- Слайд 13Диагностика сопровождения введения ГОС основного общего образования 5 класс – английский языкБлоки
- Слайд 2 Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка
- Комментарий для других образовательных организаций
- Слайд 8Диагностика читательской грамотности
- Направления мониторинга качества образования
- Слайд 1Внешний мониторинг качества образования Громак Н. , заведующий отделом анализа и
- Слайд 7Метапредметная диагностика читательской грамотности* Поиск информации* Ориентация в содержании текста* Интерпретация
- Модели проведения мониторинга
- Модель «вход – выход»
- Модель «вход – процесс – выход»
- Динамическая модель мониторинга
- Слайд 6Диагностика естественнонаучной грамотности
- Слайд 10Первая часть мониторинга – тест Задания диагностической работы проверяют как межпредметные
- Этапы проведения мониторинга качества образования
- Слайд 11 Вторая часть работы представляет собой творческое задание — минипроект, для выполнения
- Суть мониторинга качества образования
- Слайд 9 Тематическая диагностика компьютерное тестирование Содержание диагностики базируется на материале, который осваивают учащиеся
- Слайд 5Метапредметная диагностика Диагностика естественнонаучной грамотности позволяет определить уровень овладения умениями
- Слайд 3Метапредметные диагностики Метапредметные диагностики позволяют оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
- Слайд 4 По результатам метапредметных диагностик не выставляются отметки Фиксируется уровень сформированности
Слайд 13Диагностика сопровождения введения ГОС основного общего образования
5 класс – английский языкБлоки
Аудирование (понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации)
Чтение (понимание запрашиваемой информации в прочитанном тексте)
Грамматика и лексика (грамматические и лексические навыки употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативно-значимом контексте)
Письмо (написание личного письма в ответ на письмо – стимул с употреблением формул речевого этикета)
Слайд 2 Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка
качества образования соответствует действительности.
Корректирующие обязательные диагностики в 9, 10 — х классах по математике и русскому языку в начале учебного года проводились в тех ОО, в которых обучающиеся показали неудовлетворительный результат по русскому языку и математике.
Дополнительные обязательные диагностики в 11 – х классах проводились в тех ОО, в которых результаты учащихся ниже результатов внутренней оценки качества образования.
Что это такое? Мониторинг качества образования – мероприятие, в ходе которого собирают и оценивают основные параметры данного процесса. С его помощью можно отследить изменения в образовании и их влияние на всех участников.
Как организовать? Мониторинг может быть организован разными способами. Применяют три модели: динамический, «вход – выход» и «вход – процесс – выход». Также не менее значимы этапы данного процесса.
10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС
“Мониторинг качества образования”
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Слово “мониторинг” происходит от латинского monitor — напоминающий, надзирающий, и в современном языке обозначает “наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека”.
О мониторинге говорят, когда в процессе какой-либо инновации постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления.
В социальной сфере под мониторингом понимают определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды с последующим накоплением методом повторных замеров и анализом информации в динамике. При этом используется сравнение с базовыми или нормативными показателями.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая каждое образовательное учреждение) уровнях, а также принятие соответствующих мер в случае необходимости.
Этапы проведения мониторинговых исследований можно выразить формулой: мониторинг = наблюдение + диагностика + оценка + прогноз.
Система мониторинга качества образования включает следующие элементы:
Установление стандарта и операционализация: определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины); установление критериев, по которым возможно судить о достижении стандартов.
Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов.
Действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Таким образом, проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств учащихся.
Среди приоритетных проблем мониторинга в системе дополнительного образования можно назвать:
изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
разработку эффективного применения образовательных стандартов;
оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;
создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
Педагогический мониторинг особенно необходим в УДО при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, с детьми “группы риска”, куда входят дети: с ярко выраженной педагогической запущенностью; с нарушениями в работоспособности, быстрой утомляемостью; с отставанием в познавательной сфере; с повышенной тревожностью; с эмоциональными расстройствами; с гиперактивным, непредсказуемым поведением и др.
Мониторинг качества дополнительного образования может осуществляться непосредственно в учреждении или через внешнюю по отношению к учреждению службу. Все действия, осуществляемые самостоятельно УДО по контролю, управлению и оптимизации качества обычно характеризуются как внутренний мониторинг качества. Для этого вида мониторинга иногда используется термин “самооценивание” или “самоаттестация”.
