Функции и виды деятельности классного руководителя

Функции и виды деятельности классного руководителя ГИС СОЛО

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Яна Игоревна Архипенко

Классный руководитель – это педагог, который занимается организацией учебно-воспитательной работы во вверенном ему классе.

Функции и виды деятельности классного руководителя

Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе.

Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.

Содержание
  1. Основные требования к классному руководителю
  2. Основные направления деятельности классного руководителя
  3. Цель и задачи деятельности классного руководителя
  4. Функции классного руководителя
  5. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
  6. Рекомендуем посмотреть
  7. Деятельность классного руководителя
  8. Основные функции
  9. Функции, которые выполняет классный руководитель
  10. Прогностически-аналитические функции
  11. Координирующая функция
  12. Коммуникативная функция
  13. Охранная и профилактическая функции
  14. Формы деятельности классного руководителя
  15. Кто он – классный руководитель
  16. Как строится работа классного руководителя?
  17. Суть работы классного руководителя
  18. Функциональные обязанности классных руководителей
  19. Должностная инструкция классного руководителя
  20. Права и ответственность классного руководителя
  21. Ведение классного журнала
  22. Ведение дневника классного руководителя
  23. Обязанности дежурного классного руководителя

Основные требования к классному руководителю

Для того, чтобы успешно осуществлять работы классного руководителя, педагог должен быть профессионалом своего дела, постоянно совершенствоваться и опираться на опыт более успешных коллег.

Согласно требованиями, предъявляемыми к классному руководителю, он должен:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Основные направления деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.

Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:

Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.

Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:

Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Рекомендуем посмотреть

Паспорт семьи в школе. Образец заполнения

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Как подготовить и провести дискуссию

Психологические особенности учащихся старших классов

Елена Александровна Булахова

Функции классного руководителя заключаются в создании условий для комфортной и успешной жизнедеятельности учащихся, в содействии их развитию, в становлении их духовности и помощи в постижении жизненного смысла. Основываясь на этом, классный руководитель выполняет ряд функций, в частности: аналитическую, организационно-координирующую, прогностическую и коммуникативную.

Деятельность классного руководителя

Деятельность классного руководителя – это основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Данная деятельность обусловлена современными задачами, которые педагог ставит перед собой. Классный руководитель осуществляет деятельность следующего содержания: общественное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и раскрытие его потенциальных способностей.

Классному руководителю необходимо осуществлять изучение личности воспитанника, его личных склонностей и интересов. Педагог в этой роли призван создавать благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого отдельно взятого ребенка в группе. Классный руководитель должен направлять и провоцировать самовоспитание и саморазвитие личности учащегося.
В обязанности классного руководителя входит координация деятельности учителей-предметников с целью интеллектуального, нравственного развития своих воспитанников и осуществления помощи в учебе.

Педагог, занимающийся классным руководством, должен содействовать получению дополнительного образования учениками через кружки, клубы, секции, которые организовываются непосредственно в школе или в учреждениях дополнительного образования.

В обязанности классного руководителя входит организация воспитательной деятельности в классе, соответствующей возрастным интересам, национальным традициям и требованиям реальной жизни. Построение содержания жизнедеятельности классного коллектива зависит именно от классного руководителя.

Забота о здоровье и безопасности вверенных педагогу детей, участие в диспансеризации учащихся, пропаганда здорового образа жизни являются неотъемлемой частью работы классного педагога.

Классный руководитель работает в очень тесном контакте с родителями учащихся, ведет индивидуальную работу с родителями по коррекции ошибок семейного воспитания, организует совместную деятельность детей и родителей, занимается повышением педагогической культуры родителей.

Основные функции

Сформулируем основные функции, которые определяют вышеперечисленное содержание деятельности классного руководителя:

Функции и виды деятельности классного руководителя

Рассмотрим некоторые функции подробнее. Аналитическая функция включает в себя:

Прогностическая функция, частично строится на результатах функции аналитической и включает:

Организационно-координирующая функция заключается в непосредственной или опосредованной помощи воспитанникам и заключается в следующем:

Функции и виды деятельности классного руководителя

Коммуникативная функция, является одной из самых важных в деятельности классного руководителя и зависит от личных коммуникативных навыков педагога. Данная функция включает:

Про ГИС СОЛО:  ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2023

Функции, которые выполняет классный руководитель

Функции и виды деятельности классного руководителя

Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп:

Рассмотрим подробнее каждую группу функций.

Прогностически-аналитические функции

Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного.

Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.

Координирующая функция

Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.

Коммуникативная функция

Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.

Охранная и профилактическая функции

Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д.

Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.

Формы деятельности классного руководителя

Основными задачами деятельности классного руководителя являются:

Формы работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, у классного руководителя начальных классов, деятельность весьма специфична. Это обусловлено возрастом учащихся, их психологическим состоянием, связанным с переходом от дошкольного обучения к школьному, протекающей адаптацией и т.д. От его деятельности зависит вся дальнейшая успешность обучения детей в школе. В случае, если педагог выполняет свои обязанности «спустя рукава», то возможно не полное раскрытие способностей учащихся, их интеллектуальных и нравственных сил. Поэтому основной задачей классного руководителя начальных классов является обязательный учет специфики младшего школьного возраста.

Классный руководитель, ведущий класс с подростками пубертатного периода, также должен учитывать особенности этого возраста. Данный возраст считается самым сложным и трудным. Это связано с переходом ребенка от детства к взрослости. Педагогу необходимо найти со всеми детьми класса, установить с ними доверительный контакт.

Формы деятельности, которые подбирает классный руководитель, для работы с учащимися, должны в первую очередь быть направлены на усиление процесса общения учащихся друг с другом и с самим педагогом, а также на сплочение коллектива. Особенно важно воспитывать в учащихся навыки вхождения в коллектив, потому как по окончанию школы им придется взаимодействовать в разных коллективах, где они должны уметь выстроить взаимоотношения с другими его участниками.

Одной из основных форм деятельности классного руководителя является работа, осуществляемая во внеурочное время (внеклассная работа). Результативность внеурочной работы зависит от разнообразия организуемых мероприятий и вовлеченности учащихся в них.

«Основные направления и формы деятельности классного руководителя» 👇

Выбор формы деятельности во многом зависит от самого педагога, который практически ничем не ограничен. Задача классного руководителя только лишь правильно её подобрать, ориентируясь на возраст учеников, их способности, потребности, интересы и т.д.

Кто он – классный руководитель

Функции и виды деятельности классного руководителя

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д.

На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже).

Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка.

Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!

Классный руководитель – это школьный педагог, который реализует функции организатора жизни учащихся, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания между учениками, их родителями, учителями и другими участниками образовательной деятельности.

Направления работы классного руководителя представляют:

Содержание работы классного руководителя определяется основными типами деятельности: педагогическим мониторингом, проектированием, организацией и диагностикой.

Каждый тип деятельности предполагает акцентирование внимания на формировании, корректировке и развитии отношений, которые складываются между участниками целостной педагогической деятельности. Именно отношения и представляют содержание воспитание, представляя центр внимания педагогической деятельности учителя, степень сформированности отношений – ведущий показатель результативности и его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, которые реализутся определенным образом на протяжении учебного года, и адекватно поставленных целей.

К условиям успешности деятельности классного руководителя можно отнести:

«Функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе» 👇

Педагог в качестве руководителя классного коллектива должен реализовывать свои функции по отношению ко всему классу в целом и каждому ученику отдельно.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе состоит из:

Воспитательные задачи формулируются классным руководителем на основании возраста детей и взаимоотношений внутри класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Как строится работа классного руководителя?

Функции и виды деятельности классного руководителя

В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы.

Что должен делать классный руководитель ежедневно:

В течение учебной четверти:

Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования.

Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».

Суть работы классного руководителя

Функции и виды деятельности классного руководителя

Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя.

Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей.

Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях).

Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.

Функциональные обязанности классных руководителей

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения Нижегородской области.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

Про ГИС СОЛО:  РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УРОКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к социально незащищенным детям.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

Права и ответственность классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости делать замечания учителю в течение урока).

Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

Классный руководитель несет ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

За несвоевременное и некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждую четверть (план утверждается директором школы или заместителем директора не позднее 5 дней с начала планируемого периода) классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.

Ведение классного журнала

Большое внимание классный руководитель должен уделять работе со школьной документацией, касающейся его класса. К школьной документации относятся личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся класса, дневник самого классного руководителя. Своевременная и систематическая работа классного руководителя со школьной документацией помогает ему избегать проблемных и конфликтных ситуаций в общении с администрацией, коллегами, учащимися и их родителями.

