Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы ГИС СОЛО

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Работа с классными руководителями в рамках воспитательной работы

Методическое объединение классных
руководителей – одна из форм методической
работы в школе, дающая прекрасные возможности
для повышения уровня профессионального
мастерства педагогов.

Сегодня востребован не просто воспитатель или
предметник-урокодатель, а педагог-исследователь,
педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества
специалиста после окончания педвуза могут
развиваться только в условиях творчески,
проблемно и технологично организованного
образовательного процесса в школе, причем при
условии, что учитель активно занимается
научно-методической, поисковой, инновационной
работой, учится искать свое “профессиональное
лицо”, свой педагогический инструмент.

Методическая работа в школе предполагает
соответствие принципам научности,
гуманитаризации, системности, актуальности и
востребованности. Она должна способствовать
решению задач школы, иметь практическую
направленность.

Для определения содержания и форм методической
помощи педагогам, заместителю директора по
воспитательной работе важно знать не только
профессиональные затруднения каждого классного
руководителя, но и его сильные стороны, его
возможности, склонности и увлечения. Знакомство
с опытом воспитательной работы учителей можно
организовать через собеседование, наблюдение,
анкетирование. Собранный таким образом материал
поможет при составлении картотеки по
педагогическим кадрам.

Представляем вашему вниманию примерный план
работы методобъединения классных руководителей
нашей школы.

План работы методического объединения
классных руководителей МОУ “Загорская средняя
общеобразовательная школа” на 2006-2007 учебный год.

Тема: “Межличностные отношения в
педагогическом и детском коллективах”.

№/п
Тема заседания
Сроки
Ответственные

1
Организационное заседание. Обсуждение
основных направлений системы воспитательной
работы школы.Определение возможных диагностических
исследований учащихся и классных коллективов.Утверждение новой редакции должностной
инструкции и определение перечня нормативной
документации классного руководителя.Утверждение плана внеурочной деятельности
школы и назначение ответственных на новый
учебный год
Август
Заместитель директора по
воспитательной работеРуководитель
методобъединения

2
“Использование педагогических
возможностей в организации условий для
успешного прохождения ребенком этапов его
личностного становления” (семинар).Анализ
учебных мотивов учащихся.Создание ситуации успеха для личностного
развития ребенка.Работа с успешно обучающимися детьми.Обзор методической литературы
3-я неделя октября
Классные руководителиСоциальный
педагогПсихолог

3
“Формирование нравственности,
гражданско-патриотической позиции,
коммуникативной культуры учащихся”.Анализ
диагностики классных коллективов.Изучение нормативной документации.Новые воспитательные технологии,
способствующие реализации концепции развития
“Школы равных возможностей” (мастер-класс
учителей, работающих по программе
“Перспективная начальная школа”).Тренинги.Обзор методической литературы
3-я неделя декабря
Заместитель директора по безопасности
жизнедеятельностиКлассные руководителиПсихолог

4
“Доверительные отношения как
средство педагогической поддержки ребенка”
(“круглый стол”).Анализ открытых классных
часов.Обмен опытом по данной теме.Обзор дополнительной литературы
3-я неделя февраля
Классные руководители

5
Заключительное заседание. Итоги за
год.Смотр-выставка “Портфолио” классов.Итоги работы за год.Примерное планирование на следующий учебный
год
3-я неделя апреля
Заместитель директора по
воспитательной работеРуководитель
методобъединения

