«Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя»

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 32 г.Могилева»
ВОСПИТАТЕЛЬНО­ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
            Подготовила:
             руководитель 
                                      методического объединения 
                                                       классных руководителей 1 – 4 классов
                                            Голосова Лариса Владимировна 2018/2019
Центральное   место   в   воспитательном   процессе   всегда   традиционно
отводится   классному   руководителю,   его   задачей   становится   координация
работы всех элементов   воспитательной системы, установление взаимосвязи
между действиями учителей­предметников, социального педагога, психолога,
врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества
работы   классного   руководителя   зависит   успешность   реализации   всех
воспитательных   задач,   пути   решения   которых   лежат   в   организации
благоприятной   атмосферы   и   стиля   взаимоотношений,   в   создании
педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения,
в   формировании   познавательной   и   воспитательной   урочной   и   внеурочной
творческой   деятельности.   Делом   классного   руководителя   остается   и
непосредственное   участие   в   организации   занятости   школьников   в   период
каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся. 
Кто,   как   не   классный   руководитель   способен   первым   увидеть
тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его
успеху, ободрить в случае неудачи?
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с
детьми   и   подростками   строится   в   соответствии   с   комплексными   планами
работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя,
социального педагога, педагога­психолога, медицинской службы.
Вся   работа   начинается   с   деятельности   классного   руководителя.
Основная   задача   классного   руководителя   –   скоординировать   все
воспитательные   влияния   на   школьников   в   целях   развития   личности
посредством   включения   их   в   многообразные   виды   деятельности   и
взаимоотношений.
Поэтому   одной   из   важных   целей   работы   классного   руководителя
является   профилактика   и   оказание   своевременной   и   квалифицированной
помощи   детям,   подросткам   и   (или)   их   семьям,   попавшим   в   сложные
социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед
собой следующие задачи:
­  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
­ оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
­   сформировать   у   ребенка   позитивные   ценностные   отношения   к   обществу,
учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
­   оказать   семье   учащегося   квалифицированную   педагогическую   помощь   в
воспитании.
И реализует их с помощью методов и форм:
 беседа;
 наблюдение;
 тестирование;  анкетирование;
 анализ;
 консультирование;
 индивидуальная работа;

