- Гласные звуки в словах русского языка
- Согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Характеристика ударных гласных
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Увековечение памяти С. Шацкого
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Фонетика и звуки в русском языке
- Характеристика ударных гласных
- Пример фонетического разбора слова
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- ‘СЕТЛЕМЕНТ’
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Гласные звуки в словах русского языка
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Звуко буквенный разбор
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Педагогические идеи и вклад в развитие отечественной педагогики
- До 1917 года
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- «Ё» и «Ю»
- под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’], деревья [д’ир’э´в’], друзья [друз’], братья [бра´т’], обезьяна [аб’из’на], вьюга [в’га], семья [с’эм’]
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- ‘ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ’
- Увековечение памяти С. Шацкого
- Шацкий Станислав Теофилович
(биография) - Шацкий Станислав Теофилович
— статья из Большой советской энциклопедии
. - Н. Ш. Сайфулина в диссертации «Развитие стиля мышления учащихся гимназии на основе изучения страноведческого материала в цикле гуманитарных дисциплин» (Тобольск, 2000. — С. 20) указывает что Шацкий в 1888—1896 годах учился в Смоленской гимназии.
- 1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. О. Е. Лебедевой.- М., 2003.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки
в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
Согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква.
Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков
больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким — глухим
, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: ев, а, оь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): ао, люо, инь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: оа, иа, оюм, ирк, заить.
В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). « Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Чем отличаются звуки и буквы?
Буквы
— это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки
— это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
Разбор по звукам ударных гласных
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Увековечение памяти С. Шацкого
Средняя школа № 1
города Обнинска
с 1961 года
носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д’ма].
- Новые дома [но’выэ дма’].
В безударном положении
гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г’ры] — [гра’];
- он — онлайн = [‘н] — [нла’йн]
- свидтльница = [св’ид’’т’л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией.
Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции
. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
- впе—ди [фп’ид’и´];
- -сте-стве-нно [с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст-ч’к];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
- чашечк
- богин
- с песням
- перемен
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
- Беляев В. И.
Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. — М.: МНЭПУ, 1999. - Бершадская Д. С.
Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедевой.— М., 2003.
- Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А.
Воспитательная система С. Т. Шацкого. М., 1993. - Шацкий С. Т.
Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989. - Скаткин М. Н.
С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. — М.
: Знание, 1977. — 64 с. - Революция — искусство — дети. Материалы и документы. Часть 1. 1917-1923 / Сост. Н. П. Старосельцева. — 2-е, дораб. — М.
: Просвещение, 1987. — 240 с. - Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А.
Воспитательная система С. Т. Шацкого
. — М.
: Прометей, 1993. — 176 с. - Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.
- Уильям Партлетт.
Культурная война в сельской школе. Калужский школьный комплекс С. Т. Шацкого в 1919-1927 гг.
// Русский сборник. Исследования по истории России. — М.
: Модест Колеров, 2006. — Т. III. — 368 с. — — ISBN 5-91150-005-1
. - Краткая биография и могила Шацких
на Донском кладбище
Характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
Разбор по звукам ударных гласных
Пример фонетического разбора слова
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Чем отличаются звуки и буквы?
Буквы
— это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки
— это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М. В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
‘СЕТЛЕМЕНТ’
Расстановка ударений: ‘СЕ`ТЛЕМЕНТ’
«СЕТЛЕМЕНТ» (англ. settlement — поселение) — культ.-просвет. общество, осн. в Москве группой прогрессивных педагогов во главе с А. У. Зеленко и С. Т. Шацким. Об-во ставило гл. своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной и малокультурной части населения. Начало организации об-ва положило устройство весной 1905 небольшой дет. колонии в Щёлкове (под Москвой). Осенью того же года в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи были организованы дет. кружки (клубы) и дет. сад под общим названием «Дневной приют для приходящих детей». В его работе приняли участие А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий
, Л. К. Шлегер, А. Д. Азаревич и др. К весне 1906 приют посещали ок. 150 детей. Осенью этого же года при приюте были открыты мастерские: слесарная, столярная, швейная и др. Среди сотрудников образовалось 3 группы: 1-я занималась организацией и работой ремесленных курсов, 2-я — устройством дет. сада и экспериментальной школы, 3-я — руководила занятиями в дет. клубах.
