Добавление к оценке весового коэффициента, или просто веса, позволяет учесть «важность» задания, за которое выставлена оценка. Например, для домашней работы может быть выбран вес = 1, для контрольной — вес = 3, а для итоговой контрольной работы — вес = 5. Веса оценок учитываются при расчете среднего балла учащегося, который в этом случае правильнее называть средневзвешенным баллом.
Средний балл рассчитывается как сумма всех оценок деленная на количество оценок, средневзвешенный балл — как сумма произведений оценок на их веса, деленная на сумму весов.
Приведем пример: поставлено 5 за домашнюю работу (которой назначен вес 1) и 3 за контрольную работу (которой назначен вес 3). Тогда средний балл = (5 + 3)/2 = 4 балла, а средневзвешенный = (5×1 + 3×3)/(1 + 3) = 14/4 = 3.5, что отражает тот факт, что оценка за контрольную работу важнее, чем оценка за домашнее задание. Вес можно представить как количество соответствующих оценок — средневзвешенный бал за пятерку с весом 1 и тройку с весом 3 точно такой же, как средний балл за одну пятерку и три тройки.
Средневзвешенный балл таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Величины весов за разные виды оценок определяется локальными нормативными актами учебных организаций.
- Средневзвешенный балл
- Средний балл
- Что такое средний балл в школе
- Отличие среднего балла от средневзвешенного
- Рекомендации Министерства Образования по расчету среднего балла в школе
- Особенности вычисления среднего балла в школе
- Какой средний балл аттестата нужен для поступления в вуз и ссуз
- Колледжи
- Вузы
- Сколько «весит» оценка (и что это значит)
- Почему в ЭЖД и в бумажном дневнике могут быть разные оценки
- Можно ли исправлять оценки
Средневзвешенный балл
Как посмотреть средний балл в электронном дневнике и рассчитать его самому? Все полученные за четверть оценки складываются, затем делятся на их количество. Если интересует средневзвешенный балл, нужно умножить сумму оценок на веса работ, затем разделить на общую сумму весов.
Для начала необходимо разобраться, что такое средневзвешенный балл. Это аналитический показатель, который помогает отслеживать успеваемость ученика. Учитывается не только средняя оценка по всем написанным работам, но и «вес» каждого вида работы в общем их числе.
Зачем нужен этот показатель? Ведь гораздо проще посчитать, какой балл будет в электронном дневнике, просто сложив все отметки и разделив их на количество.
Средневзвешенный способ подсчета позволяет учитывать важность каждого вида работ. Соответственно, чем больше ученик старался, тем выше вероятность заработать действительно хорошую итоговую отметку.
Средний взвешенный балл в электронном дневнике высчитывается системой автоматически на основании заданных параметров (данные вводит администрация учебного заведения).
Каждая школа самостоятельно определяет, сколько будет весить тот или иной тип работ – никакой единой, унифицированной инструкции не существует. Давайте объясним подробнее на примере!
Администрация учебного заведения назначает такой вес для работ:
- Контрольная – 5;
- Ответ у доски – 3;
- Лабораторная работа – 2;
- Самостоятельная работа – 4;
Теперь посмотрим, как система считает оценки за четверть, если ученик успел сделать следующее:
Как считать средневзвешенный балл в электронном дневнике, имея такие показатели? Не переживайте, калькулятор вам не понадобится, система все сделает самостоятельно. Но знать, как подсчитывается итоговое число, необходимо.
Вот как считать оценки в электронном дневнике, формула простая: суммируется произведение оценок с их весами, получившаяся цифра делится на общий вес всех полученных оценок.
Несложно догадаться, какая именно итоговая оценка выставляется в электронном дневнике. За четверть данный ученик получит заслуженную четверку.
Если в данном конкретном случае все просто и понятно, как быть в спорных ситуациях? Если выходит 4,5 или 3,5, какая отметка станет итоговой?