Меры, предпринимаемые правительством по оценке результатов образования, называются внешним мониторингом качества. Этот вид мониторинга часто реализуется через подотчетность УДО перед органами управления.
Ответственность за мониторинг качества образования несут органы управления образованием и администрация УДО. Органы управления образованием не должны осуществлять мониторинг ради контроля.
Цель мониторинга – совершенствовать содержание обучения, чему учат и какой метод обучения используют педагоги, каковы общегосударственные ценности. Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества.
Качество образования – под качеством образования понимается “степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг” или “степень достижения поставленных в образовании целей и задач”, что является достаточно общим определением этого понятия.
Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном (включая школы) уровнях. Частью системы мониторинга качества образования являются следующие элементы: 1. Установление стандарта и операционализация: определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины): установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов. 2. Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов. 3. Действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образовательная область – составная часть федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, которая включает содержание образования, отражающее определенную сферу (фрагмент) действительности, и требования к выпускнику по усвоению указанного содержания образования.
Образовательный стандарт – система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственных требований. Государственные образовательные стандарты – основные нормативные документы прямого действия, несущие толкование определенной части статьи 43 Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации “Об образовании”.
Профессиональная компетентность педагога – способность к деятельности “со знанием дела”, мера соответствия понимания, знаний и умений педагога реальному уровню сложности выполняемых им задач и разрешаемых проблем.
Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области деятельности посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Управление качеством образования – это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов.
Один из показателей уникальности Лицея как образовательного учреждения — особый характер его ведомственной подчиненности: одновременно федеральной — в качестве структурного подразделения университета, и региональной — в реализации программ общего образования. Тем не менее, как и любая образовательная организация, Лицей не может не учитывать своих позиций во внешних рейтингах. Ключевыми являются:
- Федеральный рейтинг Министерства науки и образования (топ-500 школ России), публиковался до 2018 года. Его основные параметры — результаты итоговой аттестации, без подразделения школ на категории. В этот рейтинг Лицей попадал дважды, что стало важным фактором для продвижения в первые годы существования.
- Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников Департамента образования и науки города Москвы. В этот рейтинг Лицей попадал ежегодно. Это дает образовательным организациям возможность получить финансовую поддержку — грант мэра Москвы. Лицей традиционно занимает высокие позиции и ориентируется на критерии рейтинга. Он построен на абсолютных показателях: чем больше учеников и выпускников, выше результаты (в основном академические — Государственной итоговой аттестации и олимпиад), тем больше баллов получает школа. Результаты ЕГЭ и количество дипломов на региональном и заключительном этапах Всероссийской и Московской олимпиад школьников дают максимальное количество баллов из общей суммы. Нужно отметить, что рейтинг меняется ежегодно и трансформируется в зависимости от представлений о путях развития московского образования. В 2020 году по результатам рейтинга некоторые школы, регулярно занимающие высокие места, опустились ниже. Это связано не с ухудшением их работы, а с изменением параметров рейтинга. Например, один из ведущих показателей — образовательные результаты в естественных науках, соответственно школы с углубленным изучением этих предметов получили преимущество. Лицей традиционно ориентирован на гуманитарные и общественные науки, и все же незадолго до изменения параметров в образовательном учреждении появилось новое направление — «Естественные науки».
- Рейтинг независимого агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика»). Его главный параметр — процент выпускников, поступивших в ведущие вузы. В рейтинге Лицей занимает одно из первых мест. Если рассматривать этот критерий по конкретным направлениям, то цифры варьируются, но Лицей традиционно держит высокую планку. Независимый и ориентированный на федеральный уровень рейтинг влияет на Лицей, но образовательное учреждение опирается на его критерии и результаты исключительно для некоторой корректировки курса.
Влияние результатов данных рейтингов на работу Лицея можно оценить как относительно нейтральное. Говорить о том, что они совсем не имеют значения, неверно, так как для любой образовательной организации это необходимый инструмент. В настоящее время руководству Лицея удается соблюдать баланс в работе с результатами внешних рейтингов: учитывать меняющиеся требования и критерии, подстраивать под них образовательную стратегию и сохранять при этом независимость и уникальность системы.
