Полномочия органов государственной власти РФ
1. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
3. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
4. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
9. Ниже приведён ряд полномочий. Все они, за исключением одного, относятся к полномочиям исполнительной власти. Найдите и выпишите номер полномочия, относящегося к другой ветви власти.
1) разработка федерального бюджета; 2) управление федеральной собственностью;
3) исполнение федерального бюджета; 4) объявление амнистии; 5) обеспечение обороны страны.
10. Ниже приведён ряд полномочий. Все они, за исключением одного, относятся к полномочиям Президента РФ. Найдите и выпишите номер полномочия, выпадающего из этого ряда.
1) руководство внешней политикой; 2) управление федеральной собственностью;
3) решение вопросов гражданства; 4) награждение государственными наградами РФ;
5) осуществление помилования.
11. Ниже приведены названия органов власти, все они за исключением одного являются органами государственной власти. Найдите и выпишите номер органа, выпадающего из этого ряда.
1) Совет Федерации РФ;
2) Государственная Дума РФ;
3) Правительство РФ;
4) Конституционный Суд РФ;
5) Президент РФ;
6) Законодательное Собрание Амурской области;
7) Администрация Амурской области;
12. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией.
13. Установите соответствие полномочий:
14. Установитие соответствие полномочий
15. Установите соответствие полномочий
16. Установите соответствие между полномочиями и названиями правоохранительных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
17. Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
18. Установите соответствие между полномочиями и субъектамигосударственной власти Российской Федерации, реализующими этиполномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
сийской Федерации, дееспособный, достигший установленного законом возраста и выполняющий обязанности по осуществлению правосудия на общественных началах. Заседателям может выплачиваться вознаграждение из федерального бюджета.
Судьями в Российской Федерации могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершившие порочащих поступков, успешно сдавшие квалификационные экзамены и получившие рекомендацию квалификационной Коллегии судей. Для судей отдельных судов федеральным законом установлены дополнительные требования (возраст, стаж работы по специальности и др.).
Основы правового статуса судей установлены Конституцией РФ (ст. 119-122) и Законом РФ от 26 июня 1992 г. « О статусе судей в Российской Федерации». Важнейшими принципами этого статуса являются независимость, несменяемость, неприкосновенность судей.
Судьи осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
По сути, пожизненное назначение на должность является главной гарантией судейской независимости. Независимость судей означает, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом «О статусе судей в Российской Федерации».
Неприкосновенность судьи означает неприкосновенность личности судьи, его жилища и служебного помещения, транспорта, средств связи и личной корреспонденции, имущества и документов. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, за исключением преступных злоупотреблений. Привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу допускается только с согласия соответствующей квалификационной коллегии.
соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается субъектами самостоятельно, но с учетом конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Принципы сформулированы в законе от 6 октября 1999 года.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
Иные органы государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в субъекте РФ может быть установлена должность высшего должностного лица; уполномоченного по правам человека, а также учрежден конституционный (уставный) суд субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти в субъекте РФ; его наименование (Законодательное собрание, Законодательная Дума и др.), структура, число депутатов, срок полномочий одного созыва (не более 5 лет) устанавливается Конституцией (уставом) конкретного субъекта Федерации.
Законодательный орган субъекта Федерации:
а) принимает Конституцию (устав) субъекта Федерации и поправки к
б) осуществляет законодательное регулирование в пределах своего ведения (например, законом, принятым законодательным органом субъекта Федерации), утверждает бюджет субъекта Федерации и отчет о его исполнении.
Депутат законодательного органа субъекта Федерации обладает неприкосновенностью.
субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации действует постоянно, обеспечивает исполнение Конституции РФ, иного федерального законодательства, законодательство субъекта РФ. Его наименование (например, Правительство Москвы, администрация Санкт-Петербурга, администрация Иркутской области), структура, порядок формирования (чаще всего путем назначения) устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.
