
и научных работ.
10. Помещения.
Наличие
площадей определяет возможность сдачи
их в аренду, организации это приносит
доход.
11. Кадры.
Наличие
достаточного количества
профессорского-преподавательского и
учебно-вспомогательного персонала
соответствующей квалификации дает
возможность увеличения приема учащихся
на платное обучение, переподготовки и
повышения квалификации, расширения
спектора специальностей и направлений
подготовки.
12. Методическая
база является
источником получения прямых доходов
от реализации методических материалов.
13. Имидж
и сотрудничество с выпускниками учебного
заведения.
В
народном образовании рыночные отношения
возможны и необходимы, но их сфера
неизбежно будет ограничена целым рядом
объективно действующих факторов. Такой
ограниченный рынок не сможет выявить
истинную цену большинства образовательных
услуг. В этих условиях возникает
необходимость в разумном, регулирующем
воздействии государства на рынок
образовательных услуг через механизмы
ценообразования. Научно-методической
основой такого регулирования должна
стать организация расчета и утверждение
нормативных цен на образовательные
услуги, определяемые суммой двух
составляющих: нормативной себестоимостью
и нормативной прибылью. Эти составляющие
рассчитываются по нормам и нормативам,
соответствующим общественно необходимым
затратам ресурсов, которые требуются
для производства образовательных услуг.
В связи с этим нормативные цены
теоретически должны совпадать с истинными
ценами, определямыми свободным рынком.
На практике же возможно их несовпадение,
обусловленное несовершенством методик
расчета цен и нормирования.
Определение
нормативных цен на образовательные
услуги необходимо для решения задач
установления:
1)
предельно допустимых цен с целью защиты
потребителей;
2)
норм отраслевого и бюджетного
финансирования учебных заведений
(прямое финансирование);
3)
размеров пособий обучающимся,
предназначенных для оплаты образовательных
услуг (непрямое финансирование учебных
заведений);
4)
исходной базы при формировании договорных
и свободных рыночных цен.
Основной
структурной составляющей цены любого
товара является себестоимость, для
расчета которой в настоящее время
применяются принципиально различные
методы. Большинство из них основано на
учете фактических или плановых затрат.
Использование фактической или плановой
себестоимости при расчете нормативной
цены недопустимо, так как при этом
реализуется затратный подход, который,
как известно, побуждает производителя
к обоснованному увеличению затрат
ресурсов.
Среди
опубликованных известен пока лишь один
метод расчета нормативной себестоимости
образовательных услуг. Он разработан
НИИ высшего образования в 1989 г.
применительно к высшим и средним
специальным учебным заведениям.
Разработаны также методики расчета
нормативной себестоимости и цены
подготовки специалистов, которые прошли
апробацию в Гособразовании СССР, Минфине
СССР и ряде вузов.