Этапы развития Лицея совпали с этапами развития и изменения ведущих рейтингов. При создании образовательного учреждения изначально были запланированы высокие количественные показатели, что совпало с переменами в московском школьном образовании. Существование Лицея как структурного подразделения университета отвечало политике объединения московских школ. Также создание предуниверсариев стало рассматриваться как один из инструментов улучшения качества образования столичных школьников. Таким образом, Лицей успешно идет в ногу с развитием московского среднего образования и соответствует высоким требованиям рейтингов, несмотря на то, что является учреждением федерального, а не регионального подчинения.
«В первые годы существования востребованность Лицея объяснялась доверием к бренду Вышки. К моменту основания Лицея ВШЭ уже существовала 20 лет и утвердилась в общественном сознании как вуз, сочетающий жесткие профессиональные требования и доверие к выбору студентов. Вышка воспринималась как остров образовательной свободы, связанной с возможностью реализации собственного выбора учащихся. А поскольку в 10 и 11 классе все думающие родители и дети сталкиваются с вызовом навязанности школьной программы, отсутствием выбора и невозможностью внутри бесплатной государственной системы решить эту проблему, я думаю, что прямая проекция Вышки на ее школьный проект в первые три–четыре года совершенно точно была главным фактором востребованности Лицея. Потом он очень быстро сложился как проект со своими ценностями. Через пять–семь лет после открытия Лицей стал самостоятельным сильным брендом».
Я. И. Кузьминов,
Научный руководитель НИУ ВШЭ
Помимо ориентированности на рейтинг Лицей обращает внимание на еще один важный управленческий инструмент — мониторинг. За него в структурном подразделении университета отвечает общий центр внутреннего мониторинга (ЦВМ) НИУ ВШЭ. Мониторинг является элементом сбора обратной связи для принятия решений по тактике развития образовательного учреждения. С его помощью выстраивается представление о том, насколько эффективна система.
В Лицее проводится два вида мониторинга: для родителей вновь поступивших учеников и для лицеистов. Для родителей блок вопросов основан на опыте поступления детей в Лицей, подготовке, ожиданиях, условиях обучения. Самим лицеистам также предлагается оценить поступление в Лицей, условия и особенности обучения, трудности и социальное взаимодействие, а также планы и подготовку к поступлению в вузы.
На процесс и содержание мониторинга влияют и внешние обстоятельства. Например, в первый год пандемии в анкете появился новый блок вопросов о дистанционном обучении и его организации в Лицее. По этой же причине была разработана анкета по материальной помощи для обеспечения семей лицеистов техникой. По итогам каждого анкетирования коллеги из ЦВМ готовят подробный отчет, в котором представлена статистика по блокам и отдельно выделены проблемные зоны. Этот материал рассылается руководителям направлений.
Мониторинг — полезный и важный канал обратной связи. Это еще одна возможность показать лицеистам, что их мнение учитывается. Также мониторинг помогает наладить коммуникацию с родителями, сохраняя привычную для Лицея дистанцию.
Комментарий для других образовательных организаций
Рейтинг — инструмент образовательной политики. Значимые для руководства и управления образованием аспекты находят отражение в рейтинге и влияют на деятельность образовательной организации. Многие школы осознанно выбирают узкую специализацию, чтобы занимать высокие места в рейтингах с конкретными ключевыми параметрами. Однако каждая образовательная организация выбирает свою стратегию.
Для образовательных организаций место в рейтинге — возможность сохранить или улучшить финансирование школы, придерживаться комфортной кадровой политики, привлекать хороших специалистов, повышать заинтересованность семей. При этом важно, чтобы школа, ориентируясь на параметры рейтингов, могла сохранить уникальность, специфику и искала баланс между заданными установками и собственными задачами развития.
Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе МБОУ Кочуновская ООШ Жбанова Е.В
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег
Что такое мониторинг ? Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы .
Организация педагогического мониторинга «Педагогический мониторинг — это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».