Система оценок работает так: предварительно администрация школы разрабатывает алгоритм подсчета и определяет, сколько будет весить каждый тип работ. Затем эти данные сохраняются в интерфейсе электронной площадки, дальнейший подсчет ведется уже автоматически.
Соответственно, администрация и определяет, как оцениваются баллы в электронном дневнике и в чью «пользу» будет выставлена итоговая оценка. В некоторых учебных заведениях 4,5 трактуется в пользу ученика – он получит «отлично». В других школах, чтобы заработать пятерку за четверть, нужно набрать минимум 4,6 или даже 4,7.
Обратите внимание: в каждом учебном заведении есть внутренний акт или положение, которое регламентирует работу школы с электронной образовательной платформой. Если у вас возникли вопросы, нужно ознакомиться с этим документом – и вы узнаете, как рассчитывается годовая оценка в электронном дневнике, по какому принципу считается средневзвешенный балл и считается ли он вообще.
Документ должен находиться в свободном доступе, например, на сайте школы. Если его там нет, запросите копию у классного руководителя или завуча. Предоставить ее обязаны!
Средний балл
Пожалуйста, не путайте процесс вычисления средневзвешенного балла и то, как высчитывается средний балл в электронном дневнике. Со средним показателем успеваемости все намного проще.
Чтобы узнать средний уровень успеваемости ученика, не нужно быть великим математиком. Достаточно просто сложить все полученные за четверть оценки, а затем разделить сумму на общее число этих самых оценок.
Приведем пример, чтобы было понятнее, как посчитать средний балл оценок в электронном дневнике:
Как видите, средний балл вновь составляет 4 – именно эта отметка и пойдет в дневник в качестве итоговой!
Почему важно знать, как считается средний балл в электронном дневнике по оценкам? Потому что не все учебные заведения используют средневзвешенное значение – некоторые просто не придают значения весам работ. Другие выставляют для всех работ одинаковый вес, в этом случае мы снова приходим к подсчету только среднего уровня успеваемости. Это гораздо проще и быстрее – но вам и не нужно ничего делать самостоятельно, все подсчитает автоматический алгоритм.
Напоследок несколько слов о том, где посмотреть средний балл в электронном дневнике. Родителям нужно заглянуть во вкладку «Дети», а ученикам – в раздел «Образование». Внутри есть подраздел «Успеваемость», где отображаются текущие отметки за четверть и итоговые оценки (если они уже были выставлены).
Что такое? Средний балл в школе позволяет проанализировать общую успеваемость ученика. По сути это оценка, с которой выпускник девятого или одиннадцатого класса школы участвует в конкурсе при поступлении в колледж или техникум.
Почему важно? Нужно донести до родителей и учеников, что при зачислении в вуз могут пригодиться хорошие отметки в школьном аттестате. Таким образом, именно средний балл станет пропускным билетом в новую жизнь.
Обязательные курсы для педагогов к 1 сентября со скидкой 40%: будьте готовы к изменениям в образовании
Купить курсы со скидкой
Что такое средний балл в школе
В конце каждой четверти учебного года в качестве промежуточного итога учащимся выставляют четвертные отметки. Они зависят от полученных оценок и выполнения итоговой контрольной работы.
Практически повсеместно в российских школах применяют систему деления учебного года на четверти. Реже, обычно для старшеклассников, год делится на 2 семестра или 3 триместра. Учеба начинается с 1 сентября, а заканчивается в конце мая следующего года. Длительность учебного года – 9 месяцев, он состоит из 2-х полугодий, каждое разделено на 2 четверти.
Оценки за четверть выставляют на основании внутреннего нормативного акта учебного заведения, составленного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». Так как ученикам начальных классов четвертные оценки не выставляют, то понятие «средний балл» к этому периоду учебы не относится.
Теперь коротко о средневзвешенных оценках. С данным параметром родители знакомятся, когда в школе используют электронный дневник. При такой системе значимость отметки определяется особым коэффициентом, зависящим от уровня сложности работ.
