ПОЛНОМОЧИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ ТЕСТ ПО ПРАВУ

Полномочия органов государственной власти РФ

1. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

4. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Ниже приведён ряд полномочий. Все они, за исключением одного, относятся к полномочиям исполнительной власти. Найдите и выпишите номер полномочия, относящегося к другой ветви власти.

1) разработка федерального бюджета; 2) управление федеральной собственностью;

3) исполнение федерального бюджета; 4) объявление амнистии; 5) обеспечение обороны страны.

10. Ниже приведён ряд полномочий. Все они, за исключением одного, относятся к полномочиям Президента РФ. Найдите и выпишите номер полномочия, выпадающего из этого ряда.

1) руководство внешней политикой; 2) управление федеральной собственностью;

3) решение вопросов гражданства; 4) награждение государственными наградами РФ;

5) осуществление помилования.

11. Ниже приведены названия органов власти, все они за исключением одного являются органами государственной власти. Найдите и выпишите номер органа, выпадающего из этого ряда.

1) Совет Федерации РФ;

2) Государственная Дума РФ;

3) Правительство РФ;

4) Конституционный Суд РФ;

5) Президент РФ;

6) Законодательное Собрание Амурской области;

7) Администрация Амурской области;

12. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией.

13.  Установите соответствие полномочий:

14. Установитие соответствие полномочий

15. Установите соответствие полномочий

16. Установите соответствие между полномочиями и названиями правоохранительных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

17. Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

18. Установите соответствие между полномочиями и субъектамигосударственной власти Российской Федерации, реализующими этиполномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.

сийской Федерации, дееспособный, достигший установленного законом возраста и выполняющий обязанности по осуществлению правосудия на общественных началах. Заседателям может выплачиваться вознаграждение из федерального бюджета.

Судьями в Российской Федерации могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершившие порочащих поступков, успешно сдавшие квалификационные экзамены и получившие рекомендацию квалификационной Коллегии судей. Для судей отдельных судов федеральным законом установлены дополнительные требования (возраст, стаж работы по специальности и др.).

Основы правового статуса судей установлены Конституцией РФ (ст. 119-122) и Законом РФ от 26 июня 1992 г. « О статусе судей в Российской Федерации». Важнейшими принципами этого статуса являются независимость, несменяемость, неприкосновенность судей.

Судьи осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

По сути, пожизненное назначение на должность является главной гарантией судейской независимости. Независимость судей означает, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Неприкосновенность судьи означает неприкосновенность личности судьи, его жилища и служебного помещения, транспорта, средств связи и личной корреспонденции, имущества и документов. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, за исключением преступных злоупотреблений. Привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу допускается только с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается субъектами самостоятельно, но с учетом конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Принципы сформулированы в законе от 6 октября 1999 года.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

Иные органы государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, в субъекте РФ может быть установлена должность высшего должностного лица; уполномоченного по правам человека, а также учрежден конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти в субъекте РФ; его наименование (Законодательное собрание, Законодательная Дума и др.), структура, число депутатов, срок полномочий одного созыва (не более 5 лет) устанавливается Конституцией (уставом) конкретного субъекта Федерации.

Законодательный орган субъекта Федерации:

а) принимает Конституцию (устав) субъекта Федерации и поправки к

б) осуществляет законодательное регулирование в пределах своего ведения (например, законом, принятым законодательным органом субъекта Федерации), утверждает бюджет субъекта Федерации и отчет о его исполнении.

Депутат законодательного органа субъекта Федерации обладает неприкосновенностью.

субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации действует постоянно, обеспечивает исполнение Конституции РФ, иного федерального законодательства, законодательство субъекта РФ. Его наименование (например, Правительство Москвы, администрация Санкт-Петербурга, администрация Иркутской области), структура, порядок формирования (чаще всего путем назначения) устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.

Высший исполнительный орган субъекта Федерации:

а) разрабатывает и осуществляет меры по социально-экономическому развитию субъекта РФ;

б) участвует в проведении государственной политики в области финансов, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, образования.

