«Организация работы с обучающимися группы риска и резерва по предметам естественно – математического цикла»
С обучающимися 8 класса из группы риска учителем была организована следующая работа (во внеурочное время):
Хохлов К после дополнительных занятий успешно выполнил итоговую контрольную работу. Качеев С и Ковалев Э не справились, т.к. Саша не понимает материал, а Эдуард не учил, зачет не сдавал, консультации пропускал.
По математике в 5 классе проведена следующая работа:
Итог: таблицу умножения эти ребята не выучили до конца, Якушенко Д может умножать столбиком, используя таблицу умножения, Кабаков С компоненты путает, отсутствует желание учиться лучше, учить материал.
Учащиеся 6 класса Бойко И, Политов Э, 7 класса Качеева А, 8 класса Качеев А, Ковалев Э, Хохлов Н по математике составляют группу риска. Данные ребята все контрольные и проверочные работы пишут либо на оценку «2», либо на очень слабую «3», домашнюю работы выполняют со многими ошибками или вообще не справляются, работать могут только под руководством учителя, самостоятельно выполняют самые элементарные задания, хотя правила, алгоритмы, формулы учат, но при выполнении заданий применить их не могут.
Учитель считает, что основными причинами слабой успеваемости являются:
В работе со слабоуспевающими старается:
Проводит дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
При проведении уроков математики использует мультимедийные презентации. Презентации используются на различных этапах урока: в устной работе, при объяснении нового материала и при повторении пройденного. При решении задач презентация оказывает помощь в виде наглядности, которая помогает представить ситуацию, описанную в задаче, и подтолкнуть учащихся к правильному решению. Так же на своих уроках учитель использует бумажные обучающие карточки. На них расписаны формулы, правила, алгоритмы решения конкретных заданий. Такими карточками разрешается пользоваться слабоуспевающим ученикам во время самостоятельной или контрольной работы. Изучение нового материала проводит следующим образом: после объяснения вызывает более подготовленного ученика, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагает задания минимального обязательного уровня. От родителей требует контроля за выполнением письменной части задания и выучиванием наизусть правил, определений и формулировок теорем.
Учащихся входящих в группу резерва по данным предметам нет.
Руководитель ШМО ________________/Кокунова В. М./
Работа со слабоуспевающи-ми учащимися
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ- о тставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, комплекс проблем, который складывается у учащегося в связи с систематическим обучением
Причины Внешние (социальные) с нижение ценности образования в обществе, нестабильность образовательной системы н есовершенство организации учебного процесса отрицательное влияние извне внутренние д ефекты здоровья школьника н изкое развитие интеллекта о тсутствие мотивации учения с лабое развитие волевой сферы
Причины неуспеваемости (результаты анкетирования учителей) -Отставание в развитии -систематическая недостаточная самоподготовка -пропуски уроков (по разным причинам) -низкие познавательные возможности -нежелание учиться
Причины неуспеваемости (результаты анкетирования родителей) текущая запущенность материала
непонимание текущего материала
плохая память непонимание объяснений учителя ЗПР, плохое здоровье
3 группы неуспевающих ( условно ) 1) низкое качество мыслительной деятельности + положительное отношение к учебе 2) высокое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе 3) низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное отношение к учебе
Работа с учащимися, не желающими учиться Помощь в осознании необходимости получения знаний Развитие ответственности Поддержка в вере учащимися в собственные силы Повышение познавательного интереса — решение проблемных ситуаций — исследовательский подход при изучении нового — связь материала с жизненным опытом — организация сотрудничества -соревновательный момент
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности Специальные занятия по формированию познавательных процессов- внимания, памяти, мыслительных операций ( внеурочки ) Возможности учебного материала ( уроки ) — создание проблемных ситуаций — активизация самостоятельного мышления (эвристическая беседа) — сотрудничество учащихся — выстраивание положительных отношений с группой — проявление заинтересованности в успехах ученика — ориентирование ученика на самооценку
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке по результатам посещенных уроков в 2017-2018 учебном году Виды помощи (этап контроля) количество Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе 4 Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски 1 Предложение учащимся примерного плана ответа — Указания на наглядные пособия и разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой 1 6
Виды помощи ( этап изложения нового материала) количество Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала 10 Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. — Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Опора на наглядность (планы, схемы, формулы , модели, рисунки и т.д.) 3 6
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке (этап с/ р в классе) Виды помощи (этап с/ р ) количество Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее 2 Предложение заданий на выбор 1 Напоминание приема и способа выполнения задания 2 Указание на необходимость актуализировать то или иное правило 3 Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений 6 Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению 4 Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих в т. ч. самопроверка, взаимопроверка 9 Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления 14
Виды помощи (этап д / з ) количество Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа 4 Более подробное объяснение последовательности выполнения задания 1 Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий —
P. S. Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты. Б. Мандевиль
Детство неотделимо от капризов и шалостей. Дети ещё только ищут своё место под солнцем, без конфликтов и столкновений тут не обойтись. Но мы всё чаще слышим жалобы на детскую . Почему некоторые дети
Воровство у детей
Воровство — это грех. Одна из библейских заповедей гласит: не укради. Но ведь воруют, начиная от рабочих и кончая министрами! Сегодня мы поговорим о воровстве детей. Почему это происходит и как на подобное явление реагировать родителям.
