ТЕМАТИКА БЕСЕД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ –
рекомендуется для проведения родительских собраний
Примерная тематика родительских собраний
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 5-М КЛАССЕ .
Собрание 1. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Собрание 2. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
Собрание 3. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
Собрание 4. Здоровый образ жизни на примере родителей.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 6-М КЛАССЕ .
Собрание 1. Первые проблемы подросткового возраста.
Собрание 2. Компьютер в жизни школьника.
Собрание 3. Положительные эмоции в жизни школьника.
Собрание 4. Меры наказания и поощрения в современных семьях.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 7-М КЛАССЕ .
Собрание 1. Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников.
Собрание 2. Агрессия, её причины и последствия.
Собрание 3. Учение с увлечением.
Собрание 4. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 8- М КЛАССЕ .
Собрание 1. О родительском авторитете.
Собрание 2. Нравственные уроки моей семьи.
Собрание 3. Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе.
Собрание 4. Психологические и возрастные особенности подростка.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 9 -М КЛАССЕ .
Собрание 1. Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
Собрание 2. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Собрание 3. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.
Собрание 4. Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм наркомания). Как обезопасить своего ребенка.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 10-М КЛАССЕ .
Собрание 2. Характер моего ребенка.
Собрание 3. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 11-М КЛАССЕ.
Собрание 1. Закон и ответственность.
Собрание 2. Профессии, которые выбирают наши дети.
Собрание 3. Как подготовить себя и подростка к выпускным экзаменам.
Работа с родителями в школе
Сценарии родительских собраний в школе
Сценарии родительских собраний в начальной школе
Данный раздел поможет классному руководителю проводить интересные и эффективные родительские собрания в течение всего учебного года. Подробные сценарии облегчат учителю подготовительную работу. В материалах собраний затронуты такие актуальные проблемы, как снижение успеваемости, профилактика вредных привычек, трудности в общении, роль отцов в семейном воспитании и многие другие. В ходе собраний активно используются такие современные методы работы, как мозговой штурм, энергизаторы, тренинговые упражнения.
Предложены современные формы взаимодействия участников образовательного процесса — деловые встречи педагогов и родителей, круглые столы, консультации, игры-тренинги, практикумы, основанные на сотрудничестве, консолидации методических, психолого-педагогических ресурсов, обеспечивающие родителей необходимой информацией о новых требованиях к обучению и подходах к его результатам, помогающие учителю вместе с семьей решать задачи, поставленные ФГОС в работе с учащимися — от адаптации пятиклассников к условиям основной школы до формирования УУД и предметных умений на высоком уровне. Отвечая на вопросы анкет, обсуждая проблемные ситуации, выполняя тесты, следуя советам специалистов, родители в рамках педагогического сопровождения уверенно смогут положительно повлиять на овладение детьми умением учиться и оправдать свои ожидания в отношении желаемого качества их обучения и воспитания.
Материалы раздела будут полезны классным руководителям, школьным психологам, учителям-предметникам, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе.
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 5 класса «Как стать хорошими родителями»
Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты — школа нравов и государства.
Отцы и матери! Вам басни сей урок.
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 6 класса на тему «Физическое развитие школьников»
О, спорт! Ты — мир!
Пьер де Кубертен
Задачи: познакомить родителей с результатами посещения родительским комитетом уроков физкультуры в классе; проанализировать вместе с родителями результаты физической подготовки учащихся.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 6 класса на тему «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»
Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.
Всякая другая жизнь — смерть.
В. Г. Белинский
Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся.
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 5 класса «Как сохранить здоровье ребенка?»
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.
Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод.
Конспект родительского собрания в 5 классе «О детском одиночестве»
Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают.
Задачи: обсудить с родителями проблему детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка; показать родителям значение общения с детьми для становления и развития ребенка.
Конспекты первого родительского собрания для родителей учащихся 5 класса
Собрание 1. Вступление в 5 класс
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Конспект тематического родительского собрания для родителей старшеклассников на тему «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»
1. Информационное обеспечение.
2. Повышение педагогической культуры.