Высший исполнительный орган субъекта Федерации:
а) разрабатывает и осуществляет меры по социально-экономическому развитию субъекта РФ;
б) участвует в проведении государственной политики в области финансов, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, образования.
субъекте РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Ранее высшее должностное лицо субъекта избиралось гражданами, проживающими на территории данного субъекта Федерации, либо специально созываемым собранием представителей на срок не более 5 лет. Согласно действующему законодательству, высшее должностное лицо субъ-
екта Федерации назначается Президентом РФ. Одно лицо не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Высшее должностное лицо:
а) представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении внешнеэкономических связей;
б) вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; в) подписывает и обнародует законы субъекта РФ; г) формирует высший исполнительный орган;
д) вправе отклонить закон, принятый законодательным органом, участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного органа, требовать созыва внеочередного его заседания и др.
Полномочия высшего должностного лица могут быть досрочно прекращены Президентом РФ за отказ отменить изданный этим должностным лицом нормативный акт, если последний признан в судебном порядке несоответствующим действующему законодательству.
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случае:
издания им актов, противоречащих федеральному законодательству или законодательству субъекта Федерации, если такие противоречия установлены судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение одного месяца;
иного грубого нарушения действующего законодательства, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граж-
Решение законодательного органа о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
Высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего действующему законодательству, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев.
Добавить в вариант
Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента Российской Федерации?
А. Президент формирует военную доктрину Российской Федерации.
Б. Президент обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из перечисленного относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
2) разработка федерального бюджета
4) осуществление надзора за соблюдением прав человека
К компетенции Правительства РФ относится
1) принятие решения об амнистии
2) осуществление управления федеральной собственностью
3) принятие федеральных законов
4) назначение выборов Президента РФ
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы правления государства». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. ( Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.).
Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны:
1. утверждает военную доктрину;
3. принимает решение об отставке Правительства РФ;
5. утверждает изменение границ между субъектами РФ;
6. назначает на должность Председателя Центрального банка РФ.
Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
A) принимать федеральные законы;
Б) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
B) назначать на должность Председателя Счетной палаты РФ;
Д) назначать выборы Президента РФ.
ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
1. Государственная Дума РФ;
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ
A) утверждает военную доктрину РФ;
Б) назначает выборы Государственной Думы;
В) осуществляет управление федеральной собственностью;
Г) разрабатывает федеральный бюджет;
В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Парламент является постоянно действующим органом.
2. Парламент может отправить правительство в отставку.
3. Правительство несет ответственность перед президентом.
4. Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.
5. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.
6. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.
В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является демократическим? Найдите в приведенном списке отличительные признаки демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
2. Существуют образовательный и имущественный избирательные цензы.
3. Парламент избирается на свободных и альтернативных выборах.
4. Страна имеет унитарную форму государственного устройства.
5. Конституция гарантирует права и свободы граждан, которые реализуются на практике.
6. Президент наделен широкими полномочиями.
Выберите верные суждения о формах правления и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В парламентской республике происходит всенародное избрание президента.
2. В парламентской республике правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.
3. В президентской республике отсутствует ответственность правительства перед парламентом за проводимую политику.
4. В смешанной республике президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства.
5. В смешанной республике правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом.
Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и палатами Федерального Собрания РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) утверждает изменение границ между субъектами РФ;
Б) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
B) назначает выборы Президента РФ;
Д) утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ
1. Совет Федерации РФ;
2. Государственная Дума РФ.
Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
Б) утверждает военную доктрину страны;
В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики;
Д) осуществляет управление государственной собственностью.
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ
A) осуществляет меры по обеспечению обороны страны;
Б) назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора;
B) назначает на должность и освобождает от нее председателя Центрального банка;
Г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
Установите соответствие между полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
Б) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
B) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности;
Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
Д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.