Классное руководствоОсуществление классного руководства
педагогическими работниками государственных
образовательных учрежденийОбщие положенияВоспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения. 
Наполняемость классовВ соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:25 и более обучающихся:в общеобразовательных и вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях;в образовательных учреждениях для
детей дошкольного и младшего школьного возраста;в группах учреждений начального,
среднего и высшего профессионального
образования.20 и более человек:в общеобразовательных
школах-интернатах;в образовательных учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;в оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении;до 12 человек:в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;для слабовидящих и поздноослепших
детей;для детей, имеющих тяжелые нарушения
речи;для детей, имеющих задержку
психического развития;для умственно отсталых детей;до 10 человек:в специальных учебно-воспитательных
учреждениях для детей и подростков с девиантным
поведением;в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;для слабослышащих и позднооглохших
детей с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;для имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата;для глубоко умственно отсталых;до 8 человек:для слепых детей;до 6 человек:для глухих детей;для слабослышащих и позднооглохших
детей с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха;до 5 человек:для умственно отсталых детей, имеющих
сложные дефекты.
Цели и задачи деятельности классного
руководителяЦель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося. Задачи классного руководителя:1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.Функции классного руководителяДеятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.1. Организационно-координирующиеРазработка плана деятельности
классного руководителя исходя из анализа,
состояния и перспектив развития классного
коллектива. Прогнозирование результата
воспитывающей деятельности.Установление контактов с родителями
(законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования).Взаимодействие с педагогическими
работниками и иными работниками
общеобразовательного учреждения.Организация в классе
образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива.Организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий.Стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе через
систему дополнительного образования детей
(вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
посещение театров, выставок).Взаимодействие с общественными
организациями, советом ветеранов, заслуженными
работниками образования.Защита, сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей:– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.Организация изучения обучающимися
правил по охране труда, правил дорожного
движения, безопасного поведения в городе, в быту,
на воде.Обеспечение охраны и защиты прав
обучающихся, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей). Сотрудничество с
социальным педагогом.Выявление, учет и работа с детьми
социально незащищенных категорий.Работа с детьми, подростками и
семьями, находящимися в социально опасном
положении.Содействие профессиональному
самоопределению выпускников, осознанному выбору
ими профессии.Ведение документации: классного
журнала, личных дел обучающихся, осуществление
проверок дневников, разработок методических
материалов мероприятий.Еженедельное проведение классных
часов и родительских собраний раз в четверть.Организация дежурства по классу,
образовательному учреждению, столовой,
коллективная уборка школы, помощь детей в
ремонте образовательного учреждения.Соблюдение санитарного состояния
прикрепленного кабинета.Забота о внешнем виде воспитанников.Оперативное извещение администрации
школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
оказанию первой доврачебной помощи.Взаимодействие с каждым обучающимся
и коллективом класса в целом.2. КоммуникативныеРегулирование межличностных
отношений между обучающимися.Установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися.Содействие общему благоприятному
психологическому климату в классе.Оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств. Помощь в
решении проблем, возникающих в общении с
товарищами, учителями, родителями.3. Аналитико-прогностическиеИзучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития.Направление самовоспитания и
саморазвития личностей обучающихся.Определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.4. КонтрольныеКонтроль за успеваемостью каждого
обучающегося.Контроль за посещаемостью учебных
занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителяВ соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:индивидуальные (беседы, консультации,
совместный поиск решения проблемы и др.);групповые (творческие группы, органы
самоуправления и др.);коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:определять содержание и основные
виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед общеобразовательным учреждением;учитывать принципы организации
образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние
условия;обеспечивать целостность содержания,
форм и методов социально значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.Критерии оценки деятельности
классного руководителя
1. Критерий результативностиОтражает уровень социального развития
обучающихся:уровень общей культуры и дисциплины,
гражданской зрелости, нравственности,
воспитанности учащихся;успеваемость учеников класса
(высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
повышения (с учетом реальных возможностей
класса);комфортный психологический климат
обучающихся.2. Критерии деятельностиПозволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:наличие установленной для классного
руководителя документации;ведение документации в соответствии
с требованиями:– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.Организация воспитательной работы с
обучающимися:– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.Активная деятельность классного
руководителя:– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.Работа с родителями:– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.

Про ГИС СОЛО:  КОТОРОЕ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ КАК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ТАК И В ФОРМЕ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

Воспитание детей — рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена ценою
большого труда и заботы, в случае же неудачи —
горе несравнимо ни с каким другим.
Демократ

Сочетание слов «классный руководитель»
понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто
еще учится в ней. Очень часто случается, что все
воспоминания о школе, так или иначе связаны с
именем классного руководителя. Сегодня
существуют разные мнения по этому поводу. Многие
работники образования считают, что классный
руководитель нужен только в том случае, если он
относится к своей работе неформально и
ответственно. А как это сделать? Какие
направления в работе с классом должны стать
приоритетными для классного руководителя? Какие
функции в каждом направлении являются главными?
Какие диагностико-коррекционные методы помогут
сделать это направление работы классного
руководителя эффективным? В последнее время о
проблеме классного руководителя говорится и
пишется много.

Нужны ли школе классные руководители? (см. приложение 1)

Классный руководитель глазами детей и
родителей.

Интересны, результаты социологических
исследований по этой проблеме проводились мною
лично. Они проводились среди детей и их родителей
в обычной средней школе города.

