Шагадатова Алсу Нурулловна
ЯНАО, г. Новый Уренгой
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская Экологическая станция»
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
Коммуникации – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку образовательное учреждение представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Коммуникационные процессы в МБОУ ДОД ДЭС включает в себя: участие в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечение внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными службами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участие в формировании и поддержании корпоративной культуры;
Структуру коммуникативного процесса в ДЭС я условно разделила на четыре элемента:
1. Отправитель, лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию. Это собственно являются педагоги Детской Экологической станции.
2. Собственно информация (сообщение, письма, приказы, положения).
3. Канал, средство передачи информации. С МИ, интернет, сайт учреждения.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее (педагоги ДЭС, педагоги образовательных учреждений города и руководители учреждений различной формы собственности)
На эффективность работы и сплоченность коллектива Детской Экологической станции влияет используемая в организации модель внутрикоммуникативных процессов.
Коммуникативные сети подразделяются на (вся коммуникация замыкается на руководителе) и (коммуни кация относительно равномерно распределяется между всеми членами образовательного учреждения). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень кол лективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства.
Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.
— это центр коммуни кативного взаимодействия и информационных потоков, который вы полняет ведущие информационные роли:
• пользователя информации — внешней и внутренней, поступающей в организацию;
• распространителя информации — не только через документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);
• предоставителя информации внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы учреждения, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).
шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя МБОУ ДОД ДЭС с сотрудниками.
Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотруд ника в достоинствах работы в данной учреждении, получить оп ределенное представление о новом сотруднике.
. Задача — ознакомить с базовыми целями ор ганизации, конкретными программами, условиями их выполне ния, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллек тивом задач.
Индивидуальная оценка сотрудников. Задача сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.
(физической, экологической, психологической). Задача представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.
. Задача ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкциями, традициями, контролировать их выполнение.
. Задача обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку.
Регулирование и координация индивидуальных усилий с последующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.
При изучении внутренних коммуникационных процессов в МОУ ДОД ДЭС я выделила следующие основные причины неэффективной коммуникации
— Неблагоприятный психологический климат в коллективе. К неверному восприятию информации и ее умышленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками.
— Личностные моменты: предвзятость отдельных работников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нарушенное эмоциональное состояние и др.
— Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров коммуникативного взаимопонимания и взаимодействия.
Большое количество промежуточных звеньев в коммуникативной цепи. Анализ эффективности внешних и внутренних коммуникационных процессов в МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция»
Отношения с организациями информационного сектора.
Налаженные отношения PR подразделений различного рода организаций с информационными структурами являются принципиально важными для компании.
Задачами PR МБОУ ДОД ДЭС являются повышение лояльности, обеспечение позитивного присутствия школы в информационном пространстве области, а также укрепление положительного образа МБОУ ДОД ДЭС как стабильного и развивающегося учреждения и позиционирование его как школы, предоставляющею качественное образование. Поэтому необходимо активно взаимодействовать со средствами массовой информации. При выборе СМИ для МОУ ДОД ДЭС важным становится не их количество, а качество (рейтинг). Для этого необходимо работать с электронными средствами массовой информации. Электронные СМИ более эффективны при создании положительного образа объекта, у них большая аудитория, в отличии от печатных изданий.
Взаимодействие осуществляется путём рассылки пресс-релизов в СМИ, проведения пресс-конференций, с помощью телефонной связи, а также личных встреч с журналистами. Когда на базе школы проводятся крупные мероприятия: соревнования, встречи, научные конференции, конкурсы, пресс-конференции, приглашают журналистов для освящения события.
Организация ведёт активную работу в информационном пространстве.
Резюмируя сказанное, отметим, что взаимодействие МБОУ ДОД ДЭС со средствами массовой информации являются эффективным, налажена обратная связь с журналистами, в информационном поле нет пробелов.
Взаимодействие с информационным сектором осуществляется посредством личного взаимодействия пресс-секретаря с журналистами; пресс-релизов, рассылаемых в СМИ; direct mail; пресс-конференций; заявлений для СМИ; с помощью телефонной связи.
Обучающиеся – важная и необходимая часть, без которой существование и развитие МБОУ ДОД ДЭС невозможно.