 диагностика.
В   классном   коллективе   классные   руководители   создают   условия
групповая работа;
нормального воспитания и развития личности ребенка:
­   гуманный   стиль   отношений   между   всеми   участниками   образовательного
процесса;
­   демократические   принципы   и   стиль   общения   между   учителями   и
воспитанниками;
­   разумная   дисциплина   и   порядок   как   условия   защищенности   ребенка   и
взрослого в образовательном пространстве;
­ возможность  проявления детских инициатив и их поддержка со стороны
взрослых.
Классным   руководителям   необходимо   своевременно   выявлять
несовершеннолетних,   нуждающихся   в   помощи   государства,   с   целью
организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с
законными   представителями   учащихся,   строя   свою   работу   на   принципах
доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип
конфиденциальности   полученной   информации.   Самым   общим   принципом
педагогики является гуманно­личностный подход к ребенку.
Приняв   класс,   всегда   свою   деятельность, классный   руководитель,
начинает с диагностики, изучения личных дел. Изучаются особенности, как
детей, так и их семей:
­   путем   систематических   наблюдений   за   детьми,   изучаются   результаты   их
деятельности, устанавливается характер их проблемы;
­   путем   наблюдения,   социометрических   измерений   и   анкетирования
психолога,   устанавливается   положение   ученика   в   классном   коллективе,
характер взаимоотношений с ним, намечаются пути и способы улучшений;
­   изучаются   интересы   и   склонности,   способности   ученика,   возможные
включения   его   во   внеурочную   кружковую,   общественно   полезную
деятельность;
­ устанавливается, входит ли ребёнок в другие группы, компании и объеди­
нения; направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
­   совместно   с   соц.   педагогом   изучается   положение   ребенка   в   семье,
заполняется социальный паспорт класса.
На   основании   собранного   материала   составляется   личная   карточка
учащегося, продумывается план воспитательной работы с учащимися и план
работы   с   семьями   учащихся,   что   является   наиболее   важным   моментом   в
воспитательном процессе классного руководителя. В   планировании   работы   с   такими   детьми   различают   два   аспекта,
взаимно   дополняющие   друг   друга:   мероприятия,   рассчитанные   на   всех
учащихся класса и индивидуальная работа с каждым из таких учащихся.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать два
вопроса:
∙ Что   нужно   устранить?   (отрицательные   факторы   семейного   и   школьного
воспитания, стихийно­группового общения, негативные особенности и т. д.)
∙ Как   это   устранить?   (проанализировать   учёбу   школьника   и   оказать
необходимую   помощь   в   ликвидации   пробелов,   помочь   изменить   характер
отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.
д.).
Проофилактическая   работа   –   это   система   мер,   направленных   на
предупреждение возникновения явления. 
Существуют следующие виды профилактической работы:
1. Профилактика правонарушений.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Профилактика травматизма.
4. Профилактика суицидов.
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.
6. Профилактика дорожно­транспортных и происшествий.
7. Безопасность в интернете.
Воспитательно­профилактическая   работа   классного   руководителя   с
учащимися   начальной   школы   и   их   родителями   носит   систематический
характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и
по следующим направлениям:
 профилактическая работа;
 организация досуговой деятельности;
 работа с родителями;
 правовой всеобуч;
 организация каникул;
 работа с трудными детьми.
Важным компонентом в системе   ранней профилактики противоправного
поведения является ликвидация пробелов в учёбе учащихся. Если учащийся
по   каким­либо   причинам   имеет   пробелы   в   знаниях,   у   него   появляется
внутренний психологический дискомфорт. Ребёнок ощущает себя не нужным
на уроке, ему скучно.
Контроль   за   успеваемостью   со   стороны   классного   руководителя   и
родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов   в
знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы
с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Контроль посещаемости занятий  является следующим важным  звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя
бы   один   день   занятий,   если   не   принять   к   нему   своевременных   мер,
появляется   чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные
прогулы.   Такого   подростка   легко   вовлечь   в   наркоманию   и   преступную
деятельность.   
 
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно
из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение
к   участию   в   соревнованиях,   конкурсах,   мероприятиях   ­   важнейшие
направления   воспитательной   деятельности,   способствующие   развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному   проведению досуга,
формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск 
мотивации на асоциальное поведение.
Кроме того, в классах проводятся классные часы: «Что такое хорошо,
что   такое   плохо»,   «Ребёнок   в   мире   вредных   привычек»,   «Что   со   мной
происходит?»,   неделя   правовых   знаний,   классные   руководители   на   свои
занятия   приглашают   следующих   специалистов:
  педагога­психолога,
социального педагога, медицинского работника.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах
ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для
учащихся   виды   преступлений,   понятий   об   административной,   гражданско­
правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию
на   ответственность   за   свои   действия.   Роль   классного   руководителя
заключается   в   направлении   дискуссии   и   подведении   итогов,   предоставив
максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и
свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность,
формирование жизненных позиций. 
Также   неотъемлемой   частью   в   профилактике   противоправного
поведения среди несовершеннолетних, является работа с семьёй.
Классный   руководитель   должен   обладать   большой   педагогической
«гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами
формирует личность ребенка, ­ это обязательное условие укрепления связей,
условие понимания самих родителей.
Наиболее трудной   задачей является обучение родителей правильному
способу   общения   с   «трудными   детьми»,   оказание   педагогической   помощи
родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на
его   положительные   качества,   контролировать   его   поведение   и   занятия   в
свободное время.
Самым   важным   в   организации   профилактической   работы   в   школе
является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой
деятельности,   отказе   от    декларативной   формы   общения   с   родителями   и
учащимися;   ориентации   на   то,   что   ребенок   в   этом   процессе   –   активный
участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо,
чтобы   не   только   специалисты   (педагог­психолог,   социальный   педагог, классные   руководители),   но   и   педагоги   –   предметники,   педагоги
дополнительного   образования   ­   весь   коллектив   школы   участвовали   в
воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики
правонарушений.   Применение  творческих   подходов  в  этой  работе,  личной
ответственности   за   работу   по   профилактике   противоправного   поведения,
опора   на   ученическое   самоуправление,   родительскую   общественность,
взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики
будут способствовать успеху в этой работе.

