Психологические методики для детей группы риска

Психологические методики для детей группы риска ГИС СОЛО

КОПИЛКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСК. Методическое пособие пос. Нижний Куранах 20172018г

Единственный в мире Музей СмайликовСамая яркая достопримечательность Крыма

Социальное пособие по безработице в РФ.docxметодическое пособие Все что тебя касается по профилактике 14-1ПРОВОД ПУТИ ГОЛ МОЗГА ПОСОБИЕ 1.docВертеброневрология Уч пособие 2021.pdfучебное пособие.docxУчебное пособие по ИИСиТ (ТГТУ, 2020).docОператор товарный — пособие.docИнформационные системы АТП. Методическое пособие КР 2023.docУчебное пособие_КИИ.docxМетодическое пособие по обучению интегрированным предметам «каза

1     3   4   5   6   7   8   9   10   11

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ

Поэтому первый этап диагностики трудного — это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе — анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Анкета «Определение детей группы риска»

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

часто перекладывая его на других

Ответ «да» на вопросы:

Ответ на вопросы:

Анкета по выявлению вымогательства в школе для учащихся 2-6, 7-11 классов

Анкета (2-6 класс)

Анкета (7-11 класс)

Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

методы и приемы работы классного руководителя

ДиагностикаВозможные причиныФормы, Рекомендации педагогамГибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения –

склонность к обману

ДиагностикаМетодика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.Возможные причиныФормы, методы и приемы работы классного руководителяРекомендации педагогамРекомендации родителям Нарушение поведения —

ДиагностикаВозможные причиныФормы, методы и приемы работы классного руководителяРекомендации педагогамРекомендации родителям

Диагностика6.  Тест тревожности Филлипса.Возможные причиныФормы, методы и приемы работа классного руководителяРекомендации педагогамРекомендации родителям  Нарушение поведения –

уход из дома, склонность к бродяжничеству

ДиагностикаВозможные причиныФормы, методы и приемы работы классного руководителяРекомендации педагогамРекомендации родителямУчет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.

Памятка для родителей и учителей

Трудности в общении с ребенком и пути их устранения

Типы плохого поведения. В чем проявляется.Как исправить поведение ребенка

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

РекомендацииПедагога – психолога

1.привлечь к себе вниманиеНоет, шумит, встревает в разговор, не слушается Обращают внимание и раздражаютсяПрекращает на время, затем снова начинает2. показать, что имеет власть над другимиОтказывается делать то, что от него хотятПытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердитьсяУпрямится или усиливает неповиновениеИзбегать борьбы за власть3. отплатить, отомстить, взять реваншВредит или портит вещи, может оскорбитьСчитают ребенка подлым и злым, чувствуют гневЧувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за этоНе показывать свой гнев и обиду4. продемонстрировать свою неспоспособностьНеспособен научиться сам. навыкам, требует помощиСоглашаются с тем, что р-к ни на что не способенОстается беспомощнымПоверить в спос-ти и возможности р-ка

Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.

