ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА ГИС СОЛО

Содержание
  1. Шаг II. Поставьте цель
  2. Что такое гуманитарный профиль обучения
  3. Что такое профильное обучение?
  4. Кому подходит гуманитарный профиль обучения
  5. Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»
  6. Шаг III. Определите, какими ресурсами располагаете
  7. Преимущества и недостатки профильного обучения
  8. Преимущества профильной системы обучения
  9. Как практикуется профильное обучение заграницей
  10. Резюме
  11. Шаг IV. Следуйте намеченному образовательному маршруту
  12. 5 шагов к профильному обучению
  13. Шаг I. Найдите то, что ребёнку интересно
  14. Типы профильного обучения
  15. Профессии гуманитарного профиля
  16. Юриспруденция
  17. Управление (менеджмент)
  18. Продвижение и реклама
  19. Педагогика
  20. Психология
  21. Переводы
  22. Дипломатия
  23. Журналистика и копирайтинг
  24. Дизайн
  25. Фото и видео
  26. Какие предметы входят в гуманитарный профиль
  27. Как не ошибиться с выбором направления?
  28. На каких принципах строится профильное обучение
  29. Для чего необходимо профильное образование?
  30. Подводные камни профильного образования
  31. Шаг V. Оценка результатов

Шаг II. Поставьте цель


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Каких результатов вы и ваш ребёнок хотели бы достичь? Цели профильного обучения должны иметь качественные и количественные показатели: когда и в каком объёме вы хотите этого добиться? Но главное — ставить цели необходимо совместно с ребёнком. Ведь именно ему над ними работать.

Что такое гуманитарный профиль обучения

Согласно нормам ФГОС, учащиеся старших классов должны выбрать один из пяти направлений профильного обучения: естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое или универсальное. Они отличаются набором профильных предметов и количеством часов их изучения.

Гуманитарный профиль образования — это углублённое изучение дисциплин, связанных с человеком и его жизнедеятельностью в обществе.

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение — это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам ребёнка.

В обычной школе профильное обучение доступно только старшеклассникам. На семейном образовании можно специализироваться хоть с первого класса. Ведь чем раньше выберешь профессию, тем больше шансов достичь в ней успеха.

В школах над программой профильного обучения работает команда профессиональных педагогов и методистов. Форма семейного образования предполагает, что о формировании индивидуального маршрута обучения должны позаботиться родители.

Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?

Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Кому подходит гуманитарный профиль обучения

Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля.

Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.

Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям:

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 63-73.

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Богосян М. В.

Институт «Таврическая академия» ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

В статье изучены вопросы трактовки понятия «профильное обучение» в нормативной документации и в трудах отечественных ученых. Проведен содержательный анализ научных исследований по проблеме профильного обучения, представленных в авторефератах кандидатских и докторских за двадцатилетний период с 1998 года по 2020 год с целью формирования мнения относительно содержания определения «профильное обучение» и его трансформации за исследуемый период. Приведена числовая интерпретация полученных результатов исследования, что позволило обобщить понятие «профильное обучение» и раскрыть его сущность, а также проследить смещение акцентов в трактовке данного определения от «учебный труд», до «система» и «перспективная форма обучения» или «этап становления личности».

Ключевые слова: образование, профильное обучение, образовательная динамическая система, обобщенный анализ, числовая интерпретация результатов.

Современная государственная политика в области научно-технологического развития, в сфере образования Российской Федерации нацелена на формирование новой роли, нового статуса науки и образования как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем. Одним из приоритетных направлений развития науки считается разработка и развитие передовых цифровых, интеллектуальных технологий, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Указанный вектор развития позволит получить новые научные результаты, обеспечит переход страны к следующим технологическим укладам. Существенную роль в данном процессе играет образование как эффективная система наращивания интеллектуального потенциала нации. Самой первой ступенью на пути к формированию интеллектуальной элиты можно считать профилизацию обучения на этапе среднего общего образования. Профильное обучение призвано индивидуализировать среднее общее образование, сделать его наиболее функциональным и эффективным. Становится очевидным, что создание специальных условий для реализации обучающимися личных интересов, способностей, дальнейших жизненных планов позволит им максимально точно сфокусироваться на будущей профессиональной деятельности.

