Гуляева Л. В. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика / Л. В. Гуляева, Г. З. Ефимова // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 1. С. 53-73. D OI: 10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73
Одной из приоритетных задач развития общества является воспроизводство его ключевых ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает распространение объединяющих идей патриотизма и гражданственности среди представителей молодого поколения. Степень сформированности патриотической идентичности является важным показателем уровня социальной зрелости личности и необходимым условием становления человека как гражданина своей страны. Молодежь как социальная общность неоднородна в своем составе, в силу чего особый интерес приобретает сравнительный анализ патриотических идей и ценностей основных ее групп. В статье проанализирована научная литература, касающаяся теоретических подходов к изучению феномена патриотизма, а также социологические исследования особенностей патриотических ценностей различных групп молодежи. Эмпирическую основу исследования составил сравнительный социологический опрос, посвященный изучению особенностей патриотических ориентаций представителей трех основных групп молодежи, проживающих на юге Тюменской области: школьников, студентов и работающей молодежи, — который был проведен с марта по июль 2017 г. Показана специфика патриотических установок данных групп молодежи, обусловленная их возрастом, ценностными ориентациями, имеющимся социальным опытом. В результате исследования было изучено влияние, которое оказывают на политические ориентации такие аспекты жизнедеятельности молодежи, как удовлетворенность собственной жизнью, социальное положение респондентов, их планы на будущее. Сделаны выводы об особенностях гражданско-патриотических взглядов представителей основных групп молодежи, выявлены сходные характеристики и различия в процессе формирования их гражданской идентичности.
Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования
2015. Том 1. №1
ведущий специалист отдела по внеучебной работе Финансово-экономического института Тюменского государственного университета
Патриотизм молодежи является основой существования и развития государства. В настоящее время наблюдается особый интерес общества и исследователей к патриотизму как социально-культурному феномену. В данном исследовании раскрывается понятие «патриотизм» как качество, формируемое социально-культурной средой, в том числе средой вуза. Определены значимость и задачи патриотического воспитания молодежи. Авторами представлены результаты социологического исследования студенческой молодежи Тюменского государственного университета, направленного на определение уровня патриотизма и гражданско-патриотического сознания, миграционных настроений студенческой молодежи, знаний истории страны, региона и города. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости комплексного подхода к формированию системы патриотического воспитания. Отмечается актуальность формирования гражданско-патриотического сознания у студенческой молодежи; необходимость в современных условиях, наряду с основными направлениями работы по патриотическому воспитанию студентов, уделять особое внимание эколого-патриотическому воспитанию молодежи. В статье раскрыты направления, современные формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов на примере положительного опыта Тюменского государственного университета. Патриотическое воспитание студенческой молодежи рассматривается как важное направление деятельности вуза.
1. Ломоносоведение: учебное пособие для студентов ВПО, СПО и учащихся школ / Под ред. Т.С. Буториной. М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. 151 с.
2. Большой энциклопедический словарь: в 2-х тт. Т. 2 / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. 768 с.
3. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; РИПОЛ классик, 2007. 1456 с.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. U RL: http://rosvoencentr-rf.ru/index.php?option=com content&view=article&id=481:2012-11-25-16-27-
6. Алипханова Ф. Н., Магомедова П. К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов / / Мир науки, культуры,
образования. 2013. № 1. С. 34-36. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Том 1. № 1
7. Гончаренко О. Н. Уровень патриотизма студентов аграрного вуза / / Агропродовольственная политика России. 2014. № 3
. С. 74-77.
8. Корниенко Н. А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности / / Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 2. Т. 5. С. 81-93.
9. Патриотизм и гражданство. U RL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=114751
10. Сколько в России патриотов. U RL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=113466
11. Солженицын А. И. Патриотизм. U RL: http://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article storyid 367.html
Матросова Виктория ВладимировнаСмоленский государственный университетстудентка 1 курса направление подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
АннотацияВ данной статье исследуется проблема патриотического воспитания молодёжи. Исследование проводилось на основе анкетирования среди школьников 14-18 лет. Благодаря вопросам анкеты, раскрыта роль патриотического воспитания в современном обществе. А так же стало известно, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи.
