класса на 2012/13
учебный год.
класса на 2012/13 учебный год.
класса на 2012/13
учебный год.
Цель и задачи
воспитательной работы в коллективе 6
«А» класса
Смоделировать
и построить воспитательную систему
класса, направленную на развитие и
раскрытие индивидуальности ребенка,
умеющего жить в классном коллективе и
строить со своими одноклассниками
отношения взаимопомощи и дружбы.
Совершенствовать
психологический климат, способствующий
развитию творческих способностей и
деятельности учащихся, формированию
коллектива.
Развивать
у учащихся желание знать, понимать и
действовать сообразно полученным
нравственным знаниям в реальных
жизненных ситуациях.
Продолжать
формировать позитивное отношение к
обычаям и традициям в своей семье,
своего народа, умения слушать и слышать,
смотреть и видеть, осознавать и делать
выводы.
Формировать
у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного
здоровья.
Создать
условия для благоприятного взаимодействия
всех участников учебно-воспитательного
процесса – педагогов, детей и родителей.
на
2012-2013 учебный год
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО Заместитель директора по ВР МБОУ Директор школы МБОУ
классных руководителей «СОШ № 8 г.Азнакаево» Азнакаевского «СОШ № 8 г.Азнакаево» Азнакаевского
МБОУ «СОШ №8 г.Азнакаево» муниципального района РТ: муниципального района РТ:
Азнакаевского муниципального района РТ __________/Г.Р.Гафурова./ _________/ А.М.Хамидуллин./
__________ /Л.Р.Галеева/
6А КЛАССА
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : АХМЕТОВА Г.Р.
Цель: Формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание
условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи воспитания класса:
• воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою
неразделимость, неразрывность с Отечеством;
• совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на
основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
• формирование сплоченного детского коллектива пятиклассников. Психолого—педагогическое сопровождение семей обучающихся в
период адаптации;
• изучение и корректировка межличностных отношений учащихся в условиях адаптационного периода с применением личностно—
ориентированного подхода в воспитании;
• создание условий для позитивного общения учащихся в классе, для проявления инициативы, ответственности;
• развитие познавательного интереса пятиклассников, привитие интереса к хорошей учебе;
• работа по сохранению здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
• организация интересного и полезного досуга обучающихся;
• привлечение родителей к делу воспитания и обучения детей.
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• организация социально значимой деятельности обучающихся.
Исходя из поставленных задач функции классного руководителя 6—го класса определяются как:
1. Организационно—координирующие:
• организация адаптации учащихся 5—х классов в связи с переходом в среднее звено обучения;
• организация преемственности с учителем начальной школы;
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (или опекунами) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
• проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно—вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организация классного самоуправления;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков
(вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);
• защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы,
организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям
спортом);
• организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в
быту;
• выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;
• работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;
• ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок
дневников, разработка методических материалов мероприятий);
• еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;
• организация дежурства по классу, школе, столовой; организация субботников и ремонта классного кабинета;
• забота о внешнем виде учащихся;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные:
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с
товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико—прогностические:
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
• направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
• ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.
4. Контролирующие:
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
• контроль за занятостью учащихся в системе дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков 5—го класса и решения вышеперечисленных задач мною были выбраны
следующие направления деятельности:
• Интеллектуальное
• Здоровьесберегающее (ЗОЖ)
• Духовно—нравственное
• Экологическое
• Профориентационное
• Формы воспитательной работы: тематические и организационные классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми и
специалистами разного профиля, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации родителей и учащихся,
посещение семей, посещение уроков в классе, вечера отдыха и чаепития, интеллектуальные игры и конкурсы, участие в
общешкольных мероприятиях, благотворительные и экологические акции, выполнение социально значимых проектов, инструктажи
по технике безопасности, выпуск классных газет и т.д.
• Воспитательные технологии: индивидуальный подход в воспитании, технология КТД, метод проектов, технология «портфолио»,
использование ИКТ в воспитательном процессе.
• Предполагаемые результаты воспитания: Воспитательная система класса должна привести к созданию классного коллектива с
развитым ученическим самоуправлением. Каждый член классного коллектива должен приобрести социально значимые компетенции,
он будет способен эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.
Циклограмма для классного руководителя
• Ежедневно
1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями—предметниками (по ситуации).
5.Работа с учащимися по проектной деятельности.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Сбор денег на питание.
3. Встреча с родительским активом.
4. Совещание по планированию работы (по графику).
5. Работа с родителями по проектной деятельности(по ситуации)
6. Оформление портфолио каждого учащегося.
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. МО классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Организация защиты проектов учащихся.
3. Оформление личных дел учащихся.
4. Анализ и составление плана работы класса.
5. Статистические данные класса (1 сентября).
Гражданское и патриотическое воспитание.
Цели:
• формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству,
принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и
историческому наследию и стремления к сохранению и развитию.
• создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции. гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения
способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
• развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений,
затрагивающих их права и развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно—патриотического.
Духовно—нравственное воспитание.
Цели:
• воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему
поколению, сверстникам, другим людям;
• развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания,
привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
• формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям—инвалидам, преодоление
психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
• расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными
организациями и институтами в сфере духовно—нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию.
Цели:
• создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
• поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий,
направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• создание и поддержка производства художественных, документальных, научно—популярных, учебных и анимационных фильмов,
направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
• совершенствование деятельности библиотек;
• создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья.
Цели:
• формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
• создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе
развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
• привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
• формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры
здорового питания и трезвости;
• распространение позитивных моделей участия в массовых общественно—спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Цели:
• воспитание у детей уважения к груду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
• формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
• развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые
ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально—значимой деятельности для осмысленного выбора
профессии.
Экологическое воспитание.
Цели:
• становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
• формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ.
Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа
жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у
учащихся на отдельные органы и системы органов.
Соблюдение санитарно—гигиенического режима в классе:
—влажная уборка,
—расписание уроков,
—создание интерьера класса
Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
Классный руководитель,
учитель физкультуры
Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно—транспортного.
Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
Классный руководитель,
учитель физкультуры
Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения,
алкоголизма.
Составление вставки книг по вопросам здоровья.
Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально—опасном положении.
Классный руководитель,
Администрация школы
Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа
жизни.
Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
Классный руководитель,
учитель физкультуры
Консультирование родителей.
Классный руководитель,
Администрация школы
Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Организация кружковой работы
Классный руководитель
Администрация школы
Работа с родителями.
Задачи:
Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребёнка;
Обучение родителей тому, как помочь ребёнку в учёбе;
Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
Формы работы:
анкетирование
беседы
индивидуальные и групповые консультации
родительские собрания
посещение семьи проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей
Примерная тематика родительских собраний на 2018-2019 учебный год
«Ваш ребёнок—
ученик 6 класса»
« Итоги первой четверти
– первые радости и
первые неудачи»
«Подросток и его
друзья» (как помочь
подросткам дружить и
состоятся в дружбе).
«Авторитет родителей в
воспитании подростков»
«Эффективность
сотрудничества школы и
семьи в воспитании
подростков»
План работы с классным коллективом на 2018 —2019 учебный год
Сентябрь
«Здравствуй
школа»
Ноябрь
Я— Гражданин
России
Декабрь
Край, в котором
мы живем
Январь
Мы— патриоты
России
Февраль
Мы – патриоты
России
Апрель
Наше
здоровье в
наших руках
Вот и стали мы
на год взрослее
БЛОК «Я – ЧЕЛОВЕК»
Духовно –
нравственное.
Воспитание семейных
ценностей.
Здоровьесберегающее
Инструктаж по
ТБ «Дорога в
школу. ПДД»
1.Вовлечение
детей в
кружковую
работу
2. Участие в
кроссе наций
1.«Безопасность во
время каникул,
правила
поведения»
Инструктаж
2. Участие в
районных
соревнованиях по
разным видам
спорта
.«Безопасность
во время
каникул,
правила
поведения»
Инструктаж
2. Участие в
районных
соревнованиях
по разным видам
спорта
Участие в
районных
соревнованиях
по разным
видам спорта
Участие в
районных
соревнованиях
по разным видам
спорта
1. Участие в
районных
соревнованиях по
разным видам
спорта
2.«Безопасность
во время каникул,
правила
поведения»
Инструктаж
Участие в
районных
соревновани
ях по разным
видам спорта
2. Единый
День
Здоровья
1. Участие в
районных
соревнованиях
по разным видам
спорта
2.«Безопасность
во время
каникул, правила
поведения»
Инструктаж
БЛОК «Я—
ГРАЖДАНИН»
Гражданско –
патриотическое.
Правовое воспитание и
культура безопасности.
Формирование
коммуникативной
культуры.
Социокультурное и
медиакультурное.
1. Урок
мужества,
посвящённый
100—летию
начала первой
мировой войны.
1.
Индивидуальные
беседы с
«трудными
детьми»
1. Классный час
«Конституция
РФ – закон
страны»;
1. Классный час
в виде беседы
«Блокада
Ленинграда»;
1. Участие в
мероприятиях,
посвященных
Дню защитника
Отечества;
1. Участие в
районных
Акциях,
посвященных
Дню Победы
БЛОК «Я—ПОЗНАЮ И
СОЗДАЮ»
Интеллектуальное.
Культуротворческое и
эстетическое.
Экологическое.
Профориентационное –
воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству.
Развитие
самоуправления
1.
Торжественная
линейка,
посвященная
Дню знаний
2. Классные
часы
3.. Участие на
субботниках
1. Классные
часы
2.Проведение
Дня учителя
3. Проведение
Дня пожилых
людей
4. Участие на
разных
предметных
олимпиадах
1. Классные часы
2. Проведение Дня
Матери
3.Участие на
разных
предметных
олимпиадах
1. Классные
часы
2.Изготовление
новогодних
украшений для
кабинета;
3. Подготовка и
проведение
новогоднего
праздника
1. Классные часы
2.Поздравление
мальчиков
класса с Днем
защитника
Отечества
1. Классные часы
2. Подготовка к
праздничной
концертной
программы ко
дню 8 марта
3. Поздравление
девочек класса с
праздником 8
марта
1. Классные
часы
2. подготовка
и проведение
Дня птиц
1. Классные часы
2.Праздничные
мероприятия ко
Дню Победы
3.Торжественная
линейка,
посвященная
концу учебного
года
Примерная тематика классных часов
на 2018-2019 учебный год
1. Урок— мира
2. Инструктаж по технике безопасности
3.Классный час по акции «Энергия добра» «Дети детям об энергосбережении»
4. Классный час классный час по ПДД «Береги свою жизнь»
5.Классный час «Гигиена и ее значение»
6.Классный час по теме «Здоровый образ жизни»
7.Диагностика—самооценка «Я – человек, но какой?»
8.Кл. час «75—й годовщина Победы ВОВ 1941-1945»
9.«Безопасность во время каникул, правила поведения» Инструктаж
10.Классный час «Как развивать свои способности?»
11.Классный Конкурс рисунков ко Дню матери
12.Классный час «Профессии наших родителей»;
13.Кл. час – беседа «Денежные отношения»
14.Классный час «Конституция РФ – закон страны»;
15.Кл час инструктаж «Безопасные каникулы»
16.Новый год праздничный огонёк
17.Классный час в виде беседы «Блокада Ленинграда»;
18.Классный час «Память человека. Как развивать и укреплять память?»
19.Классный час «Мой труд каждый день дома».
20.Классный час – беседа «Поведение в общественных местах»
21.КЛ час к 23 февраля «Курс молодого бойца»;
22.Классный час «Дружный класс. Без агрессии»
23.« Декларация прав ребёнка»
24.Классный час «Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение)»
25.Классный час «Права и обязанности граждан России. Уголовная ответственность».
26.«Добро и зло. Причины наших поступков»
27.Классный час «Юные герои России»
28.Классный час «Освоение космоса»
29.Правила дорожного движения
30.КЛ. час Этот ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
31. Классный час «Памяти павших будьте достойны»
32.Классный час «Герои российского спорта»
33.Кл. час «Вот и стали мы на год взрослее»
34.Кл час «Итоги учебного года»
Работа с учителями—предметниками
Посещение уроков по мере необходимости
Консультации с учителями
Приглашение учителей на родительское собрание
Посещение уроков по мере необходимости
Консультации с учителями
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Приглашение учителей на родительское собрание
Индивидуальные консультации по предметам.
Проведение классных мероприятий
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Приглашение учителей на родительское собрание
Индивидуальные консультации по предметам.
Индивидуальные консультации по предметам.
Защита проектов учащихся
Индивидуальные консультации по предметам
План работы по профилактике правонарушений
среди учащихся 6А класса на 2018-2019 учебный год
Работа с учащимися класса
Изучить Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
Выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении
Составление социального паспорта
Вести учет учеников класса, систематически пропускающих или не
посещающих учебные занятия без уважительной причины
Контроль занятости учащихся класса во внеурочное время. Привлечение
их к полезной деятельности: кружки, секции, шефская помощь
престарелым
Индивидуальные беседы с обучающимися:
девиантного поведения;
попавшими в трудную жизненную ситуацию;
по замечаниям и докладным
Психолого—педагогическая диагностика учащихся
Контроль поведения и внешнего вида учащихся класса
Посещение на дому учащихся класса. Анализ семейной ситуации
Оказание социальной, правовой помощи ребёнку и семье
Контроль посещения учащимися школьной столовой
Организация и проведение классных часов по привитию ЗОЖ,
профилактике табакокурения, употребления спиртных напитков, других
ПАВ
Помощь в организации классного самоуправления
Организация летнего труда и отдыха учащихся
Участие в работе МО учителей классных руководителей школы (по
приглашению)
весь год (согласно циклограмме)
Посещение уроков в классе
Совместная работа по замечаниям и докладным
Подготовка документов для пополнения портфолио класса и портфолио
каждого ученика
Участие в подготовке общешкольных мероприятий
Выступление на совещаниях, педагогических советах
Выявление семей класса, находящихся в социально опасном положении
Посещение семей учащихся класса. Анализ семейной ситуации
в течение года по мере необходимости
Оказание правовой, педагогической, материальной помощи нуждающимся
семьям
в течение года по мере необходимости
Проведение родительских собраний
Организация летнего труда и отдыха учащихся
Помощник спортивного сектора
Асхапова Альфия Ильнуровна
Ответственная за дежурство
Ахметзянова Камиля Айдаровна
Брагина Малика Витальевна
Винокурова Алина Александровна
Габделхаков Ильнар Ильмирович
Помощник спортивного сектора
Галимуллин Адель Радикович
Помощник трудового сектора
Гарифуллина Диана Айратовна
Мингазова Эльвина Ильгизовна
Насибуллин Ранис Ромесович
Помощник спортивного сектора
Нигьматзянов Данил Рафисович
Паскаль Константин Викторович
Помощник информационного сектора
Сетова Камилла Рустамовна
Помощник культмассового сектора
Тазиева Азалия Ильнуровна
Председатель совета дружины школы
Хабибуллин Азамат Фаритович
Хакимов Рамазан Ранисович
Хафизов Радель Ильвирович
Хамидуллин Тимур Марселевич
Помощник трудового сектора
Хисамова Лейла Альбертовна
Хисматов Ильназ Ильдусович
Шамгуллин Ильназ Салаватович
Шамсутдинова Ралина Рифкатовна
Помощник культмассового сектора
План работы отряда волонтеров 6А класса
на 2018—2019 год
Создание отряда волонтеров
Классный руководитель, педорганизатор, командир класса
Закрепление волонтеров за ветеранами ВОВ, ветеранами пед.труда и
престарелыми людьми.
Классный руководитель, педорганизатор, командир класса
Оказание помощи престарелым людям в уборке огорода, двора.
Классный руководитель, педорганизатор, командир класса
Уборка памятников, закрепленных за школой.
Командир класса
Отряд волонтеров
Организация поздравления на дому пожилых людей
Командир класса
Отряд волонтеров
Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с Днем единства
Командир класса
Отряд волонтеров
Акция «Спешите делать добро», посвященная Дню инвалида».
Командир класса
Отряд волонтеров
Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Новым Годом.
Командир класса
Отряд волонтеров
Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ и престарелым людям
Командир класса
Отряд волонтеров
Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ
Командир класса
Отряд волонтеров
Поздравление на дому ветеранов ВОВ
Командир класса
Отряд волонтеров
Организация поздравления на дому учителей—пенсионеров и женщин—
ветеранов с Днем 8 Марта
Командир класса
Отряд волонтеров
Оказание адресной помощи престарелым людям
Командир класса
Отряд волонтеров
Организация и проведение субботника
командир класса
Отряд волонтеров
Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ
Командир класса
Отряд волонтеров
Командир класса
Отряд волонтеров
Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Днем
Победы
Командир класса
Отряд волонтеров
Командир класса
Отряд волонтеров
Занятие 1.
«Знакомство»
Время проведения — 20 минут.
Проводится в одном из двух вариантов.
Мобилизация работоспособности
в начале работы группы (если занятие
проводится в конце учебного дня).
