Наталия Подледнова
Методика написания и требования к программам дополнительного образования
ФЗ «Об образовании» Статья 2.
• П. 9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Фарида Галимова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Окружающая ребенка материальная среда должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Доброму, тогда у них появится желание самим создавать Красоту своими руками и преумножать энергию Добра.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
1. Техническая. Включает в себя программы, направленные на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы, нацеленные на создание условий для разнообразной индивидуальной практической, проектной и исследовательской деятельности, формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации и овладению техническими профессиями.
Программы технической направленности представлены следующими направлениями: моделирование (судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование), мобильная и промышленная робототехника, электроника и радиотехника, программирование и информационные технологии, администрирование сетей и систем, технический (графический) дизайн, электроэнергетика, виртуальная и дополненная реальность, умный дом и т.д.
2. Естественнонаучная. Включает в себя программы, способствующие формированию целостной научной картины мира и удовлетворению познавательных интересов обучающихся в области естественных наук (биология, химия, физика, математика, география, экология и т.д.), развитию интереса к изучению и исследованию окружающей среды и объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, а также приобретению практических умений в области охраны природы и рационального природопользования.
Программы естественнонаучной направленности представлены направлениями:
— эколого-биологического цикла (биология, био и агротехнологии, экология, здравоохранение и медицина),
— физико-химического цикла (химия, астрономия, астрофизика, и т.д.),
— физико-географического цикла (география, метеорология; климатология; геология и т.д.).
3. Социально-гуманитарная. Включает в себя программы, помогающие детям социализироваться и самореализоваться в обществе, способствующие освоению гуманитарных знаний, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, организаторских способностей и лидерских качеств на основе формирования нового уровня социальной компетентности.
Программы социально-гуманитарной направленности представлены следующими направлениями: «малышковые академии» (школы раннего развития), сказковедение, страноведение, риторика, занимательные цифры, профессиональное самоопределение, добровольчество, волонтерство, вожатство, дипломатия, регионоведение, предпринимательство, лидерство, искусство управления, журналистика, блогерство, экономика и финансы, практико-ориентированные курсы по развитию навыков в области академических дисциплин и т.д.
4. Туристско-краеведческая. Включает в себя программы, нацеленные на постижение обучающимся природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны), познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных средствами экскурсионной, экспедиционной, музейной, архивной деятельности, освоение основ безопасного образа жизни, навыков ориентирования, преодоления препятствий на местности, выживания в экстремальных условиях.
Программы туристско-краеведческой направленности представлены следующими направлениями: образовательный туризм (пеший, горный, водный, велотуризм), краеведение, альпинизм, музееведение, экскурсоведение, ориентирование и т.д.
5. Художественная. Включает в себя программы, ориентированные на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусства, самореализацию в творческой деятельности.
Программы художественной направленности представлены следующими направлениями: хореография, музыка, театральное искусство, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, ранее эстетическое развитие и т.д.
6. Физкультурно-спортивная. Включает в себя программы, направленные на физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни и спорту, формирование морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Программы физкультурно-спортивной направленности представлены такими направлениями как: общая физическая подготовка, массовые игровые вида спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, флорбол, гандбол), фитнес, гимнастика, акробатика, единоборства и т.д.
В случае возможности отнесения программы более чем к одной направленности, направленность программы определяется по содержанию (какой профиль и вид деятельности преобладает в содержании учебного плана) и основным формируемым компетенциям.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства. Художественное образование детей предполагает включение регионального компонента. Именно через искусство и культуру своего народа возможно приобщение детей к художественной культуре.
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.
Цели и задачи дополнительного образования направлены на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке. Следуя этим задачам, была составлена данная программа.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России и Южного Урала, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель — подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой народного декоративно-прикладного искусства и её значением.
Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения народом устройства мира, основ зарождения орнамента.
В народном декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы
Всем известна любовь детей к изобразительной деятельности. Это объясняется тем, что ребенок, благодаря искусству и художественной деятельности полнее познает окружающий его материальный мир, саморазвивается и формируется как член общества. Для выражения этого он использует изобразительные средства. В творческом процессе, проходящем у ребенка почти всегда в игровой деятельности, он стремится передать свои впечатления, добавляя свое, новое, благодаря творческому воображению. Игра – продукт исторического развития, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.