Когда маленькие дети до 6 лет приносят с прогулки или из детского сада чужие игрушки, маме нужно просто сказать, что это игрушка другого мальчика. Он захочет сам с ней поиграть, поэтому её надо вернуть хозяину.
Когда берёт чужие вещи ребёнок школьного возраста, то он знает, что поступает нехорошо. Он постарается спрятать украденное, а если украдены деньги, то ребёнок постарается их сразу потратить на свои нужды.
Узнав о проступке ребёнка, родители в ужасе, им становится страшно, что из ребёнка вырастет вор.
Помните, что ребёнок должен твёрдо знать, что родители не одобряют его поступка и настаивают на немедленном возвращении украденного.
Когда ворует семилетний ребёнок из вполне благополучной семьи, может, ему не хватает в этом возрасте ребёнок особенно чувствует, как он отдаляется от родителей. Но и родители бывают чересчур придирчивы к своим семилеткам.
В любом возрасте одна из причин воровства — неудовлетворённая потребность в ласке и любви. Другими причинами могут быть страх, ревность, недовольство.
Если вы абсолютно уверены, что ваш ребёнок украл, скажите ему твёрдо и уверенно, что знаете, где он это взял, и заставьте вернуть украденное. ребёнка, а просто дайте понять, что воровать ему не позволят.
Самая важная задача — добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
Подумайте, если в семье есть другие дети, не обделён ли этот ребёнок лаской и вниманием, есть ли у него друзья вне семьи. Дайте ему карманные деньги, это поможет ему чувствовать себя «таким, как все» его
Если кражи продолжаются, посоветуйтесь с детским психиатром.
— это ребёнок, у которого активность превышает норму для его возраста. 20-30% первоклассников
-ребёнок не может усидеть на стуле, корчится, извивается;
-легко отвлекается на посторонние раздражители;
-с трудом дожидается своей очереди во время игр, на занятиях, на экскурсиях;
-отвечает на вопросы не задумываясь, даже не выслушав до конца;
— с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий и в играх;
-часто переходит от одного незавершённого дела к другому;
-часто мешает другим, пристаёт к окружающим;
-когда к нему обращаются, то складывается впечатление, что он не слушает;
-часто теряет вещи.
Если, анализируя поведение своего ребёнка, Вы на 8 пунктов ответите утвердительно, то можно предположить, что Ваш ребёнок гиперактивный.
Чем же родители могут помочь такому малышу?
-Создайте спокойную обстановку дома. Отведите ребёнку свой уголок. С письменного стола уберите все отвлекающие предметы.
-Следите за соблюдением распорядка дня.
-Определите круг постоянных обязанностей, контролируйте, но не жёстко, их выполнение, поощряйте за исполнительность.
-Не наказывайте физически, стройте отношения на доверии.
-Отведите ребёнка в спортивную секцию, например, занятия плаванием очень подойдут Вашему ребёнку.
-Старайтесь больше времени проводить со своим неуёмным ребёнком: вместе занимайтесь спортом, гуляйте, играйте в подвижные игры.
-Помните, что к подростковому периоду проходит, и все невротические изменения нивелируются.
Помогите своему непоседе пережить этот непростой и для него период взросления, и он успешно преодолеет
Кнут или пряник?
Наши дети -зеркало семейных отношений. Поэтому большинство родителей осознают свою ответственность за воспитание собственных детей. Как лучше воспитывать: кнутом или пряником
В основном мы воспитываем своих детей так же, как воспитывали нас наши родители.
По поводу строгости — здесь всё индивидуально. Один ребёнок понимает укоризненный взгляд родителей, а другой не реагирует даже на строгий тон. Некоторых детей просто необходимо держать в ежовых рукавицах.
Но проявляя строгость, родители никогда даже маленького ребёнка, потому что он — человек. Мера наказания всегда должна соответствовать совершённому проступку. После наказания должно быть примирение. Не стесняйтесь показывать, что вы и не будете напоминать ему о плохом поступке. На справедливые наказания дети не обижаются и быстро их забывают.
Помните, что строгость и запреты должны охранять как физическое, так и нравственное здоровье вашего ребёнка. Есть правила, на выполнении которых надо последовательно настаивать. Например, на соблюдении режимных моментов, на обязательном выполнении школьных обязанностей, на уважительном отношении к окружающим и т.п. Ребёнок должен знать границы дозволенного, тогда вам не придётся краснеть за своё чадо в школе, не стыдно находиться в общественных местах вместе с ребёнком. А когда ребёнок вырастет и придёт время покинуть родное гнездо, вы отпустите его с лёгким сердцем, потому что воспитали человека с твёрдым внутренним стержнем.
Но используя метод, нужно помнить об опасности вырастить забитого, нерешительного, безынициативного человека. Ему трудно будет в дальнейшей жизни, так как он привык жить по указке родителей.
Случается и другая крайность при использовании этого метода и довольно часто. Ваш повзрослевший ребёнок, вырвавшись из-под опеки родителей, пускается во все тяжкие. Воспитывая в чрезмерной строгости, родители, конечно, не хотели получить подобный результат.
Подводя итог, хочу сказать, что умеренная строгость в смысле требования хороших манер, беспрекословного послушания, аккуратности не может причинить ребёнку вреда.
Если родители к себе предъявляют высокие требования, то и детям не позволят вести себя безнравственно. Но если родители сами показывают недостойный пример (пьют, курят, сквернословят, ведут разгульный образ жизни, не уважают друг друга), то требовать от ребёнка хорошего поведения просто не имеют морального права. В воспитании недопустимы двойные стандарты. Если вы сами курите, а ребёнку говорите, что это вредная привычка, курить нельзя, считайте, что вы говорите в пустоту, потому что пытаетесь вбить в детскую голову правила, которых сами не придерживаетесь.
Теперь несколько слов о методе Может ребёнка надо только хвалить и поощрять, давая ему стимул делать ещё лучше?Но если только хвалить, то может вырасти избалованный, не принимающий никакой критики ребёнок. Может, истина находится где-то посередине? Я считаю, что поощрений должно быть больше, чем наказаний. Подумайте, ведь большинство малолетних преступников в детстве сполна получили кнута, а любви в их семьях явно не хватало. И где же они оказались в результате такого воспитания?! Выходит , что только наказывая, невозможно воспитать хорошего человека.
Любовь, понимание, справедливая строгость — всё в меру и в нужное время. В воспитании нужен и кнут, и пряник.
Все знают, что — это прекрасная черта характера человека. Такие люди всегда аккуратно одеты, у них порядок на рабочем месте, документы в папочках, систематизированы, нужный документ легко найти. А есть люди, у которых в квартире всегда как во время ремонта, одеваются они тоже неряшливо, никогда не знают, что где лежит. Как правило, начальник не уважает таких работников.
Чтобы у вашего ребёнка не было с аккуратностью проблем во взрослой жизни, приучать ребёнка к порядку нужно с пелёнок. Пока это делает за него мама , а с 3 лет к наведению порядка нужно привлекать самого малыша. Начинаем с гигиенических навыков, показываем, что и как делать.
