Что дает детям участие в олимпиадах?
Сейчас в России проводится такое количество олимпиад и конкурсов для школьников, что каждый сможет выбрать интересное для себя соревнование. Что дает детям участие в олимпиадах? Этот опыт повышает самооценку, учит работать в команде и может служить отличной тренировкой перед экзаменами. А главное, олимпиада дает возможность выпускнику поступить в вуз вне конкурса.
Часто к олимпиадам привлекают отличников, которые одинаково хорошо учатся по всем предметам. Но есть подростки с ярко выраженными способностями в одной области: литературе, физике, математике. Для них участие в олимпиаде — отличная возможность проявить и развить эти способности.
5 причин участвовать в олимпиадах
1. Участвовать в олимпиадах стоит по многим причинам. Конечно же, участие в олимпиаде — это новые знания. Много информации, которую ребенок получает во время подготовки и во время самой олимпиады, не входит в школьную программу, задания составлены интересно и познавательно.
2. Вторая причина — мотивация и самодисциплина. Олимпиада подталкивает ученика заниматься больше. Даже самый ленивый школьник несколько раз заглянет в учебник и откроет учебные задания. Педагоги считают, что успешной карьере в будущем поможет привычка интенсивно трудиться: регулярно выполнять задания и уметь планировать свое время.
3. Старшеклассникам олимпиада поможет подготовить нервную систему к ЕГЭ — подросток научится меньше волноваться и справляться со стрессом. Если ребенок постоянно принимал участие в различных олимпиадах и конкурсах, ЕГЭ не будет его пугать. Тем более что участие в олимпиадах, даже если подросток не стал победителем или призером, повышает его самооценку.
4. Также олимпиады учат работать в коллективе — распределять задачи, вместе думать над решением. Это касается прежде всего подготовки к олимпиадам, которая всегда включает групповую работу, выезды в лагеря, совместные тренировки. Свои знания можно проверить и на онлайн-платформах, где проходят различные онлайн-олимпиады, но очное участие приносит больше пользы.
5. Кроме того, подросток сможет найти новых друзей по интересам. Например, победители олимпиад из этого могут поехать в образовательный центр «Сириус» в Адлере.
Какие бывают олимпиады
Самая главная — Всероссийская олимпиада школьников (Всеросс). Проводится по большинству предметов из школьной программы, включает в себя несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Льготы получают только победители и призеры заключительного этапа.
Всероссийская олимпиада школьников — самая сложная из олимпиад, с многоуровневой системой отбора участников. Обычно победители и призеры первых двух этапов проходят дальше.
На первом этапе задания составляют учителя, поэтому он считается самым легким. На муниципальном уровне задания также составляют школьные педагоги — обычно они берут задания из олимпиад более высокого уровня за прошлые годы. Задания становятся действительно сложными на региональном этапе. Этот этап проводится в областных центрах, проезд и проживание участников оплачивают организаторы. Заключительный этап проходит в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, проезд и проживание — тоже за счет организаторов. Победители прошлого года в следующем году попадают на региональный уровень, минуя все предыдущие этапы.
Какие преимущества получают победители и призеры
Многие считают, что олимпиады нужны лишь для демонстрации своих знаний. Однако это далеко не так. Олимпиада поможет сэкономить деньги и время на репетиторов, нервы и силы, которые нужны на подготовку к ЕГЭ. За олимпиады выдаются сертификаты или дипломы — их можно вложить в портфолио. Личные достижения очень важны при переходе в другую школу или поступлении. Победа в хорошей олимпиаде даст возможность поступить в топовой вуз страны.
Есть два типа льгот, которые получают победители и призеры олимпиад. Это зачисление без вступительных испытаний и получение «автоматом» 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады. Льгота действительна в течение нескольких лет — выпускник может поступить по ней через 1-2 года после окончания школы.
На Всероссе по итогам заключительного этапа выбирают около десяти победителей и около 20 призеров, которые получают денежный приз и право поступить на любой факультет любого вуза, где профильный предмет совпадает (хотя бы примерно) с предметом олимпиады.
Каждый год вузы публикуют собственные положения о льготах для победителей и призеров олимпиад, которые можно найти на сайтах.
В чем плюс вузовских олимпиад
Проще всего участвовать в вузовских олимпиадах. Обычно в первом заочном туре нужно решить отборочный тест за отведенное время за компьютером, либо решить задания и отправить их по почте. Во втором очном туре участника приглашают в вуз, который проводит олимпиаду. Однако тут проезд — за свой счет.
В вузовских олимпиадах много призеров и победителей, выиграть ее намного проще, чем стать призером Всеросса или набрать 100 баллов на ЕГЭ. Задания всех вузовских олимпиад можно найти на сайтах вузов. Регистрация на них начинается уже в октябре, важно не пропустить отборочные туры.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.
В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «Китёнок», «Ребус», «Родное слово», «Познание и творчество», «Растим патриотов России», всероссийская олимпиада «Пятёрочка», «Инфо-урок», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада, детский экологический конкурс «Зелёная планета-2013», региональный конкурс «Красота Божьего мира», областная олимпиада по творчеству И. Тургенева, по физике «Наследники Левши», областной конкурс к 20-летию Конституции РФ», областная краеведческая викторина «Краеведы-исследователи Тульского края» и другие.
В текущем учебном году школьники приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах.
Учащиеся 6б класса Кондрашова А., Синяева А., Белоножкина Н. приняли участие в областной олимпиаде по защите окружающей среды «Созвездие- 2014», учащаяся 9 класса Моисеева Е. приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Зеркало природы», учащаяся 8б класса Федотова Д. стала участницей районного литературно-художественного конкурса «Тёплое православное» (учитель Артёмова Т. А.)
Молодцы, ребята! Мы, педагоги, гордимся вами!
Спасибо родителям за помощь и поддержку.
Доклад: «Результативность качества образования в школе через участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах» (19.02.2018г.)
1 слайд — Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках районной конференции молодых специалистов «Опыт работы в условиях современного образования»
хочу представить вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности. Я хочу поделиться опытом своей работы в отслеживании результатов качества образования в школе через участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах. Как творческие конкурсы и олимпиады помогают повысить качество образования в школе.
Веду я это отслеживание с 2014 года, как только пришла работать в школу.
В настоящее время конкурсное движение является одним из инновационных факторов развития образования, проходит большое количество муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, призванных выявлять талантливых учащихся, знакомить с различными видами творческой деятельности учащихся.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.
Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ. В школе, где я работаю, мало обучающихся и учатся дети с разным уровнем обучаемости, но мои ученики являются активными участниками мероприятий районных, республиканских и всероссийских уровней. Ребятам очень нравится участвовать в подобных конкурсах.
Как я привлекаю к участию учеников? Во-первых, регулярно на родительских собраниях рассказываю родителям о предстоящих конкурсах и олимпиадах, показываю дипломы и сертификаты предыдущих работ. Во-вторых, провожу классные часы с учениками и также показываю дипломы, сертификаты учеников-участников, поздравляю их.
После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляю для себя свой план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаю ученику достичь поставленных целей.
2 слайд — Что даёт участие в творческих конкурсах и олимпиадах для обучающихся?
3 слайд — Что дает участие мне, как учителю?
Это возможность выявить одаренных детей, детей с нестандартным мышлением. Использовать сложные вопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала, при подготовке к домашним заданиям. Когда ребята ищут ответ на сложные вопросы самостоятельно дома с помощью энциклопедий или интернета, они запоминают лучше, нежели им дать ответ в готовом виде, это так же способствует саморазвитию ребенка. А также, пополнить свое личное портфолио благодарственными письмами и грамотами.
4 слайд –
Я хочу показать подробную деятельность учащихся в различные периоды и на различных этапах конкурсной деятельности.
5 слайд — Конкурсная деятельность учащихся реализуется мною в подготовительном, основном и аналитическом периодах, каждый из которых делится на информационный, основной и заключительный этапы.
Рассмотрим эту деятельность в таблицах.
6 слайд — Конкурсная деятельность учащегося в подготовительном этапе (табл.№1)
В процессе конкурсной деятельности (как части учебной деятельности) происходит формирование универсальных учебных действий (УУД), что в соответствии с ФГОС основного (общего) является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы.
7 слайд — Конкурсная деятельность учащегося в основном периоде (табл.№2)
8 слайд — Конкурсная деятельность учащегося в аналитическом периоде (табл.№3)
Системный подход к организации конкурсов позволяет охватить этой формой всё большее количество участников образовательного процесса и приводит к тому, что содержание и виды конкурсов становятся всё более разнообразными, растёт их количество, повышается качество.
9 слайд — Мы с детьми работаем в таких видах конкурсных работ: олимпиады, творческие конкурсы, исследовательские работы, проектные работы.
11 слайд – сейчас я покажу в диаграмме результативность участия обучающихся в конкурсах.
отличный толчок для дальнейшего развития и углубления знаний в той или иной области. Мы видим, что результат повышается.
Мы видим, что с каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность. Выросло количество призовых мест от общего числа участников.
13 слайд — Я хочу еще показать подробную деятельность обучающегося в различные периоды и на различных этапах конкурсной деятельности. (на примере выпускника 2017 года — Дуба Малены)
С Дуба Маленой конкурсной деятельностью начали заниматься с 9 класса, как только я пришла работать в школу. Конкурсная деятельность учащегося реализовалась также в подготовительном, основном и аналитическом периодах.
Благодаря участию в конкурсах мы с Маленой поучаствовали в «Малой Нобелевской премии» в номинации «За достижения в изучении языкознания»
Я считаю, что, участвуя в олимпиадах и конкурсах она приобрела новый опыт. Её творческие работы помогли и в написании сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку в 11 классе, благодаря чему по русскому языку получила по ЕГЭ 93 балла и вышла со школьного двора с золотой медалью. Получила возможность в реализации своих способностей и в данный момент Малена учится в Московском финансовом университете при правительстве РФ.
Таким образом, мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в средних и старших классах общеобразовательной школы даёт положительные результаты. Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.
15 слайд — Мыслите, творите, добивайтесь успехов! Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их и совершенствуйте! Творческих Вам успехов!
«Организация участия обучающихся в конкурсных
мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и
профессионального роста педагога»
Современное общество диктует нам новые запросы. Возникла потребность в специалистах, владеющих не только новыми теxнологиями, но и совершенно иными подxодами к реализации своего профессионального и творческого потенциала.
Главным результатом нашей педагогической деятельности по развитию личностного потенциала учащихся должен стать выпускник, способный социализироваться в обществе, способный принимать решения, приносить пользу окружающим и жить соизмеримо с требованиями времени. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, кроме учебныx навыков развивать у обучающиxся еще и мировоззрение, чувство долга, толерантность, уважительное отношение к другим мнениям и культурам . Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.
Таким образом, школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Именно в школе должны закладываться основы развития дальнейшего личностного роста.
– результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего становления.
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития. Также нужно помочь в поиске информации о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Регулярно участвуя в таких состязаниях, школьник преодолевает страх перед экзаменами, что в будущем поможет ему справиться с волнением в ходе написания итоговых аттестаций. Кроме того, олимпиадные достижения станут отличным дополнением к портфолио при поступлении. А победа в некоторых олимпиадах даже может засчитываться вузами вместо вступительных экзаменов. В рамках участия в олимпиаде школьник может более детально изучить науку, по которой проходит конкурс. Таким образом, он сможет определиться с будущей специальностью еще до поступления. Ну и, наконец, участие в интеллектуальных соревнованиях — это повышение самооценки ребенка и, что немаловажно, новые знакомства с людьми, которые имеют такие же интересы.
Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.
Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.
Иногда у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть «белой вороной» в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти «барьеры» и преодолеть их. Важно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Олимпиады и конкурсы стимулируют активность, инициативность, самостоятельность школьников. Но не нужно делать их самоцелью и превращать подготовку в муштру. Все должно быть в радость и удовольствие, а особенно соревнования. Помогите детям ощутить здоровый азарт и конкуренцию, удовольствие от своих знаний и радость победы. А в случае поражения, расскажите, как важно в жизни будет подниматься, если упал и идти дальше, к цели.
От того, как работает учитель, как выстраивает учебно-воспитательный процесс, какие методики и технологии использует, зависит судьба ученика, зависит, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии.
Профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е. А. Ямбургом).
А творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как ученика в школьной жизни, так и педагога в профессиональной деятельности.
Профессиональный рост учителя — это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда подробно принципу незавершимости воспитания.
Последние материалы
Статус победителя или призера олимпиады может дать преимущества при поступлении в вуз. О том, какие именно, читайте в нашей статье.
Пресс-служба вице-премьера РФ Ольги Голодец сообщила, что количество участников школьных олимпиад в 2016-2017 учебном году составило 16,3 млн. человек, что на 543 тыс. человек превышает данные предыдущего года. Также по статистике в разы возросло количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по сравнению с Советской олимпиадой: в 2014 году более, чем в 20 раз, в 2015 — в 14 раз, в 2016 году — в 12 раз, в 2017 — в 13 раз. По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, это может быть следствием неверного подхода к оценке школьников, и её необходимо пересмотреть. Она также предложила контролировать проведение школьных олимпиад более тщательно, ведь победители и призеры пользуются особыми преимуществами при поступлении в вузы.
Такой рост количества участников олимпиадного движения может быть связан с ужесточением технологии проведения ЕГЭ. Фальсифицировать ЕГЭ становится практически невозможно. Контроль за олимпиадами пока не такой тотальный. Поэтому некоторые участники олимпиад нарушают регламент и пользуются сторонней помощью, получая преимущество при поступлении в вуз.
Разберемся в том, что именно дает победа на олимпиадах и что нужно, чтобы получить льготу.
Какими преимуществами пользуются победители и призеры олимпиад
Согласно разделу III Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» участие в олимпиадах дает абитуриентам право быть зачисленными в вуз без вступительных испытаний или быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов по ЕГЭ или дополнительным вступительным испытаниям вуза по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады.
Без дополнительного подтвреждения статуса победителя или призера данное право получают:
1. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.
2. Победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всеукраинской ученической олимпиады или международной олимпиады, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады (если указанные победители, призеры и члены сборных команд относятся к числу лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Федерального закона N 84-ФЗ):
3. Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
Воспользоваться правом только при условии сдачи ЕГЭ на 75 и более баллов по соответсвующему профилю олимпиады могут:
1. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.
Таким образом, если в период с 7-го по 11-й класс школьник принимал участие в олимпиадах и был победителем, то он может рассчитывать на получение 100 баллов по профильному общеобразовательному предмету на ЕГЭ или на вступительных экзаменах при поступлении в вуз.
Уровни олимпиад
Все олимпиады для школьников делятся на три уровня, где первый уровень — самый высокий. При отнесении олимпиды к определенному уровню учитываются ее стаж, охват, популярность, уровень творческих заданий, доступность для участников информации о регламенте проведения олимпиады, олимпиадных заданиях и другое:
Уровень олимпиады играет особое значение в предоставлении льгот ее победителям и призерам, например, не все вузы принимают в расчет дипломы олимпиад третьего уровня. Помимо этого, следует помнить, что победители олимпиад более высокого уровня будут иметь преимущества при поступлении перед другими абитуриентами, имеющими статус победителей олимпиад более низкого уровня.
Какие олимпиады учитывают вузы, а какие нет
Перечень олимпиад школьников, победители и призеры которых получают особые права при поступлении в вузы, утверждается каждый год Министерством образования и науки РФ. Чтобы узнать, какие олимпиады учитываются конкретным вузом, куда вы планируете поступать, а какие нет, нужно ознакомиться с документом, который называется «Правила приема в учебное заведение». Правила публикуются на официальном сайте вуза в разделе Абитуриенту/Приемная комиссия не позднее 1 октября предшествующего приему года.
Также есть возможность не искать информацию о перечне льгот олимпиадникам на сайтах вузов, а получить информацию по многим вузам на портале Российского совета олимпиад школьников. Список регулярно обновляется по мере поступления данных.
Сколько раз можно воспользоваться льготой
Согласно правилам приема в вузы абитуриент может подать документы в 5 образовательных учреждений на 3 направления подготовки или специальности в каждом. Имея диплом победителя или призера олимпиады, воспользоваться правом быть приравненным к лицу, получившему 100 баллов по ЕГЭ или вступительному испытанию в вузе, можно при подаче доументов в каждый вуз, то есть не более 15-ти раз.
Правом быть зачисленным без вступительных испытаний можно единожды — в одном вузе и на одном направлении подготовки. При этом, в этот же вуз необходимо сразу подать оригинал аттестата о среднем образовании.
Документы, подтверждающие льготу
В связи с тем, что копия диплома победителя/призера олимпиады эквивалентна оригиналу документа, для получения льгот олимпиадники могут подать в приемную комиссию диплом в любом формате (оригинал, копию в бамажном или электронном виде). Распечатать электронную копию диплома можно с помощью портала Российского совета олимпиад школьников.
Принимая решение участвовать в олимпиаде, заранее изучайте всю информацию об уровне олимпиады и возможных преимуществах, которые даст победа. Если у вас есть подозрения, что результаты олимпиады фальсифицируются, незамедлительно обращайтесь в Секретариат Российского совета олимпиад школьнкиов.




