Ольга Афанасьева Дополнительная развивающая программа «Веселая сенсорика» для детей младшего дошкольного возраста
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.3. Работа с родителями
1.4. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
3.2. Методическое обеспечение
3.3. Список литературы.
Публикация «Дополнительная развивающая программа „Веселая сенсорика“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Программа «Веселая сенсорика» (далее Программа) для детей первой младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в раннем дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в Программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Также Программа направленна на закрепление знаний, полученных на занятиях в образовательной области «Познавательное развитие».
В Программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
1.1. Цель и задачи Программы
Целью Программы сенсорного развития является формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, времени, особых свойств.
Задачи Программы :
— развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета;
— развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;
— развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
— обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький»;
— закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине;
— познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями;
— дать представления о чередовании предметов по форме.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы :
— Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
— Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
— Определение содержания педагогического процесса в группе, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
— Создание условий для реализации Программы.
Направления программы :
— Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно — перцептивных процессов.
— Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение,воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
— Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
— принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
— принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
— принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
— принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
— принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
— принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
— принцип единства диагностики и коррекции.
— принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
— принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
• игровой метод (дидактические игры);
• наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
• практический – показ способов действия с предметами, эксперимент;
• словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение);
• метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
• игры (дидактические, развивающие, словесные);
• использование мелких игрушек;
• прослушивание аудиозаписи, использование технических средств;
• использование рассказов, стихов, загадок;
• задания для развития мелкой моторики.
Продолжительность реализации программы.
Данный курс состоит из занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
1. Провести консультации с родителями на темы:
— «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»
— «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»,
— «Консультация для родителей «Играем везде»».
2. Подготовить тематический стенд для родителей. Кружок «Умный малыш».
1.4. Планируемые результаты.
— обогащение активного и пассивного словаря детей;
— ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу;
— ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
— собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
— сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
— составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
— различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
— использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка)
— стараться различать на ощупь качество предметов и их называть;
— уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
Месяц Занятие Программные задачи Оборудование, материалы Кол-во занятий
1.«Назови геометрическую фигуру». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
2. « Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.
3 «Сортировка» Развивать у детей восприятие в связи с визуальными представлениями. Шары разного цвета.
НОЯБРЬ 1.«Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры Дидактическая игра «Геометрическое лото»
2. « Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.
3.«Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Парные шумящие коробочки.
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.
ДЕКАБРЬ 1.«Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Поднос с однотонным цветным дном, крупа.
Учить подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
ЯНВАРЬ 1. « Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Дидактическая игра «Игрушки».
2. « Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Счетные палочки.
3. « Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
ФЕВРАЛЬ 1. « Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Грецкие орехи.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски
светлых и темных оттенков.
4. « Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушки зайцы, сенсорный куб с изображением
геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. 2
МАРТ 1. « Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей. 2
2. « Строим башню». Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Строительный материал: кубики.
3. « Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
4. « Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
АПРЕЛЬ 1. « Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.
2. « Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о шести цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. « Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. Деревянные кубики. 2
МАЙ 1.«Короткий – длинный». Развивать навыки различать понятия «длинный» и «короткий» в построении фигур из палочек. Счетные палочки
2.«Рисунок». Приучать выкладывать с помощью счетных палочек различные фигурки, действовать по представлению, развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. Картинки – домик, забор, флажок, цветок; счетные палочки.
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов, посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
3.1. Материально-техническое обеспечение:
— разные виды ткани;
— разнообразные крупы, грецкие орехи;
— бельевые прищепки;
— цветной картон, цветная бумага;
— гуашевые краски, кисти, непроливайки;
— наборы геометрических фигур объемные и плоскостные;
— демонстрационный материал;
— дидактические игры;
— трафареты с геометрическими фигурами, животными;
— картинки – домик, забор, флажок, цветок;
— счетные палочки.
3.2. Методическое обеспечение программы :
Методика проведения групповых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе прохождения Программы реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
2. Игровые приемы (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, логического мышления).
3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему).
4. Наглядный метод ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, демонстрационного материала)
3. 3 Список рекомендуемой литературы:
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. — М., 2012
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Дополнительная образовательная развивающая программа
«Группа по развитию индивидуальных способностей обучающихся «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»
Зимина Наталья Михайловна, учитель начальных классов
Ӏ. Пояснительная записка
программа «Группа по развитию индивидуальных способностей обучающихся «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» к базовому уровнюСодержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1-ых классов и рассчитана на 7 месяцев обучения.