Постарайтесь максимально упростить процедуру уборки. Заведите большие ящики для игрушек и решите, по какому принципу вы будете туда их складывать. Например, в один ящик — мягкие, в другой — пластмассовые и т.п. Объясните этот принцип крохе. Вечером перед сном, прибираясь в комнате, включите бодрую музыку (или напевайте что-нибудь сами). Призовите ребенка подключиться к вам. Постарайтесь заразить его азартом наведения порядка. А если вы в разгаре игры ребёнка раздраженно скажете ему: «Быстро все убирай и пошли в ванную!» — то энтузиазма убирать игрушки у него будет мало. А наведение порядка будет восприниматься как наказание.
Когда ваш ребёнок занят творчеством, у него , конечно, будет вокруг беспорядок, потому что он весь поглощён своей затеей. Запрещать творить в угоду чистоте не следует, но заранее договоритесь с ребёнком, что завершением интересной затеи будет уборка. На первых порах помогите ребёнку навести порядок.
Но требуя аккуратности от ребёнка, соблюдайте золотую середину, не нужно ничего идеализировать. Иначе вашему аккуратному мальчику достанется в жёны неряха. Я знаю такую семейную пару, где супруг аккуратен до педантичности. Они постоянно на этой почве ссорятся, потому что супруга раздражает даже лёгкий беспорядок.
Приучение к аккуратности начинается в семье. Родителям необходимо помнить, требовать от ребёнка порядка, если он живёт в квартире, где царит хаос, просто бессмысленно. Мне приходилось бывать в семьях, где ребёнок школьного возраста делает уроки на обеденном столе с крошками, с неубранной посудой, а при входе в кухню ещё стоит мусорное ведро, которое, видимо , собирались вынести, но не сделали этого. О каком порядке и аккуратности в тетрадях можно говорить в такой ситуации!
Задача взрослых — привить маленькому ребёнку нетерпимость к грязи, том числе и нравственной, к беспорядку и неряшливости. Став взрослым, он будет вам благодарен, что научили его быть аккуратным.
В заключение хотелось бы предложить , чтобы вы прочитали вашему малышу сказку, которая воспитывает лучше всяких слов.
СКАЗКА О КОТЕНКЕ-ГРЯЗНУЛЕ
И вот он подрос и пошел в школу. В школу в первый день занятий все дети пришли опрятные, чистые, аккуратные и только у Пушистика были немытые лапы, нечесаная шерстка и грязная одежда. Когда дети и учителя увидели Пушистика, все очень удивились. А дети стали смеяться и показывать на него лапками: «Ах, какой грязнуля!» Пушистику стало очень стыдно, он заплакал и убежал домой к маме.
Мама-кошка, услышав его рассказ, вытерла ему лапкой слезы и сказала: «Давай умываться и приводить в порядок одежду». И они пошли в ванну, умыли Пушистику личико и лапки, расчесали шерстку, а затем перестирали и погладили всю его одежду.
И на следующий день, когда Пушистик пришел в школу, он был самый красивый и аккуратный ребенок. И уже никто не смеялся над ним, а все говорили: «Какой красивый и аккуратный котенок этот Пушистик. Настоящий чистюля!» Его так и стали звать чистюлей и с тех пор он каждое утро умывался, причесывался и чистил зубы, а с вечера готовил себе одежду: стирал, гладил и приводил в порядок.
И вот наступили каникулы и все дети собрались ехать на праздник в Сказочный городок. Там должно было быть праздничное представление, выступление клоунов, игры и угощения. Все дети с нетерпением ждали этого дня и Пушистик тоже мечтал скорее поехать на праздник. И вот наступил долгожданный день. Утром он проснулся и скорее побежал собираться, но весь пол в его комнате был усыпан не собранными с вечера игрушками. Пушистик споткнулся об игрушки и упал и ушиб себе носик. Он заплакал, а на носике появился большой синяк. Пришла мама-кошка и ахнула: «Как же ты поедешь на праздник с разбитым носиком?» Но котенку очень хотелось на праздник и он упросил маму приложить ему лекарство на нос и стал собираться дальше. Но вот беда! Носочки куда-то потерялись и так как все вещи лежали не на своих местах в его комнате, он долго искал носочки, варежки и ботинки.
Наконец, когда он все нашел, он оделся и прибежал в школу, но автобус с детьми уже уехал на праздник и только показал ему свой хвостик.