Широкий круг отечественных ученых исследовал теоретические вопросы профильной дифференциации (Гильбух Ю., Кондратенко Л., Коробко С., Монахов В. М., Огурцов Н. Г., Орлов В. А., Фирсов В. В.), изучал основополагающие нормы организации профильного обучения в общеобразовательной школе (Афанасьева Т. А., Баранников А. В., Броневщук С. Г., Воронина Е. В., Кравцов С. С., Моисеев А. М., Немов Н. В., Пинский А. А.), конструировал содержательное наполнение профильного обучения (Ермоленко В. А., Журина А. А., Ланина Б. А., Гузеев В. В., Даутова О. Б., Крылова О. Н., Лернер П. С., Тряпицына А. П.).

Несмотря на достаточную разработанность проблемы профилизации и исследований, посвященных изучению организации профильного обучения в общеобразовательной школе, новую актуальность и востребованность данная тема приобретает в контексте реализации обучения старших классов в 2021-2022 учебном году на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В связи с этим изучение, анализ и уточнение сущности и определения понятия «профильное обучение» в образовательном пространстве и будет целью данной статьи.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Профильному обучению в Российской Федерации всегда уделялось должное внимание. Нашей страной накоплен богатый опыт по организации и реализации дифференцированного, а затем и профильного обучения начиная с 1864 года. Толчком к развитию нового витка исследований в данном направлении послужил переход в 2020-2021 учебном году десятых классов общеобразовательных организаций Республики Крым, как всей Российской Федерации, на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Особенности содержания и организации образовательной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования определяются профильным принципом образования, что предполагает изменение принципов разработки основной образовательной программы среднего общего образования и системы оценивания учебных достижений учащихся; структуры и содержания учебного плана; организацию внеурочной и проектной деятельности.

Задача образовательной организации заключается в обеспечении реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. В задачи педагогического коллектива, в свою очередь, входит создание условий обучения, в которых учащиеся получат опыт самореализации в выбранном профиле. Учащиеся смогут использовать ресурс внеурочной деятельности для саморазвития и самореализации в профиле.

В этой связи процесс обучения автором рассматривается «в системе профильного образования как вероятностная динамическая система,

представляющая собой целостную совокупность поступательно сменяющих друг друга во временном пространстве образовательных ситуаций выбора темпа, характера, круга образовательных предметов».

Про ГИС СОЛО:  ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ АТТЕСТАЦИЯ И КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

образовательную систему, отличительными признаками которой являются:

Обобщенный анализ понятия «профильное обучение»

начальный этап становления

система (специализированная образовательная, вероятностная динамическая, сложная, многоуровневая, многофункциональная, целостная социально-педагогическая и дидактическая,

приоритетное направление развития отечественного образования

средство дифференциации и индивидуализации обучения

перспективной формой организации обучения

необходимое приложение к общему образованию

Из табл. 1 следует, что большинство авторов изучали профильное обучение как систему; одни трактуют данное понятие как деятельность, труд, процесс, другие -видят в нем форму или средство обучения. По результатам табл. 1 составим табл. 2, в которой дадим числовую интерпретацию результатам исследования.

Числовая интерпретация результатов содержательного анализа понятия

Профильное обучение -это система деятельность, труд, процесс форма, средство, этап приложение к общему образованию Всего

Из проведенного исследования следует ряд выводов. Анализ литературных источников позволил систематизировать и обобщить изучаемое понятие. Ученые, изучая профильное обучение в различные периоды времени, трактуют данное понятие как учебный труд (Болотова Е. Л., 1998), специально организованная деятельность (Мотуренко Н. В., 2009), организованный процесс, способствующий профессиональному самоопределению обучающихся (Корниенко Т. В., 2018).

Ряд ученых видят в профильном обучении средство дифференциации и индивидуализации обучения (Арабаджи А. А., 2012), или перспективную форму организации обучения (Постникова Н. И., 2013), или начальный этап становления личности (Халикова Ф. Д., 2013). Толкуют профильное обучение необходимым приложением к общему образованию (Данильянц Э. И., 2020), приоритетным направлением развития отечественного образования (Абраамян Р. Л., 2010).

Однако большинство авторов сходятся во мнении, что профильное обучение -это система: специализированная образовательная (Шамаева А. М., 2005, Чуракова Г. Б., 2007), вероятностная динамическая (Сикорская Г. А., 2009), сложная, многоуровневая, многофункциональная, целостная социально-педагогическая и дидактическая (Криволапова Н. А., 2007), специализированной подготовки (Петрачкова Т. И., 2008).

