ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УНИКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СЕТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК МЕХАНИЗМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ф. Н. Уразманова, Е. А. Солодкова

Представлены результаты работы межмуниципальной проектной группы по формированию процессуального компонента модели муниципальной системы оценки качества образования. Рассмотрен аспект оценки качества условий реализации образовательных программ. Приведен пример оценки кадровых условий реализации образовательной программы в части вариативных процедур из практики работы муниципалитетов.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, модель муниципальной системы оценки качества образования, процессуальный компонент, условия реализации образовательных программ.

В рамках данной Концепции с целью решения задач по построению модели муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) на основе региональной модели оценки качества общего образования (РМОКОО) были созданы межмуниципальные проектные группы. Каждая из этих

В составе межмуниципальной проектной группы по процессуальному компоненту модели МСОКО работали представители 5 муниципалитетов, из которых три — городские округа (Златоустовский, Трехгорный, Магнитогорский), два — муниципальные районы (Ашинский, Коркинский). Кураторами данной группы выступали специалисты ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». В работу были включены начальники отделов управления образованием, начальники отделов и методисты муниципальных методических центров, директора и заместители образовательных организаций.

Целью работы группы явилось описание содержания муниципальной системы оценки качества общего образования (МСОКО) в части оценки качества условий реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые стали алгоритмом всей дальнейшей работы.

Именно в оценке качества условий реализации образовательных программ у муниципалитета наибольший объём полномочий. В процессе работы участниками группы были рассмотрены основания функционирования МСОКО, закреплённые нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней. Отобраны нормативные документы, включающие содержа-

ние оценки качества условий реализации образовательных программ. Изучен инструментарий и различные практики, применяемые в Челябинской области при оценке качества условий реализации образовательных программ.

Задача 2. Уточнение содержания оценки качества условий реализации образовательных программ.

Содержательной основой оценки качества условий реализации образовательных программ по всем уровням образования (кроме дополнительного) является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) соответствующего уровня, включая ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержанием оценки дополнительного образования выступают нормативные документы федерального и регионального уровня, регламентирующие отдельные стороны их образовательной деятельности.

— нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение реализации ООП общего образования;

— кадровое и психолого-педагогическое обеспечение реализации ООП общего образования;

— материально-техническое, информационно-методическое обеспечение реализации ООП общего образования.

Задача 3. Систематизировать применяемые в МСОКО процедуры и инструментарий оценки качества условий реализации образовательных программ.

В соответствии с РМОКОО содержание модели МСОКО целесообразно представить инвариантными и вариативными процедурами.

Модель МСОКО в обязательном порядке должна отражать федеральные и региональные процедуры оценки качества общего образования, в реализацию которых включена муниципальная образовательная система. Такое содержание является инвариантным.

Инвариантными процедурами оценки качества условий реализации образовательных программ выступают аккредитация, лицензирование, государственный контроль (надзор) качества образования, аттестация педагогических работников, независимая оценка качества образования, мониторинги сформированности условий, включающие отдельные процедуры оценки качества условий реализации образования.

Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность реализации основных образовательных программ общего образования, являются своевременность и полнота мониторинга уровня сформированности условий, выявление проблем и эффективность принятия управленческих решений по результатам мониторинга.

Перечень механизмов и процедур оценки качества образования регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки Челябинской области, направленных на оценку качества условий реализации образовательных программ на всех уровнях образования.

На региональном уровне отдельные пока-

затели условий можно оценить через автоматизированную информационную систему «Образование Челябинской области» и мо-ниторинги: «Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по дополнительным профессиональным программам», «Мониторинг состояния библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области», мониторинг исполнения государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Муниципалитет создает условия для проведения этих процедур, учитывая полученные результаты в принятии управленческих решений.

В то же время в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в части оценки качества общего образования, в модели МСОКО предусмотрена возможность наполнения её компонентов содержанием, отражающим специфику территорий в оценке качества образования. Такое содержание модели МСОКО определено как вариативное.

Таким образом, оценку условий реализации образовательных программ целесообразно и приемлемо рассматривать через эти два основания. При этом в инвариантную часть включать процедуры и инструментарий, который отслеживается на федеральном и региональном уровне, а в вариативную -инструментарий и различные практики, применяемые в конкретных муниципальных территориях Челябинской области при оценке качества условий реализации образовательных программ.

Задача 4. Определить перечень вариативных процедур и модельных управленческих решений в аспекте оценки качества условий МСОКО.