Matrosova Victoria VladimirovnaSmolensk State University1st year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»
AbstractIn this article the problem of patriotic education of youth. The study was conducted through a questionnaire survey among schoolchildren aged 14-18. Due to issues questionnaires revealed the role of patriotic education in modern society. And so it became known as developing an understanding of patriotism among the youth.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание. Его задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, а это такие качества, как любовь к большой и малой Родине, преданность Отечеству, правильная гражданская позиция, сохранение традиций, культуры.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодёжь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье и в детских образовательных учреждениях.
Изучением патриотического воспитания занимались такие авторы как:
Автором данного исследования проведено анкетирование, с целью понять, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи. В опросе принимали участие школьники от 14 до 18 лет. В период с 18 мая по 23 мая 2015 года.
В анкете было 6 вопросов:
Исходя из полученных ответов, мы видим, что большинство опрошенных считают, что патриотизм – это любовь к родине. На самом деле этот ответ был очевиден, так как нам с детства прививают это чувство, чувство любви к родине. Если сравнивать остальные ответы, то преимущество у ответов «защита родины» и «преданность родине». Возможно данные ответы, даны в связи с сегодняшней ситуацией в стране. Хотелось бы ещё отметить, что 7% опрошенных патриотизмом назвали поступки. А ведь они правы, какая же любовь к Родине без поступков, нужно же не только говорить о том, что любишь Родину, но и подтверждать свои слова, а именно подтверждать достойными поступками.
Рисунок 2 – ответы на вопрос №2 «Кто такой патриот?»
Обращая внимание на ответы вопроса №2, можно заметить, что они похожи на ответы вопроса №1. Это, конечно же, не случайно, ведь патриотизм и патриот, несомненно, взаимосвязаны. И вот мы видим, что первое место занимает определение «патриот – это человек, который любит свою родину». На втором месте «готов защитить Родину». Мы считаем, что та категория молодых людей, которая так ответила, относит к патриотам солдат, которые всегда начеку и готовы защитить Родину. « Уважает ценности своей страны» заняло третье место. И как нам представляется не зря, так как в воспитании патриота, одним из важных, является развитие личных ценностей.
Рисунок 3 – ответы на вопрос №3 «Считаешь ли ты себя патриотом?»
Из рисунка мы видим, что 59% опрошенных считают себя патриотами, что доказывает существование внутреннего патриотизма. 35% не считают себя патриотами и 6% не могут дать точного ответа на этот вопрос, возможно потому что не до конца понимают или вообще не понимают значения слова «патриот». Хочется сказать, что это собственное мнение каждого человека и понятие патриот, каждый трактует и понимает по-разному, от сюда и соответствующие ответы.
Рисунок 4 – ответы на вопрос №4 «Какие поступки свойственны патриоту?»
При опросе, у многих ребят этот вопрос вызвал затруднение. Но некоторые всё-таки смогли дать хороший ответ. 26% опрошенных написали «Защита родины». По 16% получили ответы – «Поступки на благо окружающих» и «Участие в делах города». Цифры, которые меня очень огорчили – это 42%, они не смогли дать ответ на данный вопрос.
Рисунок 5 – ответы на вопрос №5 «Патриотом рождаются или становятся?»
По сравнению с предыдущим, этот вопрос, как сказало 82% был очень простым и ответ очевиден – патриотом становятся. Но всё же 18% думают, что патриотом рождаются. Мы считаем, что патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для реализации имеют условия воспитания, окружающая среда.
Рисунок 6 – ответы на вопрос №6 – «Что влияет на развитие патриотических качеств?
В данном случае ответы молодёжи совпали с мнением автора статьи. Мы, как и 36% считаем, что воспитание один из важных влияющих факторов на развитие патриотических качеств. Так же такой фактор, как общество не мог уйти далеко, так как на протяжении всей жизни нас окружают разные люди, с разными мыслями и ценностями. Нельзя забывать об истории своей страны и молодёжь не забыла, 15% молодых людей дали ответ «знание истории». Патриотические мероприятия, школа, обстановка в стране не менее значительны в формировании личности патриота.