– это система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития. Мониторинг организация сбор хранение обработка анализ распространение информации объективной – отражающей реальное состояние дел, а не мнение об этом одного или нескольких исследователей или других лиц; точной – с минимальными погрешностями измерений; полной – (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-либо одной группы участников ОП); достаточной – объем информации должен позволить принять обоснованное решение структурированной – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю; оптимально обобщенной – (родители, учащиеся, учителя, органы управления образованием); оперативной , т. е. своевременной; доступной – должна быть доступной для получения, должна позволить увидеть реальные проблемы, требующие решения.
Организация педагогического мониторинга Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель : повысить контролирующую и оценочную деятельность: а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности; б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Организация педагогического мониторинга Мониторинговые исследования : – помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность; – определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; – насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Цели мониторинга: – отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике; – определение эффективности управления качеством обучения. Задачи мониторинга: – непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем; –своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их; – предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе; –осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса; – оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Этапы мониторинга: Подготовительный Аналитический Практический
Методы сбора и обработки информации: Методы Наблюдение Анализ документов Анализ уроков Экспертный опрос Тестирование Анкетирование Контрольные срезы
Формы мониторинга Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах: – календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока; – этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Внутришкольный мониторинг Дидактический мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса. Воспитательный мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса. Психолого-педагогический мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей. Медицинский мониторинг — непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Объекты мониторинга Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса .
Мониторинг как технология управления качеством обучения Для создания целостной системы мониторинга учебного процесса, позволяющей не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге образовательных достижений обучающихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО , где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий
Мониторинг Педагогическая система ВЫЯВЛЕНИЕ Неуспешности неуспешности успешности Учитель ШМО Обобщение и распространение опыта Администрация Педсовет Выявление причин неуспешности Построение программы коррекции неуспешности
Направления внутришкольного мониторинга: Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому). Уровень профессионального мастерства педагогов. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.
Механизм реализации мониторинга: Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Механизм реализации мониторинга В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы: – достигается ли цель образовательного процесса; –существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики; – соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся; – существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Внутришкольный мониторинг Входной контроль Итоговый контроль Промежуточ ный контроль Мониторинг качества обучения Полугодовые контрольные работы Тематический контроль Четвертные контрольные работы
Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Модель мониторинга качества образования 1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся должна проводиться в течение учебного года по основным учебным дисциплинам, по классам. 2. Обработка и анализ полученных результатов. По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.
3. Коррекция. Меры по коррекции включают в себя: Встречи с родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.
Выводы и рекомендации: Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях: 1.Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками. Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов). Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга. Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.
Выводы и рекомендации: 2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. 3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить: — объективность оценки учителем знаний учащегося; — анализ результатов обучения; — выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом; — выявление реального уровня квалификации педагога. 4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)
Выводы и рекомендации: Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в школе.
Внутренний мониторинг качества образования
в гимназии №53 г. Нижний Новгород
Образовательная деятельность гимназии направлена на совершенствование образовательного процесса, организация которого проводится в соответствии с требованиями ФГОС. Насколько успешно это проходит, какова динамика образовательных достижений, в чём заключаются трудности и каковы пути их устранения, позволяет установить внутренний мониторинг качества образования. В гимназии в соответствии с Законом РФ «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами министерства образования и науки РФ, программой развития гимназии и нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию оценки качества образования, разработано Положение о внутреннем мониторинге качества образования, принято педагогическим советом гимназии и утверждено приказом директора.
Целью внутреннего мониторингаповышение эффективности управленческой деятельности по обеспечению качества образования в соответствии с ФГОС.
- получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в гимназии;
- установление степени соответствия достигнутых показателей работы гимназии требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативных правовых актов Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода в области образования;
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
- координация деятельности всех участников мониторинга;
- своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования гимназии;
- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития гимназии на основе анализа полученных данных.
- структурные элементы образовательной системы гимназии различных уровней (обучающийся, воспитанник, классный коллектив, группа продлённого дня, параллель, ступень, педагог, педагогический коллектив, методическое объединение и др.);
- компоненты образовательного процесса (условия, организация, содержание, результаты);
- процессы функционирования и развития образовательного процесса.
- качество обученности гимназистов;
- работа с одарёнными детьми;
- кадровое обеспечение гимназии;
- эффективность воспитательной системы гимназии;
- реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии;
- деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.
Мониторинг, организуемый по выбранным направлениям, может использовать различные
- статистические и др.
