Программа дополнительного образования – это документ эффективного управления образовательным процессом, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования».
Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242).
Методические рекомендации МО и Н РФ от 18.11.2015 г. (№ 09-3242) разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее ДООП) и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП.
Особенности проектирования разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ:
В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.
Подразноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является разноуровневой по некоторым признакам:
Наличие в программе матрицы, отражающей систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников. Каждый из последующих уровней дополняет (усложняет) содержание предыдущего.
Программа содержит фонд оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности, заложенных в матрице.
Обеспечен доступ каждого учащегося программы к разным уровням сложности материала.
Программа предусматривает методику определения уровня развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.
Где в программе необходимо акцентировать внимание на разноуровневость?
Если ДООП является разноуровневой (многоуровневой), то предполагается последовательное освоение уровней программы, при этом овладение стартовым (базовым) уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.
Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:
— «Стартовый уровень» — 1 год; предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
— «Базовый уровень» — 1-2 года;предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.
— «Продвинутый уровень» — 1-2 года;предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а также предполагает изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности.
При этом каждый уровень программы является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения обучающегося.
Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала). Диагностика по определению степени готовности участника к освоению материала на любом уровне сложности.
Программы должны по возрасту делиться в соответствии с уровнями общего образования (обратите внимание, что программы для портала ПФДО начинаются от 5 лет):
— 3-5 лет (дошкольники)2;
— 6-11 лет (начальная школа);
— 12-15 лет (основная школа);
— 16-18 лет (средняя школа).
Объем и сроки освоения программы, режим занятий
Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала).
Срок реализации программы зависит от уровня сложности содержания:
Стартовый – 1 (максимум 2) год
Базовый- 1-2 года (если программа выходит далее на продвинутый уровень, то может быть и 3 года, но не более)
Продвинутый -1-3 года
Формы обучения – очная, заочная, очно-заочная, дистанционная.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные.
Формы организации деятельности обучающихся: круглые столы, практические занятия, лабараторные работы, экспериментальные и проектные площадки, открытые занятии, экскурсии и т.п.
Цель и задачи ДООП
Цель – это конечный результат. Для этого необходимо ответить на вопрос, каким вы хотите видеть ребенка по окончании программы.
Цель — это стратегия, фиксирующая желаемый планируемый конечный результат, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы объединения. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.
Цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачираскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования ДООП должна быть направлена на:
Задачи – это пути достижения цели, и они должны быть связаны с конкретными результатами. Их не должно быть много, и они должны быть измеряемыми.
Цельзависит от уровня сложности содержания и уровня усвоения программы.
Примерная логика развития целевых установок в зависимости от уровня ДООП может выглядеть так:
Задачи должны быть логически соотнесены с прогнозируемыми результатами):
— Формировать познавательный интерес к данной области знаний
— Способствовать формированию устойчивого интереса к данной области знаний
— Учить правилам общения в совместной деятельности
— Развивать коммуникативные умения
— Способствовать применению коммуникативных навыков в совместной творческо-продуктивной деятельности
Содержание программы должно соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы. Содержание учебного материала должно быть разной степени сложности,предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала.
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. В нем приводится краткое описание тем по схеме:
— наименование раздела (темы);
— теоретические сведения;
— практическая работа;
— форма организации деятельности;
— дифференцированные практические задания.
Планируемый результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладевает учащийся. Он должен соотноситься с целями и задачами.
Результаты расписываются по годам обучения. Результаты должны отражать предметные, метапредметные и личностные достижения учащихся:
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
— мотивационно-ценностной (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценка);
— когнитивной (знания о себе как участнике деятельности, о собственных возможностях и перспективах развития в рамках этой предметной сферы, рефлексия деятельности);
— операциональной (умения, связанные с поведением в обществе и отношениями с другими людьми);
— эмоционально-волевой (эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Метапредметные результаты: развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п., коммуникативные, исследовательские, проектные, культурологические и т.д.;
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Предметные (образовательные): развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, связаны с различными компетенциями в данной области.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, умений и навыков, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:
— теоретические знания по программе;
— практические умения, предусмотренные программой.
Условия реализации программы:
— материально-техническое обеспечение: перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы;
— информационное обеспечение: аудио, видео, фото, интернет источники, литература;
— кадровое обеспечение: перечислить педагогов, занятых в реализации программы (если их несколько), указать их квалификацию.
Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.