Все встают в круг. Кто-то из участников
выходит в центр круга, называет своё
имя и одновременно совершает какое-то
движение телом (танцевальное,
гимнастическое). Потом он возвращается
на место, а вся группа повторяет
названное им его имя и совершенное
действие, и так — до последнего участника.Стимуляция креативных способностей
участников группы. Каждый участник
называет свое имя и три присущих ему
качества, начинающихся на ту же букву,
что и его имя. Например: Надежда —
надежная, наивная, нравственная.
В конце в общем круге участники
кратко сообщают о своих ощущениях.
Занятие выявляет качества
личности, затрудняющие процессы
адаптации: робость и застенчивость,
трудности в самовыражении, стремление
к признанию и оппозиционность
(подростки применяют нарочито-вызывающие,
артистические или агрессивные
метафорические обозначения имени, типа:
«Ковбой», «Моби Дик», «Пулемёт», «Гадина»).
Занятие 2. « Мои
главные достижения»
Время проведения
— 45 минут.
В круге каждый участник описывает
несколько (1-3) совершённых им успешных
поступков, решений в ситуации кризиса,
деятельностей и хобби, подчеркивая в
каждом из рассказов, что он как личность
приобрёл в данном хобби или поступке.
После каждого участника остальные
участники в круге по предложению
ведущего голосуют в тех случаях, если
их хобби совпадают с описанным. Участники
с совпадающими хобби каждый раз при
совпадении аплодируют друг другу, а
если описанное хобби — единственное в
группе, то его автору аплодирует вся
группа.
Если подростки выявляют высокую
заинтересованность темой данного
занятия, его можно продолжить:
предоставить возможность малым группам,
объединённым по сходству хобби,
обсудить, как они совместно будут их
реализовывать.
Занятие позволяет педагогу
выявить склонности, мотивации и
направления самореализации участников,
что следует использовать для организации
коллективных творческих дел.
Занятие 3.
«Доверительная поддержка»
Время проведения — 30 минут. Малые
группы по 6-7 человек, стоят в плотном
круге диаметром 1,3 метра (на расстоянии
вытянутых навстречу по диаметру круга
рук).
Один из участников становится
в центр круга, а остальные выставляют
к нему ладони. Центральный участник,
не сдвигая ног, медленно падает в любую
сторону, а стоящие с этой стороны мягко
ловят его на свои ладони и отправляют
другим и т.д. Таким образом, центральный
участник маятникообразно колеблется
в круге, не смещая ног, в течение минуты.
Каждый должен по разу побывать в центре
круга. В конце участники делятся
впечатлениями о своих переживаниях в
центре круга.
Занятие выявляет тех участников,
у кого после первых двух занятий всё
ещё сохраняется высокий уровень
напряжения и тревоги и кто ещё не
испытывает к другим участникам
необходимого доверия.
Занятие 4. «Я
— друг»
Время проведения — 1час.
Каждый участник группы рассказывает
о своем понимании дружбы и о поведении
друга — как должен поступать настоящий
друг и что другу не простительно делать.
Ведущий или один из участников
на листе ватмана, разделенном на три
колонки, или на так же разделенной
доске записывает предлагаемые группой
признаки положительного (в первой
колонке) и отрицательного (во второй
колонке) поведения друга.
Далее ведущий задает группе
вопрос: «Кто бы смог простить своего
друга за то или иное недопустимое
поведение? Чем бы вы это могли себе
объяснить?» На лист ватмана или доску
выносятся предлагаемые варианты (в
третьей колонке).
В общем круге участники делятся
впечатлениями: что нового они узнали о
дружбе и что нового в себе открыли в
ходе дискуссии.
В динамике занятия можно определять
полноту освоения участниками понятий
в данной области. Это косвенно говорит
о том, что у участника, в соответствии
; текущим этапом развития личности,
формируется опыт юношеской «исповедальной»
дружбы.
Занятие 5. «Я —
понимающий тебя»
Время проведения — 1 час.
Проводится предварительная
дискуссия на тему «Приемы активного
(хорошего) слушания»: невербальное
поощрение рассказа — мимикой,
доброжелательным выражением лица и
жестами, открытой и приглашающей к
разговору позой и т.д.
На отдельных листах ватмана или
на разделённой надвое доске ведущий
выносит заранее подготовленный
наглядный материал: «Слушайте, чтобы
выиграть» (левый лист или часть доски)
и «Слушайте, чтобы проиграть» (правый
лист или часть доски).
На левом листе или на левой части
доски под названием «Слушайте, чтобы
выиграть» написано (с пробелами между
первой и второй буквами в каждом первом
слове, чтобы при вертикальном чтении
первых букв получалось ключевое для
занятия слово):
С ознательностъ — осознанное
отношение к миру.
Л оялъностъ — нейтральное
отношение к кому, чему-либо.
Уважение — признание чьих-либо,
каких-либо достоинств.
Шутка — улыбка, юмор.
А даптация — приспособление
к окружающей среде.
И нтерес — особое внимание.
Т античность — обладание
чувством меры.
Е дгшомыслие — одинаковый с
кем-то образ мысли.
На правом листе или на правой
части доски под названием «Слушайте,
чтобы проиграть» написано:
Субъективность — предвзятый
взгляд на вещи и обстоятельства.
Л ицемерие — поведение,
прикрывающее неискренность.
У прямство — неуступчивость
в поведении.
Ш аблоны — стереотипы.
А мбицаозность — агрессивность,
обостренное самолюбие, спесивость.
И гнорирование ~ не обращается
должного внимания на собеседника.
Тревожность — повышенное
беспокойство.
Ехидство — злоба, язвительность.
Участники распределяются в малые
группы по три человека в ролях: рассказчик,
слушатель, наблюдатель. Рассказчик
приводит рассказ о каком-либо значимом
для него или трудном событии в жизни:
об экзаменах, о конфликте, о принятии
важного решения и т.п. Слушатель применяет
приемы активного слушания, пытается
почувствовать эмоции и переживания
рассказчика и задает уточняющие вопросы.
Наблюдатель поощряет моменты эффективного
общения. Проводится смена ролей. В круге
участники говорят о своих переживаниях
и в роли говорящего, и в роли слушающего
о том, что им помогало понимать другого
и что мешало, что было интересным и
(или) неинтересным в занятии.
Основная задача занятия — помочь
участникам осознать и преодолеть
противоречие между привычными для
них формами поведения в трудных жизненных
ситуациях и тем фактом, что они не
всегда обеспечивают успешное решение
проблем и успешное межличностное
общение. Противоречие обнаруживается
по пережива ниям разной степени
интенсивности — от тревоги, чувства
стыда, вины, разочарования, раздражения,
агрессии, неуверенности и беспомощности
до страха, а также по обострению
сопротивления с желанием участника
прекратить тренинг. Преодолеть
противоречие участник может, лишь
обнаружив в своём жизненном опыте более
эффективные приёмы слушания партнёра
и сценарии общения.
Для дополнительной помощи
участникам ведущий даёт группе краткую
информацию из конфликтологии — о роли
конфронтации между старыми и новыми
сценариями поведения как одного из
основных механизмов развития личности.
Занятие диагностирует противоречивый
жизненный опыт участников в преодолении
кризисных ситуаций и содержание типичных
для детей кризисных ситуаций.
Занятие Б. «Мои
лучшие способы преодоления стресса»
Время проведения — 1 час.
В круге каждый участник рассказывает
о 2-3 своих лучших способах успокоения
в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм
каждого из них и записывает на доску.
Остальные голосуют, если сами используют
приведенные способы и с их помощью
помогали другим (друзьям, знакомым,
родственникам).
В результате анализа и обсуждения
описанных способов группа делает два
вывода.
Во-первых, вывод о том, что каждый
человек имеет множество механизмов
совладания со стрессами — в сфере
переключения деятельности и хобби,
коммуникаций, общения с природой,
обращения к искусству, в сфере отдыха,
питания, бытовой «физиотерапии»,
внутреннего монолога или диалога и др.
Во-вторых, вывод о том, что они
могут эффективно помогать друг другу
в случаях сходства у них применяемых
способов совладающего со стрессом
поведения.
Занятие диагностирует сценарии
психологических защит и совладающего
поведения.
Занятие 7. «Мои
любимые недостатки»
Время проведения — 25 минут.
В «щадящей» (юмористической)
форме проводится конфронтация между
участниками и их негативным жизненным
опытом или субъективно неприемлемыми
чертами характера (в гештальтпсихологии
и психотерапии они обозначаются как
части «Я» или субличности) с психологическим
принятием личностью своего негативного
опыта и на этой основе — принятием себя
в целом.
Группа в общем круге. Ведущий
даёт инструкцию, и первый из участников
говорит о двух или более любимых
недостатках в себе самом и в соседе
справа (слева). Далее уже этот сосед
говорит сначала о любимых недостатках
в себе и следующем соседе. И так далее
— по кругу до его завершения.
При желании участники могут
рассказывать друг другу, каким образом
они прощали себе и соседям описываемые
недостатки.
Данное упражнение позволяет
выявлять участников со стойко заниженной
самооценкой и с тенденциями к преувеличению
своих недостатков.
Занятие 8. «Мы
все разные»
Время проведения — 1 час.
Сначала группа стоит в большом
круге. У каждого в руках по чистому листу
бумаги (А-4). По инструкции ведущего
участники складывают листы пополам и
отрывают правый угол любым способом.
Снова складывают и отрывают правый
угол, и так — 4 раза. Далее по команде
ведущего участники разворачивают листы
и выкладывают их на пол в круг.
Ведущий предлагает участникам
1-2 минуты внимательно посмотреть на все
листы, представив себе, что это — люди
(потенциальные друзья, невесты, коллеги
по будущей после школы учёбе или работе),
и мысленно ответить на такие вопросы:
Какие чувства и размышления возникают
при рассмотрении листов? Какие листы
не нравятся и что хочется с ними сделать?
Что хочется сделать с теми листами,
которые понравились? Какие чувства они
у вас вызывают?
Затем участники по команде
ведущего закрывают глаза, делают
несколько шагов по кругу, чтобы оказаться
перед другим листом и наугад выбирают
один из них. Ведущий предлагает
участникам открыть глаза, разглядеть
доставшийся им лист (метафорического
«человека») и почувствовать, что им
нравится в нем или нет. Если достался
собственный лист, то — решить, хочется
ли в нём что-то изменить и что именно.
Как только участники начали
размышлять над своим выбором, ведущий
как бы размышляет вслух, говоря, что
сейчас участники испытывают чувства,
моделирующие ситуацию жизненного
выбора с заранее неизвестными последствиями
и готовность человека принять этот
заранее неизвестный ему выбор.
Занятие диагностирует способность
участников к принятию
новой ситуации и выбора.
Занятие 3.
«Я — лидер!»
Время проведения -1,5 часа. Состоит
из двух частей с разными технологиями
проведения каждой.
Тренинг осознания своих лидерских
качеств. В общем круге участники
последовательно рассказывают друг
другу о случаях, когда они выполняли
различные лидерские роли. Ведущий вводит
понятие о множественности лидерских
ролей и их изменении в зависимости от
ситуации и сферы деятельности. Обсуждается
динамическая смена лидеров в группе
и семье, необходимость иметь в коллективе
и семье для их успешного развития самый
широкий набор разных лидеров.
Вторая часть — групповое
самотестирование в форме анкеты. Ведущий
раздает участникам анкету типичных
лидерских качеств и ролей в разных
сферах жизнедеятельности:
В управлении и принятии решений:
вожак, руководитель.В выработке решений (гипотез):
генератор идей, компьютер, выдумщик,
фантазер.В мотивации к деятельности и её
организации: энтузиаст, трудоголик,
заводной.В коммуникациях между участниками
деятельности: специалист по обще-нию («коммуникатор»), менеджер,
дипломат, переговорщик В сфере знаний:
кладезь премудрости, банк данных,
библиотека, знайка.В сфере практических навыков
для реализации деятельности: мастер
на все руки, рукодельник, умелец.В эмоциональной поддержке
деятельности и психологической защиты
от стрессов: психотерапевт, лучший
хвалитель, оптимист, добрый.В оценке результатов деятельности:
верховный судья, оценщик, поощритель.В культуре и досуге участников:
затейник, хранитель традиций, культуровед
(литературо-, музыко-, киновед), главный
театрал, спортсмен или турист.
Последовательно каждый участник
по кругу называет лидерские качества
и роли, которые обнаруживает у каждого
участника группы: по одному качеству
на участника. Остальные записывают
распознаваемые у них лидерские качества
в свои анкеты. Далее каждый участник
подсчитывает, сколько баллов набрало
каждое из его лидерских качеств; какова
его доля в процентах от общего числа
отмеченных лидерских качеств (оно равно
числу участников группы, кроме него
самого).
Проводится групповая дискуссия
на следующие темы: Множественность
лидерских ролей — в разных сферах
деятельности и общения. Правильное
понимание проблемы лидерства, основанного
не на способностях «командовать», а на
способностях человека эффективно
организовать и осуществить различные
по содержанию деятельности. Наличие
лидерских ролей (в разных деятельностях)
у каждого участника группы. Необходимость
наличия в каждой социальной группе
(классе), для её успешного функционирования
полного набора различных лидерских
ролей.
Данное занятие диагностирует
социально-психологические роли в группе,
лидерство в различных сферах
жизнедеятельности; далее этот материал
можно использовать во внеклассной
работе для поддержки у подростков
максимально эффективных ролей.
Занятие 10. «Продавцы и покупатели»
Время проведения — до 45 минут.
Группа делится на пары; в каждой
из них каждый из участников будет
выполнять сначала роль «продавца»,
а затем — роль «покупателя».
Ведущий даёт инструкцию
одновременно всем парам:
«Сейчас мы поставим в центр круга
два стула на небольшом расстоянии друг
от друга — это будет у нас входной дверью
в магазин. Работаете последовательно
по парам, выходя к этой «двери». В каждой
паре один играет роль «продавца», а
другой — роль «покупателя». Время —
две минуты девятого. «Продавец» запирает
входную дверь, уходя домой. «Покупатель»
подбегает к двери и обращается к
«продавцу» с просьбой вновь открыть
дверь и продать какое-то количество
хлеба. В этой сцене у каждого участника
свои цели. У «покупателя» цель — во что
бы то ни стало уговорить «продавца»
продать хлеб. У «продавца» цель — в первую
очередь отстоять график работы
магазина и своё право вовремя уйти с
работы; правда, во вторую очередь он
всё-таки должен думать и о выручке, и о
сохранении клиентуры. Каждая пара у
«двери» играет эту сцену до момента её
завершения — согласия либо отказа
«продавца» продать хлеб. После того как
последовательно все пары сыграют эту
сцену с первоначальным распределением
ролей, далее они последовательно играют
эту же сцену со сменой ролей — тот, кто
был «продавцом», становится «покупателем»
и наоборот.
Остальные участники в круге, кто
не занят в сцене, наблюдают за развитием
событий в каждой паре; их задача —
установить, какие стратегии поведения
«продавца» и «покупателя» являются
наиболее успешными для достижения их
целей». После завершения задания в общем
круге участники обсуждают:
своё самочувствие в каждой из
ролей (уверенность, чувство неудобства,
злорадства, превосходства, униженности
и т.п.); х наиболее эффективные сценарии
поведения в роли «продавца» и «покупателя».
Занятие диагностирует затруднения в
сфере общения, зависимые от особенностей
характера (застенчивость, тревожная
мнительность, замкнутость) и недостаточной
эмпатии.
Занятие 11.
«Неуверенное, агрессивное и уверенное
поведение»
Время проведения — 1 час.
Ведущий произносит вступительное
слово.
«В жизни нам непрерывно встречаются
трудные или неприятные для нас ситуации
и если мы недостаточно подготовлены к
встрече с ними, то можем дать на них
неадекватные реакции. Сейчас в упражнении
речь пойдет о вашем поведении в разных
конфликтных ситуациях. Оно может быть
предопределено какими-то не преодоленными
детскими или подростковыми страхами —
тогда оно будет неуверенным. Оно
может быть предопределено агрессивностью,
не преодоленной или даже закрепившейся
с детства, которую сейчас вы используете
как защиту от неприятностей. И только
взрослеющая личность (ваше взрослое
«Я») может иметь уверенное поведение в
конфликтной ситуации. Именно такое
поведение вы и будете сейчас
тренировать.
В данном упражнении вы разобьетесь
на пары. Один последовательно в каждой
конфликтной ситуации будет играть роль
«виновника» конфликта, а другой -роль
«пострадавшего»; затем — наоборот.
Сценарии ситуаций приведены ниже.
В каждой сцене «виновник»
обращается к «пострадавшему» с сообщением
о какой-то неприятности. Участник в роли
«пострадавшего» должен последовательно
продемонстрировать сначала неуверенное,
затем агрессивное и, наконец, в завершение
задания — правильное, уверенное поведение.
Затем роли в парах меняются, и
все ситуации играются в противоположных
ролях.
Пример: Приятель сообщил, что
выболтал вашу тайну.
Неуверенное поведение выглядит
примерно так: «Ну, так и знал, что же мне
теперь делать…». Неуверенное поведение
основано на принятии вами на себя вины
за ситуацию, на боязни начать её решать,
на принятии человеком роли «жертвы».
Агрессивное поведение выглядит
примерно так: «Черт возьми! Тебе ничего
доверить нельзя! А еще — друг!» Агрессивное
поведение построено на перенесении
вины на другого участника (тем более,
что тот конечно виновен его еще и унижаете
и отказываетесь от дальнейшего
взаимодействия с ним для решения
проблемы.
Уверенное поведение выглядит
примерно так: «Да. Вообще-то я не ожидал
от тебя. Теперь надо подумать о том, что
ты и мы вместе можем сделать в сложившейся
ситуации и как дальше вести себя, когда
мне опять надо будет сказать тебе что-то
важное».
Уверенное поведение построено
на вашей более взрослой позиции по
отношению к другому участнику ситуации
(«виновному»). Это позволяет вам
одновременно и защитить свои интересы,
четко, но без унижения, указать другому
на его вину, сохранить с ним добрые
отношения и взаимодействовать с ним
для преодоления ситуации, и при этом
основную роль в разрешении ситуации
передать именно ему.
Каждый из вас должен стремиться
овладеть уверенным поведением. Уверенное
поведение возникает из личного опыта
или может быть «заимствовано» из
опыта других взрослых, имевших большое
влияние на развитие вас как личностей.
В этих случаях для того, чтобы вести
себя уверенно, вы своим поведением
невольно отождествляете себя с ними;
этот прием вы можете использовать и в
данном упражнении.
Приведем примеры конфликтных
ситуаций — из них для упражнения выберите
сначала те три, которые будут использованы
в первом распределении ролей, а затем
другие три — для другого распределения
ролей:
1. Вам в киоске сказали, что у них
горячие пирожки, вы купили, но
пирожок
оказался холодным. Вы возвращаете
его продавщице и говорите…
Приятель вернул вам магнитофон,
взятый на вчерашний вечер, испорченным.
Вы говорите… (в «женском» варианте:
Подруга взяла у вас на вечернее
свидание модную шляпку/сумочку/шарфик,
а наутро возвращает надорванной)…Приятель взял у вас взаймы, но
не только не собирается отдавать, но и
просит у вас еще. Вы говорите…Ваш приятель без предупреждения
привел к вам в гости незнакомого вам
человека.и поставил вас в неловкое
положение. Вы говорите…К вам подходит знакомый/знакомая
и начинает обвинять вас в том, что вы
якобы что-то «наговорили» про него/неё
общим приятелям.Сцена ревности: ваш приятель/ваша
подруга обвиняет вас в том, что вы, с
его/её точки зрения, были на прошлой
вечеринке слишком внимательны к его/её
подруге/другу, отчего она/он сегодня
по телефону отказалась/ся от свидания
с ним/ней.
Уверенное поведение должно быть
натренировано до автоматизма. Для этого
сцену можно проигрывать в разных
вариантах и столько раз, пока у
«пострадавшего» не возникнет это
чувство уверенности в себе.
Критерии достижения результата:
а) появление у участника в роли
«пострадавшего» чувства
удовлетворённости
собой, активности,
впечатления в разрешимости ситуации,
тогда как неуверенное и
агрессивное
поведение порождает напряжение, тревогу,
страх за себя;
63
б) появление у участника в роли
«виновного» чувства виновности, но
безобиды и даже с желанием сотрудничать
с тем, кому причинил неприятность. После
приведенной инструкции ведущего
участники делятся на пары случайным
образом и выполняют упражнение.
Далее в большом круге участники
делятся впечатлениями от упражнения —
как себя чувствовали в разных ролях,
какими были сценарии уверенного
поведения.
Занятие диагностирует степень
развития уверенности в себе, зрелости
«Я» («Я взрослый»), зрелости психологической
защиты от ситуации неудачи, разные
сценарии совпадающего поведения в
ситуации неудачи.
Занятие 12. «Черты характера»
Время проведения — 1 час. Группа
в большом круге. У каждого участника
-лист бумаги и авторучка. Упражнение
выполняется в шесть этапов.
Ведущий предлагает участникам
(не обсуждая с соседями, молча!) написать
по пять «сильных» и по три «слабых»
качества своего характера, затем
перевернуть листки бумаги и временно
отложить.Далее ведущий переключает
внимание участников на ватманский
лист, укрепленный на доске или стене,
и задает вопрос группе: «Как вы считаете,
какими чертами характера обладает
человек, который впал в зависимость от
курения, алкоголя или наркотиков?
Нет секрета в том, что многие дети
начинают это делать в очень раннем
возрасте. Тема является актуальной для
всех нас!»Перечисляемые участниками черты
ведущий записывает на левую половину
ватманского листа.Потом ведущий предлагает
участникам молча сравнить список своих
черт (1-й этап) со списком черт характера
предполагаемого зависимого человека
(2-й этап).Затем найденные сходства
обсуждаются. Группа, сравнивая результаты
отдельных участников, может вывести и
общие закономерности сходств и различий
этих списков. Проводится групповая
дискуссия; её цель на данном этапе
занятия: достичь участниками осознания
того, что у каждого из них есть в характере
такие черты, которые объективно
предрасполагают к употреблению ПАВ.
Далее тренер задает вопрос
участникам, являются ли выделенные ими
у себя «сильные» черты характера их
защитами от употребления ПАВ и
возникновения зависимости?
Те из участников, кто оценит свои
«сильные» черты характера как защищающие
от зависимости, против каждой из них
выставляют оценки их эффективности
именно как защиты — от 0 до 100%.
Эти обнаруженные участниками
защитные черты своего характера тренер
заносит на правую часть ватмана.
6. После этого он спрашивает
участников, есть ли, с их точки зрения,
еще какие-либо свойства личности,
защищающие от возникновения зависимости.
После того как участники называют их,
ведущий уточняет, есть ли среди них те,
что получены в результате данного
тренинга — в ходе совместной работы и
взаимодействия участников друг с
другом. Результаты 6-го этапа дискуссии
тренер добавляет на лист ватмана к
результатам 5-го.
Таким образом, возникает полный
список защит данной группы от ПАВ.