Тогда же произошло и организац. оформление об-ва, был разработан и утверждён его устав. Члены об-ва делились на 3 категории: члены-сотрудники, принимавшие непосредственное и постоянное участие в работе об-ва или помогавшие ему материально, члены-посетители и члены-соревнователи; последние единовременно или периодически оказывали об-ву денежную или трудовую помощь. Дела об-ва вели: финансовый комитет, в обязанности к-рого входило изыскание средств для поддержки об-ва, трудовой комитет, осуществлявший всю практич. культурно-воспитательную работу, и общее собрание, решающее наиболее важные вопросы (напр., изменение устава, ликвидация учреждения и др.). Об-во имело дет. сад, ремесленные курсы и дет. клубы. В 1907 в помещении об-ва начала работать нач. школа под руководством Е. Я. Фортунатовой. Вся работа об-ва была направлена на поиски путей социального воспитания и была связана с изучением среды, в к-рой росли дети.
В противовес муштре старой школы сотрудники об-ва строили свою работу так, чтобы создать благоприятные условия, в к-рых дети могли бы жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. Педагоги об-ва стремились дать детям необходимые для их жизни практич. сведения. Это привело сотрудников «С.» к постановке таких проблем, как воспитание у детей положительного отношения к труду, выработка у них навыков и умений в занятии ремёслами, воспитание коллективизма, товарищества, чувства солидарности, создание соответствующих взаимоотношений между воспитателями и детьми, при которых бы дети чувствовали в педагогах своих старших товарищей. Огромное значение имело детское самоуправление — необычная для того времени организационная форма воспитательной работы.
Об-во не ограничивалось только работой с детьми, но и проводило культ.-просвет. работу среди взрослого населения.
Несмотря на то, что об-во носило культ.-просвет. характер, 1 мая 1908 царское пр-во закрыло его за попытку «проведения социализма среди маленьких детей».
Лит.: Новая обществ.-педагогич. работа для «Детей — работников будущего», М., 1910; Апарин Г
., Сетлементы или народные культурные посёлки, 2 изд., М., 1917.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но [но´], сне [с’н’э´], огоро [агаро´], клу [клу´];
- перед глухими согласными: незабуа [н’изабу´ка], оватить [ават’и´т’], орник [о´рн’ик], труа [труа].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки
в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. ( Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
- Соколов Р. В.
А. С. Макаренко, его предшественник С. Т. Шацкий и их последователь И. П. Иванов - Фрадкин Ф. А.
Станислав Теофилович Шацкий и концепция школы — центра воспитания в социальной среде. - Шацкий Станислав Теофилович.
(краткая биографическая справка) - Станислав Теофилович Шацкий
(о нём, как предшественнике на страницах о коммунарском движении И. П. Иванова) - Шацкий Станислав Теофилович.
(страница на сайте Московской консерватории) - Страница средней школы имени С. Т. Шацкого № 1 города Обнинска
- Partlett, W.
«The Cultural Revolution in the Village School: S. T. Shatskii’s Kaluga School Complex, 1919—1932». Journal of the Oxford University History Society. No. 3, Michaelmas 2005. - Дом Общества «Детский труд и отдых»
- Школа-колония «Бодрая жизнь»
- Фото к 100-летию школы-колонии «Бодрая жизнь»
на странице Администрации г. Обнинска - Памятник С. Т. Шацкому в Обнинске на сайте Путеводник
Мягкие согласные в русском языке
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ’ийа], рецензия [р’ицеэ’ийа], пенсия [пэийа], веель, лице́ия, каидат, баит, иивид, блоин, стипеия, баик, виик, зоик, веилъ, аичный, коекст, ремоировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стакаик [стака′н’ч’ик], смеик [см’э′н’щ’ик], поик [по′н’ч’ик], камеик [кам’э′н’щ’ик], бульваина [бул’ва′р’щ’ина], бо [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: енка [с’т’э′нка], жи [жыз’н’], есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приеий [пр’ийэ´ий], воествие [ваэ´ств’ийэ], иелта [и´элта], алиться [а´л’иц:а].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж»
, произносятся как двойной твердый согласный , а «сш» – «зш»
— как : сжали, сшить, без шины, влезший. - Сочетания , внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания , на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий : счет [о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте , транскрибируется как : без числа [б’эисла´], с чем-то [э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания , на стыке морфем определяют как двойной мягкий : лётчик [л’о´ик], молоик [мало´ик], оёт [ао´т].
Звуко буквенный разбор
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- В начале слова «Ё» и «Ю»
всегда:- — ёжиться [жыц:а], ёлочный [лач’ный], ёжик [жык], ёмкость [мкаст’];
- — ювелир [’ил’и´р], юла [ла´], юбка [пка], Юпитер [п’и´т’ир], юркость [´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я»
только- — ель [л’], езжу [ж:у], егерь [г’ир’], евнух [внух];
- — яхта [хта], якорь [кар’], яки [ки], яблоко [блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю»
всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:- — прмник [пр’ийо´мн’ик], пт [пайо´т], клт [кл’у´т];
- -рведа [ар’в’э´да], пт [па´т], тают [та´т], каюта [ка´та],
- после разделительного знака «Ё» и «Ю»
— всегда, а «Е» и «Я»
только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад’та´нт] - после разделительного знака «Ё» и «Ю»
— всегда, а «Е» и «Я»
под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’], деревья [д’ир’э´в’], друзья [друз’], братья [бра´т’], обезьяна [аб’из’на], вьюга [в’га], семья [с’эм’]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
- в самом начале слова:
- — единение [д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [врап’ио´иднайа], Евгений вге´ний, европеец [врап’э´йиц], епархия па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свавр’э´м’ина], поезда [пазда´], поедим [пад’и´м], наезжать [наж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ц], учащиеся [уч’а´щ’ис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’им’и], суета [сута´],
- лаять [ла´т’], маятник [ма´тн’ик], заяц [за´ц], пояс [по´с], заявить [зав’и´т’], проявлю [прав’л’у´]
- после разделительного или знака: — пьянит [п’н’и´т], изъявить [изв’и´т’], объявление [аб вл’э´н’ийэ], съедобный [сдо´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е»
находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жлтый], шёлк [шлк], целый [цлый], рецепт [р’ицпт], жемчуг [жмч’ук], шесть [шст’], шершень [шршэн’], парашют [парашт];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё»
и обозначают мягкость предшествующего согласного . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции
они образуют один гласный звук:- путёвка [пут’фка], лёгкий [л’хк’ий], опёнок [ап’нак], актёр [акт’р], ребёнок [р’иб’нак];
- тюлень [т’ул’н’], зеркало [з’ркала], умнее [умн’йэ], конвейер [канв’йир];
- котята [кат’та], мягко [м’хка], клятва [кл’тва], взял [вз’л], тюфяк [т’у ф’к], лебяжий [л’иб’жый];
- клюв [кл’ф], людям [л’д’ам ], шлюз [шл’с], тюль [т’л’], костюм [кас’т’м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атл’], бретелька [бр’итл’ка], тест [тст], теннис [тн:ис], кафе [каф], пюре [п’ур], амбре [амбр], дельта [дл’та], тендер [тндэр], шедевр [шэдвр], планшет [планшт].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах
гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зрно [з’рно´], змля [з’мл’а´], всёлый [в’с’о´лый], звнит [з’в’н’и´т], лсной [л’сно´й], мтелица [м’т’е´л’ица], про [п’ро´], принсла [пр’ин’сла´], взать [в’за´т’], лгать [л’га´т’], птёрка [п’т’о´рка]
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
Расстановка ударений: ША`ЦКИЙ Станислав Теофилович
После Вел. Окт. социалистич. революции Ш. активно участвует в строительстве сов. школы. В 1919 им была создана Первая опытная станция по народному образованию
, включавшая опытные учреждения — дет. сады и школы 1-й и 2-й ступени. Под руководством Ш. в этих учреждениях разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы сов. школы и вопросы подготовки учителей в процессе их пед. деятельности. Ш. понимал воспитание как организацию жизни детей, к-рая складывается из физич. труда, игр, занятий искусством, умственной деятельности, социальной жизни. Он считал, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для дет. коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда. Соединение обучения с трудом, с общественно полезной работой придаёт всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания сознательными и действенными.
Ш. разработал методику организации общественно полезной работы школьников, согласно которой общественно полезная работа должна быть полна смысла для самих детей, соответствовать их силам и возможностям, должна их эмоционально поднимать. Только при этих условиях общественная работа школьников является сильным средством социалистического воспитания.
Большое значение Ш. придавал учёту влияния среды на формирование личности ребёнка. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьёй, комсомольскими и др. общественными организациями.
Ш. подчёркивал, что в процессе обучения необходимо применять такие методы, к-рые бы давали возможность опереться на реальный опыт ребёнка. Важное значение Ш. придавал воспитанию у уч-ся умения работать, самостоятельно приобретать знания.
Большое внимание Ш. уделял подготовке и переподготовке учителей. Он считал, что эта работа, как и работа пед. ин-тов, должна проходить в трёх направлениях: научно-исследовательском, курсовом (по подготовке студентов и переподготовке учителей) и практическом (по руководству школами).
С 1932 Ш. руководил Центральной экспериментальной пед. лабораторией Наркомпроса РСФСР, изучавшей опыт образцовых и опытных школ республик (одновременно был директором Моск. гос. консерватории).
Соч.:
Пед. соч., т. 1 — 4, М., 1962 — 65; Избр. пед. соч., М., 1958.
Лит.: С. Т. Шацкий (1878 — 1934), сб. под ред. М. С. Эпштейна, М., 1935; Черепанов С. А., С. Т. Шацкий в его пед. высказываниях, М., 1958; О Станиславе Теофиловиче Шацком, статьи и воспоминания, под ред. Л. Н. Скаткина и В. Н. Шацкой, М., 1961.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с. с илл.
Мягкие согласные в русском языке
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ’ийа], рецензия [р’ицеэ’ийа], пенсия [пэийа], веель, лице́ия, каидат, баит, иивид, блоин, стипеия, баик, виик, зоик, веилъ, аичный, коекст, ремоировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стакаик [стака′н’ч’ик], смеик [см’э′н’щ’ик], поик [по′н’ч’ик], камеик [кам’э′н’щ’ик], бульваина [бул’ва′р’щ’ина], бо [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: енка [с’т’э′нка], жи [жыз’н’], есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приеий [пр’ийэ´ий], воествие [ваэ´ств’ийэ], иелта [и´элта], алиться [а´л’иц:а].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж»
, произносятся как двойной твердый согласный , а «сш» – «зш»
— как : сжали, сшить, без шины, влезший. - Сочетания , внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания , на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий : счет [о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте , транскрибируется как : без числа [б’эисла´], с чем-то [э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания , на стыке морфем определяют как двойной мягкий : лётчик [л’о´ик], молоик [мало´ик], оёт [ао´т].
Педагогические идеи и вклад в развитие отечественной педагогики
До 1917 года
Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко
. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название « Дневной приют для приходящих детей
». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество « Сетлемент
»
. Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов
— поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления
.
B 1908 году
общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.
B мае 1919 года С. Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР
, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года
.
Известно, что С. Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.
С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов
, М. Н. Скаткин
, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая
и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М. Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера
было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз — будущая центральная музыкальная школа
.
Пример фонетического разбора слова
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но [но´], сне [с’н’э´], огоро [агаро´], клу [клу´];
- перед глухими согласными: незабуа [н’изабу´ка], оватить [ават’и´т’], орник [о´рн’ик], труа [труа].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д’ма].
- Новые дома [но’выэ дма’].
В безударном положении
гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г’ры] — [гра’];
- он — онлайн = [‘н] — [нла’йн]
- свидтльница = [св’ид’’т’л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией.
Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции
. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
- впе—ди [фп’ид’и´];
- -сте-стве-нно [с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст-ч’к];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
- чашечк
- богин
- с песням
- перемен
Звуко буквенный разбор
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- В начале слова «Ё» и «Ю»
всегда:- — ёжиться [жыц:а], ёлочный [лач’ный], ёжик [жык], ёмкость [мкаст’];
- — ювелир [’ил’и´р], юла [ла´], юбка [пка], Юпитер [п’и´т’ир], юркость [´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я»
только- — ель [л’], езжу [ж:у], егерь [г’ир’], евнух [внух];
- — яхта [хта], якорь [кар’], яки [ки], яблоко [блака];
(*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
в положении сразу после гласного
«Ё» и «Ю»
всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
— прмник [пр’ийо´мн’ик], пт [пайо´т], клт [кл’у´т];
-рведа [ар’в’э´да], пт [па´т], тают [та´т], каюта [ка´та],
после разделительного знака
«Ё» и «Ю»
— всегда, а
«Е» и «Я»
только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад’та´нт]
после разделительного знака
«Ё» и «Ю»
— всегда, а
под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’], деревья [д’ир’э´в’], друзья [друз’], братья [бра´т’], обезьяна [аб’из’на], вьюга [в’га], семья [с’эм’]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
- в самом начале слова:
- — единение [д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [врап’ио´иднайа], Евгений вге´ний, европеец [врап’э´йиц], епархия па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свавр’э´м’ина], поезда [пазда´], поедим [пад’и´м], наезжать [наж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ц], учащиеся [уч’а´щ’ис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’им’и], суета [сута´],
- лаять [ла´т’], маятник [ма´тн’ик], заяц [за´ц], пояс [по´с], заявить [зав’и´т’], проявлю [прав’л’у´]
- после разделительного или знака: — пьянит [п’н’и´т], изъявить [изв’и´т’], объявление [аб вл’э´н’ийэ], съедобный [сдо´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е»
находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц.
Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жлтый], шёлк [шлк], целый [цлый], рецепт [р’ицпт], жемчуг [жмч’ук], шесть [шст’], шершень [шршэн’], парашют [парашт];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё»
и обозначают мягкость предшествующего согласного . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции
они образуют один гласный звук:- путёвка [пут’фка], лёгкий [л’хк’ий], опёнок [ап’нак], актёр [акт’р], ребёнок [р’иб’нак];
- тюлень [т’ул’н’], зеркало [з’ркала], умнее [умн’йэ], конвейер [канв’йир];
- котята [кат’та], мягко [м’хка], клятва [кл’тва], взял [вз’л], тюфяк [т’у ф’к], лебяжий [л’иб’жый];
- клюв [кл’ф], людям [л’д’ам ], шлюз [шл’с], тюль [т’л’], костюм [кас’т’м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атл’], бретелька [бр’итл’ка], тест [тст], теннис [тн:ис], кафе [каф], пюре [п’ур], амбре [амбр], дельта [дл’та], тендер [тндэр], шедевр [шэдвр], планшет [планшт].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах
гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зрно [з’рно´], змля [з’мл’а´], всёлый [в’с’о´лый], звнит [з’в’н’и´т], лсной [л’сно´й], мтелица [м’т’е´л’ица], про [п’ро´], принсла [пр’ин’сла´], взать [в’за´т’], лгать [л’га´т’], птёрка [п’т’о´рка]
«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.
В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории
по классу вокала в классе У. Мазетти
. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой
, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное — педагогика.
![]()
Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко
и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского
руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории
.
Умер в Москве 30 ноября 1934 года, похоронен на новом Донском кладбище.
‘ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ’
Расстановка ударений: ‘ДЕ`ТСКИЙ ТРУД И О`ТДЫХ’
«ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ» — общество, организованное в Москве группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким по Уставу 14 февраля 1909 вместо закрытого царским правительством общества «Сетлелгент». Проводило культурно-воспитательную работу среди детей и подростков из семей рабочих и городской бедноты. В основу работы были положены дет. труд общеобразовательного характера, организация дружного дет. коллектива, развитие творческих способностей детей и укрепление их здоровья. Общество развивало и углубляло деятельность созданных «Сетлементом» дет. сада, клубов и экспериментальной нач. школы. В 1911 была открыта (в Калужской губ.) детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» для детей и подростков, посещавших зимой клубы. Активное участие в работе дет. учреждений под руководством Шацкого принимали: А. У. Зеленко, Н. О. Массалитинова, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, В, Н. Шацкая, Л. К. Шлегер и др. Работая с детьми, педагоги изучали их возрастные особенности и исследовали закономерности пед. процесса. С 1914 — 15 педагоги — члены «Д. т. и о.» участвовали в подготовке работников но дошкольному и внешкольному воспитанию детей в постоянных комиссиях при Союзе обществ, попечения об уч-ся детях Москвы и на пед. курсах при нар. ун-те Шанявского. За отсутствием средств общество могло охватить небольшое число детей (напр., в 1912 всего 300 детей). После Вел. Окт. социалистич. революции учреждения общества и их сотрудники вошли в состав Первой опытной станции по нар. образованию при Наркомпросе РСФСР, организованной по Положению от 12 мая 1919 по инициативе Шацкого.
- Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
Увековечение памяти С. Шацкого
Средняя школа № 1
города Обнинска
с 1961 года
носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.