Всего опрошено 1080 человек. 80% ответов говорят о
том, что роль классного руководителя трудно
переоценить, особенно в наше время, когда
родители заняты содержанием материального
положения семьи, попросту говоря, добыванием
куска хлеба, общение с ребенком тратится минимум
времени. Это подтверждают 60% опрошенных елей.
Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете
общению с собственным ребёнком?», родители
приводят следующие цифры: 2 часа в день — 10%; 1 час
— 40%, иные 50% исчисляют время на общение с
ребенком в минутах: 40-60 минут — 30%; минут в день —
20%. Последние 20% родителей объясняют и
оправдывают себя профессиональной занятостью,
увеличением количества рабочего времени.

В то же время 10% опрошенных родителей считают,
что институт классных руководителей себя изжил.
Но анализ опроса показал, что эти 10% — семьи, в
которых либо не работают и сами занимаются
воспитанием, либо ребенок имеет индивидуального
воспитателя в лице гувернантки и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль
классного руководителя, по мнению большинства
родителей, является важной и необходимой.

Как оценивают роль классного руководителя сами
дети? Мнение большинства (70%) десятиклассников,
участвовавших в опросе, можно определить
следующими вызываниями: «классный руководитель
— это человек, который всегда помогает в трудные
минуты твоей жизни», «классный руководитель
знает вой сильные и слабые стороны и помогает их
корректировать и совершенствовать», классный
руководитель помогает вести диалог с родителями
и учителями».

Таким образом, наши дети тоже считают, что
классный руководитель в школе — необходимость.

В сегодняшней школе приоритет отдается
образованию, а не воспитанию, практически
перестали функционировать объединения классных
руководителей, недостаточна
организационно-методическая помощь классным
руководителям.

Серьёзно затрудняют деятельность классного
руководителя высокая наполняемость классов.

Классный руководитель — это
педагог-профессионал, являющийся для
растущего человека:

Работа классного руководителя —
целенаправленная система, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа преды- дующей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя.

Перед классным руководителем стоит задача
интегрировать усилия всех педагогов,
направленные на реализацию этих функций. Для
достижения данной цели необходимо решение ряда
частных задач, связанных с формированием
отношений учащихся со своими сверстниками в
классе, то есть с реализацией
социально-психологических функций.

Главное назначение организаторской функции —
поддержка положительной детской инициативы,
связанной с совершенствованием жизни региона,
микросреды, школы и самих школьников. Иначе
говоря, акцент делается не столько на
организацию учащихся классным руководителем,
сколько на помощь им в самоорганизации. Классный
руководитель организует познавательную,
трудовую, эстетическую образную деятельность
школьников, а также их свободное общение.

Важной представляется реализация функции сплочения
коллектива, выступающая не как самоцель, а как
способ достижения поставленных перед классом
целей. Одной из задач классного руководителя
является развитие ученического
самоуправления.

Третья группа функций выражает требования,
вытекающие из логики деятельности самого
субъекта управления и организации
деятельности учащихся вообще. К ней относятся
следующие функции: диагностическая,
целеполагания, планирования, контроля и
коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает
выявление классным руководителем исходного
уровня и постоянное отслеживание изменений в
воспитанности учащихся. Она направлена на
исследование и анализ личности и
индивидуальности ребенка, на поиск причин
неэффективности результатов и на характеристику
целостного этического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать
как совместную с учащимися выработку
воспитательной деятельности. Доля участия
классного руководителя в этом процессе зависит
от возраста школьников и уровня
сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования
деятельности классного руководителя. Планирование
— это помощь классного руководителя самому себе
и коллективу класса в рациональной организации
деятельности. Назначение плана — упорядочение
педагогической деятельности, обеспечение
выполнения таких требований к педагогическому
процессу, как планомерность и систематичность,
управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество
классного руководителя с коллективом класса.

Организация системной работы с коллективом
класса и каждым учеником.

В последние годы главным требованием к
классному руководителю и его важнейшей задачей
является организация системной работы с
коллективом класса и каждым учеником. Его
работа направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время классный
руководитель заботится о позиции и месте класса
в школьном коллективе, способствуя
межвозрастному общению. Эта работа энергоемка,
энергозатратна, по признанию ведущих педагогов,
наиболее сложна, требует постоянной самоотдачи и
самосовершенствования. В современных условиях
классному руководителю очень сложно бывает
перейти от разнообразных необходимых форм и
направлений воспитательной работы к системной, эффективной
деятельности.

На собственном опыте, я попытаюсь описать
деятельность классного руководителя.

В нашем коллективе решается задача по
внедрению нравственно-эстетических технологий в
учебно-воспитательный процесс, которые помогают
сохранить физическое, духовное и
психологическое здоровье классного
руководителя и создать более комфортные условия
для его деятельности.