На муниципальном уровне используются все вышеназванные региональные механизмы, оценочные процедуры и инструменты для оценки качества условий реализации образовательных программ, а также ана лизируются результаты. Помимо этого, формируются и используются механизмы прив-

Про ГИС СОЛО:  САМОКОНТРОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

лечения общественности к оценке условий реализации образовательных программ.

Для примера можно разобрать процедуры оценки кадровых условий реализации образовательной программы из практики работы муниципалитетов. Например, были отобраны следующие вариативные оценочные процедуры:

1) аттестация руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителей с целью определения соответствия руководителей образовательных организаций занимаемой должности на основе оценки их профессиональной компетентности и результатов профессиональной деятельности;

2) муниципальный проект «Резерв руководителей» для объективной и всесторонней оценки профессиональных, деловых качеств, результатов служебной деятельности лиц -кандидатов на включение в кадровый резерв;

— муниципальные этапы региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, которые направлены на выявление творчески работающих педагогических работников.

— муниципальные конкурсы «Лучшая школа года», «Лучший детский сад года», «Внешкольник года» с целью определения лидеров среди образовательных организаций города, имеющих высокий творческий потенциал и обеспечивающих качество и доступность образования;

— результаты ВСОКО, отчета о самообследовании в части оценки кадровых условий являются вариативными оценочными процедурами;

— работа сайтов образовательных организаций, на которых в том числе организован электронный мониторинг показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности, касающиеся доброты, вежливости, компетентности работников.

На основе полученных результатов вариативных процедур оценки качества кадровых условий реализации образовательных программ были приняты такие управленческие решения, как:

— создан клуб будущего руководителя образовательной организации;

— открыты ресурсные центры по актуальным направлениям образовательной деятельности;

— создан клуб учителей года;

— определена циклограмма представления лучших практик вышеназванных конкурсов;

— на стажировку определены молодые педагоги города;

— ресурсы городского родительского Совета активно используются в рамках конкурсного движения;

— результаты оценочных процедур, в т.ч. являются основанием оценки эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей.

В целом, работа межмуниципальной проектной группы по формированию содержания модели МСОКО в части оценки условий реализации образовательных программ, позволила классифицировать полномочия, определить их содержание с учетом требований к разным уровням образования, определить роль инвариантных процедур и, самое главное, создать банк вариативных процедур оценки качества условий реализации образовательных программ.

На следующем этапе планируется систематизировать и отобрать наиболее перспективные муниципальные (вариантивные) процедуры, разработать их модельное содержание и пакет регламентирующих документов.

льных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. — Челябинск: РЦО-КИО, 2017. — 163 с.

7. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. №03-02/11974). — Челябинск, 2017. — 140 с.

1. Baranova, Ju. Ju. Nauchno-metodiches-kie aspekty razvitija regional’noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija/ Ju. Ju. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2017 — №1

. — C. 2125.

2. Municipal’naj a sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija sovershenstvovanija v kontekste vnedrenija regional’noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodicheskie rekomendacii dlja organov mestnogo samoupravlenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju municipal’nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional’noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija /pod redakciej A. A. Ba-rabasa — Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017. — 104 s.

7. Regional’naja model’ ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabinskaja ob-last’) : (utverzhdena pis’mom Ministerstva obra-zovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016g. №03-02/11974). — Cheljabinsk, 2017. — 140 s.

Сведения об авторах

Уразманова Флюра Наильевна — директор МОУ «Гимназия № 53 г. Магнитогорска» — региональной инновационной площадки, г. Магнитогорск

Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Urazmanova F. N. — Director of the «Gymnasium # 53» — regional innovation platform, Magnitogorsk

Solodkova E. A. — Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Солодкова, И. Ю. Степанова

Отражены нормативно-правовые аспекты внутренней системы оценки качества в образовательных организациях. Представлено возможное содержание внутренней системы оценки качества образования в учреждении, реализующем программы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены процедуры и инструментарий внутренней оценки качества образования, обеспечивающие оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образования, инструментарий внутренней системы оценки качества

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного общества является повышение качества жизни, в котором образование играет важную формирующую роль. Качество образования становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства. Об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых и концептуальных документов, определяющих суть и значимость этого понятия, так Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования (п.29 ст.2) (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень

Про ГИС СОЛО:  ГРОМОВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

Необходимо подчеркнуть, что и органи-

Нормативный подход к построению ВСОКО опирается на положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из компетенций образовательной организации устанавливает обеспечение функционирования ВСОКО. Формирование ВСОКО в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования (далее — ГБУ ДПО РЦОКИО) осуществляется на основе следующих действующих нормативных правовых документов в сфере образования:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказ Минобрнауки от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444);

— Письмо Минобрнауки от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»;

— Письмо Минобрнауки от 07.05.2014 г. № АК- 1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»;

— Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 г. № 38993);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 462 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»;

— Концепция региональной системы оценки качества образования на 2016-2020 гг. Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 20.09.2016 г. № 3/1.