Воспитательные методы и приемы

Контролировать себя и свои действия

Способ компенсации за свою безрадостную

Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты

— отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.• Непедагогичные методы воспитания. • Недостаток родительского внимания. • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. • Преобладание наказаний над поощрениями• Не ругать, не читать нотаций часто. • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. • Проявлять любовь и внимание — действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другимгнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи• Авторитарный стиль воспитания.• Деформация системы ценностей членов семьи.• Упущения в нравственном воспитании детей.• Подражание героям кино- и видеофильмов.• Чувства голода и усталости. • Чрезмерное количество ограничений по отно­шению к ребенку.• Стремление самоутвердиться• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. • Вовлекать в межличностные отношения.• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре­одоления эгоизма.• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,• Проявлять любовь  -неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслуСердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.• Игнорирование интересов и потребностей ребенка. • Утверждение родительского авторитета силой• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.• Не унижать ребенка.• Не применять принуждения.• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время, • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. • -прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведенияБурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью• Неосторожно сказанные слова членов семьи,• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.• Отрицательная реакция родителей на капризы.• болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь.• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. • Перевозбуждение нервной системы ребенка• Разумно организовать режим дня ребенка.• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. • Проявлять умеренную требовательность.• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. • Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник впечатлений.• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.• Проявлять любовь(греч. hy­per — сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системыЧрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)• Употребление матерями алкоголя и наркоти­ков в период беременности. • Осложнение беременности и родов, • Соматические заболевания в ранней детстве. •  Физические и психические травмы.• Нарушения центральной нервной системы• Стрессы и переутомление матери• Разумно организовать распорядок дня.• Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.• Упреждать конфликтные ситуации. • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. • избегать частых наказаний  -скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительностьНеразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность• Авторитарный стиль семейного воспитания.• Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.• Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). • Проявлять ласку и любовь — чувство сильного возмущения, негодования      Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений• Неудовлетворение потребностей ребенка.• Оскорбление.• Применение принуждений и наказаний.• Нарушение этики взаимоотношений и общения.• Несправедливое отношение к ребенку.• Состояние болезни•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.• Не наказывать.• Оставлять на время в покое.•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева   — склонность ребенка к физическим столкновениям, драке      (Насильственные действия по отношению ко младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе   • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.•Соперничество между детьми.• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка • Выяснить причины драки.• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.•Лишать на время телевизора, компьютера.• Давать поручения по дому.• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей — склонность воровать чужие вещи и деньги       В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов• Мечта ребенка иметь заветную вещь.• Желание сделать подарки друзьям.•Стремление укрепить свое положение (ста-тус) в коллективе ровесников.•Месть родителям за невнимание, недостатоклюбви к нему.• жизнь в детском учреждении.• Способ самоутверждения в жизни.•Выполнение требований взрослых • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.• Не вешать ребенку ярлык «вор», тем самым унижая его достоинство.• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.• Не предрекать будущее.• Не применять физическое наказание  —  намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности         В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин         • Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.•Желание доказать свое превосходство над кем-то.• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.•Приспособление.• Симуляция болезни• Избегать запретов и наказаний.• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.• Не лгать              Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне•Потеря любимой игрушки, вещи, животного.• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.• Смерть родителя (родителей), других членов семьи    • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины

Про ГИС СОЛО:  § 11. Каковы особенности изучения эффективности работы классного руководителя?

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся «группы риска».

Психологические методики для детей группы риска

Тест «Опросник Айзенка» — направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка — интравертность—экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный материал: 60 вопросов и бланк ответов.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю во­просы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две ко­лонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается ин­струкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1—1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, ска­зав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окон­чания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущен­ный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитыва­ется количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал — экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на осно­вании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противо­положном ответе — 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству — экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на пер­вый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одно­му баллу. На вопросы 3 и 11 — ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наобо­рот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов но каждой шкале.

1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия» — 24(19+5).

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов — интравертированны. Для экстра­вертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелатель­ны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хоро­шо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей также характерна импуль­сивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети — более закрыты, они труднее налаживают контак­ты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застен­чивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреть­ся в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

2.      Максимальное количество баллов по шкале «нейротизм» — 24.

Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально не­устойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями — обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмо­циональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

3.      Максимальное количество баллов по шкале «лживость» — 12 (5 + 7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5—6. Дети, набрав­шие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высо­кая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Одна­ко эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учиты­вать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента челове­ка. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором пока­зано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На пра­вой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости облада­ют неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальны­ми знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, аг­рессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль обще­ния) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе может привести к уходу от об­щения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связа­на со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельст­вах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

Про ГИС СОЛО:  План диагностической работы для учащихся 8 классов по русскому языку приложение

Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое ко­личество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повы­шенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравно­вешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального разви­тия личности всех детей.

Из опыта работы пораннему выявлению детей группы риска

учитель начальных классов

Материал содержит игры, тесты, методики по раннему выявлению детей группы риска

Ткачева Ирина Петровна

МОУ СШ № 22

г.Волжского Волгоградской области

«Из опыта работы по раннему выявлению детей группы риска»

Учащиеся группы риска – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны учителей и других специалистов. Учителя начальных классов постоянно проводят работу по выявлению детей « группы риска» и для этого определили следующие критерии (слайд №1)

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Поэтому в нашей школе разработана система деятельности по раннему выявлению детей группы риска.

Основными направлениями в работе педагогов являются:

1.Изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде.

2.Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.

3.Определение уровня обучаемости.

4.Изучение состояние физического здоровья ребенка.

5.Установление степени искажений духовных потребностей.