Таким образом, проанализировав все ответы, мы видим, что существует не просто проблема патриотического воспитания, существует проблема патриотического понимания. Да с самого детство нам родители, воспитатели, учителя говорили про любовь к родине, но мы растем и теперь в наших силах не только любить, но и действовать. А что мы видим, что целых 42% даже не знает, как действовать, какие поступки совершить.
Решить проблему патриотического воспитания сложно, но не бывает ничего не возможного. Следовательно, данными аспектами должны заниматься в полном объёме родители, школа, дополнительные учреждения. И если это будет выполняться, то всё получится, вырастут настоящие патриоты своей Родины.
Все статьи автора «Viki_Matrosova»
Агентство «Михайлов и Партнёры. Аналитика» представляет социологический проект «#МЫСЧИТАЕМ». Для исследования опросили подростков и молодежь в возрасте от 10 до 18 лет. Им задавали вопросы: каким они видят свое будущее, кем хотят стать, в какой стране жить, чего боятся и из-за чего ссорятся.
Почти две трети (64%) респондентов от 10 до 18 лет заявили, что считают себя патриотами России. Общий уровень патриотизма в этой возрастной группе сохраняется на том же уровне, что и осенью 2019 года, когда об этом заявили 62% опрошенных.
Глубинные интервью показали, что респонденты этого возраста понимают патриотизм как достаточно сильное чувство, которое приравнивается к любви и сложно описать рационально. Многие участники исследования отмечали, что ранее никогда не задумывались, насколько они сильно любят Россию, т.к. сами не задавали себе этот вопрос. По мнению самих школьников и их родителей, чувство патриотизма подкрепляется в том числе за счет более глубокого знания истории и культуры своей страны, а также совместного участия детей и родителей в таких мероприятиях как «Бессмертный полк».
Одновременно исследование выявило динамику мнений о том, что можно считать предметом гордости россиян. Если в 2019 году чаще отмечалось, что Россия может гордиться природой (13%) и большой территорией (11%), то весной 2022 года респонденты чаще говорят о гордости Российской Армией (19% по сравнению с 5% в 2019 году) и выдающимися личностями (11% по сравнению с 2% в 2019 году). Как в 2019, так и в 2022 году тройку наиболее часто упоминаемых предметов гордости входит российский народ: люди, человеческие качества, общий дух и менталитет (12% в 2019, 11% в 2022).
В ходе опроса респонденты высказывались также о том, что они хотели бы улучшить в России. Наиболее часто выражались пожелания повысить общий уровень жизни населения (17%), развивать экономику (16%), изменить систему образования (13%), заботиться об экологии (12%) и улучшить состояние дорог (12%).
В то же время доля тех, кто хочет остаться жить в России, за последние два года значительно увеличилась (с 59% до 73%). Если в 2019 году о готовности переехать в другую страну заявили 34% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет, то в 2022 году — только 20%. Молодые участники качественного исследования объясняли свое желание остаться в России любовью к стране и гордостью за нее, нежеланием привыкать к другим законам и языку, желанием жить в большой стране.
Возможно также, что снижение миграционных настроений связано с мнением о том, как сейчас относятся к россиянам в других странах: почти половина (48%) участников опроса считает, что в мире к России и русским относятся скорее отрицательно, треть (34%) отмечает, что отношение скорее нейтральное, и только 11% — что оно скорее положительное.
Более 80% опрошенных уверены, что есть страны, которые относятся к России лучше или хуже, чем другие. Среди дружественных стран, как и в 2019 году, наиболее часто называли Китай, Беларусь и Казахстан. В то время как среди враждебно настроенных — США и Украина, а также европейские страны (Германия, Великобритания, Франция, Польша).
Участники глубинных интервью, выражающие желание переехать в другую страну, чаще всего мотивировали это тем, что «в России скучно», «за рубежом можно заработать больше денег», «хочется посмотреть, как живут в других странах». Среди стран, в которых хотели бы жить мечтающие переехать, чуть чаще назывались США, Япония, Канада, Испания, Швейцария и Германия. Однако качественное исследование показало, что многие не исключают возможности возвращения в Россию, «насмотревшись на мир» или «заработав денег».