При проведении мониторинга используются следующие
- экспертное оценивание, экспертиза,
- тестирование, анкетирование, ранжирование,
- проведение контрольных и других квалификационных срезов,
- статистическая обработка информации,
- посещение уроков и мероприятий и др.
проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный
- этап – практический
- этап – аналитический
По результатам мониторинга
- управленческие решения на уровне гимназии.
Одним из направлений внутреннего мониторинга качества образования гимназии является реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии. Ежегодно в рамках реализации ФГОС проводится мониторинг качества образования 1-4-х классов. Это непрерывные изучение, отслеживание результатов качества знаний, результатов воздействия образовательного процесса на личность обучающегося, определение уровня сформированности УУД. Мониторинг качества образования 1-х классов представлен двумя уровнями.
- — индивидуальный, персональный, осуществляется учителем, классным руководителем (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
- осуществляется администрацией гимназии (отслеживание динамики развития классов, параллели по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
Мониторинг первого уровня (индивидуального, персонального) представляет собой систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Для проведения мониторинга, рассматривающего особенности развития обучающихся, уровень сформированности УУД важна стартовая диагностика, промежуточная и итоговая. в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению образовательной программы. Частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребёнком и направления коррекции. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. Также эти 3 этапа диагностики проводятся в течение каждого последующего учебного года, по завершению процесса обучения на первой ступени эту работу продолжают учителя среднего звена.
Любой из видов мониторинга проводится в
- — определяется цель, объект мониторинга, сроки, инструментарий.
- Второй этап (практический) —
Методы сбора информации разнообразны (наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д.) Использование тех или других методов зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
- — информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
Все эти виды измерений нашли своё отражение в плане мониторинга качества образования 1-4-х классов, где определены темы, предметные области, цели, сроки и ответственные.
Мониторинг осуществляют ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора. В мониторинге качества образования 1-х классов принимают участие учителя, классные руководители, психологи, социальный педагог, администрация гимназии.
во внимание берутся различные стороны учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество обученности), отслеживаются результаты по предметным областям и уровню сформированности УУД.
Ежегодно отслеживаются результаты по математике, русскому языку, чтению, изо, окружающему миру, определяется уровень сформированности УУД. Мониторинг освоения учебных программ и сформированности УУД осуществляем на материалах учебников и учебных пособий, рабочих тетрадей УМК «Планета знаний»
рассматриваются различные стороны воспитательного процесса.
- уровень воспитанности обучающихся;
- уровень развития классного коллектива;
- уровень сформированости умения работать в группе.
Для осуществления воспитательного мониторинга использовались карты особенностей развития (наблюдения учителя), листы наблюдения, методика Третьякова П.И.
: исследуется психологическое здоровье обучающихся, развитие индивидуальных особенностей детей.
- адаптация к обучению в гимназии;
- круг интересов детей;
- особенности развития детей.
Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
рассматривается динамика здоровья обучающихся и их физического развития.
знакомство с детьми и их семьями, выявление детей и семей социального риска.
- возрастной состав обучающихся;
- количество мальчиков и девочек;
- место проживания детей;
- возрастной состав родителей;
- образовательный уровень родителей;
Создаются социальный портрет 1-4-х классов, социальный портрет родителей 1-4-х классов. На основе данного мониторинга учителя 1-4-х классов строят свои воспитательные системы, выявляют семьи социального риска (малообеспеченные, родители-инвалиды, приёмные семьи, неполные семьи, многодетные) с целью организации помощи (методической, материальной и др.)
Системная оценка личности метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио. Накопительная система портфолио обучающегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных общеобразовательных достижений ребёнка, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки даёт возможность каждому ученику не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
1 раздел – «Знакомьтесь – это я»
(фотография, рисунки, сведения о себе, семье, родословная, любимые занятия, заполняется «Дневничок»).
2 раздел – «Я – ученик»
(первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты о классе, учителе, распорядок дня, круг чтения, что умею в начале – в конце года).
3 раздел –
(правила поведения в школе, законы жизни в классе, литература для самостоятельного и семейного чтения, памятки о пожаре, опасности и т.д., учебные памятки).
(проверочные и диагностические работы по предметам).
(лучшие работы, по мнению учителя и ученика, грамоты за участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах в гимназии и вне, тексты о личных достижениях, проекты – материалы или фотографии).