В завершение упражнения тренер
предлагает участникам высказать что-либо
друг другу в связи с тем, что они
участвовали в возникновении и тренировке
защит друг друга от употребления ПАВ и
зависимости.
Занятие диагностирует
характерологическую защиту от начала
употребления ПАВ и потенциального
развития зависимости от них, а также
способность
участников
к самоанализу.
Занятие 1 3. «Отвечаю за свое
«хочу»»
Время проведения — 1час.
Тренер сначала пишет на доске
или на прикрепленном листе ватмана
методический материал для занятия
и объясняет его.
Приведём схему объяснения
ведущего.
«У каждого из нас есть ЦЕЛИ. Цели
определяют собой какие-то ЗАДАЧИ,
позволяющие их достичь. Необходимость
решения задач приводит нас к началу
ДЕЙСТВИЙ. Совершаемые нами действия
дают РЕЗУЛЬТАТ.
Сокращенно последовательность
выглядит так: Цели — Задачи — Действия
-Результат.
Когда человек хочет чего-то
достигнуть, он говорит: «Я ХОЧУ».
Когда человек думает, какие
задачи надо решить, он говорит: «Я ДУМАЮ».
Когда человек совершает действие,
он говорит: «Я ДЕЛАЮ».
Когда человек получает результат,
он говорит: «Я ОТВЕЧАЮ».
Сокращенно последовательность
выглядит так: Я хочу — Я думаю — Я делаю
— Я отвечаю.
Совместим эти две последовательности
и получим такую:
ЦЕЛИ несут в себе понятие «Я
ХОЧУ».
ЗАДАЧИ содержат в себе понятие
«Я ДУМАЮ».
ДЕЙСТВИЯ подразумевают понятие
«Я ДЕЛАЮ».
РЕЗУЛЬТАТ символизируется
понятием «Я ОТВЕЧАЮ».
В жизни мы отвечаем за каждое
возникающее у нас желание и за его
реализацию. Например, парень
познакомился с девушкой. С этого момента
он ответственен за то, что происходит
в их паре по его инициативе. И наоборот.
Сейчас группа в случайном порядке
разделится по двое. Один из участников
делает другому какое-то предложение:
что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На
этой основе в паре возникает дискуссия.
Тот, кто сделал предложение, обосновывает
его важность, актуальность, поясняет
свои роли и пределы ответственности в
предлагаемом им деле. Тот, кому
адресовано предложение, вопросами
выясняет свои выгоды, интересы, задачи
и ответственность. Дискуссия длится до
принятия вторым участником решения —
согласиться с предложением или нет.
Затем роли в парах меняются.
После завершения упражнения мы
сядем в круг и обсудим чувства, которые
испытывали при его выполнении».
Далее участники, разделившись
по парам, выполняют упражнение.
После его завершения в общем
круге участники делятся следующими
впечатлениями. Какие чувства они
испытывали в разных ролях? Каковы
оптимальные
стратегии убедить согласиться
с предложением и в какой момент возникает
это согласие? Какова роль чувства
доверия в этом процессе и как оно
возникает у принимающего предложение?
Какова роль ответственности, принимаемой
на себя предлагающим, в возникновении
доверия к нему у принимающего предложение?
Примечание для тренера,
направляющего итоговую групповую
дискуссию: доверие к предложению
возникает при условии, если у выдвинувшего
его есть неразрывная связь
между самим предложением («я хочу») и
ответственностью за него
(«я отвечаю»); по вывешенной
на плакате схеме эта закономерность
наглядно иллюстрируется прямой и
неразрывной связью между «Я хочу» и «Я
отвечаю».
Занятие 14. «Упакуем чемодан
для отъезда с тренинга»
Время проведения — до 30 минут.
Группа в большом круге.
Один участник передает своему
соседу вымышленный «чемодан» для
«отъезда группы с этого тренинга».
При этом участник, передающий «чемодан»,
говорит соседу, принимающему «чемодан»,
об одном важном, с его точки зрения,
качестве личности, которое он в нем
заметил благодаря тренингу. Тем самым
передающий «чемодан» символически
«кладёт» в него это качество личности,
начиная тем самым «собирать чемодан
для отъезда с тренинга».
Принимающий «чемодан» должен
осознать это распознанное у него качество
и описать случай из жизни или из данного
тренинга, когда это качество «работало»
(помогало). Последний участник выносит
«чемодан» в центр круга, и все, глядя на
него, говорят о своих чувствах.
В произвольной форме — процедура
благодарности за работу и прощания.
Нелидов
А.Л. «Классный руководитель»№3, 2008,
с.55):
Литература
Нелидов А.Л., Попова
Т.А., Леднева Л.В. Программа семинара-тренинга
учащихся-волонтёров «Миссия доброй
воли» // Профилактика асоциального
поведения среди детей и молодёжи:
из опыта работы органов управления
образованием и учреждений образования
Нижегородской области. — Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр,
2003. — С. 166 — 222.Родионова Е.Л..
Нелидов А.Л., Щслина Т.Т., Сидоров П.Е.
Психолого-педагогическая служба
общеобразовательной школы в профилактике
формирования детских асоциальных
групп // Профилактика асоциального
поведения среди детей и молодёжи: из
опыта работы органов управления
образованием и учреждений образования
Нижегородской области. — Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр,
2003. — С. 7 — 69.Лидере А.Г.
Психологический тренинг с подростками:
Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. — М.: «Академия»,
2001. — 256 с.Шапиро Д. Конфликт
и общение: путеводитель по лабиринту
регулирования конфликтов. — Кишинэу:
«ARC», 1997. — 320 с.Коновалова О.Б.,
Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером. Выпуск
2. — Н.Новгород: Издательство ООО
«Педагогические технологии». 2003. — 96 с.Смит М.Дж. Тренинг
уверенности в себе: Перевод с английского.
— СПб.: Речь, 2001.-244 с.