Коммуникация – двусторонний процесс. Вышеприведённые средства – личное общение, а также СМИ – можно отнести к средствам коммуникации с школьниками и их родителями. Информирование – односторонний процесс. К средствам информирования школьников об МОУ ДОД ДЭС можно отнести публикации в СМИ.
Для наиболее эффективного результата взаимодействия с детьми МБОУ ДОД ДЭС необходимо поработать над полиграфической продукцией – брошюры, буклеты, листовки. К такому выводу можно прийти, проанализировав полиграфическую продукцию. Яркие, красочные, лощёные брошюры бросаются в глаза, запоминаются и дольше хранятся.
МБОУ ДОД ДЭС сотрудничает с администрацией города, Департаментом образования ЯНАО, Управлением образования, образовательными учреждениями города и коммерческими организациями. Эти отношения самые формализованные и регламентированные. Они опираются на сложившиеся традиции, разработанные регламенты. Взаимодействие носит официальный характер: приказы, заявления, постановления и т.д. Контакты на уровне связей с общественностью практически отсутствуют.
Взаимодействие с органами власти на уровне связей с общественностью осуществляется в том случае, когда есть совместное мероприятие или событие. Это могут быть пресс-конференции. Таким образом, отношения с органами государственной власти носят формальный характер, взаимодействие происходит в случае проведения совместных мероприятий, а также для решения общих вопросов.
Коммуникация с представителями третьего сектора осуществляется посредством телефонной связи, личного общения, анкетирования, проведения совместных семинаров и тренингов, через Интернет.
Взаимодействие со структурами третьего сектора позволяет организации повысить свой паблицитный капитал. Причём не только вне организации, но и внутри неё.
Далее проанализируем внутренние коммуникации МБОУ ДОД ДЭС:
Рис.2 — Схема внутренних коммуникаций
Внутренние коммуникации в организации осуществляются вертикально и горизонтально. Вертикальные связи осуществляются как от директора к подчинённым, так и от подчинённых к директору – в форме обратной связи. Оповещение коллектива идёт поэтапно: директор передаёт сообщение преподавателям. Если конечным получателем сообщения должны быть школьники, то информацию до сведения доносится до них преподавателями.
Для более эффективной коммуникации внутри организации необходим не только обмен по нисходящей, но и по восходящей, т.е. снизу вверх. Таким образом, директор узнают о том, что происходит в школе. Обмен информацией по восходящей осуществляется в форме отчётов, заявлений, предложений и объяснительных записок. Коммуникация сверху вниз осуществляется при помощи указов, приказов, постановлений ректора.
Горизонтальные коммуникации происходят между отделами организации. Безусловно, нельзя сказать, что ни один отдел не сотрудничает друг с другом. Для того чтобы наладить коммуникации между отделами необходимо проводить совместные мероприятия , семинары, совещания.
Тем не менее, коммуникации внутри организации осуществляются как формально, так и неформально. Формальные коммуникации – это, приказы, распоряжения и другие официальные документы. Неформальное общение происходит как в стенах школы, так и за его пределами. Обычно, в неформальном общении задействованы слухи. Теоретики коммуникационного менеджмента утверждают, что поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». Возможно, это действенно, когда дело касается официальной информации, другое дело, когда личной. Слухи – довольно точный канал передачи информации, тем не менее, когда дело касается личных и эмоционально окрашенных сообщений, о точности передаваемой информации можно поспорить. Если ставить на точность сведений, то слух – не действенное средство распространения информации внутри университета.
Одним из средств внутренней коммуникации являются доски объявлений. На досках вывешиваются объявления, поздравления, приказы и т.д. На главном информационном стенде размещается информация о коллективах, а также внутрикорпоративное издание. Помимо досок объявлений есть доска почёта.
Ещё одним средством коммуникации является внутренняя телефонная линия.
Сайт МБОУ ДОД ДЭС можно отнести к каналам как внешней, так и внутренней коммуникации. На сайте дана полная информация об образовательном учреждении: от истории до педагогического состава. Эта информация подходит для представителей внешней общественности. На главной странице помещены новости за последние 30 дней, благодаря этому представители внутренней и внешней общественности могут узнавать о событиях МБОУ ДОД ДЭС. Также на сайте размещены поздравления, разделы сайта, информация для населения и т.д. В силу того, что сайт довольно «скучный» не привлекает к себе внимание пользователей, этот канал нельзя назвать эффективным.
