Компоненты деятельности классного руководителя

Приступая к рассмотрению содержания
профессиональной педагогической деятельности
классного руководителя, уточним основные
категории труда и профессиональной
деятельности.

Как отмечает В.Д. Шадриков (1996), трудовая
деятельность выступает в единстве трех аспектов:
предметно-действенном (как процесс, в котором
«человек при помощи средств труда вызывает
заранее намеченное изменение предмета труда»);
физиологическом (как «функции человеческого
организма»); психологическом (как осуществление
сознательной цели, проявление воли, внимания,
интеллектуальных свойств работника и т.д.).

При изучении конкретной трудовой деятельности
главное внимание должно уделяться специфике
механизмов отражения действительности,
раскрытию того, как внешние воздействия в
конкретном случае преломляются через внутренние
условия и как влияет деятельность на изменение
ее внутренних условий. Трудовая деятельность
человека является профессиональной, если
выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием
определенного уровня квалификации, мастерства,
умения, профессиональной подготовки, специально
полученных знаний и навыков, которые часто
подтверждаются специальными документами о
профессиональном образовании: дипломами,
свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода
товаром, который человек может продавать на
рынке труда. Причем, товаром, который пользуется
спросом, за который другие люди готовы платить.
То есть профессиональная деятельность может
служить источником доходов человека.

Это определение можно дополнить тем, что
человек «преобразует и самого себя» (А.Н.
Леонтьев, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская
и др.). Осуществление профессиональной
деятельности требует овладения человеком той
или иной профессией.

Профессия характеризуется следующими
важнейшими признаками: принадлежность ее
конкретному человеку; относительно длительное,
чаще пожизненное, выполнение определенных
функций; наличие специальных технических и
интеллектуальных знаний (образования), умений и
навыков, опыта, приобретенных в ходе работы;
получение платы за свой труд, дохода,
обеспечивающего поддержание существования
работника и его семьи; формирование объединений
и профессиональных групп, создаваемых на почве
однородных близких интересов, их контроль над
притоком новых кадров, обеспечение
гарантированного пребывания в должности;
создание определенного общественного статуса,
образа жизни работника, его поведения как на
работе, так и вне ее, что приводит к
отождествлению, идентификации человека и его
профессии, самовыражению работника,
удовлетворению потребностей; власть над
непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в
процессе реализации профессии в смысле
определения потребностей и образа действий
клиентов и т.д.

В сфере образования, как и во многих других
областях материального и духовного
производства, наблюдается тенденция к
внутрипрофессиональной дифференциации. В.А.
Сластенин рассматривает в качестве причины
такого разделения труда развитие все более
совершенных и эффективных обособленных видов
деятельности в пределах педагогической
профессии. Процесс обособления видов
педагогической деятельности обусловлен, прежде
всего, существенным «усложнением» характера
воспитания и увеличением спроса на
квалифицированное обучение и воспитание
Сластенин, 2002).

В результате такой внутрипрофессиональной
дифференциации появляется профессиональная
группа специальностей — совокупность
специальностей, объединенных по наиболее
устойчивому виду социально полезной
деятельности, отличающейся характером своего
конечного продукта, специфическими предметами и
средствами труда.

Попробуем разобраться, что есть педагогическая
специальность, специализация и квалификация.
Обратимся к учебному пособию «Педагогика»
(Сластенин, 2002). Автор определяет педагогическую
специальность как вид «деятельности в рамках
данной профессиональной группы,
характеризующийся совокупностью знаний, умений
и навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку и
решение определенного класса
профессионально-педагогических задач в
соответствии с присваиваемой квалификацией». В
рамках педагогической специальности
определяется педагогическая специализация — как
определенный вид деятельности, связанный с
конкретным предметом труда и конкретной
функцией специалиста. Уровень и вид
профессионально-педагогической
подготовленности специалиста, характеризующей
его возможности в решении определенного класса
задач, рассматривается как педагогическая
квалификация.

Таким образом, педагогические специальности:
педагог, учитель, преподаватель, воспитатель —
объединены в одну профессиональную группу «Образование».
В качестве родового понятия следует определить
понятие «педагог».

Обобщенным объектом профессиональной
деятельности педагогов является человек, его
личность. Отношения педагога и объекта его
деятельности складываются как
субъектно-субъектные. Обобщенным специфическим
объектом профессиональной деятельности
классного руководителя является личность
ребенка. Предметом деятельности классного
руководителя является не пассивный
преобразуемый объект, а активный субъект
познания и жизнедеятельности. Все
вышеизложенное позволяет нам говорить о
деятельности классного руководителя как
профессионально-педагогической, рассматривая ее
как специализацию школьного учителя. Учитель —
это воспитатель, наставник. В этом его
гражданское, человеческое предназначение.