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Согласно Концепции внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО содержанием ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО являются механизмы, представленные на рисунке 1.

Внутренняя система оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО

Оценка качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ

Оценка качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования

Оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования

Рис. 1 — Содержание ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО

Каждый из механизмов обеспечивается определёнными процедурами, нормативно закрепленными в Концепции ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО.

В данной статье рассматриваются процедуры ВСОКО, обеспечивающие оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования. Обеспечение проведения необходимых мероприятий ВСОКО сотрудниками ГБУ ДПО РЦОКИО достигается за счет разработанного инструментария.

1. Отчёт о результатах самообследования ГБУ ДДО РЦОКИО.

Данный отчёт формируется ежегодно с целью обеспечения нормативных требований к информационной открытости деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО. Он включает результаты анализа показателей деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО (числовые данные) по каждому направлению и анализ результатов деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО за год:

— общие сведения о ГБУ ДПО РЦОКИО;

— условия осуществления образовательной деятельности;

— результаты образовательной деятельности;

— обеспечение качества образовательных услуг;

— социальная активность и социальное партнерство учреждения;

— научно-исследовательская и издательская деятельность;

— формы обратной связи;

— заключение, общие выводы.

2. Отчёт о реализации государственного задания.

Для формирования данного отчёта разработан регламент, отражающий направления

мониторинга, сроки его проведения, ответственных, исполнителей и результат. Среди направлений мониторинга выделены:

— формирование и обновление реестра программ повышения квалификации;

— расчет часов на выполнение государственного задания ГБУ ДПО РЦОКИО на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;

— формирование учебного плана и годового календарного графика на предстоящий календарный год;

— формирование плана-заказа на обучение педагогических и руководящих работников образовательных организаций из всех территорий по программам повышения квалификации на предстоящий календарный год;

— формирование индивидуальных планов/циклограмм педагогических работников отделов, реализующих программы повышения квалификации;

— мониторинг реализации программ повышения квалификации по каждой группе слушателей;

— анализ итогов обучения слушателей учебной группы (в отчетный период по группе);

— фиксация актуального состояния, выявление динамики контролируемых показателей.

Отчёт формируется ежеквартально и по итогам года.

3. Анализ выполнения годового календарного учебного графика ГБУ ДПО РЦОКИО.

Включает количественные показатели результатов образовательной деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО (количество групп, слушателей) за каждый месяц, квартал и год с нарастающим итогом. Данные показатели представляются по мероприятиям в рамках реализации государственного задания, мероприятиям действующей государственной программы развития образования Челябинской области, а также по реализации дополнительных профессиональных программ за счет приносящей доход деятельности.

4. Мониторинг выполнения индивидуальных планов, циклограмм педагогических и других работников.

Проводится с целью обеспечения единых

подходов к планированию деятельности структурных подразделений и работников ГБУ ДПо РЦОКИО. Форма мониторинга позволяет отразить:

— общую нагрузку педагогических и научно-педагогических работников: нормируемую (в том числе учебную; учебно-методическую и организационно-методическую; научно-исследовательскую работу) и ненор-мируемую.

— общую нагрузку работников структурных подразделений, обеспечивающих функционирование: циклические и ненормируе-мые виды работ.

Мониторинг проводится по итогам первого полугодия и года.

Про ГИС СОЛО:  КАК ПОПАСТЬ В Л 2 Ш ПОСТУПИВ ТУДА ЧЕРЕЗ КАКОЕ ВРЕМЯ

5. Мониторинг выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

В учреждении разработан Порядок проведения мониторинга выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

Основными задачами проведения мониторинга являются анализ условий реализации академических прав педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и контроль исполнения работниками обязанности систематически повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.

Форма мониторинга выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических и научно-педагогических работников ГБУ ДПО РЦО-КИО отражает:

— данные о прохождении сотрудниками повышения квалификации за последние три года (по профилю педагогической деятельности, по использованию информационных и коммуникационных технологий, в форме стажировки);

— информацию о формах предоставления результатов профессиональной деятельности работников по направлениям обучения за последние 3 года (разработка программы

повышения квалификации (учебного модуля), подготовка методических рекомендаций, проведение вебинаров для работников областной системы образования, публикации);

— перечень программ, освоенных работником с указанием их трудоемкости за текущий год (план, факт);

— объёмы израсходованных средств (план, факт);

информацию о формах предоставления результатов профессиональной деятельности работников по направлениям обучения в текущем году (разработка программы повышения квалификации (учебного модуля), подготовка методических рекомендаций, проведение вебинаров для работников областной системы образования, публикации).

6. Анализ учебно-методического комплекса дополнительных профессиональных программ.

Анализ учебно-методического комплекса дополнительных профессиональных программ (далее — УМК) осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования (обновления) УМК по программам повышения квалификации и мониторинга их сформированности. Предметом мониторинга сформированности УМК являются результаты формирования и обновления компонентов учебно-методического комплекса программ повышения квалификации. При проведении данного мониторинга заполняется карта, включающая обязательные и возможные компоненты УМК (Таблица 1).

Заполнение мониторинговых данных производится по критериям «Обязательные компоненты УМК ППК» (в соответствии с установленными требованиями) и «Дополнительные компоненты УМК ППК». Каждый из критериев представлен показателями — компонентами УМК.

При наличии показателя выставляется 1 балл, при отсутствии — 0 баллов. На основании заполненных форм определяется уровень соответствия критерию сформирован-ности «Обязательные компоненты УМК ППК»:

— 100-81% — 10-12 баллов — в полном объеме соответствует требованиям;

— 51-80 % — 7-9 баллов — не в полном объеме соответствует требованиям;

— 50 и менее % — 6 баллов и менее — частично соответствует требованиям.

Критерий сформированности «Дополнительные компоненты УПК ППК» не опреде-

ляет уровень соответствия критерию, а лишь определяет возможное пополнение УМК и носит информационно-статистический характер по каждому из показателей — компонентов УМК ППК.

№ п/п Критерии сформированности УМК ППК Компоненты УМК ППК Наличие показателя (1 балл при наличии, 0 баллов при отсутствии) Уровень соответствия критериям сфор-мированности

1. Обязательные компоненты УМК

методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ

методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы

программа стажировки (при наличии)

методические рекомендации по проведению итоговой аттестации

методические рекомендации по проведению текущей и промежуточной аттестации

анкета для итоговой диагностики уровня субъектной позиции слушателя

диагностические материалы для итогового контроля (вопросы, анкеты, тесты и др.).

2. Дополнительные компоненты УМК ППК

сборник ситуационных заданий и упражнений

конспект лекций (в том числе видеоматериалы)

презентации лекционного курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

глоссарии (словари терминов)

Карта мониторинга сформированности учебно-методических комплекса программы

7. Мониторинг ведения официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО.

Мониторинг ведения официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно в соответствии с утверждённым регламентом содержательного наполнения (обновления) разделов официального сайта ГБУ ДПО РЦО-КИО. За каждым разделом/подразделом официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО закреплены ответственные за подготовку информации и её согласование, определены сроки согласования и размещение информации.

8. Мониторинг результативности достижения показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО.

Осуществляется по итогам 1 полугодия, года. Форма мониторинга включает: наименование индикативных показателей, значение индикативных показателей на год (план) для каждого отдела, результат, значение баллов по результатам достижения показателей и количество баллов. Значения индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО распределяются по отделам, определяются значения каждого из показателей в баллах (от 0 до 2 баллов), а также способы документационного подтверждения достижения плановых показателей.

9. Самоанализы деятельности работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

Заполняются сотрудниками ежемесячно по утверждённой форме. Указываются данные о проделанной работе за месяц в части обеспечения функционирования ГБУ ДПО РЦОКИО, а также о выполнении отделом индикативных показателей развития, установленных на квартал.

formi rovaniya-vnutrenney- sistemy-otsenki -kachestva-obrazovaniya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-professionalnogo (data obrash-cheniya: 01.05.2017).

5. Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»

— начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДНО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Степанова Ирина Юрьевна — начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДНО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Stepanova I. Yu. — Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Оцените статью
ГИС Соло