Для сотрудников ДЭС проводятся корпоративные праздники: на Новый год, 8 марта, 23 февраля, а также дни рождения и юбилеи сотрудников. Неформальное общение, которое происходит на перечисленных мероприятиях, способствует сплочению коллектива, формированию корпоративного духа.
Обучающиеся – та часть, которая также входит в структуру внутренних коммуникаций. Всю необходимую информацию они получают от педагогов, при помощи межличностного общения; слухи – один из каналов получения информации; также школьникам доступна доска объявлений и внутрикорпоративное издание.
Резюмируя сказанное, отметим, что в системе внутренних коммуникаций МБОУ ДОД ДЭС есть свои недочёты, касающиеся горизонтальных коммуникаций внутри учреждения. Налажена система обратной связи между начальством и подчинёнными. Обмен информацией осуществляется при помощи официальных документов: приказов, указов, постановлений, заявлений, выговоров; неофициальных сообщений: поздравлений, слухов, сплетен. Посредством делового общения: собрания, совещания, конференции. В целом коллектив работает слаженно, придерживаясь официальных отношений.
«Внешние и внутренние условия функционирования образовательного процесса»
В статье рассматривается актуальный вопрос внешних и внутренних условий функционирования образовательного процесса, а так же организационные аспекты.
образовательный процесс, условия функционирования, организационные моменты, социальный институт.
Образование определяет состояние эволюции и перспективу каждого поколения, народа и человека, а также является чрезвычайно важным социальным институтом. На данный момент российское образование направлено на решение целого комплекса основных задач.
Будучи подверженное влиянию со стороны базисных надстроек и социальных структур, а так же связанное с другими социальными институтами, оно в значительной степени отражает все их политические, экономические и социальные противоречие, хотя и практически автономно. Образование оказывается достаточно инертным в условиях реформирования что приводит порой к негативным, социальным последствиям.
За последние годы появляется много работ, где затрагивается анализ структурных и функциональных особенностей образовательного процесса. Поэтому внешние и внутренние условия его функционирования стоят на первом месте и должны соответствовать определенным требованиям.
Условия функционирования образовательного процессаСистема — это множество элементов вместе с отношениями между собой, это есть целостность в качестве признака.
По своим характеристикам образовательная система имеет:
— динамический характер.
Образовательная система является открытой.
Развитие, саморазвитие и функции копирование образовательного процесса как педагогического процесса является его главным условием для дальнейшего существования.
Образовательный процесс находится постоянно в непрерывном развитии, обладая такой способностью к совершенствованию при условии четкой научной организации управления ими.
Существует несколько внешних условий функционирования образовательного процесса, а именно:
— микрорайонные (среда)
В природе и обществе есть те факторы среды которые оказывают влияние на образовательный процесс ( прямые и косвенные), также есть факторы которые относятся к ближайшей отдаленной среде, но отдаленные факторы примерно одинаково влияют на разные образовательные учреждения.
Любое образовательное учреждение испытывают на себе влияние:
— институциональных факторов;
К ближайшим фактором среды можно отнести:
— активные слои местного населения;
— местная общественность;
— семьи учащихся;
— местные администрации
— их органы управления образованием ;
— учреждения здравоохранения;
— производственные структуры разных форм собственности;
— местные средства массовой информации;
— различные организации и ассоциации;
— другие образовательные организации;
— социальный климат общества.
Ближайшая среда оказывает на образовательное учреждение сложенное влияние, выступая источником собственных специфических воздействий.
Каждому руководителю для того, чтобы обеспечить функционирование образовательного процесса необходимо иметь традиционные локальные нормативные акты, а именно:
— правила внутреннего распорядка;
— должностные инструкции;
Внутренние условия функционирования учебного процесса:
— санитарно – гигиенические;
— учебно – материальные;
— морально – психологические;
Наличие и решение противоречий – это движущие силы образовательного процесса:
— между личностью и коллективом;
— между интересами личности и общественными интересами;
— между возможностями учебно – воспитательного процесса и нарастающем потоком информации;
— между функциональным подходом к формированию личности и односторонностью педагогического процесса и целостностью личности;
— между массово – репродуктивным характером организации педагогического процесса;
— между тенденцией к технократизации педагогического процесса и возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становление человека;
— между недостатком детского опыта для их понимания и сложными явлениями общественной жизни;
— между умений и нарастающей необходимостью применения общественно обобщенных знаний и умений и отстаиванием процесса генерализации знаний и умений;
— между установками преимущественно на словесное воспитание и определяющим значением деятельности в развитии личности.