Образовательная и игровая среда внутри занятий стимулирует познавательную деятельность ребенка. Так же при создании среды обучения уделяется внимание недирективной помощи детям. В общении очень важно взаимоуважение между педагогом и детьми. Чувствуя, что проявляется уважение ко всем без ограничения вне зависимости от уровня развития и социального положения дети начинают чувствовать себя более комфортно и свободно, что позволяет им действовать в соответствии с их интересами, делая выбор и проявляя инициативу. Еще не маловажно создание ситуаций — «проблем», побуждающих детей активно применять свои знания и умения, брать инициативу в свои руки. При возникновении затруднений у ребенка отдавать предпочтение помогать ребенку не по средствам действий, а по средствам совета, наводящих вопросов для активизации имеющегося у ребенка опыта и знаний, нахождения нескольких вариантов решения отличных от других детей. Выше перечисленные методы используются на практике для развития и поддержания инициативы у детей дошкольников.
Для реализации программы предполагается использование таких методов обучения, как словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный практический. Использование этих методов зависит от замысла занятия, стиля работы педагога и ситуации. В качестве воспитательных методов использовать убеждение, поощрение, упражнения, метод стимулирования и мотивации.
Для организации образовательного процесса в творческой деятельности лучше всего использовать индивидуально-групповую форму. Тема занятия объясняется всем обучающимся, а творческая работа идет индивидуально с каждым ребенком. Необходимо еще раз проговорить о создании образа, законах композиции, об особенностях и технических приемах, предупредить об ошибках. Занятие завершается коллективным обсуждением творческих работ, при этом дети учатся презентовать свою работу, отстаивать свой замысел, видеть ошибки. В то же время педагог должен создавать ситуацию успеха, не делать акцента на ошибках, а говорить о том, как их можно было избежать, а в конечном итоге поблагодарить ребенка за выполненную работу.
Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Технология индивидуального обучения – главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы творческой деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач.
«Диалог культур» – диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения.
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы :
Обучающие: — закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
— раскрыть истоки народного творчества;
— знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;
— научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;
— знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве.
Развивающие: — развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
— пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
— развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
— развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
— совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
— развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: — осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
— воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
— воспитывать в детях любовь к своей Родине и родному краю, к традиционному народному искусству;
— формировать устойчивый интерес к художественной росписи;
— прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
— воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Направления : — расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
— самостоятельное создание детьми декоративных изделий;
— использование различных изобразительных материалов при создании декоративных изделий.
1. Вводное занятие по охране труда, «Что интересного ожидает нас» Ознакомление с работой кружка «Радуга»
2. Народное искусство
3. Глиняная игрушка
4. Дымковская игрушка
5. Филимоновская игрушка
7. Искусство Южного Урала
8. Уральская роспись
9. Камнерезное искусство
10. Каслинское литье
11. Мезенская роспись
12. Русская матрешка
13. Каргопольская игрушка
14. Итоговое занятие. Ярмарка — викторина
Всего занятий 37
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
• научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
• связи теории с практикой в систематичности и последовательности;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
• доступности и посильности;
• творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
• прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Методы и приемы
С учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях широко используются следующие методы и приемы по приобщению детей к изобразительной деятельности:
1. 1. Наглядные методы:
— рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
— беседа, использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы, объяснение способов действия с инструментами и материалами;
— указания, пояснения, анализ выполненных работ;
3. Практические методы:
— обучение способам изображения, лепки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; индивидуальный подход к детям;
4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
5. Мотивационный метод
— убеждение, поощрение; создание ситуации успеха;
6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
7. Игровые методы:
— сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.
8. Сочетание изобразительного искусства, музыки и литературы помогает активизировать творческое мышление детей, эмоциональнее и полнее раскрыть тему занятия.
9. Метод коллективно-группового творчества используется при выполнении на занятиях декоративных работ.
10. Выставки лучших работ, использование работ в оформлении кабинета.
Формы организации познавательной деятельности воспитанников:
Форма организации занятий с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством – беседы, занятия на основе метода интеграции, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду, просмотр презентаций, дидактические игры, использование силуэтного моделирования, экспериментирование с различными художественными материалами, развлечения, фольклорные праздники, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах, использование физминуток, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, игра, конкурс, круиз, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, творческая мастерская, фабрика, экскурсия, экспедиция, ярмарка.
В результате обучения воспитанники:
• приобретают знания, умения, навыки, соответствующие различным видам художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной);
• раскрывают свои индивидуальные способности.
Организация образовательного процесса
В реализации дополнительной общеразвивающей программы участвуют дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Это группы одновозрастного состава. В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Логика построения программы
Форма детского образовательного объединения – студия.
Программа «Радуга» рассчитана на 1 год обучения для детей 5-7 лет:
Комплектование коллектива происходит в режиме свободного набора.
Форма занятий – индивидуальная, групповая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Программа знакомит детей с различными материалами и техниками художественной деятельности, которые дают представление о связи искусства c жизнью.
Занятия начинаются именно с изобразительной деятельности, где идет знакомство с разнообразием материалов для рисования (гуашь, акварель, акриловые краски, мелки, цветные карандаши) и освоение различных техник. Дети узнают, как работать с цветом, какие кисти и бумагу лучше использовать для того или иного рисунка. Многие темы затрагивают использование новых материалов для художественного изображения. Знакомство с разными видами изобразительного искусства и красотой окружающего мира помогает ребенку почувствовать выразительный характер природного материала, увидеть богатство его форм, фактур, красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы.
Параллельно идет знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети знакомятся с различными видами росписи, учатся видеть характерные отличия каждого вида росписи, определённую последовательность и способы нанесения элементов росписи.
В результате обучения учащиеся должны:
В результате систематического посещения кружка «Радуга», дети 5– 7 лет:
• должны иметь представление о народных промыслах, узнавать их (уральская, мезенская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргапольская глиняная игрушки, русская матрешка, изделия народов Южного Урала – камнерезное искусство, каслинское литье);
• должны уметь выделять элементы узора и составлять из них композицию;
• должны уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
• должны уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;
• передавать выразительные особенности в лепке;
• должны уметь последовательно вести работу;
• должны уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях;
• должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• должны уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.
• должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;
• должны уметь эстетично оформлять свою работу.
3. Богоявленская Д. Б., Петухова И. А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. — В кн. : Психологические исследования интеллектуальной деятельности — М., 1979 г. — С. 155 — 161
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1995 г.
6. Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
7. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
8. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
9. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
10. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
11. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
13. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
14. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
15. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
18. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Паншелеева Л. В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
19. Попова О. К., Каплан Н. Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
20. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
21. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
22. Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
23. Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
24. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
25. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
26. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
27. Дорожин Ю. Г. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
28. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
29. Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
30. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.
Публикация «Методика написания и требования к программам дополнительного образования» размещена в разделах
• П. 14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.
Структура программы :
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы
1. На титульном листе указываются:
-где, когда и кем утверждена программа;
— название программы, можно указать и направление;
-возраст детей, на которых рассчитана программа;
-срок реализации программы;
-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы;
-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
-год разработки программы.
2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков, сплошным текстом:
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.
Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.
Программа декоративно-прикладного творчества «Бусинка» художественной ориентации, направлена на возрождение народных промыслов, развитие интереса детей к народному творчеству и воспитании патриотизма.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает : — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.
Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)
Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.
Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.
Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.
Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. — образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.
Цель программы : формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.
— знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;
-изучение основ цветоведения и композиции;
-изучение основ конструирования из различных материалов.
-развитие образного мышления;
-развитие индивидуальности при решении творческих задач;
-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;
-воспитание волевых и трудовых качеств личности;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Отличительные особенности данной программы
Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.
№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.
№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются — композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.
Срок реализации программы 3 года.
Формы и режим занятий
1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа
Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.
Цель программы : обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;
В результате реализации программы учащиеся первого года обучения
-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;
-правила организации рабочего места;
-краткую историю декоративно-прикладного творчества;
-теоретические сведения об изученных технологиях.
-использовать в работе знания по технике безопасности;
-применять основы цветоведения на практике;
-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу
И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами
В результате реализации программы воспитанники первого года работы
Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)
№ Перечень разделов, тем Теория
итого итого итого
В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.
Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.
В содержании программы необходимо указать :
— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);
— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
— указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;
— при включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.
Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.
Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.
Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. —М. : Просвещение, 1991.—207 с.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.