Коэффициент оценок домашних работ отличается от контрольных за четверть, диктантов или сочинений. Наиболее высокий коэффициент установлен для таких проверочных работ, которые полнее отражают знания, полученные учеником за четверть.
Впрочем, не всегда наличие электронного дневника позволяет вычислить средневзвешенную оценку. Отключенная функция означает, что учителя рассчитывают средние значения, как было принято до этих нововведений. Кстати, Минобразования РФ призывает отказаться от устаревшего метода подсчета.
Можно ли определить, какая оценка более весома, чем другие? За ответом придется обратиться к педагогу, ведь согласно ст.55 Закона РФ «Об образовании» право выбора способа выведения оценок за ученические работы принадлежит именно ему.
Отличие среднего балла от средневзвешенного
Разберем, как считают средний балл в школе, и в чем отличие от средневзвешенных оценок.
Для подсчета среднего балла суммируют все оценки и делят на их общее количество.
Для высчитывания средневзвешенного балла учитывается коэффициент, определяющий важность работы. По данному показателю можно более объективно оценивать успеваемость.
Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок)
Очевидно, что оценки «4» и «5» за выполнение контрольных работ более значимы, поэтому средневзвешенный бал выше среднего.
Важно: средний и средневзвешенный баллы могут совпадать, если коэффициенты работ одинаковые.
Проверить значение средневзвешенного балла в дневнике и классном журнале можно, если администратор, работающий с онлайн-ресурсом, настроил этот параметр. Если, открыв дневник ученика или приложение «Статистика успеваемости», вы не видите этого показателя, это означает:
Рекомендации Министерства Образования по расчету среднего балла в школе
19 ноября 1998 г. Министерство образования России выпустило документ № 1561/14-15, который определяет значимость расчетов среднего балла оценок за четверть в школе.
Также Письмо содержит несколько рекомендаций для педагогов:
Особенности вычисления среднего балла в школе
Первые итоговые оценки за четверть дети начинают получать со 2-го класса. Родителям иногда бывает трудно понять, как их рассчитывают. Поэтому остановимся подробнее на этом вопросе.
Правила подсчета среднего балла по предмету в школе:
Важно учитывать следующее:
Зная особенности характеров своих учеников, педагог может подходить индивидуально к расчету среднего балла за четверть. К примеру, оценивать выше устные ответы ученика, который хорошо работает на уроке, но затрудняется с выполнением письменных работ, даже если разбирается в теме. Или поставить более высокую оценку за выполнение контрольной при наличии недочетов и погрешностей, если видно, что ребенок устал или немного поспешил.
Здесь право выбора остается за учителем, он может не делать никаких «скидок», и родители должны это учитывать.
Какой средний балл аттестата нужен для поступления в вуз и ссуз
Что необходимо знать абитуриенту о значении среднего балла аттестата при поступлении в ссуз или вуз.
Колледжи
Решение о зачислении в ссуз принимается на основании среднего балла аттестата, поэтому данный показатель имеет большое значение. Отбор абитуриентов осуществляется без вступительных экзаменов, которые проводятся сейчас только для специальностей с творческим уклоном (дизайнеров, художников-оформителей, певцов, танцоров) или там, где предъявляются особые требования (военных, медиков, воспитателей). Приемная комиссия отбирает необходимое количество кандидатов, имеющих высокий средний балл аттестата.
Абитуриенты с хорошим средним баллом аттестата могут рассчитывать на получение бесплатного места в престижном ссузе (колледже, техникуме или училище), чтобы учиться востребованной и перспективной профессии. Ссузы не делают различий между выпускниками 9-го или 11-го класса, все абитуриенты участвуют в конкурсе на равных условиях. Желающим приобрести творческую или другую «особую» специальность необходимо пройти дополнительные вступительные испытания (ДВИ) в образовательном учреждении.