Таким образом, проведенное исследование позволяет наблюдать трансформацию понятия «профильное обучение» и смещение акцентов. Так, если в конце 90-х годов прошлого века профильное обучение толковалось как учебный труд, в 2000-х годах «профильное обучение» — это система, то в следующем десятилетии ученые полагают, что в профильное обучение — это перспективная форма обучения, или этап становления личности, а также понимают профильное обучение как базис для профессионального самоопределения обучающихся и для продолжения их обучения на протяжении всей жизни. Анализ смысловых трактовок понятия «профильное обучение» позволил уточнить определение данного понятия. Выше сказано, что большинство ученых трактует профильное обучение как систему. Мы разделяем точку зрения большинства авторов, считаем, что в современных условиях профильное обучение является сложной образовательной динамической системой, в рамках которой учащиеся имеют возможность на основании дифференциации и индивидуализации обучения получить максимальную выгоду от обучения с учетом их индивидуальных личностных, психологических качеств, интеллектуальных возможностей, их намерений в отношении продолжения обучения или в выборе будущей профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODERN INTERPRETATION OF THE DEFINITION OF «SPECIALIZED TRAINING»

Bogosyan M. V.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

The article examines the issues of interpretation of the concept of «specialized training» in regulatory documents and in the works of domestic scientists. Для формирования мнения о содержании

проведен анализ научных исследований по проблеме профильной подготовки, представленных в тезисах за двадцатилетний период с 1998 по 2020 годы.

определения понятия «специальная подготовка» и его трансформация за исследуемый период. Дана численная интерпретация результатов исследования, позволившая обобщить понятие «специализированная подготовка».

Анализ литературных источников позволил систематизировать и обобщить изучаемую концепцию. Изучая «специальную подготовку», в разные периоды времени ученые трактуют это понятие как воспитательную работу (Е. Л. Болотова, 1998), специально организованную деятельность (Н. В. Мотуренко, 2009), организованный процесс, способствующий профессиональному самоопределению обучающихся (Т. В. Корниенко). , 2018).

Ряд ученых считают специализированную подготовку либо средством дифференциации и индивидуализации образования (А. А. Арабаджи, 2012), либо перспективной формой организации образования (Н. И. Постникова, 2013), либо начальным этапом формирования личности. (Ф. Д. Халикова, 2013). Они трактуют «специальную подготовку» как необходимое приложение к общему образованию (Е. И. Данильянц, 2020), приоритетному направлению развития отечественного образования (Р. Л. Абрамян, 2010).

Однако большинство авторов сходятся во мнении, что «специальная подготовка» представляет собой систему: специализированную образовательную (А. М. Шамаева, 2005, Г. Б. Чуракова, 2007), вероятностно-динамическую (Г. А. Сикорская, 2009), сложную, многоуровневую, многофункциональную, целостную. социально-педагогические и дидактические (Н. А. Криволапова, 2007), профильного образования (Т. И. Петрачкова, 2008).

Ключевые слова: образование, профильная подготовка, образовательная динамическая система, обобщенный анализ, численная интерпретация результатов.

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. Доступно по адресу: http://docs.cntd.ru/document/901807908. (По состоянию на 10 марта 2022 г.) (на русском языке)

2. Об утверждении Концепции специализированной подготовки на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783. Доступно по адресу: http://docs.cntd.ru/document/901837067. (По состоянию на 10 марта 2022 г.) (на русском языке)

3. Каспржак А. Г., Элективные курсы по профильной подготовке, 143 с. (Москва, 2004).

