общетрудовая подготовка поли-техн. и профориентац. характера учащихся общеобразоват. школ; базовый компонент последующего проф. обучения. Д. п. носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех осн. видов познават. и созидат. деятельности уч-ся. Её цель — способствовать формированию устойчивых ориентации на трудовой образ жизни, нравств.-психол. и в определённой мере практич. готовности к труду, воспитанию общей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных и психофизиол. качеств личности. Д. п. строится на основе принципов целостности, непрерывности и преемственности, соединения обучения с производительным трудом, идей политехнического образования, служит важным средством трудового воспитания.
В соответствии с возрастом, спецификой функциональных возможностей, психич. развития и социального статуса детей и подростков Д. п. должна иметь многоаспектную направленность, предполагающую воспитание трудолюбия, формирование потребности в труде, развитие значимых для трудовой деятельности психофизиол. функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физич., творческих и др.) и нек-рых специальных (матем., худож. и др.) способностей, формирование политехн. кругозора и нач. уровня проф. компетентности, накопление социального опыта в коллективном труде, воспитание культуры труда, нового экон. мышления, укрепление здоровья.
Многоаспектная направленность по-разному реализуется в тех или иных компонентах Д. п. на каждом из возрастных этапов. Так, в дошкольном детстве игра, общение и доступный ручной труд позволяют детям с ранних лет накапливать положит. трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий. На мл. ступени общеобразоват. школы важное значение для Д. п. имеют интеграция трудового обучения и занятий по изобразит, иск-ву, природоведению, проведение т. н. уроков творчества, проба сил в выполнении разл. видов техн., сел.-хоз. и обслуживающего труда; при этом трудовые задания распределяются в зависимости от возможностей, интересов и склонностей учащихся. На ср. ступени характерна дифференциация Д. п. по видам осваиваемых трудовых операций (напр., обработка металла, древесины, тканей, разл. природных материалов, кулинарные работы, выращивание растений и др.) в соответствии с желаниями и потребностями учащихся, возможностями школы и спецификой её производств. окружения. При этом освоение трудовых знаний, умений и навыков, воспитание и развитие учащихся должны выступать как единый процесс, отвечающий общей цели Д. п. На ст. ступени учащиеся имеют возможность свободного выбора интересующего их профиля обучения — гуманитарного, естеств.-науч., матем., худож., техн., сел.-хоз., экон. и т. п. Конкретное содержание трудовых знаний, умений и навыков, осваиваемых на допроф. уровне, в этом случае определяется так, чтобы они способствовали углублённому изучению избранных предметов и одновременно позволяли решать общие задачи Д. п. При выборе учащимися техн., сел.-хоз. и др. профиля Д. п., как правило, достигает уровня нач. подготовки по конкретной профессии.
Термин «Д. п.» (предпроф. подготовка) получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО и Междунар. конференции труда (1965) по проф.-тех. образованию и подготовке, согласно к-рым уровень трудового обучения в общеобразоват. школах определён как предпро-фессиональный. В сов. лит-ре этот термин употребляется сравнительно редко, т. к. сущность Д. п. обычно выражается терминами «трудовое обучение», «общетрудовая подготовка» и т. д. Спец. пед. разработка проблем Д. п. характерна для тех систем нар. образования, в к-рых на общеобразоват. школу не налагается задача обязат. овладения профессией всеми учащимися.
Лит.: Трудовое политех. обучение в ср. школе, под ред. К. А. Ивановича и Д. А. Эп-штейна, М., 1972; Атутов П. Р., Поляков В. А., Формировать у молодежи трудовой образ жизни, СП, 1989, N 3.
В. А. Поляков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
.
.
Система допрофессионального образования в России
“Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному”11 Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учебное посо-бие для студентов педагогических учебных заве-дений. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 13. .
Допрофессиональное образование имеет целью профессиональную ориентацию учащихся и начальную подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования
Основным институтом допрофессионального образования являются общеобразовательные школы, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.
По своим организационно-правовым формам школы могут быть государственными, муни-ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В России общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3—4 года); П ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2—3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.
Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.
“Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества и обеспечивает развитие личности учащегося, его способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения”11 Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. — М.: Школа-пресс, 2000. С. 13.
Введение на этом этапе обучения элементов допрофессиональной подготовки — дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 — % учебного времени), факультативных курсов, системы внешкольных занятий — направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся.
Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Наиболее широко в преподавании факультативных и обязательных курсов по выбору учащихся используются авторские учебные программы. Авторские учебные программы могут содержать собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения педагогов относительно изучаемых явлений и процессов. Содержание предмета может излагаться в иной логической последовательности, чем при использовании типовых учебных программ, которые чаще всего применяются при изучении обязательных предметов.
Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Наряду с этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося.
Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная сдельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.).
Трудовая подготовка (Учебно-производственные курсы) строится с учетом выбранного учащимися профиля обучения. У ПК является основным видом допрофессионального обучения. Учащийся выбирает специальность УПК и получает первоначальные знания и навыки в выбранной специальности.
Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой.
Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Это курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Введение допрофессионального обучения в России практикуется сначала в основной школе, впоследствии — в средней школе. Вводятся дополнительные предметы по выбору учащихся, факультативные курсы, системы внешкольных занятий, профили обучения (гуманитарный, физико-математический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.).
Допрофессиональное образование в России строится с учетом выбранного учащимися профиля обучения. Учебно-производственные курсы являются основным видом допрофессионального обучения. Учащийся выбирает специальность УПК и получает первоначальные знания и навыки в выбранной специальности. Учащиеся могут получать интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой — и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи.
Областное государственное автономное учреждение
«Губернаторский Светленский лицей»
Программа: «Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике» для 5-9 классов.
Автор Тюнева С. В.
Пояснительная записка к курсу «Занимательная математика» 5-6 класс.
Основу программы составляют инновационные технологии :личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии
При отборе содержания программы использованы общие дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности учета индивидуальных способностей
1)Привитие интереса к математике.
2)Углубление и расширение знаний обучающихся.
3)Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся и их творческого кругозора.
4) Научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы
1) Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения математики.
2)Повышение интереса обучающихся к математике, развитие логического мышления.
Программа содержит традиционные темы занимательной математики : арифметику, комбинаторику ,логику
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся . В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участие в конкурсах .
Небольшие сообщения, подготовленные самостоятельно с привлечением «Интернет-ресурсов» воспитывают в детях сопричастность к великим математическим открытиям -это их первый шаг в науку.
В процессе занятий историю становления математической науки, имена великих математиков, их вклад в развитие математической культуры, что вызывает дополнительный интерес к изучению предмета желание изучать его.
По окончанию обучения обучающиеся должны
*нестандартные методы решения различных математических задач;
*логические приемы, применяемые при решении задач.
*применять нестандартные методы при решении программных задач;
*систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад, ребусов;
*Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку и интуицию.
Содержание программы 5 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы 6 класса . Всего 34 ч в год,1 час в неделю
Пояснительная записка к курсу «Математическая мозаика» 7-8 класс.
В основу составления программы положены следующие принципы:
Основной целью является развитие и закрепление интереса к математике.
1. Подготовка к олимпиадам.
2. Формирование логического мышления по средствам решения задач.
3. Воспитание настойчивости инициативности.
Обучаемые приобретают и совершенствуют опыт :
* решение разнообразных классов задач, требующих поиска путей и способов решения;
* проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование ;
* ясного точного, грамотного изложение своих мыслей в устной и письменной речи;
* поиски систематизации, анализа и классификации информации, использование различных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь :
* логически обосновывать суждения ,выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
* использовать различные языки математики: словестный, символический, графический;
*свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать :
*широту применения математической теории на практике;
*проводить проверку найденных результатов;
* смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности. При достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появляется прогресс в подготовке обучающихся к олимпиадам.
Содержание программы 7 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание программы 8 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
Пояснительная записка к курсу «За страницами учебника математики» 9 класс.
Общеизвестно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных факторов их математического и личностного развития.
Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, примыкающих к основному курсу, и углубление его через включение более сложных задач, исторических сведений, материалов занимательного характера.
В программу включены темы, на которых можно успешно подготовить обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня.