субъекте РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Ранее высшее должностное лицо субъекта избиралось гражданами, проживающими на территории данного субъекта Федерации, либо специально созываемым собранием представителей на срок не более 5 лет. Согласно действующему законодательству, высшее должностное лицо субъ-

екта Федерации назначается Президентом РФ. Одно лицо не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо:

а) представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении внешнеэкономических связей;

б) вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; в) подписывает и обнародует законы субъекта РФ; г) формирует высший исполнительный орган;

д) вправе отклонить закон, принятый законодательным органом, участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного органа, требовать созыва внеочередного его заседания и др.

Полномочия высшего должностного лица могут быть досрочно прекращены Президентом РФ за отказ отменить изданный этим должностным лицом нормативный акт, если последний признан в судебном порядке несоответствующим действующему законодательству.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случае:

Про ГИС СОЛО:  ЛЕНОБРРЕГ РУ

издания им актов, противоречащих федеральному законодательству или законодательству субъекта Федерации, если такие противоречия установлены судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение одного месяца;

иного грубого нарушения действующего законодательства, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граж-

Решение законодательного органа о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

Высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего действующему законодательству, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев.

Добавить в вариант

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пол­но­мо­чи­ях Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент фор­ми­ру­ет во­ен­ную док­три­ну Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Б. Пре­зи­дент об­ра­ща­ет­ся к Фе­де­раль­но­му со­бра­нию с еже­год­ны­ми по­сла­ни­я­ми о по­ло­же­нии в стра­не, об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к пол­но­мо­чи­ям Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

2)  раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та

4)  осу­ществ­ле­ние над­зо­ра за со­блю­де­ни­ем прав че­ло­ве­ка

К ком­пе­тен­ции Пра­ви­тель­ства РФ от­но­сит­ся

1)  при­ня­тие ре­ше­ния об ам­ни­стии

2)  осу­ществ­ле­ние управ­ле­ния фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3)  при­ня­тие фе­де­раль­ных за­ко­нов

4)  на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Формы прав­ле­ния го­су­дар­ства». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. ( Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.).

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся по Кон­сти­ту­ции РФ к пол­но­мо­чи­ям Пре­зи­ден­та РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1.  утвер­жда­ет во­ен­ную док­три­ну;

3.  при­ни­ма­ет ре­ше­ние об от­став­ке Пра­ви­тель­ства РФ;

5.  утвер­жда­ет из­ме­не­ние гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ;

6.  на­зна­ча­ет на долж­ность Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка РФ.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­ла­та­ми Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния и их функ­ци­я­ми и пол­но­мо­чи­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ И ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ

A)  при­ни­мать фе­де­раль­ные за­ко­ны;

Б)  утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ;

B)  на­зна­чать на долж­ность Пред­се­да­те­ля Счет­ной па­ла­ты РФ;

Д)  на­зна­чать вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ.

ПА­ЛА­ТЫ ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НО­ГО СО­БРА­НИЯ

1.  Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ;

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми выс­шей вла­сти РФ, ко­то­рые их ре­а­ли­зу­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ И ФУНК­ЦИИ

A)  утвер­жда­ет во­ен­ную док­три­ну РФ;

Б)  на­зна­ча­ет вы­бо­ры Го­су­дар­ствен­ной Думы;

В)  осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью;

Г)  раз­ра­ба­ты­ва­ет фе­де­раль­ный бюд­жет;

В го­су­дар­стве Z пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся чле­на­ми обеих палат пар­ла­мен­та. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой? Вы­бе­ри­те из спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1.  Пар­ла­мент яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но дей­ству­ю­щим ор­га­ном.

2.  Пар­ла­мент может от­пра­вить пра­ви­тель­ство в от­став­ку.

3.  Пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность перед пре­зи­ден­том.

4.  Гла­вой пра­ви­тель­ства ста­но­вит­ся лидер по­бе­див­шей на вы­бо­рах в пар­ла­мент пар­тии.

5.  Пар­ла­мент из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве все­об­ще­го и рав­но­го из­би­ра­тель­но­го права.

6.  Глав­ной функ­ци­ей пра­ви­тель­ства яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов.