В своей книге «Как выбирать профессию» (1990) Е.А.
Климов представляет все многообразие профессий
посредством схем отношения человека к
окружающему его миру природы, людей, техники и
т.д. На основе предложенного автором метода
анализа профессий их можно классифицировать по
предмету труда, его целям, характеру действий,
орудиям труда и его условиям. Так, по предмету
труда все профессии подразделяются на
биономические (природа), техномические (техника),
сигномические (знаки), артономические
(художественные образы) и социономические
(взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет
пять схем профессиональной деятельности:
«Человек-Природа», «Человек-Техника»,
«Человек-Знак», «Человек-Образ»,
«Человек-Человек».

Профессия учителя относится к
социономическому типу «Человек-Человек».
Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий
определяется следующими качествами человека:
устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с
людьми, потребностью в общении, способностью
мысленно ставить себя на место другого человека,
быстро понимать намерения, помыслы и настроение
других людей, быстро разбираться во
взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать
в уме знание о личных качествах многих и разных
людей.

Человеку этой профессиональной схемы
свойственны: умение руководить, учить,
воспитывать, осуществлять полезные действия по
обслуживанию различных потребностей людей;
умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
«душеведческая» направленность ума,
наблюдательность к проявлениям чувств, ума и
характера человека, к его поведению;
«проектировочный» подход к человеку,
основанный на уверенности, что человек всегда
может стать лучше; способность сопереживания;
наблюдательность; глубокая и оптимистическая
убежденность в правильности идеи служения
народу в целом; решение нестандартных
ситуаций; высокая степень саморегуляции (Климов,
1993).

Для анализа профессиональной пригодности
человека, работающего по схеме
«Человек-Человек», существен перечень
противопоказаний к этому типу профессиональной
занятости. Противопоказаниями к выбору
профессий данного типа являются невыразительная
речь, замкнутость, погруженность в себя,
необщительность, нерасторопность, излишняя
медлительность, равнодушие к людям, отсутствие
признаков бескорыстного интереса к человеку —
интереса «просто так» (Климов, 1993).

Исходя из дифференциации педагогических
специальностей на основе специфики объекта —
личности ребенка, и цели деятельности —
содействия максимальному индивидуальному
развитию всех сторон личности ребенка, можно
проецировать все характеристики профессии
учителя на классного руководителя. Таким
образом, деятельность классного руководителя с
позиции общей характеристики профессиональной
деятельности представляет собой специфический
ее вид в схеме отношений «Человек-Человек»,
определяясь, прежде всего, целью развития
обучающегося, средствами и способами самой
педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, как и любая
другая деятельность, складывается из ряда
взаимосвязанных между собой многочисленных
компонентов, образуя специфическую структуру.
Для выработки педагогического мастерства
классного руководителя необходимо детально
представлять себе структуру и связанную с ней
систему функций педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина (1976) выделила в структуре
педагогической деятельности, включающую в себя
общепедагогическую и
профессионально-педагогическую деятельность,
пять взаимосвязанных функциональных
компонентов: гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и
коммуникативный. Применительно к деятельности
классного руководителя сущностная
характеристика этих компонентов может быть
следующей:

1. Гностический компонент относится к сфере
знаний классного руководителя. Речь идет, в
первую очередь, о знании способов педагогической
коммуникации, психологических особенностей
учащихся.

2. Проектировочный компонент включает в
себя представления о перспективных задачах
воспитания, а также о стратегиях и способах их
достижения.

3. Конструктивный компонент — это
особенности конструирования классным
руководителем собственной деятельности и
активности учащихся с учетом ближних целей
воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это
особенности коммуникативной деятельности
классного руководителя, специфика его
взаимодействия с учащимися, педагогами школы,
представителями общественности, родителями.

5. Организаторский компонент — это система
умений классного руководителя организовать
собственную деятельность, а также активность
учащихся.

Каждый компонент педагогической деятельности
имеет свои четко определенные функции, что
подтверждают исследования некоторых ученых (В.А.
Сластенин, А.И. Щербаков).

Существует ряд других структур педагогической
деятельности, рассматривающих ее
полифункциональность, но именно предложенная
Н.В. Кузьминой типология основных компонентов
педагогической деятельности может быть отнесена
не только к педагогической, но и почти к любой
другой профессии, в том числе, и к классному
руководству.

