Меню для детей-аллергиков: принцип «не навреди»
В последнее время все большее количество деток подвержено аллергическим заболеваниями. Чаще всего причина этому – пищевой фактор. Организм таких детей остро реагирует на многие продукты, и для родителей процесс питания чад-аллергиков порой превращается в огромную проблему. О том какие правила следует соблюдать при кормлении детей-аллергиков, Oede.by рассказала педиатр, врач-гомеапат, инструктор детских групп до года в семейном центре “Юлии Гусаковской-Старовойтовой” Марина Алексеевна Крюк.
По словам Марины Алексеевны, прежде чем формировать меню ребенка, страдающего подобным недугом, важно разобраться в том, чем же конкретно болен малыш – аллергией или диатезом. Пищевая аллергия – это неадекватнаое поведение организма на маленькую дозу раздражения (так называемого аллергена). Диатес же выражается, как правило, в неадекватной реакции (чаще всего кожной или дыхательной) организма малыша на большую дозу определенных продуктов. Несмотря на то, что в классической медицине по сей день принято мешать эти болезни в одну кучу и назначать одинаковое лечение, чаще всего в виде очень жесткой диеты, Марина Владимировна рекомендует подходить к решению проблемы по-разному.
“В случае с диатезом, по ее словам, жесткая диета – это отнюдь не решение проблемы. Наоборот, молодой маме следует максимально расширить меню, чтобы подобрать правильные и безвредные для малыша композиции пищевых продуктов. Ну и, само собой, давать малышу продукты в небольших безопасных дозах. Кроме того, важно помнить и о так называемых схожих рядах продуктов. К примеру, если диатез у ребенка вызвало коровье молоко, существует большая вероятность, что подобную реакцию вызовет и козье”.
Если же у ребенка проявилась аллергия, то родителям будет полезно вести дневник его питания, вписывая нежелательные реакции и, таким образом, полностью исключая продукты-агрессоры из рациона ребенка. Приготовление пищи для таких детей должно включать более тщательное отваривание фруктов, замачивание на 2–3 часа картофеля, овощей и круп. Мясо должно вывариваться 2 раза, количество соли не должно превышать 1–2 г в день. Приготовленное питание должно храниться в холодильнике в основной камере, а не на полках двери, не более двух суток с плотно закрытой крышкой. Питание нежелательно разогревать дважды и более раз. Кроме того, приобретая продукты питания в магазинах, внимательно изучайте этикетку, обращайте внимание на количество консервантов, ароматизаторов и красителей – все они зачастую являются очень сильными аллергенами.
Кстати, по словам Марины Владимировны, аллергическую реакцию у малыша порой могут вызвать даже самая безвредная, на первый взгляд, еда. Например, известны случаи, когда аллергические реакции проявлялись и на молочные продукты, и на каши, и на картофель. Таким образом, при составлении ежедневного меню для ребенка-аллергика важно грамотно подбирать комбинации продуктов и стараться сделать так, чтобы ребенок не был лишен тех или иных полезных веществ. К примеру, если вы вынуждены отказаться от кормления ребенка молочными продуктами, не отчаивайтесь – нехватку кальция можно компенсировать, предлагая ребенку овощные блюда, в частности гипоаллергенные супы из шпината.
Зачастую, боясь вызвать у ребенка аллергические реакции, мы стараемся полностью исключить из его рациона мед, фрукты и сладкое, тем самым лишая малыша необходимых для организма витаминов. По мнению Марины Владимировны, этот подход абсолютно неправильный. Ведь, например, вопреки расхожему мнению, разумное количество меда, не вызывает аллергию, а в некоторых случаях наоборот помогает вылечить детский диатез. Это же касается и фруктов – правда, желательно начинать знакомство малыша с ними с микроскопических доз. Кстати, Марина Владимировна дала один интересный совет: “Если вы боитесь, что тот или иной фрукт выховет у малыша аллергию, приучайте своего ребенка к нему очень постепенно. К примеру, в первый раз следует показать его ребенку на картинке – так малыш получит о фрукте первичное представдение. Затем можно дать его малышу потрогать –организм начнет постепенно привыкать к нему и не будет рассматриваьть фрукт как аллерген. Потом можно предложить ребенку попробовать съесть несколько кусочков корки или пару капель сока, которые, как правило, аллергию не вызывают. При таком ступенчатом подходе шансы, что этот фрукт вызовет у ребенка аллергию практически сведены к нулю”. Поэтому, по словам врача-педиатра, боязнь вызвать аллергию, еще не повод отказывать малышу в десерте. Можно предложить ребенку немного растворенного в воде меда, расплавленного сахара или небольшой кусочек сухофруктов, например инжира.
Еще один наболевший вопрос для всех без исключения молодых мам – это боязнь всевозможных специй. Согласитесь, практически все мы придерживаемся мнения, что давать их детям, а уж тем более детям-аллергикам, запрещено. Оказывается, это не так. “ Специи – это возможность дать ребенку большое количество естественных витаминов и минералов в малом количестве продукта. Кроме того, специи способствуют тому, чтобы пища активно отдавала организму человека витамины” – аргументирует свою точку зрения Марина Владимировна. Как оказалось, детям-аллергикам некоторые специи даже полезны. Например, кумин (пряный тмин) хорошо выводит из детского организма шлаки, поэтому в рационе аллергиков, которые легко накапливают токсины, эта специя просто незаменима. Кроме того, полезны будут имбирь и корица. Однако при употреблении специй главное помнить, что любая из них может нести ребенку как пользу, так и вред, – все зависит от о чувства меры родителей.
Подводя резюме под всем вышесказанным, Марина Владимировна еще раз заметила, что ребенок-аллергик требует особого внимания со стороны родителей. Поэтому, к формированию его меню важно подходить обдуманно, тщательно подбирая и варьируя безопасные комбинации продуктов. Ведь правильное питание ребенка-аллергика – залог его будущего здоровья.
Мы продолжаем обсуждать проблемы питания детей от года. На этот раз педиатр, гомеопат Марина Алексеевна Крюк рассказала Oede. by не только о пищевой ценности детского рациона, но и о психологической стороне дела.
Марина Алексеевна, мы уже затрагивали тему белка в детском рационе. Почему он так важен именно после года?Начиная с десяти месяцев дети должны получать много белка, в этот период они активно познают мир и многому учатся: начинают ходить, говорить, появляются первые зубы, некоторые привыкают к горшку. Гемоглобин, который очень часто падает в этот период, нуждается не столько в железе, сколько в белке.
Как вы относитесь к советской традиции кормить детей манной кашей, богатой белком? Так ли это плохо?Разумеется, манная каша – это продукт, которым не стоит злоупотреблять. Но, нужно признать, что она требуется деткам с сердечно-сосудистыми особенностями, патологиями. Дело в том, что манка содержит очень много калия. Малышам она нужна не чаще одного раза в неделю в виде муссов, каш, пудингов. Так же манку можно предлагать деткам, которые по определенным причинам не переносят морковь и сухофрукты. Однако, помните, что манная каша категорически противопоказана детям с ортопедическим проблемами, она усиливает плоскостопие!
Резюмируя продуктовый аспект детского питания от года, сформулируйте и прокомментируйте примерное меню на день?В первую очередь нужно исходить из того, какой мы описываем день: с рыбой, мясом или овощной. Утром ребенку можно предложить какой-либо фрукт, а через минут сорок – кашу, суфле или творожную запеканку. Если ребенок плохо кушает то прежде всего важно дать ему немного сока, и спустя полчаса – основные блюда. После завтрака должно пройти примерно четыре часа до следующего приема пищи. Разумеется, в это время возможен небольшой перекус, например печенье и сок (или обычная питьевая вода). Обед важно начать с супчика или овощного бульона, при этом может быть достаточно лишь 30 – 50 мл. Стоит сказать, что многие родители, которые кормят детей супом в большом количестве сталкиваются с проблемой: дети не едят второе или отказываются от супа. Важно
помнить, что задача любого первого блюда, в том числе и бульона – включить пищеварительную систему, подготовить ее к приему других блюд. Иногда малышам достаточно и ложки супа. На второе можно предложить легкие овощи, морковь, капусту, кабачок в сочетании с мясом или рыбой. Для овощного же дня больше подойдут более сытные овощи: картофель, тыква и свекла. В обед вполне допустим и компот из сухофруктов. Полдник может состоять из любого фрукта, например, идеально подойдет запеченное яблоко с корицей! Вечером, на ужин стоит предложить ребенку кашу: гречневую или перловую, но не рисовую. Рис – это дневная еда. За некоторое время до сна важно дать ребенку кефир или молоко. Так же хочу сказать, что детей до трех лет не стоит часто почивать мясными котлетами, состоящими из нескольких сортов мяса, предпочтительнее индейка или кролик. Расскажите о психологических аспектах кормления детей после года?После года дети нуждаются в особенном уважении со стороны родителей. Важно, чтобы они сидели за столом с мамой и папой, пробовали кушать сами. Когда глаза взрослого и
ребенка находятся на одном уровне происходит особенное, осознанное общение на равных. Именно для этого и придуманы специальные детские стульчики. Важно ободрять и хвалить деток за каждую сознательную попытку отведать новое блюдо. У родителей есть возможность показать малышам еду со всех сторон, дать им рассмотреть содержимое тарелки. Так малыши быстрее учатся понимать и воспринимать вкус блюд, их разнообразие, именно рассматривая, дети могут начать кушать то, что отвергали ранее. Более того, не любимая еда, в других сочетаниях так же может вызвать неожиданный интерес со стороны ребенка.
Какие еще психологические принципы кормления детей после года вы бы отметили?Важно помнить, что детская еда должна занимать долгое время – ребенок кушает, а не заглатывает пищу. Малыш, который кушает медленно лучше понимает себя, а значит родителям будет проще решать вопрос дозы. Не нужно торопить ребенка, когда он перемешивает еду, так он обогащает пищу кислородом. Пищевое насилие оставляет большой отпечаток в психике малыша, который обязательно проявится в подростковом возрасте. Родители должны уделять большое внимание именно совместному кормлению, так укрепится контакт между ними и малышом.
*Распростронение материала без письменного разрешения редакции Oede.by запрещено.
После 3х лет происходит основное созревание нервной, иммунной и желудочно-кишечной систем. Уже зрелая печень согласованно и слаженно работает с селезенкой. В связи с этим селезенка уже не только кроветворный орган, но и пищеварительный. Исходя из этого во многих семьях дети после 3х лет кушают как взрослые, находятся на «зрелом меню». Ограничивая лишь жирное, острое, жаренное и копченое, а так же некоторые отдельные сочетания продуктов. О том каковы особенности детского рациона после 3х лет, исходя из особенностей развития, рассказала врач-педиатр, гомеопат, инструктор центра Гусаковской-Старовойтовой Марина Алексеевна Крюк.
Марина Алексеевна, каковы основные черты детского рациона после 3х лет? К этому возрасту вырисовывается взрослая специфика работы организма в плане еды. Стоит отметить, что взрослый организм не всегда питается по четкому меню: «Обед должен быть таким, а завтрак другим», многие кушают как получается и когда есть время. В отношении детей, важно сказать, что многое в их рационе зависит от их темперамента, особенностей, которые родители уже должны определить для себя к этому моменту. Например, есть детки, которые должны и могут кушать только легкую еду, а сытную переносят плохо: как правило, после плотного приема пищи им тяжело двигаться, заниматься умственным трудом. Часто случается так, что эти детки плотно кушают на ночь и отлично спят, а проснувшись поутру, чувствуют себя бодрыми и сытыми. Таким деткам важно отрегулировать питьевой режим, они должны употреблять достаточно жидкости. Есть же детки, организм которых просыпается в любом случае только к 11 часам, в это время они могут попробовать много нового и обильная еда для них не проблема.
Основной рацион
Считается, что из детского рациона нужно исключить копчености, это так? В большом количестве копчености не для кого не могут быть полезны. Хотя, стоит отметить, что копчености в небольшом количестве возбуждают нервную систему, придают «вкус жизни». Вот почему многие «подсаживаются на» копчености и различные вкусовые добавки. Все стоит употреблять разумно. Например, если наблюдается сильная усталость, можно предложить ребенку кусочек чего-то естественно копченного, поскольку столь яркий вкус может взбодрить. Однако, на мой взгляд лучше вернуться к культуре потребления пряностей, поскольку они помогают подчеркивать вкус основных ингредиентов. Или же вполне уместны продукты, как например, пекинская капуста, которые и без специй помогают соседствующим продуктам выглядеть более яркими.
На каких специях вы бы порекомендовали родителям остановить свой взор, формируя меню детей после 3х лет?В первую очередь перец, черный и красный, они оба способствуют заживлению. Кроме того, черный перец помогает бороться с кишечными инфекциями, а красный стимулирует пищеварение. Так же перец – источник витамина С. По большому счету, перец можно предлагать детям с 6 месяцев, он стабилизирует работу кишечника. Так же он эффективен при дисбактериозе, в этом случае раз в неделю можно опускать одну горошину на корень языка малыша. Так же можно обратить внимание на мускатный орех, он помогает сгруппироваться организму и бороться со стрессом. Его можно добавлять к салатам в тертом виде. Куркума весьма уместна в детском рационе, она способствует согласованной работе органов и систем. Полезна и ваниль, которая, как правило, очень нравится деткам, она бодрит и усиливает аппетит. Нужно помнить об имбире, и, впринципе, о всех специях, поскольку их ароматы воспитывают чувство гастрономического вкуса у малышей.