Образовательному учреждению необходимо изучать внешнюю среду, ее влияние на учреждение и учитывать актуальное состояние, тенденции изменений внешней среды при разработке программы развития. Каждому образовательному учреждению необходимо иметь локальные акты, те которые определяют порядок деятельности его органов, что позволит повысить эффективность образовательного процесса и взаимодействия внешней и внутренней среды.
Сформированная система качества образования и его оценки в общем и дополнительном образовании.
Лидирующие позиции педагогов города в оценивании качества их труда на всероссийских конкурсах.
Существенный прорыв системы НПО–СПО в качестве подготовки выпускников для рынка труда
Отсутствие институтов общественно-государственной системы оценки качества образования.
Не оптимально используемый потенциал петербургской школы для успешности по результатам ЕГЭ.
Слабая динамика в развитии института итоговой аттестации обучающихся основной школы и отсутствие ее в начальной школе.
Слабая интеграция в международные системы оценки качества.
Сильная дифференциация уровня качества образования в разрезе учреждений и районов
Высокая квалификация педагогических кадров; традиции лидерства в образовательной системе РФ; традиции непрерывного повышения квалификации; значительная социальная поддержка и развитие педагогической профессии через гранты, премии, социальные выплаты, жилищные сертификаты
Инфраструктура системы образования.
Реализация адресных программ капитального ремонта и строительства учреждений; реальное развитие инвестиционных проектов; наличие отраслевой схемы размещения объектов образования до 2025 г.; тенденция на увеличение средств на развитие инфраструктуры образования (спортивные сооружения, игровые площадки, освещение и пр.)
Низкая эффективность и активность бизнеса в реализации инвест-проектов при жилищной застройке, включающей строительство образовательных учреждений.
Существенная доля образовательных учреждений, требующих ремонта.
Низкая культура формирования образовательных территорий (около образовательных учреждений). Значительная дифференциация по инфраструктуре между новыми и старыми школами, что усиливает ситуацию неравного доступа к качественному образованию
Достаточная для деятельности в современных экономических условиях разработанная нормативно-правовая база.
Опережающая тактика разработки нормативно- правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений в новых условиях
Недостаточная квалификация работников экономико-финансового блока для развития системы; отсутствие юристов образовательного права; неадекватные потребностям нормативы финансирования образовательной деятельности; недостаточный уровень доходов населения для развития платных образовательных услуг
Высокий потенциал. Существуют отдельные практики организации инвест-проектов по инициативе родителей.
Наличие реально действующих общественных родительских организаций (Советы отцов, Родительские конференции, районные родительские собрания).
Приверженность большинства родителей ценностям образования.
Относительно высокий образовательный и культурный уровень населения
Низкая родительская активность в общественном управлении Школой.
Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей.
Преобладающая в родительской среде мораль ответственности Школы за детей и их образование.
Сильная зависимость между образовательным и социальным статусом родителей и успешностью детей
Ценностные установки детей, молодежи
Крайне медленное снижение уровня подростковой преступности. Наличие случаев проявления национальной, расовой и религиозной нетерпимости, имеющих общественный резонанс.
Приверженность немалой части молодежи патерналистским убеждениям при отсутствии должной инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к чужой собственности, ответственности за свои действия.
Широкое распространение среди молодежи курения, чрезмерного употребления алкогольных напитков и других вредных привычек
Традиционно сильная позиция сектора петербургского дополнительного образования.
Высокий кадровый потенциал.
Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в каждой школе
Отсутствие современных организаций научно- технической направленности для детей и молодежи.
Старение кадров в данной области, низкое их воспроизводство.
Значительный износ основных фондов системы дополнительного образования
В городе сохранено и модернизируется инновационное движение.
Идея инновационных комплексов как нового фактора развития разработана (и поддержана МО) в Петербурге.
Начат эксперимент по диверсификации системы повышения квалификации с целью повышения ее эффективности.
