Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 32 г.Могилева»
ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Подготовила:
руководитель
методического объединения
классных руководителей 1 – 4 классов
Голосова Лариса Владимировна 2018/2019
Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно
отводится классному руководителю, его задачей становится координация
работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи
между действиями учителейпредметников, социального педагога, психолога,
врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества
работы классного руководителя зависит успешность реализации всех
воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации
благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании
педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения,
в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной
творческой деятельности. Делом классного руководителя остается и
непосредственное участие в организации занятости школьников в период
каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть
тревожные проявления неблагополучия положения ребенка, порадоваться его
успеху, ободрить в случае неудачи?
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с
детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами
работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя,
социального педагога, педагогапсихолога, медицинской службы.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все
воспитательные влияния на школьников в целях развития личности
посредством включения их в многообразные виды деятельности и
взаимоотношений.
Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя
является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной
помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные
социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед
собой следующие задачи:
создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу,
учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в
воспитании.
И реализует их с помощью методов и форм:
беседа;
наблюдение;
тестирование; анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
диагностика.
В классном коллективе классные руководители создают условия
групповая работа;
нормального воспитания и развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного
процесса;
демократические принципы и стиль общения между учителями и
воспитанниками;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и
взрослого в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны
взрослых.
Классным руководителям необходимо своевременно выявлять
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью
организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с
законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах
доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип
конфиденциальности полученной информации. Самым общим принципом
педагогики является гуманноличностный подход к ребенку.
Приняв класс, всегда свою деятельность, классный руководитель,
начинает с диагностики, изучения личных дел. Изучаются особенности, как
детей, так и их семей:
путем систематических наблюдений за детьми, изучаются результаты их
деятельности, устанавливается характер их проблемы;
путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования
психолога, устанавливается положение ученика в классном коллективе,
характер взаимоотношений с ним, намечаются пути и способы улучшений;
изучаются интересы и склонности, способности ученика, возможные
включения его во внеурочную кружковую, общественно полезную
деятельность;
устанавливается, входит ли ребёнок в другие группы, компании и объеди
нения; направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
совместно с соц. педагогом изучается положение ребенка в семье,
заполняется социальный паспорт класса.
На основании собранного материала составляется личная карточка
учащегося, продумывается план воспитательной работы с учащимися и план
работы с семьями учащихся, что является наиболее важным моментом в
воспитательном процессе классного руководителя. В планировании работы с такими детьми различают два аспекта,
взаимно дополняющие друг друга: мероприятия, рассчитанные на всех
учащихся класса и индивидуальная работа с каждым из таких учащихся.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать два
вопроса:
∙ Что нужно устранить? (отрицательные факторы семейного и школьного
воспитания, стихийногруппового общения, негативные особенности и т. д.)
∙ Как это устранить? (проанализировать учёбу школьника и оказать
необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер
отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.
д.).
Проофилактическая работа – это система мер, направленных на
предупреждение возникновения явления.
Существуют следующие виды профилактической работы:
1. Профилактика правонарушений.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Профилактика травматизма.
4. Профилактика суицидов.
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.
6. Профилактика дорожнотранспортных и происшествий.
7. Безопасность в интернете.
Воспитательнопрофилактическая работа классного руководителя с
учащимися начальной школы и их родителями носит систематический
характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и
по следующим направлениям:
профилактическая работа;
организация досуговой деятельности;
работа с родителями;
правовой всеобуч;
организация каникул;
работа с трудными детьми.
Важным компонентом в системе ранней профилактики противоправного
поведения является ликвидация пробелов в учёбе учащихся. Если учащийся
по какимлибо причинам имеет пробелы в знаниях, у него появляется
внутренний психологический дискомфорт. Ребёнок ощущает себя не нужным
на уроке, ему скучно.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и
родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в
знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы
с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя
бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер,
появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные
прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную
деятельность.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно
из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение
к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях важнейшие
направления воспитательной деятельности, способствующие развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга,
формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск
мотивации на асоциальное поведение.
Кроме того, в классах проводятся классные часы: «Что такое хорошо,
что такое плохо», «Ребёнок в мире вредных привычек», «Что со мной
происходит?», неделя правовых знаний, классные руководители на свои
занятия приглашают следующих специалистов:
педагогапсихолога,
социального педагога, медицинского работника.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах
ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для
учащихся виды преступлений, понятий об административной, гражданско
правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию
на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя
заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив
максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и
свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность,
формирование жизненных позиций.
Также неотъемлемой частью в профилактике противоправного
поведения среди несовершеннолетних, является работа с семьёй.
Классный руководитель должен обладать большой педагогической
«гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами
формирует личность ребенка, это обязательное условие укрепления связей,
условие понимания самих родителей.
Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному
способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи
родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на
его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в
свободное время.
Самым важным в организации профилактической работы в школе
является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой
деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и
учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный
участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо,
чтобы не только специалисты (педагогпсихолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги
дополнительного образования весь коллектив школы участвовали в
воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики
правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной
ответственности за работу по профилактике противоправного поведения,
опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность,
взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики
будут способствовать успеху в этой работе.
Работа классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде
Данный вид работы присутствует в работе каждого классного руководителя с детьми любого возрастного уровня, в независимости есть в классе дети группы риска, или нет. Основной целью профилактики является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Работа классного руководителя
по профилактике правонарушений
и других негативных проявлений
в подростковой среде
Подготовила: классный руководитель
Данный вид работы присутствует в работе каждого классного руководителя с детьми любого возрастного уровня, в независимости есть в классе дети группы риска, или нет. Основной целью профилактики является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Для решения данной ситуации определила следующие задачи:
— выявление причин девиантности ребенка;
— создание условий, способствующих социальной адаптации учащегося;
— оказание помощи в достижении позитивного разрешения проблем;
— формирование у ребенка ценностного отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
— оказание семье учащегося квалифицированной педагогической помощи в воспитании. Методы и формы деятельности по профилактике: ведение документации, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, диагностика.
Условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
— гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
— демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
— разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
— возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых учеников в классе.
В начале учебного года создала паспорт семей, выявила трудных детей, создала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.
Посетила семьи, составила акты посещения. В результате посещения семей сложилась полная картина о том что некоторым учащимся необходимо уделять повышенное внимание (неблагоприятные условия проживания, семья многодетная, мама не работает, имеются младшие сестра и брат. Семью обеспечивает отчим.)
2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагога-предметника и успевающих учеников. На часе общения избрана ответственная ученица которая ежедневно проверяет письменные домашнии задания. Вначале работы были сложности с тем, что ребята не хотели показывать выполнение домашних заданий, но в дальнейшем работа наладилась. После проверки домашнего задания ответственный информирует классного руководителя о выполнении домашнего задания. На родительском собрании выступает с отчетом о выполнении заданий.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. За пропуски в классе также на часе общения назначен ответственный, который контролирует пропуски и сообщает классному руководителю. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. В начале учебного года приняли участие в Дне Здоровья, в течении года принимали участие в соревнованиях по волейболу.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек широко используется детский потенциал: провели классный час на котором рассказали о вреде курения.
5 . В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних проведены беседы, разъяснительные работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
6. При выявлении негативных фактов информирую Совет профилактики школы, так в течении года была предупреждена неуспеваемость учащихся, также на Совет были приглашены учащиеся и их родители по профилактике вредных привычек, где их ознакомили с ответственностью за курение на территории школы.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самооценки ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании того, что только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, консультации. Некоторые родители находясь в трудном положении обращаются за помощью.
7. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).
В дальнейшем планирую продолжить работу используя современные подходы в системе профилактики, а именно:
Информационный подход – формирование у подростков знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения.
Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.
Альтернативный подход — развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей и подростков. Одна из задач этого подхода — научить подростков реализовывать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.
Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся,
Посеять в душах благодать увы, не каждый раз даётся.
Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке
Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.
И мы обязаны творить презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать, чтобы в толпе не раствориться
Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться.