Основные направления реализации системы оценки качества образования в начальной школе

В соответствии с требованиями нового
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
разработана система оценки, ориентированная на
оценку качества образовательных достижений
учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего
образования.

Особенностями системы оценки качества
являются:

Отличие оценки и отметки заключается в
следующем:

Обратим внимание на те задачи, которые
решает система оценивания качества образования:

— определить уровень учебных достижений
учащихся на основе системы ожидаемых
результатов;

— выявить соответствие результатов обучения
ожидаемым (запланированным) результатам,
зафиксированным в стандартах образования и
учебных программах;

— инициировать коррекционную работу по
устранению пробелов в знаниях, умениях, по
развитию компетенций учащихся;

— создать комплект измерителей учебных
достижений учащихся для проведения различных
видов контроля по каждому учебному предмету;

— повысить мотивацию учащихся к учению,
самостоятельной деятельности, их к повседневной
систематической работе;

— способствовать развитию критического
мышления и способностей к самооценке как основы
успешности ученика;

— отслеживать динамику роста учебных
достижений на основе внутреннего и внешнего
контроля.

Таким образом, речь идет об оценивании
личностных, метапредметных, предметных
результатов.

Определяют следующие виды контроля: стартовый,
текущий, итоговый и промежуточный.

Обратите внимание на периодичность контроля.

планируемые результатыстартовыйтекущийпромежуточныйитоговыйличностныесентябрь с 1 по 4 классраз в полгода с 1 по 4 классмай с 1 по 4 классметапредметныесентябрь с 1 по 4 классраз в полгода с 1 по 4 классмай с 1 по 4 класспредметныесентябрь с 1 по 4 класспо четвертям с 1 по 4 классраз в полгода с 1 по 4 классмай с 1 по 4 класс

Формы контроля и учета достижений обучающихся

виды контроляурочная деятельностьвнеурочная деятельностьстартовый- устный опрос- письменная — самостоятельная работа- диктанты- контрольное списывание- тестовые заданиянаблюдение, анкетирование,
тестированиетекущий- устный опрос- письменная — самостоятельная работа- диктанты- контрольное списывание- тестовые задания- изложение — докладпромежуточныйпрактические, проверочные, контрольные
работы- участие в выставках, конкурсах,
соревнованиях- активность в проектах и
программах внеурочной деятельности- творческий отчетитоговый- диагностическая — контрольная работа-
диктанты- изложение- контроль техники чтения-портфолио, проект, сундук регалий,
карта успеха, творческая книжка, тетрадь-паспорт

Оценка личностных результатов представляет
собой оценку достижения обучающимися
планируемых результатов в их личностном
развитии.

Основным объектом оценки личностных
результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых три
основные блока:

• самоопределение — сформированность
внутренней позиции обучающегося — принятие и
освоение новой социальной роли обучающегося;
становление основ российской гражданской
идентичности личности как чувства гордости за
свою Родину, народ, историю и осознание своей
этнической принадлежности; развитие
самоуважения и способности адекватно оценивать
себя и свои достижения, видеть сильные и слабые
стороны своей личности;

• смыслоообразование — поиск и
установление личностного смысла учения
обучающимися на основе устойчивой системы
учебнопознавательных и социальных мотивов;
понимания границ того, “что я знаю” и того, “что
я не знаю” и стремления к преодолению этого
разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание
основных моральных норм и ориентация на их
выполнение на основе понимания их социальной
необходимости. Развитие этических чувств —
стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.

Методы контроля: Наблюдение, тестирование,
проектирования, портфолио.

1. Письменная, устная.

2. Групповая, индивидуальная, фронтальная.

4. Мониторинг, зачет, защита творческих работ,
конкурсы, турнир, соревнование, сдача нормативов,
собеседование

Достижение метапредметных результатов
обеспечивается за счет основных компонентов
образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность у
обучающегося регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных
результатов на ступени начального общего
образования строится на умении учиться.

Методы и формы контроля похожи на методы и
формами контроля личностных результатов.

Оценка метапредметных результатов проводится
в ходе различных процедур таких, как решение
задач творческого и поискового характера,
учебное проектирование, итоговые проверочные
работы, комплексные работы на метапредметной
основе, мониторинг сформированности основных
учебных умений.

Достижение предметных результатов
обеспечивается за счет основных учебных
предметов. Поэтому объектом оценки предметных
результатов является способность учащихся
решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов
ведётся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. Результаты накопленной
оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются, в форме
портфеля достижений и учитываются при
определении итоговой оценки.

Основным инструментом итоговой оценки
являются итоговые комплексные работы – система
заданий различного уровня сложности по чтению,
русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных
результатов проводится с помощью
диагностических работ (промежуточных и
итоговых), направленных на определение уровня
освоения темы учащимися. Проводится мониторинг
результатов выполнения итоговых работ – по
русскому языку, литературному чтению,
математике, окружающему миру – и итоговой
комплексной работы на метапредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и
предметных результатов реализуется в рамках
накопительной системы – рабочего Портфолио

Рабочий Портфолио ученика:

— является современным педагогическим
инструментом сопровождения развития и оценки
достижений учащихся, ориентированным на
обновление и совершенствование качества
образования;

— реализует одно из основных положений
Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования второго поколения
– формирование универсальных учебных действий;

— позволяет учитывать возрастные особенности
развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов; лучшие достижения
Российской школы на этапе начального обучения; а
также педагогические ресурсы учебных предметов
образовательного плана;

— предполагает активное вовлечение учащихся и
их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и
оптимистического прогнозирования.

Библиографическое описание

Федоренко, А. А. Система мониторинга качества образования в современной начальной школе / А. А. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84358/ (дата обращения: 16.06.2023).

Цель статьи заключается в исследовании системы мониторинга качества образования современной начальной школы. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, статистического, графического исследования. Раскрыто категориально-понятийное содержание мониторинга качества образования. Рассмотрены основополагающие цели, задачи и функции мониторинга качества образования начальной школы. Сконструирована модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы и предложен алгоритм ее реализации.

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник школьника вход в систему личный кабинет войти

Ключевые слова:

мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы.

The purpose of the article is to study the system for monitoring the quality of education in a modern primary school. The work uses the methods of analytical, comparative, statistical, graphic research. The categorical and conceptual content of monitoring the quality of education is revealed. The fundamental goals, objectives and functions of monitoring the quality of primary school education are considered. A model of a system for monitoring the quality of education in a modern primary school has been constructed and an algorithm for its implementation has been proposed.

Keywords:

monitoring the quality of education, assessment of the results of educational activities, research of the state of the educational system.

Важнейшей сферой применения мониторинга качества образования является начальная школа, служащая фундаментом, базисом всей системы образования. Существует несколько центральных задач мониторинга качества образования современной начальной школы: 1) идентификация проблем в учебном процессе, обусловленных изъянами в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.; 2) оценка эффективности образовательных инноваций, интегрированных на уровнях — государства, региона, района, отдельной школы; 3) внутренняя мобилизация / мотивация педагогов на совершенствование образовательного процесса и повышение ответственности за его результаты. Ключевые функции мониторинга представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Функции мониторинга качества образования начальной школы

Далее представлена наиболее оптимальная модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы, опираясь на специфику организации образовательного процесса в начальной школе. Система мониторинга должна охватывать все уровни управления учебным процессом — учительский, институциональный (школьный), муниципальный.

В первую очередь, необходимо разработать и законодательно утвердить единую (унифицированную) систему показателей и критериев качества результатов обучения и учебного процесса в начальной школе.

В третью очередь, осуществляется комплексный сопоставительный анализ результатов мониторинга качества образования начальной школы:

1) определяется положение индивидуальных результатов относительно среднего показателя по классу, школе, муниципалитету;

2) определяется положение школы относительно среднего показателя по муниципалитету / региону;

3) определяется качество учебного процесса конкретного класса по каждой отдельной дисциплине;

Помимо горизонтального анализа, мониторинг позволяет осуществить вертикальный анализ качества образования начальной школы, то есть исследовать качество подготовки учащихся в разные годы и на одних и тех же параллелях, а также выявить динамику уровня подготовки учеников по каждому предмету. На базе результатов мониторинга за n-ый период времени осуществляется дифференциация классов и школ по уровню качества образования:

1) стабильный рост качества;

2) неизменный уровень качества;

3) нестабильное качество. Выявленные тенденции также соотносятся с характеристиками учебного процесса и условий, позволяя прогнозировать дальнейшую динамику изменения уровня качества образования.

Важное значение в системе мониторинга качества образования современной начальной школы необходимо отводить организации курсов повышения квалификации педагогических работников, поскольку образование, как система, постоянно развивается, значит, необходимо непрерывное развитие педагогических кадров. Чем компетентнее педагог, тем качественнее будет организован процесс обучения, как следствие, повысится качество образования младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебный процесс, современная начальная школа, мониторинг качества образования, образовательная система, образовательный процесс, система мониторинга качества образования, гражданская активность, результат обучения, учебная деятельность.

В статье поднимается проблема оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. Выдвигается авторская версия эффективности использования контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов. Обосновывается выбор контрольно-оценочных процедур и вариативность контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: младшие школьники, оценка, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры.

Введение. Начальная школа была и остается той ступенью, на которой закладывается фундамент дальнейшего образования и развития личности. Период младшего школьного возраста — это время, когда происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируется направленность личности, определяются основы учебной деятельности. От того, какие условия обеспечивают это развитие, во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Государство предъявляет требования не только к реализации образовательных стандартов начального образования, но и к оценке качества образования, оценивание образовательных достижений младших школьников.

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы посвящены труды С. Р. Шейхмамбетова, Н. С. Махина, Г. И. Веденеева, В: А. Кальней, М. М. Поташник, С. И. Шишов, Е. В. Ямбург и др.

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены многие педагогические и психологические исследования (Р. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берне, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.). Учебные достижения рассматриваются как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности.

В рамках реализации национального проекта «Образование» и Федерального государственного образовательного стандарта начального обучения происходят изменения в системе начального образования, особенно в целеполагании. Ориентация начального образования на освоение младшими школьниками учебной деятельности предполагает включение в число объектов оценивания способов действия и способов учебного взаимодействия. В практике образовательной деятельности начальной школы нет достаточного количества контрольно-оценочных процедур, позволяющих учителю понять, насколько организованное им обучение помогает учащимся овладевать компонентами учебной деятельности.

В связи с тем, что приоритетным направлением современного начального образования является индивидуализация и дифференциация обучения, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и создание индивидуальной траектории обучения необходима многоуровневость в оценке образовательных достижений. Изучение научных исследований по проблеме оценивания образовательных достижений младших школьников, показывают, что практически отсутствуют доступные учителю механизмы прослеживания динамики индивидуального прогресса каждого обучающегося. Отмечается (В. А. Сластенин, Н. С. Махина, О. Е. Жиренко, А. Н. Прохорова, П. И. Третьяков, В. В. Давыдов, Н. В. Занков и др.), что имеющаяся система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников не является самоцелью, а подчинена общим целям системы образования с направленностью на повышение качества образования.

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник вышний волочек школа

Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников, соответствующая ФГОС и способная оказать существенное влияние на повышение качества образования, должны иметь следующие характеристики:

1.Объекты контроля и оценки:

а) знания и их применение, овладение определенными способами действия;

б) метапредметные результаты образования;

в) индивидуальные креативные достижения учащихся.

Таким образом, контроль и оценка индивидуальной динамики развития и обученности каждого ученика выходит на первый план. А это значит, что увеличивается доля участия в контрольно-оценочной деятельности самих обучающихся, что важно для функционирования системы оценивания, так и для овладения младшими школьниками действиями контроля и оценки, самоконтроля и самооценки как важнейшими компонентами учебной деятельности.

В связи с этим, цель исследования заключается в теоретическом обосновании оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования.

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «А» и 4 «Б» классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

В качестве методов исследования использовались контрольно-оценочные и контрольно-измерительные средства для оценивания учебных достижений обучающихся.

Результаты и их обсуждение

В результате проводимого исследования, который начался в сентябре 2018 года, были сделаны выводы о том, что необходимыми условиями функционирования современной системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников являются:

Внешний контроль и оценка заключаются в получении данных об общем состоянии начального образования и тенденциях его изменения, что способствует созданию качественного диагностического инструментария, который впоследствии будет использоваться в ходе внутреннего контроля и оценки.

Специальная, продуманная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников способна существенно повлиять на повышение образовательного уровня каждого ученика, если данные будут использованы для организации дифференцированного обучения.

В исследовании мы придерживались взглядов ученых педагогов на сущность и структуру учебной деятельности (Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н. С. Махина, М. И. Махмутов, Г. К. Паринова, К. К. Платонов, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) и определели наиболее эффективные модели оценки достижений обучающихся в начальной школе.

а) Включение в текущие проверочные работы по предметам (русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) задания, построенные на материале предмета и оценивающие метапредметные результаты.

б) Учет межсистемных связей и использование комплексных материалов, построенных на материале нескольких предметов, основной целью которых является оценивание достижения метапредметных результатов, связанных с учебной деятельностью и когнитивным развитием школьников.

в) Тестовые задания, которые тренируют память, внимание, мышление через умение найти информацию в тексте, умение ее понять, сделать на основе прочитанного выводы и обобщения.

4) Педагогические диагностические материалы, построенные на основе информации нескольких предметов. Для оценивания метапредметных результатов, связанных с умением взаимодействовать с социумом, используются творческие задания.

Построение системы мониторинга и принципы создания контрольно-измерительных материалов построены с учетом дифференцированного подхода и важными являются следующие положения:

— Основой для создания работ являются общие положения ФГОС НО, связанные как с общей формулировкой предметных требований (пункт 9), так и с положениями об итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования (пункт 13).

В соответствии с деятельностным подходом, который является приоритетным в современном начальном образовании и отраженном в ФГОС НО, объектами контроля являются знания и способности на практике применять полученные знания.

Вывод и заключение. Для разработки контрольно-измерительных и контрольно-оценочных материалов необходимо составить перечень способов действий, которые должны быть сформированы по каждому предмету. Отмечено, что перспективными в оценке метапредметных результатов являются задания, в которых обучающимся важно понять, в чем заключается учебная задача, использовать не только знания, но и активизировать психические познавательные процессы.

В работах, направленных на оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся всегда использовать два типа заданий: обязательные (базовые) задания и дополнительные задания (задания повышенного уровня сложности), что позволит реализовать принцип дифференцированного подхода. Для понимания важно: количество заданий должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Особое место в системе контроля знаний занимают мониторинговые срезы в конце 4 класса, направленные на оценку достижения стандарта. Целью проверочной работы, определяющей является оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков, без которых невозможно продолжение обучения в основной школе. Особое место здесь принадлежит педагогической диагностике, поскольку усиление диагностического компонента способно существенно повысить качество образования. В отличие от Всероссийских проверочных работ, целью которых является ответ на вопрос усвоен или не усвоен необходимый объем материала, целью педагогической диагностики является ответ на вопрос об особенностях учебных действий ученика, об особенностях его деятельности, о возможных причинах затруднений.

Отсюда следует, непосредственное влияние наоценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования оказывает личность учителя, а полученные данные обладают потенциалом влияния на процесс образования в школе и на индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, учебная деятельность, достижение, начальная школа, оценка, школьник, государственный образовательный стандарт, задание, материал, предмет.

Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует различные подходы к интерпретации понятий образовательного мониторинга, педагогической экспертизы.

Про ГИС СОЛО:  Муниципальные услуги, предоставляемые школами г. Липецка

Ключевые слова: качество начального образования, система оценки качества начального образования, мониторинг, педагогическая экспертиза

В рамках модернизации образования, изменения общественного запроса к образовательным услугам актуализируется проблема оценки качества образования. Между тем качество образование как объект оценки является достаточно сложным, многогранным понятием, к интерпретации которого существует множество подходов. Существование различных подходов к анализу понятия «качество образования» препятствует адекватной оценке, не позволяет выбрать определенные критерии и показатели, которые однозначно бы выявляли уровень развития образовательной системы. Проблема, однако, связана не только с существованием различных подходов к интерпретации; актуальную часть проблемы составляет выявление объективной и субъективной сторон понятия качества образования.

Указанная выше проблема разрешается на государственном уровне в рамках национального проекта «Образование», призванного стандартизировать как само понятие качества образования, так и его целевое содержание.

Несмотря на все недостатки данного определения, в этой статье мы будем придерживаться именно его, поскольку именно в такой интерпретации качества образования прослеживается стандартизация понятия, основанная на систематизации и обобщении различных подходов.

Данное определение характеризуется также универсальностью, поэтому оно применимо и к качеству начального образования.

Несмотря на установленную определенность в интерпретации понятия «качество начального образования», существует проблема поиска адекватной детерминанты понятию «оценка качества начального образования». И здесь прослеживается существование множества подходов.

Вместе с тем С. А. Котова выделяет три основные элемента системы качества начального образования:

− качество обучения и воспитания младших школьников,

− качество образовательного процесса,

Оценка качества начального образования обычно рассматривается в контексте образовательного мониторинга. Мониторинг является непрерывным процессом наблюдения и регистрации параметров объекта в сравнении с заданными критериями. Если экстраполировать данное определение мониторинга на образовательные системы, то образовательный мониторинг (в дальнейшем — без эпитета «образовательный») представляет собой непрерывный процесс наблюдения за образовательными системами как основными объектами, в которых осуществляется образование, и процесс регистрации параметров развития образовательной системе в контексте образовательного целеполагания.

Второе Правило осуществления мониторинга системы образования определяет цели мониторинга систем образования:

− информационная поддержка разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования,

− непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность),

− усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений,

Однако мониторинг недопустимо ассоциировать только с оценкой качества образования. Мониторинг — это комплексное, всестороннее наблюдение за процессом функционирования образовательных систем, включающее и оценку результатов данного функционирования в виде определенного образовательного уровня.

Мониторинг образовательных систем осуществляется как на государственном, так и на международном уровнях. Самыми масштабными международными мониторинговыми исследованиями последних лет являлись:

− мониторинг «Школьная линейка», который проводился Детским фондом ООН и включал в себя целый спектр показателей — таких, как: соответствие образования минимальным установленным требованиям, процент неуспевающих детей, баланс между частными и государственными заведениями;

− исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений с целью сравнить оценку математической и естественнонаучной грамотности школьников;

Понятие оценки качества начального образования более близко к понятию «образовательная экспертиза». Самой распространенной формой образовательной экспертизы является педагогическая экспертиза, которая отличается от оценки качества образования, прежде всего, ограниченным числом субъектов и объектов. Педагогическая экспертиза проводится с целью выявления проблем в определенной области функционирования образовательной системы, в то время как оценка качества образования охватывает по возможности все области и аспекты.

Целями оценки качества образования О. В. Климентьева считает:

− формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в гимназии;

− получение объективной информации о состоянии качества образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

− повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;

− обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

Вместе с тем данным исследователем сформулированы основные задачи оценки качества образования:

− формирование определенной системы индикаторов, обеспечивающих достижение целей оценки качества образования,

− диагностика уровня индивидуального развития учащихся,

− диагностика состояния образовательной системы, а также эффективности ее функционирования,

− оценка реализуемых образовательных программ с учетом общественного запроса,

− факторный анализ качества образования,

В статье О. А. Игнатовой задачи оценки качества образования представлены в более обобщенном виде. Исследователь считает, что важнейшими задачами оценки качества образования являются:

− диагностика уровня индивидуальных достижений учащихся в рамках осуществления ими учебно-познавательной деятельности,

− многоуровневая оценка качества образования, в том числе и в пределах конкретной образовательной ступени,

Проанализировав предложенную О. В. Климентьевой и О. А. Игнатовой систему целеполагания оценки качества образования, автор данной статьи приходит к выводу о том, что цели и задачи, указанные исследователями в качестве основных, не охватывают всех аспектов понятия «качество образования» и не могут служить универсалиями, которые бы стандартизировали весь процесс оценки.

Создание и соблюдение предусмотренных требованиями ФГОС НОО условий реализации основной образовательной программы — это процесс, направленный на обеспечение качества начального образования. Непосредственно условия реализации общеобразовательных программ служат теми показателями качества начального образования, которые являются предметом оценивания. Однако для эффективной оценки качества начального образования необходима разработка системы критериев.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, образовательная система, качество образования, образовательный процесс, оценка качества, оценка качества образования, TIMSS, педагогическая экспертиза, условие реализации, начальное общее образование.

Оцените статью
ГИС Соло