В результате обучения по программе обучающиеся должны
Содержание программы 9 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
Литература: И. С. Петраков «Математические кружки» издательство « Просвещение», Москва1999г
Е. Е. Змеева, И. Э. Гриншпон «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Томск 2006г
Н. В. Заболотнева « Олимпиадные задачи по математике». Издательство «Учитель», Волгоград 2006г
В. А. Гусев «Математическая разминка» Москва «Просвещение» 2005г
Курт Смит «Задачи на математическую логику» Москва Астрель 2009г
И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку» Москва «Просвещение» 2006г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
От 13.02.2012 г. № 9
« Об организации работы с одаренными детьми »
В связи с низкими результатами участия детей в районном этапе Всероссийской олимпиады и на основании приказа № 29 от 08.02.2012 г. У ОАР
Директор школы _____________ М. Г. Пономарева
Приложение 1 к приказу № 9 от 13.02.2012
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
подготовки учащихся к олимпиадам
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
5. Работаем руками.
И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Приложение 2 к приказу № 9 от 13.02.2012
Список одаренных детей
Приложение 3 к приказу № 9 от 13.02.2012
Список педагогов, курирующих предметно-одаренных детей
А. О. Аучинина
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, анализируется опыт работы педагогического класса и динамика поступления его выпускников на педагогические специальности.
Перестройка системы образования в стране требует коренного изменения в подготовке педагогических кадров. Важным направлением в этой деятельности является профориентация школьников на педагогические профессии, которая реализуется на довузовском этапе педагогического образования.
Решающее значение школьного этапа становления педагога заключается не только в мотивации профессионального выбора, но и в полноценном формировании у него умений, включающих в себя базовые и специальные знания, ценностные ориентации, мировоззренческие установки, коммуникативные умения и навыки, -то есть все то, что в перспективе и определяет ядро профессиональной педагогической деятельности.
Современные тенденции допрофессионально-го педагогического обучения школьников связаны с особенностями исторического опыта подготовки учащихся к педагогической деятельности. Во-первых, пропедевтическая педагогическая подготовка школьников в России имеет давние традиции, которые необходимо изучать и использовать. Ее основоположником можно считать К. Д. Ушинского, разработавшего принципы, содержание и в какой-то степени методику ее организации. Во-вторых, в различные периоды пропедевтическая педагогическая подготовка школьников сочеталась с профессиональной. В-треть-их, в последние годы наблюдается повышение интереса к педагогической профориентации молодежи, в силу чего ею занимаются многие социальные институты: школа, учреждения допол-
нительного образования, вузы, общественные и частные организации. В-четвертых, многообразие форм, различные подходы, неоднозначное понимание задач создают трудности как в теоретической разработке проблемы, так и в практическом ее разрешении.
— процесс педагогизации общественных отношений является одним из актуальных социальных процессов;
— психолого-педагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, жизненно полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни;
— педагогическое просвещение и профориентация актуализируют все процессы, идущие в школе, особенно — гуманизацию отношений и саморазвитие, самопознание и самореализацию личности;
— подготовка педагогов высокой квалификации осуществляется не только профессиональными учебными заведениями, но и начинается в период школьного ученичества.
Основываясь на данных идеях, допрофессиональная педагогическая подготовка осуществляется в специально организованных педагогических классах при образовательных учреждениях. Педагогический класс представляет собой относительно локализованную организационную форму целевой интенсивной ориентации школьников на профессию педагога, то есть форму организации целостного образовательного процесса. В педагогическом классе создаются условия, способствующие профессиональному самоопределению, формированию позитивного отношения к педагогической профессии, осознанию правильности выбора профессии, направленности интересов, проявлению социальной активности, овладению некоторыми элементами практической педагогической деятельности.
— избирательный принцип комплектования состава учащихся;
— профилирование обучения за счет включения в учебный план психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных спецкурсов;
— обеспечение деятельного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий;
— наличие отлаженной структуры взаимодействия педклассов с учреждениями образования.
К началу 90-х гг. X X в. количество педагогических классов в России достигло более 500. В
А. О. Лучинина. Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников
Таким образом, наиболее предпочтительным и оптимальным в организации допрофессиональной педагогической подготовки является межшкольный принцип, позволяющий в процессе комплектования состава учащихся педкласса вести достаточно жесткий отбор старшеклассников, имеющих не только задатки и склонности, но и явно выраженный интерес к педагогической работе. Так, в Межшкольном учебном комбинате № 3 города Кирова (МУК № 3) по результатам проведенной нами профдиагностики в 2006-2007 гг. среди 380 учащихся из 10 школ 13% имеют склонности и интерес к обучению на педагогическом профиле среди 22 профилей, реализуемых комбинатом.