Работа классного руководителя начинается с диагностической
деятельности. Почему классный руководитель?
Ведь во многих школах действуют психологические
службы. Однако, каким бы квалифицированным
специалистом ни был школьный психолог, он не
сможет осуществить индивидуальный подход к
каждому из нескольких сотен детей. Его
исследования и рекомендации будут носить общий
характер. В этой ситуации большое значение
приобретает диагностическая деятельность
классного руководителя. Во-первых, как педагог,
он имеет профессиональную психологическую
подготовку. Во-вторых, он работает с относительно
небольшим количеством детей и встречается с ними
ежедневно. Существует много методической
литературы, основываясь на которой классный
руководитель может создать свою систему
диагностики развития личности учащегося и
детского коллектива. Школьный психолог здесь
будет выступать в роли координатора и
консультанта, а также отслеживать результаты
работы и осуществлять необходимую коррекцию.
Система подобных исследований существует далеко
не у каждого классного руководителя. Чаще всего
они проводятся эпизодически, формально, и не дают
ясного представления об особенностях развития
отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней
позволяют классному руководителю не только
хорошо узнать детей и проследить их развитие,
становление как личностей, но и психологической
ситуацией в классе, определять перспективы
дальнейшего развития, методы взаимодействия с
различными группами учащихся и отдельными
учениками.

Диагностическая деятельность по программе
проводится с учетом следующих условий:

Изучение детей и коллектива проводится не
только с помощью специальных психологических
методик, но и путем индивидуальных бесед,
наблюдений, бесед с родителями, учителями.

В этой связи педагогическим советам
общеобразовательных учреждений при определении
функций классного руководителя необходимо в
первую очередь четко обозначить его права,
обязанности и ответственность, соотнося их с
должностными обязанностями других участников
образовательного процесса.

В процессе своей деятельности классный
руководитель взаимодействует:

С учителями-предметниками: совместная
разработка общих педагогических требований и
подходов к детям в учебно-воспитательном
процессе на основе целей образовательного
учреждения; представление интересов своих
воспитанников на педагогическом совете;
привлечение учителей к работе с родителями;
включение обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам: разнообразные
предметные кружки, факультативы, выпуск
предметных газет, совместная организация и
участие в предметных неделях, тематических
вечерах и других мероприятиях.

Про ГИС СОЛО:  БИЛД НИКАНА ПРАЙМ 2021 И NIKANA PRIME BUILDS GUIDE

С педагогом-психологом классный
руководитель изучает индивидуальность
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро — и макросоциум. Классный руководитель
координирует связь педагога-психолога с
родителями, их консультативную, терапевтическую
поддержку. При поддержке педагога-психолога,
классный руководитель анализирует развитие
коллектива класса, определяя познавательные,
творческие способности и возможности
воспитанников. Помогает ребенку определиться в
выборе будущей профессии; координирует выбор
форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования.
Взаимодействие с ними помогает использовать всё
многообразие системы дополнительного
образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих
воспитанников, стимулирования их
самоопределения, саморазвития и самовоспитания,
желания расширить зону общения; поддерживает
допрофессиональную подготовку учащихся.
Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие,
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором. Согласуя
совместную деятельность, классный руководитель
привлекает его к проведению мероприятий внутри
класса, организует участие обучающихся своего
класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом, призван быть
посредником между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных
кризисов обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный
руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив,
реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

После проведенной диагностики и определения
цели и задач воспитания, классные руководители
выбирают тему воспитательной работы, реализация
которой становится первым кирпичиком для
формирования системы воспитательной работы в
классе и составления воспитательной программы.

Очень важным стимулом является возможность для
классного руководителя поделиться наработанным
опытом, рассказать о победах и неудачах. В рамках
этого правления для классных руководителей
проводится мастерская «Причины моих неудач в
воспитательной работе».

В нашем коллективе практически каждый классный
руководитель пытается составить Паспорт
класса, в который вносятся:

Такой документ позволяет вести мониторинг
успешности воспитательной работы в течение
нескольких лет. Очень важным для работы
классного руководителя в современных условиях
является оперативная работа с информацией, ее
систематизация и сохранение.

С этой целью в школе проводятся занятия по
обучению классных руководителей основам с
различными компьютерными программами. Это
облегчает работу и сохраняет врем классного
руководителя .