Сравнение с данными 2019 года показывает, что в целом уровень конфликтности между ровесниками снизился. Если два года назад более половины опрошенных (52%) в возрасте от 10 до 18 лет отмечали, что сталкивались с проявлением агрессии и травли между сверстниками, то в 2022 году такие случаи отмечали чуть более трети респондентов (37%).
Результаты качественного исследования позволяют предположить, что на снижение общего уровня буллинга повлияли следующие факторы:
Переход на дистанционный формат обучения и последующий выход из него. Данные глубинных интервью с детьми и их родителями показали, что в период онлайн обучения дети несколько разобщились, реже общались друг с другом, соответственно, у них стало меньше поводов для конфликтов и драк.
Общее смещение сферы интересов в онлайн. Участвующие в исследовании родители иногда отмечали, что дети стали меньше общаться с одноклассниками и чаще заводить друзей онлайн. Соответственно, наблюдается рост кибербуллинга при снижении физической агрессии. При этом факт травли в Интернете стал восприниматься менее болезненно, часто молодые респонденты не считают это агрессией и желанием обидеть, говоря, что это такой стиль общения и шутки.
Эксперты и родители связывают снижение уровня буллинга также с текущей политической ситуацией. По их мнению, внешнее давление на страну, санкции, международная агрессия способствует большей сплоченности как среди взрослого населения, так и среди детей
Количественное исследование подтверждает, что текущие международные политические события отражаются на взаимоотношениях на всех уровнях. По словам респондентов, они широко обсуждаются: треть (33%) считает это самой обсуждаемой темой, 39% говорят о том, что разговоры о ней всплывают время от времени. Причем обсуждения происходят на всех уровнях: в семье, с родителями (43%), с друзьями-ровесниками не из школы (40%), с одноклассниками (35%) и с преподавателями (24%). Однако о серьезных спорах на эту тему, доходящих до активного проявления агрессии и буллинга, говорили только 11% опрошенных. Причем, по словам респондентов, в 80% таких случаев конфликты проходили в словесной форме (ругань и обзывательства, насмешки и угрозы), до драки доходило лишь в каждом пятом случае.
Как подростки видят будущее
Две трети (67%) опрошенных от 10 до 18 лет заявили, что в их планы входит получение высшего образование. При этом более половины (56%) уже знают, кем хотят работать после своего совершеннолетия. По сравнению с 2019 годом в рейтинге профессий произошли небольшие изменения. По-прежнему наиболее желанными сферами деятельности остаются медицина и творческие профессии (по 15%). При этом повысилась доля тех, кто хотел бы стать военным (12%, + 8 п.п. по сравнению с 2019 годом). Достаточно популярными также остаются профессии из сферы обслуживания (11%) и IT (9%).
Глубинные интервью со школьниками показали, что основным мотивом выбора профессии является природная склонность и интерес к определенной науке, а также желание зарабатывать больше.
Абсолютное большинство (94%) респондентов уверены, что важно учить иностранные языки, в т.ч. 54% считают это обязательным и 43% — желательным. В качестве языков, требующих изучения наиболее часто назывались английский (97%), китайский (15%), немецкий (13%) и французский (9%).
Более четверти респондентов (27%) отказались признаваться в каких либо страхах, заявив, что не боятся ничего. Как и в 2019 году чаще всего респонденты признавались, что боятся животных, змей или насекомых (17%) и высоты (16%).
Кумиры среди звезд и политиков
Если говорить о российских знаменитостях (музыкантах, артистах, журналистах, блогерах), то здесь не было выявлено явного лидера. Относительно часто назывались И. Ургант (5%), П. Воля (4%), О. Бузова (3%), М. Галкин (3%), Д. Нагиев (3%), Ю. Дудь — внесен в реестр СМИ-иноагентов (3%).
В рейтинге российских политиков лидирует Президент РФ, В. В. Путин. В ответе на открытый вопрос «Кто из политиков вам нравится, вызывает уважение или симпатию» его назвали 39% респондентов, в то время как в 2019 году так ответили 15%. Чуть чаще о симпатии Президенту говорили участники опроса в возрасте 10-13 лет (49%).
Каждый десятый (10%) опрошенный выразил свои симпатию и уважение лидеру ЛДПР, В. Жириновскому, который на момент проведения количественного этапа исследования был жив. Кроме того, среди российских политиков, которые нравятся, были отмечены Д. Медведев (2%), С. Лавров (2%).
Уровень интереса к международной политике также увеличился: в 2022 году две трети опрошенных (66%) заявили, что хотя бы иногда следят за тем, как развиваются отношения России с другими странами, в то время как при опросе 2019 года об этом сказали 58% респондентов.
Бужинов Дмитрий Федорович1, Путинцева Екатерина Николаевна21ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», магистрант направления подготовки «государственное и муниципальное управление»2ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
АннотацияВ статье рассматриваются основные аспекты гражданско-патриотического воспитания современной российской молодежи, подчеркивается важность традиционной системы образования, в рамках которой происходит первичная социализация детей и закладываются основы воспитания духовно-нравственной и государственно-ориентированной личности. На основе имеющихся результатов проведенных социологических исследований сделан вывод о том, что существующая система патриотического воспитания должна выстраиваться с учетом различных возрастных групп молодежи и охватывать не только историческое наследие и популяризацию официальной государственной символики, но и другие патриотические ориентиры, направленные на формирование созидательного мировоззрения в системе вторичной социализации. Также в статье проведен анализ возможностей использования интернет-технологий в процессе гражданско-патриотического воспитания современных российских подростков и молодежи.
Далеко не секрет, что в современной российской молодежной среде существуют антипатриотические, протестные и даже экстремистские настроения, что не может не оказывать дестабилизирующее (а в перспективе и разрушающее) воздействие на общество и государственную целостность. Манипуляции сознанием и поведением молодежи в антипатриотической направленности возможны в силу отсутствия четкой гражданской позиции, сформированного и устойчивого чувства любви к своей Родине и чувства сопричастности к происходящим в своей стране событиям.
Это нашло отражение и в результатах многих социологических исследований, которые проводились и проводятся в разных городах России. Данные исследования проводятся в основном путем массового анкетного опроса среди молодых граждан преимущественно в возрасте от 14 до 30 лет.
Безусловно, это крайне важно в условиях внешнеполитической нестабильности и роста попыток средств массовой информации фальсифицировать события мировой и отечественной истории. Между тем, выстраивать систему патриотического воспитания исключительно в контексте политики исторической памяти и соответствующей популяризации официальной государственной символики недостаточно, особенно если речь идет о молодежи, которая завершила учебный процесс в общеобразовательной школе.
Все это предполагает, что современной молодежи нужны и другие патриотические ориентиры, направленные на формирование созидательного мировоззрения и государственно-ориентированной личности в системе вторичной социализации. Одной из причин сложившейся ситуации выступает то обстоятельство, что современные дети уже выросли погруженными в цифровую реальность, которая в корне меняет традиционные формы межличностных коммуникаций и досуга. Именно поэтому нельзя игнорировать прогрессивные технологии, которые открывают новые возможности для патриотического воспитания детей и молодежи в цифровом поликультурном мире с учетом индивидуальных траекторий развития личности.
Подобные проекты предполагают проведение комплексного социологического исследования с использованием анкетного и экспертного опросов, кабинетного исследования, а также разработку сайтов историко-патриотической направленности с использованием передовых интернет-технологий визуализации и широкого внедрения этой формы в молодежную интернет-среду как одного из перспективных и эффективных направлений работы с молодежью.