4. О методических рекомендациях по организации профильной подготовки. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-412. Доступно по адресу: http://docs.cntd.ru/document/902306292. (По состоянию на 10 марта 2022 г.) (на русском языке)

5. Абраамян Р. Л. Педагогические основы реализации продуктивно-прикладной направленности профильной подготовки в школе. Расширенный автореферат кандидатской диссертации, 26 стр. (Москва, 2010) (на русском языке)

6. Арабаджи А. А. Формирование информационной компетентности старшеклассников в условиях профильной подготовки. Расширенный автореферат кандидатской диссертации, 26 стр. ( Челябинск, 2012) (на русском языке)

7. Болотова Е. Л., Управление профильной подготовкой старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педагогического вуза. Расширенный автореферат кандидатской диссертации. 21 с. (Москва, 1998) (на русском языке)

8. Данильянц Е. И. Формирование экономических представлений старшеклассников в условиях профильной подготовки. Расширенный автореферат кандидатской диссертации, 22 стр. (Махачкала, 2020) (на русском языке)

9. Корниенко Т. В. Организационно-педагогические условия эффективной профильной подготовки студентов средствами медиаобразования. Расширенный автореферат кандидатской диссертации, 25 стр. ( Казань, 2018) (на русском языке)

10. Криволапова Н. А. Формирование и развитие системы профильной подготовки сельских студентов. Расширенный автореферат докторской диссертации, 43 с. (Москва, 2007) (на русском языке)

11. Мотуренко Н. В., Специализированная подготовка как условие развития педагогической системы средней школы. Расширенный автореферат кандидатской диссертации, 23 стр. (Москва, 2009) (на русском языке)

12. Осмоловская И. М., Организация дифференцированного образования в современной общеобразовательной школе, 214 с. (Москва, 2005) (на русском языке)

13. Петрачкова Т. И. Организационно-педагогические условия непрерывности общего и профессионального образования в специализированной школе. Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Томск, 2008, 19 с. (in Russian)

14. Postnikova N. I., Organization of specialized training for students according to individual curricula Extended abstract of candidate’s thesis, 25 p. ( Moscow, 2013) (in Russian)

15. Sikorskaya G. A., Scientific and pedagogical support of specialized training for high school students. Extended abstract of Doctor’s thesis, 49 p. ( Orenburg, 2009) (in Russian)

16. Xalikova F. D., Specialized training at school as a stage of continuous education: on the example of the disciplines of the natural science cycle, Extended abstract of candidate’s thesis, 22 p. ( Kazan, 2013) (in Russian)

17. Churakova G. B., Organization of specialized training for schoolchildren based on a gender approach. Extended abstract of candidate’s thesis, 20 p. ( Izhevsk, 2007) (in Russian)

18. Shamaeva A. M., Pedagogical specifics of specialized training in a secondary school. Extended abstract of candidate’s thesis, 23 p. ( Yelets, 2005) (in Russian)

Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»

Индивидуализация обучения — большой труд. Не каждый родитель может найти на это время и силы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса.

При поддержке научно-педагогического сообщества методистов Федерального института развития образования в «Домашней школе Фоксфорда» создано шесть образовательных маршрутов:

Определиться с маршрутом ученикам «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» помогает профориентационное тестирование. При выборе индивидуальной программы профильного обучения результаты теста можно обсудить с психологом. Если ребёнок уже знает, кем хочет стать, можно определиться с индивидуальным образовательным маршрутом самостоятельно или составить собственный.

Шаг III. Определите, какими ресурсами располагаете


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Составьте список источников: доступных онлайн-курсов, книг и фильмов, репетиторов, кружков, мастер-классов, экскурсий, лагерей и так далее. Вычеркните из перечня то, что не подходит ребёнку по темпераменту, а вам — по бюджету и географическому расположению.

Преимущества и недостатки профильного обучения

Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.

Про ГИС СОЛО:  Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи

В этой статье недостаточно критики, так как необходимо освещение с различных точек зрения.

Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон.

Преимущества профильной системы обучения

Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.

Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.

Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.

Совершенствуя знания по конкретным предметам, шансы поступления в ВУЗ повышаются. Особенно это касается школ, обучающихся по системе «школа-ВУЗ».


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Как практикуется профильное обучение заграницей

Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Резюме


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Профильное обучение предполагает углублённое изучение отдельных предметов и позволяет подростку найти своё место в жизни. В отличие от обычных школьников, хоумскулеры могут заниматься самоопределением с самых ранних классов. Сформировать образовательную цель и найти ресурсы для её воплощения должны родители, и «Домашняя школа Фоксфорда» готова помочь вам в этом нелёгком деле.

Шаг IV. Следуйте намеченному образовательному маршруту


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Если хотите учить ребёнка самостоятельно, подготовьте необходимые материалы — учебники, атласы, рабочие тетради и прочее. Если вам нужны помощники, то заключите договоры со школами, кружками и прочими образовательными центрами, которые будет посещать ребёнок. Договоритесь с репетиторами. Обязательно составьте расписание. Ребёнок должен знать свою нагрузку — что и когда ему необходимо сделать.

