Популярные Добавить материал
Тематика родительских собраний в 8 А классе
МБОУ «СОШ № 6 г. Азнакаево» РТ.
2021 – 2022 учебный год
Классный руководитель 8 А класса Р.С. Нигматзянова
Калягина Ирина Владимировна, 01.02.22 в 18:22Ответить Пожаловаться
Вспомнила 8-е классы, в пору своей педагогической деятельности в школе. Пожалуй, самый сложный возраст для меня как для педагога.
Разработка фрагмента технологической карты урока русского языка Технологическая карта урока физики в 7 классе.docxВЫПУСКНОЙ В 4 КЛАССЕ.docДоклад _Межличностные отношения в классе_.docТехнологическая карта урока математики в 3 классе по теме _СравнТехнологическая карта урока в 8 классе Внутренняя среда организмположение о предпринимательском классе_с учетом изменений.docx3 цикл График и темы проведения открытых уроков в 6Б классе. (2)Конспект урока по родному русскому языку в 4 классе «Учимся переНеделя русского языка и литературы. Урок в 5 классе.doc
( Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. ) оценка учебно-воспитательного процесса как средства развития личности ребенка, а также мотивирование родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:
Повестка родительского собрания в 8Б классе
25.05.2022 г. 1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Показ презентации, состоящей из следующих разделов:
— Итоги 2021-2022 учебного года (итоги успеваемости, участия в олимпиадах, конкурсах и т.д.)
3. Родителям о ГИА
4. Профориентационная работа в классе.
5. Выступления учителей-предметников, работающих в классе.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, учителя – предметники, работающие в классе.
II. Подготовка информации об участии детей в олимпиадах, конкурсах, проводимых в рамках учебной деятельности в школе.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация
В первую очередь мне хотелось бы Вас поздравить с окончанием учебного года и передать Вам всем слова благодарности от учителей, работающих в классе, а также от администрации нашей школы.
На конец учебного года в классе 2 отличницы, 14 хорошисток, одна воспитанница окончила учебный год с одной оценкой «3». Это не предел. В дальнейшем, я планирую работать на повышение качества обучения в классе.
Нельзя не сказать о том, что этот учебный год для воспитанниц класса запомнился огромным количеством участия в различных олимпиадах, конкурсах по учебным предметам, проводимых в Пансионе. Этот результат вы можете увидеть на следующем слайде.
(Рекомендации родителям о том, что необходимо проработать вопрос об участии воспитанниц в олимпиадах и конкурсах, проводимых в Пансионе).
-Эпиграфом к нашей встрече я взяла слова выдающегося немецкого педагога Фридриха Вильгельма Адольфа
— Начнем подведение итогов. Итак, сначала мы с ребятами покажем вам то, чем мы занимались во внеурочное время. Один раз в четверть у нас в школе проходит большое общешкольное мероприятие. Каждый классный коллектив к нему готовится очень серьезно. В декабре прошел большой смотр-конкурс классных коллективов «Я, ты, он, она – вместе классная семья». Он состоял из 3 этапов. (показать и прокомментировать ролики)
1- «Знакомьтесь, это мы!»
3- «В гостях у класса»
Итог: 2 место среди 8-11 классов.
— Завершилась четверть новогодними праздниками. (выступление на новогоднем вечере)
— Ну, а после новогодних вечеров пришло время выставлять оценки. Как вы помните, на предыдущем собрании ребята вместе с родителями дали своего рода обещание и заклеили его в конверт, пришло время открыть конверты и решить на маленьком семейном совете, что получилось, а что нет. Чтобы вам было легче, я попросила ребят взять на собрание свои дневники. Чтобы картина была всем видна, я предлагаю анонимно провести своего рода голосование. Дети, подходя по очереди, выбирают цветной квадратик, и опускают его в коробку. Если выполнили и даже, может быть, перевыполнили задуманное – зеленый квадратик, если справились наполовину – желтый, если не справились совсем – красный. Какой квадратик опускать, решите вместе с родителями. Квадратик должен быть только один, ответ должен быть честным. (анализ, «голосование», подсчет).
-Вот такая картина получилась у нас с вами. Назревает вечный вопрос: ПОЧЕМУ? И до тех пор, пока вы, ребята, не найдете на него ответ, сдвинуть что-либо в лучшую сторону не получится. Мы, взрослые, вам готовы помочь, а на что готовы вы? (ответы уч-ся)
— (Анализ анкетирования). Так получилось, что буквально вчера студентка-практикантка проводила в нашем классе тестирование. Я заинтересовалась задаваемыми вопросами, все они оказались на тему сегодняшнего собрания. Так как анкетирование было анонимное, она позволила мне воспользоваться результатами анкет. Вот что у нас получилось: демонстрация на слайдах.
— Беседа с родителями и детьми о результатах анкетирования.
— Слово классного руководителя о классе, как учителя(отвлекаются, думают не об уроке, не хотят заниматься, не выполняют д/р, опаздывают, приходят под самый звонок, с 17.02 занятия будут с 8.30, могут разговаривать на уроке (не систематически), не активны во время урока, ), одним словом, отсутствует желание учиться, такое ощущение, что приходят в школу ОТДОХНУТЬ!
-На сегодняшнее собрание я пригласила работающих учителей. Они все согласились, но лично не пришли, но прислали каждому «письма счастья». Только что я дала вам общую картину класса, а теперь изучите ее индивидуально вместе с детьми. (работа в семьях)
— Хочу еще обратить ваше внимание на дневники. При выставлении оценок я наблюдаю такую картину: очень низкая накопляемость оценок, в журнале очень много точек. О чем это говорит? О пассивности на уроке, о неподготовленности
— Позвольте дать вам один совет:
Вместе с ребенком подсчитайте сумму 10 последних полученных отметок по всем предметам, не забывая о физкультуре, рисовании и труде. Это жизнь вашего ребенка, и в ней важно все.
Максимально сумма может составлять 50 баллов. Это 10 оценок по «5» «отлично,». Минимально — 10 баллов. Это 10 оценок по «1».
Все остальные успехи вашего ребенка поместятся в пределах между этими двумя цифрами.
Приведем пример. Дитя получило подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составит 38 баллов.
Объясняем ребенку, что это начало его соревнования с самим собой. Это начальные его успехи.
Далее открываем блокнот и чертим самую обыкновенную систему координат. По оси Х откладываем произвольной величины отрезки, которые будут означать номер подсчета. По оси У обозначаем деления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов.
Обязательно проговариваем ребенку все наши действия, объясняем ему, что после каждых 10 оценок мы будем повторять эту процедуру для того, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании: или он, немного выросший — новый, или он — бывший.
Предположим, что новая порция отметок такова, что выше всего на 1 или 2 балла. Ваш ребенок стал учить лучше на балл или даже два ! Это очень важно ! Проведите линию ведущих вверх в вашем графике, и пожелайте ребёнку в следующий раз поставит точку ещё выше!
Эта простая процедура очень нравится детям. И первоклашкам и старшеклассникам. Это помогает стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще!
И еще один нюанс. Предположим, вас волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-либо предмету. Тогда считаем сумму оценок только по данному предмету. И лучше перейти на подсчет пяти последних оценок. Тогда максимальная оценка на оси У будет равняться 25, а минимальная — 5. В графике можно использовать цвет: отмечать восходящие линии красным, а падающие — черным.
Подсчет поможет вам увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок. График, который начнет вычерчиваться в блокноте, сам скажет вашему ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительнее нас!
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Ребята, вчитайтесь в эти слова и поймите, что сейчас ваше время закладывать фундамент вашей будущей жизни. Притча о бамбуке. Читать, анализировать. Вернуться к эпиграфу!!!!
Ход родительского собрания:
Здравствуйте уважаемые родители!
II.Итоги успеваемости за 2014-2015 учебный год.
Во – первых, мне хотелось немного рассказать об успеваемости класса. На конец учебного года в классе 2 отличницы, 14 хорошисток, одна воспитанница окончила учебный год с одной оценкой «3». Это не предел. В дальнейшем, я планирую
работать на повышение качества обучения в классе. (слайды 2-3)
Нельзя не сказать о том, что этот учебный год для воспитанниц класса запомнился огромным количеством участия в различных олимпиадах, конкурсах по учебным предметам, проводимых в Пансионе. Этот результат вы можете увидеть на следующем слайде. (слайд 4-5)
III. Отношение к физической культуре и спорту. (слайд 6-11)
Рассказ о нормах ГТО, об отношении воспитанниц к занятиям по физической культуре. Обзор активности воспитанниц 8 «Г» класса во время проведения спортивных мероприятий в течение всего учебного года
IV.Родителям о ГИА. (слайд 12-52)
Знакомство родителей с терминологией, употребляемой во время государственной итоговой аттестации (ППЭ, ГИА, ОГЭ и т.д.)
Знакомство родителей с основными нормативными документами регламентирующими организацию, проведение, контроль и подведение итогов по ГИА.
Разъяснение основных моментов по сдачи ГИА.
V.Профориентационная работа в классе. (слайды 53-66)
Беседа с родителями о работе, проводимой в классе по профориентации. Анализ и сравнение анкет детей и анкет родителей по выбору профиля.
Результаты выбора летних школ воспитанниц.
Советы родителям «Как подготовить ребенка к выбору профессии»VI. Выступления учителей-предметников, работающих в классе:
VII. Выступление начальника курса 8-го класса Коломенцевой Е.А.
VIII. Организационные вопросы.
1.Вручение документов по отъезду детей
2.Домашние задания на летний отпуск.
3. Освещение бытовых вопросов проживания воспитанниц.
X. Подведение итогов родительского собрания.
Классный руководитель: Ну а теперь разрешите продолжить нашу традиции и вручить похвальные отзывы по номинациям ученикам, которые распределили одноклассники, а также выразить благодарность родителям, которые оказывали всевозможную помощь классу в этом учебном году.
Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.
- Вступительное слово
- «Ассоциации»
- Упражнение «Портрет современного подростка»
- Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
- Работа с памятками
- Рекомендации — памятка для родителей
- Практикоориентированное родительское собрание «Формирование стрессовой устойчивости обучающихся. Профилактика школьных стрессов»
- Безопасность в сети Интернет
- Родительское собрание для родителей учащихся среднего звена «Агрессия в подростковой среде»
- «Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
- АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВЫХ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОГО КЛУБА «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Вступительное слово
Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.
«Ассоциации»
— Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).
Упражнение «Портрет современного подростка»
Группа делится на 3–4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны подросткам, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».
Данный этап сопровождается следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное.
2. Считает именно свое мнение истинно верным.
3. Не считается с мнением родителей.
4. Поступает так, как хочет.
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.).
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты;
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое);
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
• не считать свою позицию на 100% правильной;
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
• в спорах пытаться договориться.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Т.о. учеба в это время отходит на второй план.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы.
Работа с памятками
Перед вами памятки. Сейчас вы рассмотрите данные рекомендации, выделите наиболее важные из них, способствующие наиболее эффективному общению в период подросткового возраста. Можете обсудить содержание памятки в парах. Подчеркните те рекомендации, которые вы считаете полезными и готовы применить в воспитании своего ребёнка.
Рекомендации — памятка для родителей
Цель: интеграция воспитательных усилий
семьи и школы в формировании подрастающей
личности.
1. Организационный момент. (Приложение
№ 1 — Презентация)
2. Вступительное слово учителя.
Многие дети в подростковом возрасте сильно
меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг
превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость,
непослушание сильнее всего ранят и обижают
родителей. Враждебность, замкнутость подростков
пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с
этим злом, давайте разберемся в причинах его
возникновения.
Проблем у переходного возраста много:
постепенно нарастает неуверенность в себе,
проявляются тревожность, сомнения в собственной
значимости для родителей, друзей. Подростки
готовы «застревать» в положении «обиженного,
непонятого», искать выход из трудных ситуаций
неверными путями, порой опасными для здоровья.
Порой у них возникают агрессивные спонтанные
реакции защиты для себя даже в ситуации, когда
угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят
определенные мотивы. Причем, одно и то же
поведение может быть вызвано разными мотивами.
Например, агрессивное поведение может быть
вызвано и стремлением к лидерству, и
компенсацией повышенной тревожности.
Следовательно, воспитательные методы в каждом
случае будут индивидуальны. Поэтому в первую
очередь необходимо выяснить мотивы поведения,
проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если
он чувствует и понимает, что педагоги и родители
понимают его проблемы и принимают его таким,
какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт
для общения и пожелает изменить свое негативное
поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения
подростков? На этот вопрос мы попросили ответить
школьного психолога.
3. Выступление психолога. Анализ проведенного
анкетирования учащихся (Приложение № 2)
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые
вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не
приставай!», «Надоел!» — часто слышит подросток.
Семья не обеспечивает психологического
комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся
к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье
неправильно оценивают возможности ребенка: либо
занижают возможности и способности («Ничего
хорошего из тебя не получится! Все равно не
сможешь справиться с этим заданием»), либо
завышают, когда родители ожидают очень высоких
результатов, показывают повышенную
обеспокоенность проблемами успеваемости, а
подросток не может соответствовать родительским
ожиданиям.
3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим
темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину
несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с
родителями гонит подростка из дома во двор,
заставляет искать понимания с другими
подростками или взрослыми.
Педагоги и психологи, юристы и социологи
единодушно называют подростковый период самым
трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам
свойственно почти инстинктивное влечение друг к
другу. Так реализуется стремление к
неформальному, нерегламентированному общению,
удовлетворяется чувство причастности к своей
возрастной группе, решается вопрос о своем месте
в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как
поведет себя группа в обществе, зависит от
нравственных установок ее лидера. Запрет же
взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к
протестным формам поведения. Поэтому важнее
найти пути взаимодействия с группой и
позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а
значит, и должен проявлять самостоятельность.
Если мы будем все время стараться водить его за
руку, вовлекать лишь в строго регламентированные
мероприятия, то встретимся с другой характерной
реакцией подросткового возраста — с реакцией
эмансипации. Она вытекает из стремления
подростка утвердить себя как самостоятельную
личность и неизбежна там, где существует
мелочная опека старших, чрезмерный контроль,
пренебрежительное отношение к интересам и
желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток,
тем острее его стремление всегда и везде
поступать по-своему. Необычные прически, одежда,
«своя» музыка — это вызов взрослым, протест.
Когда эта реакция заходит слишком далеко, то
теряется доверие ко всем взрослым и отвергается
все, что предлагается ими, в том числе и полезное,
необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны
увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям
для своего развития необходимы игры, подросток
для становления личности нуждается в увлечениях.
Родителям эти занятия могут представляться
бесполезными, и с объективной точки зрения это
может соответствовать истине. Но для подростка
увлечение всегда вызывает положительную
эмоциональную окраску, дает чувство
удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям
тинейджеров может стать причиной обострения
реакции эмансипации. Смена увлечений не должна
вызывать протест у родителей — это естественное
явление. Чтобы узнать свои способности, надо
испытать себя в различных видах деятельности. Но
когда увлечения отдается слишком много времени в
ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой
деятельности, то тревога родителей становится
обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков
встречаются поведенческие реакции, более
характерные для детского возраста. Эти реакции
протеста разнообразны: отказ от еды, общения,
посещения школы, побеги из дома, агрессия к
обидчику, порча его вещей. В таком случае важно
понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка
объектом имитации часто становятся кумиры
молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта.
Подростки подражают их стилю одежды, прическам,
манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации
становится опасной, когда подражают антигерою,
антисоциальной личности. Поэтому вполне
оправдан запрет на литературу и фильмы,
пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм
психологической защиты является реакция
компенсации, когда слабость и неустойчивость в
одной области компенсируется успехами в другой.
Это позволяет сохранить душевное,
психологическое равновесие. Нередко слабый в
учебе подросток компенсируется успехами в
спорте, лидерством в неформальной обстановке
среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может
носить карикатурный характер, и тогда правильнее
говорить о ложной компенсации.
4. Слово учителя.
Родители должны помнить, что ребенок
воспитывается не только и не столько в процессе
проводимых специально занятий, сколько всем
укладом жизни семьи, той нравственной, духовной,
социальной атмосферой, которая царит в ней,
характером и системой взаимоотношений между
родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет
значение: как разговаривают отец с матерью, что и
как они говорят об окружающих, своей работе и
сослуживцах, родственниках и знакомых, какой
порядок поддерживается в доме, как относятся к
своим обязанностям и многое другое, из чего
состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь,
а потом уже специальные занятия родителей с ним.
Но и эти занятия необходимы для полноценного
развития ребенка как форма поддержания, развития
и укрепления эмоциональных связей, духовного
контакта и строящегося на этой основе
взаимоотношения между ним и родителями.
Что делать, если ребенок упрямится и не
выполняет ваших просьб? Как действовать, если
ребенок ушел из дома? (дискуссия).
В таких ситуациях Вам поможет памятка
(Приложение № 3, 4), в которой даны рекомендации
для общения с подростками.
Как найти правильную линию поведения по
отношению к подростку? Принять правильное
решение в той или иной ситуации? Об этом
расскажет социальный педагог.
5. Выступление социального педагога.
Педагогический практикум.
Попробуйте на минуту почувствовать себя
подростком и старшеклассником. Какие слова они
чаще всего слышат в школе и дома?
От учителей и от родителей они слышат
примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!»,
«Ты должен думать о будущем!», «Ты должен
уважать старших!», «Ты должен слушаться
учителей и родителей!».
Что же получается в результате? Происходит
отчетливо выраженное противоречие в модальности
обращения к ученику. Ребята понимают, что они «не
могут ничего» для них — одни запреты, а взрослые —
«могут все», у них — полная свобода действий. Эта
очевидная несправедливость обостряет
взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев
выступает причиной конфликтов. Слова «должен»,
«обязан» вызывают у подростков тревожные
стрессовые состояния, страх оказаться
несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на
них ноши долга. Поэтому такие заявления
необходимо свести к минимуму.
Теперь поупражняйтесь самостоятельно. Даны
типичные фразы, которые учителя и родители часто
говорят подросткам и юношам. А вы предложите
другие, более мягкие и позитивные формулировки,
при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»
«Ты должен ценить заботу старших».
«Сколько можно бездельничать! Ты должен,
наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть
спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен
говорить правду!»
«Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты
должен всегда показывать мне дневник!»
(Родители предлагают свои варианты.)
Теперь предлагаю вашему вниманию упражнение
«Стоп!». Часто споры и ссоры возникают из
пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д.
Круговорот повседневных дел затягивает
человека, все дневные отрицательные эмоции
родители нередко выплескивают на детей. Первый
шаг — научиться останавливать момент перед
мысленным взором. Замолчите на мгновение,
скажите «Стоп!» и задайте себе вопрос: «Зачем?».
Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что
немытая посуда или порванные джинсы, гнев
начальника или ссора с сослуживцем не стоят
любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей
семье.
Еще один полезный прием — упражнение «Терапия
общения».
Именно с детьми 10-14 лет начинаются проблемы.
Послушный, дисциплинированный в начальных
классах ребенок вдруг превращается в
неуправляемого, бунтующего, всегда готового на
резкость и грубость подростка. Как «погасить»
возбужденного ребенка? Как успокоить и
сбалансировать его психику? Как снять
нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с
ним? Предлагаем вам один из эффективных приемов.
Известно, что кроме потребности в
самоутверждении у подростков есть потребность в
общении. Они много говорят друг с другом, причем
предметом их коммуникаций зачастую выступает их
собственное «Я»: как я выгляжу и т. п. Происходит
рождение личности подростка, возникновение его
индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он
человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в
котором висит множество разных
«психологических костюмов». Молодой человек
примеряет на себя то одну «одежду», то другую и
пытается почувствовать, в какой из них ему
психологически комфортнее, что ему больше всего
подходит. Не обвиняйте подростка в эгоизме!
Помогите ему успешно пройти сложный путь
личностного самоопределения и вы увидите, как
назревающий между вами конфликт сменится
сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите
правило регулярно разговаривать с сыном или
дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин.
Предметом разговора выбирайте темы, интересные
для подростка, его переживания, характер,
привычки, желания, потребности. Говорите
спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом.
Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на
равных. Звук вашего голоса, ваше
доброжелательное открытое лицо выступят
эффективными психотерапевтическими средствами.
Уже через месяц-полтора вы сможете заметить
положительные изменения в поведении подростка:
он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее.
И, как вследствие этого, все реже и реже будет
нарушать дисциплину, меньше грубить, начнет
лучше учиться.
6. Слово учителя. Психолого-педагогические
советы.
Дорогие родители, при общении с подростками
применяйте 5 приемов, которые позволят
установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему
ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием
называют «отраженным выслушиванием». Он
состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что
он говорит (например, словами «да», «угу»,
вопросами «а что потом?», «и что же?» и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные
чувства.
Докажите ребенку, что правильно поняли его
рассказ или сообщение (например, коротко
пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка
и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что
успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду,
нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или
блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на
«язык тела». Но постарайтесь не вызвать
излишний интерес. Не забывайте, что в
подростковом возрасте преобладает «потребность
в эксперименте».
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение
не только словами. Это могут быть ваши улыбка,
похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в
глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших
ответов. Помните, что тон голоса связан со
смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не
отвечайте безапелляционно или саркастично — дети
могут расценивать это как пренебрежение к своей
личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для
поддержания разговора и показывайте вашу
заинтересованность в нем. Для этого подойдут
короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное
отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это
да!», «Да ну, не может быть!» и т. п.
7. Заключительное слово учителя.
Мы рассмотрели модели проблемного поведения
подростков, проанализировали причины такого
поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но
много вопросов остается без ответов, найти
которые можно в литературе, рекомендованной
психологами и педагогами.
Но «только не надо думать, что правильное
воспитание столь трудно, что большинству людей
совершенно недоступно. По своей трудности это
дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать
ребёнка может каждый, если он этого
действительно хочет, кроме того, это дело
приятное, радостное счастливое:»
Анкета для учащихся
Памятка для родителей.
1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших
просьб.
2. Если ссора все-таки разгорелась.
3. Если ребенок ушел из дома
Принципы толерантного общения
ДАЙТЕ СВОБОДУ. Свыкнитесь с мыслью, что ваш
ребенок уже вырос и более удерживать его возле
себя не удастся, а непослушание — это стремление
выйти из-под вашей опеки.
НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка
раздражают нудные родительские нравоучения.
Измените стиль общения, перейдите на спокойный и
вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок
и суждений. Поймите: ребенок имеет право на
собственный взгляд, собственные ошибки и
собственные выводы.
ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не
удастся доказать с помощью скандала: здесь не
бывает победителей.
УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал
прекратился, кто-то первый должен замолчать.
Взрослому это сделать проще, чем ребенку с
неустойчивой психикой.
НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь
сделать ребенку больно с помощью язвительных
замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно
выходить из трудных ситуаций ребенок учится у
вас.
БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на
вашу готовность к компромиссу, подросток должен
знать, что родительский авторитет незыблем.
- Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
- Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
Практикоориентированное родительское собрание «Формирование стрессовой устойчивости обучающихся. Профилактика школьных стрессов»
Сценарий родительского собрания ориентирован на специалистов в сфере образования, психологов, социальных педагогов, тьюторов, специалистов по работе с детьми и подростками, а также любых заинтересованных лиц, работающих в сфере образования.
В результате работы на практикоориентированном собрании родители приобретут:
1. Знания о физиологии стресса.
2. Информацию о влиянии стилей родительского поведения на последующее реагирование на стресс.
3. Познакомятся с причинами школьного стресса.
4. Умению помогать детям в преодолении стресса.
5. Научатся находить стрессор; работать над восстановлени
Безопасность в сети Интернет
В данной разработке приведены общие рекомендации, каких следует придерживаться при пользовании Интернетом, также рассказывается про кибербулинг- травлю через сеть Интернет, говорится про угрозы при использовании сети Wi-Fi в общественных местах.
Родительское собрание для родителей учащихся среднего звена «Агрессия в подростковой среде»
Родительское собрание с целью формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков. Рассматриваются такие типы агрессивных взаимоотношений, как: буллинг, кибербуллинг хейзинг, мобинг, дедовщина, их влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка. Даны рекомендации родителям как поступить, если их ребенок подвергнется прессингу со стороны других учащихся школы.
«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВЫХ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОГО КЛУБА «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Перед вами анкета для тех родителей, чьи дети начали заниматься в туристком коллективе. Анкета поможет педагогу лучше узнать ребенка, понять его особенности для того, чтобы правильно скорректировать учебный план. Анкета содержит такие разделы: медицинские данные, физические данные, жизненный опыт и навыки, индивидуальные особенности.