Техническая направленность
Какие существуют программы технической направленности?
Чем уникальны программы технической направленности?
Какие возможности открываются перед обучающимися по технической направленности?
Формы воспитательных мероприятий в технической направленности.
Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.
Обучение по технической направленности осуществляется по профилям «Мультимедиа и IT технологии», «Техническое конструирование, моделирование и макетирование», «Техническое творчество и инновационное предпринимательство», «Производственные технологии». Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, 3D-графика и 2D-дизайн, web-дизайн и Photoshop, авиамоделирование и конструирование, фото- и видеомастерские, школы юного автомобилиста и юного спасателя МЧС – лишь малая часть всего многообразия программ и объединений технической направленности.
Уникальный состав учебно-лабораторного оборудования для реализации программ технической направленности, отражающий тенденции развития современных инженерно-конструкторских и IT технологий (3D-лаборатории и станки 3D-прототипирования, лаборатории Курчатовского проекта и передвижные цифровые лаборатории, комплекты симуляторов и тренажеров<), позволяет проводить с обучающимися проектно-исследовательскую деятельность и повышать их технологическую грамотность в области инженерных профессий.
Ежегодно обучающиеся объединений технической направленности становятся призёрами и победителями таких конкурсов и соревнований как Всероссийский робототехнический Фестиваль «РобоФест», Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий. «Архимед», Международный научно-технический конкурс школьников «Старт в Науку», Фестиваль научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Всероссийский конкурс региональных школьных проектов «Система приоритетов», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Учёные будущего», Московский этап Всероссийской робототехнической олимпиады, Всероссийский конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо».
Обучение по программам технической направленности – один из шагов в профессиональное будущее. Оно предоставляет детям новые возможности профессиональной ориентации и первых профессиональных проб инженерно-технологического и IT-образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники. С этой целью реализуются образовательные, просветительские и профориентационные интерактивные программы с привлечением колледжей и вузов, социальных партнёров, предприятий с целью популяризации в молодёжной среде достижений современной науки и наукоёмких технологий. Организуются экскурсии на предприятия с целью демонстрации интеграции науки, образования и бизнеса в создании среды, обеспечивающей квалифицированные кадры инженерного профиля.
Современное образование использует огромное количество технологий, методик, форм и методов организации процессов обучения и воспитания. Педагоги-практики стремятся найти все новые формы массовой работы с детьми, поскольку массовые мероприятия способствуют воспитанию творческой активности, пытливости и любознательности, инициативы и стремления к научному поиску и рационализаторству в той области производства, где они планируют работать.
Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника). Для успешного проведения такого мероприятия нужно:
— знать существующие формы;
— уметь наполнить эти формы каждый раз нужным, актуальным содержанием;
— владеть методикой организации мероприятий;
— уметь придумать полученному результату название.
Какие же формы воспитательных мероприятий технической направленности существуют?
Из целого ряда классификации форм, весьма интересной представляется мысль С. П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип – класс – род – семейство – вид – подвид. При таком подходе мы можем получить следующую картину: в качестве типов форм могут выступить «статичные» (представление), «статично – динамичные» (созидание – гуляние), «динамико – статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет выделить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса:
1. Представление – демонстрация (выставки, защита проектов, соревнования);
2. Представление – ритуал (научно-техническая конференция, праздник);
3. Представление – коммуникация (дискуссия, диспут, неделя технического творчества, беседы)
Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.
Тип «созидание – гуляние» можно также разделить на 3 класса:
1. Развлечение – демонстрация (КВН, демонстрация технических объектов);
2. Совместное созидание (трудовая акция, подготовка к выставке);
3. Развлечение – коммуникация (продуктивная игра, вечер общения, ситуативно-ролевая игра)
Характерной чертой форм этого типа является то, что они не предусматривают одного центра внимания. Центры внимания разбросаны по площадке, что позволяет каждому участнику выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Объединяет все формы статично – динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, способы движения заданы.
В типе «путешествия» можно представить также три класса:
1. Путешествие — демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
2. Путешествие – развлечение (поход, прогулка);
3. Путешествие – исследование (экскурсия, познавательная экспедиция)
Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: поездка в музей, экскурсия на техническое производство и т.д.
Данная классификация форм воспитательной работы может являться неисчерпаемым источником форм массовой деятельности с детьми и варьироваться с учетом возрастных особенностей участвующих.
Групповые формы организации внеурочной работы технической направленности охватывают лишь часть учащихся, которые проявляют повышенный интерес к данной деятельности. Для того чтобы расширить пропаганду научно-технических достижений, а также выявить основные направления и подвести итоги внеклассной и внешкольной работы, необходимо максимально использовать массовые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся, которые предполагают проведение ряда массовых мероприятий с временными коллективами.
В образовательных организациях можно использовать следующие массовые формы организации внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству учащихся:
— Информационно-обучающие (производственная экскурсия, встреча с учеными, кинопросмотр, технические журналы, уголок научно-технической информации, деловая игра, лекции, конференции, неделя науки и техники);
— Состязательно-итоговые (конкурс юных техников, технический турнир, слет юных техников, техническая олимпиада, соревнования, выставки).
Большинство форм массовой работы применяется в комплексе с другими, что оправдано с методической точки зрения. Проведение различных внеклассных и внешкольных мероприятий, вместе с оформлением уголков научно-технической информации и выставками технического творчества, проведение конкурсов и турниров юных техников обогащает их содержание. К наиболее комплексным мероприятиям можно отнести неделю науки, техники и производства, утренники и вечера техники и др.
Успех любого дела во многом зависит от правильной организации и четкой расстановки сил. Для массового мероприятия по техническому творчеству наиболее приемлема технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П. Ивановым. В ее основе – активное участие детей на протяжении всех этапов мероприятия: от замысла, до анализа результатов.
Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:
1 Конструирование; 2 Подготовка; 3 Проведение мероприятия; 4 Анализ.
Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.
Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.
После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1. Четко поставить цели и задачи.
2. Определить тематику мероприятия.
3. Определить форму проведения и содержание массового мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психо — физиологическим состоянием на момент проведения мероприятия.
4. Придумать мероприятию яркое название.
5. Разработать правила и условия проведения мероприятия:
— определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;
— продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
— порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);
— последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
— возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
— возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
— перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;
— время на подготовку задания;
— критерии оценки;
— определение победителя.
6. Определить место и время проведения мероприятия.
7. Тщательно подобрать задания для участников и возможно болельщиков.
8. Разработать положение о мероприятии.
На этапе подготовки мероприятия работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) ознакомление участников с «Положением» о мероприятии;
2) подготовка и оформление согласно тематике места проведения мероприятия;
3) подготовка музыкального оформления;
4) подготовка светового и технического обеспечения мероприятия (микрофоны,
магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамеру и т.п.).
5) заготовка реквизитов (карточки, жетоны, фишки);
6) подготовка оценочных листов;
7) приглашение компетентного жюри;
8) подбор ведущего;
9) подготовка призового фонда.
10) подготовка программы мероприятия и написание сценария;
11) проведение репетиции (при необходимости).
Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:
1. Организационный момент (5-7 минут). Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.
Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводная часть (10-15 минут).
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.
Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.
3. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.
Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. д.
4. Заключительная часть (10 -15 минут).
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).
Цель: систематизация детьми полученного опыта.
Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие дети из разных классов, детских объединений, групп, т.к. дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько основополагающие идеи приняты им, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
1. Финажина С.Ю. Методика организации массовых мероприятий. // Дополнительное образование. № 9 , ООО «Витязь – М», 2005г.
2. Хохлова С.В., Макаренко И.В. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. /Сообщение № 8 . – М.: «Илекса», Ставрополь, 2002г.
3. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования — Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
4. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности — М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.
1.http://studopedia.org/5-18589.html 2. http://it-n.ru/attachment.aspx?id=131021
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/377497-tehnicheskaja-napravlennost
«Свидетельство участника экспертной комиссии»