Главным документом класса является классный журнал. Классный журнал классный руководитель начинает заполнять в самом начале года и ведет его в течение учебного года. Все необходимые записи он ведет самостоятельно, не привлекая к заполнению журнала учащихся класса.

Можно сказать, что журнал — это показатель совместного труда учителей и учеников. Поэтому классный руководитель должен:

— изучать журнал не реже одного раза в неделю, чтобы знать об успеваемости своих воспитанников;

— всегда знать, почему учащимися пропущены учебные дни и отдельные уроки;

— всегда быть в курсе переживаний и трудностей своих воспитанников;

— тесно сотрудничать с учителями-предметниками, объяснять и доводить до их сведения все проблемы учащихся;

— всегда четко и аккуратно делать записи в журнале, так как журнал видят не только коллеги, но и учащиеся;

— выполнять все требования учебной части.

Классный руководитель назначает ответственного ученика, которому поручается перед первым уроком получить в учебной части журнал и после последнего урока журнал сдать. Все ответственные за журналы утверждаются приказом по школе.

Итоговые оценки за каждую четверть или полугодие заносятся классным руководителем в сводную ведомость.

Классный руководитель записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимся, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год.

Систематически заполняет страницы классного руководителя и сведения об участии в кружках, факультативах, общественной работе.

Классный руководитель класса несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок.

Сведения о родителях — очень важная и необходимая в работе классного руководителя информация. Ежегодно она требует уточнений и коррекции, поэтому ее нельзя переносить из журнала в журнал, не уточняя изменений, произошедших в семьях учащихся.

Перед тем как заполнять в журнале графу «Сведения о родителях», уместно провести анкетирование учащихся и еще раз уточнить необходимую информацию.

Для того чтобы в журнале иметь более точные сведения, классный руководитель может провести диагностику, которая окажет неоценимую помощь семье и ребенку в самых непредвиденных ситуациях.

Наряду с обычными вопросами, там могут быть вопросы следующего характера:

1. Ф.И.О. ученика, его родителей.

2. Домашний адрес и телефон, служебные телефоны родителей, номера сотовой связи родителей или лиц их заменяющих.

3. Номера телефонов соседей или близких людей семьи (на случай различного рода непредвиденных обстоятельств).

4. Имена и фамилии близких людей семьи, с которыми можно связаться в случае необходимости.

5. Номера телефонов друзей ребят (на случай необходимости).

6. Точное место работы родителей.

7. Увлечения ученика: секции, кружки вне школы, телефоны, по которым можно найти ребенка там и связаться с руководителем.

Все эти сведения нужны классному руководителю не для удовлетворения праздного любопытства, а во избежание самых непредвиденных ситуаций, которые сегодня встречаются в жизни учащихся и порой стоят жизни ребенку.

Если в жизни ребенка и в его семье произошли какие-либо изменения, классный руководитель обязан тотчас же зафиксировать их в своем классном журнале (изменился адрес, телефон, семейная ситуация).

В классном журнале классный руководитель фиксирует проведение классных и информационных часов, внеклассных мероприятий. В конце каждой четверти заместитель директора по воспитательной работе контролирует записи классных руководителей и проводит анализ результатов контроля на совещаниях, планерках или на заседаниях МО.

С помощью классного журнала классный руководитель подводит итоги успеваемости классного коллектива за учебную неделю. Зачастую учителя-предметники грешат тем, что они не выставляют отметки учащимся в дневник. Классный руководитель должен еженедельно анализировать успеваемость учащихся и сообщать родителям об учебных результатах учащихся. Формы сообщения могут быть разными: приглашение для индивидуальной беседы, выставление отметок в дневник с записью классного руководителя, выписка отметок из журнала и вклеивание их в дневник ученика. Однако, на мой взгляд, в данной ситуации необходимо бороться не с учеником, который не подает дневник учителю, а с учителем, который не выполняет свои прямые обязанности и не выставляет отметки в дневник ученику на уроке.

Про ГИС СОЛО:  С 1 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА ВХОД В СЕТЕВОЙ ГОРОД ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ

Классный руководитель систематически анализирует учебную ситуацию в своем классе по предметам и обращает внимание учителей-предметников:

— на накопляемость отметок;

— объективность выставления отметок;

— индивидуальную работу с часто болеющими детьми;

— индивидуальную работу с учащимися с высоким уровнем учебных достижений;

— индивидуальную работу с проблемными учащимися.

Особое внимание классный руководитель уделяет анализу по классному журналу пропусков занятий учащимися без уважительных причин. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

— периодичность пропусков занятий;

— на каких уроках чаще всего ученик не присутствует;

— с кем из одноклассников уходит ученик с уроков;

— уроки какого типа чаще всего ученик пропускает (контрольные работы, устный опрос и т. д.);

— совместно с социальным педагогом анализирует, где проводит время ученик, когда пропускает уроки.

Большое внимание классный руководитель уделяет анализу участия ученика в уроке физической культуры. Он изучает участие учащихся в уроке физической культуры, посещает уроки, анализирует ситуацию включения в урок физической культуры учащихся, которые имеют проблемы со здоровьем.

К большому сожалению, в школе на преподавание этого предмета обращается недостаточное внимание, хотя педагоги прекрасно знают, что ситуация со здоровьем учащихся из года в год ухудшается.

В классном журнале классный руководитель хранит план рассадки учащихся класса, которым должны руководствоваться учителя-предметники на своих уроках.

Если классный руководитель серьезно и неформально работает с классным журналом, то его взаимодействие с классным коллективом, учителями-предметниками станет гораздо эффективнее.

Ведение дневника классного руководителя

Серьезным подспорьем для педагога, работающего с классным коллективом, является дневник классного руководителя. В такой дневник классный руководитель заносит сведения по своему классу, которые позволяют ему видеть объективную картину развития детского коллектива, результаты сотрудничества с семьей учащихся, педагогами, общественными организациями.

В дневнике классного руководителя могут быть следующие разделы.

1. Телефоны SOS:

— инспектора по делам несовершеннолетних;

— поликлиники, обслуживающей школу и школьного врача;

— общественных организаций, с которыми сотрудничает классный руководитель;

— отделения МЧС района;

— инспектора департамента образования по опеке и попечительству.

II. Сведения об учащихся

1. Список учащихся класса с телефонами, цепочка учащихся для срочного оповещения.

2. Сведения о физическом здоровье учащихся (общее состояние, зрение, рассадка учащихся).

3. Уровень учебной тревожности учащихся класса (сведения по результатам исследований психологов).

4. Результаты учебных достижений учащихся класса (сравнительный анализ по четвертям и по результатам года).

5. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

6. Питание учащихся класса (с указанием диетпитания).

7. Сведения об участии учащихся в делах класса.

Сведения об учащихся и их участии в общеклассных и общешкольных делах можно занести в следующие таблицы.

III. Информация учителей, работающих в классе

1. Анализ посещения уроков в классе (в рамках подготовки к родительским собраниям, педсоветам, часам общения).

2. Результаты педагогических консилиумов, опросов учащихся.

3. Сотрудничество с учителями по результатам учебных четвертей и года.

4. Изучение мнений учителей о классе. Их можно изучить по следующей схеме.

IV. Сотрудничество с родителями

1. Состав родительского комитета класса.

2. Планирование работы родительского комитета.

3. Анализ участия родителей класса в жизни школы и класса.

4. Тематика родительских собраний в классе.

5. Проблемные семьи, анализ семейной ситуации.

V. Аналитическая деятельность классного руководителя

1. Задачи работы на год.

2. Характеристика класса.

3. Планы работы на четверть.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Анализ результативности внеклассных мероприятий.

Обязанности дежурного классного руководителя

Помимо своих прямых функциональных обязанностей классный руководитель совместно со своим классом осуществляет дежурство по школе. Для того, чтобы дежурство было выполнено качественно, классный руководитель и дежурный класс должны хорошо знать круг своих непосредственных обязанностей.

Должностные обязанности дежурного классного руководителя

1. Дежурный классный руководитель обязан прибыть на дежурство за 30 минут до начала первого урока.

2. Совместно с дежурным администратором обсудить организацию дежурства в этот день согласно плану мероприятий этого дня (семинары, открытые уроки и т. д.)

3. Совместно с дежурным администратором встретить и проинструктировать учащихся дежурного класса, проверить наличие у учащихся опознавательных знаков дежурного класса.

4. Совместно с дежурным администратором расставить учащихся на посты.

5. Дежурный классный руководитель совместно с дежурным администратором осуществляет контроль за работой гардероба, столовой.

6. Дежурный классный руководитель контролирует работу учителей — предметников, выводящих учащихся в столовую на переменах, дежурных учителей на этажах и в холлах.

7. Дежурный классный руководитель помогает дежурным учащимся класса собрать сведения об отсутствующих и опоздавших учащихся.

8. Дежурный классный руководитель оперативно реагирует на все случаи нерадивого отношения к школьному имуществу и докладывает об этом дежурному администратору.

9. В течение всего дежурства классный руководитель должен:

— проверять состояние постов дежурных учащихся;

— делать необходимые замечания дежурным учащимся, а также учащимся школы, нарушающим режим работы школы;

— организовать сдачу дежурства дежурному классу второй смены.

Права дежурного классного руководителя

1. Самостоятельно отдавать распоряжения в пределах своей компетенции.

2. Делать необходимые объявления по согласованию с дежурным администратором.

3. В случае экстренной необходимости заходить на уроки, внеклассные мероприятия, беспрепятственно заходить во все помещения школы.

4. Покинуть школу после передачи дежурства дежурному классному руководителю второй смены.

Инструкция дежурного класса

1. Настоящая инструкция дежурного класса разработана в соответствии с Уставом и режимом работы школы.

2. График дежурства каждого класса определен общим графиком дежурства по школе, который составляется заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается директором школы.

3. Продолжительность дежурства дежурного класса — учебная неделя.

4. Сроки дежурства: первая смена — 7.30-14.30; вторая смена- 14.30-20.30.

5. Дежурство учащихся класса по школе осуществляется согласно графику.

6. Дежурный ученик во время своего дежурства носит нагрудный знак с фамилией и именем и цифрой дежурного класса.

7. Ответственные дежурные приходят за полчаса до начала смены и дежурят до окончания смены.

8. Учащиеся дежурного класса покидают свой пост после того, как проверят санитарное состояние классных кабинетов и коридоров, школьной столовой.

9. Учащиеся дежурного класса сдают дежурство дежурному администратору, который, в свою очередь, должен записать в дневники учащихся благодарность или порицание дежурным учащимся.

10. Учащиеся дежурного класса совместно с дежурным классным руководителем и дежурным администратором встречают учащихся школы при входе в школу, проверяют внешний вид, записывают опоздавших учащихся и выясняют причины опоздания в школу.

11. Учащиеся дежурного класса совместно с дежурным администратором в перемену следят за организованным выходом учащихся в столовую, порядком в школьных коридорах и столовой.

12. Во время перемен учащиеся дежурного класса должны находится на этажах, возле гардеробов, в школьной столовой.

13. Дежурные учащиеся на первом этаже школы совместно с дежурным классным руководителем следят за тем, чтобы в школу не заходили посторонние лица.

14. Дежурные учащиеся по столовой совместно с дежурным администратором следят за тем, чтобы:

— классы организованно выходили в столовую;

— учащиеся перед едой соблюдали требования санитарного режима;

— во время еды соблюдали тишину и порядок в столовой;

— после еды убирали за собой посуду, соблюдали чистоту и порядок в столовой.

15. После звонка на урок дежурные учащиеся наводят порядок в столовой и готовятся к приему учащихся после следующего урока.

16. Дежурные учащиеся по этажу обязаны:

— следить за порядком на этажах, делать замечания в корректной форме, если в этом есть необходимость;

— не допускать нарушений дисциплины, шума на этажах;

— следить за сохранностью имущества школы;

— во время перемены проверять выход учащихся из кабинетов, проветривать кабинеты, проверять их санитарное состояние;

— после окончания уроков принимать от дежурных по классу кабинет;

— по окончанию дежурства все ответственные по этажам сдают свои участки дежурному классному руководителю или дежурному администратору.

17. Дежурные по столовой сдают дежурство дежурному администратору.

18. После окончания дежурства дежурный администратор дает оценку дежурства дежурного класса в устном и письменном виде в «Журнале дежурного администратора»

19. По итогам дежурства каждый ученик дежурного класса получает поощрительную запись или замечание в дневник.

Функции классного руководителя в современной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Оцените статью
ГИС Соло