1. Информация ведущего о способностях
Сценарий тематического родительского собрания «Принуждение. Может ли оно быть эффективным?»
2. Повышение педагогической уверенности.
Сценарий тематического родительского собрания для родителей старшеклассников «Трудный ребенок. Так ли это?»
1. Информационное обеспечение родителей.
I. Информация ведущего об отклоняющемся поведении
Конспект итогового родительское собрания для 11 класса «Колесо школьной истории»
Что поделаешь, надо прощаться.
Не грусти, горький взгляд отведи.
Обними лучше сына на счастье
И в дорогу его проводи.
Конспект родительского собрания для 10 класса «Роль самооценки в формировании личности»
Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о возможных последствиях и низкой самооценки, и высокой самооценки; рассказать о том, как можно повысить самооценку ребенка.
Форма проведения: лекция.
Конспект родительского собрания для 8-9 класса на тему «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
Спор — это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин.
В. Г. Кротов
Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.
Задачи: помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.
Форма проведения: вечер вопросов и ответов.
Родительское собрание для 10 класса. Как воспитать уверенность ребенка в своих силах
Если ты не уверен в себе, трудно поверить в то, что в тебя поверят другие.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Конспект родительского собрания для 10 класса на тему «Семья сегодня (в восприятии старшеклассников)»
Задачи: обсудить состояние семьи сегодня; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать.
Форма проведения: обсуждение проблемы с позиции подростков на основании материалов диспута.
- Родительские собрания, 11 класс
- Варианты планирования родительских собраний в 11 классе
- Примерное положение о классном родительском собрании
- Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания
- Примерная структура родительского собрания
- Как учителю организовать беседу с родителями
- Рекомендуем посмотреть
- Тематическое планирование родительских собраний в 10 классе
- Вариант 2
- Вариант 3
Родительские собрания, 11 класс
Мы на пороге 11-го класса. Чем важен этот этап жизни старшеклассников? Понятно, что это последний год обучения в школе. И за эти 9 месяцев ученик должен успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам; осознать себя как личность, понять сущность своего «Я», чтобы в дальнейшем успешно реализовать свои способности и возможности; осуществить осознанный выбор профессии, сочетая «хочу» — «могу» — «надо».
При этом классный руководитель выделяет следующие основные направления работы с учащимися.
а) достижение нормального уровня психического здоровья за счет ликвидации психологического дискомфорта на занятиях через обучение детей в режиме индивидуализации и открытости (в собственном темпе, на своем уровне трудности и т. д.);
б) профилактика заболеваний и достижение нормального уровня физического здоровья через введение разнообразных занятий спортом (оздоровительное плавание, художественная и спортивная гимнастика), через учет физических данных обучающихся, их способности и интересы.
а) повышение воспитывающей роли учебного труда через создание на занятиях принципиально новой среды, способствующей подведению ребенка к самопознанию, самоопределению и саморегуляции;
б) создание воспитательной системы на основе деятельностного подхода к каждому обучающемуся с учетом его индивидуальности, способной подвести обучающегося к самоопределению.
а) осуществление перехода от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы на занятии; постепенный плановый переход обучающихся выпускников в режим самообразования, что позволит им подготовиться к получению профессионального образования; самоопределение обучающихся в выборе форм и способ обучения;
б) разработка и внедрение разноуровневых дидактических материалов и учебных пособий для индивидуальной самостоятельной работы на занятиях;
в) разработка и внедрение разнопрофильных дидактических материалов.
а) создание системы диагностики для определения:
— уровня готовности к обучению;
— индивидуальных особенностей личности;
— устойчивых интересов;
— уровня психического здоровья;
— уровня физического здоровья;
б) открытие новых творческих объединений по запросу обучающихся и социума.
а) создание системы ранней допрофессиональной подготовки учащихся в условиях перехода к профильному обучению;
б) создание условий для самоопределения учащихся и саморазвития.
Варианты планирования родительских собраний в 11 классе
1. Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников.
2. Самореализация личности в условиях современного образования.
3. Здоровая семья — здоровые дети.
4. Выбор профессии — дело серьезное.
5. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.
6. Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций.