d. образовательные услуги
К доходам от прочей деятельности и иным поступлениям относят (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
d. внереализационные доходы
К моделям финансирования образования в РФ можно отнести (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. финансирование за счет иностранного государства
К перечню факторов, определяющих потенциал учебного заведения, относятся (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
f. информационные ресурсы
К факторам оценивания условий конкретного образовательного учреждения относятся (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
g. общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
При расчете потребности в средствах следует учитывать необходимость развития образовательных учреждений, которое обычно представляется как (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. оcуществление методических разработок
Укажите виды смет, которые составляются для образовательной организации (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. на строительство или реконструкцию объектов
Укажите виды финансирования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
g. капитального ремонта
Укажите известные в мировой практике модели бюджетного финансирования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите источники поступления внебюджетных средств (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
c. доходы от внереализационных мероприятий
Укажите источники финансирования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. внебюджетных фондов
Укажите основные достаточно условные направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите основные количественные параметры на которых базируется потребность в бюджетном финансировании образовательного учреждения любого уровня образования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся (S)
Укажите позиции анализа инновационного потенциала образовательного учреждения (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите показатели, которые учитываются при определении потребности в бюджетном финансировании системы образования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. план профессиональной программы
Укажите принципы организации финансирования (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
f. целевой направленности средств
Укажите пути, которыми может технически осуществлятьсярасчет потребности в бюджетных средствах на уровне отрасли и (или) региона (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. методом бухгалтерскогоучета
Укажите условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности путем психолого-педагогического проектирования развивающих образовательных процессов (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите условия, которые характеризуют ресурсные возможности образовательного учреждения (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите шаги, которые необходимо предпринять при определении цен на предоставляемые услуги (работы) (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
f. применить установленные цены 1
К доходам от основной деятельности образовательной организации относят (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
d. деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса
c. оказание посреднических услуг
e. финансирование из двух источников – бюджет и дополнительные платные образовательные услуги
c. внутренняя нормативная база
g. общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
d. процесс замены материальных объектов на более современные
e. на получение и расходование средств по нацпроекту «Образование»
e. приобретения предметов длительного пользования
b. бюджетное финансирование, основанное на дифференциальной грантовой поддержке
b. доходы от внереализационных мероприятий
d. бюджетов различных уровней
d. действующей системе оплаты труда и социального обеспечения работников и учащихся (S)
d. ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения
e. сроки и условия обучения и воспитания
f. целевой направленности средств
d. сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательными учреждениями
d. систематическая работа по повышению квалификации учителей
Баллов: 0,00 из 1,00
f. выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе
Укажите элементы методического обеспечения курса (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. официальные бланки портфолио
Укажите, как можно определить финансово-хозяйственный механизм (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. как источник финансирования
Укажите, какие задачи решает определение нормативных цен на образовательные услуги (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
e. исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен
Укажите, какие элементы экономической классификации расходов бюджета (по соответствующим статьям) может включать цена образовательной услуги (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
f. начисления на заработную плату
Укажите, от чего зависит материальная база образовательной организации (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. от контингента обучающихся
Укажите, что входит в состав организационной подсистемы финансово-хозяйственного механизма (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. рыночный механизм управления экономикой
Укажите, что входит в состав экономической подсистемы финансово-хозяйственного механизма (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Укажите, что относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
g. долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций
Укажите, что является цельюи результативностью инновационной работы в образовательном учреждении (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
d. развитие у детей умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации
Цена на платные услуги учебного заведения включает в себя (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
b. затраты по оказанию услуги
Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Развертывая ту или иную деятельность, вернее сказать — задумывая, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, можно указать на ограниченность возможностей, например общеобразовательной школы. Тем не менее, даже ограниченные возможности следует использовать эффективно. Что же говорить о высшем учебном заведении, у которого потенциал гораздо выше. В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий. На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.
К таким факторам можно отнести следующие10:
1. Научный потенциал
Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение НИОКР, грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.
2. Внутренняя нормативная база
Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.
3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности
Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка, своего рода корпоративный, предпринимательский климат, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как например:
• заинтересованность каждого подразделения и сотрудника в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании;
• стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями, сотрудниками и «центром», руководством;
• единство политики по отношению ко всем подразделениям, сотрудникам и видам деятельности.
4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т.д.
Наличие лицензий (аккредитации, сертификатов и др.) является необходимым условием для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности и, кроме того, определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений для нее:
• предельный контингент студентов и, соответственно, потенциальные размеры платного приема;
• набор специальностей, по которым осуществляется образовательная деятельность и др.
5. Регион расположения
Регион расположения учебного заведения определяет внешние условия его функционирования — демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структуру образования в регионе, социальную мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих учебных заведений.
Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования и разработки, предоставления широкого спектра различных (в том числе — уникальных) услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.
7. Производственные мощности
Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов (в том числе на серийное производство), поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
8. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в
том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне
9. Библиотечный фонд
Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.
Создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации иной приносящей доходы деятельности (например предоставление гостиничных услуг, поселение иногородних студентов платной формы обучения, создание инфраструктуры проживания — прачечных, предприятий бытового обслуживания и др.)