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник ленинградская область кировский район мга

Работа классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде

Данный вид работы присутствует в работе каждого классного руководителя с детьми любого возрастного уровня, в независимости есть в классе дети группы риска, или нет. Основной целью профилактики является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Работа классного руководителя

по профилактике правонарушений

и других негативных проявлений

в подростковой среде

Подготовила: классный руководитель

Данный вид работы присутствует в работе каждого классного руководителя с детьми любого возрастного уровня, в независимости есть в классе дети группы риска, или нет. Основной целью профилактики является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

Для решения данной ситуации определила следующие задачи:

— выявление причин девиантности ребенка;

— создание условий, способствующих социальной адаптации учащегося;

— оказание помощи в достижении позитивного разрешения проблем;

— формирование у ребенка ценностного отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

— оказание семье учащегося квалифицированной педагогической помощи в воспитании. Методы и формы деятельности по профилактике: ведение документации, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, диагностика.

Условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

— гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

— демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

— разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

— возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Про ГИС СОЛО:  Углубленный уровень программы дополнительного образования

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых учеников в классе.

В начале учебного года создала паспорт семей, выявила трудных детей, создала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.

Посетила семьи, составила акты посещения. В результате посещения семей сложилась полная картина о том что некоторым учащимся необходимо уделять повышенное внимание (неблагоприятные условия проживания, семья многодетная, мама не работает, имеются младшие сестра и брат. Семью обеспечивает отчим.)

2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагога-предметника и успевающих учеников. На часе общения избрана ответственная ученица которая ежедневно проверяет письменные домашнии задания. Вначале работы были сложности с тем, что ребята не хотели показывать выполнение домашних заданий, но в дальнейшем работа наладилась. После проверки домашнего задания ответственный информирует классного руководителя о выполнении домашнего задания. На родительском собрании выступает с отчетом о выполнении заданий.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. За пропуски в классе также на часе общения назначен ответственный, который контролирует пропуски и сообщает классному руководителю. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Про ГИС СОЛО:  СОСТАВЛЕН КОМПЛЕКСНЫЙ СБОРНИК МЕСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ А ТАКЖЕ СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. В начале учебного года приняли участие в Дне Здоровья, в течении года принимали участие в соревнованиях по волейболу.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек широко используется детский потенциал: провели классный час на котором рассказали о вреде курения.

5 . В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних проведены беседы, разъяснительные работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

6. При выявлении негативных фактов информирую Совет профилактики школы, так в течении года была предупреждена неуспеваемость учащихся, также на Совет были приглашены учащиеся и их родители по профилактике вредных привычек, где их ознакомили с ответственностью за курение на территории школы.

Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самооценки ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании того, что только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, консультации. Некоторые родители находясь в трудном положении обращаются за помощью.

7. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

В дальнейшем планирую продолжить работу используя современные подходы в системе профилактики, а именно:

Информационный подход – формирование у подростков знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения.

Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.

Альтернативный подход — развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей и подростков. Одна из задач этого подхода — научить подростков реализовывать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.

Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся,

Посеять в душах благодать увы, не каждый раз даётся.

Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке

Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.

И мы обязаны творить презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать, чтобы в толпе не раствориться

Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться.

Оцените статью
ГИС Соло