Установите соответствие между органом власти и его полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
B) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
Г) распоряжение государственной собственностью;
Д) обеспечение и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
2. Федеральное Собрание РФ;
Найдите в перечне позиции, отражающие полномочия Правительства РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. принимает федеральные законы;
2. разрабатывает государственный бюджет;
4. осуществляет управление федеральной собственностью;
5. обеспечивает проведение единой денежной политики;
6. назначает выборы Государственной Думы.
Кто осуществляет государственную власть на территории Российской Федерации?
1. Федеральное собрание РФ.
2. Администрация Президента РФ.
3. Органы местного самоуправления.
4. Суды Российской Федерации.
5. Победившие на выборах политические партии.
6. Правительство Российской Федерации.
Найдите в приведённом списке полномочия Конституционного суда РФ и запишите цифры, под которыми они указаны:
1. разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2. надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;
3. толкование Конституции Российской Федерации;
4. разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
5. рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
6. обобщение судебной практики, анализ судебной статистики.
Опираясь на мнение автора приведенное в тексте, а также на знание курса обществоведения объясните какую ключевую функцию выполняет каждая из ветвей?
Укажите три важнейшие задачи государства, по мнению автора текста. Проиллюстрируйте примером выполнение одной из этих задач законодательной ветвью власти.
Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого курса приведите три примера системы сдержек и противовесов между ветвями власти.
Задания Д22 C3 № 8747
Почему так важно, чтобы государство следило за стабильным правопорядком и законностью? Опираясь на текст, укажите не менее трех причин. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правопорядок».
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правопорядок».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Федеральные органы государственной власти России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Федеральные органы государственной власти России — органы власти России на федеральном уровне.
Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом: Федеральным Собранием, состоящим из двух палат, Государственной Думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.
Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждает Президент России.
Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации. В системе федеральных органов поставлен на первое место и, в связи с поправками к Конституции 2020 года, отнесён к исполнительной власти (ч. 1, ст. 110 Конституции Российской Федерации).
Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть и правосудие.
В соответствии со статьёй 75 Конституции России, Центральный банк (Банк России) обладает особым конституционно-правовым статусом и не может относиться ни к одной из ветвей власти.
Органы государственной власти субъектов рф
В соответствии с
Конституцией РФ установление общих
принципов организации системы
государственной власти субъектов РФ
входит в совместное ведение Российской
Федерации и субьектов РФ, а система
органов государственной власти
формируется субъектами РФ самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя и общими положениями, вводимыми
федеральным законом. В отсутствие
необходимых законов функционирование
органов государственной власти субъектов
РФ регулируется указами Президента РФ
и законодательством субъектов РФ.
Субъектам РФ предоставлено право
самостоятельно устанавливать дату
прямых выборов органов государственной
власти на основе принятия собственных
постановлений.
Систему органов
государственной власти субъектов РФ
составляют:
1. Законодательный
(представительный) орган государственной
власти.
2. Высший исполнительный
орган государственной власти.
3. Иные органы
государственной власти, образуемые в
соответствии с конституцией (уставом)
субъекта РФ (в частности, может быть
установлена должность высшего должностного
лица субъекта РФ).
Деятельность
органов государственной власти субъектов
РФ осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
• Государственная
и территориальная целостность России.
• Распространение
суверенитета России на всю ее территорию.
• Верховенство
Конституции РФ и федеральных законов
на всей территории России.
• Единство системы
государственной власти.
• Разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную.
• Разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти России
и субъектов РФ.
• Самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления принадлежащих им
полномочий.
Органы государственной
власти субъектов РФ функционируют
в соответствии с Законом «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» (от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ).
Законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ является постоянно
действующим высшим и единственным
органом законодательной власти субъекта
РФ. Наименование органа, его структура
устанавливаются конституцией (уставом)
субъекта РФ с учетом исторических,
национальных и иных традиций субъекта
РФ. Число депутатов законодательного
органа устанавливается конституцией
(уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий
депутатов одного созыва не может
превышать пять лет. Число депутатов,
работающих на постоянной основе,
устанавливается законодательным органом
самостоятельно.
Законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ:
• Принимает
конституцию (устав) субъекта РФ и поправки
к ним.
• Утверждает
бюджет субъекта РФ и отчет о его
исполнении; программы социально-экономического
развития субъекта
РФ.
• Устанавливает
налоги и сборы, отнесенные к ведению
субъекта РФ, а также порядок их взимания;
порядок управления собственностью
субъекта РФ; порядок проведения
референдума субъекта РФ, выборов в
законодательный орган власти и
руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ.
• Устанавливает
административно-территориальное
устройство и утверждает схему управления
субъектом РФ.
• Регулирует иные
вопросы, относящиеся к ведению и
полномочиям субъекта РФ.
Постановлением
законодательного органа назначаются
на должность и освобождаются от должности
отдельные должностные лица субъекта
РФ; оформляется решение о недоверии
(доверии) руководителям органов
исполнительной власти субъекта РФ, в
назначении которых законодательный
орган принимал участие. Законодательный
орган осуществляет контроль за соблюдением
и исполнением законов субъекта
РФ, исполнением
бюджета субъекта
РФ.
Принятые
законодательным органом законы
направляются высшему должностному лицу
субъекта РФ для обнародования в срок,
не превышающий 14 календарных дней. В
случае отклонения закона он может быть
одобрен в ранее принятой редакции
большинством не менее 2/3 голосов от
установленного числа депутатов.
Одобренный таким образом закон не может
быть повторно отклонен высшим должностным
лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию
в установленный срок.
Полномочия
законодательного органа государственной
влаги субъекта РФ могут быть прекращены
досрочно в случаях:
• принятия решения
о самороспуске;
• роспуска высшим
должностным лицом субъекта РФ;
• вступления в
силу решения суда о неправомочности
данного состава депутатов, в том
числе в связи со сложением ими своих
полномочий.
Высшее должностное
лицо субъекта РФ вправе досрочно
прекратить полномочия законодательного
органа в случае принятия им
нормативно-правового акта, противоречащего
Конституции РФ, федеральным законам,
конституции (уставу) субъекта РФ, если
такие противоречия установлены
соответствующим судом и не устранены
законодательным органом. Президент РФ
вправе предупредить законодательный
(представительный) орган, а при повторном
нарушении внести в Государственную
Думу проект закона о его роспуске и
прекращении полномочий.
В субъекте РФ
устанавливается система органов
исполнительной власти во главе с
высшим исполнительным органом,
возглавляемым руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти.
Высшее должностное
лицо (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
РФ избирается населением на основе
всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании на срок
не более 5 лет и не может избираться
более двух сроков подряд. В случае
признания выборов несостоявшимися,
недействительными, не избрания ни
одного из баллотировавшихся кандидатов
повторные выборы проводятся не позднее
чем через 6 месяцев.
Высшее должностное
лицо субъекта РФ:
• Представляет
субъект РФ в отношениях с органами
власти, при внешнеэкономических связях,
подписывает договоры и соглашения
от имени субъекта РФ.
• Обнародует
законы или отклоняет законы, принятые
законодательным органом субъекта
РФ.
• Формирует высший
исполнительный. орган государственной
власти субъекта РФ.
• Вправе требовать
созыва внеочередного заседания
законодательного органа государственной
власти субъекта РФ; участвовать в
его работе с правом совещательного
голоса.
• Осуществляет
иные полномочия в соответствии с
законодательством России и субъекта
РФ.
Высшее
должностное лицо субъекта РФ издает
распоряжения, обязательные к исполнению
в субъекте РФ.
Полномочия высшего
должностного лица субъекта РФ в
определенных случаях прекращаются
досрочно, в том числе в связи с
выражением недоверия ему законодательного
органа государственной власти
субъекта РФ, признания судом недееспособным,
утраты гражданства России и др.
