Варианты итогового (устного) собеседования от 10 марта 2021 года.
Для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе можно использовать книги:
Купить ОГЭ 2022. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты. 36 вариантов
Купить ОГЭ 2022 Русский язык. Итоговое собеседование. 36 типовых вариантов экзаменационных заданий
Купить ОГЭ Русский язык. Итоговое собеседование. 20 новых вариантов. Учебное пособие
Характеристика структуры и содержания КИМ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания базового уровня сложности.
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге. Все задания представляют собой задания с развёрнутым ответом.
Книги и пособия для итогового собеседования в 9 классе по русскому языку
Тренировочный вариант итогового собеседования
Варианты устного собеседования 2020
Бланки итогового собеседования 2020 года
Демоверсия итогового собеседования 2022
Для подготовки к устному собеседованию в 2023 году можно использовать варианты прошлого года.
Зачет по итоговому собеседованию является допуском к ОГЭ в 9 классе.
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о прославленном советском легкоатлете, стайере Владимире Петровиче Куце (1927–1975).
О тактике бега на длинные дистанции Владимир Куц получил некоторое представление лишь после того, как случайно прочитал в журнале статью об одном из известных в ту пору советских легкоатлетов.
Весной 1951 года в Сочи он случайно встретился с тренером бегунов Леонидом Хоменковым. Тот специально составил для Куца план тренировок, и уже через год атлет стал чемпионом Советского Союза на дистанциях 5000 и 10 000 метров.
Первое выступление Владимира Петровича Куца на Олимпиаде состоялось 23 ноября 1956 года. В этом забеге бесспорными фаворитами были двое: Владимир Куц и англичанин Гордон Пири. Большинство профессионалов отдавало своё предпочтение англичанину, который незадолго до Олимпиады в очном поединке не только обогнал Куца на дистанции 5000 метров, но и отобрал у него мировой рекорд. Но на этот раз всё получилось иначе: Владимир Куц пробежал 10 000 метров за рекордное время. А его главный соперник Пири пересёк финишную черту только восьмым. Англичанин был сильно измотан, еле дышал, в то время как Куц сумел пробежать ещё целый «круг почёта».
Позднее Владимир Куц окончил институт физкультуры, чтобы стать тренером, и с 1961 года начал тренировать в Москве бегунов ЦСКА.
Критерии оценивания устного собеседования 2022
Варианты итогового собеседования 2021 года
Бланки итогового собеседования 2022 года
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2022 году
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
в МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» Пристенского района Курской области
Подготовила: Вялых Э.Л., учитель русского языка и литературы
10 февраля 19 обучающихся 9 класса приняли участие в итоговом собеседовании по русскому языку, из них 100% участников присутствовали на экзамене. Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл, по критерию П1 – 2 балла. За работу ученик может получить максимум 20 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов. Минимум (10 баллов) получили 2 человека (11%), максимум (17 баллов) – 17 человека (89%).
Уровень сложности заданий базовый. На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут. В процессе проведения собеседования велась аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертами-экзаменаторами непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка. Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет».
Для проведения устного собеседования были подготовлены 2 аудитории, проведено обучение экзаменаторов-собеседников (Бочарова С.В.и Некипелова Л.В. учителя начальных классов) и экспертов – учителей русского языка и литературы Бондаревой Е. В. И Вялых Э.Л. Мероприятие прошло организованно. Нарушений не выявлено, сбоев техники не было.
Анализ результатов устного собеседования по русскому языку:
Задание 1. Чтение текста вслух
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текстаИнтонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
Темп чтения соответствует коммуникативной задачеТемп чтения не соответствует коммуникативной задаче
Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания
Все основные микротемы исходного текста сохраненыУпущена или добавлена одна микротема
Упущены или добавлены две и более микротемы
Фактических ошибок нетДопущены фактические ошибки (1 или более)
Высказывание включено в текст уместно, логичноВысказывание не включено или приведено неуместно и нелогично
Ошибок при цитировании нетЕсть ошибки при цитировании (1 или более)
Грамотность речи (задания 1 и 2)
Грамматических ошибок нетДопущены грамматические ошибки (1 или более)
Орфоэпических ошибок нет или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)Допущены 2 орфоэпические ошибки или более
Речевых ошибок нет или допущено не более 3 речевых ошибокДопущены 4 речевые ошибки или более
Искажения слов нетДопущены искажения слов (1 или более)
Задание 3. Монолог
Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибокПриведено менее 10 фраз и/или допущены фактические ошибки (1 или более)
Речевая ситуация учтенаРечевая ситуация не учтена
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложенияВысказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)
Задание 4. Диалог
Даны ответы на все вопросыОтветы не даны или даны односложные ответы
Грамотность речи (задания 3 и 4)
Орфоэпических ошибок нет или допущено не более 2 ошибокДопущены 3 орфоэпические ошибки или более
Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкцииРечь отличается бедностью и/или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Анализ результатов показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для обучающихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
-искажения в произношении имён собственных и терминов;
-фактические ошибки при пересказе;
-неумение логично включать высказывание в пересказ;
-неумение использовать способы цитирования в речи.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, абзацное членение и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
-ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
-маленький объём монологического высказывания;
-большое количество неоправданных пауз в речи;
Задание 4. Участие в диалоге.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
Выводы и рекомендации: Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы обучающихся показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы недостаточно устойчиво.
Устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении, поэтому необходимо обратить внимание преподавателей на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию.
1. Уровень организации проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9-м классе в 2021 году — высокий.
2. Уровень результатов устного собеседования по русскому языку в 9-м классе в 2021 году — удовлетворительный.
об итогах проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9-х классах МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинска
Итоговое собеседование по русскому языку было проведено 12 февраля 2020 года.
Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Заявленная цель предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные культурологические, социально-экономические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, подробно пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты).
Проверяемые элементы содержания (см. таблицу 1):
1. Чтение текста вслух.
2. Подробный пересказ текста с привлечением цитаты.
3. Создание устного монологического высказывания.
5. Соблюдение норм современного русского литературного языка
Общее время ответа ученика – 15 минут.
Время ответа ученика с ограничениями здоровья – 45 минут.
Всего устное собеседование сдавали 39 учащихся, в том числе 2 обучающихся с ОВЗ. Зачет получили 35 чел. (90 %), незачет – 4 чел. (10 %).
Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий
Общие результаты устного собеседования по русскому языку 2020 года можно увидеть в таблице 1.
ИЧИнтонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста37 (95 %)2 (5 %)
ТЧТемп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче37 (95%)2 (5 %)
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением высказывания
П1Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более) при подробном пересказе12 (31 %)11 (28 %)
П1.Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более) при сжатом пересказе16 (41 %)11 (28 %)
П2Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или более)25 (64 %)14 (36 %)
П3Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено или приведено неуместно и нелогично 11 (28 %)28 (72 %)
П4Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или более)21 (54 %)18 (46 %)
ГГрамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более)17 (44 %)22 (56 %)
ООрфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки16 (41 %) 23(59 %)
РРечевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок37 (86 %)12 (14 %)
ИскИскажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более)27 (69 %)12 (31 %)
М1Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более)35 (90 %)4 (10 %)
М2Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена34 (87 %)5 (13 %)
М3Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)10 (26 %)29 (74%)
Д1Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы34 (87 %)5 (13 %)
Д2Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена34 (87 %)5 (13%)
ГГрамматических ошибок нет // допущены (1 или более)17 (44 %)22 (56 %)
ООрфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок35(90 %)4 (10 %)
РРечевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок35 (90 %)4 (10 %)
РОРечь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции24 (62 %)15 (38 %)
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и на понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины.
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
Задание 1 оценивалось по двум критериям: интонация и темп чтения.
С ним справились полностью 37 человек (95 %).
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого
Объём текста для чтения на экзамене составляет 150–180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Задание 2 оценивалось по четырем критериям: сохранение микротем, фактологическая точность, логичность включения высказывания и отсутствие ошибок при цитировании.
С подробным пересказом справились 12 учеников (31 %); с сжатым – 16 чел. (41 %).
Анализ результатов показал, что подробный пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
Правильность речи заданий 1 и 2
При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
Правильность речи оценивалась по четырем критериям: соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм, отсутствие искажений слов.
Успешно справились с этим 37 человек (86 %).
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: искажения в употреблении публицистической лексики; наличие грамматических и речевых ошибок.
Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо было выбрать определенную тему:
Монолог-описание по предложенной фотографии (описание).
Монолог-рассказ на основе жизненного опыта (повествование).
Монолог-ответ на поставленный вопрос (рассуждение).
Большинство обучающихся выбирали тему №1 (описание фотографии). Одна обучающаяся выбрала тему №3 (рассуждение).
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Задание 3 оценивалось по трем критериям: составление развернутого текста с соблюдением фактологической точности, учет речевой ситуации и смысловая цельность высказываний.
Успешно с этим заданием справились 35 человек (90 %).
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести следующие:
— высказывание нелогично;
— изложение непоследовательно;
— допущены логические ошибки.
В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор – экзаменуемый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление.
Задание 4 оценивалось по двум критериям: развернутость ответов на вопросы собеседника и учет речевой ситуации.
Большая часть обучающихся успешно справились с заданием (34 чел. — 87
%). Были даны развернутые ответы на все вопросы. Речевая ситуация учтена.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника (5 чел. – 13 %).
Правильность речи за выполнение заданий 3 и 4
При оценивании правильности речи заданий 3 и 4 обращалось внимание на следующее:
точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;
правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка;
запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);
точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Как уже было отмечено, большая часть обучающихся использовала в диалоге грамотно построенные разнообразные синтаксические конструкции.
Лишь у пяти человек прослеживалось наличие грамматических и речевых ошибок, нарушение речевого оформления диалога.
Таким образом, лучше всего школьники справились с заданиями 1 (чтение текста) и 4 (участие в диалоге). Труднее далось составление монолога (задание 3). Самыми «проблемными местами» можно назвать подготовку пересказа (задание 2).
Результаты собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
В первую очередь, сюда относится задание 2:
— трудности подробного пересказа – 16 чел. (41 %);
— допускаются фактические ошибки при пересказе – 14 чел. (36 %);
— ключевая фраза зачастую остается забытой – 28 чел. (72 %);
— ошибки при цитировании – 1 чел. (46 %).
При выполнении задания 3 ошибки в непоследовательности высказываний — 29 чел. (74 %) .
Особого внимания заслуживает развитие устной речи у учащихся. Стали звучать полные, содержательные, развернутые ответы у большего количества обучающихся – 34 чел. (87 %).
Учителям русского языка и литературы продолжать работу по развитию навыков монологической и диалогической речи обучающихся.
Монологические высказывания обучающихся должны использоваться на каждом уроке.
Тексты научно-популярного стиля должны читаться на уроках всех предметов.
Учителям русского языка и литературы вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 8 и 9 классов.
Руководитель МО гуманитарного цикла: _________/ Хан Н.П.
Методические рекомендации к проведению
Итогового собеседования по русскому языку в 9 классе
Впервые девятиклассники некоторых российских школ прошли итоговое собеседование по русскому языку в 2017-2018 учебном году. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. Назначение итогового собеседования – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь). Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы состоит из двух частей и содержит 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания итогового собеседования относятся к базовому уровню сложности.
Поговорим о каждом задании.
Отметим, что для чтения на итоговом собеседовании учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объем текстов варьируется в пределах 170–200 слов.
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять (к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).
Критерии оценивания чтения вслухБаллы
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста0
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче0
Максимальное количество баллов 2
Если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста, экзаменуемый получает балл. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче, если время прочтения не превышает более 2-х минут.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса и развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.
Традиционно пересказ является более легким видом монологической речи по сравнению с монологическим высказыванием, так как пересказ придерживается авторской композиции произведения, в нем используются готовый авторский сюжет и готовые речевые приемы.
Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.
Объем текста для чтения составляет 160–200 слов, поэтому в задании 2 учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию учащийся должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено в текст любым из способов цитирования. Учащийся во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время, отведённое на подготовку, составляет 2 минуты. Обратим внимание на то, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе дополнительной информации и включении ее в свой текст.
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказыванияБаллы
П1Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены2
Упущена или добавлена одна или более микротем0
П2Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет1
Допущены фактические ошибки (одна и более)0
П3Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, илиприведённое высказывание не включено в текст во время пересказа0
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)0
Максимальное количество баллов 4
Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*Баллы
ГСоблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)0
ОСоблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,илидопущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)0
РСоблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, илидопущено не более трёх речевых ошибок1
Допущены речевые ошибки (четыре и более)0
Искажений слов нет1
Допущены искажения слов (одно и более)0
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.
При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
При оценивании правильности речи при пересказе должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.
Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками и т.д. Но даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с её повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию её спонтанности, естественности и усилить выразительность.
Во время беседы учащемуся предлагается три темы, из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели.
В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, – о цели. Учащийся выбирает не тип речи, а коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.
Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую задает повествованию событийность.
Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.
Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М)Баллы
М1Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.Фактические ошибки отсутствуют1
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,нодопустил фактические ошибки,и/илипривёл менее 10 фраз по теме высказывания0
М2Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации1
Условия речевой ситуации не учтены0
М3Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)0
Максимальное количество баллов3
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на четыре вопроса, сформулированных в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
Вторым критерием (М2) оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации.
Понятие речевой ситуации включает в себя: сферу речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функционально-смыслового типа речи и стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью; в сфере научной деятельности – научным стилем; в сфере общественных отношений – публицистическим стилем; в сфере официально-деловых отношений – официально-деловым стилем.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым человеком один на один, разговора в семейном кругу.
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.
По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершённости и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, имеют, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее они являются вполне обоснованными, так как учащемуся предлагается план ответа. Важно, что перед участником собеседования стоит задача создать целостный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Оценивание грамотности речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4.
В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (учащийся – взрослый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в «допрос», а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.
По окончании монологического высказывания учащегося собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалога с учащимся.
Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
Да, у собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Не следует читать вопрос, необходимо создать ситуацию естественного общения.
Во-вторых, цель собеседника – эмоционально расположить учащегося к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:
– Чьё мнение для Вас важно?
В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, собеседнику необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается интегрально.
№Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*Баллы
Орфоэпических ошибок нет,илидопущено не более двух орфоэпических ошибок1
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 0
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции0
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
Оценивая правильность речи при выполнении заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
К числу типичных ошибок при выполнении участниками собеседования задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
К числу типичных ошибок собеседников при организации диалога задания 4 можно отнести:
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.