МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ В ПЕРЕФРАЗИРОВАНИИ СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Методика первичной диагностики и выявления  детей

(М. И. Рожков, М. А. Ковальчук)

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

Диагностика несовершеннолетних «группы риска».

Несовершеннолетние «группы риска» — это дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий для их полноценного развития, а также особенности развития которые создают повышенную опасность отклоняющегося поведения.

Зачастую дети данной категории в своей жизни сталкивались  и с тяжелыми социальными условиями проживания,  и с депривацией потребности в любви и уважении.

Наличие тяжелых социальных условий проживания, отсутствие поддержки, эмоционального тепла, одиночество, насилие и другие сложности сформировали искаженную «Я-концепцию», множество психологических защит, социальную и педагогическую запущенность. Депривация  потребности в любви и уважении приводит к формированию у детей низкого уровня самоуважения, низкого уровня самооценки. Так известно, что потребность в самоуважении, принятии самого себя считается на сегодняшний день важнейшим фактором нормального психического развития, неудовлетворение которой приводит к широкому ряду личностных и поведенческих нарушений, вплоть до асоциального развития личности, формирования склонности к преодолению норм и правил, склонности к зависимому поведению; нередко в подростковом возрасте, они совершают правонарушения, имеют опыт употребления ПАВ, совершают самовольные уходы из учреждения.

Для продуктивной коррекционно – развивающей работы с подростками «группы риска» необходимо понимание  того, что они чувствуют, как себя воспринимают, какие у них склонности, мысли, установки.

– определение личностных, поведенческих особенностей, эмоционального состояния, изучение внутренних конфликтов подростка группы риска для дальнейшего построения продуктивной коррекционной работы.

несовершеннолетние группы социального риска.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».

Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

1. Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

3. Недоверие к людям

Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

4. Неуверенность в себе

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении,  дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

5. Акцентуации характера

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

1. Г-1 Гипертимы х 3 (умножить значение шкалы на 3)+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. –: нет.2. Г-2 Возбудимые х 2 (застревание/застревающий тип)+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. –: 12, 46, 59.

3. Г-3 Эмотивные х 3+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. –: 25.4. Г-4 Педантичные х 2+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. –: 36.5. Г-5 Тревожные х 3+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. –: 5.6. Г-6 Циклотимные х 3+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. –: нет.7. Г-7 Демонстративные х 2+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. –: 51.8. Г-8 Неуравновешенные х 3 (возбудимость/возбудимый тип)+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. –: нет.9. Г-9 Дистимические х 3+: 9, 21, 43, 75, 87. –: нет.10. Г-10 Экзальтированные х 6+: 10, 32, 54, 76. –: нет.

Описание акцентуаций по Леонгарду

1. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности у них может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Такие люди склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству, испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Он часто страдает от мнимой несправедливости по отношении к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Заносчив, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).3. Эмотивный тип. Родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для людей этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженные черты — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому–либо угрожает опасность; сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

4. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.5. Тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.6. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Людям этого типа свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил; то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, подростки становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадают при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. « Плохие» дни более насыщены дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.7. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Он может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит в данный момент, для него является правдой; по–видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.8. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.9. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.10. Аффективно-экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться; характерны также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема; они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант — применение опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и бланк для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

Про ГИС СОЛО:  Обязанности класса для классного руководителя

Делать легко то, что для других трудно, — это

делать то, что для таланта невозможно, — это гений. А. Амиель

Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии. Нередко от мудреца родится глупец, а сын глупца вырастает мудрым человеком.

Тема: «Одаренность и талант»

сформировать в доступной форме понятие об одаренности, таланте, способностях, задатках.

1) сформировать понятие об одаренности, таланте, задатках;

2) способствовать желанию развивать в себе одаренность;

3) познакомить учащихся с биографиями одаренных людей;

4) расширить кругозор детей в области психологических знаний.

— интерактивная доска;

— слайды для демонстрации.