Наличие достаточного количества профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема учащихся на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра специальностей и направлений подготовки.
Наличие участков для жилищного и иного строительства позволяет привлекать инвестиционные ресурсы; наличие участков для сдачи в аренду является необходимым условием получения соответствующих доходов, земли сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять производство продукции и т.д.
13. Методическая база
Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.
14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения
Уровень общественного признания учебного заведения, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований. Итак, в конкретном учебном заведении создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной
услуги или продукции, исходя из характеристик его потенциальных возможностей. Степень влияния указанных факторов на выбор направлений (оценку потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его «разработанности, реализованности» в конкретном учебном заведении. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся. Содержание оценки состоит в том, что каждая составляющая потенциала образовательного учреждения оценивается экспертами в баллах, например от 0 до 5. Итоговые оценки вычисляются, например, как среднее арифметическое из оценок по каждому направлению и фактору, или, например, как простая сумма оценок. Т.е., если 3 эксперта оценили научный потенциал для образовательной деятельности как 6 баллов (2+2+2), то оценка может быть 2 балла (среднее арифметическое) или 6 баллов (сумма оценок). Важно, чтобы все оценки вычислялись (сумма оценок) одинаково.
Что дает такой анализ для практической работы? А то, что по ее результатам можно судить о степени готовности учебного заведения к осуществлению внебюджетной деятельности по разным направлениям. В частности, условный пример показывает, что научный потенциал учебного заведения для осуществления прочей деятельности (оценка 1) недостаточен по сравнению с образовательной и научной (оценки 2 и 3 соответственно). Нужно, следовательно, либо развертывать в первую очередь образовательное и научное направления, либо наращивать потенциал для прочей деятельности. Разумеется, предложенный подход позволяет только оценить потенциал учебного заведения, но часто на первом этапе большего и не требуется. Кроме того, предлагаемый подход позволяет оценивать возможные конкретные направления внебюджетной деятельности. Например, необходимо оценить варианты использования свободных площадей:
• вариант 1 — развернуть на этих площадях платное обучение;
• вариант 2 — сдать свободные площади в аренду.
Простой экономический расчет потенциальной доходности вариантов не позволяет узнать, насколько эти варианты реальны с точки зрения, по возможности, всех факторов, влияющих на их реализацию. Например в регионе избыток свободных площадей, поэтому сдать их в аренду на выгодных условиях проблематично. Или платежеспособный спрос населения низок, поэтому набрать платный контингент, скорее всего, будет сложно. Для оценки подобного рода можно использовать аналогичный анализ исходя из следующих соображений:
• максимальная оценка каждого фактора составляет 100 баллов (при меньшей шкале труднее разделить варианты);
• оценка каждого фактора осуществляется для условий конкретного учебного заведения и конкретного варианта внебюджетной деятельности;
• наличие нулевой оценки свидетельствует об отсутствии ресурса по данному фактору и невозможности осуществления соответствующей деятельности (например нет преподавателей для развертывания платного обучения);
• коэффициент влияния фактора на определенный вид деятельности показывает зависимость деятельности от фактора. Например для обучения и для аренды нужны площади, зависимость, следовательно, максимальна. Коэффициент нужен и для того, чтобы учесть случай, когда ресурса по данному фактору много, но значимость его для данного вида деятельности незначительна (равна нулю). Коэффициент влияния может быть принят от 0 до 3 (можно взять и другую шкалу, но обязательно от 0);
• суммарная оценка реализации данного варианта определяется как сумма оценок каждого фактора, умноженных на коэффициенты влияния.
Результаты оценки могут показать, что вариант с развертыванием на свободных площадях платной образовательной деятельности выглядит более предпочтительно с учетом всех факторов. Поэтому в первую очередь следует разрабатывать именно этот вариант, но это вовсе не означает, что следует сразу отбросить вариант с арендой.




