Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового и углубленного уровней обучения детей в системе дополнительного образования
Программы базового уровня — это программы, ориентированные на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
Программы разрабатываются с целью формирования у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности, освоения ими базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности, расширения спектра специализированных занятий по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения учеников, развития коммуникабельности и расширения кругозора.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 2-11 классов. При включении обучающихся в группы проводится стартовая диагностика или входной контроль: проверка совокупности знаний и умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях.
Стартовая диагностика проводится с целью выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (определение интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т. п.). Срок реализации программ — от одного года до пяти лет.
Форма проведения занятий — групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом и обучение в малых группах. Основные используемые технологии: проблемное обучение, модульное обучение, диалоговое обучение, дифференцированное и индивидуализированное обучение, разноуровневое обучение, игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные и другие, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Формы подведения итогов реализации программ: для отслеживания динамики освоения программ проводится мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения — собеседование, тестирование и др.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и проверку формирования осваиваемых умений.
Формы текущего контроля: собеседование по изучаемой теме, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы и др.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного для выявления уровня подготовки обучающихся с целью перевода на следующий год обучения. Результаты всех форм аттестации фиксируются в утвержденных картах (бланках) диагностического инструментария.
Формы подведения итогов реализации программ: открытые занятия, походы, экскурсии, выезды, участие в интеллектуальных играх и соревнованиях, выполнение индивидуальных заданий и др. В ходе обучения учащийся ведет собственное портфолио (папку достижений), в котором представляет свои творческие и поисково-исследовательские работы, результаты реализации творческих проектов, участия в соревнованиях, научно-практических конференциях.
Критериями оценки уровня освоения программ являются:
— поиск и работу с источниками информации, материалами, инструментами, оборудованием и т. п.;
— использование понятий, терминов и символов, помогающих дать точную или выразительную характеристику рассматриваемого предмета;
— выявление отличительных признаков, связей событий, процессов или явлений, систематизацию материала;
— установление последовательности выполнения заданий;
— высказывание суждения об изученном материале, существующих версиях в различных источниках о событиях, явлениях, процессах, фактах, личностях;
— оценку своей и чужой познавательной и коммуникативной деятельности с целью самооценки собственной деятельности;
— умение ориентироваться в предметной области;
— устойчивая мотивация к выбору деятельности в рамках изучаемой предметной области;
— готовность к дальнейшему самоопределению в изучаемой предметной области;
— наличие у обучающихся достижений личностного роста (в динамике);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференцияхи т. п.).
Программы углубленного (предпрофессионального) уровня
Программа углубленного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней. Программы этого уровня разрабатываются с целью формирования навыков на уровне практического применения.
Содержание программ углубленного уровня направлено на:
— ценностно-смысловых (наличие гражданской позиции, собственной культурной среды и т. д.),
— социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей деятельности и т. д.),
— коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слушать других и т. д.);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. д.).
Особенность программ углубленного уровня заключается в том, что они ориентированы на профильное самоопределение обучающихся, на выстраивание их индивидуальных траекторий личностного развития и предусматривают:
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 5-11-х классов. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня, той же предметной области или по итогам вступительных испытаний. Срок реализации программ — от одного года до трех лет.
Форма проведения занятий — групповая и индивидуальная. Основные используемые технологии: проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения, игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и иные, направленные на развитие мотивации на выбор профессии, самоопределение и самореализацию.
Такие программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, развивают умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, повышают готовность к освоению программ среднего профессионального и высшего образования.