Внутришкольная система оценки качества образования проблемы и перспективы доклад

Внутришкольная система оценки качества образования проблемы и перспективы доклад ГИС СОЛО

Создание условий повышения качества образования для обучающихся и педагогов. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса. Обеспечение эффективного социального партнерства. Создание единой информационной системы. Систематическое изучение образовательного спроса обучающихся, родителей, а также общественности по вопросам качества образования

Обеспечение условий развития личности обучающегося по показателям:•обученность;•обучаемость;•уровень сформированности УУД,личностный рост. Оценка результативности образовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мониторинга. Обработка результатов учебного процесса по предмету. Накопление достижений и формирование портфолио. Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег

Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов учебного труда классного коллектива.Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса. Оформление индивидуальной карты результативности учебного процесса. Индивидуальная работа с родителями по выполнению рекомендаций психолога

Обеспечение психологического сопровождения мониторинга качества образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) посредством проведения консультаций, тренингов, индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику и предупреждение нежелательных явлений, которые отражаются на качестве образовательного процесса

Развитие стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации и самопрезентации. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда.Накопление достижений и формирование портфолио.

Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка. Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка.Исполнение рекомендаций психолога, учителя, классного руководителяУчастие в самоуправлении школой

Педагогический совет
«Проблема выстраивания школьной системы оценки качества образования»
Дата проведения: 9 января 2018 г
Тема выступления:
Опыт формирования внутришкольной
оценки качества образования
 (Попова Я.В., заместитель директора по УВР)
          Система   внутренней   оценки   качества   образования   приобрела   особую
значимость   в   связи   с   введением   Федеральных   государственных
образовательных стандартов, так как новые стандарты требуют обновленной
системы оценки образовательных результатов учащихся, ориентированной не
только   на   предметные,   но   и   на   метапредметные   результаты   и   результаты
личностного   развития,   а   также   оценки   ресурсного   обеспечения   и   оценки
качества образовательного процесса.
     Для построения нашей школьной системы оценки качества образования в
новых   условиях   необходимо   было   понять,   чем   может   определяться   ее
эффективность, какой может быть ее структура, какие формы оценивания
можно   использовать   и   как   их   увязать   с   особенностями   обучения   нашего
образовательного   учреждения,   какие   оценочные   средства   сегодня   есть   в
арсенале учителя. 
 