Пушистик очень расстроился и заплакал и пошел домой. Он представлял как дети будут веселиться, гулять, играть, а ему придется теперь весь день сидеть дома одному. Когда он рассказал маме кошке что случилось, она сказала: «Теперь ты видишь как важно убирать игрушки и класть все на свои места. Когда все твои вещи лежат на своих местах, ты всегда знаешь, где у тебя что лежит, и никуда не опаздываешь. Кроме того, это очень красиво и очень удобно».«Да, я теперь понял,- сказал Пушистик. – Если собирать все игрушки и класть на свои места, то я не буду падать и ушибать себе носик. А если класть все вещи на свои места, то я всегда смогу их взять, когда они мне понадобятся, и никогда не буду опаздывать».
С тех пор Пушистик взял за правило каждый вечер убирать свои игрушки и класть все вещи на свои места. Он больше не падал и не спотыкался на полу, а все его вещи аккуратненько лежали в ящиках и на полках и он уже больше никуда не опаздывал, а всегда приходил вовремя. И мама-кошка его хвалила и говорила: «Какой молодец мой Пушистик!»
От чего зависит
Основа авторитета — это требовательное отношение родителей , не расхождение слов с делами, последовательность и конкретность действий родителей.
Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопомощь, доверие. Этому способствует демократический стиль отношений.
Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчуждённость, враждебность, страх и может быть причиной невроза у ребёнка. При таких взаимоотношениях у ребёнка могут развиваться негативные черты характера: лживость, лицемерие, зависть и т.п.
Психологи уверены, что большинство детей хотят походить на своих родителей. Этому стоит порадоваться. Но при нельзя забывать, какую дополнительную ответственность взваливают на взрослых дети этим своим подражанием.
Спросите у начинающих курить подростков, чьими сигаретами они пользуются? У курящих родителей дети раньше познают эту пагубную привычку.
Почему же дети норовят подражать только плохому?
Папа грубо разговаривает с мамой. Ребёнок всё это слышит и перенимает эти интонации. Это подражание ему даётся легко, оно не требует ни особых навыков, ни усилий, ни преодоления себя. А плохо это или хорошо, насчёт этого сомнений нет. Он , как папа, как авторитет №1 разговаривает.
Существует ли способ заставить ребёнка подражать только хорошему?
Да, единственный способ, надёжный и безотказный, лишить их выбора!
Держите себя так, чтобы всякое подражание вашему поведению, манерам, обращению с другими людьми отличались исключительно положительным знаком.
Трудно? Да. А кто обещал, что растить настоящего человека легко?
Воспитание детей — это трудная работа, без выходных и отпусков и без благодарностей, чаще всего. Единственный эффективный метод — личный пример родителей, которые являются для своих подрастающих детей.
Школьные отметки. Сколько проблем они создают детям и взрослым. Часто дети особенно в начальной школе судят об одноклассниках по отметкам, которые они получают на уроках. С отличниками все хотят сидеть за одной партой, дружить. Двоечник часто в изоляции. Дети не хотят с ним играть, обзывают, жалуются на него учителю.
Родители должны внушить ребёнку, что успехи в школе далеко не всегда соответствуют успехам на жизненном поприще. Многие известные люди плохо учились в школе. Отличники тоже идентифицируют собственную самооценку со школьной отметкой. Эти дети живут в постоянном страхе перед четвёрками.
Родителям не нужно впадать в панику, если ребёнок впервые приносит домой двойку или тройку. Наказывать за неуспеваемость тоже последнее дело.
Что делать родителям, если ребёнок принёс дневник с не очень хорошими отметками?
1. Сядьте и посмотрите дневник вместе с ребёнком.
2. Похвалите хотя бы за четвёрку по рисованию.
3. Позвольте ребёнку рассказать вам о своих плохих отметках.
Спросите его так:» Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы исправить свои отметки?», «Как по-твоему так вышло?»
4. Посочувствуйте ребёнку: «Мне жаль, что ты получил двойку. Ты, наверное, очень расстроился? Расскажи мне, как так вышло?»
5. Составьте с ребёнком план дальнейших действий.
6. Если вы поддержите ребёнка и поможете ему, ребёнок приложит все усилия, чтобы решить проблему с плохой отметкой.
Уважаемые родители, помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок