« Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»
Два пути выбора профессии:
человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.
2. Метод осознанного выбора :
надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы
Три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:
Знаете ли вы их?
PR — агент
Десятка востребованных профессий :
1. Разработчик программного обеспечения
2. Финансовый советник
3. Специалист по персоналу
4. Рыночный аналитик
5. Компьютерный аналитик
6. Оценщик недвижимости
7. Преподаватель в частном учебном заведении
8. Врач (стоматолог, терапевт)
Формула выбора профессии
ХОЧУ + МОГУ + НАДО
ХОЧУ МОГУ НАДО
( хочу знать ) общие рынка труда;
(хочу сделать) тех или иных профессий.
Какой предмет интересен?
Результаты учебы. Могу ли улучшить?
Что читаю дополнительно?
Могу ли рационально распределять учебное и свободное время?
Какие смотрю телепередачи?
Могу назвать особенности моего темперамента, памяти, внимания.
Знаю ли успешных людей?
Могу определить свое отношение к труду.
Выполняю ли творческие, исследовательские работы?
Знаю особенности своего физического здоровья
Участвую ли в олимпиадах?
Знаю особенности своей речи.
Представляю, как я буду работать в будущем.
Могу определить уровень своего кругозора.
Как стать группой поддержки своему ребенку?
Пять шагов психологической поддержки взрослеющего ребенка:
1. Найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.
2. Выясните, чем руководствуется ребенок, не стремится ли он к взаимоисключающим целям?
3. Помогите ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
5. Помогите ребенку сделать свой выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры
Родительское собрание « Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка »
Два пути выбора профессии: 1.Метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. 2. Метод осознанного выбора : надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы
Три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия: Во-первых, чтобы профессия была интересной. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека.
Современные профессии. Знаете ли вы их ? Логист Маркетолог Веб — мастер Фандрайзер PR — агент
Десятка востребованных профессий : 1. Разработчик программного обеспечения 2. Финансовый советник 3. Специалист по персоналу 4. Рыночный аналитик 5. Компьютерный аналитик 6. Оценщик недвижимости 7. Преподаватель в частном учебном заведении 8. Врач (стоматолог, терапевт) 9. Фармацевт 10. Психолог
Формула выбора профессии ХОЧУ + МОГУ + НАДО
ХОЧУ МОГУНАДО интересыспособности: потребности (хочу знать ) общие рынка труда ; склонностиспециальные Востребованность ( хочу сделать ) тех или иных профессий. Ориентация в мире новых профессий
ХОЧУМОГУНАДО Какой предмет интересен? Результаты учебы. Могу ли улучшить? Менеджер, маркетинг Что читаю дополнительно? Могу ли рационально распределять учебное и свободное время? Информационно- программное обеспечение Какие смотрю телепередачи? Могу назвать особенности моего темперамента, памяти, внимания. Инженер Знаю ли успешных людей? Могу определить свое отношение к труду. Социальный работник Выполняю ли творческие, исследовательские работы? Знаю особенности своего физического здоровья Врач Участвую ли в олимпиадах? Знаю особенности своей речи. Фармацевт Представляю, как я буду работать в будущем. Могу определить уровень своего кругозора. Педагог
Памятка родителям Как стать группой поддержки своему ребенку? Пять шагов психологической поддержки взрослеющего ребенка: 1. Найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Различайте, что он уже может, а чему еще только учится. 2. Выясните, чем руководствуется ребенок, не стремится ли он к взаимоисключающим целям? 3. Помогите ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже. 4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. 5. Помогите ребенку сделать свой выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры
Цели: познакомить родителей с особенностями профессионального
самоопределения подростка.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут
встретиться у вас и ваших детей в подростковом возрасте, и о том, что нужно для
того, чтобы успешно с ними справиться.
2. Мини-лекция: “Профессиональное самоопределение”.
Сейчас очень сложный период в жизни подростка, они сталкиваются с проблемой
выбора дальнейшего жизненного пути. Из-за нехватки знаний о своих личностных
качествам, возможностях, способностях, а также, что является важным, из-за
нехватки знаний о мире профессий и требованиями предъявляемых к ним.
Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать
определенный образ жизни.
На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч профессий, и
каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от
человека силы и ловкости, другие – ума или скорости реакции, третьи –
общительности, аккуратности или сдержанности.
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их
в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем
человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять
типов профессий – “человек-человек”, “человек-природа”, “человек-техника”,
“человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. А класс
профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о
характере труда, который может быть исполнительным или творческим.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими
особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия
должна быть интересна. Если нравятся животные, растения, то будет интересно в
своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если
ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности
инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые
«профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание,
художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию,
важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным
качествам. В ситуации сомнения выбирать следует ту профессию, где способности
будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего
успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с
личностным, характерологическим типом. Скажем, если общительный ребенок – больше
подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально
неустойчив – не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие
концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо
сориентироваться в трех вещах.
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то
профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том,
чтобы найти профессию которая:
Важным является и отношение родителей к вопросу выбора профессии для детей.
Чего хотят все родители для своих детей? Конечно, они хотят, чтобы дети выросли
жизнеспособными, могли обеспечить себя и свое будущее.
Хотелось бы, чтобы родители в наименьшей степени влияли на выбор профессии,
чтобы дети делали этот выбор осознанно и самостоятельно. Но, обратите внимание,
в наименьшей степени влияли, это не означает, что нужно всю проблему переложить
на ребенка и совершенно не помогать ему. А именно не нужно влиять на выбор!
Помощь родителей очень ценна для ребенка, он чувствуют свою опору и поддержку
взрослого.
Для осознанного выбора ребенком будущей профессии родителям не следует
выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к мнению детей. Хорошо если
конечно, ребенок внутренне не отторгает выбор родителей. Но, а если он
совершенно не склонен к подобранной работе?
Следует узнавать об интересах и способностях ребенка. Учиться слышать и
понимать его. Ведь если родители не согласны с выбором ребенка, это не означает,
что он не верен. Родители должны помнить, что главное, чтобы будущая работа
нравилась ребенку и была ему интересна. Если так будет, то он сможет добиться в
своей профессии больших успехов и сделать отличную карьеру. И соответственно
сможет обеспечивать себя и свою семью.
Родители должны всегда помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность,
каждый талантлив по-своему, и каждый имеет свои задатки и способности. Их надо
искать и развивать!
3. Родителям раздаются рекомендации-вкладыши.
(Приложение 1)
4. Получение обратной связи. Вопросы родителей.
Разработка родительского собрания для 9 класса «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка»
Цель: обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников.
Задачи: информировать родителей о профориентационной работе, проводимой в школе; познакомить родителей с профессиональной направленностью детей; информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города, региона.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
1. Написание мини-сочинений на тему «Я и моя будущая профессия».
2. Анкетирование учащихся.
Анкета интересов. Любите ли вы? Нравится ли вам?
Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится — один плюс; равнодушны или не знаете — нуль; если не нравится — один минус.
Подсчитав в каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):
I — физика;
II — математика;
III — электрорадиотехника;
V — химия;
VI — биология и сельское хозяйство;
VII — медицина;
VIII — география и геология;
IX — история;
X — физиология и журналистика;
XI — искусство;
XII — педагогика;
XIII — труд в сфере обслуживания; XIV-военное дело;
XV — спорт.
Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в одной-двух колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности. Если в трех-четырех — у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов. Если в пяти-шести — вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности. Итак, вам нравится?
1. Читать книги по занимательной физике.
2. Читать книги по занимательной математике.
3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области компьютерных технологий.
4. Читать технические журналы «Юный техник».
5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
6. Читать о жизни растений.
7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
9. Читать книги об исторических личностях и событиях.
10. Читать произведения классиков мировой литературы.
11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
13. Интересоваться искусством кулинарии, моделированием одежды, конструированием мебели.
14. Читать книги о войнах и сражениях.
15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности великих математиков.
18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов, компьютеров.
19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
24. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
25. Читать литературно-критическую литературу.
26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников исправить свое поведение.
28. Заботиться об уюте в доме, классе, школе, приводить в порядок свое помещение.
29. Знакомиться с военной техникой.
30. Ходить на матчи и спортивные состязания.
31. Проводить опыты по физике.
32. Решать математические задачи.
33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
34. Читать технические чертежи и схемы.
35. Готовить растворы и взвешивать реактивы.
36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями и животными.
37. Изучать причины возникновения разных болезней.
38. Собирать коллекцию минералов.
39. Изучать историю возникновения народов и государств.
40. Изучать иностранные языки.
41. Декламировать, петь, выступать на сцене.
42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.
44. Принимать участие в военизированных походах.
45. Играть в спортивные игры.
46. Заниматься в физическом кружке.
47. Заниматься в математическом кружке.
48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.
50. Заниматься в химическом кружке.
51. Заниматься в биологическом кружке.
52. Знакомиться с работой медсестры, врача.
53. Составлять геологические и географические карты.
54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
56. Заниматься в театральном коллективе.
57. Объяснять друзьям, одноклассникам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
58. Оказывать людям различные услуги (стрижка и укладка волос, сделать фотографию, отремонтировать обувь).
59. Участвовать в военных играх и походах.
60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
61. Участвовать в физических олимпиадах.
62. Участвовать в математических конкурсах, турнирах, олимпиадах.
63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.
64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо конструкции.
65. Участвовать в химических олимпиадах.
66. Участвовать в биологических олимпиадах.
67. Ухаживать за больными.
68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.
69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом кружке.
70. Заниматься в лингвистическом или литературном кружке.
71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
72. Организовывать праздники, вечера.
73. Заботиться об экономии семейного бюджета.
74. Быть организатором игр и походов.
75. Заниматься в спортивной секции.
76. Выступать с докладами по физике, организовывать конкурсы КВН по физике.
77. Организовывать математические конкурсы.
78. Заниматься в радиокружке.
79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.
80. Принимать участие в вечере по химии.
81. Проводить экспериментальную работу по биологии.
82. Оказывать первую медицинскую помощь.
83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.
85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать эти вечера.
86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
87. Организовывать игры и праздники для детей, входить в активы.
88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.
89. Изучать военное дело.
90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
(Материал взят из книги: Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособ. для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. С. 37-42.)
Методика «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Е.А. Климова Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка А) или нет? Долго раздумывать не стоит, лучше полагаться на первое непосредственное ощущение. Если скорее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы знак «+». Если больше нравится, чем не нравится, — два плюса, очень нравится — три. Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус. Если больше нравится, чем не нравится — два минуса, совсем не нравится — три.
Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка Б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть.
Результаты. В заполненном листе подсчитываются в каждом столбце таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную группу профессий.
(Материал взят из книги: Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. С. 52-55.)
На доске: «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным» (Сенека).
Ниже вывешиваются сочинения, написанные на отдельных листках (лучше без подписей авторов).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Известно, что юность — возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором и каждый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом — высокая культура движений, в третьем — острота наблюдений. И если тебе 15-17, конечно, разобраться, какие из этих личностных качеств, способностей присутствуют у тебя, нелегко.
Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении — задача не из легких. Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека», поскольку оттого, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, — один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности выбора. Однако, с другой стороны, именно это и вызывает трудности — важно не ошибиться и правильно понять свои возможности, таланты и предпочтения.
Хорошо, когда ребенок с детства мечтает об определенной профессии — стать учителем или водителем — и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни еще пока ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учебе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них все везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребенок сделал выбор, необходимо помочь ему разобраться в себе.
II. Педагогическое просвещение. Выступление психолога
Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой даже приводит к нервным заболеваниям. Поэтому проблему выбора будущей профессии необходимо серьезно обсудить с ребенком, помочь ему разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессии. Известный психолог Е.А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованным предметом труда, т. е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т. д.
Человек — техника. Представители профессий этой группы связаны с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой, наладкой, управлением транспортных средств. Сюда же относятся специалисты по производству и обработке металлов, механической сборке, монтажу электрооборудования, монтажу сооружений, конструкций, переработке продуктов сельского хозяйства. Для тех, кто выбирает профессии этой группы, необходимо практическое мышление, дисциплина, аккуратность.
Современные профессии: строительные специальности, архитектор, водитель, инженер, технолог, монтажник информационных сетей, автослесарь.
Человек — природа. Деятельность представителей этой группы связана с растительным и животным миром. Человек, который хочет связать свою судьбу с профессиями этой группы, должен не только любить природу, но и прогнозировать изменения, которые могут произойти, быть всегда готовым к непредвиденным ситуациям, т. к. все живое на земле развивается без выходных и праздничных дней. Необходимо быть уравновешенным, иметь способности к кропотливому труду, уметь самостоятельно принимать решения.
Современные профессии: микробиолог, фармацевт, флорист, ландшафтный дизайнер, ветеринар.
Человек — знаковая система. Это группа, в которой объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики. Для представителей этой группы необходимо умение абстрагироваться — отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь все это оформлять схематически. Очень важно умение видеть реальные объекты, явления в схемах, графиках, т. е. умение читать чертежи. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу.
Современные профессии: экономист, корректор, переводчик, системный администратор, программист, топограф.
Человек — человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества: терпение, умение находить общий язык с разными людьми, потребность в общении, отсутствие перепадов настроения, умение ставить себя на место другого человека, хорошая память.
Современные профессии: педагогические работники, официант, менеджер, страховой агент, продавец-консультант, администратор.
Человек — художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной и актерской деятельностью. Профессии данной группы должны выбирать все-таки люди, у которых есть определенные способности к тому или иному виду искусства. Также необходимо творческое воображение, образное мышление.
Современные профессии: дизайнер-модельер, дизайнер по интерьеру, режиссер, актер, журналист, музыкант, стилист.
(Далее психолог дает подробную характеристику анкетных данных индивидуально по каждому ребенку. Данные на каждого ребенка выдаются только родителям.)
III. Заключительное слово классного руководителя
И, конечно, делая выбор в профессиональном направлении, необходимо четко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе. Обязательно нужно познакомиться с теми средне- специальными учебными заведениями и вузами, которые есть в нашем городе, регионе.
Вопрос о выборе профессии обязательно должен решаться совместно, на общем семейном совете, возможно с привлечением дедушек, бабушек. Но, уважаемые родители, помните, что вы можете только советами убеждать своего ребенка. Ни в коем случае на подростка нельзя пытаться воздействовать криками, угрозами, запретами даже в том случае, если вас не устраивает его выбор профессии. Ведь речь идет все-таки о его будущем, и пусть он сам примет это решение.
Памятка для родителей. Факторы выбора профессии
(Выдается каждому родителю.)
1. Наличие склонностей (чем нравится заниматься).
2. Наличие способностей.
3. Предпочтения (что имеет первостепенное значение).
4. Мнение семьи, родителей.
5. Мнение сверстников.
6. Личный профессиональный план (цепочка ближайших действий).
7. Знания о профессии.
8. Потребности общества (ситуация на рынке труда).
IV. Подведение итогов собрания
— Что было самым интересным и полезным?
— Какие выводы сделали для себя?
Дополнительный материал
Методика создана на основе методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. Применяется для оценки склонностей
к различным сферам профессиональной деятельности. По данной методике сферами профессиональной деятельности являются:
1) сфера искусства (человек — художественный образ);
2) сфера технических интересов (человек — техника);
3) сфера работы с людьми (человек — человек);
4) сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);
5) сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности);
6) сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).
Инструкция. Вам будет предложен перечень вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и отметьте это в бланке для ответов.
Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса, и буквой «а» поставьте цифру 3, а в клетку «б» — 0. Если вы полностью согласны с вариантом «б» и не согласны с вариантом «а», в клетку «б» надо записать цифру 3, а в клетку «а» — 0.
Если вы согласны и с вариантом «а», и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечать надо на все вопросы.
1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах?
а) цвет, совершенство форм;
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).
2. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся?
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
б) мужество, смелость, выносливость.
3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту?
4. Какое награждение вас больше обрадовало бы?
а) за общественную деятельность;
б) за научное изобретение.
5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание?
а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;
б) внешнее оформление колонн (флаги, одежда).
6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее всего занялись?
а) чем-то практическим (ручным трудом);
б) общественной работой (на добровольных началах).
7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) новинок научной аппаратуры (в области химии, биологии, физики);
б) новых продовольственных товаров.
8. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали?
9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание?
а) на сплоченность коллектива;
б) на создание необходимых удобств.
10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали?
11. Что важнее для человека?
а) создавать себе благополучный, удобный быт;
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
12. Для благополучия общества необходимы:
13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали?
а) о развитии науки в нашей стране;
б) о достижении спортсменов нашей страны.
14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность?
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории.
15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла?
а) работа, связанная с постоянными передвижениями (лесничий);
б) работа с машинами.
16. Что, на ваш взгляд, важно для школы?
а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;
б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности?
а) то, что они несут людям искусство и красоту;
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.
18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет лидирующей?
б) физическая культура.
19. Что обществу принесет больше пользы?
а) забота о благосостоянии граждан;
б) изучение поведения людей.
20. Какого характера научную работу вы бы выбрали?
а) работу с книгами в библиотеке;
б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?
а) занятиям по литературе;
б) опытам по физике, химии.
22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы поехали?
а) как известный спортсмен на международные соревнования;
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
23. Какие лекции вы бы слушали с большим удовольствием?
а) о выдающихся художниках;
б) о выдающихся ученых.
24. Что вас больше привлекает при чтении книг?
а) яркое изображение смелости и храбрости героев;
б) прекрасный литературный стиль.
25. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них бы отдали бы предпочтение?
а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь?
а) Поповым и Циолковским;
б) Павловым и Менделеевым.
27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить внимание?
а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья учащихся;
б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.
28. Что бы вас больше заинтересовало в печати?
а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;
б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали?
а) главного инженера завода;
б) директора универмага.
30. Как вы считаете, что важнее?
а) много знать;
б) создавать материальные блага.
Результаты. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
Первый столбец — сфера искусства:
1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.
Второй столбец — сфера технических интересов:
1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.
Третий столбец — сфера работы с людьми:
2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.
Четвертый столбец — сфера умственного труда:
4б, 7а, 10б, 13а, 14б,18а, 20а, 21б, 26б, 30а.
Пятый столбец — сфера физического труда:
2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.
Шестой столбец — сфера материальных интересов:
3а, 7б, 9б,11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М. Кучера)
В основе методики Смекала — Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Баса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет выявить основную жизненную позицию.
Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих людей. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. Коллективистская направленность, или направленность на взаимные действия (ВД), имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву, соответствующую вашему ответу, напишите в листе ответов против номера вопроса в столбце «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего стоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим.
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а) оценка работы;
б) сознание того, что работа выполнена хорошо;
в) сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход;
б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
б) вызывают у всех дух соревнования;
в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим, когда предоставляется случай;
б) всегда верны и надежны;
в) интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
а) с которыми складываются взаимные отношения;
б) которые могут больше, чем я;
в) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
а) кто добился жизненного успеха;
б) может сильно любить;
в) отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;
б) начальником отдела;
в) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
б) успехи в делах;
в) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
а) я встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи;
б) в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
в) меня критикует взрослый (учитель).
11. Основная роль школы должна заключаться:
а) в подготовке учеников к работе по специальности;
б) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
в) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;
б) человек теряет индивидуальность в общей массе;
в) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с друзьями;
б) для любимых дел и самообразования;
в) для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;
б) у меня работа, которая меня удовлетворяет;
в) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
а) приятно провожу время с друзьями;
б) другие ценят меня;
в) чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне написали в газетах, мне бы хотелось, чтобы: а) отметили дело, которое я выполнил;
б) похвалили меня за мою работу;
в) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
а) имел ко мне индивидуальный подход;
б) стимулировал меня на более интересный труд;
в) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неуспех при выполнении важной задачи;
в) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
а) личный успех;
б) общую работу;
в) практические результаты.
20. Очень мало людей:
а) действительно радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
а) ссоры и споры;
б) отметание всего нового;
в) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
а) чтобы окружающие считали меня своим другом;
б) помогать другим в общем деле;
в) вызывать восхищение других.
23. Я люблю руководство, когда оно:
б) пользуется авторитетом;
24. На работе я хотел бы:
а) чтобы решения принимались коллективно;
б) самостоятельно работать над решением проблемы;
в) чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
б) о жизни известного человека;
в) типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
а) просматривая детективные фильмы;
б) в развлечениях с друзьями;
в) занимаясь своим увлечением.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: а) придумал интересный конкурс;
б) выиграл бы в конкурсе;
в) организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;
б) выполнить прежде всего свою задачу;
в) не нужно было укорять его за работу.
Результаты. Количество плюсов суммируется с количеством минусов (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Итоговая таблица (пример)
Проверка: общая сумма — 27+29+34=90
(Материал взят из книги: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.)
Рекомендуем посмотреть
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Решение конфликтных ситуаций», 9 класс
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сценарий родительского собрания для родителей учащихся 9 класса по профориентации
Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
1. Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
2. Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
3. Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.
Методика «Мои ценности»
У каждого подростка должен быть листок с инструкцией и списком ценностей и чистый листок для ответов.
Если нет возможности распечатать, прочитайте и разъясните инструкцию, список ценностей напишите на доске.
На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.
Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют Разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т. д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.
Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце — наименее важное.
1. Хорошее образование.
2. Хорошая работа и карьера.
3. Счастливая семья.
5. Деньги, богатство.
7. Достижения в искусстве, музыке, спорте.
8. Уважение и восхищение окружающих.
9. Наука как познание нового.
10. Хорошее здоровье.
11. Уверенность в себе и самоуважение.
12. Хорошая пища.
13. Красивая одежда, ювелирные украшения.
14. Власть или положение.
15. Хороший дом, квартира.
16. Сохранение жизни и природы на Земле.
17. Счастье близких людей.
18. Благополучие государства.
Обработать данные можно с помощью таблицы:
В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих: ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то должно стоять 20 разных номеров.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы). —
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места), на второе место — ту, которая имеет следующее наименьшее значение, и т. д. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.
Методика «Престижные профессии»
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
Подготовьте для родителей следующие списки:
• профили обучения в 10—11 классах;
• учреждения начального профессионального образования (колледжи), которые находятся в их городе (округе, районе): кратко указать специализацию этих колледжей и условия приема;
• близлежащие школы с указанием их профилей обучения.
I. Вводное слово классного руководителя
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети-подростки уже имеют определенную систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для Достижения целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения Успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня поговорим об этом.
II. Анализ результатов опроса «Мои ценности»
Реальные жизненные ценности — основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты проведенного опроса. Далее приводятся полученные нами результаты. В каждом конкретном случае они могут немного отличаться.)
Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.
При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтают о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей, т. е. их выбор несет в себе рациональные пути самоопределения. Главное же для них — это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.
В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу.
Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.
III. Качества профессионала и современная социальная ситуация
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности.
Педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирована новых хозяйственных структур (государственных частных), необходимость переподготовки кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции свободного носителя социальных услуг.
Психолог Л. М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
• динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5—15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;
• смену монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными профессиями.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
IV. Анализ результатов опроса «Престижные профессии»
Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии учащиеся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают их дети и по каким причинам.
V. Перспективные профессии и современная социальная ситуация
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это — не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) финансово- экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая- 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно-техническая деятельность; 8) промышленное производство.
Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны в первую очередь с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист — знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становятся все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на профессии, которые пользуются спросом: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда информация, о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.
VI. Заключительное слово классного руководителя
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества I личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся, во-первых, гражданские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков инициативности, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий, к переквалификации и, самое главное, повышению мотивации Достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Классный руководитель обращает внимание на списки учебных заведений, которые получил каждый родитель, советует знакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения.
Родительское собрание «Поговорим о дружбе», 9 класс. Конспект
Итоговое праздничное родительское собрание в 9 классе в конце учебного года
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», 9 класс. Конспект
Родительское собрание «Уроки этики поведения для детей и взрослых», 9 класс