В рамках реализации подобных проектов проводятся кабинетные исследования, позволяющие обобщить накопленный опыт, выявить основные условия и факторы, определяющие формирование гражданско-патриотических ценностей у современной молодежи, а также определить направления использования интернет-технологий в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Для реализации указанных целей анализируются нормативно-правовая база, содержание региональных программ гражданско-патриотического образования, документы официальной статистики, данные социологических исследований, проведенных ранее, а также текущая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, проводится мониторинг материалов СМИ и источников интернета по теме гражданско-патриотического воспитания молодежи, формулируются рекомендации по совершенствованию системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Надо отметить, что в средствах массовой информации и источниках Интернета на сегодняшний день тема гражданско-патриотического воспитания поднимается чаще в контексте официальных программ и законодательств. В основном гражданско-патриотическое воспитание затрагивается в сфере образования. В большей части статей патриотизм рассматривается как составная часть национальной идеи. Значительную долю в воспитании патриотизма занимают статьи, посвященные воспитанию молодежи (через реализацию государственно-молодежной политики) и воспитанию в семье. Однако меньше всего освещается тема практической реализации патриотизма.
Результаты количественных социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что больше половины молодых людей считают себя патриотами; потенциально вся молодежь готова быть патриотами, но нужно активнее с ней взаимодействовать и заниматься.
Среди направлений патриотического воспитания, которые влияют на респондентов, лидируют два ответа: встречи с ветеранами войн и пример семьи и друзей. Причем встречи с ветеранами войн впечатляют молодежь наибольшим образом. В ответах на вопрос, чем молодые люди могут гордиться как граждане России, с большим перевесом лидирует ответ «Победа России в Великой Отечественной войне».
Поэтому этому направлению стоит уделить особое внимание при выстраивании коммуникации в интернет-среде – это могут быть фильмы о ветеранах, о событиях, возможно, онлайн-игры, где реконструированы события истории.
Эксперты в данной сфере практически единогласно сходятся во мнении, что наиболее актуальными проблемами для молодежи являются возможность качественного образования с последующим трудоустройством по специальности. Также называются проблемы организации досуга, доступного жилья для молодых семей. И в редких случаях называются также такие проблемы как алкоголизм, наркомания, низкий уровень интеллекта, низкий уровень грамотности, безнравственность, бездуховность, отсутствие желания к труду.
Уровень гражданско-патриотического воспитания современной молодежи подавляющее большинство экспертов оценивает удовлетворительно или очень низко.
Также эксперты сходятся во мнении, что решение проблем гражданско-патриотического воспитания молодежи зависит в первую очередь от государства, федеральных и региональных властей, а уже во вторую от общества, семьи, учебных заведений.
Необходимо создавать и развивать интернет-сайты историко-патриотической направленности, к чему надо привлекать большое число заинтересованных специалистов, работников пришкольных музеев и просто неравнодушных людей.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи, несомненно, должно осуществляться системно, многопланово и одновременно адресно, охватывая все возрастные категории молодого поколения с учетом потенциала современных информационно-коммуникационных технологий. Безусловно доказано, что интернет-коммуникация – это уникальная возможность взаимодействия с современной молодежью, однако нужно находить формы и методы, которые позволили бы эффективно использовать интернет в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи. Те методы, которые в основном используются в настоящее время, не актуальны, не интересны и не привлекательны для молодежи. Однако нужно понимать, что ничто не заменит живого общения, поэтому интернет-коммуникацию следует использовать как дополнительный канал взаимодействия с молодежью, а основной упор делать на личный пример.
Все статьи автора «Бужинов Дмитрий Федорович»
Овчинников Дмитрий ЕвгеньевичСамарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления персоналом и социологии
АннотацияДанная статья посвящена анализу патриотизма самарской молодежи. Проведенное социологическое исследование позволяет утверждать, что школьники 7-10-х классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о. Самара обладают довольно высоким (выше среднего) уровнем патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами.
Интерес к совершенствованию работы по патриотическому воспитанию российских граждан в целом и молодежи, в частности, никогда не ослабевал. Однако сегодня в условиях нового тысячелетия этот вопрос стоит особенно остро: актуальность обращения к проблемам патриотического воспитания школьников диктуется спецификой трансформации современной социальной реальности. Необходимость пристального внимания к указанной проблематике вполне осознается властью: как результат создаются государственные программы по патриотическому воспитанию.
В 2013 – 2014 годах, был проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, основной задачей которого стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.
