Популярные Добавить материал
«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо»
(В.А. Сухомлинский)
Сегодня во многих средствах массовой информации идет речь об усилении ответственности родителей за обучения детей на ступени среднего образования. Вниманию предлагается сценарий родительского собрания «SOS» в старших классах. Данное родительское собрание рекомендовано для проведения в классах, где наметилась тенденция снижения мотивации учащихся к обучению, а также снижение внимания родителей к учебе детей. Цель собрания: выявление причин низкой мотивации к обучению и поиск вариантов решений. Итог: заключение договора об индивидуальной ответственности детей и родителей. Мы считаем, что данный сценарий поможет классным руководителям в решении подобной проблемы. Это родительское собрание проводилось авторами в трех старших классах сельской школы, в результате чего был получен позитивный результат.
Цель собрания: выявление причин низкой мотивации к обучению и поиск вариантов решений.
Предполагаемый итог: заключение договоров об индивидуальной ответственности детей и родителей за результаты обучения
Оформление на классной доске: Родительское собрание «SOS», эпиграф слова Сухомлинского, информация по собранию, вопросы для обсуждения
Форма собрания: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения:
Подготовительный этап:
- Родительское собрание для 10 класса «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»
- Ход собрания
- Родительское собрание «Информационная безопасность»
- Выступление школьного психолога
- Выступление представителей администрации
- Выступление учителей-предметников.
- Родительское собрание для 10 класса. Разработка
- Разработка родительского собрания для родителей старшеклассников на тему «Родители как педагогические партнеры образования»
- Ход родительского собрания
- Приложение
- Конспект родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»
- Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Родительское собрание для 10 класса «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»
Цель: оказание помощи родителям подростков в решении проблем общения.
Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить пути выхода из трудных жизненных ситуаций; обсудить с родителями жизненные приоритеты их детей.
Оформление: на доске — тема собрания и высказывание В.Г. Белинского.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; подготовка на стендах информации со статистикой детской преступности; изготовление анкет и памяток для родителей.
Анкета для детей «Продолжи высказывание»
Эпиграф: «На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях». (B.F. Белинский)
Ход собрания
I. Выступление классного руководителя
Классный руководитель. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания. Но дело, конечно, не только в объеме свободного времени, но и в его использовании. Надо не только находить для детей время, но и полнее и интереснее использовать его, искать темы совместной беседы с подростками, постараться вникать в духовный мир детей.
Ошибочны взгляды родителей, считающих покорность их воле и послушание главным признаком власти в семье. Особенно неправильно применение некоторыми мамами и папами физических мер воздействия. Нельзя забывать истину, что жестокость родителей порождает жестокость детей. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, т. к. стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления. Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились дома. Трудные подростки, как правило, живут в семьях, где родители не являются для них нравственным образцом, где происходят постоянные конфликты, не уделяется внимание внутреннему миру детей. Такие семьи называют неблагополучными.
Если родители злоупотребляют алкогольными напитками, ярче выступают и все другие пороки воспитания — безразличие родителей к подростку, безнадзорность, постоянные скандалы, жестокое обращение с детьми. Все это напрямую сказывается на поведении подростков.
Важное условие нормальной жизни семьи — материальная обеспеченность. Ограниченные материальные возможности семьи не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные потребности и интересы детей.
Семейное неблагополучие многообразно — ссоры и взаимное непонимание, недостаток родительской любви к подростку и др. На разных этапах жизни то одни, то другие факторы могут играть негативную роль, удельный вес их различен, но практически всегда они влияют на развитие личности.
В настоящее время демографы выражают тревогу по поводу однодетной семьи. В демографическом плане это явление крайне нежелательно. Однако не всегда однодетная семья обязательно ущербна. Можно согласиться, что единственный ребенок — трудный объект воспитания. В однодетной семье чаще наблюдается родительский эгоизм, но есть и такие преимущества, как материальное положение, духовные и временные факторы. В такой семье значительно снижаются перегрузки женщины, что благоприятно сказывается на отношениях в семье. И хотя педагоги считают, что воспитание в многодетной семье значительно облегчено, по данным криминологов дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения. Нелегко взвесить все «за» и «против» однодетной или многодетной семьи, следует, видимо, исходить из положения, что воспитательные возможности зависят не только и не столько от числа детей, сколько от общего нравственного и эмоционального климата в семье.
Еще одно, по мнению криминологов, противоречивое явление — неполная семья. Многие исследования подтверждают, что в воспитательном плане неполная семья проблематична. Для нормального воспитания необходимы оба родителя. В повседневной жизни мать и отец, воспитывая своих детей и имея каждый свою индивидуальность, дополняют друг друга. Теряя одного из родителей, ребенок лишается целого мира нравственно-эмоциональных отношений. Но бывает, что неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная.
Исследования показывают, что большинство подростков вне школы практически безнадзорны, их поведение родителями не контролируется, и, если у детей этого возраста нет определенных жизненных целей, достижению которых они посвящали бы свое время, планы, помыслы, то, как правило нет гарантии, что бесцельность существования не приведет на скамью подсудимых. Преступность несовершеннолетних в нашей стране вышла далеко за допустимые пределы. От нее страдают все: и жертвы преступлений, и сами преступники, и их близкие, и в целом общество, которое тратит огромные деньги на борьбу с этим явлением. Но самое страшное в том, что мы теряем значительную часть подрастающего поколения, отбывающую наказание в местах лишения свободы, называемых воспитательными колониями (ВК). Хотя они и называются воспитательными, обстановка во многих из них далека от той, которую принято называть педагогически благоприятной. Возраст, в котором подростки попадают в ВК (14-17 лет), приходится на период социального созревания. Именно в этом возрасте они вступают в самостоятельную трудовую жизнь, нащупывают свою нишу в системе социальных связей, готовят себя к выполнению различных жизненно важных функций — гражданина, работника, семьянина. В условиях же лишения свободы эти возможности существенно ограничиваются, прерывается естественный ход развития личности подростка.
Что же это за учреждение — воспитательная колония, какие там порядки, какую жизнь предстоит прожить здесь подростку в течение того срока, который ему определяется судом? Об этом подростки в большинстве случаев узнают в искаженном виде, чаще всего от друзей во дворе или от лица с криминальным прошлым. И эти знания нередко окружены романтическим ореолом, этакой беззаботной, веселой воровской вольницей. Но так ли это?
II. Педагогический практикум для родителей
Классный руководитель. Хочу предложить вам информацию для размышления (зачитывает отрывок из опубликованного письма):
«Здравствуй, дорогой Володя! Вот уже месяц, как я в колонии, или как здесь говорят — «на зоне». Буду писать два разных письма — одно для мамы, в котором напишу, что у меня здесь все хорошо. Другое для тебя, где буду рассказывать всю правду о моей жизни здесь. Это для того, чтобы ты знал, что колония не пионерский лагерь, место это фиговое, сюда лучше не попадать, а уж коли загремел, то надо изо всех сил стараться выжить и освободиться. Своим друзьям, особенно Лямзану и Шпицу, расскажи о моем житье здесь, пусть попридержат свою прыть и гуляют на свободе, а сюда не стремятся. Они ведь уже были на комиссии, их взяли на учет. Братишка, о моем преступлении ты, наверное, все знаешь. Думаю, этого не случилось бы, если бы я не сдружился с Серым. Ходили, кайфовали, доходились — почти все сели. Конечно, с Серым было клево. В то время я учился в школе в 9 классе, а он и другие ребята были старше меня. С ними я окунулся во взрослую жизнь. Вместе «тусовались». Познакомился с девчонками, ходили на дискотеки, вместе пили, у нас был «общак». Хорошо помню, как первый раз попробовал водку. Было это 5 лет назад, праздновали день рождения мамы. Когда она пошла провожать гостей, я остался дома один. На столе стояли бутылки с остатками водки и вина. Попробовал, поймал кайф, понравилось. Потом выпивал частенько, ты же видел, какой я приходил домой. Думал, что мама будет ругать, но она как будто не замечала меня. Сейчас я понял: некогда ей было следить за нами. Трудно одной растить нас — не от хорошей жизни на двух работах вкалывала. Помнишь, сколько раз мы с тобой одни по ночам оставались. Маму мне очень жалко. Володя, ты ее не расстраивай, помогай в домашних делах, ждите моего возвращения».
Предлагаю следующие вопросы для обсуждения.
1. Проанализировать ситуацию, описанную в письме. Как можно было избежать ее?
2. Знакомы ли вы с жизненными целями ваших детей?
3. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
(Дискуссия, формулирование выводов.)