Марина Алексеевна, какие виды блюд остаются недооцененными в рационе детей?К сожалению это десерты и овощные салаты. Овощной салат нормализует работу кишечника, приводит в норму стул, способствует формированию культуры питания, помогает не переедать. Десерты же расслабляют и успокаивают, настраивают на радостный лад. Мороженое, сухофрукты, сладкий чай с выпечкой, заварные печенья, шоколад – все это весьма положительно для детского рациона. Кстати, 4-6 клеточек шоколада в день просто необходимы деткам, у которых наблюдается недостаток магния.
Правы ли те родители, которые избегают сочетания «картофель-мясо» в рационе детей? Да, такое случается, многие считают сочетания «мясо-картофель» или «макароны — мясо» слишком тяжелыми. Я считаю, что раз в неделю для оживления пищеварения такое сочетание все же уместно. Сытость от такой еды остается надолго, а на ее переваривание уходят большие затраты и усилия со стороны ЖКТ, что помогает держать пищеварительную систему в тонусе. Однако, помните, что такую пищу лучше предлагать в обед, после которого не предусмотрен сон или отдых, когда ребенку предстоит довольно значительная умственная или физическая нагрузка.
Попробуем подвести небольшой итог: какие продукты можно назвать обязательными в детском рационе от 3х лет?Как мы уже говорили, в меню детей этого возраста могут входить все продукты. Я подчеркну лишь самые-самые незаменимые. Во-первых, это капуста – во всех формах, в том числе и квашенная. Во-вторых, морковь – тушенная с мякотью прекрасная счеточка для толстого кишечника, а безмякотный морковный сок выравнивает иммунитет. Не забывайте, что любой сок гораздо полезнее в свежем, нежели восстановленном виде. Свежий сок может храниться до 8 часов без холодильника в условиях комнатной температуры. В-третьих, не стоит забывать о кашах из гречки, кукурузной муки. Важно обращать внимание на рис: раз в две недели важно предлагать детям бурый рис. Помните, что в пропаренном рисе витаминов и полезных элементов больше чем в шлифованном. В этом возрасте важно предлагать раз в неделю перловку, она выводит шлаки. Лепешки из перловой муки необходимо готовить для детей аллергиков (!). После трех лет «смысл приобретает» пшенная каша, она снижает утомляемость и положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Пищевые привычки и культура питания
В чем основная задача родителей, которые формируют пищевые привычки детей после 3х лет?В пищевом смысле очень важно формировать полочки, вносить максимум ясности и четкости. Дети не должны чувствовать голод, ровно как и перегруженность едой – задача родителей понимать пищевые нужды своих чад. Например, для детей, которые не могут переварить сразу достаточное количество еды и привыкли кушать часто, но маленькими порциями важно делать частые перекусы, а это не всегда возможно, особенно если малыш ходит в детский сад. Что же делать? Есть смысл дать ребенку сок или шоколадную конфету за час до еды, а спустя это время полноценно покормить, как правило, такого приема пищи хватит надолго. Об этом же можно просить и воспитателей в детском саду.
Многие дети отказываются кушать в детском саду, как родители могут справиться с такой ситуацией?Есть очень чувствительные детки, которые любят еду приготовленные только определенным образом, только мамой, только дома – к сожалению с этим ничего не поделаешь, они будут плохо переносить еду из столовой. Но есть и другие те, которые предпочитают пищу, приготовленную в большом количестве, в общем котле, они лучше кушают в саду чем дома. Все это личные особенности.
Посоветуйте, каким образом можно привить детям определенную культуру питания, правила поведения на улице, в саду, за столом? Как объяснить, что, например, чистые руки – это важная часть здоровья?Все это большая и кропотливая работа. Вместо запретов и критики, лучше отвлечь детей игрой. Сам запрет очень часто воспринимается как фиксация, которая вызывает желание повторять запрещенное. Многие дети хорошо воспринимают пожелания или предостережения, предупреждения. Например: «Мы пойдем на улицу, очень нужно сохранить ручки чистыми, потому что это очень приятно и красиво!» Старайтесь избегать слова «нельзя». Обращайтесь к физиологическим принципам: некрасиво, неприятно, невкусно – это будет восприниматься детьми спокойнее.
Ольга Столярова, специально для Oede.by