Таблица 1. Соотнесение компонентов
педагогической деятельности с функциональными
обязанностями классного руководителя

Таким образом, классный руководитель, реализуя
свои функции, является организатором
деятельности учащихся в классе и координатором
воспитательных воздействий на ученика. Именно он
непосредственно взаимодействует как с
учащимися, так и с их родителями. Главное в
деятельности классного руководителя —
содействие саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала, обеспечение активной
социальной защиты ребенка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий
детей по решению собственных проблем.

Эффективность деятельности классного
руководителя во многом будет зависеть от того,
насколько педагог готов к саморазвитию,
самообучению, самовоспитанию,
самосовершенствованию.

А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн предложили разработку механизмов
становления личности, условий и факторов,
позволяющих прогнозировать профессиональное и
личностное развитие педагога. В трудах О.А.
Абдулиной, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной обоснована
структура профессиональной педагогической
деятельности и пути ее становления. В их работах
педагогическая деятельность рассматривается
как совокупность личностных и профессиональных
качеств субъекта и основа для формирования
собственного стиля деятельности, который мы,
вслед за В.С. Мерлиным определяем как
«обусловленную типологическими особенностями
устойчивую систему способов деятельности,
складывающуюся у педагога, стремящегося к
наилучшему осуществлению данной деятельности».

Про ГИС СОЛО:  КАК НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ РАБОТНИКУ ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА И КАК НАПИСАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЮ С МЕСТА РАБОТЫ

Коллектив

Мы полагаем, что цели, заявленные в
документе, можно считать достигнутыми, если,
выходя из стен нашего учреждения, выпускник
скажет: «Я компетентен, я готов выбирать и нести
за свой выбор ответственность».

Поэтому нужно выстраивать воспитательную
систему гимназии, которая позволит это
реализовать. Она базируется на принципах,
отшлифованных временем, бережно передаваемых из
поколения в поколение, и актуальных в свете
нацпроекта «Образование»:

– духовность;
– защищенность и комфортность;
– доверие и открытость;
– сотворчество и содружество;
– личностная ориентированность.

Но самые правильные слова и красивые
намерения могут остаться пустым звуком, если в
школе не будет людей, способных ежедневно о них
напоминать и включать в практику своей работы.
Как армия держится на комбатах, так и
воспитательная система в образовательных
учреждениях – на классных руководителях.

Основным структурным элементом школы
является класс. Именно в нем организуется
познавательная деятельность обучаемых,
происходит их общение, складываются социальные
отношения. Здесь решаются проблемы сплочения
коллектива и досуга детей, формируется
определенная эмоциональная атмосфера.

Мы расскажем о том, как все происходит
в нашем учебном заведении. Возможно, этот опыт
покажется интересным для заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе и
подскажет, каким образом добиться продуктивного
результата у себя в школе.

Инвариантный компонент
деятельности классного руководителя – это то,
что делают сегодня в нашей гимназии все и
примерно в одинаковом объеме:

Вариативный компонент деятельности
классного руководителя, на наш взгляд,
предполагает следующее:

Ключевой фигурой в воспитательном
процессе, бесспорно, является классный
руководитель. Опираясь на свой опыт, можем
утверждать, что, как ребенок подобен родителям,
так и класс похож на своего классного
руководителя: интеллект педагога, его общая
культура, особенности характера и темперамента,
нравственный облик и, конечно же, уровень
профессиональной подготовки оказывают
существенное влияние на руководимый им детский
коллектив.

Классный руководитель больше, чем
должность, которая регламентирована правами,
обязанностями и временными рамками. Это образ
жизни, нелегкий и очень ответственный труд.

Поэтому, как правило, возникают две
проблемы: во-первых, не каждый учитель морально
готов взяться за такую работу, а, во-вторых, все же
решившись, некоторые теряют чувство
психологического комфорта от осознания
масштабов деятельности и ограниченности времени
и сил с ними справляться.

Каким образом поддержать того, кто
решился на это подвижничество? Как помочь
классному руководителю многое успевать,
смотреть на все с оптимизмом и не менять жизнь
собственной семьи на жизнь классного коллектива,
а спокойно и естественно их совмещать?

В нашей гимназии для этого существует
система стимулирования и поощрения, налажена
методическая работа кафедры классных
руководителей, организовано взаимодействие всех
структур образовательного процесса.

Один, как известно, в поле не воин. А
посему верными помощниками классного
руководителя становятся:

Методическую помощь можно получить на
заседаниях Кафедры классных руководителей,
на которых рассматриваются актуальные
вопросы воспитательной работы, подготовленные
более опытными педагогами. Здесь перенимается
положительный опыт, обсуждаются проблемы и пути
их решения.