Новым начинанием в нашей школе в рамках
проводимого интеллектуального марафона стало
оформление порфолио учеников, которое содержит
информацию о всех победах учащегося в конкурсах,
олимпиадах и соревнованиях в школе, городе и
крае, как интеллектуального, так и творческого,
спортивного характера. Эта работа очень важна
для ученика сегодня в системе предпрофильной
(профильной) подготовки; является стимулом для
ученика для подготовки к будущей профессии.

Общешкольные традиционные мероприятия и новые
творческие начинания также помогают
координировать деятельность классных
руководителей. А степень и качество участия
класса во всех делах школы отражаются в
специальной схеме-таблице, которая является
своеобразным зеркалом и дает возможность
каждому классному руководителю для самоанализа
собственных удач и причин их отсутствия.

Эффективная работа классного руководителя
немыслима без тесной связи с родителями. На
уровне класса это подготовка родительских
собраний, различных мероприятий, на уровне школы
— проведение родительских лекториев, которые
готовят классные руководители совместно с
различными специалистами, в т.ч. школьным
психологом, социальным педагогом, врачом,

администрацией школы. Материал таких лекториев
очень полезен классным руководителям для
аналитической деятельности, а родители, видя не
только общетеоретическую, но и адресную
подготовку, более живо и заинтересованно
реагируют на решение проблем класса и школы.

Одним из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию,
совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей, выработку
близких по сути требований, организацию помощи в
обучении, физическом и духовном развитии
обучающегося. Классный руководитель привлекает
родителей к участию в воспитательном процессе в
общеразовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и за ее пределами.

Кроме того, классные руководители вовлекают
родителей в проведение таких традиционных
школьных мероприятий, как «Все профессии
важны», «Фестиваль цветов», совместно с мамами
и папами к Дню матери, творчества молодых
талантов, Дни здоровья, театрализованные
праздники.

В классе (школе) планируется начать Летопись
ДОБРЫХ ДЕЛ, которые будут совершать не только
учащиеся, но и их родители. «Школа — это семья, где
все нужны друг другу, где нет деления на хороших и
плохих». Да и вся работа, которую ведет классный
руководитель (школа) с родителями, способствует
формированию ответственного родительства не
только за рождение, но и за воспитание детей.
Классному руководителю очень трудно бывает «в
теченье жизни повседневной вершить так много
славных дел», поэтому при умелой организации ему
на помощь приходят органы ученического
самоуправления. Широкое распространение в
общеобразовательных учреждениях получают
разнообразные детские общественные объединения,
способствующие включению детей и подростков в
новые социальные отношения.

В нашей школе — это Совет старшеклассников, который
во многом является координатором и
организатором многих дел в 9-11-ых классах.
Классный руководитель выступает как наставник и
консультант, а при подготовке мероприятия сразу
просматривается системность в работе классного
руководителя или ее отсутствие. Интерес к
проведению х мероприятий подогревается тем, что
при их оценке действует рейтинговая система, что
важно не только для учащихся, но и для классных
руководителей. В 5-7-ых классах существует
общественная организация «Наше время», которая
также способствует вовлечению учащихся в
самоуправление, а классных руководителей в
организацию этой деятельности. Более
действенной стала деятельность классных
руководителей по работе с трудными подростками
и неуспевающими детьми. В нашей школе
существует практика помощи таковым ученикам (с
помощью медико-психологической поддержки
ребенка, работы с родителями, системы этапного
контроля), что позволила резко сократить
количество неуспевающих в течение года. Классные
руководители продолжают работать и общаться с
учениками и после окончания ими школы. В
традициях нашего коллектива — участие
выпускников во многих школьных делах.

А для обеспечения системности анализа,
принятия грамотных решений и постановки новых
воспитательных задач в каждом коллективе должна
быть создана система мониторинга эффективности
воспитательной работы на уровне класса и школы.

Это мое предложение, так как убеждена, что
позволит классному руководителю ставить новые
цели и снова идти вперед, ошибаться и испытывать
радость побед.

Дифференцированный подход, интеграция и
координация педагогического труда, в частности
классного руководителя, определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его
воспитательной системы, уровнем воспитанности
учащихся, их возрастными особенностями,
сформированностью классного коллектива,
качеством предшествующей воспитательной
деятельности.