Перечисляются согласно учебному плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
Методическое обеспечение разноуровневой программы:
Методическое обеспечение – это:
— описание методов и технологий преподавания, форм организации учебного занятия;
— обеспечение программы методическими видами продукции (инструкциями, технологическими картами, дидактическими материалами, комплексами заданий, образцами работ, КИМами, стендами и и т.п.).
Может также содержать:
— формы организации образовательного процесса:
— формы организации занятия;
— педагогические технологии;
-алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
— дидактические материалы;
— индивидуальные учебные планы,например, для работы с одаренным ребенком, с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— рекомендации и технологические карты проведения занятий и другое.
Следует обратить внимание, что методическое обеспечение, которое уже разработано в программах, перенести в Приложения.
Рабочие программы составляются на каждый год обучения (так как разноуровневая программа предполагает разработку не одногодичных программ) на каждую группу. Если программа рассчитана на один год, то к ней прилагается:
— календарный учебный график (КУГ) на 36 учебных недель;
— план воспитательной работы с детьми ( в том числе и в каникулярное время), где необходимо указать, на какие формы работы будут заменены учебные занятия в период летних каникул (профильный лагерь, профессиональные пробы, экспедиция, походы и т.п.), а также включающий работу с родителями.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Методические рекомендации
- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
- Введение
- Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
- Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
- Титульный лист программы. Пример.
- Оформление учебного плана. Пример
- Уровни ДО
- Виды
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.
При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.
Введение
Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).
Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:
Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:
техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.
Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Титульный лист программы. Пример.
Комитет образования администрации города Тамбова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
от «30»_августа 2017 г.
«Утверждаю»
Директор
ФИО
приказ № от 2017 г.
протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «название программы» (уровень программы)
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
ФИО полностью:
педагог дополнительного образования
Тамбов 2017г
Уровень освоения содержания образования: базовый
Уровень реализации программы: начальное общее образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: 4 года
Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ гл.1ст.2п.25).
Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок п.9).
По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.
Уровень образования — начальное общее образование.
Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочной), базовый, углубленный.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).
Актуальность может базироваться на:
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского творчества.
В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
В этом пункте дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.
В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).
Для того чтобы подвести учащихся_____ лет, к освоению ____, предлагается метод________ (далее кратко описываются особенности применения этого метода).
Предлагаемая программа является_______. Она построена на основе____.
В этом пункте необходимо указать: какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов).
Программа адресована детям от __7____ до ___10____ лет.
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.
Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.
Объем и срок освоения программы
В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.
4 года обучения — 38 часов каждый год обучения
1 год обучения — 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:
Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.
Формы и режим занятий
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия.
Программа рассчитана на _4__ года обучения.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т. п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
по количеству учащихся, участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная);
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т. д.);
по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______
Или: Занятия включают в себя организационную,теоретическую ипрактическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть
занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Цель — процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся.
Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. заранее предполагаемый результат учебного
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т. д.).
Примеры формулировок цели:
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.
Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение.
Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.
В задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности:
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Пример употребления глаголов для формулирования задач:
Примерные формулировки задач программы образовательные:
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).
В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н.,ВоронинаЕ.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ . Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения.
Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т. п.).
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.
В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Оформление учебного плана. Пример
Учебный план третий год обучения
Оформление содержания учебного плана
Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане.
Раздел 1. »Введение»
Тема № 1.1. »Техника безопасности».
Теория. Основные правила техники безопасности при работе с конструктором. Правила поведения при работе в парах, в группах.
Тема № 1.2. »Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора».
Практика. Работа с конструктором: знакомство с деталями и элементами набора.
Раздел 2. »Изучение механизмов«
Тема № 2.1. »Зубчатые колёса».
Практика. Работа с конструктором: составление эскиза зубчатого колеса. Нахождение зубчатого колеса среди деталей конструктора
Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития).
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению и знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т. д.
Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Образец оформления календарного учебного графика. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дорожная азбука» (базовый уровень)
год обучения: 2
Материально-техническое обеспечение программы
В данном пункте указывается:
Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ гл.6ст.57п.1).
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация .
При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Пример: Подведение итогов по результатам освоения материаладанной программы может быть в форме ________ во время проведения______, когда работы учащихся по конкретной теме_______.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.;
документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т. д.
Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.
Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов .
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.
Оформление методического обеспечения
Список литературы — заключительный пункт программы.
Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться:
Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов — полное указание электронного адреса.
2.7. Глоссарий (понятийный аппарат)
Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание деятельности объединения и формирует компактное представление о курсе в целом.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.
Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.
Уровни ДО
Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:
Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.
Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.
Виды
Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.
Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:
По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).
Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.
Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.