В 2007/2008 учебном году мы остановились на
следующих темах заседаний:

I четверть. «Цели и задачи
воспитательной работы в новом учебном году.
Планирование работы классного руководителя».

II четверть. «Использование
проектных технологий в воспитательной работе
классного руководителя».

III четверть. «Здоровьесберегающие
технологии в работе классного руководителя».

IV четверть. «Работа классного
руководителя с семьями учеников.

Подведение итогов работы».

Для совершенствования мастерства
педагогов мы проводим обучающие семинары
с привлечением специалистов: врачей, психологов,
методистов.

Каждый классный руководитель гимназии
имеет тему для самообразования и
накапливает по ней материалы и опыт. В творческие
папки всегда могут заглянуть коллеги. Наработки,
подготовленные педагогами, используются и для
уже вышеупомянутых заседаний кафедры, и для
проведения семинаров, и в повседневности.

Естественно, что по любому вопросу,
касающемуся воспитательной работы, классный
руководитель может получить консультацию
директора или его заместителя по ВР.

Нам хотелось бы, чтобы на уровне округа
или даже города появилась богатая медиатека:
в помощь классному руководителю, содержащая
методические материалы по разным вопросам
воспитательной деятельности, включающая в себя
лучшие достижения педагогов округа, города,
страны.

Востребованным стал бы и сайт
классного руководителя с форумом, на котором
можно будет попросить совета у коллег, дежурных
специалистов, обменяться опытом.

Немаловажную роль в поддержке
деятельности педагогов является стимулирование
работы. Так в рамках приоритетного национального
проекта «Образование» каждый классный
руководитель получает 1000 рублей.

В нашей гимназии при премировании
работников обязательно учитываются количество
экскурсий, походов, поездок с классом, участие и
победы ребят в гимназических, окружных и
городских конкурсах, организация и проведение
интересных творческих дел.

Разумеется, важную роль играет и
моральное стимулирование. Мы составляем
рейтинговую таблицу активности классов в жизни
гимназии. Если подопечные находятся на
вершине – классный руководитель получает ни с
чем не сравнимое моральное удовлетворение от
результатов своего труда, признательность детей
и родителей. Нижние строки – как минимум
чувство неловкости и перед всеми, и перед самим
собой.

Совместными усилиями участников
образовательного процесса в гимназии создана
атмосфера уважительного отношения к труду
классного руководителя: быть им престижно, хотя и
очень ответственно.

Администрация образовательного
учреждения может быть удовлетворена
результатами деятельности, когда:

Мы считаем, что настоящий классный
руководитель – это человек интересный,
самодостаточный, обладающий богатой душой и
отдающий себя детям.

Ольга ОВСЕЙЧИК,
к. , директор,
Ирина ПЕРЕВОЗЧИКОВА,
замдиректора
по воспитательной работе,
ГОУ Гимназия № 1520
им. Капцовых,
г. Москва

* Гимназия № 1520 им.
Капцовых – победитель ПНП «Образование» (2006
г.) и Всероссийского конкурса «Лучшие школы
России (2006 г.)

Воспитание детей — рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена ценою
большого труда и заботы, в случае же неудачи —
горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Сочетание слов «классный руководитель»
понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто
еще учится в ней. Очень часто случается, что все
воспоминания о школе, так или иначе связаны с
именем классного руководителя. Сегодня
существуют разные мнения по этому поводу. Многие
работники образования считают, что классный
руководитель нужен только в том случае, если он
относится к своей работе неформально и
ответственно. А как это сделать? Какие
направления в работе с классом должны стать
приоритетными для классного руководителя? Какие
функции в каждом направлении являются главными?
Какие диагностико-коррекционные методы помогут
сделать это направление работы классного
руководителя эффективным? В последнее время о
проблеме классного руководителя говорится и
пишется много.

Нужны ли школе классные руководители? (см. приложение 1)

Классный руководитель глазами детей и
родителей.

Интересны, результаты социологических
исследований по этой проблеме проводились мною
лично. Они проводились среди детей и их родителей
в обычной средней школе города.

Всего опрошено 1080 человек. 80% ответов говорят о
том, что роль классного руководителя трудно
переоценить, особенно в наше время, когда
родители заняты содержанием материального
положения семьи, попросту говоря, добыванием
куска хлеба, общение с ребенком тратится минимум
времени. Это подтверждают 60% опрошенных елей.
Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете
общению с собственным ребёнком?», родители
приводят следующие цифры: 2 часа в день — 10%; 1 час
— 40%, иные 50% исчисляют время на общение с
ребенком в минутах: 40-60 минут — 30%; минут в день —
20%. Последние 20% родителей объясняют и
оправдывают себя профессиональной занятостью,
увеличением количества рабочего времени.

В то же время 10% опрошенных родителей считают,
что институт классных руководителей себя изжил.
Но анализ опроса показал, что эти 10% — семьи, в
которых либо не работают и сами занимаются
воспитанием, либо ребенок имеет индивидуального
воспитателя в лице гувернантки и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль
классного руководителя, по мнению большинства
родителей, является важной и необходимой.

Как оценивают роль классного руководителя сами
дети? Мнение большинства (70%) десятиклассников,
участвовавших в опросе, можно определить
следующими вызываниями: «классный руководитель
— это человек, который всегда помогает в трудные
минуты твоей жизни», «классный руководитель
знает вой сильные и слабые стороны и помогает их
корректировать и совершенствовать», классный
руководитель помогает вести диалог с родителями
и учителями».

Таким образом, наши дети тоже считают, что
классный руководитель в школе — необходимость.

В сегодняшней школе приоритет отдается
образованию, а не воспитанию, практически
перестали функционировать объединения классных
руководителей, недостаточна
организационно-методическая помощь классным
руководителям.

Серьёзно затрудняют деятельность классного
руководителя высокая наполняемость классов.

Классный руководитель — это
педагог-профессионал, являющийся для
растущего человека:

Работа классного руководителя —
целенаправленная система, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа преды- дующей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Про ГИС СОЛО:  ЭЛЖУР ОСИНОВЫЙ МЫС

Функции классного руководителя.

Перед классным руководителем стоит задача
интегрировать усилия всех педагогов,
направленные на реализацию этих функций. Для
достижения данной цели необходимо решение ряда
частных задач, связанных с формированием
отношений учащихся со своими сверстниками в
классе, то есть с реализацией
социально-психологических функций.

Главное назначение организаторской функции —
поддержка положительной детской инициативы,
связанной с совершенствованием жизни региона,
микросреды, школы и самих школьников. Иначе
говоря, акцент делается не столько на
организацию учащихся классным руководителем,
сколько на помощь им в самоорганизации. Классный
руководитель организует познавательную,
трудовую, эстетическую образную деятельность
школьников, а также их свободное общение.

Важной представляется реализация функции сплочения
коллектива, выступающая не как самоцель, а как
способ достижения поставленных перед классом
целей. Одной из задач классного руководителя
является развитие ученического
самоуправления.

Третья группа функций выражает требования,
вытекающие из логики деятельности самого
субъекта управления и организации
деятельности учащихся вообще. К ней относятся
следующие функции: диагностическая,
целеполагания, планирования, контроля и
коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает
выявление классным руководителем исходного
уровня и постоянное отслеживание изменений в
воспитанности учащихся. Она направлена на
исследование и анализ личности и
индивидуальности ребенка, на поиск причин
неэффективности результатов и на характеристику
целостного этического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать
как совместную с учащимися выработку
воспитательной деятельности. Доля участия
классного руководителя в этом процессе зависит
от возраста школьников и уровня
сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования
деятельности классного руководителя. Планирование
— это помощь классного руководителя самому себе
и коллективу класса в рациональной организации
деятельности. Назначение плана — упорядочение
педагогической деятельности, обеспечение
выполнения таких требований к педагогическому
процессу, как планомерность и систематичность,
управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество
классного руководителя с коллективом класса.

Организация системной работы с коллективом
класса и каждым учеником.

В последние годы главным требованием к
классному руководителю и его важнейшей задачей
является организация системной работы с
коллективом класса и каждым учеником. Его
работа направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время классный
руководитель заботится о позиции и месте класса
в школьном коллективе, способствуя
межвозрастному общению. Эта работа энергоемка,
энергозатратна, по признанию ведущих педагогов,
наиболее сложна, требует постоянной самоотдачи и
самосовершенствования. В современных условиях
классному руководителю очень сложно бывает
перейти от разнообразных необходимых форм и
направлений воспитательной работы к системной, эффективной
деятельности.

На собственном опыте, я попытаюсь описать
деятельность классного руководителя.

В нашем коллективе решается задача по
внедрению нравственно-эстетических технологий в
учебно-воспитательный процесс, которые помогают
сохранить физическое, духовное и
психологическое здоровье классного
руководителя и создать более комфортные условия
для его деятельности.

Работа классного руководителя начинается с диагностической
деятельности. Почему классный руководитель?
Ведь во многих школах действуют психологические
службы. Однако, каким бы квалифицированным
специалистом ни был школьный психолог, он не
сможет осуществить индивидуальный подход к
каждому из нескольких сотен детей. Его
исследования и рекомендации будут носить общий
характер. В этой ситуации большое значение
приобретает диагностическая деятельность
классного руководителя. Во-первых, как педагог,
он имеет профессиональную психологическую
подготовку. Во-вторых, он работает с относительно
небольшим количеством детей и встречается с ними
ежедневно. Существует много методической
литературы, основываясь на которой классный
руководитель может создать свою систему
диагностики развития личности учащегося и
детского коллектива. Школьный психолог здесь
будет выступать в роли координатора и
консультанта, а также отслеживать результаты
работы и осуществлять необходимую коррекцию.
Система подобных исследований существует далеко
не у каждого классного руководителя. Чаще всего
они проводятся эпизодически, формально, и не дают
ясного представления об особенностях развития
отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней
позволяют классному руководителю не только
хорошо узнать детей и проследить их развитие,
становление как личностей, но и психологической
ситуацией в классе, определять перспективы
дальнейшего развития, методы взаимодействия с
различными группами учащихся и отдельными
учениками.

Диагностическая деятельность по программе
проводится с учетом следующих условий:

Изучение детей и коллектива проводится не
только с помощью специальных психологических
методик, но и путем индивидуальных бесед,
наблюдений, бесед с родителями, учителями.

В этой связи педагогическим советам
общеобразовательных учреждений при определении
функций классного руководителя необходимо в
первую очередь четко обозначить его права,
обязанности и ответственность, соотнося их с
должностными обязанностями других участников
образовательного процесса.

В процессе своей деятельности классный
руководитель взаимодействует:

С учителями-предметниками: совместная
разработка общих педагогических требований и
подходов к детям в учебно-воспитательном
процессе на основе целей образовательного
учреждения; представление интересов своих
воспитанников на педагогическом совете;
привлечение учителей к работе с родителями;
включение обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам: разнообразные
предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, совместная организация и
участие в предметных неделях, тематических
вечерах и других мероприятиях.

С педагогом-психологом классный
руководитель изучает индивидуальность
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро — и макросоциум. Классный руководитель
координирует связь педагога-психолога с
родителями, их консультативную, терапевтическую
поддержку. При поддержке педагога-психолога,
классный руководитель анализирует развитие
коллектива класса, определяя познавательные,
творческие способности и возможности
воспитанников. Помогает ребенку определиться в
выборе будущей профессии; координирует выбор
форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования.
Взаимодействие с ними помогает использовать всё
многообразие системы дополнительного
образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих
воспитанников, стимулирования их
самоопределения, саморазвития и самовоспитания,
желания расширить зону общения; поддерживает
допрофессиональную подготовку учащихся.
Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие,
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором. Согласуя
совместную деятельность, классный руководитель
привлекает его к проведению мероприятий внутри
класса, организует участие обучающихся своего
класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом, призван быть
посредником между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных
кризисов обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный
руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив,
реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

После проведенной диагностики и определения
цели и задач воспитания, классные руководители
выбирают тему воспитательной работы, реализация
которой становится первым кирпичиком для
формирования системы воспитательной работы в
классе и составления воспитательной программы.

Очень важным стимулом является возможность для
классного руководителя поделиться наработанным
опытом, рассказать о победах и неудачах. В рамках
этого правления для классных руководителей
проводится мастерская «Причины моих неудач в
воспитательной работе».

В нашем коллективе практически каждый классный
руководитель пытается составить Паспорт
класса, в который вносятся:

Такой документ позволяет вести мониторинг
успешности воспитательной работы в течение
нескольких лет. Очень важным для работы
классного руководителя в современных условиях
является оперативная работа с информацией, ее
систематизация и сохранение.

С этой целью в школе проводятся занятия по
обучению классных руководителей основам с
различными компьютерными программами. Это
облегчает работу и сохраняет врем классного
руководителя .

Новым начинанием в нашей школе в рамках
проводимого интеллектуального марафона стало
оформление порфолио учеников, которое содержит
информацию о всех победах учащегося в конкурсах,
олимпиадах и соревнованиях в школе, городе и
крае, как интеллектуального, так и творческого,
спортивного характера. Эта работа очень важна
для ученика сегодня в системе предпрофильной
(профильной) подготовки; является стимулом для
ученика для подготовки к будущей профессии.

