Образовательные программы дополнительного образования предусматривают

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Методические рекомендации

Общая классификация

Разрабатывая дополнительную образовательную программу, педагог должен ясно и четко определиться с ее видом, который определяет основные критерии программы.

В настоящее время классификация программ дополнительного образования составлена по ряду оснований:

Юлия Алеквандровна Герцен

Программа дополнительного образования – это нормативно-управленческий документ, который определяет содержание дополнительного образования.

Она разрабатывается по одному из направлений дополнительного образования и представляет собой комплекс методов и средств обучения, воспитания, развития, оздоровления учащихся, реализуемый на основании имеющихся у образовательного учреждения материальных, технических, кадровых ресурсов и в соответствии с социальным заказом.

Общая характеристика дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, носящий управленческий характер, отражающий содержание дополнительного образования и регулирующий деятельность педагогического состава в области его реализации, а также средства, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Такая программа реализуется на основе ресурсов и источников финансирования учебного учреждения, отвечающих условиям и требованиям социального заказа.

Образовательные программы дополнительного образования предусматривают

Рисунок 1. Дополнительная образовательная программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дополнительная образовательная программа носит местный характер т.е. ее применение ограничено рамками конкретного учебного заведения или направления деятельности. в этой связи ее принятие и подписание имеет конкретный порядок прохождения:

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.

Введение

Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).

Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:

От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.

Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.

Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

Про ГИС СОЛО:  ИСПЫТАНИЕ НА МЫШЦАХ 4 БУКВЫ СКАНВОРД

Титульный лист программы. Пример.

Комитет образования администрации города Тамбова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
от «30»_августа 2017 г.
«Утверждаю»
Директор
ФИО
приказ     №  от     2017 г.
протокол № 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «название программы» (уровень программы)

Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
ФИО полностью:
педагог дополнительного образования
Тамбов 2017г

Уровень освоения содержания образования: базовый
Уровень реализации программы: начальное общее образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: 4 года

Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ гл.1ст.2п.25).

Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок п.9).

По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.

Уровень образования — начальное общее образование.

Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочной), базовый, углубленный.

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

Актуальность может базироваться на:

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского творчества.

В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

В этом пункте дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.

В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Для того чтобы подвести учащихся_____ лет, к освоению ____, предлагается метод________ (далее кратко описываются особенности применения этого метода).

Предлагаемая программа является_______. Она построена на основе____.

В этом пункте необходимо указать: какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов).

Программа адресована детям от __7____ до ___10____ лет.

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Объем и срок освоения программы

В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

4 года обучения — 38 часов каждый год обучения

1 год обучения — 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:

Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

Формы и режим занятий

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия.

Программа рассчитана на _4__ года обучения.

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т. п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

по количеству учащихся, участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная);

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т. д.);

Про ГИС СОЛО:  Диагностическая работа по русскому языку 1 класс конец года

по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______

Или: Занятия включают в себя организационную,теоретическую ипрактическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть

занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Цель — процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся.

Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. заранее предполагаемый результат учебного

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т. д.).

Примеры формулировок цели:

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение.

Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.

В задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности:

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Пример употребления глаголов для формулирования задач:

Примерные формулировки задач программы образовательные:

Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).

В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н.,ВоронинаЕ.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ . Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.

Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т. п.).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.

В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Оформление учебного плана. Пример

Учебный план третий год обучения

Оформление содержания учебного плана

Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане.

Раздел 1. »Введение»

Тема № 1.1. »Техника безопасности».

Теория. Основные правила техники безопасности при работе с конструктором. Правила поведения при работе в парах, в группах.

Тема № 1.2. »Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора».

Практика. Работа с конструктором: знакомство с деталями и элементами набора.

Раздел 2. »Изучение механизмов«

Тема № 2.1. »Зубчатые колёса».

Практика. Работа с конструктором: составление эскиза зубчатого колеса. Нахождение зубчатого колеса среди деталей конструктора

Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития).

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению и знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т. д.

Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Образец оформления календарного учебного графика. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дорожная азбука» (базовый уровень)

год обучения: 2

Материально-техническое обеспечение программы

В данном пункте указывается:

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ гл.6ст.57п.1).

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация .

При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример: Подведение итогов по результатам освоения материаладанной программы может быть в форме ________ во время проведения______, когда работы учащихся по конкретной теме_______.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.;

документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т. д.

Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.

Про ГИС СОЛО:  PUSHKAREVA NINA SOSNOVY BOR ET

Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов .

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

Оформление методического обеспечения

Список литературы — заключительный пункт программы.

Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться:

Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов — полное указание электронного адреса.

2.7. Глоссарий (понятийный аппарат)

Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание деятельности объединения и формирует компактное представление о курсе в целом.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Структурное строение дополнительной образовательной программы

По своему устройству, программа дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

При разработке дополнительной образовательной программы первоначальным шагом является определение ее целевого назначения.

Приоритетной целью разработки программы является создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие учащихся. Помимо этого, выделяют перечень второстепенных целей программы:

«Дополнительная образовательная программа» 👇

Исходя из целевого назначения дополнительной программы образования происходит формирование ее содержания. Содержание дополнительных образовательных программ должно отвечать следующим требованиям:

Содержание программ дополнительного образование ориентируется на личностное развитие каждого обучающегося, для чего должны быть созданы соответствующие условия при реализации этих программ. Кроме того, важное значение имеет стимулирование учащихся к познавательной деятельности, проявление активности в процессе обучения.

Особое место уделяется развитию у детей желания и стремления заниматься творческой деятельностью. Для этого содержание ориентируется на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, его приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям.

Содержание программ должно включать в себя профилактические мероприятия, ориентированные на предотвращение развития асоциального и девиантного поведения, условий для единой направленности и стабильности психического, физического, интеллектуального и духовного развития учащегося.

В зависимости от направления деятельности учреждения дополнительного образования, программа включает и направления взаимодействия педагогов с обучающимися, их семьями, окружением.

Характеристика программ дополнительного образования

Примерная (или типовая) образовательная программа дополнительного образования – рекомендуется к применению государственными органами управления образования в качестве примерной программы по конкретному образовательному направлению.

«Классификация программ дополнительного образования» 👇

Примерные образовательные программы утверждаются Министерством образования РФ, каждая имеет сертификат соответствия. Данная программа содержит необходимый базовый минимум, который должны усвоить учащиеся и на который опирается педагог при построении образовательного процесса.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, имеющая своей основой типовую программу, измененная (доработанная) педагогом в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

Модифицированная программа учитывает возрастные особенности учащихся, возможности образовательного учреждения. Направлена на получение конкретных образовательных результатов, которые могут быть представлены в виде отчетного концерта, выставки, конференции и т.д.

Экспериментальные образовательные программы – разрабатывают педагогом для решения конкретной практической цели обучения, которая связана с преодолением определенных сложностей воспитательно-образовательного процесса. То есть, экспериментальная программа представляет собой методическое решение конкретной образовательной проблемы.

Авторская образовательная программа – это программа, создаваемая педагогом или коллективом авторов, на основании собственного подхода к образовательному процессу, имеет актуальность, оригинальность и новизну.

Для того, чтобы программа была признана авторской, она должна содержать определенную новизну в сфере образования, отличающую ее от всех иных образовательных программ, которые были разработаны и апробированы ранее по данному образовательному направлению.

Авторские программы обязательно проходят проверку, по итогу которой выдается сертификат (свидетельство), которое подтверждает, что программа действительно является авторской, и ее разработка принадлежит конкретному автору.

Представленные образовательные программы дополнительного образования являются наиболее востребованными и чаще всего используемыми в системе дополнительного образования. Применение определенной программы зависит от уровня подготовки педагога, поставленных им образовательных целей и задач.

Комплексные программы дополнительного образования – это совокупность определенных направлений, видов и областей деятельности, которые представлены как одно целое.

К комплексным программам дополнительного образования относятся:

Интегрированные программы дополнительного образования – это объединение различных образовательных областей и сфер в общую образовательную систему. Объединяя несколько областей получается единое основание образовательной системы дополнительного образования, позволяющее решать задачи комплексно, на основании взаимосвязи и взаимообусловленности. К данным программам относят дополнительные образовательные программы, которые взаимосвязаны с различными общеобразовательными дисциплинами и курсами.

Модульные образовательные программы – представлены самостоятельными и целостными блоками, которые составляют общую карту-схему модулей, в зависимости от цели образовательной деятельности.

Сквозные образовательные программы – разрабатываются и используются в том случае, когда необходимо реализовать общую образовательную цель через комплекс программ.

Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.

Оцените статью
ГИС Соло