Основная задача педагогического класса МУК № 3 — профессионально-педагогическая ориентация учащихся, формирование их педагогической направленности, развитие интереса и склонностей к работе педагога, выработка элементарных педагогических навыков и, следовательно, оказание помощи в сознательном выборе пути дальнейшего обучения в педагогических учебных заведениях.
Педагогический класс в рамках организации допрофессиональной подготовки реализует профиль «Образование», который включает два этапа: предпрофильную подготовку (9-й класс) и профильное обучение (10-11-е классы).
Профиль «Образование» в МУК № 3 учащиеся выбирают самостоятельно. Вот как они объясняют свой выбор:
«Я выбрала этот профиль, так как он учит правильному общению и поведению с ребенком. Все это мне необходимо на будущее. Этот профиль подготовит меня к будущему материнству. Также я пойму, хочу ли я действительно работать педагогом». Екатерина С., школа № 7, 9-й класс.
«Учителя — люди разные, каждый знает свой предмет, свое место. Но меня не устраивает, как современные учителя обращаются с учениками. Я хочу выучиться на педагога, чтобы нести ученикам радость, чтобы они увидели, что учителя бывают не только плохими, но и хорошими. Хочу научиться правильно общаться с детьми, правильно доносить до них школьный материал». Надежда К., школа № 7, 9-й класс.
«Педагог — талантливый человек, интеллектуально и духовно развитый, который умеет правильно воспитывать детей, любит их и не только учит, но и развивает. Я выбрала эту профессию, так как она одна из важнейших профессий, необходимая обществу». Регина Ц., школа № 30, 9а класс.
«Я выбрал профиль «Образование», чтобы в будущем воспитать хорошего ребенка, уметь ухаживать за ним. Этот профиль связан с общением, а я не могу жить без общения». Станислав К., школа № 21, 9е класс.
«Я хочу знать про ребенка все от самого рождения: как он развивается, как растет, какие изменения с ним происходят. И все это я могу узнать только здесь, на профиле «Образование»». Екатерина С., школа № 7, 9-й класс.
Сам факт выбора учащимся профиля обучения является относительно новым явлением организации воспитательно-образовательного процесса в средней школе. Очевидно, что такой выбор не может быть случайным или спонтанным, а должен быть осознанным, чему способствует организация предпрофильной подготовки в основной школе, которая включает как информационную поддержку выбора возможного профиля, так и предоставление возможности выполнить серию различных профессионально-техно-логических проб.
Основой системы предпрофильной подготовки является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Это приводит к формированию универсальных учебно-практических компетенций: способность к исследованию, способность к коммуникации и организации взаимодействия, способность к умению принимать решения и осуществлять их, способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
Цели предпрофильной подготовки в педагогическом классе: помощь старшеклассникам в осуществлении ими осознанного, взвешенного самостоятельного выбора профиля обучения в полной средней школе, исходя из собственных желаний, возможностей, склонностей и потребностей предстоящего профессионального выбора, а также предоставление возможности выполнить серию различных профессионально-технологических проб в педагогической деятельности.
Реализации данных целей способствуют три компонента предпрофильной подготовки: элективные курсы (курсы по выбору) предпрофильной подготовки, информационная и профориен-тационная работа.
На педагогическом профиле реализуется четыре элективных курса: «Ступени развития детей от 0 до 7 лет», «Игровая деятельность дошкольника», «Прикладное творчество», «Навстречу детям». Эти курсы являются ознакомительными и краткосрочными: по 17 часов каждый курс. Учащиеся на элективных курсах получают первоначальные психолого-педагогические знания, знакомятся с видами и особенностями декоративно-прикладного творчества, приобретают практические навыки педагогической деятельности в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения. На элективных курсах используются активные формы обучения: анализ ситуаций, деловые игры, дискуссии. Таким образом, в предпрофильном обучении создаются условия для формирования мотивации к получению выбранной профессии и успешной реализации профессиональных способностей.
Информационная работа в 9-м классе включает знакомство с учебными заведениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема через такие формы работы, как экскурсии, анализ информационной «образовательной карты» района, города.
Профильная ориентация направлена на оказание помощи учащимся в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы посредством проб, психолого-педагогической диагностики, консультирования.