Законодательный орган государственной
власти субъекта РФ вправе выразить
недоверие высшему должностному лицу
в случаях издания им актов, противоречащих
законодательству России и субъекта РФ,
если противоречия установлены судом и
не устранены в течение месяца со дня
вступления в силу судебного решения,
иного грубого нарушения законов, указов
Президента РФ, постановлений Правительства
РФ, если это повлекло массовое нарушение
прав и свобод граждан. Решение
законодательного органа о недоверии
влечет немедленную отставку высшего
должностного лица и возглавляемого им
высшего исполнительного органа
государственной власти. Президент РФ
может применить к высшему должностному
лицу субъекта РФ меры воздействия:
предупреждение, отрешение от должности.
В случае отрешения от должности, а
также временного отстранения Президент
РФ назначает временно исполняющего
обязанности высшего должностного лица
субъекта РФ.
Высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ обеспечивает исполнение
нормативно-правовых актов России и
субъекта РФ. Наименование, структура,
порядок формирования высшего
исполнительного органа устанавливается
конституцией (уставом) и законами
субъекта РФ.
Высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ разрабатывает и осуществляет меры
по комплексному социально-экономическому
развитию субъекта РФ, участвует в
проведении единой государственной
политики в области финансов, науки,
образования, здравоохранения, социального
обеспечения и экологии. Он разрабатывает
проекты бюджета, программы развития
субъекта РФ, обеспечивает исполнение
бюджета и программ социально-экономического
развития; управляет и распоряжается
собственностью субъекта РФ, заключает
договоры с федеральными органами
исполнительной власти о разграничении
предметов ведения и полномочий; формирует
иные органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Законодательный
и высший исполнительный органы
государственной власти субъекта РФ
взаимодействуют в целях эффективного
управления процессами экономического
и социального развития и в интересах
населения. Правовые акты исполнительной
власти направляются в законодательный
орган, который вправе предложить внести
в них изменения или дополнения или
отменить их, а также вправе обжаловать
указанные акты в судебном порядке.
Высшее должностное лицо субъекта РФ
вправе обратиться в законодательный
орган с предложением о внесении изменений
и дополнений в постановление
законодательного органа либо об их
отмене, а также вправе обжаловать
указанные постановления в судебном
порядке. Законодательный орган
направляет высшему должностному
лицу планы законопроектных работ и
проекты законов субъекта РФ. На
заседаниях законодательного органа
могут присутствовать с правом
совещательного голоса руководители
органов исполнительной власти или
уполномоченные ими лица. На заседаниях
органов исполнительной власти могут
присутствовать депутаты или работники
аппарата законодательного органа.
Органы местного самоуправления
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в РФ гарантируется: -правом на судебную защиту,
-правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,
-запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Глава 5. К ОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
конституционно-правового статуса человека и гражданина
Правовой статус человека и гражданина – совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются различными отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция РФ, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина.
Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение человека в обществе.
Общий конституционный статус личности, в отличие от индивидуального, является постоянным, одинаковым для всех.
Содержание этого статуса:
общая правоспособность, т. е. исходное признание за личностью качества субъекта права;
принципы правового положения личности, закрепленные Конституцией РФ и международными договорами РФ (ст. 2, ч. 3 ст. 15, ст. 17-19, 45, 46, 48, ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ);
институт гражданства как особая постоянная связь человека с государством, основанная на взаимных правах и обязанностях (ст. 6 Конституции РФ);
права, свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ);
соответствующие конституционные обязанности (ст. 38, 43, 57-59, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
конституционные гарантии их обеспечения (ст. 2,7, ч. 3 ст. 15, ст. 4556, 61-64, 120-124, 125 Конституции РФ).
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации.
Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан РФ. Все граждане на территории России обладают равными правами и свободами и несут равные конституционные обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательного права, не могут занимать определенные должности и т.п.
Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. Согласно ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гра-
жданина, исходит из гарантированности прав и свобод и соответствия их международным положениям о правах человека.
Айман Т. О. Правоведение / учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : РИОР, 2005. – С. 26–27.