Общешкольные традиционные мероприятия и новые
творческие начинания также помогают
координировать деятельность классных
руководителей. А степень и качество участия
класса во всех делах школы отражаются в
специальной схеме-таблице, которая является
своеобразным зеркалом и дает возможность
каждому классному руководителю для самоанализа
собственных удач и причин их отсутствия.

Эффективная работа классного руководителя
немыслима без тесной связи с родителями. На
уровне класса это подготовка родительских
собраний, различных мероприятий, на уровне школы
— проведение родительских лекториев, которые
готовят классные руководители совместно с
различными специалистами, в т.ч. школьным
психологом, социальным педагогом, врачом,

администрацией школы. Материал таких лекториев
очень полезен классным руководителям для
аналитической деятельности, а родители, видя не
только общетеоретическую, но и адресную
подготовку, более живо и заинтересованно
реагируют на решение проблем класса и школы.

Про ГИС СОЛО:  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Одним из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию,
совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей, выработку
близких по сути требований, организацию помощи в
обучении, физическом и духовном развитии
обучающегося. Классный руководитель привлекает
родителей к участию в воспитательном процессе в
общеразовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и за ее пределами.

Кроме того, классные руководители вовлекают
родителей в проведение таких традиционных
школьных мероприятий, как «Все профессии
важны», «Фестиваль цветов», совместно с мамами
и папами к Дню матери, творчества молодых
талантов, Дни здоровья, театрализованные
праздники.

В классе (школе) планируется начать Летопись
ДОБРЫХ ДЕЛ, которые будут совершать не только
учащиеся, но и их родители. «Школа — это семья, где
все нужны друг другу, где нет деления на хороших и
плохих». Да и вся работа, которую ведет классный
руководитель (школа) с родителями, способствует
формированию ответственного родительства не
только за рождение, но и за воспитание детей.
Классному руководителю очень трудно бывает «в
теченье жизни повседневной вершить так много
славных дел», поэтому при умелой организации ему
на помощь приходят органы ученического
самоуправления. Широкое распространение в
общеобразовательных учреждениях получают
разнообразные детские общественные объединения,
способствующие включению детей и подростков в
новые социальные отношения.

В нашей школе — это Совет старшеклассников, который
во многом является координатором и
организатором многих дел в 9-11-ых классах.
Классный руководитель выступает как наставник и
консультант, а при подготовке мероприятия сразу
просматривается системность в работе классного
руководителя или ее отсутствие. Интерес к
проведению х мероприятий подогревается тем, что
при их оценке действует рейтинговая система, что
важно не только для учащихся, но и для классных
руководителей. В 5-7-ых классах существует
общественная организация «Наше время», которая
также способствует вовлечению учащихся в
самоуправление, а классных руководителей в
организацию этой деятельности. Более
действенной стала деятельность классных
руководителей по работе с трудными подростками
и неуспевающими детьми. В нашей школе
существует практика помощи таковым ученикам (с
помощью медико-психологической поддержки
ребенка, работы с родителями, системы этапного
контроля), что позволила резко сократить
количество неуспевающих в течение года. Классные
руководители продолжают работать и общаться с
учениками и после окончания ими школы. В
традициях нашего коллектива — участие
выпускников во многих школьных делах.

А для обеспечения системности анализа,
принятия грамотных решений и постановки новых
воспитательных задач в каждом коллективе должна
быть создана система мониторинга эффективности
воспитательной работы на уровне класса и школы.

Это мое предложение, так как убеждена, что
позволит классному руководителю ставить новые
цели и снова идти вперед, ошибаться и испытывать
радость побед.

Дифференцированный подход, интеграция и
координация педагогического труда, в частности
классного руководителя, определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его
воспитательной системы, уровнем воспитанности
учащихся, их возрастными особенностями,
сформированностью классного коллектива,
качеством предшествующей воспитательной
деятельности.