В го­су­дар­стве Z оп­по­зи­ция со­зда­ла свою пар­тию и имеет свои пе­чат­ные ор­га­ны. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским? Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки де­мо­кра­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2.  Су­ще­ству­ют об­ра­зо­ва­тель­ный и иму­ще­ствен­ный из­би­ра­тель­ные цензы.

3.  Пар­ла­мент из­би­ра­ет­ся на сво­бод­ных и аль­тер­на­тив­ных вы­бо­рах.

4.  Стра­на имеет уни­тар­ную форму го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

5.  Кон­сти­ту­ция га­ран­ти­ру­ет права и сво­бо­ды граж­дан, ко­то­рые ре­а­ли­зу­ют­ся на прак­ти­ке.

6.  Пре­зи­дент на­де­лен ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми.

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1.  В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние пре­зи­ден­та.

2.  В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед пар­ла­мен­том.

3.  В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пра­ви­тель­ства перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую по­ли­ти­ку.

4.  В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы пра­ви­тель­ства.

5.  В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед пре­зи­ден­том, и перед пар­ла­мен­том.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и функ­ци­я­ми и па­ла­та­ми Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния РФ, ко­то­рые их ре­а­ли­зу­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A)  утвер­жда­ет из­ме­не­ние гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ;

Б)  ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству РФ;

B)  на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ;

Д)  утвер­жда­ет указ Пре­зи­ден­та о вве­де­нии чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния.

ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НОЕ СО­БРА­НИЕ РФ

1.  Совет Фе­де­ра­ции РФ;

2.  Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ и функ­ци­я­ми, ко­то­рые они ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А)  раз­ре­ша­ет споры о ком­пе­тен­ции между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти;

Б)  утвер­жда­ет во­ен­ную док­три­ну стра­ны;

В)  на­зна­ча­ет и осво­бож­да­ет выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­ору­жен­ных Сил;

Г)  обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние в стра­не еди­ной фи­нан­со­вой и де­неж­ной по­ли­ти­ки;

Д)  осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью.

СУБЪ­ЕК­ТЫ ВЛА­СТИ РФ

A)  осу­ществ­ля­ет меры по обес­пе­че­нию обо­ро­ны стра­ны;

Б)  на­зна­ча­ет на долж­ность и осво­бож­да­ет от нее Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра;

B)  на­зна­ча­ет на долж­ность и осво­бож­да­ет от нее пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка;

Г)  опре­де­ля­ет ос­нов­ные на­прав­ле­ния внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства;

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми Со­ве­та Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A)  утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ;

Б)  на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка РФ;

B)  за­слу­ши­ва­ние еже­год­ных от­че­тов Пра­ви­тель­ства РФ о ре­зуль­та­тах его де­я­тель­но­сти;

Г)  ре­ше­ние во­про­са о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния Во­ору­жен­ных сил РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ;

Д)  на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти Ге­не­раль­но­го Про­ку­ро­ра РФ.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ном вла­сти и его пол­но­мо­чи­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

B)  на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ;

Г)  рас­по­ря­же­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью;

Д)  обес­пе­че­ние и про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки.

2.  Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ;

Най­ди­те в пе­реч­не по­зи­ции, от­ра­жа­ю­щие пол­но­мо­чия Пра­ви­тель­ства РФ, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1.  при­ни­ма­ет фе­де­раль­ные за­ко­ны;

2.  раз­ра­ба­ты­ва­ет го­су­дар­ствен­ный бюд­жет;

4.  осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью;

5.  обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние еди­ной де­неж­ной по­ли­ти­ки;

6.  на­зна­ча­ет вы­бо­ры Го­су­дар­ствен­ной Думы.

Кто осу­ществ­ля­ет го­су­дар­ствен­ную власть на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1.  Фе­де­раль­ное со­бра­ние РФ.

2.  Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та РФ.

3.  Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния.

4.  Суды Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

5.  По­бе­див­шие на вы­бо­рах по­ли­ти­че­ские пар­тии.

6.  Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке пол­но­мо­чия Кон­сти­ту­ци­он­но­го суда РФ и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1.  раз­ре­ше­ние спо­ров о ком­пе­тен­ции между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

2.  над­зор за де­я­тель­но­стью судов общей юрис­дик­ции;

3.  тол­ко­ва­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

4.  раз­ре­ше­ние дел о со­от­вет­ствии Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции фе­де­раль­ных за­ко­нов, нор­ма­тив­ных актов Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Го­су­дар­ствен­ной Думы, Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

5.  рас­смот­ре­ние дел в ка­че­стве суда апел­ля­ци­он­ной и кас­са­ци­он­ной ин­стан­ций;

6.  обоб­ще­ние су­деб­ной прак­ти­ки, ана­лиз су­деб­ной ста­ти­сти­ки.

Опи­ра­ясь на мне­ние ав­то­ра при­ве­ден­ное в тек­сте, а также на зна­ние курса об­ще­ство­ве­де­ния объ­яс­ни­те какую клю­че­вую функ­цию вы­пол­ня­ет каж­дая из вет­вей?

Ука­жи­те три важ­ней­шие за­да­чи го­су­дар­ства, по мне­нию ав­то­ра тек­ста. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром вы­пол­не­ние одной из этих задач за­ко­но­да­тель­ной вет­вью вла­сти.

Про ГИС СОЛО:  1662 Р РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста, зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса при­ве­ди­те три при­ме­ра си­сте­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов между вет­вя­ми вла­сти.

Задания Д22 C3 № 8747

По­че­му так важно, чтобы го­су­дар­ство сле­ди­ло за ста­биль­ным пра­во­по­ряд­ком и за­кон­но­стью? Опи­ра­ясь на текст, ука­жи­те не менее трех при­чин. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «пра­во­по­ря­док».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «пра­во­по­ря­док».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

Федеральные органы государственной власти России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2023 года; проверки требуют 3 правки.

Федеральные органы государственной власти России — органы власти России на федеральном уровне.

Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом: Федеральным Собранием, состоящим из двух палат, Государственной Думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.

Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждает Президент России.

Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации. В системе федеральных органов поставлен на первое место и, в связи с поправками к Конституции 2020 года, отнесён к исполнительной власти (ч. 1, ст. 110 Конституции Российской Федерации).

Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть и правосудие.

В соответствии со статьёй 75 Конституции России, Центральный банк (Банк России) обладает особым конституционно-правовым статусом и не может относиться ни к одной из ветвей власти.

Органы государственной власти субъектов рф

В соответствии с
Конституцией РФ установление общих
принципов организации системы
государственной власти субъектов РФ
входит в совместное ведение Российской
Федерации и субьектов РФ, а система
органов государственной власти
формируется субъектами РФ самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя и общими положениями, вводимыми
федеральным законом. В отсутствие
необходимых законов функционирование
органов государственной власти субъектов
РФ регулируется указами Президента РФ
и законодательством субъектов РФ.
Субъектам РФ предоставлено право
самостоя­тельно устанавливать дату
прямых выборов органов государст­венной
власти на основе принятия собственных
постановлений.

Систему органов
государственной власти субъектов РФ
со­ставляют:

1. Законодательный
(представительный) орган государствен­ной
власти.

2. Высший исполнительный
орган государственной власти.

3. Иные органы
государственной власти, образуемые в
соот­ветствии с конституцией (уставом)
субъекта РФ (в частности, может быть
установлена должность высшего должностного
лица субъекта РФ).

Деятельность
органов государственной власти субъектов
РФ осуществляется в соответствии со
следующими принципами:

• Государственная
и территориальная целостность России.

• Распространение
суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство
Конституции РФ и федеральных законов
на всей территории России.

• Единство системы
государственной власти.

• Разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную.

• Разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти России
и субъектов РФ.

• Самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления при­надлежащих им
полномочий.

Органы государственной
власти субъектов РФ функциони­руют
в соответствии с Законом «Об общих
принципах организа­ции законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федера­ции» (от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ является постоянно
действующим высшим и единственным
органом законодательной власти субъекта
РФ. На­именование органа, его структура
устанавливаются конституцией (уставом)
субъекта РФ с учетом исторических,
национальных и иных традиций субъекта
РФ. Число депутатов законодательного
органа устанавливается конституцией
(уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий
депутатов одного созыва не может
превышать пять лет. Число депутатов,
работающих на постоянной основе,
устанавливается законодательным органом
самостоятельно.

Законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ:

• Принимает
конституцию (устав) субъекта РФ и поправки
к ним.

• Утверждает
бюджет субъекта РФ и отчет о его
исполнении; программы социально-экономического
развития субъекта
РФ.

• Устанавливает
налоги и сборы, отнесенные к ведению
субъекта РФ, а также порядок их взимания;
порядок управления собственностью
субъекта РФ; порядок проведения
референдума субъекта РФ, выборов в
законодательный орган власти и
руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ.

• Устанавливает
административно-территориальное
устройство и утверждает схему управления
субъектом РФ.

• Регулирует иные
вопросы, относящиеся к ведению и
полномочиям субъекта РФ.

Постановлением
законодательного органа назначаются
на должность и освобождаются от должности
отдельные должност­ные лица субъекта
РФ; оформляется решение о недоверии
(доверии) руководителям органов
исполнительной власти субъекта РФ, в
назначении которых законодательный
орган принимал участие. Законодательный
орган осуществляет контроль за соблюдением
и исполнением законов субъекта
РФ, исполнением
бюджета субъекта
РФ.

Принятые
законодательным органом законы
направляются высшему должностному лицу
субъекта РФ для обнародования в срок,
не превышающий 14 календарных дней. В
случае отклонения закона он может быть
одобрен в ранее принятой редак­ции
большинством не менее 2/3 голосов от
установленного чис­ла депутатов.
Одобренный таким образом закон не может
быть повторно отклонен высшим должностным
лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию
в установленный срок.

Полномочия
законодательного органа государственной
вла­ги субъекта РФ могут быть прекращены
досрочно в случаях:

• принятия решения
о самороспуске;

• роспуска высшим
должностным лицом субъекта РФ;

• вступления в
силу решения суда о неправомочности
дан­ного состава депутатов, в том
числе в связи со сложением ими своих
полномочий.

Высшее должностное
лицо субъекта РФ вправе досрочно
прекратить полномочия законодательного
органа в случае приня­тия им
нормативно-правового акта, противоречащего
Конститу­ции РФ, федеральным законам,
конституции (уставу) субъекта РФ, если
такие противоречия установлены
соответствующим су­дом и не устранены
законодательным органом. Президент РФ
вправе предупредить законодательный
(представительный) орган, а при повторном
нарушении внести в Государственную
Думу проект закона о его роспуске и
прекращении полномочий.

В субъекте РФ
устанавливается система органов
исполни­тельной власти во главе с
высшим исполнительным органом,
возглавляемым руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти.

Высшее должностное
лицо (руководитель высшего исполни­тельного
органа государственной власти) субъекта
РФ избирает­ся населением на основе
всеобщего равного и прямого избира­тельного
права при тайном голосовании на срок
не более 5 лет и не может избираться
более двух сроков подряд. В случае
при­знания выборов несостоявшимися,
недействительными, не из­брания ни
одного из баллотировавшихся кандидатов
повторные выборы проводятся не позднее
чем через 6 месяцев.

Высшее должностное
лицо субъекта РФ:

• Представляет
субъект РФ в отношениях с органами
власти, при внешнеэкономических связях,
подписывает договоры и со­глашения
от имени субъекта РФ.

Про ГИС СОЛО:  ПРИМЕР ДОГОВОРА О ПАРТНЕРСТВЕ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

• Обнародует
законы или отклоняет законы, принятые
зако­нодательным органом субъекта
РФ.

• Формирует высший
исполнительный. орган государствен­ной
власти субъекта РФ.

• Вправе требовать
созыва внеочередного заседания
законо­дательного органа государственной
власти субъекта РФ; участво­вать в
его работе с правом совещательного
голоса.

• Осуществляет
иные полномочия в соответствии с
законода­тельством России и субъекта
РФ.

Высшее
должностное лицо субъекта РФ издает
рас­поряжения, обязательные к исполнению
в субъекте РФ.

Полномочия высшего
должностного лица субъекта РФ в
оп­ределенных случаях прекращаются
досрочно, в том числе в свя­зи с
выражением недоверия ему законодательного
органа госу­дарственной власти
субъекта РФ, признания судом недееспо­собным,
утраты гражданства России и др.
Законодательный орган государственной
власти субъекта РФ вправе выразить
недо­верие высшему должностному лицу
в случаях издания им актов, противоречащих
законодательству России и субъекта РФ,
если противоречия установлены судом и
не устранены в течение месяца со дня
вступления в силу судебного решения,
иного грубого нарушения законов, указов
Президента РФ, постановлений Правительства
РФ, если это повлекло массовое нарушение
прав и свобод граждан. Решение
законодательного органа о недове­рии
влечет немедленную отставку высшего
должностного лица и возглавляемого им
высшего исполнительного органа
государственной власти. Президент РФ
может применить к высшему должностному
лицу субъекта РФ меры воздействия:
предупреж­дение, отрешение от должности.
В случае отрешения от долж­ности, а
также временного отстранения Президент
РФ назнача­ет временно исполняющего
обязанности высшего должностного лица
субъекта РФ.

Высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ обеспечивает исполнение
нормативно-правовых актов России и
субъекта РФ. Наименование, структура,
порядок формирования высшего
исполнительного органа устанавливается
конституцией (уставом) и законами
субъекта РФ.

Высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ разрабатывает и осуществляет меры
по комплексному социально-экономическому
развитию субъекта РФ, участвует в
проведении единой государственной
политики в области финансов, науки,
образования, здравоохранения, социального
обеспечения и экологии. Он разрабатывает
проекты бюджета, программы развития
субъекта РФ, обеспечивает исполнение
бюджета и программ социально-экономического
развития; управляет и распоряжается
собственностью субъекта РФ, заключает
договоры с федеральными органами
исполнительной власти о разграничении
предметов ведения и полномочий; формирует
иные органы исполнительной власти
субъектов РФ.

Законодательный
и высший исполнительный органы
государственной власти субъекта РФ
взаимодействуют в целях эффективного
управления процессами экономического
и социального развития и в интересах
населения. Правовые акты исполнительной
власти направляются в законодательный
орган, который вправе предложить внести
в них изменения или дополнения или
отменить их, а также вправе обжаловать
указанные акты в судебном порядке.
Высшее должностное лицо субъекта РФ
вправе обратиться в законодательный
орган с предложением о внесении изменений
и дополнений в поста­новление
законодательного органа либо об их
отмене, а также вправе обжаловать
указанные постановления в судебном
по­рядке. Законодательный орган
направляет высшему должно­стному
лицу планы законопроектных работ и
проекты зако­нов субъекта РФ. На
заседаниях законодательного органа
могут присутствовать с правом
совещательного голоса руко­водители
органов исполнительной власти или
уполномочен­ные ими лица. На заседаниях
органов исполнительной власти могут
присутствовать депутаты или работники
аппарата зако­нодательного органа.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в РФ гарантируется: -правом на судебную защиту,

-правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,

-запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Глава 5. К ОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

конституционно-правового статуса человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина – совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются различными отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция РФ, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение человека в обществе.

Общий конституционный статус личности, в отличие от индивидуального, является постоянным, одинаковым для всех.

Содержание этого статуса:

общая правоспособность, т. е. исходное признание за личностью качества субъекта права;

принципы правового положения личности, закрепленные Конституцией РФ и международными договорами РФ (ст. 2, ч. 3 ст. 15, ст. 17-19, 45, 46, 48, ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ);

институт гражданства как особая постоянная связь человека с государством, основанная на взаимных правах и обязанностях (ст. 6 Конституции РФ);

права, свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ);

соответствующие конституционные обязанности (ст. 38, 43, 57-59, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);

конституционные гарантии их обеспечения (ст. 2,7, ч. 3 ст. 15, ст. 4556, 61-64, 120-124, 125 Конституции РФ).

Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан РФ. Все граждане на территории России обладают равными правами и свободами и несут равные конституционные обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательного права, не могут занимать определенные должности и т.п.

Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. Согласно ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гра-

жданина, исходит из гарантированности прав и свобод и соответствия их международным положениям о правах человека.

Айман Т. О. Правоведение / учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : РИОР, 2005. – С. 26–27.

Оцените статью
ГИС Соло