Педагогу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставление отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.
Выполнила Беленко Л.В.
Слайд 8Диагностика читательской грамотности
Направления мониторинга качества образования
Федеральный мониторинг качества образования проводится по трем основным направлениям, включающим следующие перечисленные объекты мониторинга.
Качество образовательных результатов:
- предметные результаты обучения (в том числе сравнение данных внутренней и внешней диагностики, например, ГИА-9 и ЕГЭ);
- метапредметные результаты обучения (сбор и сравнение данных внутренней и внешней диагностики);- личностные результаты обучающихся (в том числе показатели их социализации);
- результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при мониторинге качества дошкольного образования);
- здоровье обучающихся (анализ в динамике);
- достижения учеников на соревнованиях и олимпиадах;
- удовлетворенность родителей результатами образовательных услуг, их качеством.
Качество реализации образовательного процесса:
- основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФГТ) и контингенту обучающихся);
- дополнительные образовательные программы (в соответствии с запросами родителей);
- реализация учебных планов и рабочих программ (их соответствие ФГОС);
- качество проведения уроков и индивидуальной работы с учениками;
- удовлетворенность родителей и самих обучающихся уроками и условиями в школе;
- качество внеурочной деятельности (в том числе и классное руководство).
Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда (учебно-методическое обеспечение, средства ИКТ);
- медицинское сопровождение и организация общественного питания;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- эмоциональный и психологический климат в учреждении образования;
- использование социальной сферы населенного пункта;
- кадровое обеспечение (в том числе повышение квалификации, инновационная и научно-методическая деятельность педагогического состава).
Слайд 1Внешний мониторинг
качества образования Громак Н. , заведующий отделом анализа и
методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»
Слайд 7Метапредметная диагностика читательской грамотности* Поиск информации* Ориентация в содержании текста* Интерпретация
информации
* Высказывание оценочных суждений
Метапредметная диагностика позволяет оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности
Модели проведения мониторинга
Модель «вход – выход»
При организации проведения мониторинга качества образования в большинстве стран мира предпочтение отдается классической модели «вход – выход». Ее принято считать оптимальной для проведения сравнительного и информационного анализа учебного процесса, деятельности организации. Основана она на мысли, что входные данные учащихся в значительной степени влияют на результаты их обучения в образовательном учреждении.
Входные данные представляют собой перечень показателей, характеризующих начальный уровень способностей учащихся, социальный и экономический статус семьи, ресурс образовательного учреждения, например, размеры бюджета на одного ученика, уровень профессиональной подготовки преподавательского состава и многие другие.
Кроме того, сюда относят экзаменационные итоговые оценки достижений в учебе (полный перечень школьных знаний и умений), а также успехи ребят, окончивших это учебное учреждение.
Входные данные дают возможность отобрать однородные группы школ, начавших работу в равных условиях, что служит гарантом справедливости внутригрупповых сравнений конечных результатов образовательной деятельности. Мониторинг качества образования в школах с отличными друг от друга входными данными проводят, как правило, при помощи уравнений множественной регрессии.
Модель «вход – выход» существенно расширяет возможности системы оценивания, позволяя проводить сравнения как внутри группы, так и межгрупповые сопоставления учреждений образования.
Модель «вход – процесс – выход»
Сегодня все большую популярность набирает так называемая модель с пятью факторами («вход – процесс – выход»), которая объединила в себе комбинацию показателей не только результатов, но и самого процесса обучения.
Факторы данной модели:
- достаточно сильное и авторитетное административное руководство;
- наличие стабильного и хорошо организованного внутреннего микроклимата в классе и в школе;
- основной ориентир в обучении – формирование у обучающихся базовых академических навыков;
- повышенные требования к учащимся со стороны преподавателей, постоянное ориентирование на прирост учебных достижений учеников;
- наличие системы внутреннего мониторинга качества образования в школе, обеспечивающего достоверной информацией об уровне образования в данном учебном заведении.
Улучшенная модель мониторинга деятельности образовательных учреждений «вход – процесс – выход» позволяет оценить деятельность непосредственно по обучению и воспитанию учащихся. За основу этого стандарта взято предположение, что совершенствование процесса обучения по запланированному пути неизбежно приведет к более высоким показателям и достижениям в учебе, ведь это и является показателем эффективной работы системы образования.
