Педагог дополнительного образования должен иметь представление о
том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные методы
и формы работы для достижения оптимального результата, т. е. знать не только
классификацию существующих в педагогике методов, но и их сравнительные
возможности. Данный материал поможет ориентироваться педагогам в целом поле
проблемных вопросов, связанных с педагогическими методами и формами, и
осуществить их оптимальный выбор с учетом современных требований к результатам
образования.
Разберемся, что называется методом обучения; почему существует
много определений метода обучения; почему существует много классификаций
методов обучения.
«Метод» — по-гречески —
«путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения – способ
приобретения знаний. Т.е. метод — обязательный элемент любой деятельности, в
том числе и педагогической. В педагогической литературе нет единого мнения
относительно роли и определения понятия «метод обучения». Существуют различные
подходы к определению этого понятия.
В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается
способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее
определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями
и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: метод обучения предполагает непременное
взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует
деятельность ученика над объектом изучения; в результате этой деятельности
реализуется учение, усвоение учеником содержание образования.
Ю.К. Бабанский: Способ упорядоченной деятельности преподавателя и
обучаемого; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания
и развития в процессе обучения.
А.В. Хуторской: Метод обучения – это способ совместной
деятельности учителя и ученика, направленный ими на достижение образовательных
целей.
И.Ф. Харламов: Под методом обучения следует понимать способы
обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности
обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение
изучаемым материалом.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности
педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания.
Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то
вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации. Единой
классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные
авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы
закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов
обучения.
Классификация методов обучения
по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту
по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину
по Ю.К. Бабанскому
по М. А. Данилову и Б. П. Есипову
При выборе и сочетании педагогических методов необходимо
руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным
(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности,
воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для
обучения.
6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности
определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической
подготовленности, личностными качествами и пр.
7. Соответствие ожидаемым результатам.
При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного
занятия педагогу важно помнить:
— находящийся отдельно метод обучения не может обеспечить
результатов в полной мере;
— хороших результатов в обучении можно достичь при использовании
целого ряда методов;
— наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг
друга методы, ориентированные на единую цель.
В системе образования достаточно долго доминировали методы,
связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в
стандартных привычных ситуациях. Обучающийся был получателем готовой
информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно
обеспечивать саморазвитие, самоактуализацию обучающихся. Во главу угла ставится
развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений
работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой
жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и
внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого
процесса:
Для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ различной направленности существует «бесчисленный» набор своих,
специфических методов.
Так для развития двигательной активности можно использовать
следующие методы:
На занятиях с использованием информационно-коммуникационных
технологий возможно использование следующих методов:
Организационные формы обучения являются одним из элементов
педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса
обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В переводе с
латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура
чего-либо, система организации чего-либо. С.И. Ожегов «форму» определяет как
внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо,
обусловленные определенным содержанием.
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности
педагога и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме;
организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание
учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и
группировку обучаемых.
Различие понятий «форма» и «метод».
Методы объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося,
формы объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях.
Методы и формы в педагогическом процессе взаимосвязаны:
— метод подчиняет себе форму;
— каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма,
т.е. реализация метода требует определенных форм;
— метод, однако, на практике реализуется в различных формах, давая
в силу этого разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной
автономностью и устойчивостью;
— метод, будучи «базисом» формы обучения, более подвижен, изменчив
и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, чем
форма.
Б.Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения:
1)обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для
передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2)воспитательная – последовательное введение школьника в
разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3)организационная – четкая организация методической подачи
материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4)психологическая – выработка у обучающихся определенного
деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5)развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности
с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная
деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и
дифференцированный подход к обучающимся;
7)систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного
материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на
уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8)стимулирующая – мобилизация обучающихся на активное усвоение
материала;
9)дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют
и корректируют друг друга.
Формы обучения подразделяют на фронтальные, коллективно-групповые
и индивидуальные. Основная организационная форма обучения в дополнительном
образовании – учебное занятие.
Кроме учебного занятия в дополнительном образовании используется
большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар,
тренинг, и других.
Подбор форм организации учебного занятия зависит от направленности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, специфики
занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя
с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.).
В коллективно-групповых формах обучения школьники работают в
группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всей
группой в едином темпе и с общими задачами.
Коллективно-групповая форма обучения отличается от фронтальной
тем, что обучающиеся класса рассматриваются как целостный коллектив или группа,
которые имеют своих лидеров и особенности взаимодействия.
Виды форм обучения:
Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в
последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной
и изобретательской направленности занятий. Помимо того, что данные формы
обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат
взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению поставленных задач,
фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою
работу и работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою
работу.
Возможные формы проведения занятий:
Проанализируйте свою рабочую программу на предмет используемых
Вами педагогических методов и форм?
Достаточен ли набор методов и форм для достижения тех результатов,
которые предполагает реализуемая Вами программа?
Подумайте, какие еще методы и формы Вы можете включить в свою
практическую деятельность?
Обратитесь к списку предложенной литературы, познакомьтесь с
методами, стимулирующими творческую активность обучающихся. Смелее включайте их
в свою профессиональную деятельность.
Список используемой литературы:
1.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. учебное пособие для
педагогических институтов – М., просвещение, 1988
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие
для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.
Бим-Бад. – М., 2007.
4. Филатова И.А. Проблемы ценностных оснований профессиональной
подготовки педагогов / И.А. Филатова. Ярославль, 2013. — № 4. — С. 50—57.
5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. — М., 1985
6. Лернер И. Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская
педагогика. 1965. — № 3.
7. Голант Е. Я., Методы обучения в советской школе, М., 1957;
8. Данилов м. А., Есипов Б. П., Дидактика, М., 1957
9. Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса//
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Список рекомендуемой литературы
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Оганезова Л.М. Современный урок.
Часть 4. Альтернативные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, Л.М.Оганезова.
– Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 240с.; — (Педагогика нового времени)
Представлены различные варианты традиционной и развивающей организации
учебных занятий, самостоятельной работы школьников. Дано развернутое описание
наиболее актуальных технологий развивающего обучения для всех ступеней
образования. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации,
снимающие затруднения учителя при организации урока.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не
совсем обычные и совсем необычные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. –
Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.; — (Педагогика нового времени)
Рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их
преодоления. Представлены основные способы организации работы учителя с
содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в
различных формах современного урока.
3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.
Научно-практическое пособие. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д:
Учитель, 2006. – 288с.; — (Педагогика нового времени)
Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем
современного урока. Представлены различные варианты традиционной и развивающей
организации учебных занятий, самостоятельной работы школьников.
4. Анализ урока: Типология, методики, диагностика / Авт.-сост.
Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121с.; — (В помощь
администрации школы)
В основу современного анализа урока положен комплексный подход, в
котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический,
предметный аспекты, и это, в свою очередь, нашло отражение в предлагаемом
пособии.
5. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ,
планирование. / Авт.-сост. Г.П.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. –
124с.; — (В помощь администрации школы)
Данное пособие предлагает цикличную модель мониторинговых
исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в
системе: учитель – ученик – результат — результаты класса — анализ учителя —
результаты по предмету в контексте общей проверки знаний — анализ работы
учителя по разным параметрам — оказание методической помощи учителю — коррекция
учебного процесса.
6. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока /
Г.О.Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 188с.
В данном пособии рассматриваются важнейшие вопросы практического
целеполагания (виды целей, их иерархия, требования к формулировкам),
предлагается необходимый инструментарий разработки стратегии и тактики урока.
7. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и
решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160с.; — (Библиотека журнала
«Директор школы» Вып.3)
Книга об уроке написана на стыке старого традиционного знания и
нового, инновационного. В книге систематизированы знания об уроке, выделены
резервы его качества, раскрыты новейшие технологии, способы проектирования
урока и его экспертиза самим учителем.
8. Разина Н.А., Абдуллина Т.Н., Лукьянова М.И. Личностно
ориентированный урок: Конструирование и диагностика: Учебно-методическое
пособие — Педагогический поиск, 2006
В учебно-методическом пособии дается характеристика
психолого-дидактических аспектов организации личностно ориентированного урока:
рассматривается его системообразующий компонент – личностно ориентированная
учебная ситуация; обобщаются различные варианты психолого-педагогического
анализа личностно ориентированного урока; предлагается диагностический
инструментарий для изучения развития личностных качеств обучающихся под
влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке.
Методист МБУ ДО РДДТ Карина Фирстова
Формы и методы реализации программы
Заместитель Министра образования
Типовая программа дополнительного
образования детей и молодежи
Типовая программа детей и молодежи спортивно-технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по спортивно- техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Спортивно-технический профиль включает образовательные области (направления), связанные с техническими видами спорта и техническим творчеством: авиамоделизм, автомоделизм, автомотоспорт, картинг, судомоделизм, радиоспорт, ракетомоделизм и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи.
Освоение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин при получении дополнительного образования по типовой программе дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля осуществляется на базовом, повышенном уровнях в очной и заочной (дистанционной) формах получения образования.
Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по спортивно-техническому профилю.
Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества и спорта.
— развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
— удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере спортивно-технического моделирования, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;
— формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности инженерно-конструкторской и проектной деятельности;
— профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;
— укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;
— формировать культуру использования свободного времени учащихся.
Образовательный процесс при реализации типовой программы спортивно-технического профиля осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста учащихся:
— 2-5 лет – не более 2 учебных часов в неделю;
— 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю;
— 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю;
— от 14 лет и старше – до 9-12 учебных часов в неделю.
Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).
В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.
В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.