III. Продолжение беседы
Классный руководитель. Именно отсутствие внимания со стороны родителей приводит к тому, что подростки начинают доказывать свою значимость, убеждать себя и окружающих, что они не просто существуют в этом мире, а могут совершить поступок, о котором заговорят, все услышат.
Одной из причин правонарушений, совершенных подростками, является их слабая правовая осведомленности, искаженное представление о требованиях законов и ответственности за их нарушение. В 15-16 лет ребята имеют достаточный уровень сознания. Они в состоянии понять нравственные категории добра, справедливости, чести, дружбы, ответственности. Поэтому должны осознавать значение своих поступков, моральную и правовую ответственность за свое поведение.
— Как вы думаете, каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию непонимания в семье?
— Какие, на ваш взгляд, основные причины серьезных проступков подростков, пусть незначительных, но правонарушений? (Виновата обстановка в семье, нелюбовь, невнимание и т. д.)
А вот еще одно письмо, напечатанное в газете «Комсомольская правда»:
Такие собрания стали повторяться не только по вечерам, но даже днем в школе. Я думал, где достать деньги, чтобы вечером вволю погулять. Денег, конечно, много достать я не мог, но они всегда были у друзей. Так шли дни, месяцы. Родители потеряли для меня авторитет. Хотя я стеснялся им показываться пьяным. Странно, они, наверное, думали, что я не пью. С ними я был ласков, свою плохую учебу объяснял тем, что много запустил и по программе не могу догнать. Поэтому они жалели меня, не отказывали нив чем, ни в деньгах, ни в красивой одежде. Кое-как я закончил 8 классов и поступил в училище, там тоже старался улизнуть с уроков, деньги я уже доставал, отнимая у ребят с группы. Однажды пьяными мы устроили драку, попали в милицию. Вызвали родителей, меня поставили на учет. Мама долго плакала, дома я как мог успокаивал ее, обещал больше не пить, с отцом был крупный разговор. Но и после этого отношений с «друзьями» не порвал. Беру это слово в кавычки, потому что друзьями их теперь считать не могу. Все продолжалось. О будущем я не задумывался, в училище почти не ходил. Вечером опять друзья, девочки. Я не отказывался от их приглашений, начал замечать, что мой характер стал меняться. Я стал раздражительным, чужая боль не трогала, а только злила меня. И вот после вечеринки, на которой здорово разгулялись, мы шли злые и пьяные. Приставали к прохожим, завязалась драка. Я чудом не убил человека, нас задержали. На суде, стараясь быть честным, правдиво все рассказывал, дали мне тогда 3 года. Отбыв в изоляторе месяц, я многое понял, решил стать на правильный путь. В колонии с первых дней начал старательно учиться, работал на совесть. Было трудно, но постепенно я поверил, что у меня
все впереди, не все потеряно, если взяться за ум. Но ничего бы я не понял, если бы не воспитатели, начальник отряда, которые дали мне новые силы, заставили поверить в себя. Огромное им спасибо. Я никогда не забуду их и все, что они сделали для меня. Теперь я твердо стою на ногах и мне хочется сказать ребятам: «Думайте о своем будущем, не ломайте себе жизнь, будьте настойчивыми».
Это письмо я предлагаю не комментировать, а просто задуматься о нем. Одно только можно добавить к нашей дискуссии — нет однозначных ответов, рецептов благополучия, нельзя с твердой уверенностью говорить: «Да, я хорошо знаю своего сына (свою дочь) и мне (моей семье) не грозит то, о чем мы сегодня говорили, потому что мы — благополучная семья». Надо просто внимательно относиться друг другу, и не только к детям, отмечать и брать во внимание любые мелочи, малейшие изменения в привычном ритме жизни детей: будь то настроение или неожиданная двойка в школе, грубый ответ бабушке или излишне «вежливый» разговор с другом.
IV. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Уважаемые родители, наш разговор мне хотелось бы закончить вашими размышлениями по таким вопросам (они написаны на памятках).
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели? Что помогло или помешало вам в этом?
2. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
3. Какие выводы для себя вы сделали после нашего собрания?
Родительское собрание «Родители как педагогические партнеры образования», 10 класс
Классное родительское собрание, 10 класс
Родительское собрание, 10 класс. Проблемы, трудности и перспективы
Конспект родительского собрания в 10 классе. Как помочь детям в постановке реалистичных жизненных целей, в самоопределении?
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Родительское собрание «Информационная безопасность»
Почему мы решили посвятить этой теме отдельное родительское собрание? Прежде всего, это связано с тем, что результат совместных усилий родителей и педагогов, направленных на то, чтобы сделать пользование интернет пространством безопасным для нынешних студентов, которые сегодня приобщаются к информационным технологиям уже в дошкольном возрасте. Подростки на этапе перехода во взрослую жизнь часто становятся жертвами буллинга, интернет-фишинга, других угроз, которые несет в себе информационное пространство. Пока еще наши дети не умеют защищать свои устройства и оберегать себя в цифровой жизни.
Мы рады Вас приветствовать на нашей очередной встрече, мы благодарны тем, кто все-таки, как и учительское сообщество, дела собственных детей считает наиболее важными в этой жизни.
9 лет классные руководители Ваших детей просвещали Вас на родительских собраниях. Наверняка, многим из Вас есть, что вспомнить о ходе и тематиках наших встреч. Это различного рода мосты доверия, это и беседы по поводу трудностей в обучении, это и подготовка в получении нашими учениками своего профессионального звания Ученик. И мы считаем, что ребенок 11 лет осваивает именно профессию «ученик», чтобы потом спокойно выбрать другую профессию, т.е. задача первых экзаменов, это и трудный разговор о выборе пути ит.д.
Но сегодня у нас накануне окончания первого полугодии в 10 классе, отнюдь не праздничное настроения, не праздничный разговор, поэтому мы говорим сегодня «SOS».
Мы сегодня сталкиваемся с проблемой: нежелание учеников учиться. Чья это проблема?
Проблема детей? Берут сомнения, что для них это проблема. Давайте посмотрим на жесткие цифры статистики. В 10 класс зачислено 44 человека на начало учебного года, из них 3 отличника: (называются фамилии учеников), три человека с одной «4», 9 человек «твердых» ударников, итого 15 человек.
На сегодня по предварительной успеваемости предположительно намечается только 10 человек, ударников.
Также по предварительной успеваемости за две недели до окончания полугодия 20 человек неуспевающих, и это неудивительно, т.к. общее количество двоек, полученных за все полугодие ___. И это тоже неудивительно. С чего начинается наш день, с опозданий, их только за ___ .
последние 4 недели 18 человек пропустили или опоздали на первые уроки более 40 раз, мы уж не говорим об опозданиях в течение всего учебного дня. Помимо этого за все полугодие пропущено без справок ___ уроков (может быть, ребенок и болел, но не считает нужным идти в больницу за справкой).
Почти ежедневно жалобы на дисциплину и грубость на уроке от учителей, при встрече в учительской, но а доведенные до отчаяния учителя пишут докладные, их за первое полугодие 26.
Содержание докладных следующее: плохая дисциплина, нет желания заниматься, не сдали тетрадь с домашнее работой, не готов к уроку, нет учебника, огрызается, удален с урока, плевал из трубочки, бросали бумаги, витает в облаках, накурились, включили музыку, ходит по классу, плеер в ушах, балуется с телефоном и т.д. уже даже можно услышать о негласном соревновании у кого больше двоек или опозданий. Детский сад! Почему-то наши дети считают себя вполне взрослыми, чтобы курить, пить пиво, гулять до полуночи, выражаться нецензурной бранью в стенах школы — для всего этого они взрослые. А вот когда идет разговор о том, чтобы нести ответственность, они у нас все с паспортами (т.е. государство уже считает вполне ответственными), то вот здесь они становятся маленькими, беззащитными.
А может быть, все-таки это проблема родителей? Давайте посмотрим опять на сухие цифры
статистики. В этом году независимо, что это 10 класс, учащиеся обязаны вести дневники, а классные руководители еженедельно проверять и делать соответствующие записи. из 44 человек систематически, хотя бы раз в 2 недели (если судить по росписям родителей) только 10 человек интересуются делами ребенка. Даже такие записи классного руководителя в дневнике: «подделываем оценки», «вырываем листы», «не даем дневник», колонка «2» (эти случаи есть),- даже на это не было никакой реакции. И единственное наказание знает ребенок, что его не пустят на улицу, а другого действия со стороны не будет.
Судя по частоте посещения школы за первое полугодие без приглашений школу посетили 8 человек из 44 родителей, и то некоторые на бегу или по пути, мы видим, что немногие родители заинтересованы в информации о своих детях, чтобы в обучении был результат. Чаще мы ощущаем полное безразличие к образованию ребенка
Дети зачастую не осознают, что по ним общество судит о родителях. Мы говорили с вами на одном из собраний: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Но покажите нам родителей, которые могут безнаказанно не прийти в течение дня и более на работу, сказать работодателю, что ко мне «прикопались» со своими требованиями, без ущерба для себя не выполнить свои трудовые обязанности, обидеться на замечания и уйти с плеером в ушах с рабочего мести, спать на рабочем месте.
Итак, учитель остается наедине с проблемами и с ребенком, и возникают извечно русские вопросы: «Кто виноват и что делать».
Оказывается, что это все-таки проблема учителей! Какие методы есть у учителя, чтобы решить это проблему?
Итак, это проблема учителя. Ведь это их работа, они получают деньги, это им важно, чтобы ребенок состоялся, нашел свой путь в жизни, т.к. труд учителя сегодня так и оценивается по результату.
Выступление школьного психолога
о мотивации учащихся к учебной деятельности в старшем школьном возрасте.
Выступление представителей администрации
У нас сегодня присутствует администрация, предложим им слово. (Выступают представители администрации)
Выступление учителей-предметников.
об индивидуальной ответственности детей и родителей за результаты обучения.
Договор об индивидуальной ответственности детей и родителей за результаты обучения – Приложение.
Родительское собрание для 10 класса. Разработка
Цель: просвещение родителей старшеклассников по вопросам самоопределения, формирования реалистических жизненных целей и планов.
Задачи: дать понятие самоопределения; дать представление об особенностях старшего подросткового возраста и проблемах формирования реалистических жизненных планов у них.
Форма проведения: лекция.
Участники: классный руководитель, родители, психолог.
Оформление, оборудование: на доске — тема собрания, можно сделать небольшие памятки для каждого родителя.
Подготовительная работа: заполнение детьми опросника, обработка результатов.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Ты уже твердо выбрал будущую профессию.
2. Основной мотив выбора — материальные интересы.
3. В избранной профессии тебя привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Ты выбираешь профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться твои друзья.
5. Ты выбираешь место учебы потому, что оно недалеко от дома.
6. Если тебе не удастся получить избираемую профессию, то у тебя есть запасные варианты.
7. Ты читаешь периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Тебе известны противопоказания, которые существуют для избранной тобою профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Ты думаешь, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Тебе известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, тебе недостает.
12.Ты занимаешься развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласен ли ты с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют твой выбор будущей профессии.
15. Ты знаешь о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Тебе удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Ты консультировался о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
19. Ты знаешь об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Тебе известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Ты уверен, что родственники помогут тебе устроиться на работу.
22. Ты знаешь о возможных заработках у представителей избираемой тобой профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, ты будешь пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов. Ответы «да» или «нет» записываются в 2 строки в соответствии с номером вопроса.
Необходимо подсчитать в первом столбце сумму ответов «да», во втором — сумму ответов «нет». Сложить полученные суммы и определить уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов — неготовность;
7-12 баллов — низкая готовность;
13-18 баллов — средняя готовность;
19-24 балла — высокая готовность.
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Вопрос смысла жизни встает перед каждым человеком. Анализ показывает, что большинство молодых людей в своих оценках оптимистичны, уверенны в том, что им будет сопутствовать успех, удача, счастье. Последнее ассоциируется с материальным благополучием, любовью, дружбой, здоровьем близких, творческим характером работы, независимостью от других людей. Большинство надеются на случай. Меньшинство — сознательно выстраивают цели и задачи, которых хотят достичь.
В возрасте 15-16 лет проявляется потребность в смысле жизни у школьников. Это свидетельствует об их взрослении. У них еще очень абстрактны представления об опыте взрослых людей, т. к. их опыт иной. К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся:
• осознание собственной индивидуальности и неопределенности смысла притязаний;
• склонность занимать крайние позиции в связи с изменившимся отношением к окружающим;
• юношеский максимализм;
• склонность к теоретизированию, рассуждениям там, где надо действовать;
• неуправляемость действий там, где необходима разумная сдержанность.
Но вот на определенном этапе возникает проблема самоопределения. Это и выбор профессии, и определение перспектив внепрофессиональной деятельности, и построение семейных планов, и формирование жизненной позиции. Взрослые крайне заинтересованы, чтобы процесс самоопределения проходил достаточно рано, желательно в ранней юности. Исследования, однако, показывают, что в действительности выбор будущей профессии и учебного заведения происходит у половины старшеклассников, а то и больше, в последний год обучения в школе.
Планы человека постоянно корректируются. Всем известно — случайность в определении жизненного пути молодыми людьми может привести к разочарованию, неудовлетворенности, социальной пассивности. Поэтому важно помочь старшекласснику в составлении планов.
II. Выступление психолога с результатами диагностик
III. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Итак, сегодня вы услышали, какие результаты на момент 10 класса по поводу своих жизненных планов имеют наши дети. Скоро им предстоит очень важное решение — определить, на кого учиться, какую профессию выбрать. Вашим домашним заданием будет еще раз поговорить и обсудить с ребенком его планы. И пусть это не обязательно будет разговор о вузе, профессии. А просто о будущем. Нужно осторожно и тонко построить беседу, чтобы не произошло того, чего мы больше всего боимся — дети не будут нам доверять и делиться с нами своими планами. Это должен быть диалог, разговор на равных. Все в ваших руках! Дерзайте!
Конспект родительского собрания в 10 классе. Жизненные цели подростков
Разработка родительского собрания для родителей старшеклассников на тему «Родители как педагогические партнеры образования»
Цели: ознакомить родителей с возможностями педагогического партнерства с образовательной организацией; способствовать эффективному диалогу родителей и детей; повышать педагогическую культуру родителей.
Форма проведения: семинар.
Участники: родители, социальный педагог, представитель администрации школы.
1. Проведение анкетирования родителей (см. Приложение).
2. Подготовка памяток для родителей (см. Приложение).
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Взаимодействие семьи и школы.
3. Практическое задание для родителей.
4. Обсуждение возможностей родителей по педагогическому партнерству со школой.
5. Анализ анкетирования родителей.
6. Итоги собрания. Принятие решений родительского собрания.
Ход родительского собрания
— Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, уважаемые партнеры! Да, именно партнеры, так как только наше взаимопонимание, сотрудничество могут привести нас к успеху в общем деле — деле подготовки выпускника к будущей взрослой жизни.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
А как эти взаимоотношения должны выстраиваться, покажет нам мудрая восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. «Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
— Уважаемые родители, думаю, что мудрая мысль этой притчи каждому из вас понятна.
«Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, — зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
— Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик — учитель — родитель», определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их, поэтому и тема нашего сегодняшнего разговора «Родители как педагогические партнеры образования».
Наши дети уже десятиклассники, они стоят на пороге важного выбора, и от того, как мы с вами сможем их в этот ответственный момент поддержать, насколько наши с вами требования будут едиными, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя будущий выпускник школы, с какими результатами он подойдет к получению аттестата зрелости.
В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» в статье 44 о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся говорится:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей), с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, полное взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся заложено в Федеральном законе об образовании.
2. Выступление социального педагога «Взаимодействие семьи и школы».
— Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Сегодня одна из главных задач школы — создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия для взаимного сотрудничества?
Роль семьи в обществе не сравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Участие родителей в развитии личности ребенка определяется рядом параметров:
• Социокультурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
• Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
• Технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
• Демографический определяется структурой семьи.
Взаимодействие школы и семьи в наше время необходимо по многим аспектам:
— для согласования единого подхода к самовоспитанию как процессу организации жизнедеятельности ребенка с целью создания всесторонних условий для развития личности;
— для обсуждения общей методики и техник, необходимых для воспитательных воздействий на личность ребенка, для координации и корректировки их в повседневных жизненных ситуациях;
— для отсутствия конфликтных взаимоотношений, ведь всем известно, что воспитание достигает успеха лишь в атмосфере полного взаимопонимания, гармонии личности с самим собой и окружающим миром.
Педагогическое партнерство классных родительских коллективов и педагогического коллектива образовательной организации дает возможность:
— создать единый коллектив взрослых и детей, объединенных общими целями, многообразной совместной творческой деятельностью, гуманными демократическими отношениями;
— формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
— культивировать среди обучающихся и родителей чувство солидарности родителей, детей и педагогов; уверенности в себе, ответственности, защищенности;
— разрабатывать стратегию воспитания детей согласно принятым решениям в коллективе.
— Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе старшеклассники проводят очень много времени. В течение дня они общаются и с учителями, и с педагогами дополнительного образования, другими работниками образовательной организации, и с одноклассниками, сверстниками. Помимо этого у них есть еще и другой, свой, круг общения. Давайте вместе проанализируем, кто оказывает воздействие на подростка.
Родители называют, классный руководитель записывает на доске.
— Посмотрите, всех этих людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа и улица (друзья).
Родителям предлагается игра, в ходе которой можно сформулировать представления о роли каждой категории в жизни подростка.
Условно разделимся на три группы «Родители», «Школа», «Улица». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребенка.
Ознакомление с выводами каждой группы.
Вывод: сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице. Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Современная школа — это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Сегодня перед школой поставлен социальный заказ на формирование личности ребенка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность за принятие решений. Поэтому в условиях современного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации выпускник школы должен выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
Родители — главные социальные партнеры школы. Следовательно, родители становятся союзниками педагогов, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достичь желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
Основные направления работы с родителями:
— формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе;
— организация родительского всеобуча;
— взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями;
— вовлечение в органы школьного самоуправления.
Вы, родители, можете выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:
1) родительские комитеты (классные и общешкольные);
2) родительские советы (отцов, матерей);
3) попечительские советы;
4) общественные благотворительные фонды, учреждаемые родителями.
Предполагаемые результаты организации социально-педагогического партнерства семьи и школы:
— создание внутришкольных структур управления (органов самоуправления, совета школы, комитетов и т. д.);
— создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве, режиме социально-педагогического партнерства;
— повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности (характер взаимоотношений, качество образования) и уровня компетентности (педагогическая — для родителей, методическая — для учителей, образовательная — для школьников);
— повышение активности, ориентации на партнерство;
— формирование единого ценностно — смыслового, событийного пространства взрослых и детей;
— структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы взаимодействия учителей и родителей;
— получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.
5. Результаты анкетирования родителей.
Анализ анкет проводит классный руководитель.
6. Подведение итогов. Принятие решения собрания.
Приложение
Анкета для родителей «Семья и школа»
1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
— взаимное непонимание детей и взрослых;
— успеваемость детей;
— половое воспитание;
2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка — семья или школа?
— Безусловно, семья;
— в большей мере семья;
— в равной степени и семья, и школа;
— школа, так как там ребенок проводит много времени;
— школа и улица;
3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?
— Лекциями о воспитании;
— специальными практическими занятиями;
— информацией об особенностях развития вашего ребенка;
— информацией о том, что можно почитать по интересующей Вас проблеме;
4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
— Час в неделю;
— примерно 2 часа в месяц;
— трудно сказать,
— нет времени;
5. Удовлетворены ли Вы:
— уровнем преподавания (да, нет, не совсем, трудно сказать);
— питанием в школе (да, нет, не совсем, трудно сказать);
— отношениями между школьниками в классе (да, нет, не совсем, трудно сказать);
— Вашими отношениями с педагогами (да, нет, не совсем, трудно сказать);
— Вашими отношениями с администрацией (да, нет, не совсем, трудно сказать);
— отношениями Вашего ребенка с педагогами (да, нет, не совсем, трудно сказать);
6. Какие жалобы высказывает Ваш ребенок по отношению к учению? _________________________
7. Чем Вы недовольны в плане обучения Вашего ребенка в школе?
8. Отношение Вашего ребенка к школе:
а) положительное; б) нейтральное; в) отрицательное.
9. Как он учится?
а) с желанием; б) неохотно; в) без выраженного отношения.
10. Ваши замечания, предложения.
Проведение родительских собраний в старших классах
Конспект родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»
Данная разработка подходит для родительской аудитории детей разных возрастных групп. Теме конфликтности посвящены многие статьи. Эта тема особенно актуальна для родителей, имеющих детей подростков. Гормональные всплески в этом возрасте наиболее важная причина нестабильности эмоционального состояния. Собрание разработано в соответствии ФГОС. Форма — семинар-тренинг, аключает различные методы, что повышает эффективность раскрытия темы. Красочная презентация и познавательный ролик делает собрание интересным и незабываемым.
Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Данный материал включает в себя обсуждение вопроса, что же такое конфликты; анализ конкретных конфликтных ситуаций; обсуждаются наиболее типичные ошибки родителей при воспитании детей; обсуждается, к каким проблемам может привести замятие конфликтной ситуации; какие есть последствия конфликта и каких правил придерживаться для конструктивного разрешения конфликтной ситуации.