Динамическая модель мониторинга
Основные показатели деятельности учебного учреждения базируются на межгрупповом анализе и дальнейшем сопоставлении средних оценок, существенно зависящих от разных факторов, например, от социально-экономических характеристик района, где расположена школа, или же от контингента учащихся.
По причине неоднородного заселения различных районов населенного пункта на долю некоторых школ на протяжении длительного промежутка времени выпадает большой процент «неблагоприятных» учеников. Именно поэтому по результатам мониторинга качества образования достижения в таких образовательных учреждениях годами остаются незамеченными, несмотря на бесконечные усилия и эффективную образовательную деятельность педагогического состава.
Помочь решить эту проблему может динамическая модель мониторинга. Она основывается на анализе динамичных изменений в образовательной деятельности школы, обнаружении их положительного и отрицательного характера и степени влияния на происходящие перемены.
Эффективная динамическая модель основывается на измерениях скорости прироста достижений школьников на протяжении некоторого периода времени. Большое влияние на темп развития учащихся оказывают базовые способности и характеристики семьи, по этой причине учет этих показателей обеспечивается при изменениях в скорости прироста учебных достижений. Мониторинг по данной схеме позволяет получить реальные результаты оценки эффективности системы образования, поскольку основывается именно на определении изменений в учебных достижениях.
В последние десятилетия этот метод стал заметно выделяться среди других благодаря наработкам в статистических данных, в теории измерений, а также в дизайне тестов для проведения исследований. Благодаря теории IRT у разработчиков тестов есть возможность выстраивать батареи тестов для анализа учебных достижений с разделением их на субтесты согласно различным образовательным уровням.
Для этого, создавая тесты для двух смежных классов, включается блок одинаковых якорных заданий. Таким способом удается связать шкалы учебных достижений предыдущих и последующих образовательных уровней. В дальнейшем благодаря именно этой связке есть возможность размещения результатов мониторинга на единой непрерывной шкале, которая включает в себя длительный период обучения в данной школе.
Слайд 6Диагностика естественнонаучной грамотности
Слайд 10Первая часть мониторинга – тест Задания диагностической работы проверяют как межпредметные
знания о здоровье человека, предупреждении заболеваний и оказании первой медицинской помощи, так и сформированность универсальных учебных действий по работе с внеучебной информацией по рассматриваемой теме
Этапы проведения мониторинга качества образования
План проведения мониторинга:
- Организационный.
- Практический.
- Аналитический.
На начальном этапе рекомендуется провести разработку последовательности исследования, определить основные подходы, составляющие, объекты и субъекты мониторинга. Далее проводится сбор необходимой информации согласно обозначенным направлениям образовательного процесса.
На следующем этапе отрабатывается выбранная технология, а также методика сбора информационной базы. Далее следует обобщение, классификация и анализ полученных данных, определяются признаки успешной деятельности и существенные недостатки в управленческой и педагогической деятельности. На основе всего этого можно определить основные направления развития учеников. Формирование базы данных этим этапом не ограничивается.
Заключительный этап – обобщение и соотнесение результатов исследований с ранее поставленными целями, их систематизация, качественная и количественная оценка полученных результатов, социализация. Также на этой ступени проводится анализ применяемых форм работы и технологий, определяются проблемы и предлагаются пути их решения, оценивается уровень реализации поставленных целей и задач, оформляются результаты мониторинга.
Польза грамотно организованного процесса мониторинга качества образования бесспорна – он помогает получить достаточно объективную и полную картину о результатах учебного процесса в динамике, а также позволяет на ранней стадии обнаружить недостатки в организации педагогического процесса, недочеты в знаниях обучающихся, сильные стороны педагогического состава и многое другое.
На основании полученных данных можно разработать программу корректировки образовательного процесса, сделать выводы о необходимости принятия тех или иных управленческих решений, разработать перспективный план развития учреждения образования. Все эти действия способствуют повышению уровня образования
Материал основан на следующих источниках:
Слайд 11 Вторая часть работы представляет собой творческое задание — минипроект, для выполнения
которого обучающийся использует ресурсы сети Интернет, а для оформления ответа –
редактор презентаций MS PowerPoint.