В условиях постоянной занятости родителей, дети, придя домой после уроков, часто остаются без присмотра. Родители неоднократно высказывали свои пожелания об организации досуга первоклассников в школе сразу после учебного процесса до внеурочной деятельности. Наша программа позволяет организовать для детей благоприятную социальную среду, направленную на всестороннее развитие обучающихся, в которой ребенок постоянно находится в зоне педагогического внимания.
программа «Группа по развитию индивидуальных способностей обучающихся «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, формирования нестандартного мышления, творческого развития.
Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что программа построена на основе комплексного подхода. Содержание программы адекватно возрастным особенностям детей младшего школьного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка (дидактические игры, рисование, конструирование, экспериментирование и т. д.), и ориентировано на разностороннее развитие школьников по основным направлениям – социально-личностному, познавательному. Занятия закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
программы является ее интегрированный характер. Данная программа включает в себя совокупность направлений, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей:
— определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения развивающего курса.
— в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
— ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Цель данной программы:
повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный и эстетический уровень детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения учащихся к дополнительному образованию.
Основные задачи программы:
— развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
— развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
— развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
— развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, умения решать нестандартные задачи;
— расширение представлений о многообразии видов декоративно – прикладного искусства, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий, приобщать школьников к народному искусству;
— расширение кругозора обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, развитие эстетического вкуса, фантазию, изобретательности, художественной памяти;
— формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
— формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Предлагаемая программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 8 лет).
Оптимальное количество детей в группе
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 7 месяцев, 140 ч. в год. Продолжительность занятий установлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Работа группы по развитию индивидуальных способностей обучающихся «Развиваемся, играя» организуются с сентября по май. Занятия проводятся 5 раз в неделю, 1 занятие в день по 30 мин. Время пребывания детей в группе 1 час. Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы для отдыха.
Примерная модель занятия
Формы проведения занятий: занятие-игра, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, праздник, тренинги, познавательная игра, беседа, устный журнал и др.
Формы организации деятельности обучающихся: теоретические и практические занятия, индивидуально-групповая и др. формы работы
К концу 1-го года обучения учащийся будет
— многообразие видов декоративно – прикладного искусства;
— название и назначение материалов, ручных инструментов и приспособлений;
— способы и приёмы обработки различных материалов;
— различие жанров литературы;
— основы словообразования;
— признаки математических объектов;
— виды логических задач, головоломки;
— правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
— анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
— правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
— соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
— решать нестандартные задачи;
— развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
— замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
— различать жанры литературы;
— ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
— различать признаки математических объектов;
— решать различные виды логических задач, головоломки;
— различать слова по признакам, звуковому составу;
— соблюдать правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
пособы подведения итогов может проводиться в следующих тестирование; собеседование; зачётные занятия; участие в конкурсах, в выставках, выполнение исследовательских работ; творческие отчёты; викторины, олимпиады и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда,
Результаты освоения обучающимися программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы
Личностными результатами изучения данной программы являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
— учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
— ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
— перерабатывать полученную информацию: такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
— выделять существенные признаки предметов, сравнивать между собой предметы, явления;
— обобщать, делать несложные выводы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Прогнозируемые результаты программы достигаются посредством использования имитационного моделирования (игровых технологий), которая позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся и способствует росту познавательной активности школьников.
— 100% охват детей с ОВЗ;
— повышение учебной мотивации обучающихся;
— результативное участие в олимпиадах различного уровня.
каждая из которых реализуется в один определенный день недели. В программе учтены возможности каждого ребенка.
III. Содержание программы
с указанием форм организации и видов деятельности
«Умелые руки» — 28 часов
Введение – 1 час.
Введение: правила техники безопасности.
— Знакомство с правилами техники безопасности. Знакомство с целями и задачами раздела. Инструктаж.
– первичная диагностика творческих способностей детей.
Пластилинография – 11 часов
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». – 1 ч.
Плоскостное изображение. « Подарки осени». – 1 ч.
Знакомство со средствами выразительности. « Червячок в яблочке». – 1 ч.
«Кактус в горшке» – 1 ч.
Плоскостное изображение. « Рыбка» – 1 ч.
«Натюрморт из чайной посуды» – 1 ч.
Рельефное изображение. « Ферма» – 1 ч.
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» – 1 ч.
Божьи коровки на ромашке– 1 ч.
Лепная картина. Формирование композиционных навыков. « Цветы для мамы» – 1 ч.
«Ромашки» – 1 ч.
Рассказ о глине и пластилине. Знакомство с техникой «Лепка из пластилина». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Основные приемы лепки. Выбор для работы различных инструментов.
Подбор различных цветовых гамм. Основа большинства элементов – шарик и колбаска. Использование ножа, ножниц, формочек для вырезания, штампов для создания текстуры и др. Подготовка шаблона. Вырезание панно из пластилина по шаблону. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения.
Бумагопластика – 11 часов
Вводное занятие. – 1 ч.
«Волшебные комочки». – 1 ч.
Фрукты.- 2 ч.
«Чудо – дерево» — 2 ч.
Птенчики– 1 ч.
«Снегирь» – 1 ч.
Игрушка. Символ года– 1 ч.
Открытка к празднику– 1 ч.
Праздничный салют– 1 ч.
Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. Знакомство с различными техниками аппликации.
Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Выполнение работ в различных техниках аппликации.
Изготовление кукол – 5 часов
Вводное занятие. Техника безопасности– 1 ч.
Кукла на картонной основе. – 2 ч.
Композиция «В лесу» – 1 ч.
Кукла – актер. – 1 ч.
История куклы. Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы.
Работа с шаблонами. Изготовление эскизов. Аппликация. Пальчиковые куклы.
«Развивай-ка» — 28 часов
Признаки предметов. – 7 часов
Сравнение предметов по свойству. – 1 ч.
Целое и часть. – 1 ч.
Головоломки– 1 ч
Признаки предметов. – 1 ч
Признаки предметов и значение признаков. – 2 ч.
Закономерности в значении признаков у серии предметов. – 1 ч
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Занимательные задания с римскими цифрами. « Веселый счёт» — игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» и др.
Логические упражнения. – 5 часов
Описание последовательности действий. – 1 ч
Логические упражнения. – 1 ч
Последовательность действий и состояний в природе. – 1 ч
Целое действие и его части. – 1 ч
Игра «Решай, смекай, отгадывай!» – 1 ч
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Обратные задачи и задания. Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Весёлый счет. – 16 часов.
Историческая страничка. Весёлый счет. – 1 ч
Задачи в стихах. – 1 ч
Арифметические ребусы. Нестандартные задачи. – 2 ч.
Занимательные рамки. – 1 ч
Круговые примеры. Логические задачи. – 1 ч
Математические игры. – 1 ч
Составление и сравнение числовых выражений. – 1 ч
Головоломки. Судоку. – 1 ч
Мир занимательных задач. – 1 ч
Математические эстафеты. – 1 ч
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). – 1 ч
Проект «Числа в сказках, загадках, пословицах, поговорках» – 1 ч
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. – 1 ч
Перенос свойств с одних предметов на другие– 1 ч
Математический КВН. – 1 ч
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, решаемые способом перебора. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Математические игры: игра-соревнование. Математические пирамиды. Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Старинные задачи. Логические задачи.
«Буквоведение» — 28 часов
Поляна сказок – 8 ч.
Вводное занятие– 1 ч
«Клуб почемучек» – 1 ч
«Поляна сказок» — 3 ч.
«Книжкин дом» (знакомство со школьной библиотекой) – 1 ч
Игры с буквами– 1 ч
Путешествие в волшебный мир театра. – 1 ч
Различие сказок. Что такое спектакль. Знакомство с писателями.
Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками, со скороговорками Игры с загадками. Инсценировки сказок. Игра- инсценировка с помощью пальчиков.
Малые фольклорные жанры – 12 часов.
Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки. – 2 ч.
Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. – 2 ч.
Путешествие к книжкам. – 1 ч.
Игры с буквами и словами. – 2 ч.
Стихи и рассказы о детях и для детей. Мои первые книжки. – 2 ч.
Сравнение литературных жанров. Различие авторской и народной сказок. Знакомство с писателями.
Сочинение загадок, скороговорок, песенок, сказок. Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией. Скороговорки. Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Ребусы и загадки. Сочинение историй на темы.
Я рисую книжку. – 8 часов
Из чего состоит книга? – 1 ч.
Я рисую книжку. – 2 ч.
Путешествие в мир волшебного театра. – 2 ч.
Способы изготовления книг.
— Изготовление книжки- малышки. Упражнение «О чем расскажет обложка книги?». Упражнения – этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Постановка мини- спектакля по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
«Веселая грамматика» — 28 часов
В мире звуков. – 7 ч.
В мире безмолвия и неведомых звуков. – 1 ч.
В страну слов. Первые встречи. – 1 ч.
К тайнам волшебных слов.- 2 ч.
Выбор друзей в Стране Слов– 1 ч.
К несметным сокровищам Станы Слов. – 1 ч.
Чудесные превращения слов. – 1 ч.
Звукоподражание. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка.
Разыгрывание немых сцен. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Знакомство с
толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Конкурс на внимание. Парад Добрых слов.
В гости к Алфавиту. – 7 ч.
В гости к Алфавиту. – 2 ч.
К тайнам звуков и букв. – 1 ч.
Встреча с Радугой. – 1 ч.
В Страну Говорящих Скал. – 1 ч.
В глубь веков на Машине времени. – 1 ч.
В Королевстве ошибок. – 1 ч.
Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Как на свет появились первые родственники алфавита. Алфавит.
Разгадывание загадок, ребусов. Тренировочные упражнения в произнесении звуков Знакомство с орфографическим словарём. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций.
В страну Слов и слогов. – 14 часов.
В страну Слогов. – 1 ч.
Неожиданная остановка в пути. – 1 ч.
В удивительном городе Неслове. – 1 ч.
Чудеса в стране Слов. – 2 ч.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. – 1 ч.
На карнавале слов. – 2 ч.
В Театре близнецов. – 1 ч.
Конкурс знающих. – 1 ч.
Новое представление. – 1 ч.
Необычное занятие. – 1 ч.
Следопыты развлекают гостей. – 1 ч.
В Клубе весёлых человечков. – 1 ч.
Рассказ о речи. Слова-двойники. Слова – омофоны, омонимы, синонимы, антонимы. Многозначные слова.
Работа со словарём. Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание ребусов. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Игры с омонимами, омофонами. Подбор синонимов и антонимов.
«Безопасное поведение» — 28 часов.
Правила дорожного движения – 8 часов.
Правила поведения в группе. – 1 ч.
Опасные предметы– 1 ч.
Безопасный маршрут в школу и домой. – 1 ч.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. – 1 ч.
Мы — пешеходы. – 1 ч.
Опасные ситуации на дороге– 1 ч.
Дорожные знаки. – 1 ч.
В стране дорожных знаков. Конкурс плакатов. – 1 ч.
Правила поведения в школе. Правила поведения во время подвижных игр. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Правила перехода перекрестков, пешеходных переходов.
Повторить знания учащихся о ПДД. Отрабатывать умение выбирать верный маршрут по улицам города. Изготовление памяток и плакатов о ПДД.
Если ты дома один. – 9 часов
Опасные незнакомцы. Особенности поведения с незнакомыми людьми. – 1 ч.
Если ты остался дома один. – 1 ч.
Взрывы и их причины. – 1 ч.
Газ – добро и зло. – 1 ч.
Детские шалости с огнем и их последствия. – 1 ч.
Спички – это не игрушки! – 1 ч.
Как действовать при возникновении пожара в школе, дома, в транспорте? – 1 ч.
Электробытовые приборы. Лекарственная и бытовая химия. Правила безопасности. – 1 ч.
Первая помощь при ожогах. – 1 ч.
Правила личной безопасности в доме, правила защиты в случае опасности. Правила безопасного обращения с пиротехническими, взрывчатыми веществами. Причины возникновения пожара и их последствия. Правила обращения с бытовыми приборами, с разными видами лекарственных препаратов, правилами безопасности использования лекарств. Оказание первой помощи.
Обсуждение и формулирование алгоритма выполнения конкретных действий. Средства пожаротушения – чем тушить? Правила оказания первой помощи.
«Это нужно знать!» — 11 ч
«Это нужно знать!» – 1 ч.
Безопасность на водоёмах в осеннее, зимнее и весеннее время года. – 1 ч.
Основные спасательные средства. – 1 ч.
Правила поведения на водоёмах в весенний и летний периоды. – 1 ч.
О молниях, змеях, собаках и прочем. – 1 ч.
Безопасность при обращении с животными. – 1 ч.
Лес – как объект опасностей. – 1 ч.
Если ты попал в грозу – твои действия? – 1 ч.
Лесная аптека. Лекарственные травы и ягоды. – 1 ч.
Растительный мир. Ядовитые грибы и ягоды. – 1 ч.
Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья в условиях природы и быта во время природных явлений. Разные виды лекарственных растений, об их пользе для человека. Опасные растения.
Формирование навыков оказания само – и взаимопомощи терпящим бедствие. Показать спасательные средства и возможность их использования для спасения людей. Отработка действий в чрезвычайных ситуациях: эвакуация из здания при пожаре, поведение при встрече с животными. Различать ядовитые и лекарственные растения.
V. Методическое обеспечение программы.
1. Мультимедийное сопровождение (компьютер, интерактивная доска)
2. Презентации по темам.
3. Методические разработки занятий.
4. Наглядно дидактические материалы.
5. Методическая литература.
6. Используемые сайты
VI. Список литературы для учителя.
- Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Праздник — ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О. Е., Москва: «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.