Для того, чтобы в быстро меняющихся условиях бытия российской образовательной системы корректировать формы и методы патриотической работы со школьниками, необходимо создание социально-культурного портрета школьника. В этом портрете важнейшей чертой должно быть его отношение к Родине. Без создания такого образа очень сложно вовремя внедрять новации в процесс формирования гражданской идентичности молодежи, столь нужной современным россиянам.
Цель статьи – выявление состояния патриотического сознания самарских школьников с целью дальнейшей оптимизации их воспитания в духе любви к Отечеству.
Объектом исследования стали школьники 7-10-х классов муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о. Самара. Предметом изучения – их отношение к Родине.
Достижение цели исследования определило соответствующую методику выявления состояния патриотического сознания самарских школьников на момент проведения социологических опросов (2016 г.). В ходе проведенного исследования для реализации поставленной цели были выделены такие критерии как: 1) содержательно-смысловая наполненность, ценностное значение понятия «патриотизм» в сознании учащихся, 2) выявление общих условий формирования патриотизма. Такой методический посыл, по нашему мнению, позволил охарактеризовать состояние патриотического сознания самарских школьников. Работа была проведена Социологической лабораторией Центра развития образования города Самары.
Уровень патриотизма определялся по результатам обработки ответов школьников на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?», то есть самоидентификации учащихся по отношению к понятию «патриот», а также по результатам анализа информации об осознаваемом ими своем отношении к России.
Результаты исследования 2016 года свидетельствуют о довольно высоком (выше среднего) уровне патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами (таблица 1) и при этом продемонстрировали отношение к Родине, соответствующее патриотической доктрине (таблица 3). Содержанием патриотизма учащихся самарских школ являются классические ценностные установки: любовь к Родине, преданность России, гордость за свою страну, уважение к ней. Каждый седьмой участник опроса формализовал свои чувства к Родине непосредственно в статус патриотизма, то есть, отвечая на открытый вопрос «Есть ли у тебя какое-либо чувство к России?», 17% школьников, участвовавших в исследовании, самостоятельно (без выбора из готового перечня ответов) заявили, что таким чувством является патриотизм.
Обращают на себя внимание выявленные в ходе исследования качественные различия в показателях уровня патриотизма у учеников разных классов: если среди десятиклассников отказываются назвать себя патриотами 6% респондентов, то среди учеников 9-ых классов таковых почти в три раза больше – 17% (таблица 2).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?» (в % от числа опрошенных, где N=527)
Распределение ответов на вопрос «Можешь ли ты назвать себя патриотом своей страны?» среди разных классов (в % от числа опрошенных, где N=527)
Таблица 3. Школьники о своём отношении и чувствах к России (в % от числа опрошенных, где N=530)
Важным контрольным показателем для оценки действенности системы патриотического воспитания выступает уровень негативных настроений в отношении России, своеобразный «показатель отсечения», который количественно определяет зону недостигнутых результатов. Позитивное отношение к Родине является основанием для формирования патриотических установок личности, соответственно его отсутствие препятствует культивированию патриотизма. По результатам исследования выявлен низкий уровень негативных настроений самарских школьников по отношению к своей стране – всего 3% респондентов проявили такие настроения (таблица 3), что свидетельствует об отсутствии каких-либо критических моментов в организации воспитательной работы в школах города. Еще 6% респондентов из числа самарских школьников не испытывают никаких явных для себя чувств и не имеют определенного отношения к России, а 4% чувствуют себя патриотами вопреки наблюдаемым ими недостаткам в организации жизни в стране – эти две группы могут быть охарактеризованы как потенциал для увеличения результативности воспитательной работы.
Существенным условием культивирования патриотизма является объединённость позитивных настроений в отношении к Родине и соответствующих поведенческих установок на индивидуальном и общественном уровнях. Будучи одним из основополагающих компонентов индивидуального сознания человека патриотизм является компонентом его сознания именно как социального субъекта, служит основой национального единения, а значит категорически предполагает «отраженность» патриотических чувств и мышления индивида в настроениях общественности, социального окружения личности. Особенно важен для формирования патриотического сознания в условиях первичной социализации патриотический контекст социальной среды, в которой живет молодой человек. В ходе проведенного исследования выяснялось, какие настроения по отношению к Родине в своем социальном окружении видят самарские школьники. По результатам исследования можно констатировать, что социальная среда для абсолютного большинства учащихся самарских школ благоприятна для укрепления их патриотического сознания – только 6% респондентов не встречают патриотов в своем окружении (таблица 4), а две трети самарских школьников наблюдают проявления патриотизма у своих сверстников (таблица 5).