Существенная формализация инновационного движения, низкое качество инноваций, девальвация идеи инновационного движения, распространение практики симуляции инноваций.
Крайне слабо используется потенциал социального партнерства и профессионально-социальных практик.
Отсутствует опыт серьезных инвестиций в целостные педагогические практики
Социально- культурная среда
Отсутствие педагогических и управленческих технологий для формирования социально-культурной среды , поддержки таких технологий, не выработаны механизмы государственного запроса на становление таких практик, параметры взаимодействия со средой не включены в системы показателей качества, отсутствуют нормативы для проектирования и учета; кадровый потенциал недостаточен
Развитие социально-профессиональных сетей
В Санкт-Петербурге создана образовательная сеть нового поколения, в которую в настоящее время вовлечено более половины школ города, имеются отдельные примеры активной самореализации образовательных учреждений в других социальных сетях.
Развитие социальных сетей проходит в форме частно-государственного партнерства с активным привлечением инвестиций бизнеса
Низкий уровень информационной и коммуникативной компетентности работников Школы. Большая часть педагогов не имеет опыта работы с базовыми
Опыт управления социальными сетями не сформирован. При наличии практического опыта отсутствие разработанных и описанных моделей образовательно-социальных сетей для дессиминации
3.3. Основные показатели прогноза развития системы образования Санкт-Петербурга.
Измеряемые показатели прогноза сформированы на основе показателей мониторинга эффективности деятельности исполнительных органов власти и стандартов проживания в Санкт-Петербурге, действующих в 2010 г. (табл. 3).
Показатели прогноза развития петербургской Школы
Общее и дополнительное образование
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных образовательных учреждений (далее ГОУ) к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга
Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях на 100 детей дошкольного возраста
Удовлетворенность населения качеством общего образования
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку, от числа выпускников, участвующих в ЕГЭ
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по математике, от числа выпускников, участвующих в ЕГЭ
Доля ГОУ, оборудованных для посещения лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доля ГОУ с постоянным пребыванием детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве ГОУ с постоянным пребыванием детей
Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в ГОУ
Доля учителей ГОУ, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей ГОУ
Начальное и среднее профессиональное образование
Доля выпускников, завершивших обучение в отчетном году по образовательным программам начального профессионального образования (далее НПО) за счет средств Санкт-Петербурга, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных
Доля выпускников, завершивших обучение в отчетном году по образовательным программам среднего профессионального образования (далее СПО) за счет средств Санкт-Петербурга, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных
Доля государственных образовательных учреждений НПО, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта
Доля лиц, обучающихся в ГОУ НПО–СПО за счет внебюджетных средств в общей численности обучающихся
Доля преподавателей ГОУ НПО–СПО со стажем работы до 5 лет в общей численности преподавателей ГОУ НПО–СПО
Рост (снижение) расходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на НПО–СПО по отношению к базовому периоду
РАЗДЕЛ 4. С ТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
. эксперимента сформулированы в соответствии со Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. » Петербургская Школа 2020″. Заявка на ведение деятельности .
Основная образовательная программа начального общего образования санкт- петербург
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос внешних и внутренних условий функционирования образовательного процесса, а так же организационные аспекты.
Ключевые слова: образовательный процесс, условия функционирования, организационные моменты, социальный институт.
Введение. Образование определяет состояние эволюции и перспективу каждого поколения, народа и человека, а также является чрезвычайно важным социальным институтом. На данный момент российское образование направлено на решение целого комплекса основных задач.
Будучи подверженное влиянию со стороны базисных надстроек и социальных структур, а так же связанное с другими социальными институтами, оно в значительной степени отражает все их политические, экономические и социальные противоречие, хотя и практически автономно. Образование оказывается достаточно инертным в условиях реформирования что приводит порой к негативным, социальным последствиям.
Условия функционирования образовательного процесса . Система — это множество элементов вместе с отношениями между собой, это есть целостность в качестве признака.
Развитие, саморазвитие и функции копирование образовательного процесса как педагогического процесса является его главным условием для дальнейшего существования.
Наличие и решение противоречий – это движущие силы образовательного процесса:
— между тенденцией к технократизации педагогического процесса и возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становление человека;
— Разработаны основная образовательная программа (ФГОС ООО и ФГОС НОО), отражающие основные направления государственной политики в области образования, запросы родителей.