По окончании предпрофильной подготовки в 2007 г. 50% учащихся продолжили обучение на профиле «Образование» в 10-11-м классе, 15% поступили в колледж ВятГГУ на педагогические специальности, что подчеркивает эффективность и значимость предпрофильного обучения в педагогическом классе.
Профильное обучение в 10-11-х классах направлено на освоение психолого-педагогических знаний, воспитательной деятельности учителя,
основ дидактики и практической педагогической деятельности, включающей опыт вожатской работы и работы в качестве помощника учителя начальных классов. Особое место в профильном обучении отводится организации самостоятельной практической педагогической деятельности школьников, где в постоянном тесном общении с детьми у учащихся формируются определенные навыки, необходимые в работе будущего педагога. Из этого следует, что преподавание в педагогическом классе строится в ином плане, нежели в вузе или в школе, акцентируя внимание не столько на приобретение определенной суммы знаний, сколько на возбуждение устойчивого интереса и выработку элементарных педагогических умений и навыков.
Все это служит основой для формирования статуса педкласса как особой организационной формы подготовки педагогических кадров, причем формы достаточно эффективной: в настоящее время на различные педагогические специальности ВятГГУ поступают многие выпускники педкласса.
Динамика поступления на педагогические специальности выпускников педкласса МУК № 3
окончивших педкласс поступивших на педагогические специальности
Таким образом, можно выделить некоторые особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников:
1) допрофессиональная педагогическая подготовка осуществляется в специально организованных педагогических классах при образовательных учреждениях;
2) основной принцип работы с педклассом -сочетание теоретических, практических занятий и педагогической практики;
3) основой педагогической практики является постепенно усложняющаяся практическая деятельность, включающая в себя опыт вожатской работы, работы в качестве помощника учителя начальных классов и воспитателя в детском саду.
Такая организация обучения, по нашему мнению, способствует формированию педагогических умений и навыков и осознанному выбору профессии педагога.
О. С. Клепацкая. Цирк Марка Шагала на фоне русского авангарда
4. Балакирева, Э. В. Указ. соч. С. 46.
Статья посвящена теме цирка в творчестве Марка Шагала, которая рассматривается в контексте развития русской художественной культуры первой трети XX в.
Чем обусловлен столь горячий интерес художников к цирковой образности? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к характеристике мировоззренческих и эстетических оснований авангарда. Если согласиться с мнением, что авангард — это наиболее полное осуществление ментального мира, то тема цирка олицетворяет собой «знак жизни», являясь связующей нитью между искусством и реальностью, где в качестве реальности выступает активный художественный процесс, то есть само искусство. Данный эстетический посыл важен для понимания стимулов обращения художников к яркому и многогранному миру цирка. Одна из причин связана со стремлением погрузиться в свой внутренний мир, отделиться от внешних социальных проблем. « Вещь» выступает в данном случае опорой для воображения, необходимым заместителем реаль-
ности. Она конкретна и, в то же время, имеет опосредованное отношение к реальности, потому что в первую очередь принадлежит искусству праздника, олицетворением которого выступает культура цирка.
«Вещный» (предметный) мир цирка наглядно предстает в творчестве одного из ярких представителей русского авангарда Марка Шагала (1887-1985). Цирковые акробаты, клоуны, эквилибристы, музыканты, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. В своем программном цикле «Большой Цирк» художник раскрывает мир цирка как праздник, бытие которого и есть настоящая жизнь. Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Вверху — ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже — влюбленные, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр — мир, где все фантастично и реально одновременно. Почти спустя столетие подобную сказочность в сочетании с жизненной правдивостью в своих картинах воспроизведет последователь Шагала в плане отражения в живописи цирковой темы 3. Церетели.
Л. Бакст и М. Добужинский, А. Матисс, В. Фаворский и Н. Рерих в той или иной степени испытали на себе влияние времени, в котором скрестились экспрессионистский гиперболизм и графика кубизма, супрематические изломы пространства, буйство цвета фовизма, образная многозначность символизма. Всех этих художников, в определенном смысле, можно назвать учителями Марка Шагала. Все они, так или иначе, привнесли в индивидуальную систему мастера те эс-тетико-стилевые элементы, которые предопределили выбор композиционных, колористических принципов и образного строя шагаловских работ. Однако при всем плюрализме эстетической среды, формировавшей профессионализм художника в 1910-е гг., его стиль не вписывается ни в одну из сложившихся систем. Шагал уникален и