было в ЕГЭ
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутахСкопировать ссылку на результаты поиска
Добавить в вариант
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте три формы политического участия граждан (не упомянутые в тексте). ( В каждом случае сначала назовите форму, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Какие функции политической культуры отмечены в тексте? Назовите любые две функции. Какой показатель уровня политических знаний выделяет автор? Какие две формы «права на участие во власти» она отмечает?
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость развития политической культуры населения для построения демократического правового государства. ( Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «гражданственность». Какие три эмоционально-оценочных элемента политической культуры выделяет автор? Какое доказательство того, что политическая культура не является врожденным качеством, приведено в тексте?
Установите соответствие между характеристиками и ступенями (уровнями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) создаёт образ конкретного объекта
Б) отражает сущность объекта познания
В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса
Г) осуществляется познающим субъектом
Д) создаёт условия для постижения истины
3. и рациональное, и чувственное познание
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
3. Мышление человека тесно связано с речью.
4. Мышление имеет исключительно коллективный характер.
5. Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?
Назовите любые три объекта правового регулирования со стороны государства, приведённые автором, и проиллюстрируйте на основании фактов общественной жизни каждый из объектов примером подобного регулирования.
Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания.
Задания Д22 C3 № 8234
Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.
Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Укажите их. Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?
В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. ( Назовите любые четыре критерия.)
Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.
Задания Д22 C3 № 5392
С какими двумя категориями явлений, по мнению автора, не следует смешивать социальные явления? Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите по одному явлению, относящемуся к каждой категории.
Какие группы фактов автор относит к категории социальных? Почему по мнению автора этим фактам подходит название социальных?
Назовите, каким свойством по отношению к индивиду обладают, по мысли автора, социальные явления. Проиллюстрируйте это свойство при помощи трёх примеров.
Согласны ли Вы с авторской мыслью, что выполнение обязанностей, свойственных той или иной социальной роли, носит объективный характер, так как эти обязанности не создаются человеком самостоятельно? Приведите три аргумента.
Задания Д22 C3 № 8553
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».
Укажите два определения познания, которые дают авторы.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «познание»;
— объясните связь названных автором уровней познания. ( Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
Задания Д22 C3 № 474
Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».
Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Укажите, чем, по мнению автора, отличается сознание (мышление) человека, по сравнению с психикой животных?
Укажите, какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.
Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей. ( Всего укажите не менее двух аспектов значения)
Задания Д22 C3 № 881
Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».
Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. ( Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.
Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.
Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.
Задания Д22 C3 № 1325
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?
Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук.
Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа.
Задания Д22 C3 № 1843
Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.
Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.
Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.
Задания Д22 C3 № 3771
Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
Какое заблуждение развенчал автор? Какие причины этого заблуждения он назвал? (Укажите две причины.)
Чем, по мнению автора, различаются «пассивное» и «авторское» знание? Используя обществоведческие знания, назовите два других различия этих видов знаний.
Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости сочетания в познавательной деятельности различных видов (форм) познания.
Задания Д22 C3 № 9057
Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. ( Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование».
Какую функцию образования характеризует автор текста? В чём именно, с точки зрения автора, она заключается? Какую основную цель гуманистической направленности образования называет автор?
Автор называет две тенденции развития современного образования: гуманизация и непрерывное образование. Приведите по одному конкретному примеру, иллюстрирующему проявление каждой тенденции. Каждый раз указывайте, какую именно тенденцию Вы иллюстрируете примером. Приведите четыре любые тенденции развития образования, не названные в тексте.
Автор пишет, что классическая модель образования исчерпала себя на современной стадии общественного развития. Приведите по одному аргументу в подтверждение и опровержение этой точки зрения. Какое значение имеет развитие новых тенденций образования для экономического потенциала страны? Выскажите два предположения.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование». Автор пишет о том, что субъекты образования в современной модели должны «инструментировать» его как свободно избираемую обучающимся деятельность. Какие два проявления этого «инструментирования» описывает автор? Какую характеристику тенденции непрерывного образования даёт автор?
Как в тексте охарактеризовано предположение, составившее основу создания искусственного интеллекта? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Каким образом объясняет автор ошибочность толкования искусственного интеллекта как некой искусственной сущности, наделённой разумом? (Укажите два данных автором объяснения). Как связаны искусственный интеллект и изменения в сфере профессий, по мнению автора?
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые возможности использования информационных технологий в области образования (всего три примера).