1. Организационный момент.

, ведущие зачитывают стихотворения

Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

А художник в буйстве красок,

На холсте мир отразит.

И сюжетом, что из сказок,

В детей, взрослых превратит.

Во всех нас частичка Бога,

Есть во всех талант творить.

Он нам дан как дар в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он — талант, у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога.

Чтобы радость в мир дарить!

2. Вводная беседа.

Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте дорогие ребята, учителя и гости, которые пришли на наше мероприятие. Ребята! Итак, у каждого человека, помимо учебы, труда, есть свое хобби или любимое занятие. Расскажите, пожалуйста, о своем хобби, любимом деле. ( Ответы учащихся)

Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к  выдающимся  достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать  что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим  недоступно.

Про ГИС СОЛО:  РАССВЕТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА И ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Одаренность и талант».

3. Основная часть.

— Послушайте, пожалуйста, сказку «О цветах способностей».

Сказка о цветах способностей

В Волшебном Саду Способностей в три разных горшка садовник посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей.

Из первого — Способность Рисовать, из второго — Способность к Математике, а из третьего — Музыкальная Способность.

Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.

— Способность Рисовать расцветет пышнее всех, — заявило первое семя. — Я в этом уверено.

— Нет! Думаю, что ты не право, — возразило второе семя. — Цветок самой правильной формы вырастет из меня. Вы скоро в этом убедитесь, ведь во мне заложена Способность к Математике.

— Ах, ну о чем тут спорить, — усмехнулось третье. Только Музыкальная Способность будет поражать своей красотой всех, кто придет в наш Волшебный Сад.

Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собой: в первом горшке красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Рисовать.

(В цветочный горшок «Способность рисовать» поместить цветок из цветной бумаги)

Во втором горшке, где было посажено семя Математической Способности, торчал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном.

(В цветочный горшок «Способность к математике» вставить стебелёк из цветной бумаги)

А в третьем горшке не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.

(В цветочный горшок «Музыкальная способность» без ничего)

-Как же так? — горестно вздыхало семя Музыкальной Способности. — Почему так получилось?

Эти вздохи услышал веселый садовник и подошел к клумбам.

-Почему? — улыбаясь, спросил он. Почему одна способность расцвела, другая еще никак не раскроется, а третья вообще не дала ростков? Я могу объяснить.

-Неужели? Расскажите, почему так случилось! — откликнулись все три семени.

-Я садовник. А зовут меня Интерес.

(Табличка «Садовник интерес»)

Меня с самого начала привлекло семя Способности Рисовать. Поэтому я больше занимался выращиванием именно этого цветка. Именно я заставил моего помощника Садовника Трудолюбие чаще поливать именно этот цветок.

(Табличка «Садовник трудолюбие»)

Но Трудолюбие в нашем Королевстве — еще малыш, многого не успевает сделать, и поэтому мало занималось остальными Цветами Способностей. Вот и получилось, что благодаря мне — Интересу — и Трудолюбию Способность Рисовать так расцвела.

-Но ведь Способность к Математике дала росток. А я нет. Почему все-таки? — послышался обиженный голосок семени Музыкальной Способности.

-Видно, тут еще и другое повлияло, — ответил садовник. — У Музыкальной Способности меньше внутренней силы к росту, а у Математической этой силы было больше, и Способность дожидается своего часа, чтобы привлечь и меня, и Трудолюбие. Тогда уж и этот цветок расцветает во всем великолепии.

-А как же я? — опять печально спросило третье семя. Садовник Интерес почесал в затылке.

-Надо, наверное, нам и тобой заняться. Растить, развивать. А то ведь не дело это — совсем пустая клумба.

Анализ сказки «О цветах способностей»

-Вспомните начало сказки. Чем первоначально является способность прежде, чем она разовьется (Семенем)

-Все ли способности выросли из семян?

(Совсем не выросла Музыкальная Способность. Способность к Математике дала только росток.)