Таблица 4. Школьники о патриотизме окружающих людей (в % от числа опрошенных, где N=528)
Таблица 5. Школьники об отношении своих одноклассников и друзей к России (в % от числа опрошенных, где N=530)
Декларировать свой патриотический статус человек может по разным основаниям: из-за желания реализовать свои настоящие чувства к Родине, по необходимости отвечать требованиям общественной среды, для привлечения ресурсов успешного достижения своих личных целей и т.д. Поэтому в целях содержательной характеристики состояния патриотического сознания самарских школьников в ходе исследования у респондентов выяснялось ценностное и смысловое значение патриотизма (таблица 6). Самарские школьники в патриотизме видят, прежде всего, ресурс развития национального общества – 80% респондентов отметили, что патриотизм сегодня особенно важен для сохранения культуры и ценностей своей страны и при этом считают, патриотизм нужно воспитывать, и для этого необходимы усилия общества. Вместе с тем обращает на себя внимание наличие для большинства респондентов (59%) ощущения навязчивости воздействий общества на отношение человека к Родине. Это может свидетельствовать либо об излишней интенсивности общественных воздействий на патриотическое сознание молодых людей, либо о неадекватных для восприятия молодежью формах этих воздействий.
Любовь к Родине является для трех четвертей учащихся школ города признаком достоинства личности, нормальности человека, для этой части респондентов соответственно не существует негативных факторов, препятствующих сознательному принятию патриотических ценностей и убеждений. При этом видят в патриотизме ресурс достижения личных целей, «выгодность» патриотизма, немногим менее половины респондентов (45%). Следовательно, можно сказать, что те респонденты, которые видят «выгодность» декларирования патриотизма, видят выгоду не для себя, а выгоду, которой пользуются другие.
С тем, что патриотизм утерял смысл для каждого конкретного человека в условиях наднационального глобалистского движения в мире, процесса интенсивного распространения планетаристских ценностей и соответствующего образа жизни молодых людей, согласны 39% респондентов, принявших участие в исследовании (таблица 1.6). Таким образом, можно говорить о существовании в сознании части самарских школьников необходимости жестко альтернативного выбора: либо ты современный интернациональный «человек Земли», либо ты патриот России.
Таблица 1.6. Значение патриотизма для школьников (в % от числа опрошенных, где N=527, % по строке)
Понимание патриотизма, выработанное современной гуманитарной наукой, позволило грамотно провести социологические опросы и учесть все основные компоненты понятия «патриотизм», а именно: эмоциональный (наличие чувства уважения к истории страны, своеобразию ее народа, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны); когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, ценностное осознание значимости этих знаний как личностных); деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах по преумножению величия Родины).
Эти компоненты (эмоциональный, когнитивный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.
Результаты исследования 2016 года свидетельствуют, как было отмечено ранее, о довольно высоком (выше среднего) уровне патриотизма среди самарских школьников – две трети респондентов считают себя патриотами. Этот показатель подтверждает ценностное значение патриотизма в условиях современного мирового устройства. Но вместе с тем, тот же показатель нацеливает общество на дальнейшее совершенствование работы по патриотическому воспитанию молодежи. С учетом всех особенностей коммуникационного пространства постиндустриальной цивилизации становится очевидной необходимость усиления воспитательной и организующей роли политических институтов, семьи, религии, и, конечно, системы образования.
- Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы. М.: Изд-во МГПУ, 2003.
- Стратегия развития молодежи Российской Федерации / Электронный ресурс Интернет /URL: fadm.gov.ru›documents/download/450/
Все статьи автора «Овчинников Дмитрий Евгеньевич»