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите возможность использования. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Автор называет этические риски — опасения, связанные с использованием искусственного интеллекта. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения, опровергающих названные автором опасения.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Автор пишет о научных опытах и наблюдениях. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наблюдение» в научном познании.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие три типа легитимности выделяет автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, отражающие каждый из выделенных автором типов легитимности.
Какое определение государства даёт автор текста? Как существование государства, по мнению автора, связано с легитимностью?
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости обеспечения легитимности государственной власти
Задания Д22 C3 № 8653
Какие два мотива обуславливают, по мнению автора, подчинение людей государственной власти? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один мотив подчинения власти, не указанный в тексте.
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
2. В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.
3. B любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
4. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.
5. Политическая элита формулирует программы развития государства и общества и регулирует их.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.
2. Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов организации.
3. Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными качествами.
4. Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъестественных качеств лидера.
5. Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, человек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной ситуации.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Одним из субъектов политики является _______ (А). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе.
В _______ (Б) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, богатство, религию, происхождение, её называют _______ (В). Основа второй, современной группы — _______ (Г), опыт, компетентность в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм. Поэтому первый тип нередко называют _______ (Д)‚ а второй — _______(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Что авторы называют влиянием? Как они определяют власть?
Какие основы власти названы в тексте? Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами любые три из них.
Какие основания (ресурсы) власти, по вашему мнению, являются наиболее эффективными для управления государством? Укажите два основания (ресурса) и в каждом случае поясните своё мнение. Какие ограничения существуют в применении каждого из названных вами оснований (ресурсов)?
Задания Д22 C3 № 9000
От каких трёх групп внутри организации, по мнению авторов, зависит руководитель? Опираясь на обществоведческие знания, кратко поясните, в чём проявляется его зависимость от каждой группы.
От каких трёх групп внутри организации, по мнению авторов, зависит руководитель? Используя обществоведческие знания, кратко поясните, в чём проявляется его зависимость от каждой группы.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. ( Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.).
А. был избран губернатором области Z. Oн уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики:
1. В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.
2. Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического режима.
3. Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
4. Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом.
5. Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты
Выберите верные суждения о политическом лидере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. По стилю общения лидера с подчинёнными различают харизматический и рационально-легальный типы лидерства.
2. Политическим лидерством называют способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию.
3. Демократическое лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.
4. Политический лидер призван объединять своих сторонников для достижения властно значимых целей.
5. Некоторым политическим лидерам подчинённые готовы повиноваться в силу традиции.
1. Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют.
2. По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства.
3. Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах.
4. Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
5. Политический лидер определяет способы решения политических задач.
1. На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия.
2. Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей основной массы граждан.
3. По отношению к власти выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.
4. Политическая элита пытается мобилизовать граждан для решения общественно значимых задач.
5. Деятельность политических элит определяется только интересами большинства населения.
В течение 40 лет страной Z руководит один правитель. Жители страны уверены в его сверхъестественной гениальности, героизме. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан‚ развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует подобный тип политического лидерства? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики:
Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания:
1. формирование культурного потенциала общества;
2. генерирование новых идей, отражающих интересы общества;
3. укрепление стабильности и единства общества;
4. внесение определяющего вклада в мировую систему знаний;
5. представление и выражение интересов и потребностей различных социальных групп и слоёв населения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1. К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2. Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3. По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4. Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5. Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Какие два типа рекрутирования элит названы в тексте? Какой тип рекрутирования, по мнению автора, провоцирует образование контрэлиты? Как автор объясняет свою позицию?
Какая функция политической элиты указана в тексте? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие функции политической элиты и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из них. Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.
Какие личностные качества, по мнению автора, важны для представителей элиты? Укажите любые три качества. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните необходимость каждого из этих качеств.
Как, по мнению автора, тип рекрутирования связан с политическим режимом? Используя обществоведческие знания, поясните эту связь (приведите два пояснения).
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость развития политической культуры населения для построения демократического правового государства. ( Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщенным критерием эмоциональнооценочных элементов политической культуры является гражданственность.
Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей, либо (реже) – их поддержку в противовес иным политическим силам.
(По В. В. Тихоновой, «Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства», журнал «Власть», 2010 г.)
Ответ
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, допустим:
1) высокий уровень политической культуры граждан позволяет более осознанно голосовать на выборах, выбирая оптимальный путь развития общества и государства;
2) политическая культура населения способствует эффективной реализации политических прав и свобод граждан, что является проявлением демократии;
3) политическая культура может проявляться в том числе в оппозиционных настроениях граждан, что является неотъемлемым элементом демократического режима.
Аргументы могут быть сформулированы иначе. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).