— Опережающее введение ФГОС основного общего образования.
— Сформированная и хорошо организованная информационно-образовательная среда (локальная сеть с выходом в Интернет, электронный документооборот, достаточное обеспечение ЦОР).
— Стабильная высококвалифицированная административная команда.
— Стабильный сплочённый коллектив.
— Высокий уровень квалификации педагогов. Наличие в школе творчески работающих учителей (победители ПНПО, участники конкурсов профмастерства).
— Хорошая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (результаты выше средних по муниципалитету и региону).
— Большой приток молодых специалистов. — Сложившаяся в течение многих лет социокультурная направленность школы.
— Хороший психологический климат, доброе и уважительное отношение к обучающимся.
— Наличие школьных традиций.
— Регулярно проводимые внутришкольные конкурсы педагогического мастерства, заседания предметных кафедр, предметные недели.
— Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом.
— Инновационный опыт, опыт экспериментальной работы.
— Использование современных технологий обучения.
— Возможности для высокого уровня обслуживания потребителей.
— Сложившаяся и дающая хорошие результаты система работы с одарёнными детьми по подготовке к конкурсам, конференциям.
— Сформированы и функционируют органы ученического самоуправления.
— Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции.
— Функционирует спортивнооздоровительный центр.
— Наличие тренажёрного зала.
— Наличие физиотерапевтического кабинета.
— Работа спортивных секций: Баскетбол, Волейбол, Спортивное ориентирование.
— Традиционные Дни и Недели здоровья школы.
— Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
— Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся.
— Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика.
— Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах профильного обучения в школе.
— Фрагментарность предпрофильной подготовки и профориентационной работы с учащимися.
— Уход сильных учеников старших классов в другие школы на более привлекательные для них профили обучения; малый «приток» учащихся из других ОУ на III ступени обучения.
— Недостаточно необходимых ресурсов (материально-технических, кадровых) для преподавания предметов естественно научного цикла на профильном уровне.
— Недостаточные связи с вузами, ссузами.
— Низкие возможности пополнения материально-технической базы школы, обновления устаревшей компьютерной техники.
— Очень разнородный ученический коллектив по национальности, материальному положению, социальному статусу родителей
— Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (школа работает в две смены, нет свободных помещений для ведения внеурочной деятельности).
— Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, есть учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.
— Невысокие результаты предметных олимпиад разного уровня.
— Нежелание педагогов оказывать дополнительные образовательные услуги (низкая мотивация к проведению кружков, секций и т.д.)

Теоретический анализ литературы показывает, что на определение стратегии любой организации влияют внешние и внутренние факторы; взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени (рис.5).
Рис. 8. Факторы, влияющие на выбор стратегии организации
Рассмотрим внешние факторы, влияющие на выбор стратегии организации. Первую группу факторов составляют социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы.
Выбор стратегии организации зависит от социальных факторов: ее действия обычно ограничиваются законом, государственной политикой, социальным регулированием и позицией общества и др. По своей природе все факторы, вне зависимости от объекта изучения, изначально подразделяются на факторы внутренней и внешней среды.
Факторы внутренней среды представляют собой совокупность переменных, которые находятся в области деятельности образовательной организации и являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Непосредственно факторы внутренней среды можно разделить на экономические и социальные факторы.
Базой определения экономических факторов внутренней среды является наличие экономического потенциала образовательной организации. Под экономическим потенциалом понимается совокупность ресурсов и возможностей школы, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий.
Показателем экономического потенциала является наличие у образовательной организации источника финансирования, материально – технической базы и др. Это позволяет организации соответствовать изменяющимся требованиям к школе и привлекать в школу обучающихся.
Перечисленные факторы не сыграют свою роль, если не будет соответствия управленческих решений экономическим законам развития образовательной организации и стратегического позиционирования его услуг. Данные факторы являются показателем того, к чему стремится школа в своих начинаниях, чего хочет добиться, какие задачи перед собой ставит. Без постановки грамотной цели и знания ее невозможно грамотно управлять школой, и уж тем более добиться эффективности образовательной деятельности.