Классный руководитель после каждой
проведенной работы должен анализировать
собственные удач или причины их отсутствия.
Определив проблемы, классный руководитель может
построить воспитательную работу с классом по
предупреждению и профилактике этих явлений
(причин). Обратившись к трудам
психологов-гуманистов, можно выделить основные
направления гуманистического воспитания. Кратко
их можно сформулировать так:

Мною разработаны советы, рекомендации,
предостережения классному руководителю.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с
воспитанниками должно быть меньше формализма,
больше человеческого общения главное: не
воспитывать ребят, а жить с ними совместной
деятельностью тот отрезок времени, который вам
выпало быть вместе. При этом к воспитанникам
относись так, как хочешь, чтобы они относились к
тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих
способностей к обучению, хотя бы по одному
предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше
больше хвалить и меньше ругать, исповедуй
педагогику успеха — она приносит хорошие
результаты. Силы и время, потраченные на
организацию насыщенной классной жизни, на
культурное развитие учеников, никогда не будет
потрачено напрасно. Главное — найти, какое — либо
интересное дело, в которое ты можешь вовлечь
детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе
прислушиваться, им будет интересно с тобой, а
тебе — интересно с ними. Родитель ребёнка не твой
ученик, не твой враг, а друг, советчик,
единомышленник. Лучшая форма взаимоотношений с
родителями: дети — родители — учитель — семья.
Главное — не жди прямых актов благодарности:
тогда не будет разочарований. Дети в классе — это
твоё отражение: старайся постоянно работать над
собой. Главное — сохраняй молодость души на
долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных,
рядом с которыми должна состояться твоя
счастливая профессиональная карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно
средство воспитания, развития,
совершенствования личности человека, основной
характеристикой которого должно стать
внутреннее чувство свободы и собственного
достоинства.

Опытно экспериментальная работа доказывает,
что система деятельности классного руководителя
в современной школе зависит от:

В ходе опытно экспериментальной работы и
анализа психо — педагогической литературы, мы
выявили, что система деятельности классного
руководителя целиком и полностью зависит от
активного взаимодействия всех участников
образовательного процесса.

Эта проблема требует дальнейшего исследования.

Классное руководство — это не работа, это образ
жизни.

Классный руководитель — это официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в вверенном ему классе. В России впервые должность классного руководителя была введена в 30-е годы. В 1975 году Министерством просвещения было утверждено положение «О работе классного руководителя». С 1986 года обязанности классного руководителя введены в технических училищах.

Но, как показывает практика, многие классные руководители нечетко представляют свои должностные права и обязанности, поэтому в учительской среде часто можно услышать: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство».

Классный руководительработает на основе должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом. Должностная инструкция включает общие требования к работе классного руководителя и специфические, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся.

Так, например, основное назначение классного руководителя по должностной инструкции в учебных заведениях города Волгограда состоит в «обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной, общественно-полезной, культурно-досуговой работы с закрепленным классом». На должность классного руководителя назначаются педагоги, имеющие среднее специальное или высшее образование.

К функциональным обязанностям классного руководителя относятся:

а) работа с учащимися:

· организация и проведение режимных моментов (контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания);

· всестороннее изучение и воспитаниеучащихся, оказание им помощи в учении и развитии;

· работа с активом класса;

· планирование и осуществление воспитательной и культурно-досуговой работы в классе;

· индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбе, заявкам родителей или учителей;

· сбор и обработка информации об учащихся и т.д.

б) работа с учителями, преподающими в классе, закрепленном за классным руководителем:

· организация и проведение малых педагогических советов, педагогических консилиумов;

· координация и согласование педагогического воздействия сотрудников учебного заведения.

в) работа с родителями:

· информирование об успехах, проблемах учеников;

· проведение родительских собраний;

· посещение семей;

· консультации по вопросам воспитания.

г) взаимодействие со службами учебного заведения, администрацией, медиками, психологами, библиотечной службы, взаимодействие с педагогами дополнительного образования;

д) работа с документами:

· ведение личных дел учащихся;

· ведение классного журнала;

· контроль за ведением ученических дневников;

· подготовка характеристик учащихся класса;

· обработка и сохранение всех поступающих справок и других документов.

Функции классного руководителя: воспитательная (формирование личности и коллектива); организаторская (проведение работы по всем педагогическим аспектам); координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); административная (ведение документации). Система работы классного руководителя включает следующие основные компоненты: изучение учащихся и коллектива класса; формулировка воспитательных задач; планирование воспитательной работы; организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом; анализ и оценка результатов воспитания.

Деятельность классного руководителя осуществляется по следующим направлениям: здоровье, учение, общение, досуг, семья. В своей работе классный руководитель использует все известные формы и методы работы. Главные требования их выбора — они должны соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, отражать педагогическую ситуацию класса.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Итоги эксперимента «Содержание и условия деятельности освобожденного классного руководителя (классного воспитателя)» // Вестник образования: Справочно-информационные материалы Минобразования РФ, 1992, №1, с. 2-51.

& Болдырев Н.И. Классный руководитель. — М., 1984.

& Практикум по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. З.И. Васильевой. — М., 1988, с.125-133.

Оцените статью
ГИС Соло