      Проблемное   поле,   связанное   с   организацией   внутренней   системы
оценивания,   предопределило   перечень   первостепенных   и   необходимых   для
решения управленческих задач: 
­   помочь   педагогам   в   повышении   их   профессиональных   компетенций   и
соответственно в реализации требований стандартов; 
­ сделать ВШК инструментом корректировки, если достигнутые результаты
отличаются от установленных требований. ­   осуществлять   мониторинговую   деятельность   в   качестве   структурного
компонента внутренней системы оценки не как единый сбор информации, а
как постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики
изменений;
   ­   создать   реестр   средств   оценивания,   включив   портфолио,   разные   виды
учебных заданий, кодификаторы предметных и метапредметных результатов.  
Для эффективного решения задач были определены такие пути: 
­ повышения профессиональной компетентности педагогов;
­ обновление содержания и организации ВШК;
­ определение критериев и разработка показателей внутреннего мониторинга;
­   создание   банка   контрольно­измерительных   материалов   и   средств
оценивания;
­   разработка программы повышения качества образования учащихся.
1.  
  Повышение   профессиональной   компетентности   педагогов   включает
прежде   всего   диагностику   профессиональных   затруднений,   использование
внутренних   и   внешних   ресурсов   школы   для   повышения   профессиональной
квалификации   педагогов   и   как   итог   осуществление   мониторинга
профессиональных   компетенций. В   настоящее   время   опробируется     новая
структурная   модель   методической   работы,   основу   которой   составляют
творческие группы педагогов. Одна из которых работает с сентября 2017 года
– это «Успешные формы и методики работы с семьёй». 
2.     Особенности   внутришкольного   контроля   в   системе   оценки   качества
образования состоят в том, что: ­   структура   ВШК   включает   не   только   контроль   качества   образовательных
результатов,   но   и   контроль   ресурсного   обеспечения   и   качества
образовательного процесса;
­   содержание   ВШК   должно   соответствовать   целям   и   задачам   основной
образовательной программы.
3.   В   процессе   мониторинговой   деятельности   осуществляется   анализ
информации   для   установления   необходимой   динамики   результатов.   Таким
  на   уровне   организации   мы   постепенно   переходим   на
образом,
технологический   уровень   реализации   ФГОС,   что   предполагает   системно­
деятельностную   организацию   урока,   оценку   результатов   и   процессов   с
позиции качества управления. 
          Уже   проведена   коррекция   содержания   и   структуры   ВШК,   наряду   с
предметными   результатами   в   мониторинг   включили   метапредметные,   мы
продолжаем работу по разработке мониторинга образовательного процесса и
условий его реализации. 
4.   Созданием   банка   контрольно­измерительных   материалов   и   средств
оценивания   занимаются   руководители   ШМО   учителей   начальных   классов,
математики,   русского   языка.   Собранные   материалы   используют   учителя
нашей школы и   филиалов.
Наряду   с   перечисленными   формами   работы   в   нашем   филиале   активно
работает модель ученического самоуправления.
 Мы широко используем персональный рейтинг учащихся в рамках развития
ученического   самоуправления,   это   часть   системы   оценивания   личностных
результатов обучающихся. 
   Одним из показателей оценки качества образовательного процесса в нашем
филиал стало изучение мнения родителей о качестве обучения, организации и
содержании   школьной   жизни.   Для   этого   мы   используем   мониторинг
удовлетворенности   участников   образовательного   процесса   качеством обучения, организацией и содержанием школьной жизни. Традиционно  один
раз в  год мы проводим анкетирование всех родителей по этим вопросам. Нам
важно   получить   обратную   связь   ­   все   ли   мы   делаем   правильно,   по   каким
вопросам родители поддерживают нас, а по каким имеют другое мнение. На
основании полученных результатов мы выявляем существующие проблемы. 
     Есть несколько проблем, требующих, на наш взгляд, решения на уровне
района: 
     ­   учителя­предметники   испытывают   серьезные   затруднения   в   оценке
метапредметных УУД на уровне предметного контроля.
 Важно оказать методическую помощь школам в оценке метапредметных УУД
(это можно осуществить через обучение заместителей директора по оценке
качества, что уже осуществляется). 
     Необходимо разработать серию  обучающих семинаров для руководителей
методических   объединений   по   анализу   образовательных   результатов   и
дальнейшему их использованию в организации образовательного процесса.

Про ГИС СОЛО:  БИЛД НИКАНА ПРАЙМ 2021 И NIKANA PRIME BUILDS GUIDE

В настоящей статье исследуется проблема оценки качества общего образования. На основе изучения международного, государственного и регионального опыта (Самарской области), автор приходит к выводу о сложности и многоаспектности проблемы качества общего образования. Выделяются критерии оценки качества, сформулированные в законодательстве, науке, а также, по результатам анкетирования учеников и учителей.

Ключевые слова: общее образование, система образования, международные, национальные, региональные исследования качества образования; самообследование; условия образования.

This article analyses the problem of assessing the quality of general education. Based on the study of international, state and regional experience (Samara region), the author comes to the conclusion about the complexity and multidimensionality of the problem of the quality of general education. The criteria for assessing the quality, formulated in legislation, science, as well as the results of the questionnaire survey of students and teachers are highlighted.

Keywords: general education, education system, international, national, regional studies of the quality of education; self-examination; conditions of education.

Как известно, образование всегда являлось важнейшей сферой жизни общества, поскольку с его развитием создаются интеллектуальный и культурный слои общества. Важнейшим элементом в системе образования в Российской Федерации является общее образование, которое включает в себя дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образования.

Под влиянием социально-экономических условий, наблюдается тенденция повышения требований к выпускнику общеобразовательного учебного заведения. Это обусловливает необходимость в выработке критериев оценки и повышении качества общего образования.

Определение качества образования заключается прежде всего, в многогранности знаний и умений, благодаря которым у человека формируются компетенции, необходимые для жизни в обществе, осознанного выбора определенной профессии и дальнейшего образования. Именно эти задачи призвано решать общее образование.

Результат образования и качество образовательного процесса в целом находятся в тесной взаимосвязи. Сама категория «результат образования» является весьма оценочной, и в некоторых аспектах, не поддающейся оценке с учетом разработанных критериев.

Общественные потребности в качественном образовании выражаются в рейтингах общеобразовательных организации, в повышении общего уровня общественной культуры, воспитанности и образованности, в повышении числа выпускников, подходящих осознанно к выбору профессии.

В рамках настоящего исследования было проведено анкетирование, в котором приняло участие 76 учеников 9 и 11 классов из пяти общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Самарской области. На вопрос о том, из чего, по их мнению, складывается качество образования, наиболее популярными ответами были: содержание учебных предметов; уровень понимания предмета; профессиональный уровень преподавателей; получение знаний для сдачи ЕГЭ.

Проанализированные виды объективно существующих в настоящее время оценочных процедур общего образования позволяет выделить следующие:

– государственная итоговая аттестация (проводится по итогам 9 классов обучения, результатом является получение основного общего образования);

– единые государственные экзамены (проводятся по итогам 11 классов обучения, результатом является получение среднего общего образования);

– национальные исследования качества образования (НИКО), в том числе, проведение Всероссийских проверочных работ для учащихся 5–11 классов по различным учебным предметам;

– международные исследования (PIAAC, PISA, PIRLS, TIMSS, TALIS), позволяющие выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран, а также оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Кроме того, на основании п. 13 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, в образовательных учреждениях должно проводиться самообследование и обеспечиваться функционирование внутренней системы оценки качества образования. В качестве основополагающей идеи данной системы выступает формирование соответствующей структуры, с привлечением специалистов из органов местного самоуправления и представителей общественности. Кроме того, необходима разработка единой концепции и методологии к оценке достижений учащихся и условий, оказывающих непосредственное влияние на качество и результаты деятельности образовательного учреждения.

В Самарской области разработана и используется региональная система оценки качества образования (РСОКО). В 2018 году Министерством образования и науки Самарской области (далее — министерство) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ было организовано проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями Самарской области.

Функциями по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ наделён общественный совет, по независимой оценке, качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — Общественный совет). Состав данного Общественного совета был утвержден 21 февраля 2018 года на заседании Общественной палаты Самарской области.

Оказание услуги по сбору, обобщению и анализу информации для проведения Общественным советом в 2018 году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществлялось организацией-оператором АНО «Центр исследований рынка труда», с которой в соответствии с законодательством Российской Федерации министерством был заключен государственный контракт.

Для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями использовалась:

1) информация об условиях осуществления образовательной деятельности организациями на основе общедоступной информации (в том числе данные, размещенные в помещениях на информационных стендах, на официальных сайтах оцениваемых организаций и т. д.);

2) результаты анализа статистической информации министерства образования и науки Самарской области и оцениваемых организаций;

3) результаты анкетирования 3 категорий получателей услуг: представителей общественности, учащихся и родителей (законных представителей).

Исследование результатов проведенной в Самарской области независимой оценки показало, что она проводилась централизованно на основе полученных результатов деятельности общеобразовательных организаций. Однако, по нашему мнению, использование общедоступной информации не всегда позволяет провести объективную оценку и исследовать реальные условия, созданные в общеобразовательной организации. Поэтому, преимущественно, такая оценка не способна в полной мере отразить все показатели общеобразовательных учреждений.

Про ГИС СОЛО:  СБЕРБАНК СОЗДАЛ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

К условиям оценки качества деятельности образовательной организации следует отнести:

– условия, формулируемые в федеральном и региональном законодательстве;

– уровень компетентности работников, непосредственно осуществляющих педагогическую и управленческую деятельность в общеобразовательных организациях, позволяющий обеспечить необходимый уровень анализа и интерпретации данных, полученных в ходе оценки качества образования;

– материально-техническая основа учреждения, наличие коммуникационных и технических средств, объединенных в единую локальную сеть, автоматизированная система обработки информации;

– мотивация субъектов, осуществляющих образовательную и оценочную деятельность в функционировании оценочной системы общего образования;

– распределение прав и обязанностей оценки качества общего образования с последующим отражением в нормативных правовых актах;

– актуальность информации, получаемой в ходе оценки.

Подводя итог настоящей статье отметим, что в Российской Федерации проблема качества образования является решающим фактором развития потенциала личности, социально-экономического прогресса. Данная проблема носит государственный характер, поскольку оказывает непосредственное влияние на авторитет государства. Качество результатов образования находится во взаимосвязи с качеством организации образовательного процесса и условий, создаваемых в конкретном образовательном учреждении. В этой связи, необходима комплексная оценка всех составляющих качества образования.

В ходе исследования были выявлены три основных подхода к оценке качества образования:

– оценка на основе разрабатываемых на международном, федеральном и региональном уровне критериев, позволяющая определить степень достижения обучающимися определенного минимального результата обучения, соответствующего потребностям общества и образовательным стандартам;

– индивидуально ориентированная оценка, воспринимающая в качестве результата образовательного процесса общий уровень развития ученика и объем усвоенного им материала по сравнению с его начальным уровнем;

– статистический, основанный на средних показателях деятельности общеобразовательных учреждений.

Как значимый педагогический феномен, отражающий современный социальный заказ общеобразовательной системе, качество образования может интерпретировано на основе широкого подхода к определению составляющих его компонентов, в которых отражаются уровень организации и осуществления образовательного процесса, а также, создаваемых для этого условий и конкретных достигнутых результатов, отвечающих потребностям государства, общества и самих потребителей образовательных услуг.

Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, образовательная деятельность, Самарская область, качество образования, Российская Федерация, независимая оценка качества условий осуществления, образовательный процесс, Общественный совет, система образования, независимая оценка.

Внутришкольная система оценки качества образования проблемы и перспективы доклад

Библиографическое описание

Гриб, И. Д. К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении / И. Д. Гриб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 586-588. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38015/ (дата обращения: 16.06.2023).

В последние годы образовательные организации страны ранжируют, выстраивают в рейтинги по различным показателям. Например, по итогам очередного учебного года публикуется список московских образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно количеству баллов, полученному по критериям Рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников. И в погоне за рейтингами школы готовы любыми судьбами поднимать качественные показатели, проводить бесконечные мониторинги и диагностики, «натаскивать» учеников, чтобы по итогам государственной итоговой аттестации или других независимых диагностических работ иметь достойные результаты. За этой гонкой зачастую теряется основная характеристика понятия «качество» — степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. Из этой характеристики особого внимания заслуживает сочетание «социальным и личностным ожиданиям», что и подразумевается в интерпретации понятия «качества» в Законе об образовании.

Несомненно, социум требует от школы выпускника знающего, умеющего применять полученные знания на практике, способного учиться и т. п. Родители ожидают от школы того же, плюс хороших результатов на экзаменах и желательно еще лучших отметок.

А что же школа? В современном образовательном комплексе процесс образования начинается с дошкольного уровня. И перед администрацией образовательной организации главной задачей становится построение внутришкольной системы оценки качества от дошкольного до среднего общего уровня образования, которая обеспечивала бы преемственность и была эффективной. И, естественно, такая система не должна касаться только воспитанников и обучающихся, но и в равной степени предусматривать участие педагогических работников.

Для формирования такой системы целесообразно использовать механизмы педагогического менеджмента, успешно применяемые на уровне системы управления образовательной организацией. Одним из принципов педагогического менеджмента, выдвинутых Конаржевским Ю. А. в книге «Менеджмент и внутришкольное управление», является принцип сотрудничества.

Работники дошкольных отделений образовательных организаций зачастую не считают свою работу причастной к какого-либо рода качественным показателям. Но от того, насколько подготовленным к школе окажется будущий первоклассник, зависит его успешность, а значит, и качество дальнейшего образования. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), предусматривает оценивание качества условий образовательной деятельности на разных уровнях. Система оценки качества дошкольного образования может быть построена на диагностике развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе, внутренней оценке, самооценке организации и внешней оценки образовательной организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. Для организации диагностики на уровне внутренней оценки образовательной организации и потребуется использование принципа сотрудничества как создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Про ГИС СОЛО:  Отдел образования гатчина официальный сайт

Одной из форм сотрудничества между дошкольным и начальным общим образованием является проведение тематических педагогических советов по соответствующей тематике, например, «Какого первоклассника мы ждем?». Целесообразно такого рода педагогический совет проводить в октябре-ноябре месяце текущего учебного года, таким образом у воспитателей старших групп дошкольных отделений еще будет время для корректировки совей работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущему первокласснику, а у педагогов первых классов текущего учебного года уже есть к этому времени материал о состоянии готовности первоклассников к обучению. Главным вопросом педагогического совета по теме «Какого первоклассника мы ждём?» будет рассмотрение так называемого портрета первоклассника, который складывается в результате образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, проведение тематического педагогического совета потребует совместной подготовки и от воспитателей, и от учителей начальной школы: изучение Федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, выявление точек соприкосновения, разработка и проведение мониторинговых исследований и со стороны воспитателей, и со стороны педагогов, т. е. включения в процесс сотрудничества.

Следует отметить, что практика проведения тематических педагогических советов по преемственности между начальной и основной школы сложилась давно, имеет разработанные требования и методические материалы к проведению такого рода мероприятий, а система проведения педагогических советов воспитателей и учителей нуждается в специальной проработке.

Внутришкольная система оценки качества образования требует постоянного обновления. Это еще один принцип педагогического менеджмента, несомненно, актуальный для современной системы образования. Буквально 3–4 года назад использование проектной и научно-исследовательской деятельности в различных формах образовательного процесса считалось нововведением. На сегодняшний день, с принятием Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Министерстве образования Российской Федерации (протокол № 12/16-з от 28 июня 2016 г.), развитие универсальных учебных действий ставит задачей в области проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости, их родителей по совершенствованию навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения. В связи с этим всё больше образовательных организаций проектную и научно-исследовательскую деятельность выделяют в отдельный предмет учебного плана и вводят систему внутришкольного контроля по этому направлению.

Профильное обучение на уровне среднего общего образования стало необходимым условием образования вне зависимости от правовой формы образовательной организации. В систему внутришкольного контроля качества включается такой показатель, как доля числа профильных классов от общего количества классов или доля обучающихся в профильных классах или группах. Открытие профильных классов или групп не происходит без предварительной подготовки, мониторинга и системы предпрофильного образования. Это также достаточно новое направление в работе ряда образовательных учреждений. Поэтапная подготовка открытия профильных классов или групп включает работу с обучающимися и их родителями: анкетирование по выявлению предпочтений и запроса участников образовательного процесса, построение учебного плана, изучение профильных образовательных программ, подбор учебников в соответствии с Федеральным перечнем учебников, приобретение учебной литературы в случае необходимости, подбор и расстановка педагогических кадров. Но первоначально всё-таки необходимо оценить учебный потенциал будущих обучающихся профильных классов или групп, для чего целесообразно начинать такого рода работу на уровне 7–8 класса обучения через вовлечение обучающихся указанных классов в предметные и метапредметные диагностические мероприятия, анализ успеваемости, участие в творческих конкурсах по учебным предметам, предметных олимпиадах. В выборе будущей траектории обучения родители обучающихся играют важную роль, поэтому работу с родителями также необходимо вести в системе: выступление на родительских собраниях администрации образовательной организации с разъяснением понятий «профильное обучение», «учебный план», «элективные курсы», «образовательные модули» и т. п.; размещение образовательных материалов на специальной странице официального сайта образовательной организации; согласование будущих профильных направлений с Управляющим советом учреждения.

И, конечно, эффективную, действенную внутришкольную систему оценки качества образования невозможно построить без учета коллективного мнения. Для этого проект внутришкольной системы оценки качества образования должен проходить стадии обсуждения на заседаниях учебно-методических объединений или через другие формы взаимодействия педагогических работников образовательной организации, затем приниматься на общеколлективном заседании. Целесообразно в условиях открытости современного образования привлекать к обсуждению проекта внутришкольной системы оценки качества членов Управляющего совета и членов Совета обучающихся школы, потому что система оценки качества предусматривает оценку степени удовлетворенности образовательным процессом не только в качественных показателях, но и в эффективности управления образовательным учреждением, степени развитости дополнительного образования, платных образовательных услуг и многое другое.

Построение внутришкольной системы оценки качества образования в образовательном учреждении — процесс, требующий подготовленности всех членов коллектива и, в первую очередь, административно-управленческой команды.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/search/?q=273+ФЗ (дата обращения: 05.01.2017).

2. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 168 с.

3. Новая организационная структура управления качеством образования / Серия: «Строим школу будущего» // Отв. редактор Курнешова Л. Е.-М.: Московский центр качества образования, 2007.

4. Реестр примерных основных образовательных программ // Реестр примерных основных образовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 5.01.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательная деятельность, общее образование, система оценки качества образования, начальное общее образование, образовательный процесс, педагогический менеджмент, система оценки качества, Какой первоклассник, Примерная основная образовательная программа.

Оцените статью
ГИС Соло