Базой определения социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка и уровень социальной обеспеченности коллектива. Поэтому к социальным факторам внутренней среды, в частности, можно отнести:
уровень компетентности руководства и работников школы;
создание системы социальной поддержки работников;
наличие системы поощрений и работы с персоналом;
обеспечение возможности самореализации работников;
нормальный психологический климат в трудовом коллективе.
Именно от того, как чувствует себя коллектив школы, какие цели перед собой ставит каждый работник, такова и будет отдача в копилку эффективности образовательных услуг. Поэтому крайне важно руководству образовательной организации обеспечить благоприятную среду для нахождения каждого работника и возможности его реализации.
Что касается факторов внешней среды, то под ними понимают любые факторы, находящиеся вне контроля школы, т.е. вся совокупность факторов, которые воздействуют или могут воздействовать определенным образом на образовательную организацию и его цели и которые должны учитываться при оценке эффективности образовательных услуг.
Факторы внешней среды оказывают влияние друг на друга. Если раньше концентрировалось внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, то изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.
Внешняя среда традиционно делится на среды прямого и косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное влияние на образовательную организацию относятся к среде прямого воздействия, все другие — к среде косвенного воздействия.
Под факторами прямого воздействия понимаются внешние источники, силы, которые напрямую оказывают воздействие на деятельность и под требования которых школе необходимо подстраивать свою деятельность или, если это возможно, менять такой фактор на другой, равнозначный ему. К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы (включая органы местного управления), их предписания или законы; партнеры и партнерские связи; конкуренты.
Что касается факторов внешней среды косвенного воздействия, то под ними понимаются внешние источники силы, которые оказывают воздействие на школу или опосредованно (через какие-то другие факторы), или в определенных условиях. К таким факторам относятся политические факторы и социальные факторы (обстановка в обществе).
Если факторы оказывают влияние на определенном промежутке времени (например, сезонный характер), то такие факторы объединяются в группу временных факторов. Данные факторы являются прогнозируемыми факторами внешней среды.
Большинство факторов являются постоянно действующими. Постоянно действующие факторы являются прогнозируемыми факторами внутренней и внешней среды.
Таким образом, все большему и большему числу организаций приходится считаться с общественными правами, ценностями и приоритетами, учитывать и следить за законодательством и регулирующими нормами в процессе анализа ситуации вокруг организации. Это становится все более необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и средств массовой информации. Следовательно, возникает задача сделать стратегию организации соответствующей социальным требованиям.
Важнейшим фактором, влияющим на стратегию образовательной организации является взаимодействие образовательной организации с внешней средой, так как среда динамична, и часто ее непредсказуемые изменения бросают вызов образовательному учреждению, определяют направленность его деятельности, порождают возможности, ограничения или угрозы. Это связано с тем, что общество:
учреждает образовательную организацию как социальную организацию, дает ему определенный статус, компетенцию, права и обязанности;
создают некий общий социальный фон жизнедеятельности (более или менее благоприятный);
имеет определенные ожидания от образовательной организации, является источником выдвижения требований к нему, формирует и предъявляет социальный заказ на образование;
выступает источником необходимых ресурсов для нормальной жизнедеятельности образовательного учреждения;
является конкурентной, так как в ней представлены различные конкурирующие организации.
Чтобы ориентироваться во внешней среде, управленцам необходимо упорядочить свое восприятие окружающей среды, различать в ней важные элементы для образовательной организации. Кроме того, необходимо управлять образовательной организацией как объектом стратегического назначения, чтобы обеспечить ему наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достичь поставленных целей.
Для этого образовательной организации понадобится последовательность действий по разработке и реализации стратегии, включающей постановку целей, определение ресурсов и поддержание конкурентных взаимоотношений с внешней средой. Соответственно, стратегия определяет долгосрочные перспективы развития образовательного учреждения и обеспечивает совместимость всех частей плана, благодаря анализу сильных и слабых стороны и определению возможностей и препятствий. Кроме того, стратегическое управление всегда связано с решением неожиданно возникающих задач, то есть одновременно нужно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Как правило, причиной зарождения стратегического управления выступают достаточно быстрые изменения, непредсказуемость во внешней среде.
Для работы с перечисленными группами социального окружения необходимо учитывать факторы влияния внешней среды на деятельность образовательной организации. Назовем основные из них.
1. Факторы прямого воздействия: поставщики трудовых ресурсов, конкуренты, государственные органы.
