Ирина Щепетинникова Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная с выбора темы (примерное методическое сопровождение по обобщению опыта, разъяснение по структуре, объему содержания, трансляции); статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ирина Александровна Голубева Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Татьяна Рожина Формулирование рекомендаций при аттестации
(обмен информации с коллегами)
Рекомендации должны быть направлены на практическую профессиональную деятельность работника.
Они должны быть сугубо индивидуальными, конкретными и учитывать специфику, особенности и направление профессиональной деятельности аттестующегося работника.
Они должны носить развивающий стратегический характер и служить одним из оснований проектирования деятельности в последующий межаттестационный период.
Областное государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Остров детства»
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА — УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ
Воспитатель Е. Г. Усынина
Р.п. Базарный Сызган
Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.
Основой становления культуры педагога выступает его общая культура. Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.
Профессиональная культура — это определённая степень овладения человеком приёмами и способами решения профессиональных задач.
Педагогическая культура — это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения.
Культура педагога является важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Культура педагога выполняет ряд функций, включающих:
передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
формирование эстетического отношения к действительности;
укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическая культура предполагает наличие:
педагогической направленности в личности педагога, отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога, т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога, т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;
умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога, т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;
педагогического мастерства педагога, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога.
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия преподавателя на обучающихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.
Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы.
В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-творческих понятий: знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.
Имидж – внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определённое впечатление, мнение, отношение других; совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определённые реакции по отношению к нему.
Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.
К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.
К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности с детьми. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура педагога — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.
Методические рекомендации для учителя по проектированию урока по критериям оценки эффективности обобщённого урока в соответствии с ФГОС
Блок 1. Целеполагание
1.1. Определение планируемого результата
1) определить место урока в теме (согласно рабочей программе), связь с предыдущим и последующими уроками;
2) определить цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи;
3) определить планируемые результаты (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок, разработать стратегию (способы) их достижения, соотнеся с программным материалом:
— конкретизировать предметный результат урока (формулирование содержательной цели урока с использованием формулировок «Выпускник научится» и (или) с использованием глаголов по уровням таксономии Б. Блума);
— определить метапредметный результат (для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания по уровням образования, указать УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбрать соответствующие формулировки метапредметного результата, которые планируется формировать на уроке;
— определить личностные УУД, на формирование которых будет работать урок.
* Метапредметный результат необходимо соотнести с этапами урока (на каких этапах урока, формируется то или иное УУД; соответствие заявленных УУД в целевом разделе ТКУ по этапам урока). Важно соответствие деятельности ученика указанной УУД и способов их оценивания.
1.2. Постановка цели на уроке
1) на этапе проектирования урока:
— определить цели для ученика и продумать условия, при которых будут ими определены (через: организацию проблемной ситуации; организацию пробного учебного действия, с фиксацией затруднений, выявления места и причины затруднения; вовлечение учащихся в обсуждение цели урока, с фиксацией предложенных идей и формулировку совместной цели урока; через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций и др.);
— продумать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на её выполнение, рациональность и целесообразность затраченного времени на постановку цели;
— подобрать приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание с учетом возраста и особенностей класса;
— продумать индикаторы, с помощью которых можно проверить уровень и качество достижения цели учащимися;
— продумать способ фиксации предложенных идей учащимися и формулировки совместной цели урока;
— продумать возможные сценарии развития урока на случай расхождения предполагаемой цели, с целью, сформулированной совместно с учащимися;
2) на этапе проведения урока:
— создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока);
— организовать деятельность по приему целей учащимися (уточнение понимания учащимися целей урока и определение шагов по её достижению).
* Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. Важно рационально и эффективно распределить время на постановку цели урока без ущерба для других этапов урока.
1.3. Мотивация учащихся
1) определить значимость изучаемого материала, который учащиеся освоят на уроке;
2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»);
3) продумать и подобрать формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (например, через совместное формулирование цели урока; актуализацию субъективного опыта учащихся; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; создание проблемной ситуации с фиксацией затруднений; создание ситуации удивления; нестандартный вход в урок; отсроченная тема, тема-вопрос и др.);
4) организовать ситуацию на уроке для актуализации субъектного опыта учащихся и соответствующих мыслительных операций, и познавательных процессов;
5) создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика;
6) поддерживать интерес к теме, учебной деятельности, к достижению результата на протяжении всего урока.
* Необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего урока, не допускать условий, негативно влияющих на мотивацию учащихся. Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлекательности внимания.
Блок 2. Технологизация
2.1. Структура урока
1) определить типологию, тип урока (опираясь на типологию деятельностной направленности), исходя из места урока в теме и его цели;
2) определить структуру урока в соответствии с его типом (учитываем цель, задачи, показатели достижения результатов по каждому этапу урока);
3) распределить дозировку, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока;
4) определить цели и задачи на каждый этап урока (при необходимости);
5) продумать логические переходы между этапами урока их последовательность, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
* При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков, соответствующих требованиям ФГОС, деятельностной направленности. В случае нарушения этапов уроков, при самоанализе необходимо аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа.
2.2. Содержание учебного материала
1) подобрать содержание учебного материала в соответствии с требованиями программы, целью (задачами), выбранного типа урока, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей, с учётом работы по формированию указанных УУД в целевом разделе ТКУ;
2) оптимально распределить объем содержания учебного материала для каждого этапа урока в соответствии с учетом специфики этих этапов, запланированным результатом;
3) подобрать дополнительную информацию, отличающуюся от материалов учебника;
4) подобрать задания для разных категорий, обучающихся согласно их возможностям (предусмотреть задания для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие имеются в составе класса);
5) определить, позволит ли выстроенная структура подачи учебного материала успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания.
* Необходимо подобрать проблемное, целесообразное содержание практической направленности, соответствующее особенностям класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока оптимального объема для достижения планируемого результата по формированию указанных УУД.
2.3. Формы, приемы, методы обучения
1) подобрать и распределить используемые формы, приемы, методы по этапам урока, с учетом их целесообразности, временных затрат и соответствия с запланированным результатом, формируемым видам деятельности;
2) продумать сочетание различных форм работы (групповая, индивидуальная, фронтальная, парная);
3) продумать «изюминку» урока;
4) использовать разные приемы, методы, чтобы вызывать у учащихся интерес и желание работать в течение всего урока;
5) организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке.
* Необходимо отобрать формы, приёмы, методы обучения, адекватные поставленным целям урока и единице содержания, основанные на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивающие деятельностный характер обучения, формирование запланированных УУД.
2.4. Применение современных образовательных технологий
1) проанализировать многообразие педагогических технологий для выбора наиболее подходящих данным условиям;
2) подобрать СОТ (либо комплекс технологий), направленную на достижение цели и планируемых результатов;
3) учесть правила и особенности выбранной технологии;
4) в случае использования комплекса технологий, необходимо подобрать различные приемы методы из разных технологий, с учётом возраста и уровня подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета;
* Важно подобрать педагогическую технологию, нацеленную на развитие УУД на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии, в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного материала.
Блок 3. Познавательная деятельность учащихся
3.1. Учебная деятельность учащихся
1) спланировать учебную деятельность учащихся на каждом этапе урока в соответствии с его целью и планируемыми результатами;
2) продумать целенаправленное чередование видов учебной деятельности учащихся на уроке (соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности);
3) организовать деятельность учащихся по достижению планируемого результата (разнообразную по содержанию и форме, выбрав оптимальный для учащихся темп урока, подобрав широкий спектр заданий развивающего характера);
4) продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности (при необходимости);
5) обеспечить и поддерживать дисциплину в течение урока.
* Необходимо продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности, разные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные (работа в парах) и (или) групповые.
3.2. Самостоятельная работа учащихся
1) оптимально подобрать объем и формы самостоятельной (индивидуальной/групповой) работы учащихся, в соответствии с целью, планируемыми результатами;
2) разработать (подобрать) учебно-методические материалы для самостоятельной работы учащихся;
3) продумать дифференциацию заданий для учащихся более подготовленных, слабоуспевающих и лиц с ОВЗ;
4) разработать критерии оценивания задания и ознакомить с ними учащихся или сформулировать их совместно с учащимися;
5) организовать активную самостоятельную работу учащихся адекватную формируемым УУД, компетенциям с использованием практико-ориентированных, компетентностно-ориентированных заданий, ситуативных задач (широкий спектр заданий развивающего характера);
6) организовать контроль и оценку выполнения самостоятельной работы учащихся с оказанием своевременной помощи.