6.Изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска изучения:

— изучение школьной документации

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа, опрос мнений

-наблюденияна уроках, внешкольных мероприятиях, в семье

-методы педагогической диагностики

-методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс

Первоначальную информацию о неблагополучии ребенка в семье, школе дают психолого-педагогические карты учащихся и социально-психологические характеристики семей, которые заполняются на каждого учащегося в начале учебного года классными руководителями. В сентябре в каждом классе проводится диагностика уровня воспитанности по методике Капустина. По результатам диагностики выявляются дети группы риска, составляются списки на 1 четверть.

Но на этом выявление детей группы риска не заканчивается, так как нельзя на основании трех методик изучить личность школьника. Выявление учащихся группы риска ведется в течение всего учебного года регулярно и систематически иосуществляется комплексной методикой, которая включает в себя:

Во-первых,изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений.

В-третьих,проведение педагогической диагностики:

Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);

Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);

Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);

Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

2)самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

3)игры, направленные на самопознание;

Игра «Чудо – мастер»

Основная игровая задача: игра формулирует проблему, которая открывает перед каждым участником множество вариантов для выбора. Это поможет каждому задуматься над тем, что для него является самым важным в жизни, выстраивая собственную шкалу ценностей.

Ведущий раздает участникам листки, на которых перечислены 14 чудо – мастеров. Каждый участник работает самостоятельно и выбирает 5 чудо – мастеров, которым он дает высшую оценку, это те пятеро, чьи дары он больше всего желал бы получить. Затем каждого участника просят выбрать еще 5 специалистов. Остается группа из 4 менее желанных мастеров. Далее начинается дискуссия. Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями по поводу наиболее и наименее желанных мастеров. В заключении ведущий задает сложный вопрос: «Что вы сами делаете сейчас, чтобы достичь того, что 5 чудо-мастеров могли бы сделать для вас?»

Идея игры в том, что каждый из нас является чудо–мастером. К каким чудесам мы стремимся? С чего мы начинаем? Чем мы можем помочь друг другу?

Рабочий лист каждому участнику.

Вот группа из 14 выдающихся специалистов, оцениваемых как чудо – мастеров. Представим, что они согласились продемонстрировать вам свое мастерство. Вы сами должны решить, кто из них может дать вам то, что более важнее в жизни именно для вас.

1.​ знаменитый хирург, делающий пластические операции. Благодаря новой безболезненной технологии, он может добиться того, чтобы вы выглядели так, как вы хотите. Ваш идеал внешности может стать реальностью.

2.​ специалист по выбору места учебы и работы. Место учебы и работы расположены в том месте, которое вы выберете, будут ваши.

3.​ специалист гарантирует вам долгую жизнь (до возраста 200 лет) и замедленный процесс старения. Например, в возрасте 60 лет вы будете себя чувствовать как в 20.

4.​ специалист обеспечит вам идеальное здоровье и защиту от заболеваний в течение всей вашей жизни.

5.​ специалист в области отношений с родителями. Он гарантирует, что вы никогда не будете иметь никаких проблем с вашими родителями. Они примут ваши ценности и ваш образ жизни. Вы будете свободны от контроля и насмешек со стороны ваших родителей.

6.​ специалист гарантирует, что вы никогда не будете иметь неприятности с властями. Он обеспечит вашу неприкосновенность и свободу от любого контроля со стороны школы, милиции, правительства (включая армию).

7.​ специалист гарантирует, что вы будете иметь друзей, каких захотите сейчас и в будущем. Вам легко добиться расположения тех, кто вам нравится.

8.​ специалист разовьет ваши способности и интеллект. Вы будете свободно решать самые трудные интеллектуальные задачи. Эта способность сохранится в течение всей вашей жизни.

9.​ специалист гарантирует, что вы будете богаты. Он предлагает вам программу получения миллионов в течение нескольких недель.

10.​ специалист сделает из вас превосходного лидера. Вас будут слушать. На вас будут смотреть, вас будут уважать все окружающие вас люди.

11.​ специалист поможет вам быть для всех симпатичным и навсегда избежать одиночества.

12.​ специалист-гадалка. У нее вы получите ответы на все вопросы о вашем будущем.

13.​ специалист гарантирует, что вы узнаете самого себя, обретете чувство собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе.

14.​ специалист научит вас понимать свои желания. Вы будете всегда знать, чего вы хотите, и вас не смутят никакие сложные проблемы нашего времени.

4) тесты (проективный тест «Три дерева»)

Характеристика теста «Три дерева»

Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам ребенок и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей.

Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого.

Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.

Про ГИС СОЛО:  ПРИВЕДЕНЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когда ребёнок завершит работу над заданием, исследователь обязательно должен сказать тёплые слова по поводу нарисованного, похвалить ребёнка за то, что он справился с поставленной задачей. Поддержка малыша — один из важнейших моментов тестирования рассматриваемого типа.

Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом. У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству.

Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

Как называются деревья? Какому ты больше всего симпатизируешь? Почему тебе это нравится больше других? Какое из деревьев моложе (старше) остальных? Какое самое красивое, по твоему мнению? Какое некрасивое и почему? Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

Разговор с ребёнком — обязательный этап тестирования

Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Очень важным моментом может стать вопрос о том, почему ребёнок нарисовал не три, а два или одно дерево. Отсутствие отца или матери, конфликт в отношениях может выразиться на рисунке в виде «недостачи» одного (или двух) деревьев.

Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи. Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь).

Образец протокола тестирования

(Алгоритм по проведению методики «Три дерева»)

1. Беседа с ребенком. — какая у тебя семья: — как кого зовут, сколько кому лет: Мама ____________________________________________________________________ Папа ____________________________________________________________________ Братья, сестры _____________________________________________________________ Бабушка _________________________________________________________________ Дедушка _________________________________________________________________ Другие ___________________________________________________________________ — кем работают члены семьи: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ — какая квартира, есть ли у тебя своя комната: __________________________________________________________________________ 2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами. 3. Беседа по рисунку: — Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами? — А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?) __________________________________________________________________________ — Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)? __________________________________________________________________________ — Какое самое маленькое? __________________________________________________________________________ — Какое самое молодое? __________________________________________________________________________ — Какое самое старое __________________________________________________________________________ — Какое дерево самое красивое? __________________________________________________________________________

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо) __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

Обработка и интерпретация результатов проективного теста

Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитываются:

 рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);

 ответы на вопросы исследователя;

 ассоциация деревьев с родственниками;

 предлагаемые ребёнком действия с растениями;

 поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.

Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье

Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится дерево, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).

Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть «исключены» из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.

Деревья могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.

Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.

Рассматривая нарисованные деревья, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.

Интерпретация оттенков рисунка

Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого

Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:

 Красный цвет может означать одновременно любовь, вдохновение, агрессию, ненависть, предчувствие или состояние опасности.

 Синий цвет является воплощением дисциплинированности, разумного начала, верности с одной стороны и иррациональности и безумия — с другой.

 Когда ребёнок воспользовался жёлтым, то это значит, что он либо открыт, активен, свободен, силён, или же, напротив, завистлив, жаден, лжив и находится во власти какой-либо мании.

 Выбор инструмента для рисования оранжевого цвета свойственен детям радостным и энергичным, но вполне возможно, что такие испытуемые одержимы противоречиями.

 О желании развиваться и расти свидетельствуетзелёный цвет, но в то же время он может быть показателем незрелости или наличия какой-либо болезни.

 Преобладание в рисунках фиолетовых оттенков — внутреннее равновесие, покаяние, обладание сокровенными знаниями или тревога, меланхолия, отречение, беспокойство внутри.

 Символы коричневого цвета — плодородная земля, материнство с одной стороны, грязь, кал и гной — с другой.

 Положительные «стороны» чёрного цвета — достоинство, торжественность; отрицательные — греховность, траур, смерть.

 Белый цвет соотносят с чистотой и гармонией.

 Если ребёнок не выпускает из рук серый карандаш или фломастер, то, вероятно, он подвержен депрессии или у него есть какие-либо недопонимания.

Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы: «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.

Анализ беседы и поведения

Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.

Когда ребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённые изменения в отношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.

Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками. Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.

По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем и психологом заполняется карта наблюдений.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения используется карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем и психологом (демонстрация карты). Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.

И в заключении, хотелось бы отметить, чтопрофилактическая работа с учащимися — процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/252385-iz-opyta-raboty-porannemu-vyjavleniju-detej-g

Также вас может заинтересовать

Психологические методики для детей группы риска

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оцените статью
ГИС Соло