Система оценки качества образования в соответствии с фгос

Большакова Любовь Сергеевна,

к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498

Невского района Санкт-Петербурга

Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.

В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.

Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов,  которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.

Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:

— текущее оценивание обучающихся;

— итоговое оценивание обучающихся;

— независимые оценочные процедуры;

— портфолио обучающихся и педагогов;

— внутренняя оценка условий образовательной деятельности;

— внутришкольные мониторинги;

Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:

— качеству образовательных результатов;

— качеству реализации образовательной деятельности;

— качеству условий обеспечения образовательной деятельности;

— качеству управления образовательной деятельностью.

Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество процессов, качество условий и качество управления. Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.

Качество образовательных результатов включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий.

В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1):

Достижения обучающихсяДоля обучающихся, показавших низкие результаты по профильным предметам

Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими предмтными результатами по итогам РДР

Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими метапредметными результатам ВПР

Доля обучающихся, принявших участие в проектных и исследовательских работах

Вовлеченность учащихся в предметную деятельность Процент учащихся, занятых в отделениях ОДОД, связанных с предметами

Процент учащихся, занятых во внеурочной деятельности, связанной с профильными предметами

Качество реализации образовательного процесса включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.

Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.

Освоение и внедрение в образовательный процесс современных  технологийРазработки уроков, проектов, материалов с использованием интерактивных технологий педагогического взаимодействия

Доля обучающихся, охваченных дистанционным обучением

Динамика результатовПоложительная динамика среднего балла ОГЭ, ЕГЭ. Положительная динамика среднего балла или среднего уровня освоения УУД по результатам РДР, ВПР

Возможности обученияУровень и качественные характеристики образовательных эффектов в результате инновационной деятельности, степень востребованности разработок другими образовательными организациями

Индивидуализация обученияНаличие условий для индивидуальной работы с обучающимися, разработанных и реализованных индивидуальных маршрутов

Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.

Кадровые условияЧисленность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием:– тренинги, обучающие семинары, стажировки;– вне программ повышения квалификации

Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства

Численность/удельный вес численности педагогических работников, повысивших квалификацию в соответствии с требованиями ФГОС

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях

Материально-технические условияКоличество компьютеров в расчете на одного учащегося

Доля учащихся, обеспеченных специализированными кабинетами в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Доля учащихся, обеспеченных УМК в соответствии с требованиями ФГОС

КомфортностьНаличие здоровьесберагающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).

Диссеминация опыта образовательного учрежденияПубликации сотрудников в профильных изданиях

Проведение конференций, семинаров, практикумов на базе ОУ совместно с другими учреждениями.

Участие сотрудников в профильных конкурсах

Отзывы об учреждении на внешних информационных ресурсахДоля выпускников, поступивших в профильные вузы

Про ГИС СОЛО:  Приложение. Перечень отчетной документации учителей и учителей, исполняющих обязанности классного руководителя, рекомендуемый для закрепления в нормативных правовых актах

Удовлетворенность обучающихся и родителей выбором профиля

Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством организации учебно-воспитательного процесса

Публикации в СМИ о деятельности учреждения

Наличие положительных отзывов на интернет порталах

Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:

— информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;

— разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;- планирования работы методических объединений;- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;- оптимизации инфраструктуры и системы управления;- планирования внутреннего контроля.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

— во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

— во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

— в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

— в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/

Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС

Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

—       духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

—       формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

—       освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Главное достоинство основной образовательной программы ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Новые формы и методы оценки

Прежде всего, изменяется инструментарий – формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

По ФГОС вводится диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

—       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

—       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

—       результаты учебных проектов,

—       результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы остаётся так называемая «пятибалльная» система, но предлагается принципиальное переосмысление, по сути, изменение традиционной оценочно-отметочной шкалы. Если ранее эта шкала оценивания была построена по принципу «вычитания» (решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки — несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»); подобный подход ориентировал на поиск неудачи, отрицательно сказывался на мотивации ученика, его личностной самооценке), то теперь вместо этого предлагается переосмысление шкалы по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваются как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Про ГИС СОЛО:  ГИС СОЛО СОШ 3 ТОСНО

Наряду с официальным классным журналом главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика теперь становится портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Для того чтобы избежать при нововведениях скрытых рисков (перегрузки детей и преподавателей, ошибки при исполнении и др.), необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки.

1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого разделяются все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).

2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Для этого будут использоваться два средства:

—       обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;

—       ведение электронного журнала.

4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.

5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Таким образом, личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила с алгоритмами реализации каждого из них дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

I. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРАВИЛ системы оценки результатов ФГОС

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты — предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика — это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Про ГИС СОЛО:  МКОУ СОШ №4 ПГТ ПЕСКОВКА

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

—       за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

—       за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

—       за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

—       показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

—       показатели метапредметных результатов;

—       показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном — обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  и усвоенные знания. Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки — «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

—       либо действие в новой, непривычной ситуации;

—       либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) — решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка — «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценкавыставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Оцените статью
ГИС Соло