* Необходимо в ходе урока организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся соответствующую формируемым УУД (организовать оптимальный для учащихся темп урока, разнообразную по содержанию и форме учебную деятельность, способствующую сознательности и активности, учащихся на уроке).
3.3. Домашнее задание
1) определить цель и объем домашнего задания, соотнести его с планируемыми образовательными результатами урока;
2) продумать разноуровневые задания, обеспечивающие дифференциацию домашнего задания с учетом специфики, уровня и особенностей класса (предоставляя право выбора уровня выполнения заданий в соответствии с интересами и возможностями и притязаниями каждого учащегося);
3) провести инструктаж по выполнению домашнего задания, с указанием трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся;
4) познакомить учащихся с критериями оценивания домашнего задания;
5) проследить, чтобы учащиеся зафиксировали в дневнике домашнее задание (по окончанию урока необходимо прописать домашнее задание в электронном дневнике).
* В случае, если домашнее задание не предусматривалось по программе, по типу урока и др. Вам необходимо аргументированно обосновать его отсутствие при анализе урока. Объём домашнего задания должен быть оптимальным, соответствовать содержанию, учебной деятельности, проводимой на уроке.
Блок 4. Результативность урока
1) подобрать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить степень достижения планируемого результата (КОЗ и КОТЗ, оценочные листы);
2) продумать сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся;
3) распределить оценочные действия по этапам урока (соответствие методов обучения и процедур оценивания), подобрав способы контроля и оценивания по заявленным аспектам УУД);
4) оценить степень достижения планируемых результатов с помощью разработанных средств (оценочных заданий) или подобранных средств контроля, контрольно-измерительных материалов.
* Важно с помощью подобранных или разработанных средств (оценочных заданий) оценить планируемый результат.
1) продумать формы проведения рефлексии, на конкретных этапах урока;
2) эффективно подобрать приемы и способы рефлексии в соответствии с задачами конкретного этапа урока;
3) спланировать работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне достижения планируемых результатов каждым обучающимся;
4) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке (чтобы каждому ученику было очевидно, чему научился и над чем предстоит поработать).
* Важно научить учащихся соотносить цель и результаты своей учебной деятельности с фиксацией ее достижения, что получилось, что нет и почему. Создать условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.
4.3. Результат урока
Соотнести конечный результат урока с:
— целью урока;
— планируемыми результатами;
— количеством учащихся, достигнувших планируемый результат.
* Важно, чтоб каждый учащийся мог соотнести результат своей работы с поставленной целью. Какой результат получили в конце урока, соотносится ли он с целью, планируемыми результатами, и сколькими учащимися достигнут планируемый результат.
Публикация «Формулирование рекомендаций при аттестации» размещена в разделах
Рекомендации образовательного учреждения должны задавать направление профессионального развития педагога в рамках данного образовательного учреждения. Саморекомендации и рекомендации ОУ должны носить взаимодополняемый характер.
Рекомендации экспертов должны носить прогностический характер и задавать педагогу ориентиры для развития, например:
• Разработать диагностический инструментарий для исследования причин и факторов, влияющих на результативность практической подготовки учащихся.
• Обобщить опыт реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях и представить педагогической общественности Свердловской области.
• Разработать инструментарий мониторинга по направлению деятельности.
• Апробировать предлагаемые аттестующимся направления работы и представить результаты, свидетельствующие о положительной динамике на последующую аттестацию.
• Разработать и внедрить систему мониторинга развития обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида.
• Сформировать систему критериев, показателей, обеспечивающих результат деятельности руководителей школьных музеев и представить результаты реализации этой системы профессиональному сообществу.
• Скорректировать показатели эффективности методической работы с педагогами в соответствии с приоритетами национальных проектов в сфере образования.
• Организовать работу по анализу соответствующих моделей заданий в стране, области и лицее для оценивания качества образования и выбрать соответствующие ценностным ориентациям образовательной политики ОУ.