2. Факторы косвенного воздействия: общественно-политические, научно-технические, социокультурные, природно-экологические, социально-бытовые, производственно-экономические, духовно-нравственные, культурные.
3. Экономические факторы. Увеличение финансирования образовательных учреждений на государственном, республиканском, областном, муниципальном уровнях оказывает положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений.
4. Социокультурный фактор. Пропаганда здорового образа жизни, культурного наследия, привитие жизненных ценностей, традиций, установок, развитие коммуникативных способностей учащихся.
5. Демографический фактор. Демографический спад или всплеск оказывает отрицательное воздействие на деятельность образовательных учреждений различных уровней, и это связано с переизбытком или нехваткой педагогических кадров и помещений для комфортного функционирования.
6. Снабженческий фактор. Поставщики оборудования и пособий должны предоставлять образовательным организациям только качественные пособия и оборудование, экологически чистую продукцию, эргономически проверенную.
7. Производственный фактор. Предприятия принимает решения по целевому направлению на обучение своих работников или их детей, осуществляя кадровую политику, вкладывая финансовые средства в развитие системы образования.
8. Профессиональный фактор. Уровень развития той или иной отрасли производства оказывает влияние на структуру системы образования, на перечень наиболее востребованных специальностей и видов образования.
Перечисленные факторы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на систему образования.
Положительное воздействие факторов на систему образования следующее:
1. Финансирование образования из средств государственного бюджета.
2. Рост потребности в высококвалифицированных специалистах.
3. Востребованность в технических специальностях.
4. Выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений.
5. Целевое направление на обучение работников за счет вложения финансовых средств предприятий.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Повышение культурного развития обучающихся.
Но для того, чтобы представить полную картину воздействия факторов на систему образования, необходимо учитывать их отрицательное влияние:
1. Коммерческие учебные заведения.
2. Политические конфликты.
3. Демографический спад или всплеск.
4. Высокие цены на пособия и оборудование.
Факторы внешней среды оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие, поэтому управленцам образовательных учреждений важно направлять действия на то, чтобы получить максимальную выгоду из представленной возможности через постоянный анализ и сопоставление между собой фактов и явлений.
Для эффективного управления образовательной организацией руководители должны уметь:
1. Вступать в диалог с заказчиком, который, в конечном счете, позволит согласовать разумные и выполнимые требования к школе.
2. Обращаться к поддержке местной власти.
3. Работать с общественным мнением.
Сегодня любая образовательная организация для эффективного взаимодействия с внешней средой не может обойтись без диалога и взаимодействия. Для этого необходимо:
поставить цели образовательного процесса (так как работники, в силу своей огромной занятости, не в курсе всей ситуации в обществе, тенденций его развития и вытекающих из них требований);
выполнить поставленные цели, располагать необходимыми для этого ресурсами, которые могут быть взяты, прежде всего, в социуме;
наметить стратегию развития школы и следовать ее реализации с системных позиций.
Все перечисленное дает основание утверждать, что понимание современной образовательной стратегии требует от руководителей образовательных организаций внимательного изучения внешней среды, социального заказа, соотнесения полученных результатов с ценностями и ресурсными возможностями образовательного учреждения для успешного его функционирования.
Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что стратегия понимается как линейная схема объяснения истории, развития общества, идеологии «выбора моделей» социальных изменений; программа, выбранная, предписываемая или предлагаемая обществу субъектом или субъектами; становление новых связей в человеческом сообществе; взаимодействие между различными социальными субъектами, в качестве которых выступают общества, культуры, региональные объединения; простраивание общего социального пространства, задающего в дальнейшем порядок будущих социальных взаимодействий и др.
Под стратегией образовательной организации мы понимаем общий, всесторонний план достижения целей, направленный на развитие внутреннего потенциала организации, определения будущего положения организации в зависимости от внешних условий деятельности, базирующийся на человеческом потенциале как основе организации.
Стратегии образовательной организации включает: систему целей, в которую входят миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели; приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществления действий; правила, регламентирующие процесс реализации стратегии, например формирования организационной структуры, специальных операций и т. п.
Таким образом, факторами, влияющими на выбор стратегии организации, являются: социальные факторы, привлекательность отрасли и условия конкуренции, специфические рыночные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности, , особенности территории и др.