5 шагов к профильному обучению

Рекомендации домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

С 2019 года ФГОС среднего общего образования предусматривает пять профилей вместо двенадцати:

ОО может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования

Шаг I. Найдите то, что ребёнку интересно


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Понаблюдайте за ребёнком и побеседуйте с ним о его склонностях и предпочтениях. Если ярко выраженных интересов нет, попробуйте пройти профориентационное тестирование (их сейчас много в интернете) или поработать с тьютором.

Типы профильного обучения

Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:

Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Профессии гуманитарного профиля

Выше мы привели примеры некоторых востребованных профессий, требующих гуманитарного склада ума. Перечислим ещё несколько направлений гуманитарного профиля с отличными перспективами для трудоустройства.

Юриспруденция

Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.

Управление (менеджмент)

Проектный менеджер, исполнительный директор, рекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности.

Продвижение и реклама

С развитием интернета PR-менеджер, бренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных гуманитарных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.

Педагогика

Принято считать, что преподаватели в России получают мало. Однако это относится только к работникам государственных образовательных учреждений. Множество частных школ готовы предложить классным специалистам достойную зарплату. Ещё более прибыльным делом при должном мастерстве может стать репетиторство. Кроме того, эта работа всегда остаётся востребованной. Помимо отличного знания своего предмета, педагог должен обладать хорошей эмпатией и коммуникативными способностями.

Психология

Высокая эмпатия, развитый эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать позволят построить карьеру в области психологии. В последнее время всё более востребованной становится профессия конфликтолога — специалиста, занимающегося разрешением сложных ситуаций между сотрудниками компании.

Переводы

Человек, хорошо владеющий иностранными языками, всегда может найти хорошую работу в компании, имеющей дело с иностранными подрядчиками, импортом или экспортом. Особенно высоко оплачиваются услуги синхронного переводчика на международных встречах. Самыми востребованными языками на настоящий момент являются английский, китайский, испанский, французский и немецкий.

Дипломатия

Попасть в эту гуманитарную профессию непросто, зато работа в области международных отношений весьма престижна, хорошо оплачивается и может послужить основой отличной карьеры. Дипломатам необходимы проницательность, блестящее знание языков и развитые навыки коммуникации — умение не только говорить, но и слушать.

Журналистика и копирайтинг

Вся текстовая информация на любом сайте (включая данную статью) создана копирайтерами. Мастера печатного слова всегда могут рассчитывать на должности в интернет-компаниях с достойной оплатой труда. Не менее востребованной профессией в интернете является и журналистика. В условиях жёсткой конкуренции СМИ постоянно требуются люди, способные писать грамотно, осмысленно и интересно.

Дизайн

Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.

Фото и видео

Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе.

Какие предметы входят в гуманитарный профиль

Школьная программа гуманитарного профиля делает упор на следующие предметы:

К гуманитарным дисциплинам также относятся юриспруденция, культурология, педагогика и сфера искусств. При этом в современном мире область применения знаний гуманитарного профиля выходит далеко за рамки этих сфер. О том, какие специальности гуманитарного профиля востребованы в наше время, мы поговорим ниже.

Как не ошибиться с выбором направления?

При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:

Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.

Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.

Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.

Про ГИС СОЛО:  АДМХМАО ЭЛЕКТРОННЫЙ

Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.

Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.

На каких принципах строится профильное обучение

На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.

Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.

Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.

Для чего необходимо профильное образование?

Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:

Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.

Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Подводные камни профильного образования

Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:

К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.

Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.

Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.

При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.

Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.

Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.

Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.

Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются.

Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании.

Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение. Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития.

В Домашней школе «Фоксфорда» можно выбрать опцию индивидуального образовательного маршрута, который поможет ребёнку получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.

Шаг V. Оценка результатов


ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАУКА

Раз в две недели или месяц анализируйте, что получается у ребёнка по профильному обучению, а что пока не очень. Продвинулся ли он на пути к своей цели? Что помогает, а что мешает ему в учёбе? Для более объективной оценки можно вновь использовать диагностические тесты. Неэффективные методы и ресурсы стоит заменять новыми.

Оцените статью
ГИС Соло