Все для работы
Информация о материале
Категория: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ. 2022/2023
27 мая 2019
Нормативные правовые документы и программно-планирующая документация воспитания
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности», посвященного Дню семьи
Материалы для организации и проведения в учреждениях образования единого классного (кураторского) часа, родительского собрания по теме профилактики вовлечения подростков в распространение наркотических средств «Сделай правильный выбор!»
- Памятка 1
- Памятка 2
- Памятка 3
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «Нам этот мир завещано беречь», посвященного Дню Победы
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока, посвященного Дню единения народов Беларуси и России
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни
Материалы для проведения единого информационного часа для учащихся VII–XI классов учреждений общего среднего образования по теме «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций»
Материалы для организации и проведения единого информационного часа в учреждениях общего среднего образования
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования урока на тему «День народного единства»
Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности
Статьи по теории и практике воспитания
Республиканская акция «Архивы – школе», приуроченная к проведению Года исторической памяти и празднованию 100-летнего юбилея архивной службы Беларуси
Адкрыты дыстанцыйны культурна-асветніцкі марафон «Час вымяраецца памяццю»
Открытый дистанционный конкурс на лучший логотип Года народного единства
Гражданско-патриотический марафон, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!»
Материалы (плакаты и видеоролики), отобранные в ходе молодежного конкурса «Вместе против коррупции!»
Безопасное поведение на железной дороге
Материалы по теме инклюзии, разработанные в рамках реализации информационной кампании «Просто дети в школе»
Положение о классном руководителе
1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.
2. Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
3. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом общеобразовательного учреждения.
6. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
8. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.
9. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.
10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.
Обязанности классного руководителя:
Классный руководитель обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:
— осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.
— координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;
— организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;
— участвует в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;
— проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;
— ведет индивидуальные карты учащихся класса;
— создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;
— осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;
— отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе; внеурочную деятельность учащихся:
— готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование идеологической и воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового, нравственного и т.д.
— организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;
— готовит анализ образовательной (воспитательной) ситуации в классе и отчитывается по итогам четверти и года;
— участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;
— организует каникулярную деятельность в классе;
— способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;
— содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций, клубов и т.д.
— организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских суббот;
— информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;
— организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;
— организует награждения родителей учащихся;
— — организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;
— организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;
— организует работу класса во время трудовой практики;
— организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
— соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися;
— реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;
— отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
— своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;
— выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;
— обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;
— своевременно сдает отчет по бюджетным средствам, выделенным на организацию образовательного процесса (экскурсии, поездки, походы, лагеря и т.д.)
— регулярно (каждые 5 лет) повышает свою квалификацию через систему повышения кадров Минской области и Республики Беларусь;
— по желанию учителя проходит внеплановое повышение квалификации через проблемные курсы;
— — участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;
— — проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;
— — по желанию проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшую категорию в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;
— — совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;
— — участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.
Классный руководитель имеет право:
— — контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
— — получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
— — координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.
— — определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся.
— — участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.
— — выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета, методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.
— — создавать свою педагогически обоснованную систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей, возможностей учреждения образования.
— добиваться условий для реализации своих функций.
— присутствовать на учебных занятиях, экзаменах и внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе.
— приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.
— отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
— вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.
— приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.
— выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.
— защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
— иметь материальное поощрение за проведение воспитательных мероприятий, продолжительность которых выходит за рамки нормируемой части рабочей недели.
Режим работы классного руководителя:
— Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Республики Беларусь, излагаются в ст.110-116.
— Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется тарификационными часами организационно-воспитательной работы и составляет 3 часа (5% надбавки).
— Классный час проводится раз в неделю по расписанию (или по графику), о чем делается запись в классном журнале.
— Информационные часы проводить еженедельно в соответствии с расписанием (или графиком):
— Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
— Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
— Дневники учащихся проверяет 1 раз в неделю с выставлением всех оценок.
— Личные дела учащихся оформляются 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
— Ответы о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четверти по утвержденному порядку.
— В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану: в соответствии с графиком работы, определенным на этот период в учреждении образования, либо в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре или уставе учреждения. Рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени, не превышающего общего объема установленной учебной нагрузки и часов организационно-воспитательной работы.
— В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.
— С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.
Документация классного руководителя, размещаемая в портфолио в «Папке классного руководителя»
Рекомендуемый перечень документации классного руководителя средней общеобразовательной школы
Согласно содержанию инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем, осуществляется за пределами времени, которое отводится на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, учреждения образования) и включает следующие виды работ: индивидуальную и групповую работу с учащимися, идеологическую, культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую работу, формирование навыков здорового образа жизни, организацию общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентацию, профилактику противоправного поведения учащихся и др.
Классный руководитель работает в тесном контакте со специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (педагогом социальным и педагогом-психологом), педагогом-организатором и др.
Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы (в среднем 5 тарифицируемых часов в неделю на один класс-комплект).
Дополнительная документация носит информационный, накопительный и систематизирующий характер, подкрепляет и дополняет имеющиеся сведения об учащихся класса и их семьях. Является основанием для отчетно-планирующей документации по организационно-воспитательной работе (ОВР).
Кроме вышеперечисленной планирующей и отчетной документации классный руководитель может иметь запросы (со стороны специалистов СППС, педагога-организатора, администрации) на предоставление информации по классу:
Ведение документации классного руководителя осуществляется в соответствии с документами:
Заполнение классного журнала регламентируется следующими документами:
1. «Iнструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь» (гл. 7), утверждённой Постановлением Министерства образования РБ от 01.09.2010 №97.
2. Указания к ведению классного журнала, напечатанные в самом журнале на первых страницах.
Организация мероприятий профилактической направленности основывается на методических материалах Министерства образования Республики Беларусь, предназначенных для проведения занятий с учащимися І-ХІ классов учреждений общего среднего образования, разработанные в соответствии с Планом обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:
Организация работы по формированию профориентационного самосознания и профессиональной ориентации обучающихся строится в соответствии с документами:
Нормативное правовое обеспечение организационно-воспитательной работы осуществляется в соответствии с документами:
Организация питания в учреждении образования осуществляется в соответствии с документом:
Организация мероприятий в шестой школьный деньосуществляется в соответствии с документом:
Педагогическая диагностика– это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Осуществляется педагогом (учителем-предметником, классным руководителем).
Психологическая диагностика(психодиагностика) – это измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация). Ее цель – установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития (осуществляется квалифицированным специалистом, педагогом-психологом).
Социально-педагогическая диагностика– специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями (осуществляется педагогом социальным).
Методы педагогической диагностики:
Основными параметрами педагогической диагностики личности являются:
Основными параметрами педагогической диагностики детского коллектива являются:
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных стандартизированных методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.
Организация педагогической диагностики воспитательного процесса осуществляется классным руководителем. Количественная и качественная обработка и анализ полученных результатов производится классным руководителем в соответствии с правилами обработки диагностических данных. Специалисты СППС (педагог социальный, педагог-психолог) в данном случае являются консультантами (например, при анализе полученных количественных данных, в составлении рекомендаций по коррекции воспитательной работы в классе, выборе форм и методов профилактической и коррекционной работы).
Журнал (дневник) классного руководителя является инструментом сбора, систематизации и анализа информации о развитии классного коллектива, об организационно-воспитательной деятельности с обучающимися и ее результатах.
Варианты оформления журнала (дневника):
Рекомендуемые разделы журнала классного руководителя:
1. Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
2. Организация культурно-массовой работы с учащимися:
3. Организация общественно полезной деятельности учащихся:
4.Организация работы с учащимися по здоровому образу жизни и профилактике противоправного поведения. Работа с семьей:
Классный руководитель работает в тесном взаимодействии с семьей учащегося, со специалистами СППС учреждения образования.
Раннее выявление семейного неблагополучия в значительной степени зависит от классного руководителя, владение им информации о развитии обучающихся класса. В связи с этим в организацию профилактической и воспитательной работы входит посещение учащихся на дому с разной периодичностью, в зависимости от вида учета и ситуации. А также классный руководитель осуществляет профилактическую работу с учащимися, состоящими на учет в ИДН:
Акты заполняются от руки в присутствии и с обязательным ознакомлением законных представителей несовершеннолетнего (подпись). В случае отказа от ознакомления или несогласия члены комиссии (не менее 3 человек) делаю пометку: «От ознакомления отказался» или «Не согласен». Все акты утверждаются директором учреждения образования, и подписываются тремя членами комиссии.