Что такое образовательная программа
Это вообще один документ или несколько? Что должно быть в программе?
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Из этой статьи вы узнаете:
Образовательная программа — это, с одной стороны, фактическое содержание учебного курса, а с другой — документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения.
Всё, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования (ДПО), регулирует Федеральный закон «Об образовании в РФ».
В законе приведено такое определение, которое к тому же объясняет, что именно входит в образовательные программы:
«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Получается, что образовательная программа описывает, сколько длится обучение (обычно в академических часах), какие предметы, курсы или дисциплины преподаются и сколько часов уделяется тому или иному содержательному компоненту обучения, какие материалы используются для обучения, в каких формах и когда проходит аттестация. Причём всё это описание может содержаться даже не в одном, а в нескольких разных документах.
Есть ещё определение образовательной программы из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Там образовательная программа описана как единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определённого периода времени. Общей характеристикой образовательной программы является то, что, по достижении целей обучения или после выполнения образовательных задач, выдается документ, подтверждающий успешное её завершение.
Для каждого уровня образования — от детского сада до профессиональной переподготовки — существуют свои разновидности образовательных программ. Вот как они классифицируются в статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации».
В эту категорию входят, во-первых, основные общеобразовательные программы — те, которые используются в детсадах и школах. То есть программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Во-вторых, к этой группе относятся и основные профессиональные образовательные программы. Они, свою очередь, делятся ещё на два вида:
И в-третьих, закон включает сюда же основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.
Требования к образовательным программам школ, колледжей и вузов определяются в федеральных образовательных стандартах — ФГОС. О них мы расскажем ниже. Причём в эти образовательные программы в обязательном порядке включается также программа воспитания и календарный план воспитательной работы (это предусмотрено статьёй 12.1, которая появилась в законе «Об образовании в РФ» в 2020 году). В этой сфере также применяются примерные и федеральные образовательные программы. Иными словами, школа или колледж может вообще не разрабатывать свои программы на основе ФГОС, а просто взять и использовать готовые. Подробнее об этом тоже расскажем далее.
Таким образом, в сфере формального образования образовательные программы строго регламентируются государством. И если в сфере высшего образования ещё возможно некоторое разнообразие, то в школьном образовании всё движется к унификации.
В этой категории находятся дополнительные общеобразовательные программы, их может быть два вида:
Ещё сюда входят дополнительные профессиональные программы. Они тоже делятся на две разновидности:
В отличие от основных образовательных программ, подход к проектированию программ дополнительного образования может быть довольно свободным. Государственных стандартов для этого типа образования нет, а это значит, что методисты могут довольно творчески подходить к проектированию содержания, используя для этого различные модели и опираясь на принципы педагогического дизайна. Однако для разработки дополнительных профессиональных программ закон всё же предусматривает некоторые правила.
Согласно закону «Об образовании в РФ», образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательные программы. Но на самом деле, как мы уже пояснили выше, очень многое зависит от того, о каких образовательных программах идёт речь — основных или дополнительных.
Дело в том, что основным общеобразовательным и профессиональным программам обязательно нужна государственная аккредитация — иначе организация не сможет выдать выпускнику аттестат или диплом государственного образца. Иными словами, какой бы интеллектуальной и креативной ни была программа, например, в частной школе, частном колледже или в частном вузе, но если у неё нет госаккредитации, то с формальной точки зрения считается, что у выпускника этой программы нет образования соответствующего уровня (основного, или среднего профессионального, или высшего).
Чтобы программа получила государственную аккредитацию, она должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.
А вот программы дополнительного образования, и аспирантуры, а также образования обучающихся с нарушением интеллекта и основные программы профессионального обучения государство не аккредитует. То же относится и к дополнительным образовательным программам.
В любом случае образовательная программа, будь она, например, по школьному предмету, или это программа бакалавриата в вузе, или программа какого-то онлайн-курса, — это труд методиста и педагога (преподавателя, эксперта по теме курса).
Требования к основным образовательным программам — их структуре, условиям реализации и результатам освоения — сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Цели стандартов — обеспечить единство образовательного пространства РФ, учитывать потребности общества и государства в квалифицированных кадрах, гарантировать качество образования и его преемственность. Это означает, что, например, ребёнок, изучивший программу начальной школы, должен быть готов перейти в пятый класс в любой школе России и приступить к освоению следующего образовательного этапа, а подросток, оканчивающий школу, должен быть готов сдать стандартные ОГЭ и ЕГЭ. В свою очередь, выпускник любого колледжа или вуза должен обладать одним и тем же базовым набором знаний и компетенций, чтобы работать по конкретной специальности, на которую он выучился.
Федеральные стандарты предусматривают обязательную часть (например, строго определённое количество часов изучения конкретных предметов), а также часть, которую формирует само учебное заведение. Например, в школе с углублённым изучением естественных наук образовательная программа может включать уроки биологии, химии и физики сверх обязательного минимума.
Для детских садов и школ существует по одному ФГОС для каждого уровня образования. А вот в среднем профессиональном и высшем образовании есть стандарты для каждого направления подготовки. Например, только для бакалавриата, специалитета и магистратуры действует около 720 ФГОС.
При этом для некоторых вузов предусмотрены специальные условия. Например, МГУ, СПбГУ, вузы категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также другие университеты из перечня, утверждённого президентом РФ, имеют право самостоятельно разрабатывать стандарты образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Это обеспечивает им относительную свободу в формировании программ. Правда, требования к результатам обучения в таких стандартах не могут быть ниже федеральных.
Кроме ФГОС, детсадам, школам и колледжам необходимо ориентироваться ещё и на разработанные Минпросвещения готовые образовательные программы.
Так, в сентябре 2022 года принят законопроект, унифицирующий дошкольные и школьные образовательные программы. Появились понятия федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральных основных образовательных программ (ФООП).
ФООП обозначает учебно-методическую документацию, которая включает федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
Школа или детсад могут сами определять, принимать им федеральную образовательную программу полностью (тогда собственную учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно) или частично. Однако в обновлённом законе «Об образовании в РФ» указаны обязательные части этих программ:
Предполагается, что уже к 1 сентября 2023 года школы перейдут на использование ФООП.
Ранее детские сады и школы могли ориентироваться на примерные образовательные программы, собранные в официальном реестре. А вот новая редакция закона «Об образовании» допускает их использование только в среднем профессиональном образовании. Примерные программы для колледжей также включают в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
У организаций ДПО ситуация иная — общеобразовательные программы образовательная организация разрабатывает самостоятельно, как правило, без каких‑либо ФГОС. Программы дополнительного профессионального образования — тоже, но для них, во-первых, в законе есть правило: их содержание должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования к профессиям, специальностям и должностям (конечно, если такие установлены, потому что далеко не для всех профессий, особенно новых, есть профстандарты и квалификационные требования).
Во-вторых, для некоторых особенных программ дополнительного профессионального образования утверждаются типовые программы — так предусмотрено в статье 76 закона «Об образовании в РФ». Например, типовые программы по пожарной безопасности утвердило МЧС России, а программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования — Минздрав.
В-третьих, особый статус у программ профессиональной переподготовки. Поскольку такая программа направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (то есть это фактически получение новой профессии), то при её разработке нужно учитывать не только квалификационные требования, но и ФГОС соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования (это тоже предусмотрено статьёй закона «Об образовании в РФ»).
Ещё при реализации программ дополнительного профессионального образования нужно учитывать Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утверждён приказом Минобрнауки от 01.07.2013 №499. Специальных правил там на самом деле немного. Например, установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
Во всех остальных случаях и во всём остальном, что не урегулировано нормативными требованиями, образовательную программу дополнительного образования можно строить так, как считают нужным преподаватели и методисты. Сейчас сфера методических подходов к созданию образовательных программ очень активно развивается и включает в себя множество интересных инструментов, позволяющих сделать учебный курс действительно увлекательным.
Итак, образовательная программа — это содержание конкретного образовательного курса. А что именно там должно быть написано? У каждой программы должны быть указаны как минимум цели и планируемые результаты освоения, она должна содержать учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы — словом, всё, что перечислено в определении образовательной программы из закона.
Если подробнее, то требования к структуре программ, для которых установлены ФГОС, нужно смотреть как раз в соответствующих стандартах. Например, программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный — и ФГОС регламентирует, что должно быть в каждом из них.
Учебный план в структуре дополнительной профессиональной программы, согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
Для программ переквалификации там же установлено, что они обязательно должны содержать:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30468
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N 25082).
Министр Д. Ливанов
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность).
3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями2.
6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее — объединения), а также индивидуально.
8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность3.
9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения4.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации5.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации6.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение7.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий8.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается9.
11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность10.
13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами11.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.
19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида12.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков13.
С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
2Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
3Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
4Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)
5Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
6Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326).
7Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326)
9Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
10Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)
11Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
12Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326.
13Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).