• Определить систему качественных показателей эффективной профилактической среды ОУ.
• Продолжить работу по развитию социального партнерства через участие в областных, федеральных проектах и программах социокультурной направленности.
По содержанию рекомендации экспертов можно разделить на три группы.
Первая группа рекомендаций связана с обобщением опыта и публикацией материалов о своих достижениях.
У преподавателей эксперты связывают деятельность с разработкой и положительными результатами апробации программ элективных курсов, рабочих программ по реализации ФГОС, деятельностью по развитию критического мышления, использованием новых педагогических технологий, обеспечивающих успешность обучающихся при освоении учебных дисциплин.
Предлагаются: обобщение опыта в виде мастер-классов для педагогического сообщества; выступление на областных педагогических чтениях; разработка методических рекомендаций по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий; разработка пособия для учащихся и педагогов при решении нестандартных задач по различным темам математики и др.
Педагогам-психологам предлагается обобщение опыта в виде участия в психологических конференциях, распространении опыта среди педагогов-психологов региона, мастер-классов, разработка методических рекомендаций и др.
Вторая группа связана с рекомендациями продолжить работу по определенному направлению
Чаще всего это касается реализации тех педагогических проектов, которые были начаты в межаттестационный период, давали положительные результаты, но требовали продолжения, уточнения, корректировки, обобщения и описания результатов.
Преподавателям математики эксперты дают рекомендации, связанные с продолжением работы по выявлению факторов, влияющих на успешность изучения математики обучающимися, а также отработкой системы оценивания результата математического образования.
Для педагогов общественнонаучных дисциплин такими рекомендациями стали разработка учебно-методического комплекта к авторской учебной программе, дальнейшее освоение мониторинга как метода и системы оценки качества исторического образования и др.
Аттестующимся преподавателям естественнонаучных дисциплин эксперты формулируют рекомендации, связанные с написанием методических рекомендаций на определенную тему, разработкой методической базы для оценки уровня учебных достижений, разработкой дидактических материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету, корректировкой рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Педагогам-психологам в качестве основных рекомендуемых направлений деятельности эксперты выделают разработку различного рода программ
(внедрение гендерного подхода во внеклассную работу, развитие культуры толерантности, профессиональное самоопределение, программы по этикету и др., развитие системы мониторинга, разработка системы психологического сопровождения воспитательной работы.
Третья группа рекомендаций связана с корректировкой видов деятельности:
• Провести корректировку критериально-оценочной системы в соответствии с требованиями ФГОС.
• Доработать диагностический инструментарий по изучению коммуникативных способностей обучающихся.
• Усовершенствовать критериально-оценочную систему эффективности внедрения новых технологий и др.
Рекомендации педагогам могут касаться систематизации, углубления, расширения, доработки отдельных элементов представленной системы работы (разработка инструментария мониторинга; реализация комплексного подхода к работе с особыми категориями детей; апробация предлагаемых направлений работы и представление результатов, свидетельствующих о положительной динамике на последующую аттестацию) и др.
Следует избегать рекомендаций абстрактного, «размытого», декларативного некорректного характера.
• Продолжить работу воспитательно-образовательной программы «Школа юного экскурсовода».
• Развитие электронной версии журнала.
• Организация работы по внедрению педагогического мониторинга.
• Принять участие в разработке компьютерных образовательных ресурсов,
• Выйти на уровень базовой площадки.
• Аттестоваться на первую кв. категорию.
• Выступить на педагогических чтениях.
• Подготовить и издать для работы методическое пособие.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогический опыт, обобщение опыта, передовой опыт, актуальная тема, структура опыта, содержание опыта, результат работы.
Современное дошкольное образование предусматривает развитие и вариативность. Задача дошкольной образовательной организации – трансляция лучшего педагогического опыта.
Каждому педагогу важно уметь грамотно представить результат своей работы. Этому мы учимся на протяжении всей профессиональной деятельности.
Добиться в работе положительного высокого результата можно разными прогрессивными способами. Мастерство заключается в том, чтобы найти новые, интересные формы и методы педагогической деятельности.
Какой же опыт является передовым? Только тот опыт, который имеет идею, является примером для совершенствования своей педагогической деятельности.
Алгоритм обобщения педагогического опыта работы:
1. Процесс обобщения опыта работы начинается с самообразования.
Самообразование педагога – неотъемлемая часть его саморазвития и совершенствования педагогических компетенций.
Если тема самообразования плавно перерастает в опыт работы, то впоследствии такой опыт можно успешно обобщить.
2. Выбор темы для обобщения опыта.
Тема опыта должна отражать краткое содержание работы.
При выборе темы необходимо учитывать:
Таким образом, оформление темы может быть представлено следующим образом:
Цель/результат–› Категория детей –› Средство достижения цели/результата.
(Или: Средство достижения цели/результата –› Цель/результат –› Категория детей)
3. Составление структуры написания опыта.
Когда накоплен достаточный материал по выбранной теме, он анализируется педагогом, а затем подлежит описанию. Из собранной информации выбирается главное и второстепенное, готовится теоретическое обоснование опыта.
Структура опыта работы:
• Условия возникновения опыта.
К условиям возникновения опыта можно отнести: изучение методической литературы, КПК (курсы повышения квалификации, опыт других педагогов, инновационную деятельность, результаты педагогической диагностики.
• Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с основными принципами ФГОС ДО, педагог создает необходимые условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей, способностей, интересов, творческого потенциала. На этапе завершения дошкольного детства важными являются целевые ориентиры. Профессиональная деятельность педагога основана на реализации ФГОС ДО.
Для того, чтобы представить актуальность темы, ее следует проанализировать.
• Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта уже заложена в формулировке темы, она следует теме, а опыт раскрывает ведущую педагогическую идею.
• Теоретическая база опыта.
Указываются теории, законы, закономерности, положения, реализуемые в педагогической деятельности.
• Новизна опыта.
Отразить, что нового сделано по данной теме, указать отличительные особенности разработки, показать соотношение теории и личного практического опыта.
• Технология опыта.
соответствие содержания опыта целям и задачам,
формы и методы образовательной работы, их усовершенствование для оптимальной результативности,
организацию образовательного процесса,
способы включения воспитанников в разные виды деятельности,
связь полученных результатов с поставленными целями и задачами, способами деятельности участников образовательного процесса.
Результаты работы по выбранной теме, критерии достижения цели, количественные и качественные изменения педагогического процесса, диагностика, с помощью которой проводилось исследование проблемы.
• Адресная направленность.
Область применения опыта, рекомендации адресного применения.
Материалы, раскрывающие технологию применения опыта; копилка практических идей: конспекты, технологические карты, перспективные планы, сценарии, фотоальбомы, картотеки/подборки и др.
4. Определение объема опыта работы.
Рекомендуемый объем по теме опыта – 10-15 листов (20-30 стр., без приложений. Более подробно представляются практические педагогические находки, апробированные педагогом, а не теоретические основы.
Стиль написания опыта работы должен иметь привлекательность и оригинальность изложения, а педагог — заинтересовать рекомендуемым опытом. Это достигается с помощью ярких примеров, конкретной методики, полученных результатов.
5. Трансляция/демонстрация опыта работы.
• Презентация опыта на разных уровнях (педагогических советах в ДОО, городских, региональных педагогических и методических мероприятиях, конференциях, семинарах, публикации в журналах.
• Участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, Всероссийских.
• Распространение ППО, доступность для разных заинтересованных категорий, в т. ч. родителей,
через блоги образовательных порталов в Интернет-сети.
• Вопросы для педагогов
1. С чего начинается обобщение опыта работы?
2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?
3. Какова структура написания опыта работы?
4. Каким должен быть объем вашего опыта работы?
5. Что делать с опытом вашей работы после обобщения?
• Практические задания
• Отметьте правильно сформулированную тему опыта:
1. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.
3. Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.
• Определите структуру опыта в правильном порядке:
Условия возникновения и становления опыта
Статья составлена на основе материалов журнала «Старший воспитатель»
№ 11/2019 г.
Публикация «Как составить методические рекомендации, Информация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают :
сведения об авторе (авторах);
список рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
фамилия, имя, отчество автора;
название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах) : Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию :
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций ( здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др., сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей ( например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т. п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия, кадровому обеспечению (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.