С 2020/21 учебного года комплекты тем итогового сочинения будут размещаться на официальном Интернет-ресурсе topic.rustest.ru
13 апреля Рособрнадзор опубликовал письмо № 10-101 «Об изменении официального Интернет-ресурса при опубликовании тем итогового сочинения» в котором говорится, что по старому адресу комплекты тем итогового сочинения на портале ege.edu.ru размещаться не будут «ввиду того, что указанный портал более не доступен».
Новый портал — topic.rustest.ru
На портале указано, что «Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения. Для просмотра тем сочинений выберите Ваш регион. Для регионов, выделенных красным цветом, темы сочинений уже доступны.»
В этом году для Москвы были выбраны темы:
Реальные темы итогового декабрьского сочинения 2022-2023 ЕГЭ по литературе 11 класс для каждого региона, дата проведения 7 декабря 2022 года для допуска к ЕГЭ 2023.
Темы итогового сочинения 11 часовая зона Время МСК+9 (UTC+12)
Темы итогового сочинения 10 часовая зона Время МСК+8 (UTC+11)
Темы итогового сочинения 9 часовая зона Время МСК+7 (UTC+10)
Темы итогового сочинения 8 часовая зона Время МСК+6 (UTC+9)
Темы итогового сочинения 7 часовая зона Время МСК+5 (UTC+8)
Темы итогового сочинения 6 часовая зона Время МСК+4 (UTC+7)
Темы итогового сочинения 5 часовая зона Время МСК+3 (UTC+6)
Темы итогового сочинения 4 часовая зона Время МСК+2 (UTC+5)
Темы итогового сочинения 3 часовая зона Время МСК+1 (UTC+4)
Темы итогового сочинения 2 часовая зона Время МСК (UTC+3)
Темы итогового сочинения 1 часовая зона Время МСК-1 (UTC+2)
Тексты сочинений Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс
- Центральный федеральный округ
- ГИА в новых регионах России
- МР ГИА в 2023 году
- Новости
- Анонсы
- Противодействие коррупции
- Как узнать результаты итогового сочинения
- Как оценивается итоговое сочинение
- Срок действия результатов
- Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы
- Темы итогового сочинения по регионам
- Темы итогового сочинения по направлениям
Центральный федеральный округ
ФГБУ «ФЦТ» создан в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе
по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов.
ГИА в новых регионах России
Особенности проведения ГИА устанавливаются на переходный период для обучающихся школ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей
МР ГИА в 2023 году
Опубликованы методические документы, рекомендуемые при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2023 году
Новости
Видео-презентация нового функционала ЛК ППЭ и детальная инструкция ППЭ по проведению апробации 03.10.2023 г.
29 сентября 2023
Представление и обсуждение организационно-технологических и информационно-технологических особенностей проведения всероссийского тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ, проводимого 03.10.2023 года в субъектах Российской Федерации.
26 сентября 2023
Завершился пятый резервный день дополнительного периода ГИА-9 2023.
23 сентября 2023
Анонсы
Первое мероприятие пройдет 3 октября 2023 года в 14:00. На вебинаре будет проведен обзор изменений в Порядках проведения ГИА-9 и ГИА-11.
Противодействие коррупции
* Ваше обращение, отправленное по указанному адресу электронной почты, будет рассмотрено
в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Реальные темы итогового декабрьского сочинения ЕГЭ 2023 по литературе 11 класс для каждого региона и примеры сочинений, дата проведения 1 февраля 2023 года резервный день пересдачи для допуска к ЕГЭ 2023.
Темы итогового сочинения Московское время (UTC+3)
124. В чём разница между надеждами и иллюзиями?
222. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
323. Человек и толпа.
422. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
525. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?
630. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию
Темы итогового сочинения время МСК+1 (UTC+4)
125. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
232. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
332. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
426. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
531. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
624. Как Вы понимаете призыв Н. А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
Темы итогового сочинения время МСК+2 (UTC+5)
131. Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?
230. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
326. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
423. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир» в том, что патриотизм бывает «истинным» и «ложным»?
530. Всё ли подвластно науке?
625. Когда произведение искусства становится бессмертным?
Темы итогового сочинения время МСК+3 (UTC+6)
126. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?
228. Спорить с судьбой или принимать её?
324. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
424. Что стоит за понятием «гражданский долг»?
527. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
627. Как искусство помогает понять действительность?
Темы итогового сочинения время МСК+4 (UTC+7)
123. Без чего любые мечты бесплодны?
224. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
327. Возможна ли гармония между личностью и обществом?
427. Чему можно научиться на уроках прошлого?
521. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
628. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
Темы итогового сочинения время МСК+5 (UTC+8)
133. Почему трусость связывают с бесчестием?
229. Что такое справедливость и милосердие?
322. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
428. От каких вопросов не сможет уйти современный человек?
529. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
623. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
Темы итогового сочинения время МСК+6 (UTC+9)
129. Когда мечты мешают человеку в жизни?
223. Как Вы понимаете слово «честь»?
330. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
432. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
522. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
631.«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)
Темы итогового сочинения время МСК+7 (UTC+10)
121. Что входит в понятие «дом»?
225. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
331. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
421. Раскройте мысль поэта: «Гражданин – отечества достойный сын».
524. Останется ли прежним человек в век информационных технологий?
629. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать искусство?
Темы итогового сочинения время МСК+8 (UTC+11)
122. Какие черты характера отличают любителя путешествий?
227. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой?
329. Рождается ли истина в споре поколений?
430. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
526. Почему время называют драгоценным даром? 632. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
Темы итогового сочинения время МСК+9 (UTC+12)
132. Нужно ли современному человеку вести дневник?
226. В чём разница между любовью и влюблённостью? 328. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
431. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
532. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
626. Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
121. Что входит в понятие «дом»?
122. Какие черты характера отличают любителя путешествий?
123. Без чего любые мечты бесплодны?
124. В чём разница между надеждами и иллюзиями?
125. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
126. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?
128. В каких жизненных ситуациях нужно смиряться?
129. Когда мечты мешают человеку в жизни?
131. Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?
132. Нужно ли современному человеку вести дневник?
133. Почему трусость связывают с бесчестием?
221. Можно ли утверждать, что, поняв себя, проще понять и других?
222. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
223. Как Вы понимаете слово «честь»?
224. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
225. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
226. В чём разница между любовью и влюблённостью?
227. Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой?
228. Спорить с судьбой или принимать её?
229. Что такое справедливость и милосердие?
230. Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
232. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
322. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
323. Человек и толпа.
324. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
326. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
327. Возможна ли гармония между личностью и обществом?
328. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
329. Рождается ли истина в споре поколений?
330. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
331. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
332. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
333. Каков, по-вашему, идеал матери?
421. Раскройте мысль поэта: «Гражданин – отечества достойный сын».
422. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
423. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир» в том, что патриотизм бывает «истинным» и «ложным»?
424. Что стоит за понятием «гражданский долг»?
425. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
426. Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
427. Чему можно научиться на уроках прошлого?
428. От каких вопросов не сможет уйти современный человек?
430. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
431. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
432. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
3. Природа и культура в жизни человека
521. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
522. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
524. Останется ли прежним человек в век информационных технологий?
525. Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?
526. Почему время называют драгоценным даром?
527. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
528. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
529. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
532. Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
530. Всё ли подвластно науке?
531. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
621. Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
623. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
624. Как Вы понимаете призыв Н. А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
625. Когда произведение искусства становится бессмертным?
626. Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
627. Как искусство помогает понять действительность?
628. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
629. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать искусство?
630. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.
631. « Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)
632. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
1 декабря порядка 650 тысяч одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение — допуск к государственной итоговой аттестации для выпускников.
Как узнать результаты итогового сочинения
Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).
28. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Как оценивается итоговое сочинение
Сочинение оценивается по системе «зачет»/»незачет». Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки: 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Срок действия результатов
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА — бессрочно, при подаче документов в образовательные организация высшего образования — 4 года. Если участник прошлых лет принимает решение переписать итоговое сочинение, то результат предыдущей работы аннулируется.
212. Что мешает доверию между людьми?
307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ.
101. Какого человека можно по праву назвать героем?
308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?
Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве) — Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область
Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве) — Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков? 201. Как найти своё место в обществе? 304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса? 413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе? 506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
201. Как найти своё место в обществе?
304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве) — Омская область
107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
104. Только ли добрые дела не подлежат забвению? 206. Что труднее: подчиняться или подчинять? 303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах? 409. Чему мешают и чему помогают сомнения? 510. Кого можно считать героем нашего времени?
409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
510. Кого можно считать героем нашего времени?
Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве) — Республика Бурятия, Иркутская область
204. В чём польза и опасность компромисса?
407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве) — Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край
203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?
103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
509. Каково отношение современного человека к природе?
Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве) — Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область
Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве) — Камчатский край, Чукотский автономный округ
108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать? 213. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека? 301. Что должно оставаться неизменным в любое время? 410. Помогает ли разговор с собой понять других людей? 512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы
Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.
Темы итогового сочинения по регионам
111. Чем путешествие может обогатить человека? 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям? 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию. 501. Что значит быть гражданином?
Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область
ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, республика Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)
Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан
101. Как путешествия могут изменить человека? 212. Шаги цивилизации: обретения и потери. 305. Можно ли заставить человека раскаяться? 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова? 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
Амурская область, Забайкальский край, Якутия
106. Книга как путешествие в прошлое. 202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса? 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир. 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии
Бурятия и Иркутская область
Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени? 208. От чего предостерегают человечество антиутопии? 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям? 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня. 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Темы итогового сочинения по направлениям
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность, раскаяние и т.п.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова? 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)! 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру? 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня. 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям? 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало. 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию. 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии? 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир. 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год