— Кто так помог расцвести Способности рисовать?

(Садовники Интерес и Трудолюбие)

-Почему, несмотря на отсутствие помощи, все-таки выросла Способность к Математике?

(У нее было больше внутренней силы, чем у Музыкальной способности)

-Отчего Музыкальная способность не смогла взойти из семени?

(У нее не было ни внутренней силы к росту, ни помощи со стороны Интереса и Трудолюбия)

-Итак, на что же похожа способность, которая вырастает и развивается из семени благодаря Интересу и Трудолюбию?

волшебная формула способностей

Семена (Задатки) + Интерес +Трудолюбие = Способности

— Давайте теперь расшифруем, что же означает само слово «Способности».

– это что-то особенное, своеобразное у человека.

-Способным может быть человек к чему-то конкретному: к рисованию, к математике, к литературе, к танцам, к музыке, к спорту.

-Итак, мы побывали в волшебном Саду Способностей и узнали их формулу. Давайте повторим.

-Ребята, каждый человек рождается с какими-либо задатками чему-либо, будь то рисование, музыка, спорт. А что же такое задатки?

— это зачатки каких-нибудь способностей, качеств.

-Если человек проявляет интерес к своим задаткам, то есть развивает их, то вскоре у него могут появиться способности. Но, однако, необходимым условием в развитии способней является трудолюбие. Трудолюбие и способности могут подарить человеку одаренность. Что же такое одаренность? Как вы понимаете это слово?

— это наиболее высокий уровень развития способностей.

-Одаренность человека может привести к таланту. Что же такое талант? Как вы понимаете слово талант? (Свободные высказывания детей)

— это наивысший уровень развития способностей

Что же такое талант? Обратимся к словарю.

— присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») – в переводе с греческого «весы» или «груз».

Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

человека со временем стали измерять талантами – и, соответственно, называть – особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

— Как вы думаете можно ли стать талантливым, не трудясь? (Свободные высказывания детей)

Беседа об одаренных людях.

— Во всем мире очень много одаренных и талантливых людей. Это и ученые, и музыканты, и актеры, и спортсмены, и писатели.

— Все вы знаете известного скрипача

Его отец в детстве заметил, что сын проявляет интерес к музыке, что у него есть музыкальный слух. И отец заставлял маленького мальчика по 8 часов в день играть на скрипке. А это ведь очень тяжело. Несомненно, у мальчика были определенные способности к музыке, но маленький Паганини трудился и именно поэтому стал известным всему миру.

— Как вы думаете, можно ли считать талантливым русского поэта

Сергей Есенин — русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспел ее в своих стихах.

Послушайте одно из его стихотворений «Черемуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

«Черемуха» С. Есенин

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

Про ГИС СОЛО:  Электронный дневник березовская сош

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

-Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. ( Свободные высказывания детей)

-Согласны ли вы с тем, что такое красивое стихотворение мог написать поистине одаренный человек?

-Все вы знаете великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.

-Давайте прослушаем одно из его музыкальных произведений, наверняка вы его знаете и сможете его назвать.

(Звучит композиция «Вальс цветов»)

-Можно ли П. И. Чайковского назвать одаренным человеком? Почему?

— Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов

Был весьма талантливым живописцем. Посмотрите на экран Картина на экране) Внимательно рассмотрите картину «Заросший пруд». Ее мог нарисовать поистине талантливый человек. Тем более что эту картину художник писал не с натуры, а по этюду. Какая красота! Погруженные в тень, торжественно предстоят перед зрителем вековые деревья, объятые покоем и тишиной. Их густая, словно посеребренная временем зелень не пропускает солнечных лучей, а лишь отбрасывает темную тень на зеркальную поверхность пруда. Вся картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Так и хочется попасть в этот нетронутый уголок природы.

-Понравилась ли вам эта картина? (Свободные высказывания детей)

— Но есть и спортивная одаренность. Каких известных спортсменов вы знаете?