Эта часть работы оценивает уровень освоения познавательных действий по работе с информацией, а также сформированность умений в области ИКТ (поиск и работа с информацией, размещённой в сети Интернет, представление результатов
с использованием редактора презентаций).
Суть мониторинга качества образования
Давайте попробуем разобраться, что же такое мониторинг качества образования. Это понятие подразумевает собой постоянный сбор, обработку, изучение и оценку более значимых и весомых показателей качества образования.
Основная цель этого исследования – обеспечение системы обучения и общества в целом достоверной и полной информацией о соответствии полученных показателей образовательной деятельности установленным нормативам и требованиям, о переменах, которые происходят, и о направлениях развития, ожидаемых в прогнозируемый период.
Сведения, полученные в результате мониторинга, предоставляются в дифференцированном виде, по уровням использования информации.
Говоря иными словами, мониторинг – это своего рода контроль образовательного процесса, а также его результатов согласно определенным стандартам. Постепенно информация накапливается, позволяя проанализировать изменения во времени, оценить количественные показатели, произвести оценку изменений в образовательной системе, строить прогнозы, рассматривать альтернативные пути развития.
Зачем же нужны центры мониторинга качества образования? Все просто. Основной целью работы этих организаций является повышение качественных данных об образовательной системе.
Среди основных составляющих мониторинга можно выделить:
- объекты и субъекты образовательного процесса;
- комплексный набор показателей качества образования;
- инструментарий для проведения сбора и анализа данных;
- базы данных для накопления информации;
- методики анализа, переработки и интерпретации информации;
- программно-инструментальные средства обработки данных.
Объектом мониторинга выступают непосредственно учащиеся исследуемого образовательного учреждения. Среди показателей оценки этого объекта выделим:
- количественные данные (возрастной состав, мальчики и девочки, движение);
- успеваемость (тестирование уровня знаний и умений обучающихся, причины пробелов в знаниях, контрольные срезы познаний, трудоустройство выпускников, уровень ОУУН, итоговая аттестация и т. д.);
- уровень здоровья (физическое здоровье и подготовленность к занятиям физкультурой, психологическая зрелость коллектива класса согласно возрастным группам, мотивационная направленность и т. д.).
Объектом мониторинга выступают и педагоги. Основными показателями в этой группе будут:
- рейтинг преподавателя;
- количественные показатели (возраст, движение, категорийность);
- уровень удовлетворения профессиональной деятельностью;
- анализ заболеваемости;
- степень методических затруднений.
И еще один объект исследований – руководство школы. Здесь важно оценить:
- количественные показатели (ОШ-1, РИК-83, ОШ-9);
- результативные данные учебной деятельности (эффективность итоговой аттестации, поступление выпускников, в том числе в вузы на бюджет, географический показатель, набор в 10-й класс и т. д.);
- методическое обеспечение учебного процесса (передовой опыт сотрудников, участие в семинарах, конференциях, публикации, работа методических объединений, Интернет);
- материально-техническое обеспечение (обновление материальной базы, информатизация учебного процесса, пополнение и обновление спортинвентаря, библиотечного фонда, оборудование кабинетов, медицинское оснащение, привлечение спонсоров и многое другое).
Слайд 9
Тематическая диагностика
компьютерное тестирование
Содержание диагностики базируется на материале, который осваивают учащиеся
не только на уроках биологии, обществознания, физической культуры, но и во внеурочное время
Работа с информацией и текстом; решение задач; обработка и представление информации с помощью ИКТ
Слайд 5Метапредметная диагностика Диагностика естественнонаучной грамотности позволяет определить уровень овладения умениями
применять знания, полученные в рамках предметов естественнонаучного цикла, как необходимого условия формирования системного мышления и
научного мировоззрения
Слайд 3Метапредметные диагностики Метапредметные диагностики позволяют оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, которые представлены в следующих междисциплинарных программах:
— программа формирования универсальных учебных действий,
— программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
— программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»,
— программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Слайд 4 По результатам метапредметных диагностик не выставляются отметки Фиксируется уровень сформированности
межпредметных понятий и уровень достижения отдельных универсальных действий как необходимого условия продолжения обучения и показателя успешности в дальнейшей профессиональной деятельности