Разумеется, поступление зависит от того, какой средний балл получен в школе. Высокие показатели увеличивают шансы на успех. Для примера – поступить в престижный колледж при РЭУ им. Плеханова, Финансовом Университете, МГИМО или РАНХиГС на одно из популярных направлений (экономика, юриспруденция, гуманитарные науки), где очень мало бесплатных мест, можно со средним баллом аттестата 4,85-5,0. При большом наплыве абитуриентов показатели учитывают до двух цифр после запятой.
Впрочем, довольно много специальностей, где учиться бесплатно позволит наличие более низкого проходного среднего балла. Это направления:
- ИТ – достаточно иметь средний балл от 4;
- производственные специальности для работы в организациях сферы услуг и общепита, торговли, пищевой индустрии – можно поступить с баллом в пределах 3-4,3.
Решение спорной ситуации, когда несколько абитуриентов поступают с одинаковым средним баллом аттестата или результатами вступительных экзаменов и баллами в аттестате, принимается на основании оценок, выставленных за успеваемость по профильным предметам.
Вузы
Для поступающих в высшие учебные заведения вопрос, какой у них средний балл в школе, теряет актуальность. Приемная комиссия ориентируется на результаты сдачи ЕГЭ. Отдельные вузы (МГУ, МГЛУ, МГИМО, НГЛУ), а также некоторые специальности учитывают отметки за ДВИ. Кроме того, имеют значение полученные школьником дипломы, награды за победы в конкурсах и олимпиадах. Показатели среднего балла в данном случае не имеют значения.
Его могут принять во внимание в тех ситуациях, когда приходится выбирать из нескольких абитуриентов с равными баллами за ЕГЭ, ДВИ и личными достижениями. Тогда место получит кандидат, который предъявит более высокий средний балл. Но чаще комиссию интересуют оценки по профильным предметам. Для уточнения таких нюансов стоит изучить Правила приема абитуриентов данного вуза.
Калькулятор для расчета среднего балла в школе представлен в приказе Министерства просвещения №546 (п.5.36).
Важно понимать, что залогом получения высоких оценок в аттестате и на экзаменах является только хорошая учеба в течение всего года! И в этом случае не будет принципиальной разницы, как считать оценки за четверть или год – по среднему баллу или средневзвешенному.
Материал основан на следующих источниках:
Раньше было как? Открываешь дневник школьника — и там красным по белому выведены его оценки. С новыми технологиями изменилась жизнь не только у педагогов, которые выставляют оценки в электронный дневник, но и у родителей, которые не всегда понимают, что за отметку получил ребенок. Разбираемся вместе с директором московской школы № 1155 Татьяной Мориковой.
Сколько «весит» оценка (и что это значит)
Больше всего вопросов у родителей вызывает наличие в ЭЖД («Электронный журнал и дневник») рядом с оценкой по тому или иному предмету еще одной цифры — так называемого веса оценки, который варьируется от 1 до 4.
Татьяна Морикова поясняет: «Каждая школа руководствуется Федеральным законом „Об образовании“, на основании которого и разрабатывает свое собственное „Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся“. Именно в нем четко прописываются формы контроля и вес каждой отметки».
По сути, вес отметки в электронном журнале — это примечание, которое указывает на то, за что именно получена та или иная оценка. Так, вес 1, по словам Мориковой, имеет отношение к формам контроля, которые позволяют оценить отдельные результаты по освоению содержания учебных предметов. В этой категории — оценки за устные ответы, домашние задания, работу с картой и т. д.
Вес 2 подразумевает формы контроля, которые помогают оценить знания в комплексе по нескольким темам (сочинение, контрольная работа, зачет). Поэтому «тройка в квадрате», то есть с индексом «2», — это, скорее всего, за контрольную (но есть нюансы, о которых ниже). Вес 3 имеют формы независимой внешней оценки образовательных результатов (речь об олимпиадах, независимых диагностиках). Но есть важное но.
Так как в каждой школе своя система оценивания, то, например, в одном учебном заведении контрольная работа может иметь вес 2, а в другой — 4
Это просто формальность (2 не значит «меньше» или «хуже», чем 4), а не запутаться позволяет разъяснение, которое, как правило, стоит возле оценки с указанием, за что она, собственно, стоит: «словарный диктант», «практическая работа», «смысловое чтение» или, положим, «комбинированная работа».
Отдельная история — оценки за ВПР (Всероссийские проверочные работы). С одной стороны, в ряде школ вес этих оценок равен единице и они не могут существенно повлиять на итоговую оценку ребенка по предмету. С другой стороны, есть школы, где учителя сообщают ученикам, что от оценки за ВПР зависит оценка в году. Зависит или нет — в Департаменте образования и науки города Москвы, куда обратился за разъяснением «Мел», не комментируют. По всей видимости, здесь действует обычная система: каждая школа самостоятельно принимает решение относительно веса оценки за ВПР.
Татьяна Морикова отмечает: «Важны все отметки ребенка, но есть понятие промежуточной аттестации — это работа, позволяющая в комплексе оценить знания и умения за определенный учебный период (триместр, полугодие, год). Такие работы имеют большее значение в определении годовой отметки».
Почему в ЭЖД и в бумажном дневнике могут быть разные оценки
Во многих школах, особенно в начальных классах, по-прежнему стараются пользоваться бумажными дневниками: привычка вести дневник, по словам учителей, дисциплинирует учеников. Вот только нередко случается так, что в бумажном дневнике одно количество оценок по предмету, а в ЭЖД — другое, а иногда и оценки отличаются. Татьяна Морикова говорит, что «все отметки, которые выставляет учитель, должны быть обязательно перенесены в электронный журнал, иначе у ребенка и семьи может возникнуть ошибочное представление об уровне успеваемости по предмету. Несовпадение отметок тоже недопустимо».
Но это в идеальном мире, а в реальности учителя забывают переносить оценки или не ставят в бумажный дневник плохие отметки — только хорошие
И путаница все-таки возникает. Бороться с этим можно, только общаясь с учителем или, в случае необходимости, с администрацией школы.
Еще один важный момент: каждая оценка в электронном дневнике должна появляться своевременно, что также прописано в локальных актах школы. Так, за устный ответ или работу на уроке (например, за ответ у доски) отметка выставляется день в день, за проверочные работы (диктант, контрольная работа и т. д.) — в течение 3 дней со дня проведения работы, за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11-х классах) — в течение одной недели со дня ее проведения. Но лучше эти моменты (относительно сроков выставления оценок) уточнять у администрации школы.
В любом случае ситуация, когда контрольная была написана две недели назад, а оценки все еще нет, является серьезным недочетом в работе образовательной организации.
Можно ли исправлять оценки
Во времена бумажного классного журнала исправить оценку было невозможно: если в нем стоит двойка, то единственный шанс ее перекрыть — заработать несколько новых хороших отметок.
С ЭЖД в этом плане чуть проще. Татьяна Морикова поясняет: «Исправить отметку в электронном журнале технически возможно, процедуры исправления отметок определяются локальным актом школы. В некоторых случаях новая отметка ставится рядом с неудовлетворительной, а в некоторых — исправляется на новую».
Правда, как показывает практика, не все учителя умеют это делать или попросту не хотят, утверждая, что такая функция отсутствует
Есть у ЭЖД и еще один неочевидный плюс, особенно если ребенок имеет доступ к своему дневнику, — это система мотивации. Так, школьник видит не только свои отметки, но и может подсчитать, сколько четверок или пятерок ему необходимо для желаемого результата в итоге.
«Если, например, за работу получена отметка 3 с весом 2, то, чтобы ее перекрыть, необходимо получить две пятерки. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумму произведений оценок на их вес нужно разделить на сумму веса этих оценок», — объясняет Татьяна Морикова.
Получается, что систему обмануть нельзя — все подсчитывается автоматически, — но рассчитать, что нужно сделать, чтобы повлиять на конечную оценку, достаточно легко.
Иллюстрация на обложке: ymart / Shutterstock / Fotodom