— Один из спортсменов, о котором я бы хотел вам рассказать — это фигурист, Евгений Плющенко

Несомненно, это одаренный человек. Евгений является Олимпийским чемпионом Турина, многократным чемпионом мира и Европы. Этот человек побил мировой рекорд, набрав наибольшее количество баллов за свое выступление. Однако, когда у него брали интервью, то он сказал, что никогда бы не достиг таких успехов, если бы не труд и упорные тренировки.

— Итак, ребята, какой же вывод мы можем?

Все вы правы. Мы видим, что для того, чтобы стать талантливым человеком, нужно не только иметь способности и быть одаренным человеком, но и много и упорно трудиться. То есть талант — это одаренность плюс труд.

Стоит отметить, что современные учёные выделяют восемь типов таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.  Ознакомившись с ними и примерив их признаки на себя, мы даже сможем сделать вывод о том, какая профессия нам подходит:

Классный руководитель: Большинство талантливы людей проявляли свои способности в своих увлечениях. Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.

Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.

А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфранг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами. Петр I  был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V  увлекался вышивкой. Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием. Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки  Hammer. Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.

Библейская притча о талантах

Один богатый вельможа отправляясь в далекую чужую страну, призвал рабов своих, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, и поручил им имение свое , отдал им на руки свои капиталы: и одному , более ревностному и способному, дал он пять талантов ,другому два ,  иному один , каждому по его силе и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; и тотчас отправился  В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело.  Получивший пять талантов пошел , употребил их в дело , пустил их в оборот,  и приобрел трудами своими  другие пять талантов; точно так же  поступил  и получивший два   и  приобрел другие два . Но не так поступил третий:   получивший же один талант пошел и закопал его в  землю и скрыл серебро господина своего . Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе.

свой талант в землю»Как вы понимаете это крылатое выражение?

Давайте теперь немного поиграем, я вам называю характеристику, а вы говорите имя того, кто в нашем классе самый подходящий.

Талант  нуждается  в  усильях,             На  то, чтобы его развить,             Зато потом с ним, как на крыльях,             По жизни  можно  воспарить.

Когда  талантлив  —   всё отлично:             Ты смел,  удачлив  и  силён.             И совершенно  безразлично,             Каким  талантом  наделён.

Так  пусть  талант  растёт  и  зреет,

Велит  умнеть – не по годам,             И  ежедневно  душу  греет             И  сердце  радует  всем  нам.

Александр    Котлин

Таланты могут проявляться не только к рисованию, музыке, иностранным языкам, танцам, но и к тем качествам, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.

В первую очередь в школе, готовясь к урокам, когда мы выполняем домашнее задание, мы уже проявляем свои таланты.

Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску и некоторые надписи зачитываются.

Человек может иметь в себе разные таланты – к рисованию, пению, танцам, но давайте не будем забывать и о других талантах – тех сокровищах, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.

Работа с памяткой.

— И в конце нашего занятия я бы хотела рассмотреть с вами памятки, в которых вы найдете практические рекомендации и советы, как стать талантливыми людьми. И кто знает, может именно из вас вырастет второй Есенин или Чайковский.

— С какой темой мы познакомились?

— Как вы поняли, кто такой талантливый человек?

— Оценка классного часа учащимися.

Заключительное слово учителя:

Как мы убедились с вами – каждый человек индивидуален. Каждый талантлив по-своему и, талант, напоминает цветок:

У кого-то талант раскрывается сразу, для кого-то нужно время. Создайте свой цветок с лепестками желаемых достижений. И достигая цели, разгибайте каждый лепесток. Распускайтесь! Цветите и пахните! Не зарывайте талант в землю!

Я пожелать хочу ребята,

Открыть свой собственный талант.

Занятие любимым делом

Вам много пользы принесёт.

Пусть Вы не станете известным

На всю огромную страну,

Но в жизни может пригодиться

Умение искать, творить, дерзать.

Оцените статью
ГИС Соло