Классный руководитель после каждой
проведенной работы должен анализировать
собственные удач или причины их отсутствия.
Определив проблемы, классный руководитель может
построить воспитательную работу с классом по
предупреждению и профилактике этих явлений
(причин). Обратившись к трудам
психологов-гуманистов, можно выделить основные
направления гуманистического воспитания. Кратко
их можно сформулировать так:

Мною разработаны советы, рекомендации,
предостережения классному руководителю.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с
воспитанниками должно быть меньше формализма,
больше человеческого общения главное: не
воспитывать ребят, а жить с ними совместной
деятельностью тот отрезок времени, который вам
выпало быть вместе. При этом к воспитанникам
относись так, как хочешь, чтобы они относились к
тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих
способностей к обучению, хотя бы по одному
предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше
больше хвалить и меньше ругать, исповедуй
педагогику успеха — она приносит хорошие
результаты. Силы и время, потраченные на
организацию насыщенной классной жизни, на
культурное развитие учеников, никогда не будет
потрачено напрасно. Главное — найти, какое — либо
интересное дело, в которое ты можешь вовлечь
детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе
прислушиваться, им будет интересно с тобой, а
тебе — интересно с ними. Родитель ребёнка не твой
ученик, не твой враг, а друг, советчик,
единомышленник. Лучшая форма взаимоотношений с
родителями: дети — родители — учитель — семья.
Главное — не жди прямых актов благодарности:
тогда не будет разочарований. Дети в классе — это
твоё отражение: старайся постоянно работать над
собой. Главное — сохраняй молодость души на
долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных,
рядом с которыми должна состояться твоя
счастливая профессиональная карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно
средство воспитания, развития,
совершенствования личности человека, основной
характеристикой которого должно стать
внутреннее чувство свободы и собственного
достоинства.

Опытно экспериментальная работа доказывает,
что система деятельности классного руководителя
в современной школе зависит от:

В ходе опытно экспериментальной работы и
анализа психо — педагогической литературы, мы
выявили, что система деятельности классного
руководителя целиком и полностью зависит от
активного взаимодействия всех участников
образовательного процесса.

Эта проблема требует дальнейшего исследования.

Классное руководство — это не работа, это образ
жизни.

Система работы с классными руководителями

Для того, чтобы воспитательная работа в школе приносила положительные результаты и подготовила классного руководителя к активному участию в методической работе, повлияла на рост его профессионального мастерства, необходимо:

Про ГИС СОЛО:  Навигатор доп образования московской области официальный сайт

— ознакомить классных руководителей с направлениями воспитательной системы школы;

— ознакомить классных руководителей с должностными обязанностями.

Задачи деятельности классных руководителей в воспитательной работе:

— способствовать формированию интереса и стремлений классного руководителя к активной творческой деятельности в своем классе;

— формировать потребность в качественном проведении любого внеклассного мероприятия;

— развивать коммуникативные умения педагогов, умение работать в системе «учитель- ученик- родитель».

Работа с педагогическими кадрами

Социальный паспорт класса
Сентябрь
Социальный педагог

Мониторинг воспитания
Октябрь
апрель
Зам. директора, педагог-психолог, рук. МО Кл. рук.

Подведение итогов деятельности классных коллективов за полугодие
январь
Кл.руководители
Зам. директора
Рук. Мо Кл. рук.

Анализ воспитательной работы класса за год.
май
Кл.руководители,.
Зам. директора
Рук. Мо Кл. рук.

Руководство и контроль за организацией воспитательного процесса.

Месяц
Объект
контроля
Что проверяется, цель проверки
Форма контроля
Результат

Сентябрь
Классные руководи-тели
1 – 11 кл.
Содержание планов воспитательной работы
Цель: проверить соответствие содержание планов классных руководителей возрастным особенностям обучающихся, актуальность решаемых задач и соответствие задачам школы; умение классных руководителей анализировать работу с классом
Анализ планов, анкетирование обучающихся
Аналитическая справка, выступление на совещание при директоре

дополни-тельное образова-ние
Комплектование групп кружков.
Цель: способствовать работе по наполняемости групп дополнительного образования
Собеседование с учителями
Справка зам. директора по УВР

Октябрь
Классные руководи-тели
1 – 11 кл.
Работа классных руководителей по воспитанию ответственного отношения к учебе.
Проверка дневников, посещение классных часов, уроков
Справка зам. директора по УВР

Ноябрь
Классные руководи-тели
1 – 4 кл.
Классные часы.
Цель: познакомиться с системой проведения классных часов в начальной школе, с их содержанием, формой, результативностью.
Посещение классных часов, беседы с обучающимися и педагогами
Информация на планерке директора, зам. директора по УВР, рук. МО кл.рук.

Декабрь
Классные руководи-тели
5– 8 кл.
Классные часы.
Цель: познакомиться с системой проведения классных часов на средней ступени, с их содержанием, формой, результативностью
Посещение классных часов
Анализ соответствующего раздела планов ВР, протоколов родительских собраний, собеседование с общешкольным родительским комитетом.
Справка

Январь
Классные руководи-1– 11 кл.
Работа классных руководителей с семьей.
Цель: проверить наличие и качество взаимодействия классных руководителей и родителей, наличие работы по всеобучу родителей; привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе
 
Анализ соответствующего раздела планов ВР, протоколов родительских собраний, собеседование с общешкольным родительским комитетом
Выступление на педсовете

Классные руководи-тели
5 – 9 кл.
Работа по развитию ученического самоуправления.
Цель: познакомиться с различными формами организации ученического самоуправления в детских коллективах
.
Анализ планов ВР, анкетирование обучающихся.
 
Справка, выступление на МО кл. рук.

Февраль
Классные руководи-тели
9-11 кл.
Работа классных руководителей в помощь профессиональной ориентации обучающихся.
Цель: проверить качество и результативность проводимой профориентационной работы
Анализ соответствующего раздела в плане воспитательной работы, собеседование с обучающимися
Справка, выступление на совещание при директоре

Март
Классные руководи-тели
4 – 9 кл.
Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся девиантного поведения.
Цель: проверить качество индивидуальной работы с детьми девиантного поведения, привлечь их к интересному, плодотворному досугу, к работе кружков, секций.
Анализ документации, анализ посещения обучающимися уроков и внеклассных мероприятий. Собеседование с обучающимися.
Справка. Информация на совещании при директоре

Апрель
Классные руководи-тели
7– 11 кл.
Удовлетворен
ность уч-ся школьной жизнью
Фронтальный: анкетирование
 
Выступление на совещании при директоре

Май
Классные руководители 8 – 9 кл.
Работа классных руководителей по воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся.
Цель: проверить соответствие намеченных в плане мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и проводимой с этой целью работы. Определить результативность.
 
Анализ соответствующего раздела в плане воспитательной работы, анализ проведенных мероприятий,
собеседование с обучающимися
 
Выступление на совещании при директоре

Июнь
Классные руководи-тели
1 – 9 кл.
Итоги и анализ работы за 2010-11 учебный год.
Цель: проверить, насколько выполнен план воспитательной работы на год, оценить качество работы, проверить аналитические умения классных руководителей, руководителей кружков, определить результативность проведенной работы и задачи на новый учебный год
Отчеты классных руководителей, педагогов дополнительного образования, собеседование
Справка, анализ воспитательной работы, выступление на педагогическом совете

График проведения открытых классных часов и мероприятий

На 2010-2011 уч.год

Октябрь— Жарикова Е.А., Малых А.Н.(открытый классный час)

Давыдова Р.А. (открытое мероприятие)

Ноябрь— Хатеновская Е.В.(открытый классный час)

Фокина (открытое мероприятие)

Декабрь— Завалюева Н.К.(открытый классный класс)

Пищулина Е.Б., Зотова О.В.(открытое мероприятие)

Февраль— Олисова Е.Б.., Батищева Г.И..(открытое мероприятие)

Март- Алхимова И.М., Савина И.В.(открытый классный час)

Апрель— Филимонова В.В.(открытый классный час)

Якухняя О.А. (открытое мероприятие)

Тематические классные часы

Октябрь «Профессия — УЧИТЕЛЬ»

Ноябрь «Каждый ребенок имеет право»

Декабрь «С любовью к России!»

Февраль «Защитники Отечества»

Март «Перед матерью в вечном долгу»

Апрель «Все работы хороши — выбирай!»

МАЙ «Великая Победа»

Внеурочная деятельность с детским коллективом

Традиционные школьные дела

Месячник «Внимание, дети!»

1.Праздник «Школа, здравствуй»

3.Выборы школьного самоуправления.

4.Выпуск классных уголков и уголков здоровья.

5.Запись в кружки и секции

6.День здоровья. Осенний кросс.

Месячник «Зелёная школа»

2.День учителя. День самоуправления

3.Неделя родного языка.

6. Осенний бал

Месячник правовых знаний и профилактики правонарушений

2.Встречи с сотрудниками правоохранительных органов.

1.День Конституции РФ

2. Фестиваль сказок

3.Мастерская Деда Мороза

Месячник «Музей и дети»

3.Экскурсии в школьный и районный музеи

Месячник военно-патриотического и профориентационного воспитания

1.Вечер встречи выпускников

2.Конкурс патриотической песни

3.День святого Валентина.

4.День Защитника Отечества.

5. Месячник оборонно-массовой работы

Месячник «В мире прекрасного»

1.Конкурсы красоты 4,5 кл.

2.Неделя детской книги

3. Мероприятие «Прощай зимушка-зима»

1.Юморина — 2011

4. Экологии акции

Месячник воинской славы России

2.Международный день семьи

3. Конкурс на лучшую клумбу

4.Спортивный праздник, посвящённый окончанию учебного года и Дню защиты детей

1. Работа пришкольного лагеря

Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, повышение психолого – педагогических знаний родителей.

Классные – проводить раз в четверть или по мере необходимости, общешкольные – раз в четверть.

Проведение праздников, экскурсии, выставки, походы, выпускные вечера в 4,9, и 11 классах.

1) Управляющий совет школы;

2) Родительские комитеты.

Основные дела по месяцам

— проведение Дня знаний;

— изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива;

— вовлечение педагогического и ученического коллективов к выполнению намеченных задач;

— знакомство с Уставом школы, едиными требованиями к учащимся, правами и обязанностями.

Этапы стартового месяца
 
Ответственные

Семинар классных руководителей «Планирование работы МО на 2010-2011 учебный год». Зам.дир. по УВР, рук. МО

Планирование работы в классах, разработка воспитательных программ. Классные руководители

Организация работы школьной детской организации: — «разведка идей» по классным коллективам о структуре школьной организации «Непоседы»;
— планирование работы на год;
— принятие новых членов в ряды школьной детской организации;
— презентация детской организации;
— организация работы органов ученического самоуправления: совета командиров, совета старшеклассников, школы вожатых.
Ст. вожатая

Составление социальной карты школы. Соц. педагог

6.Организация работы школьных кружков, секций.
Зам. по УВР

7.Выпуск классных уголков
Кл. рук.

Содержание работы
Сроки
Класс
Ответствен.

Общешкольные мероприятия.
Месячник «Внимание, дети!»
1) Праздник «Школа, здравствуй!»
 
 
2) Выборы активов классов, оформление классных уголков, распределение дежурства по школе, беседы с уч-ся о внутришкольном распорядке, о нормах поведения в школе
 
 
3)Конкурс на лучший букет цветов.
 
 
 
01.09
 
1-е две недели сент.
 
3-яя неделя
 
 
 
 
1-11
 
 
1-11
 
 
 
Админ-я
 
Кл.рук
 
Ст.вожатая

Нравственно-правовое воспитание
1) Беседы, кл.часы: «Правовая культура как составляющая общей культуры личности», «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности», «Правовые основы в ученическом коллективе», «Добро и зло. Причины наших поступков» и др.
 
2) Составление социальных карт классов:
— выявление и составление документации по социально-опасным семьям, малоимущим, малообеспеченным, неполным;
— составление и дополнение информацией профилактических карт детей-сирот, стоящих на учете в ПДН, ВШУ;
— выявление учащихся, склонных к правонарушениям, прогулам по неуважительным причинам – список детей «группы риска».
 
3)Благоустройство территории
 
 
В течение месяца
 
 
В течение месяца
 
15.09.-15.10
 
 
 
1-11
 
 

1-11
 
 
1-11
 
 
 
Кл.рук.
 
Соц.пед., инсп.
по ОПД
Кл.рук.
 
 
Кл.рук

Физкультурно-оздоровительная работа.
Санитарно-гигиеническое воспитание.
Мероприятия в рамках месячника «Внимание, дети!» (по особому плану)
1) Легкоатлетический кросс
 
 
2)Выставка рисунков «Осторожно, дорога!»
 
3)Выставка книг «Подождешь минуту – сбережешь жизнь».
4)Викторины по ПДД.
 
5)Беседы, классные часы по профилактике ДТП
 
 
6) Бесед, классные часы на санитарно-гигиенические темы:
«Красота, здоровье, гармония», «Если хочешь быть красивым, бегай, если хочешь быть умным, бегай, если хочешь быть здоровым, бегай», «Питание и здоровье» и др.
7) Экологические рейды «Самый чистый класс!
 
 
 
2-я неделя сентября
2-я неделя сентября
До 11.09.
 
До11.09.
 
Посл.неделя сентября
 
 
В течение месяца
 
 
5-11
 
2-11
 
 
1-4
 
 
1-11
 
1-11
 
Уч. физ.к.
 
 
Уч. ИЗО
Библ.
 
Ст. вож.
 
Кл.рук.
 
Кл. рук.
 
Адм.

Деятельность
детской школьной организации «Непоседы»
(по особому плану)
 
 
Вожатая

Месячники: «Зеленая школа»,

Оцените статью
ГИС Соло