Примерный перечень направлений и видов деятельности дополнительного образования детей и молодежи по спортивно- техническому профилю.
К основным направлениям по спортивно-техническому профилю относятся: авиамоделизм, автомоделизм, автомотоспорт, картинг, судомоделизм, радиоспорт, ракетомоделизм и другие. Основными видами деятельности по спортивно-техническому профилю являются:изготовление моделей, технических устройств и механизмов, эксплуатация и совершенствование реальных устройств и механизмов, с целью участия в соревнованиях по техническим видам спорта и иных мероприятиях, связанных с техническим творчеством (выставки, конкурсы, конференции, слеты и др.).
Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом учащихся, ресурсным обеспечением.
Для очной формы получения образования
Для заочной (дистанционной) формы получения образования
Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи спортивно-технического профиля составляет техническое моделирование и конструирование, подготовка и участие в соревнованиях по техническим видам спорта и иных мероприятиях, связанных с техническим творчеством (выставки, конкурсы, конференции, слеты и др.).
В соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих каждую тему каждого направления, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционном) формах получения образования.
Содержание программы дополнительного образования детей и молодёжи спортивно-технического профиля предполагает изучение различных образовательных областей и тем:
— классификация технических видов спорта;
— графическая подготовка: чертежи, схемы;
— разработка технической документации для изготовления спортивно-технических моделей и объектов различных классов;
— материалы, станочное оборудование, приборы, контрольно-измерительные инструменты;
— слесарные и столярные виды работ;
— основы физики, радиоэлектроники, микропроцессорной техники, робототехники и др.;
— этапы изготовления спортивно-технических моделей и объектов различных классов, используемых в технических видах спорта;
— технические приемы запуска, эксплуатации, регулировки, управления, технического обслуживания, модернизации спортивно-технических моделей и объектов;
— использование компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-технологий в моделировании, конструировании и эксплуатации спортивно-технических моделей и объектов;
— основы рационализаторской и изобретательской работы;
— методы решения изобретательских задач;
— правила соревнований по техническим видам спорта;
— практика судейства соревнований по техническим видам спорта;
— подготовка и участие в соревнованиях по техническим видам спорта и иных мероприятиях, связанных с техническим творчеством (выставки, конкурсы, конференции, слеты, и др.);
— спортивно-технические тренировки;
— учебно-тренировочные сборы;
— общая и специальная физическая подготовка;
— учебные экскурсии.
В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению участниками образовательного процесса областей, направлений. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков.
Ожидаемые результаты освоения программы для каждого уровня, года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности.
Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
— усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин спортивно-технического профиля;
— приобретение умений и навыков технического творчества и спортивной деятельности;
— публичное предъявление учащимися собственных результатов в технических видах спорта и техническом творчестве;
— развитие личностных качеств учащихся.
Формы и методы реализации программы
Реализация типовой программы спортивно-технического профиля требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения: групповые и индивидуальные.
При групповых формах обучения (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая) педагог дополнительного образования управляет учебно-воспитательной деятельностью учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам.
Звеньевая форма обучения предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся при моделировании и конструировании сложных технических объектов, требующих длительного процесса реализации.
При бригадной форме организуется работа специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков.
При реализации типовой программы дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля наиболее распространенной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог дополнительного образования обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.
При реализации типовой программы спортивно-технического профиля на практических занятиях с применением уникального оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется применять индивидуальные формы обучения.
Индивидуальные формы обучения используются также при реализации индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.
Методы обучения (общие):
— объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;
— репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
— метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
— эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог дополнительного образования использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др.
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
Рекомендуется проводить воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям:
— гражданско-патриотическое воспитание: тематические часы (авиации, автомобилиста, космонавтики, флота, радио, поиска в Интернете, компьютерной графики, изобретений (открытий) и др.), мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества, конкурсы и акции патриотической направленности, мероприятия, приуроченные к наиболее значимым событиям в жизни белорусского государства и общества, экскурсии по местам воинской славы, на промышленные предприятия, в научные учреждения, презентации, показы рекламных роликов, круглые столы, встречи, конференции, интернет-форумы с участием государственных и общественных деятелей, ветеранов войны и труда и др.;
— нравственное и эстетическое воспитание: выставки технического творчества, слеты юных техников и изобретателей, культпоходы, праздники, недели технического творчества, показ видеопрограмм о техническом творчестве и технических видах спорта; встречи с изобретателями и рационализаторами, учеными, спортсменами, авторами книг по технике и др.;
— воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности: мероприятия на развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся (соревнования по авиамоделизму, автомоделизму, автомотоспорту, картингу, судомоделизму, радиоспорту, ракетомоделизму, конкурсы научно-технического творчества детей и молодежи и др.);
— воспитание культуры здорового образа жизни: спартакиады по техническим видам спорта, дни здоровья и др.;
— семейное воспитание: тематические дни (семьи, матери), родительские клубы, детско-родительские технические лаборатории, родительские гостиные, панорамы педагогического опыта, мастер-классы, тренинги, совместные праздники и соревнования по техническим видам спорта и др.);
— трудовое и профессиональное воспитание: слеты изобретателей и рационализаторов, тематические дни (профориентации, открытых дверей, профессии и др.), трудовые акции, профессионально-технические конкурсы в рамках будущей профессии и др.;
— экологическое воспитание: экологические акции и игры, турниры, конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению, акции по сбору вторичного материального сырья и др.;
— воспитание культуры безопасной жизнедеятельности: беседы, конкурсы, викторины по правилам безопасной жизнедеятельности и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и др.
Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
Мы поможем в написании ваших работ!
Образовательные программы и формы их реализации
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а ч.10 ст. 13 Федерального закона об образовании запрещает органам публичной власти вмешиваться в деятельность организаций, осуществляющих образовательный процесс и изменять учебный план и учебный график их деятельности.
Новеллой Федерального закона об образовании является установление основ механизма разработки образовательных программ, в том числе их экспертиза уполномоченными органами власти и включение примерных основных образовательных программ в реестр, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Для проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При изучении правового статуса образовательной организации нами было установлено, что образовательная организация обладает автономией при организации образовательного процесса. На законодательном уровне представлены общие требования к реализации образовательных программ, в том числе к формам реализации образовательных программ, образовательным технологиям, формам получения образования и формам обучения.
До Федерального закона об образовании на законодательном уровне не содержались самостоятельные нормы, посвященные требованиям, предъявляемым к реализации образовательных программ. Федеральный закон об образовании позволяет применять модульный принцип обучения, когда изучение дисциплины не завершается в одном учебном цикле и понятие «зачётная единица» (единицы измерения трудоёмкости учебной нагрузки, включающей в себя все виды деятельности, предусмотренной учебным планом). Зачетная единица является основой для аттестации обучающихся по очередному циклу изучаемого предмета (дисциплины). Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе устанавливается ФГОС или образовательным стандартом, а также организацией, осуществляющей образовательную деятельность – для дополнительных образовательных программ.
Федеральный закон об образовании предусматривает две формы реализации образовательных программ: образовательной организацией самостоятельно и с использованием сетевой формы.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Сетевая форма обучения позволяет аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи:
1). Экономию денежных средств за счёт объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного альянса;
2). Углублённое изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение;
3). Приобретение обучаемыми практических навыков и углублённое овладение ими будущей профессией (специальностью);
4). Использование практикующей организацией рабочей силы для достижения прикладных результатов.
Организация сетевых форм реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров. Содержание договора о сетевой форме реализации образовательных программ регулируется ст. 15 Федерального закона об образовании. Так, в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Кроме того, Федеральный закон об образовании содержит отдельную норму, связанную с правовым регулированием применяемых образовательных технологий. Речь идет о применении в образовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемых при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Основное условие использования рассматриваемых технологий состоит в разрешении на этот вид деятельности, полученной от Министерства образования и науки или от его территориальных управлений.
Также в число требований к этим формам обучения входят: обеспечение качества обучения; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом, а также между собой.
Образовательная организация вправе:
– реализовывать образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
– самостоятельно устанавливать нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками.
Допускается введение специфичных для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий видов работ, выполняемых педагогическими работниками. При реализации образовательной программы образовательная организация, самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В случае реализации образовательной программы или ее отдельных модулей исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается отсутствие аудиторной нагрузки. При применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается составление индивидуальных учебных планов и календарных учебных графиков в пределах сроков освоения соответствующей образовательной программы. Образовательная организация устанавливает порядок и формы доступа к используемой ею электронной информационно-образовательной среде при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация вправе предоставить обучающимся возможность индивидуальной и/или коллективной работы в территориальных центрах доступа на площадях своих подразделений или партнерских организаций, с которыми оно заключает соответствующий договор об оказании услуг. С использованием территориальных центров доступа образовательная организация вправе организовывать мероприятия текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные вступительные испытания профильной направленности, возлагая на партнерскую организацию задачу идентификации личности обучаемого и контроля соблюдения условий прохождения мероприятий.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников. управленческого и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, размещенному в электронной информационно-образовательной среде и включающему: учебный план образовательной программы, индивидуальный учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, модуля, учебного курса), комплект электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих все виды работы в соответствии с программой учебного предмета (дисциплине, учебному курсу), включая практикум или практическое пособие, средства для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса).
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических работников, управленческого и учебно-вспомогательного персонала путем организации переподготовки, повышения квалификации. Требуемый уровень подготовки определяется профессиональным стандартом, если стандарт имеется для соответствующей категории работников. Образовательная организация при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, к обработке персональных данных и использованию электронных подписей. Образовательная организация при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организует учебно-методическую помощь обучающимся.