7. Что такое толерантность, или Как научить ребенка строить отношения с окружающим миром.
8. Формирование осознанного отношения подростков к здоровому образу жизни.
9. Жизненный путь счастливого человека.
2. Родители как педагогические партнеры образования.
3. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
7. Как сохранить психическое здоровье ребенка.
8. « Нет» — вредным привычкам!
7. Учимся общаться без конфликтов.
8. Курить — здоровью вредить?!
Примерное положение о классном родительском собрании
1. Общие положения
Классное родительское собрание — высший орган самоуправления родителей в классе — созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.
2. Классное родительское собрание:
• определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;
• избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;
• рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;
• решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;
• слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;
• обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;
• рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;
• утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;
• принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.
3. Правила проведения собраний
Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
Главным методом проведения собрания является диалог.
Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за три дня до даты проведения собрания.
Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за четыре дня до проведения собрания.
Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
Классный руководитель информирует заместителя директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
4. Принципы проведения родительского собрания
Родительское собрание — не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
У семьи и школы одни проблемы и заботы — это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей — искать совместные пути их решения.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания
I. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
II. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
III. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие.
1. Выбор темы собрания.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.
2. Определение целей родительского собрания.
Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:
а) способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
б) содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
в) выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
г) пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
д) подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы.
4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
Это необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог.
5. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р. М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний;
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
е) итоговые, имеющие цель показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.
Далее следует определить организационную форму собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум.
6. Приглашение родителей и других участников собрания.
Целесообразно родителей о собрании оповещать дважды: первый раз — за две-три недели до его проведения, чтобы они смогли заранее спланировать свое участие в собрании, и второй раз — за три-четыре дня с целью подтверждения информации о дате и времени проведения. Чаще соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках.
7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Решение — это обязательный элемент родительского собрания, так как очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Поэтому классный руководитель и учитель должны за два-три дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму — в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, библиотекаря, валеолога и других работников школы.
8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Здесь могут быть оформлены выставки творческих работ учащихся и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры, прикрепляют таблички с названиями игровых групп.
Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.
Примерная структура родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) — 5 мин.
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему — 5-7 мин.
3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным- 10-15 мин.
4. Обсуждение проблемы родителями — 20 мин.
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
6. Заключительная часть собрания направлена на принятие решения и анализ произошедшего на собрании. В конце встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече. По мнению заслуженного учителя России В. Н. Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». Родителям, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, предлагается еще немного задержаться для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.
Как учителю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом: так он ставит себя в позицию партнера, а не начальства.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Рекомендуем посмотреть
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс
Родительское собрание «Здоровая семья — здоровые дети», 11 класс
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Тематическое планирование родительских собраний в 10 классе
1. Психология ранней юности: проблемы и пути их решения.
2. Способности человека и их развитие.
3. Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника.
4. Особенности общения с детьми-старшеклассниками.
5. Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда.
6. Культура поведения в семье. Семейные традиции и обычаи.
7. Как научить ребенка учиться?
8. А если это любовь? (О психологии и физиологии чувств).
9. Как помочь детям в постановке реалистичных жизненных целей?
Вариант 2
2. Особенности общения с детьми-старшеклассниками.
3. Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда.
4. Проблемы курения: пути профилактики и решения.
5. Культура поведения в семье. Семейные традиции и обычаи.
6. А если это любовь? (О психологии и физиологии чувств).
7. Некомпетентное воспитание.
8. Проблемы родителей в общении с подростком, конфликты и пути их разрешения.
9. Профессии, которые выбирают наши дети.
Вариант 3
1. Особенности общения с детьми — старшеклассниками.
2. Психология ранней юности: проблемы и пути их решения.
3. Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины.
4. Как научить ребенка учиться?
5. Воспитание ответственного отношения к учению.
6. Особенности организации учебного труда подростков.
7. Я и экзамен: кто кого или шанс найти свой путь.
8. Как помочь детям в воспитании реалистичных жизненных целей?
9. Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание, 10 классе. Как общаться детьми — старшеклассниками
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы